Тур «Русские пришли на Байкал»
«Это море с удивительно прозрачной и приятной на вкус водой… Всевышний создал его в форме двух рогов, соединенных вместе. Оно возникло из подземной расщелины. И стонало оно и всегда, будет стонать вплоть да судного дня. И море это находится в постоянном волнении и реве…»
Таким увидели оз. Байкал русские землепроходцы впервые вышедшие с севера. Идя с Лены и перевалив Байкальский хребет, в 1643 году «под началом пятидесятника Курбата Иванова русские появились на западном берегу озера Байкал и острове Ольхон»
Земли вокруг Байкала населяли племенные группы: булагаты, эхириты, хонгодоры и хори. Кроме этого, проживали многочисленные и разобщенные родоплеменные группы, говорившие на монгольском, тюркском и тунгусском языках.
Первые русские летописи называли эти племена «братскими» народами – позднее образовавшие единую бурятскую народность. Для бурят была характерна вера во множества богов и духов – шаманизм.
Мы предлагаем великолепные туры по Малому морю и острову Ольхон:
Прибыв в г. Иркутск, отдохнув в гостинице и совершив обзорные экскурсии по городу, п. Листвянка, отправляемся по Якутскому (Качугскому) тракту на Малое море, о. Ольхон через столицу Усть – Ордынского национального бурятского округа – поселок Усть - Орда.
По дороге – рассказы о становлении города Иркутска, Иркутской области, Усть - Ордынского округа, знакомство с историей народов которые здесь проживают.
Путешественники увидят множественные следы и признаки шаманской веры: древние обо, сложенные из жертвенных камней, столбы – сэргэ, с развивающимися на ветру разноцветными лентами.
Такие столбы устанавливались вблизи юрт, а также в местах, где совершались подношения духам. С культовыми местами связана традиция, сохранившаяся от древних обрядов жертвоприношения – преподносить местным духам дары в виде пищи, табака, монет, угощать их молочной водкой – надо «брызнуть», для того чтобы в пути и делах сопутствовала удача.
Перед въездом в поселок находится Усть - Ордынский дацан, построенный в 1991г. А на развилки дорог – монументальная скульптура бурятского всадника.
Посещение Историко-этнографического музея (открыт в 1944г.). Знакомство с историей появления бурятского народа, его образом жизни, занятиях, культуре, мировоззрении, религии, улигерах – мифах и легендах. Экспонаты музея не имеют аналогов, они всегда привлекают туристов их разных стран. Это предметы шаманского культа, старинные монеты, украшения невесты и многое другое.
Следуя далее, не далеко от п. Еланцы и в 2 км. от Байкала на правом берегу р. Анги, в ее живописной пойме находится гора Ехэ Ёрдо. У подножия которой проводятся Ёрдынские игры.
В дни праздника буряты узнавали, кто лучше всех скачет на коне, кто сильнее в национальной борьбе, а кто – самый меткий стрелок из лука. Во время праздника на вершину горы поднимаются только шаманы для проведения обрядов, больше никто не имел такого права.
О горе Ехэ Ёрдо существует большое количество старинных народных преданий. В одной из них рассказывается, например, о том, что богач Дали – баян, проживавший в устье Анги, перед играми устилал шкурками белых ягнят все склоны священной сопки Ёрдо, и она становилась белоснежной. А белый цвет с древних времен считается священным среди бурят и монголов.
В 1, 30 час. езды от горы Ёрд и находится Малое море и о. Ольхон.
Размещаемся на одной из туристических баз на побережье Малого моря. Откуда и предлагаются пешие, конные, велосипедные, автомобильные и водные экскурсии:
- К археологическим памятникам Уюга-6, Уюга-9.
- На оз. Курма - бухта Хагден-Холе между мысами Курминский, Хадарта. Осмотр старинного шатрового каменного сооружения неизвестного предназначения. Подъём на мыс Хадарта, осмотр акватории Малого моря, переход на берег бухты за мысом Хадарта.
- На глазной источник.
- В бухту "Радости" на берег залива Куркутский. Скальники мыса Шангутай.
- В знаменитое Сарминское ущелье. Сарма самя крупная из рек (длина 42 км), впадающих в Малое море. По названию реки получил свое название один из самых коварных и свирепых ветров на Байкале. Из долины реки внезапно может подуть ветер до 40 и более м /сек. В месте выхода р. Сармы из ущелья, в 2, 5 км от поселка, у подножия Приморского хребта на левом берегу реки были обнаружены древние рисунки, нанесенные красной охрой. Рисунки расположены на гранитных поверхностях и хорошо просматриваются только после увлажнения.
- В пещеру «Мечта». Экскурсия проходит через залив Шида, и вы узнаете, что раньше на этом месте была деревня. Немного подальше у подножия горы экскурсовод просит туристов взять с собой один или несколько камней и положить их рядом с каменными столбами.
По преданию Бурхан простит вам ваши грехи. А потом по узкой тропинке вы подходите к пещере. Пещера небольшая, но впечатлений хватит до следующего года.
- На ледник. Вы подниметесь на Приморский хребет, откуда открывается великолепная панорама Малого моря с его заливами.
Удивит туристов и то, что летом при 25-30 градусах жары они увидят настоящий лед, который не тает все лето с самой зимы.
Поход не трудный и поэтому будет интересен как молодым, так и пожилым людям. Такой природы и разнотравий вы не увидите больше нигде.
- Приморский хребет. Вытянут вдоль западного побережья Байкала. Максимальная высота – 1728 м (голец Трехголовый) расположена в районе Малого Моря. По мере подъема в горы, степной пейзаж сменяется лесом. Береговая линия почти прямолинейная, выделаются только галечные косы. Приморский хребет в основном одной высоты. Со стороны, хребет напоминает гигантскую пилу, зубьями которой являются торцы боковых гребней, а промежутками – водостоки горных речушек.
С высоты Приморского хребта открывается прекрасный вид на Малое море, его противоположный берег - остров Ольхон.
- Остров Ольхон (паромная переправа на остров может затянуться на 2-3 часа из-за огромного скопления самодеятельных туристов на автомобилях в период с 15.07 по 15.08 – крупнейший остров на Байкале, обзорная экскурсия по рыбацкому поселку Хужир с посещением Краеведческого музея.
Шаман – скалы, одной из девяти святынь Азии (ранее именовалась «камень - храм»), в ближайшей к берегу скале есть сквозная пещера. Раньше в пещере проходили шаманские обряды, а позже в ней находился «Алтарь Будды». Считается, что в этой пещере ранее обитал дух, хозяин острова и всего Байкала – Хан Хутэ – баадай, царь всех шаманов, защитник и покровитель всей шаманской религии северного толка. Из – за назойливости туристов, посещающих без особого почтения эту пещеру, Дух покинул пещеру и мир людей. У подножия скалы сохранился загадочный наскальный рисунок и надпись на санскрипте.
- На гору Грешников.
- К памятнику природы Байкала скале Саган – Хушун. «Белый мыс» - чрезвычайно живописный скалистый мыс, имеющий также название «Скалы три брата», протяженностью около 1 км, сложен из мрамора светлых тонов, густо покрытого красным лишайником.
- Мыс Хобой (по – бурятски «хобой» - клык, коренной зуб) – самый северный мыс на острове Ольхон. Эффектная столбовидная скала, напоминающая внешне острый клык, со стороны моря имеет ярко выраженное сходство с профилем женской фигуры, как на греческих галерах. Существует бурятская легенда, согласно которой это – окаменевшая бурятка, просившая у тэнгриев из зависти к мужу такой же дворец, как и пожалованный ее мужу. Тэнгрии со словами: «Покуда на земле будет зло и зависть, будешь камнем», превратили ее в скалу.
- На восточный берег острова с посещением целебного озера Шара-Нур. Обед на природе. Для любителей возможна рыбалка, и тогда вечером на ужин – рыба на рожнах.
- Остров Огой у побережья Ольхона к Буддийской ступе – само слово ступа означает «опора для подношений». Сам Будда предсказал, что после того, как он оставит этот мир, уйдет в нирвану, проявление его тела, ума, качества не исчезнут, они будут беспрестанно возникать и приносить благо живым существам. Одно из таких материальных воплощений самого Будды и есть ступа, которая силой взаимодействия земли, камней, также четырех великих первоэлементов непосредственно представляет собой состояние Будды. И те существа, которые входят с ним в тот или иной контакт, видят, слышат, обходят его по кругу, совершают подношения, тем самым приобретают огромные духовные заслуги. Это ведет их к освобождению от страданий, достижению состояния Будды, в конечном итоге. Таким образом, одно из выражений самого Будды и есть ступа – материальное отображение его бесчисленных благих качеств.
- А также:
- Незабываемые встречи с шаманами Анатолием Таршанаевым, Валентином Хагдаевым.
Современный шаман сегодня зачастую образован, публикует книги, выступает с лекциями, общается с духами, демонстрирует обряды и святыни, живет в гуще своего народа, переживает все его боли, проблемы, радости, поддерживает установленные традиции, напоминая забывшим о древних обычаях, в определенно установленное время приносит жертвенные подношения духам предков и духам местности.
Сегодня шаман – прежде всего хранитель древних традиций, устного эпического творчества своего народа, знаток обрядов, шаманских молитв и призваний, имен родовых духов, посредник между «средним» миром обыденной реальности и потусторонним духовным космосом. При совершении обряда шаман входит в состояние «онго» - экстаз, хотя и не всегда это состояние сопровождает многие обряды.
- Отдых на песчаных пляжах Малого моря, теплая вода, прогулки по живописным местам побережья, рыбалка не оставят никого равнодушными.