Туризм и спорт в Беларуси. Свободный сайт для планирования событий спортивной и туристической тематики. Здесь те, кто гоняет во всю мощь.
В связи с приближением сезона и для привлечения людей в тему опишу покатушки, прошедшие прошлой осенью- в сентябре 2009 года.
Мы с женой, и ещё два человека из Новополоцка ездили в Браслав кататься на парусной яхте.
Дорога до Браслава хороша - 130 или 135 километров по живописным уголкам Беларуси по неплохому асфальту проезжаются меньше чем за два часа с умеренной скоросотью. Движение по дороге особой оживлённостью не отличается.
По дороге проезжаешь мимо населённого пункта Дисна и городка Миоры (на пол- дороги).
Сам Браслав - живописный городочек о 10 тыщах населения, расположеный к западу от Новополоцка. Браслав построен на берегу сильноогромного озера Дривяты, в коем в ширину только километров поболе пяти. Причём Браслав занимает меньше половины одного берега озера.
В дальнем углу Браслава сделан великолепный пляж. Правда когда его делали- песок брали (намывали) со дна перед пляжем, поэтому людям, не умеющим плавать такой пляж я бы не рекомендовал. Прочим же- несмотря на более трёх часов пути (туда и сюда)- великолепная альтернатива Суе, Белому и прочим окрестным озёрам.
Впрочем кроме пляжа, туристический Браслав по большому счёту может мало что предложить приезжим. А жаль...
Но сегодня я рассказываю не об этом.
В Браславе есть яхт- клуб. Очень маленький, но настоящий яхт- клуб при спасательной станции. В этом яхт- клубе есть всего одна яхта. С одной стороны это очень мало для настоящего яхт- клуба, но с другой...
В общем так вышло, что я некоторое время назад подружился с одним из активистов этого яхт- клуба :) , и он меня позвал походить на яхте.
Яхта Браславского яхт- клуба имеет в длинну 6 или 6, 5 метров, в ширину около двух. Сделана она из стеклопластика, фабричная, польская. Яхта снабжена опускающимся (и поднимающемся) килем, подняв киль можно подойти к самому берегу- лодка при этом требует сантиметров 20 глубины. На лодке одна мачта из аллюминия и два паруса.
Управляют лодкой из её задней части - из так называемого кокпита. Вот он:
В кокпите с некоторым удобством может разместиться 4 человека (вбить можно и больше, но так так иногда одному- двум человекам нужно переходить с борта на борт для компесации крена яхты- лучше не вбивать).
Для управления яхтой нужно во первых двигать туда- сюда имеющий место быть сзади лодки руль посредством прикреплённой к нему (рулю) деревянной палки. Если кто- то когда- то катался на педальном катамаране- очень похоже.
Во вторых нужно тянуть привязанную к заду большого паруса верёвку (я специально буду выбирать для своего повествования самые простые слова; я знаю, что такое румпель, грот, шкот, галс и в.т., но я понимаю, что не все в детстве читали таких- же книжек). Верёвка пропущена через блок в полу кокпита, и позволяет, помимо прочего, плыть быстрее или медленнее.
Вот, на этой фотке я рулю левой рукой, а в правой у меня верёвка. Её, верёвку, даже немного видно.
Переднюю половину лодки занимает довольно большая каюта. В каюте 6 спальных мест, сидеть там с полным комфортом может человека 4.
Вообще в лодку можно напихать человек 10 - такие случаи бывали. Но по хорошему вместимость её- 5 человек приезжих и яхт- клубский капитан. То есть ехать туда имеет смысл на одной машине.
Мы плавали впятером. Тесно не было, но и без особенного простора.
Плавали мы часов 5 с половиной или 6. Проплыли мы за это время километров 20 - 25 вот по такому примерно маршруту:
У самого берега довольно мелко, и все мы поэтому поняли- почему правильно говорить, что на яхтах не плавают, в ходят.
и
Как только нас отнесло чуть подальше от берега и мы смогли опустить киль- лодка стала управляемой. С опущеным килем парусная лодка плавает не только по ветру, но и в разные другие стороны. Конечно совсем против ветра двигаться невозможно, но при направлении ветра на час (!) лодка медленно, но движется вперёд. Когда ветер на полвторого- два- лодка плывёт весьма быстро (именно этим обусловлена хитрая загзагообразность нашего обратного пути). Быстрее всего лодка разгоняется при ветре сбоку- на три часа.
Отплыв от берега, мы имели ветер как раз на три часа. Но ветер был несильный, и мы поплыли не спеша, осваиваясь с лодкой.
Подплыв к противоположному краю озера (4- 5 км!), мы повернули по ветру. Паруса при этом стали "бабочкой" - в разные стороны.
В дороге нам встречались разные люди
и птицы
Вид на Браслав был крут
На озеро- тоже
Проплыв мимо основательно загаженного бакланами острова
мы оказались в большом мелководном (киль периодически цеплялся за дно и останавливал яхту, приходилось приподнимать киль раза 3) заливе, на берегу которого расположена турбаза.
Причалиивши к берегу и взявши пива, мы поплыли обратно. Для отплывания от берега пришлось применить вёсла. одно весло мы потеряли, но к счастью их на яхте аж три. Поэтому потерянное весло мы поймали через пару минут. Купаться в сентябрьской прохладной водичке не пришлось.
Ну и собственно поманеврировав немного против ветра, с закатом мы вернулись назад.
Ветер за час до заката врода бы как совсем стих, но на самом деле не совсем. Больших парусов лодки хватало для того, чтобы медленно, но без вёсел двигаться к пристани со скорсотью пары километров в час (на глазок). Так что полный штиль- понятие, оказывается, относительное.
Но всё же, для поездки на яхтинг нужно выбирать ветренный день. Много в штиль не наплаваешся. Уж лучше ветер посильнее- польская лодка- хорошая лодка, в отличие от фанерных самоделок волну она держит достойно, за весь день кокпит не захлестнуло ни разу (а волны посреди озера одно время были не очень сильно маленькие).
Поначалу лодка производит впечатление не слишком серьёзное- сядешь с борта на борт- она и наклонится, встанешь- а она под ногами на волнах качается. Но это неправильное впечатление. Поплавав немного понимаешь- это корабль серьёзный, случайно его не перевернёшь. Не восьмиметровик, конечно, но ходить по яхте туда- сюда можно без всякой опаски.
Ну и напоследок- велика вероятность того, что будет и в нашей местности один парусник уже скоро.
Но это уже совсем другая история.
и закаты там красивые
Чтобы не плодить тем- тут напишу.
Первые ходовые испытания самодельной лодки под парус.
По замыслу это одноместная лодка - швертбот для однодневных парусных походов- покатушек по озёрам Ушачской группы озёр.
Лодка недоделана- будет шпаклеваться автошпаклёвкой и краситься.
По результатам испытания будет увеличена высота мачты, переделаны верёвки и всё такое по мелочи.
Но в целом- оно работает. Против ветра на 45 градусов вытягивает вполне уверенно, сделал круг по озеру под парусом без вёсел- вернулся в ту- же точку.
На вёслах - однозначно лучше надувнушки.
До воды едет вот так:
Одному грузить/снимать трудно, хотя вес не сильно велик- кило 40 субьективно. Но неухватистая. В v2.0 будут какие- нибудь специальные ручки.
окончательный вид парусности:
на воде:
нужно передвинуть мачту, ну и наводить товарный вид.
очень лёгкая, мало инерции. поэтому трудно крутить оверштаг. а так устойчивая очень, не слишком резвая, к ветру ходит градусов под 45, потом всё.
следующее плавание уже будет в большом водоёме.