Туризм и спорт в Беларуси. Свободный сайт для планирования событий спортивной и туристической тематики. Здесь те, кто гоняет во всю мощь.
Граница Беларуси на Старом Белорусском тракте
N50 36.010 E30 49.675
На самом деле интересна не эта конкретная точка, а сам тракт - как он проходил, но тут "точечный" принцип систематики.
Ещё в конце 1990-х годов я посетил музей Пушкина в Торжке, где есть Почтовая карта России 1813 г. Выписал себе на бумажку своим корявым почерком названия всех станций от СПб до Могилёва и на сю тему даже опубликовал заметку в "Великолукской правде". http://www.vladsc.narod.ru/publicat/vp1999/vp0714.htm Вот список станций от Усвят: Шершнево, Новый Бор, Сураж, Таконовщина, Витебск, Половики, Бабиновики, Орехи, Орша, Александрия, Шклов, Добрейка, Могилев. Возможно, было бы интересно уточнить, где эти станции были.
Шершнёво - д. Шершни Псков. о.
Новый Бор - м.б. ошибка расшифровки сокращения, а там было Нижний Бор - нынешнее Низкоборье.
Сураж
Таковщина - ничего похожего на карте не нашёл, хоть ещё раз в Торжок едь карту смотреть :)
Витебск
Половики - м.б. описка и это Лососино
Бабиновики - ессно Бабиновичи
Орехи - Ореховск
Орша
Александрия и дальше это уже Могилевская о. М.б. кто что знает, отпишитесь плз.
PS Посетил описанную точку 2 января с.г.: http://vladsc.narod.ru/2012/belarus.htm
Сорри Санта, но мне не понятна уникальность мест, приведенных вами...
Старый Белорусский тракт до постройки нового через Псков - Невель был основной дорогой, связывающей Беларусь (и Украину) со столицей Расейской империи. Именно по нему ездила в Крым Екатерина, затем Пушкин. Много кто. Получается, на перечисленных станциях перебывала куча исторических личностей. Хотя б этим они и уникальны. Плюс достаточно труднодоступны, дорога местами заброшена. Но я не настаиваю, вполне может быть, что больше никому это не интересно. Можно включить в список другие, более поздние станции, на них тоже много кто перебывал. Погребёнку там 54°51'03"N 30°22'11"E (на фото). Или Гришаны 54°40'09"N 30°25'17"E.
Великолукский тракт
Если выезжать из города на север, в деревню Ольгово Вы поедете по улице со старинным названием: Великолукский тракт. Да, до конца 19 века мостов через Двину не было и два перевоза (Барвин и Слободской верстах в двух выше) использовались чтоб выехать из города в сторону Великих Лук и Петербурга. Часть этой дороги известна многим: Витебск - Барвин - Верховье - Сущево - Стырики. Интересно, что и остальная часть дороги, которая и представляет интерес полностью просматривается на генштабовских километровках.
Итак, Стырики - река Овсянка у Тиосто - Дуброво - Ольгово - Зайково - Узкое. Это та самая дорога обозначенная на картах 16-19 века!
Она читается и дальше, до самых Великих Лук, но это далековато и в основном гравий - асфальт.
Таковщина - ничего похожего на карте не нашёл, хоть ещё раз в Торжок едь карту смотреть :)
Не надо в Торжок. Станция Гапоновщина ровно на полдороги от Витебска в Сураж. Есть на трехверстовках - Гапоново.
Есть в письменных источниках: http://fershal.narod.ru/Memories/Texts/Karpov/Karp_1826-1831.htm
Цитата сообщения от santa отправленного 26 Янв, 2012 в 13:56
Таковщина - ничего похожего на карте не нашёл, хоть ещё раз в Торжок едь карту смотреть :)
Не надо в Торжок. Станция Гапоновщина ровно на полдороги от Витебска в Сураж. Есть на трехверстовках - Гапоново.
Есть в письменных источниках: http://fershal.narod.ru/Memories/Texts/Karpov/Karp_1826-1831.htm
По поиску на "Гапоновщина" выдает в основном про Гапона и что с ним связано. Но нашёл любопытный текст о событиях 200-летней давности. Оказывается, в вашей Гапоновщине останавливался даже Король Неаполитанский: http://smolbattle.ru/index.php?showtopic=6378&view=findpost&p=158255 Надо, надо посетить. На 2 км её на нашёл.
Гапоновщина (UPD: была) на полдороги до Суража, там где дорога делает крутой излом. На внутренней стороне излома, на несколько сот метров ближе к Суражу Витебску. Есть на трехверстовке.
Про дороги к северу от Витебска. На старинных картах ВКЛ доргога идет так: Витебск - Барвин (переправа) - Верховье - Сущево - Стырики - река Овсянка у Тиосто - Дуброво - Ольгово - Зайково - Узкое.
Позжее, после раздела Польши дорога была такой: Витебск-Сураж (переправа)-Шершни-Усвяты. В общем-то она до сих пор в деревнях называется "екатерининской".
Потом, уже в 19 веке появился новый тракт, не знаю в каком году его вымостили, но мой дед, до войны работавший водителем, говорил что из Городка в Витебск ехать было пару часов из-за плохого состояния каменной дороги.
Эта, последняя дорога известна сохранившимися почтовыми станциями через каждые 20 км.
Гапоновщина на полдороги до Суража, там где дорога делает крутой излом. На внутренней стороне излома, на несколько сот метров ближе к Суражу.
И на 1 км её нет. А 500м у меня нету :( Спасибо, Дерсу! Не факт, что этим летом получится добраться, но как-нибудь надо будет по "екатерининской" ВЛ - Витебск честно проехать. Если исправить названия из 1 сабжа, то получается В.Луки, Сеньково, Серуты (ныне Урицкое), Чурилово, Усвяты, Шершнево (ныне Шершни), Низкий Бор (ныне Низкоборье), Сураж, Гапоновщина (ныне Гапоново), Витебск.
Наткнулся на карту Витебской губернии 1820 г.: http://www.radzima.net/maps/guberniya-vitebskaya/vitebskaya-guberniya-karta-1820-large.jpg Теперь понятно, почему Великолукская улица Великолукский тракт на севере города. И не было екатерининской дороги на Полоцк вдоль берега, шла она примерно так же, как и сейчас.
PS (для Некана) А есть на том же сайте и Могилёвская губерния, а там Оршанский уезд... :)
Наткнулся на карту Витебской губернии 1820 г.: http://www.radzima.net/maps/guberniya-vitebskaya/vitebskaya-guberniya-karta-1820-large.jpg Теперь понятно, почему
Великолукская улицаВеликолукский тракт на севере города. И не было екатерининской дороги на Полоцк вдоль берега, шла она примерно так же, как и сейчас.
PS (для Некана) А есть на том же сайте и Могилёвская губерния, а там Оршанский уезд... :)
Как же не было, когда прямо на приведенной тобой карте дорога на Полоцк от Старого Села до Сосницы идёт южнее и современной полоцкой дороги и тем более т.н. старополоцкой (через Сиротино).
А великолукский тракт - это выезд из Витебска на север через Барвин перевоз. Почему перестали ездить через Вымно, а стали через Сураж - я не знаю, может просто вдоль реки удобнее.
Наткнулся на карту Витебской губернии 1820 г.: http://www.radzima.net/maps/guberniya-vitebskaya/vitebskaya-guberniya-karta-1820-large.jpg Теперь понятно, почему
Великолукская улицаВеликолукский тракт на севере города. И не было екатерининской дороги на Полоцк вдоль берега, шла она примерно так же, как и сейчас.
PS (для Некана) А есть на том же сайте и Могилёвская губерния, а там Оршанский уезд... :)
Интересная карта, информативная. Даже в царское время были халтурщики высокого ранга.
Витебск нарисован на слиянии Витьбы и Двины. Тирасполь (на карте Тересполь) на Ужице, до устья Лужеснянки 7 км. Если промерить расстояние до Городка, получается 21 км. Куда еще 10 км дел, граф Пядышев? И до Волосово почти столько же, сколько до Тирасполя.
Чернец называлась Варужа, Холомерье - Холомерово. озеро Езерище интересно нарисовано.