Дубницкий МТБ марафон (Словакия) - 5 сентября 2009

Автор

Давно хотелось съездить покататься в горы на легке - так чтобы с одним гидропаком. Один вариант - ехать в Крым и поселившись где-нибудь по-близости от хорошего рельефа кататься там. Про другую возможность задумался после прочтения отчетов Миколы с Бескид - ведь если ехать именно кататься, а не соревноваться, то получается отличный вариант - для тебя делают интересный маршрут, на котором еще и кормят-поят. И вот предложение съездить на марафон в Словакию, страну, о которой у меня остались самые замечательные воспоминания после зимней поездки пару лет назад.

Изучив профили вариантов дистанции, решаю, что HARD с более чем 3-я километрами набора высоты - это для меня слишком, а вот KLASIK с 2110 метрами - уже вполне по силам.

В качестве мест для тренировки использовал окрестностности дачи - район первой Чернявки и Удры с большим количеством холмов и холмиков. По итогам поездки стоит отметить, что достаточно больших горок у нас нет, но вот навыки, выработанные на лесовозных дорожках, в Словакии пришлись очень кстати.

Из Минска нас собралось ехать четверо. Один не успел сделать визу и вот нас уже трое. После подсчета стоимости различных вариантов добирания решаем ехать на моей машине, нужно только заменить лобовое стекло с трещиной и подкрасить царапины на бампере.

И вот рано утром 3-го сентября мы выезжаем, но проехать удается совсем недалеко - в 20 метрах от границы Минска один шустрый водитель сначала решает остановиться прямо передо мной, а потом не глядя в зеркала уверенно сдает назад, я успеваю только бибикнуть - разбита фара, помят капот, поломан бампер. Так нас через границу точно не пустят, настроение испорчено.

Микола находит какой-то поезд до Варшавы, я прикидываю, что успею вернуться в течение 5-ти рабочих дней (срок обращения в страховую), вобщем не все потеряно. Но дорога на поездах выходит сильно дороже и делегация из Минска уменьшается еще на одного человека. Итого 4 участника из Беларуси.

Прогноз погоды в Новой Дубнице не особо радует - в четверг и пятницу дожди, а в день гонки - пасмурно, +14 и есть вероятность осадков. Добравшись в пятницу до Словакии наблюдаем этот дождь, хорошо, что незадолго до отъезда у нас тоже был неплохой дождь и я освежил навыки езды по мокрой глине.

Утром перед стартом погода обнадеживет - с неба ничего не капает и не так уж и холодно. А к моменту старта категории KLASIK даже выглядывает солнце.

Профиль трассы: http://maraton.sk/JPG/profilklasik09.jpg

Я стартую где-то ближе к концу основной группы участников - нет желания толкаться на первых асфальтовых километрах, еду ведь больше кататься, чем соревноваться - да и на такой дистанции тех, кто слабее меня и так догоню, а от тех кто сильнее - и так отстану.

Через два километра съезжаем на грунт и начинаем подъем на первый пупырь - по схеме метров 300 набора, даються на удивление легко - много кого обгоняю. Но наверху идут очень скользкие дорожки и я еду очень осторожно, даже кое-где спускаюсь пешком - тут уже меня обгоняют более смелые участники. Дальше был быстрый спуск с красивой панорамой окружающих гор, на котором меня чуть не сбил внезапно выскочивший из-за спины обгоняющий, но обошлось лишь небольшим столкновением рулями, такого опасного парня я решил отпустить по-дальше вперед.

Внизу - деревенька и первый пункт питания, на котором не останавливаюсь - воды еще много, а есть пока не хочу.

Впереди - 10 км подъема с набором 600 метров, участок, казавшийся самым тяжелым при рассматривании профиля перед поездкой. Но заехался он относительно легко (по сравнению с некоторыми последующими горками). Из новых ощущений - усталость в спине из-за очень долгой езды сидя в седле - раньше никогда в такие длинные горки не ездил.

Кажется где-то на этом подъеме трасса вышла на свеже-покошенное поле и мелко порубленные травинки в комбинации с очень вязкой глиной так облепили колеса, что те просто перестали прокручиваться, а на месте переднего переключателя образовался огромный ком грязи, в котором тем не менее удавалось как-то переключаться (наверное только благодаря отсутствую большой звезды на системе - с ней бы грязи набралось еще больше).

На последнем километре этого подъема спина начинает нестерпимо требовать отдыха и я слажу и иду пешком вместе с каким-то байкером-пенсионером. По дороге он что-то мне рассказывает, показывая на окружающие пейзажи, я киваю что да, красиво тут и чуть прибавляю темп, чтобы нагнать еще нескольких пешеходов. Где-то тут мимо проезжает Микола, ломя тяжеленную передачу.

Дав спине отдохнуть, снова сажусь на вел, пару глотков из почти пустого гидропака - и вот она вершина, где веселые волонтеры вручают большие стаканы малиновой жидкости.

Дальше по программе - спуски и подъемы. Иногда пытаюсь обгонять особо осторожных байкеров, обнаруживаю, что сцепление на каменистых обочинах по-лучше, чем на гладкой раскатанной глининяной тропе, где едет большинство. Начинаю этим пользоваться - на камнях сильно трясет и особо крупные резко кидают колеса в разные стороны, но зато не страшно подскользнуться.

Вот и вторая вершина - 28 км пройдено, останавливаюсь отдохнуть и полюбоваться пейзажами. Впереди прямой и гладкий на первый взгляд спуск, но хорошенько разогнавшись велосипед начинает так подпрыгивать, что становиться страшно. Спуск выводит к пункту питания, тут уже хорошенько кушаю - впереди длинный спуск, как раз чтобы еда начала давать энергию для следующего подьема.

Длинющий даунхилл: глаза слезяться так, что местами не вижу дороги (очки забыты в Минске), ближе к низу икра передней ноги забиваеться от постоянной тряски по камням, на пологих участках отпускаю тормоза, чтобы дать отдохнуть пальцам. Где-то сзади начинаю слышать визги тормозов кого-то догоняющего, надо бы пропустить быстрого гонщика, но тут дорожка сворачивает на узкую тропинку и резко уходит вниз - лечу как можно быстрее, опасаясь, что приследователь не успеет оттормозиться. В самом крутом месте - резкий и очень скользкий поворот налево, проскакивает мысль "вот тут то я и уберусь", торможу, заднее колесо начинает скользить вперед-наружу поворота и я не только не падаю, но и прохожу этот участок гораздо быстрее, чем ожидал. Звуков тормозов сзади больше не слышно - догоняющий то-ли отстал, то-ли упал.

Выезжаю на асфальт - наконец-то можно сесть в седло и дать отдохнуть ногам. Вдоль дороги стоят дети - кто-то просто машет рукой, кто выбегает на дорогу и выставляет ладонь - чтобы проезжающие байкеры хлопали по ней.

После деревни - снова вверх, сил после пункта питания как раз много. Хоть набор высоты уже и не такой большой, но к верху уже очень хорошо чуствуется усталость. К счастью дальше подъемы уже не такие тяжелые, местами рельеф даже напоминает те места, где я тренировался дома - небольшие горки вверх-вниз проезжаемые на передней 32-й звезде.

На следующем пункте питания замечаю баллоны с какой-то смазкой для цепи - специально для участников. И как раз вовремя, мокрая грязь сделала свое нехорошее дело и каждый оборот педалей отзывается неприятными звуками. Побрызгал прямо по грязной цепи. Надо отметить, что смазка оказалась очень хорошей, на нее не налипало новой грязи - несмотря на то, что после обрызгивания я цепь не вытирал, и потом смазка не вымылась даже при мойке вела на финише. Жаль не запомнил как называлась.

Дальше короткий перегон до следующего пункта питания (у HARD-а он был совсем не короткий). Смотрю на схему профиля - там страшно крутой пупырь прямо впереди, смотрю в сторону продолжения пути и замечаю где-то далеко наверху цепочку байкеров, толкающих свои велосипеды в гору.

Начинают попадаться участники с зелеными номерами - с BASIK варианта трассы, очень разные - даже парни на гибридах с узкими колесами и девушки с накрашенными глазами. Но больше всего впечатляют участники BABY - с детьми, уверенно едущими довольно техничные участки.

Последняя часть трассы щадящая - все больше вниз, но не так чтобы страшно. Подъемы не очень крутые, но сил заезжать все уже нет - часто иду пешком (при этом еще умудряюсь обгонять других пешеходов). Отсутствие сил делает более смелым на спусках - ведь если больше вниз тормозить, то потом придеться больше вверх крутить. Чем ближе к финишу, тем веселее едется - волонтеры-дезинформаторы говорят, что осталось 5 км, хотя даже по моему велокомпу выходит что еще как минимум 10. Дорожки изобилуют интересными поворотами и разнообразными горками, очень завидую местным велосипедистам. С этими мыслями скатываюсь к Новой Дубнице и спокойно проезжаю к финишу по ровным улочкам - наконец-то можно посидеть в седле :).

Итого - 85-й в своей категории (до финиша в ней доехало 111) со средней скоростью 10.25 км/ч. А дальше - помывка велов, "едло и питло". Отлично покатались.

В воскресенье - дорога обратно - до Варшавы аж с 5-ю пересадками! В таком количестве разных поездов я еще не ездил - скоростные поезда с сидячими купе, маленький и медленный двух-вагонный поезд-автобус, поезд со специальным байк-вагоном - и между всеми пересадками всего лишь несколько минут. А за окнами - красота - холмы и горы, поля и леса, даже зайца в траве возле дороги заметил.

Удалось покататься и по Варшаве - раньше я там только пешком немного гулял да на машине проезжал и мало что видел, а теперь Микола показал старый город - красиво, правда слишком уж многолюдно в воскресенье вечером.

PS. Словакия мне нравиться все больше - и природой, и тем, что люди встают рано и рано ложаться спать (магазины в нашем городке открывались в 6 и закрывались в 18), и особенно тем, что хоть рельеф и похож на крымский, но местные ездят по городу не на скутерах, а на велосипедах.

bme-bamboo-bike.jpg

Напишу ка и я несколько заметок и выложу пару фотографий

Добирались с приключениями. Но благодаря моральной, информационной и транспортной поддержке друзей мы все-таки добрались до Дубницы :)

К регистрации пришли слишком рано. Познакомились лично с Мартином - директором марафона, с которым до этого общались только виртуально. Поболтали, помогли вешать карту маршрута.

Очереди по классам - раздельные. Становимся первыми: я - в HARD, парни - в CLASSIK. В результате получаю самый почетный стартовый номер. Байкера с таким номером все будут уважать и бояться |-)) С другой стороны, теперь нет никакого морального права на матрас - придется вкручивать.

Ночуем в гостинице.


Утром влажно, но без осадков. Заточили кто овсянки кто еще чего, схватили подготовленные и смазанные еще вечером байки и поехали на место старта (километров 7).

Многие участники только приехали - регистрируются, выгружают велосипеды из автомобилей, настраивают. Мы ходим, рассматриваем технику. Видели несколько весьма интересных экземпляров, например бамбуково-карбоновый BME (на заметку Мамонту ;) )

dubnica-hard-start.jpg

Старт класса HARD - на час раньше всех остальных классов.
В толпе на старте узнаю некоторых товарищей, которые успели примелькаться на Beskidy MTB Trophy :)