Велопоход Словакия, Австрия, Чехия, Польша 10-29.06.2008

Автор
1_51.jpg

I. Справочные сведения о походе

Поход пятой категории сложности проходил по территории Словакии, Австрии, Чехии, Польши по маршруту: г.Братислава – г.Брук – п.Маркт Пистинг – п.Хафнерберг – г.Вена – г.Тульн – г.Кремс – г.Цветль – г.Ческе Будеёвице – г.Милевско – г.Седлчани – г.Прага – п.Крхлеби – п.Нова Вес – г.Йичин – г.Каменна Гура – г.Валбжих. Поход был организован Молодечненским городским туристским клубом.
Протяженность активной части маршрута 883 км. Активная часть похода продолжалась с 12 по 27 июня 2008 года (16 ходовых дней).
Группа стартовала в составе четырех человек.

II. Сведения о районе похода

Маршрут похода проходил по территории четырех государств Центральной Европы. Маршрут начинался в столице Словакии Братиславе, на юго-запад к предгорьям Альп, затем через горы Венский лес к столице Австрии Вене, далее на запад вдоль Дуная пересекал горы Богемский лес, следовал в Чехию на север до Праги, затем на северо-восток через Судеты в Польшу до города Валбжих.
Рельеф района похода состоял из различных участков, от равнинных до горных. Хорошо развита сеть дорог, практически везде асфальт. Местность густонаселенная. Речки и водоемы встречаются достаточно часто, однако вода в них не пригодна для питья, поэтому сразу возникает вопрос приготовления пищи. Оптимальный вариант – набирать в населенных пунктах питьевую воду в бутылки непосредственно перед предполагаемым местом остановки. Ночевать можно и в кемпингах, особенно на территории Чехии, где они встречаются достаточно часто, плата с человека от 2 до 7 ?. Нет смысла возить с собой большой запас продуктов, магазины есть почти в любом населенном пункте. Исключения составляют выходные дни, когда закрыты почти все магазины.
Климат района в летние месяцы довольно схож с белорусским.
Центральная Европа изобилует историческими памятниками. Почти каждый городишко имеет свой замок или крепость. Поэтому посетить все достопримечательности встречающиеся на пути – невозможно. Мы выбрали и осмотрели несколько наиболее значимых исторических и природных объектов. Отдельным пунктом в нашем маршруте нужно отметить Вену и Прагу. В этих городах сотни интереснейших мест, однако, посещение музеев и замков достаточно дорого и занимает много времени. Пришлось довольствоваться лишь осмотром исторического центра.

III. Организация похода

Поход был организован Молодечненским городским туристским клубом. Так как все участники уже были в совместных походах, общий сбор группы не проводился. Все организационные вопросы решались по телефону. Подготовку велосипедов каждый осуществлял самостоятельно. Заранее было определено, кто, что и в каком количестве приобретает.
Маршрут выбирался исходя из следующего:
1) разработка нового маршрута для велотуризма;
2) ознакомление с живописным туристским районом на территории Словакии, Австрии, Чехии, Польши;
3) наличие хорошо разветвленной сети железных дорог позволяющей подъезд к начальному и конечному пунктам похода;
4) приемлемая сумма затрат на организацию похода;
5) знакомство с условиями жизни, историей и традициями народов Центральной Европы;
6) накопление туристского опыта;
7) повышение туристского и спортивного мастерства.
Подготовка к походу началась примерно за пол года до старта. В течение трех месяцев потенциальные участники, кому было необходимо, прошли процедуру замены паспортов. Для разработанного маршрута достаточно иметь Шенгенскую визу. Это дает возможность находиться на территории любого государства входящего в Евросоюз. За два месяца до похода собрано по 130? с каждого участника. Эти деньги идут на оформление виз и медицинскую страховку на время всего путешествия. Наличие страховки обязательно. Кроме этого каждый пересекающий границу должен быть готов предъявить, по требованию, определенную сумму в валюте (приблизительно 50? на каждый день пребывания). Стоимость визы составляет 60?, страховки – 28$, плата за оформление – 45? с человека. Получение виз и страховок в турфирме “ВЛП” занимает около недели. Визы открывало посольство Чехии, так как большая часть похода планировалась по территории именно этого государства. Вместе с паспортом необходимо сдать плату за оформление визы, две цветные фотографии 3, 5х4, 5 (обязательно на светлом фоне и на матовой фотобумаге), справку с места работы с указанием должности и заработной платы за последний год помесячно, справку с места работы о предоставлении отпуска с указанием с какого по какое число, данные о составе семьи и данные о родителях. За неделю до начала похода были получены паспорта с Шенгенскими визами и страховки.
С целью удешевления похода подъезды на начальную и с конечной точки маршрута осуществлялись на электричках (поездах второго класса). Плюс состоит в том, что не надо заранее беспокоиться о билетах (они всегда есть) и можно гибко планировать подъезд к нужному пункту. К недостаткам можно отнести частые пересадки и достаточно утомительную езду при большом количестве пассажиров. Указанный способ подъездов был неоднократно опробован и отработан. Через Интернет было изучено расписание движения поездов и выбран оптимальный вариант.
Путешествовать в горных районах необходимо только на велосипедах имеющих набор передних и задних звездочек. Это могут быть классические горники или харьковские «туристы». Особое внимание необходимо уделить прочности и устойчивости багажника. Перед сложными походами обязательно нужно произвести техническую подготовку велосипедов вплоть до замены сомнительных деталей. Все узлы должны быть смазаны, люфты отрегулированы, спицы подтянуты. Чтобы не испытывать лишнее напряжение седло и руль должны быть отрегулированы персонально. Поход показал высокую готовность техники – за все время была лишь одна несложная поломка.
За пару дней до выезда были закуплены продукты из расчета на 2 дня движения. Учитывая опыт предыдущих походов на запад, были взяты тушенка, сгущенка, сухая колбаса, черный чай, гречка и газовые баллоны на весь маршрут. Указанные товары либо не продаются в Европе, либо слишком дороги. Необходимо иметь с собой мешки для мусора, чтобы не оставлять за собой "следы цивилизации".
Для организации постоянной телефонной связи с группой на один из сотовых телефонов был открыт роуминг. Было использовано зарядное устройство позволяющее заряжать сотовый во время движения от велогенератора и опробованное в прошлом походе. Благодаря этому группа круглосуточно находилась на связи. Стоимость SMS сообщений: входящих – бесплатно, исходящих – 0, 15$, стоимость минуты разговора входящего – 0, 67$, исходящего – 1, 15$ из Австрии и Польши, 2, 03$ из Словакии и Чехии.
Каждый берет с собой около 300 – 350 у.е. наличными (у кого $, у кого ?), на остальную сумму, из расчета 50? на каждый день пребывания, приобретаются дорожные чеки "American Express".

11.06.08
Собираемся в Минске на ОП «Институт культуры» в 00 часов.

2_32.jpg

Электричка на Брест в 00.58, билеты покупаем здесь же в подземном переходе. Кассы работают круглосуточно. Загружаемся, людей почти нет. После трапезы спим под стук колес. В Бресте в 07.20, а в 07.50 отправляется электричка на Тересполь. Быстро покупаем билеты, проходим таможенный досмотр (который заключается только в проверке паспортов) и успеваем на первую электричку. В 08.00 по местному времени мы на Тереспольском вокзале. Надо отметить, что почти все страны Евросоюза требуют наличия 50? на человека на каждый день пребывания. Однако никто из польских пограничников даже не поинтересовался сколько у каждого денег. На 08.35 берем билеты до Кракова, грузимся в вагон 2-го класса для велосипедов и продолжаем путь.

3_24.jpg

На Варшава-Восточная пересаживаемся на поезд до Кракова, который ожидаем всего 30 минут. Снова в скором поезде есть вагон для велосипедов. Существенные сдвиги по сравнению с прошлым годом. В Кракове в 18.20. Сразу на вокзале просчитываем варианты до Братиславы. К сожалению их только 2: с двумя пересадками ехать через Чехию и к полудню быть на месте, заплатив за билет 170 Pl (50?) или ждать утра и в 06.40 ехать до Жилины (Словакия), заплатив по 72 Pl (22?), а дальше на Братиславу местными электричками. Выбираем второй вариант. Покупаем билеты и по очереди расползаемся по ночному Кракову. Прямо на перроне, на лавках расстилаем коврики, спальники и ложимся спать, организовав дежурство по охране вещей и велосипедов.

4_12.jpg

12.06.2008

Утром пакуемся и загружаемся в подошедший поезд. Вагоны двухэтажные, но велосипеды кое-как размещаем.

5_3.JPG

На станции Живец узнаем, что дальше ремонт ж.д. Всех перегоняют в автобусы и везут на следующую станцию. К сожалению, для перевозки поданы только микроавтобусы, куда с велосипедами никак. Полный облом. Принимаем решение проехать 30 км до станции Звардон на велосипедах. Примерно в 09.30 начинаем крутить педали и преодолеваем это расстояние к 14 часам, поднявшись на 360 метров вверх.

6_3.JPG

В добавок ко всему, на этом участке пути происходит ремонт автодороги и половину пути пришлось тесниться в очень оживленном потоке машин рядом с большегрузными самосвалами и дорожной техникой. На станции Звардон нет обменного пункта, а оплата за провозимые велосипеды берется в поезде, но уже за словацкие кроны. Поэтому один человек, налегке, возвращается назад на несколько км к заправочной, чтобы купить немного крон на группу. Садимся в 15.40 на поезд до Жилина и продолжаем путь. В поезде покупаем билеты до Братиславы. В Жилине в 17.40. В 19.40 погружаемся на Братиславу. 3 часа езды и мы в столице Словакии. Ночуем прямо на вокзале. Нашли укромный уголок, поставили велосипеды, вокруг расстелили коврики и завалились спать.

13.06.2008

Подъем в 7.00. Бреемся, умываемся в платном туалете, доедаем последние бутерброды. В здании вокзала есть инфоцентр для туристов (сотрудники говорят по-русски), где можно бесплатно получить карту города и узнать про достойные внимания объекты. Делаем отметку в маршрутной книжке и выезжаем с вокзала

7_4.jpg

в центр Братиславы, в старый город. Осматриваем местные достопримечательности

10.JPG

Готовим обед. Возвращаемся опять в Братиславу к мосту через Дунай. По дороге покупаем в магазине на последние кроны продукты. В 18.00 пересекаем Австрийскую границу. Проверяют паспорта и мы через 2 минуты уже в Австрии.

11_7.jpg

Курс на Берг. Сильный боковой и встречный ветер существенно замедляет движение. За п. Эдельшталь находим укромное место и останавливаемся на ночлег. Готовим ужин, едим и «отрубаемся».

14.06.2008

Подъем в 7.00. Выезд в 9.00. Целый день движемся к подножию Альп. Местность слегка холмистая. На пути часто встречаются деревушки, но магазинов практически нет. Тем не менее, авто и мото салоны встречаются в каждом населенном пункте. Между деревнями аккуратные посадки сельскохозяйственной продукции: виноград, клубника, капуста, зерновые. Тут же у дороги можно купить эти дары земли, причем корзинка клубники, например, стоит дешевле, чем такая же корзинка, собранная здесь же самим покупателем. Это объясняется тем, что покупатель будет выбирать ягоды, а не собирать все подряд. Очень много дорог, можно легко сбиться с нужной. В п. Рорау посещаем местный замок, желающие осматривают картинную галерею.

12_7.jpg

Здесь же в кафе набираем в бутылки питьевую воду для обеда. Обедаем возле дороги, съехав в сторону, в посадке грецкого ореха. После обеда продолжаем путь на запад. Встречающиеся поселки очень похожи, везде очень чисто, аккуратно. Место для ночлега найти проблематично, кругом поля. В п. Соленау, между домами находим тропинку, ведущую на небольшой луг. Здесь останавливаемся на ночлег.

15.06.2008

Ночью шел небольшой дождик, но к утру он прекратился. После завтрака продолжаем путь на запад, в сторону гор. Все время подъем вдоль реки Пистинг. Движение средней интенсивности. Под мостом пересекаем магистраль А-2 на Вену и въезжаем в живописное ущелье. За п. Пойшинг дорога как бы зажата между километровыми горами. Склоны гор покрыты лесом и очень круты.

13_6.jpg

За п. Пернитц останавливаемся на обед, слева от дороги у небольшой речушки. После обеда за п. Муггендорф заканчивается 700 метровый подъем и мы плавно съезжаем в п. Вайзенбах.

14.JPG

Набираем питьевую воду в местном кафе и через 5 км возле п. Хафнерберг, у дороги останавливаемся на ночлег.

16.06.2008

Встали рано, хочется пораньше приехать в Вену и хотя бы полдня побродить по городу. Выезд в 7.40. Через 6, 5 км в п. Алланд сворачиваем направо, на 11-ю дорогу, которая идет параллельно автомагистрали А-21. В 9.30 мы в г. Модлинг – пригороде Вены. Движемся к центру Вены в поисках кемпинга.

15_5.jpg

В хитросплетениях улиц сложно ориентироваться, пришлось воспользоваться помощью местных полицейских. Не без труда находим кемпинг. За сутки 10? с человека плюс 10? за палатку. Оплачиваем за четырех человек и одну палатку (вторую ставим поздно вечером). Вообще в кемпинге можно стать и на «халяву». Нужно было зайти на территорию и некоторое время понаблюдать за порядком оформления и размещения. Размещаемся, моемся, обедаем(есть кухня с плитами).