Туризм и спорт в Беларуси. Свободный сайт для планирования событий спортивной и туристической тематики. Здесь те, кто гоняет во всю мощь.
До Лепеля добрался на машине. Неподалеку от железнодорожного вокзала нашел охраняемую автомобильную стоянку.
Собрал велосипед и в 10’30 отправился.
Стоянка находится на улице Чуйкова. Вдоль улицы проходит железная дорога, за которой на пустыре виднеется здание железнодорожного депо XIX века. Здание по своему прямому назначению не используется, сейчас в нем склад, в котором хранится что-то малоценное.
Сохранились остатки железнодорожного пути. Интересно, что здание депо датируют концом XIX века, а железную дорогу Орша – Лепель проложили только в 1927 году для Лепельского укрепленного района. Может быть, раньше здесь была узкоколейка, и в депо жили узкоколейные паровозы.
По улице Чуйкова поехал в стороны вокзала.
Перед вокзалом находится недавно построенная из переделанного жилого дома церковь, в которой происходит торговля сопутствующими товарами. В частности памятниками.
Здание железнодорожного вокзала.
Внутри аккуратно и уютно.
Для тех, кто будет планировать какое либо путешествие (например такое) с использованием железной дороги, сфотографировал расписание поездов.
На этом ферроэквинологический этап моего путешествия закончился. Поехал осматривать Лепель.
Напротив вокзала две водонапорные башни – старая и не очень старая.
Город достаточно большой и совсем не бедный, на улицах нетипичное для райцентра обилие автомобилей. Покрутившись среди едущих во все стороны машин, проехав центр города и прилегающий к нему рынок, решил выбираться в сторону озера. Улочки города сохранили старинную планировку, по городу в изобилии разбросаны маленькие магазинчики, как правило специализирующиеся на какой-то одой категории товара.
Проехал мимо Церкви Святой Параскевы Пятницы 1841 года. Заинтересовавшись, почему Пятницы выяснил в Википедии, что это пережитки язычества. Имел место культ Пятницы, как покровительницы женщин. Так что Робинзон Крузо здесь не причем.
Как известно, царизм в Российской империи жестоко притеснял еврейское население, которое в отместку устроило нам Октябрьскую революцию. В царской России некрещеным евреям запрещалось селиться ближе определенного расстояния от православных храмов. В Лепеле же люди жили между собой в полной гармонии. Прямо через дорогу от церкви находилась синагога. Здание синагоги сохранилось до сих пор, сейчас здесь живут люди.
Снова поехал по узким улочкам строго города.
Местами улочки прерываются многочисленными мостиками, перекинутыми через столь же многочисленные канавы речки и ручьи.
Одна из улочек вывела меня к берегу озера, украшенному протестантской церковью. Из-за открытой двери кто-то громко поносил католическую общину города и настаивал на своём праве верить так, как ему велит совесть.
Проехав ещё один квартал, попал в городской парк.
Дорожка вела меня вдоль берега, периодически открывая маленькие уютные пляжи. Несмотря на воскресный день людей на пляже в парке было мало.
Насколько я понял, горожане предпочитают ходить на большой пляж, который находится на противоположном берегу залива. На пляж решил заехать чуть позже.
Центральная аллея городского парка.
На берегу озера встречает будущих утопленников русалка.
Костел Святого Казимира был основан канцлером Львом Сапегой в 1602 году. Сначала костел был деревянный, после пожара 1779 года построен каменный.
Сохранились надмогилья склепа Льва Сапеги и его жен. В Советское время костел использовался как трансформаторная станция, сейчас успешно возрождается.
Традиционный памятник Папе Иоанну Павлу II перед костелом. Костел без памятника Папе, это как в советское время райком без памятника Ленину.
От костела по улочкам с сохранившейся и аккуратно восстановленной исторической застройкой поехал в центр с целью поискать памятник Ленину.
Здание почты 1902 года на центральной площади.
Тут же подтвердился и Ленин. Вместо традиционных цветов горожане принесли к памятнику похоронный венок.
В Лепеле есть то, чего ещё никак не сделают в Минске – своя пешеходная зона в старом городе.
Среди идущих с пляжа/на пляж людей ощущаешь себя как где-то на курорте.
Из Лепельского озера вытекает река Улла, на которой в 1958 году была построена Лепельская ГЭС.
Электростанция работала до начала 1970-х годов, после чего была заброшена. Восстановлена в 2003г и сейчас обеспечивает половину всей потребности города в электроэнергии.
Для того, чтобы электростанция работала, была построена плотина, которая подняла уровень воды в Лепельском озере на 3, 5 метра.
Город являлся центром Березинской водной системы, по которой осуществлялась доставка различных грузов водным транспортом из бассейна Черного в бассейн Балтийского моря. Интенсивное водное движение продолжалось до начала второй мировой войны. В Лепеле даже училище водного транспорта было. И сейчас город разделен на части множеством рек. Через них проложено множество мостов. По одному из них я поехал посмотреть на городской пляж.
Думаю, что как место пляжного отдыха Лепель вполне неплох. Озеро, вследствие хорошей проточности и большой глубины (средняя – 15-20 метров, местами до 30) чистое, вода не цветет. Пляж тоже на уровне.
Покинув Лепель, отравился в сторону дороги Минск – Витебск. Улица, по которой я ехал, так и называлась – Витебская.
Справа остались постройки предвоенных лет, принадлежащие военному госпиталю.
Дорога М3 Минск - Витебск. По широким обочинам ехать легко, попутный автомобильный транспорт совсем не напрягает.
Ближе к деревне Боровка началось чередование воинских частей, санаториев и каких – то ещё непонятных учреждений с КПП и заборами. Начиная с этих мест, вдоль автомобильной дороги проложена дорожка для велосипедов. Как в Германии. Судя по накату, дорожкой пользуются часто. Видимо, обслуга санатория и воинских частей, проживающая в окрестных селах активно использует велосипедный транспорт.
Вскоре М3 свернула направо, а я поехал по дороге Р114 на Уллу.
По обе стороны от дороги радовали глаз небольшие озера.
Часто попадались попутные и встречные велосипедисты из местных жителей. Ездят они не напрягаясь, подъемы предпочитают преодолевать пешком.
Подъемы действительно там затяжные и достаточно крутые, на этот, который на снимке я под конец заползал на передаче 1-2. Зато в качестве компенсации за подъемами следуют такие же крутые и длинные спуски. Когда скорость на спуске приближалась к 50 км/час, начинал даже понемножку с непривычки бояться.
По пути несколько раз съезжал в сторону посмотреть на маленькие брошенные деревушки.
Здесь, видимо была капличка.
В деревне сохранилось три домика. Всё чистенько и аккуратно. Только людей нет…
Вернувшись на дорогу Р114 я вскоре подъехал к дерене Губино.
Знаки указывают на костел в Губино, Церковь Св. Николая в Макаровщине, и на находящуюся в 5 километрах Троицкую Церковь. Я так и не понял, где Троицкая Церковь находится. Местные тоже ничего подсказать не смогли.
От Костела Святого Антония построенного в 1774 году остались только руины.
На уцелевшей башне видны следы от пуль.
В крипту залезть не представляется возможным, все засыпано.
Здесь и здесь можно посмотреть, как выглядел костел в начале XX века.
Возле костела находится деревенский магазин, в котором кроме товаров первой необходимости (насколько я понял, основным товаром, приобретаемым местными жителями является недорогое вино) можно купить минералку и различные сорта печенья. Местные жители уже не удивляются автотуристам (только за те 20 минут, что я там был, к костелу подъехали 3 машины с путешественниками) но я со своим велосипедом и велоформой вызвал интерес и уважение. Люди там живут достаточно доброжелательные, легко идущие на контакт. Я успел пообщаться с несколькими местными велосипедистами, помочь накачать колесо какой-то даме, после чего одна из девушек под руководством продавщицы освоила цифровую фотосъемку и сфотографировала меня и велосипед на фоне костела.
От Губино до Макаровщины несколько километров на север по асфальту.
Церковь Святого Николая Чудотворца 1886г видна издалека.
Когда то церковь начали реставрировать, но последние лет пять особого прогресса в этом нет, даже дорога к храму начала зарастать.
От церкви открывается красивый вид на озеро Макаровское и костел в Губино.
Объехав по кругу озеро вернулся на дорогу Р114 и приехал в деревню Камень. Ни костела , ни церкви в этой деревне не сохранилось. На заброшенном еврейском кладбище сохранилась необычная для иудеев усыпальница.
Дальше по проселкам направился а сторону деревни Слободка 2-я. Навстречу часто попадались местные на велосипедах. Большей частью они шли пешком, толкая велосипед в гору. На одном из подъемов я тоже не справился. Года до вершины оставалось совсем немного, на передаче 1-1 велосипед на крутом подъеме начал просто выскакивать из под меня.
Ещё немножко проселка и показалась Слободка 2.
От Слободки 3 километра укатанной грунтовой дороги до деревни Бабча, где недавно построили новую церковь.
От Бабчи до Староселья 10 км.
В Староселье я хотел найти каменные кресты, которые судя по сайту radzima.org должны быть неподалеку. Жилых домов в деревне немного, про каменные кресты никто ничего не слышал. Только один человек сказал, что что-то похожее когда –то видел на городище возле деревни Черейщина, мимо которой я проезжал 10 км назад.
В место ожидаемых каменных крестов был вынужден довольствоваться унылыми видами заброшенных деревенских домов.
Посовещавшись по телефону с Андреем Дыбовским пришли к выводу, что скорее всего каменные кресты будут к западу от Староселья, ровно посередине прямой линии до деревни Старое Село, находящейся в Ушачском районе. На карте - километровке обозначено одинокое кладбище в небольшом леске посреди поля. Переехав дорогу Полоцк – Минск решил попробовать добраться туда от деревни Пески. Лесок этот от дороги на Пески виден, но доехать до него невозможно из-за пропитанной водой вследствие обильных дождей участков пашни с последующим небольшим болотом.
От Песков поехал по проселку к направлении деревни Подлобные. По обе стороны от дороги несколько раз попадались маленькие заброшенные кладбища. Никаких деревень или хуторов поблизости не наблюдалось, кладбища, похоже, давно заброшены, даже подъездных дорог к ним нет. Только одиноки кресты грустно смотрят на проходящих мимо.
После Подлобных свернул в сторону деревни с интересным названием.
Дальше до Старого Лепеля скучный асфальт, ничего особо интересного не увидел. Проезжая через деревню Юрковичи обратил внимание на густо заросшее деревьями место а центре деревни, где раньше была церковь. В зарослях громко и активно разговаривало между собой матом местное население, на кого-то собирались воздействовать физически, поэтому останавливаться не стал. Вскоре показался Старый Лепель.
При въезде в поселок стоит указатель на замчище XIV-XV веков. Если поехать по этому указателю, то он приведет в агрогородок. Лучше проехать немного дальше и спросить дорогу.
Правильный путь будет выглядеть так.
Само замчище представляет собой холм с плоской вершиной.
Ничего особого интересного там нет, разве что красивые пейзажи. Дорога идет по вершине холма – полуострова.
В конце полуострова должно было находиться старинное кладбище, возле которого есть ещё один каменный крест. Пролетев с крестами возле Староселья, надеялся, что здесь мне уж точно повезет. Тем более что фотография этого креста в интернете есть. Однако дорога скоро закончилась заболоченным берегом. Совсем недалеко был виден высокий берег, но добраться до него не сложилось. Позже я сообразил, что после строительства плотины Лепельской ГЭС уровень воды в озере поднялся на 3, 5 метра и этот крест стал недоступным без лодки.
Место оказалось совсем недобрым. Внезапно перестал работать фотоаппарат, замерев с выдвинутым объективом, и спустило заднее колесо у велосипеда.
Вытащил велосипед на вершину холма, пока менял камеру в колесе, фотоаппарат снова заработал.
Ещё 6 километров асфальта вдоль Лепельского озера.
Немного прощального катания по улицам Лепеля с рассматриванием недавно построенной церкви.
И вот я на стоянке, где оставил авто. Всего проехал 90 км. Средняя скорость составила 16 км/час (не напрягался, катил в удовольствие), максимальная 50, 5 км/час (это с горки).
Отлично, как всегда....
Спасибо, очень приятный отчёт
Ростислав,
Скоро по мотивам ваших отчетов можно будет книжку-путеводитель выпускать |-))
Спасибо! :)
Скоро по мотивам ваших отчетов можно будет книжку-путеводитель выпускать |-))
зачэм книжку, дарагой, достаточно будет вело версию globus.tut.by (например veloglobus.tut.by)
Очень красиво, спасибо :)
Бывал в Лепеле неоднократно, практически все достопримечательности видел воочию, но сейчас понял, что я ничего не знаю о Лепеле. Большое спасибо за очень позновательный и интересный отчет)
Классные фотки, красивая природа. В Лепельском р-не я провёл 1, 5 года своей жизни (срочная служба в армии). После просмотра отчёта захотелось вновь туда вернуться... В смысле в Лепель, а не в армию :)
Достойный маршрут для повторения....
Спасибо за ссылку... - Как нибудь соберу народ проехать по нему... ( Благо что я бывал какдато в тех местах)