Тундра в центре Европы. Козьянский заказник.

Vetrogon
Автор

Весь 2009-2010 год был густо насыщен какими-то бытовыми событиями. Решение сменить работу, учеба – на частоте походов это отразилось отрицательно. Хотя, была конечно, и двухдневная мультигонка “Палестина”, и Чернявка, и 150-километровая покатушка по Хатынскому лесу... Но.... Как-то без изюминки. Не то. Единственное, что приятно вспоминать, - лыжный новогодний поход в Карпаты, с 2009 на 2010 год, когда в 00-00 мы были на высоте 1500 метров, -15, ветер, салат “Полярный”, глинтвейн “Арктический”. Но это было уже так давно...
Про заказник Козьяны я узнал от Ксюши, во время 8-мартовского похода на болото Великий Мох. Заказник известен нереально марсианскими пейзажами. Такой эффект создают с высоты красное от клюквенника болото в сочетании с множеством небольших озер. Чтобы это все увидеть, туда нужно ехать летом, а не зимой. Значит, нужно дожидаться немокрой погоды.
Лето пришло, неумолимо приближался мой 26й День Рождения, который я никогда не умел толком организовать, созвать народ. Поработать массовиком-затейником, короче говоря. Вот помочь кому-либо – всегда пожалуйста, если идея толковая. А если самому – у меня в таких случаях обостряется хроническая болезнь, под названием “пустянка головного мозга”. Ну это так, легкая самоирония.
Звоню Alex_Digger'у и Halgerd'у. Эти товарищи точно клюнут на идею болот, так как сами уже ходили в Ольманские болота. Да и башни нету у обоих, и на интересные предложения, как правило, отвечают принципиальным согласием.
Старт я назначил на 8-00, в субботу 19 июня на станции Оболь, что между Витебском и Полоцком. Ввиду завала на работе, добирался я туда на ночном поезде Барановичи-Витебск в прицепном вагоне до Полоцка.
Суббота, 19 июня.
Вылупился на перрон в 8-00, тут же из какого-то зауголья выпал Диггер, ночевавший тут со вчерашнего дня. Альгерд... Альгерд позвонил мне еще с вечера, все еще сомневаясь, хочет ли он ехать, будут ли места в поезде, подождем ли мы его, если стопом он не будет успевать. Я сказал, что подождем, но не больше часа, так как предстоят крупные бои. В итоге за ночь Альгерд доехал только до Бегомля, развернулся и поехал на Радугу, под Ивье.
Побродили мы по Оболю, набрали воды, что-то перекусили. Местные жители подсказали нам хорошую дорогу, так как тот зимник, которым хотел пройти я, ничего, кроме жесткого буреломинга нам не сулил.
Через поле и лес мы вышли на трассу Витебск-Полоцк. Пройдя 2 километра, начали искать заход в лес, на который нам советовали попасть. Вход в лес нашли, но видимо не тот и не там, так как тропа очень быстро закончилась, и дальше мы прорывались напролом. Полчища оводней слетаются на свежую кровь. Оголодали, видать, в глуши, уроды. Через километр лес превратился в симпотичное верховое болото, вполне проходимое по щиколотку. На сухие ноги никто из нас изначально не рассчитывал, знали, куда идем. Для жестких участков, где болотного говнолина будет пох...., то есть почти по пояс, я брал костюм химзащиты, здоровый комбез из прорезиненной ткани.
Весело чвякая, начали идти по болоту. Вскоре нарвались на утоптанную тропинку клюквенников, которая вскоре начала поворачивать не туда, куда нам надо было(на Север), а на юг. Тем не менее, мы пошли по ней, в надежде, что на Север она повернет позже. Тем более, что она была размеченная ленточками явно человеческого происхождения. Тем, более, что когда мы на нее стали, на Север она и вела. Но, через некоторое время, пройдя еще километр буреломинга, мы оказались на трассе. Незачет. Однако, от того места в лес отходила обалденная укатанная дорога, правда, местами она напоминала реку. Наверное, именно ее имели ввиду мужики из Оболя.
Дорогу прошли по левому ее берегу. Через некоторое время уровень воды в дороге понизился до нуля, пошли по фарватеру. А вот развилка. Мужики вроде говорили, идти по главной, на Север, но разметка однозначно толкает нас на северо-восток, который, судя по карте, подходит нам больше. Пойдем по менее протоптанной дороге, легких путей же не ищем.
Тропинка потиху превращается в говнолиновую кашу, метров 400 буреломимся через кусты, какой-то тростник. Буреломинг и кустолазинг заканчивается – вот оно, долгожданное болото. Редкие березки, какая-то болотная травка, простор и, что странно, отсутсвие насекомых. Легкий ветерок, солнышко – красота. Идти довольно удобно, почва пружинит, но ноги пока не вязнут, впечатление как от пружинного дивана. Нам нужно попасть на озеро Маринец, а от него уйти на Север на Рассолай. По словам обольских мужиков, весь путь до Рассолая занимает не больше 40 мин от границы леса, если мы не собьемся с дороги. Ну что же, время пошло.
Черт, это же тундра. Такие же, как на севере, карликовые деревца, ветер, мох. Такое впечатление, что мы вообще не в Беларуси. Глушь, суровая северная глушь. Такие же пейзажи я видел в тундре Кольского полуострова. Мрачно, но красиво просто до срыва мозга. Всего в 3 километрах на восток здоровые деревни, оживленный грейдер. В 5 километрах к югу – Оболь, железная дорога. А здесь – огонь, экстаз и полная нирвана. Если что случится - иначе как на вертолете сюда не попасть. Штырит от всего что вокруг по полной программе.
Почва пружинит чуть сильнее, периодически проваливаемся, правда, неглубоко. Пора одеваться. Диггер одевает рыбацкие сапоги, я – костюм химзащиты.
С первых шагов становится ясно, что костюм химзащиты совершенно неудобен для длительной и продотворной ходьбы, стягивает движения и не дает нормально сгибать и разгибать ногу. Но в нем лучше, так как кое-где я проваливаюсь по колено. Засасывает не сильно, если не тупить, то выбираться из трясины легко. Продолжаем идти. С ориентирами все понятно. Я привязался к двум островкам, за одним из них должно быть озеро Маринец. Поэтому наслаждаемся процессом.
Периодически встречаются “окна” с водой, однако они легко узнаваемы и обходимы. Больше забот доставляют грязевые трясины, по которым вроде идется, но в самый неподходяший момент они проваливаются подо мной. Много прошлогодней клюквы, от которой жутко хочется пить. Воды у нас около 2 литров. Планируем дойти до озера Рассолай и там приготовить нормальный обед\ужин. Скорость небольшая, идти становится все труднее, около половины энергии забирает пружинящее болото.
Сели, перекусили, перевели дух и пошли дальше. Времени уже часа четыре дня, скоро будет уже пора и на ночлег становиться. Вот слева остается один островок, и мы забираем вправо к другому. Обходим его, однако предполагаемого озера Маринец за ним нет. Что за нах....? Замечаю небольшой лесок метрах в 300 севернее, возможно озеро прячется там. Идем проверяем – ничего нет, какие-то тростниковые заросли и все. Предположить, что озеро пересохло, мне не позволяет логика и здравый смысл – несколько дней перед нашим походом по всей Беларуси шли серьезные дожди. Значит – моя ошибка в нафигации.
Итак, что же мы имеем? Время – 17-30. Совершенно не факт, что с таким темпом и ориентированием, мы успеем дойти до озера Рассолай. Значит, надо уже понемногу выгребать в сторону дороги, тем более, что в лесу нас явно ожидает жесткий буреломинг. Так и делаем. Берем курс на восток, на пути мы можем наткнутся на озеро Еськино. В принципе, там мы и сможем переночевать. Хотя, в идеале было бы до темноты выгрести на дорогу, и по ней дойти до Рассолай.
Верховое болото, или чистик, как говорят местные заканчивается. На пути появляются коряги, кусты, бревна. Удобная для ходьбы пружинистая почва заканчивается, начинается вода, уровень примерно по щиколотку. Реже – по колено или по пояс. По карте видно, что во время ходьбы мы сильно забираем на север. Через некоторое время выходим на берег озера Еськино. Место неплохое, можно поставить палатку. Но мы поступили иначе.
19-00 Палатку мы ставить не стали, вместо этого решили поробовать обогнуть озеро с юга и выйти на дорогу. Идем.
Через некоторое время довольно неплохой берег заканчивается, начинается любимый буреломинг. Воды по колено, густой кустарник выше роста, насекомусы – в общем, все прелести жизни. Начинается дождь – и вода появляется уже везде. Мысли уже не крутятся, мозг озабочен всего одной задачей – где переночевать?
В 21-00 находим пятачок повыше и посуше, два на полтора метра между двух елок, впихиваем туда палатку. Если за ночь от дождя вода поднимется – поплывем нафиг. Пол в палатке горбатый, неудобный, спать предстоит буквой зю. Однако моральное и физическое состояние организма можно выразить фразой:”Меня зовут По, потому что мне все по....”. С этими мыслями хаваем еду и валимся, как убитые. Итого за день пройдено около 10км. Чистая жесть.
Воскресенье, 20 июня.
Проснулись около 9-00. Чего-то пожевали. Я решил подредактировать процесс нафигации, и идти строго по азимуту, со взятием промежуточных ориентиров, на восток. Идем. Красота просто нереальная, глушь, бурелом, воды по колено. Много оводней. Время от времени проваливаемся по пояс. Но меня прет от этого жутко. Еще бы – в такие гребеня забраться наконец. Алекс говорит, что такой жести у них с Альгердом в Ольманах не было. С благодарностью воспринимаю как комплимент. У меня вообще талант на это дело, причем неосознанный. Если я планирую поход, то блуждания и незапланированная жесть будет однозначно. Даже там, где ее и найти-то сложно. Карма у меня такая, магическая.
Бродим несколько небольших речек, оводы зажирают вхлам. Над каждым из нас одновременно крутится около двух десятков этих злобных тварей. Жарко, в комбезе потно, от этого меня жрут еще сильнее. Романтика. Прет меня от этого со страшной силой.
Вдруг, совершенно неожиданно, болото начинает подсушиватся и плавно переходит в уверенный человеческий лес БЕЗ буреломинга. Моей радости нет предела. Идем по лесу, уже особо не напрягаясь, оводы не плющат. Через метров 200 выходим на самую настоящую лесную дорогу. Гадом буду, двухколейную. Со следами настоящего мотоцикла и резиновых сапог. ПолтерГейтс, не иначе. Откуда в тундре дороги? Однако я далек от мысли, что болотные испарения вызвали у нас синхронные галлюцинации. Поэтому своим глазам приходится верить.
Итого за 2 часа пробуреломились на 2 км. Это было круто. Через примерно километр выходим на поле, с которого видны дома. Деревня, не иначе. Надо срочно идти за водой, иначе от жажды крыша съедет. Разоблачаемся, обсыхаем и проветриваемся. Дуем ветер. Солнце. Лепота. Вот она, жизнь. Настоящая.
Форсируем поле, заходим в деревню. Деревня называлась Заводка. В деревне всего один дом, колодцев нет. В доме одна-единственная жительница деревни. Сказала, что за водой надо идти в
Черенку. А нам, как ни крути, через нее проходить к грейдеру. Заходим в Черенку, набираем воды, умываемся. После этого топаем по грейдеру на Оболь. До Оболя 10 км, у нас 2, 5 часа до дизеля на Полоцк. В Оболе я сдаю билет на ночной поезд из Витебска, доезжаем до Полоцка. В Полоцке выруливаем на трассу, и после жесткого зависания, к 00-00 приезжаем в Минск.

Итог похода – столько впечатлений за 2 дня я не получал уже давно. Пройдено в общей сложности около 20 км. Зато каких!!!

Заключение
Сейчас, сидя за компом с картой, я понимаю, что скорее всего, тот остров, за которым было озеро Маринец, мы обошли справа, а не слева, и углубились на северо-восток. А на работе я полдня приходил в себя, мозг не хотел думать никак. За что и получил молчаливый укор от руководителя.

Фотки - http://picasaweb.google.com/107774834605707882851/Kozjany

Ай да Димка, ай да покоритель болот и буреломов! Приятно всплыло полузабытое чувство от чтения твоих текстов -- сладкое, как глинтвейн на той карпатской вершинке...