opv
Автор

ШЛЯПА

А вот Шляпу я недооценил… Это чувство я уносил, удаляясь от царственного порога. Так покидают битву проигравшим и невредимым - с пылом борьбы и терпким осадком, слитыми воедино. Но обо всем по порядку.
Вначале было утро. Где-то в глубине небо провернуло жалюзи, и лучи хлынули. Порог Змейка, как швейцар на входе к ее величество Шляпа, весь озарился, не преминув затолкать в полотно света тележку шума. С этой “вагонеткой” байдарка одолела последний извив швейцара, и мы от души перевалили на половину доброго предчувствия.
Я не падок на эйфорию, и все же не мог не заметить, как легкая арка настроения закувыркалась, опережая нас, и встала над гремящей Шляпой. Приближаясь к повороту, за которым бесилась старая и прекрасная ведьма, я понял, что крепко по ней соскучился.
- Ну вот,- сказал, разевая улыбку до ушей,- мы пришли.
Прошлый раз, в руководство Сергея Цылина, подо мной был баллон катамарана, и порог Шляпа казался легкомысленным и безобидным, как бабочка–капустница на морковном поле. Теперь он смахивала на комбайн с широким захватом.
- Задаст жару…, - я вытянул нос “Тайменя” на берег. В сине-молочной полимерной оболочке он был вызывающе хорош. “Вот напущу на тебя Шляпу”,- шутливо с любовью пригрозил.
Мы вышли с Ирой на теплый отполированный монолит – трибуну для осмотра. Я жадно окинул Шляпу. Хотя я предвкушал этот миг,- мой пульс подпрыгнул. Я увидел низко сидящие глыбы в клещах двух потоков. Основной поток гладко разгонялся по лотку, загибался в жесткий ротор, и перекрученным винтом врубался в серповидный монолит. Его изогнутая форма напоминала край шляпы.
Обуреваемый пиршеством природных сил, я переступил с ноги на ногу. Просто так стоять, когда вода мятется, бушует и сверкает - было тяжело. От гудящего крошева энергий, что кипело от берега к берегу,- воздух легко искрился. Заворожено глядя в блеск кипящей фантасмагории, я ощутил все кокетство и норов Шляпы.
Я шагнул на край монолита. Сотрясаясь скоростной массой, вода левого рукава рушилась до дна и отбивалась в пену.
- Вот …, – подумал с биением сердца,- мгновенная метаморфоза, к которой невозможно привыкнуть.
- Пойдем главным путем по центру,- сказал Ирине,- правей вон тех глыб.
Идти туда – значит поджать в себе гайки до скрипа. Сердце приняло к сведению и на миг задребезжало.
- Интересно…, как выглядит Шляпа зимой ?- ответила спокойно Ира, и я с легкой душой принял ее готовность.
В заливе за приземистым мысом стояли на приколе катера, ожидая пришествия групп, а значит, - пассажиров. “Ну мы еще не пассажиры тихой воды,- подумал,- пока не умоет пена последнего порога”.
Мы вернулись к байдарке. Я проверил: хорошо ли привязаны вещи,- и выжидающе уставился вперед. Издали были видны лишь берущие в тиски плиты. Рельеф Шляпы скрывался ниже перепада. Я подумал: невидное исступление воды будоражит еще сильней.
- Если готова…, поехали.
“Таймень” вышел на малоподвижную середину. Его голубовато-молочный нос замер и взял сверкающую Шляпу на прицел.
Мы поравнялись с выдававшейся от берега плитой. Она отсекла внутренний трепет, и мы справно убрались за нее. За длинным фасадом было безопасно и уютно.
- Есть контакт,- спокойно и легко дрогнуло в груди, отчего наблюдатели обоих берегов будто бы придвинулись ближе.
Из-под ”Тайменя” вода картинно ускорялась по лотку, становясь одновременно разбойником и шанцевым инструментом Шляпы.
- Ого,- вытянул шею. Лопата течения мощно летела и заворачивалась в белоснежно-тугой капустный лист. Отсюда он выглядел куда выше: псина, взобравшаяся на будку. От широкого пробирающего рыка моя эйфория дрогнула на попятную:
- Ах, черт!- произнес растерянно с растревоженной праздничной ноткой.
Я держал корму в улове и ждал ту подмывающую сердце волну, на которой все ложится под руку, в толк.
Две группы наблюдали с разных берегов. Питерцы смотрели с высокой скальной плиты. Переживают,- передалось их напряжение,- и поругивают нас за то, что идем без фартука. Мне стало вольней. Я вдохнул больше воздуха и удивился, как незаметно и просто мы роднимся на реке.
Среди минчан в холщовом спасжилете с моего плеча выделялся студент-чайник Андрей. "Оля, подержите мое весло,- говорил он матросу в первый день, садясь и выходя из байдарки”. И теперь, под занавес похода, я открыл, что так и не успел заложить в него все то, что хотел. “Слишком коротко раскинулось над головой наше истинное время,- подумал, - и Шляпа – его последний царственный столп”.
Второй раз за утро задался вопросом:"Когда же промчалась середина похода, в которой внешний мир с ликом заезженного мученика был счастливо отринут и забыт ? Может быть, это было, когда мы спускали байдарки с водопада Маманя ?
Размышление оборвалось, и те же самые лучи солнца по-прежнему торчали из порога, как копья непременных событий.
Ротор вращался в семи метрах от носа. Где же его проткнуть? Надо было сходу, впритирку к глыбам.
- Пора,- подтолкнул себя,- ничего путного на пятачке, куда так радостно зарулили, не придумаешь. Мне не пришла в голову крамольная мысль – выскочить назад из порога и начать все сначала. ИСТИНА приходит позже, потом…, вслед своему лукавому лжеподобию. И потому я коротко подытожил. Первое: мы крепко дали маху. Шляпой оказался я сам. И второе: нам надо прорваться к обливным глыбам, что в центре.
- Смещаемся на отрицаловке,- буркнул матросу, не выдавая кислого чувства.
Тревожные мгновения вспорхнули с кормы. Она выдвинулась на рубеж улова и замерла.
- Давай-давай…!- подбодрил себя.
”Таймень” выскочил на жесткую “лопату”, как заяц из-под куста в зубы серому. Холодок пробил сердце. Высоковольтный поток хлынул, пережигая тряпье неуюта.
Мы держали роскошный ротор на расстоянии, как холоп не желает подойти к барину. Киль резал “лопату” наискосок. В глыбах дна я увидел овальный прогиб. Корма острым бруском скользнула над ним, уходя дальше влево.
-Что-то мы все-таки можем !- ликующе шевельнулось.
Необъяснимые вещи случаются по своей природе внезапно. Нельзя понять: отчего и почему,- только кажется, что время пробежало часть пути без тебя, переворачивая все знакомые обстоятельства, как бульдозер - табуретки. Должно быть, кирпичики Пространства некстати переложилась в этот миг, расширяя место для раздобревшей Вечности. Это простым образом вылилось в то, что “лопата” вдруг увеличила наклон, и в игру вступила сила покосившихся координат. Я перестал узнавать Шляпу, будто был вброшен в порог с катапульты. Глыбы, покоившиеся в центре, зримо отодвинулись, и бисер истинной траектории, секунды назад выстраданной мозгом, к чертям разлетелся.
Косматое чувство овладело мной. Ира отгребалась с упорством. “Таймень” вцепился зубами в мертвую точку, слегка подумал и сснулся по “лопате” вниз. Ротор кинул кривое приветное: ГА-А-А. Чувство хозяина положения дало из меня деру. Расширенными восторженными глазами я уставился в ревущий адский барабан.
- Вперед, вперед !- громко крикнула каякер N. из Питера.
Нос врезался в основание ротора. Следом въехала Ирина. Маховик изрыгнул байдарку на гребень и шпокнул в бок днища, как делает резаный удар нога футболиста.
Мы перевернулись легко, в один миг. Так пуля не успевает разглядеть свою мишень. Я хлебнул пены, поперхнулся и почувствовал крепость обхватившего спрута. Сбитень струй провальцевал с ног до головы и бросил к стене. Я впился глазами в ноздреватую близость. Я не предполагал, что рассмотрю ее лучше, чем ногти своих ладоней.
Спрут передал байдарку в поступательно-агрессивную трансмиссию. Она потянула плавсредство и две головы в отстой поворота. "Так нам и надо,- подумал, проносясь с кормой вдоль низкой рубленой стены,- поделом соваться гружеными, да еще и без фартука".
Водные заструги подвывали сбоку. Я с опаской поджал ноги. "Хоть бы не чиркнуло бортом о скалу",- прикусил губу, глядя в мелькавшую полировку ноздристой стены.
С берега взвился спасконец, и, не долетев два метра, утратил спасательную функцию. "Утопит матроса и руководителя",- нежно подумал про Зингера, метнувшего веревку.
“Таймень” вынесло на изгиб в 180 градусов. Здесь вода кружилась, набирая заряд скорости в новом направлении.
Ира с двумя веслами: моим и своим,- держалась за нос.
Я ругнул себя, одобрил матроса, и двинул изо всей силы в попку кормы. Байдарка направилась в тиховодье. Меня же откинуло на ход струи, и я продолжил самосплав во вторую ступень Шляпы.
- Да-а-а…,-скосил глаз в сторону обливника, на который несло,– как же несподручно – рассекать болотниками глубину !
Сапоги свели на нет попытку уйти со струи, и я временно притих.
Обливник оказался подо мной. Я проехался мягким местом, хватаясь за скользкий край. Сапоги не дали задержаться, и за камнем обнаружилась глубина. Болотники приняли вертикальное положение оловянного солдатика. Дно не прощупывалось.
- Утопят!!!- не по-детски рванулся.
Потухшая пена плоскими рваными верблюдами тянулась к берегу в недвижной воде. Со сбившимся дыханием я закинул колено на плиту, взлез и выпрямился. Вода хлынула из-за голенищ, падая обратно к верблюду. Вокруг плиты короной слепило солнце. Плоский верблюд, подпорченный взмахами рук, сиял на отраженном облаке. Я приметил благополучно выбравшуюся Иру, перевел взгляд в кипение прокрутившего нас порога, и всем нутром предельно ощутил:”Шляпа – последний царственный столп”.

Олег Воробьев
Минск

12 октября 2006 г.
Дата правки: 5 сентября 2008 г.

opv
Автор
SHLAPA2006.jpg

Спасибо, Гаврил, за отличное фотодополнение к рассказу. Оригинальный снимок. Я бы сказал - Супер ! Это наверное Шляпа-2007. Воды явно больше. А вот наш переворот в Шляпа-2006

Цитата сообщения от opv отправленного 11 Дек, 2007 в 14:23

Спасибо, Гаврил, за отличное фотодополнение к рассказу. Оригинальный снимок. Я бы сказал - Супер ! Это наверное Шляпа-2007.

Нет, это Шляпа образца середины июля 2006-го :)

opv
Автор

Нет, это Шляпа образца середины июля 2006-го :)

Ясно. Такой ракурс, что и не узнал. А рыбу поймали ? Этот способ - что-то явно оригинальное. Так есть ли рыба в Шляпе ?

Олег, это за пару недель перед вашей группой.
А ссылку на ролик я Вам когда-то сбрасывал:)
Отдохнули хорошо.
"Кильнули, все что движется, а что не движется - толкали и киляли" (c) eNGiNe после Шляпы

shlapa.jpg

вот шляпа 2007..
Впечатления о прохождении затерялись на фоне других. Очень понравились пороги Сомнительный, Яма, Водопадный на Кутсе...

Написано красиво... И, судя по всему Вы знали, что делали. Только по моему мнению уж больно это попахивает рекламой рас....ства, которое в случае, если это попытается повторить чайник с амбициями "крутого", может привести к весьма печальным последствиям. Или лодку угробят, или сами уберутся. И неплохо бы отметить, что эта речка на байдарке - для тех, кто хорошо знает, как на ней плавать, и не только по равнине. Человек с опытом, прочитав этот рассказ, все поймет правильно, а вот некоторые чайники могут и не понять. А такие, к сожалению, бывают.

opv
Автор

Саша, ссылку я почему-то не получил. Сконтактируюсь с Вами. А то письмо за Маманей от вашей группы нашей у меня хранится.

Цитата сообщения от zebal отправленного 12 Дек, 2007 в 23:30

вот шляпа 2007..

Спасибо , Сергей, за красивое фото. По этой воде Шляпа сильно изменилась. Из Незнакомки превратилась в монстра. Жаль, не видел это вживую.

Цитата сообщения от andrei отправленного 13 Дек, 2007 в 11:01

Написано красиво... И, судя по всему Вы знали, что делали. Только по моему мнению уж больно это попахивает рекламой рас....ства, которое в случае, если это попытается повторить чайник с амбициями "крутого", может привести к весьма печальным последствиям. Или лодку угробят, или сами уберутся. И неплохо бы отметить, что эта речка на байдарке - для тех, кто хорошо знает, как на ней плавать, и не только по равнине. Человек с опытом, прочитав этот рассказ, все поймет правильно, а вот некоторые чайники могут и не понять. А такие, к сожалению, бывают.

Андрей, спасибо за доброе слово. Насчет "рекламы рас....ства" - пожалуй не соглашусь. Я просто выразил свои чувства. И наверное их не стоит снабжать инструкцией по безопасности :). К слову, еще одна наша байда с опытным экипажем обернулась и врезалась носом в плиту. Был ущерб каркасу. И для катамарана, судя по воде Шляпа2007, тоже могут быть приключения. Так что рассказ - это одно, реальность для каждого - это другое, и каждому надо иметь голову на плечах.

Просто интересно.. Без фартука и в болотниках - это стиль хождения, или "так получилось"?

opv
Автор
Цитата сообщения от andrei отправленного 14 Дек, 2007 в 17:56

Просто интересно.. Без фартука и в болотниках - это стиль хождения, или "так получилось"?

Это стиль. Сказать проще - необходимость. Фартук - опасная вещь. Предпочту быть залитым, чем утопленным. Однако не призываю. А вообще, довольно много попутных аргументов не пользоваться фартуком.
Сапоги... - хорошая затравка для юмора. Сколько водников - столько разных мнений. Мое такое: уверенно тянут ко дну(если плох спасжилет), а в остальном... пока не вижу достойной замены :)

Да уж... Мнений много. С сапогами полностью согласен. Хотя лично для меня главное, что уверенно тянут на дно. Это перевешивает все остальное. А на счет фартука с юбками не совсем понял. Как они могут утопить? Фартук должен держаться так, что не сорвешь, а юбки срываться с определенным усилием, но без проблем в случае необходимости. Как показывает практика, одеваешь ее с матюгами, а срывается при киле на раз. Что тут опасного?