08.10.2014 - 12.10.2014. Водный поход по р. Ошмянка

Автор

Было желание выбраться куда-нибудь в октябре поплавать на байдарке на дня 4-5. Октябрь приближался, а с рекой так и не определился. И вот друг позвал 27.09.2014 прокатиться на велосипеде по Сморгонскому и Островецкому району, посмотреть Жодишки, Дубок, р.Вилию, Солы, возможно Гервяты и другие достопримечательности. Подъезжая к Рымдюнам, мы остановились на мосту через реку Ошмянку. И тут, увидев реку, у меня появилось желание пройти по ней на байдарке. Так как в Гервяты мы не доехали, а в Солах были уже затемно, то было решено - в октябре плыву по р.Ошмянке, а на обратном пути заезжаю в Гервяты, Солы и еще куда-нибудь. Так и определился с рекой.
Далее посмотрел предварительный прогноз погоды на октябрь и определился со временем похода - с 8 по 12 октября.
Погода весь поход радовала теплом и солнцем, правда два раза ночью был небольшой дождь.
Почитал отчеты о походах по этой реке:
http://vedzen.narod.ru/travel/2008ashmjana/2008ashmjana.htm
http://www.wmbel.net/htlm/oshm.htm

И так как время у меня было, то решил начинать в г. Ошмяны, тем более и добираться до него удобно, и до реки от вокзала недалеко, а заканчивать маршрут в Михалишках.
Никто в итоге не решился составить мне компанию.
Автобусом Минск - Каунас с а/в Центральный на 7.40 8 октября я отправился в Ошмяны. На месте я был где-то в районе 9.45.

Ошмяны - первые сведения о городе относятся к 1341 г. в связи с передачей местечка сыну князя Гедымина Евнутию. За всю свою долгую историю Ошмяны постоянно страдали от разрушительных войн и нападений врагов. Несколько раз город возрождался прямо из пепла. Захватывали Ошмяны и тевтонские рыцари, и московские войска, и шведы.
В 1566 г. город получил городской устав, основанный на Магдебургском Праве. В XVI столетии город стал одним из самых известных центров кальвинизма в польско-литовской унии, после того, как Николай Рыжий Радзивилл (1512-1588) основал там коллегиум и церковь.
Ошмяны были одним из центров восстания 1794 г. под предводительством Тадеуша Костюшки - здесь размещался штаб повстанцев генерала Якуба Ясинского. В Ошмянах набирал свой повстанческий полк и знаменитый белорусский композитор Михал Клеофас Огинский. В 1795 году в результате третьего раздела Речи Посполитой город вошел в состав Российской империи.
С учетом веса моих рюкзаков я был не очень мобилен в плане осмотра достопримечательностей Ошмян.
Но все же посмотрел:
церковь Воскресенская (1873-83 гг.)

костел св. Михаила Архангела (1900-10 гг.)

Построен был по проекту архитектора Вацлава Михневича на месте более старого храма. В 1948 г. закрыт, в здании размешался магазин, а позднее фабрика. В 1989 г. возвращён католической церкви, проведена реставрация.
Главный вход оформлен треугольным портиком с надписью «Te Deum Laudamus» (Тебя, Бога, хвалим). Архитектурный стиль - необарокко.

Также недалеко от центральной площади находится синагога 1912 г. (хотя специальная табличка на ней говорит о XIX веке). Синагога действовала до 1940 года, после войны здесь устроили склад. К ней я не дошел, так как нужно было выдвигаться к реке и собираться в путь, да и не хотелось тянуть рюкзаки туда, а потом обратно.

Чуть забегая вперед отмечу, что на окраине города, находится полуразрушенный костел, возведенный в 1822 г. Недалеко от него на высоком холме, с которого открывается замечательный вид на город, установлены деревянные кресты. Место это называют «Ошмянской кальварией» или «Ошмянской Голгофой». Сие место тоже не довелось посетить, так как не оставишь же байдарку без присмотра. А идти к нему, наверно, лучше от первого моста через реку (считая от начала маршрута).

Собирался я на правом берегу сразу за вторым мостом напротив бывшей водяной мельницы

Не спеша собрал байдарку, упаковал вещи и где-то в 12.20 отправился в путь.

1-й день пути.

За первым пешеходным мостом меня ждал второй…

Пришлось, выбрав пролет пошире, вылезти на мост и протянуть байдарку под ним, слегка приподнимая ее вверх к мосту.

Дальше был небольшой завал, но проходимый.

Проплыл под трубами и под автомобильным мостом, который в настоящее время реконструируют.

Хочется отметить, что на реке очень много мусора (пустые пластиковые и стеклянные бутылки и многое другое, в одном месте даже плавал кинескоп от старого телевизора). Дальше - больше. Видно фермы или производственные объекты сливают в воду какие-то отбросы, так как вода имеет неприятный запах. В ней плавает всякая взвесь. Все что находится под водой, в том числе водоросли, покрыто серым налетом.
От приготовления обеда пришлось отказаться в надежде, что дальше все же будет лучше и не придется расходовать питьевую воду на готовку.
Так в итоге и произошло. Видно все оседает на этом отрезке и потихоньку, незаметно, но река становится чище.
Хотя даже там, где было грязно, встречались лебеди и утки. Вообще их на реке было очень большое количество. И только после Снигянского водохранилища они стали встречаться реже.

Повстречалась мне и вот такая птица

Которая отнеслась к моему появлению абсолютно индифферентно. В то время как утки и лебеди улетали или убегали по воде. А она, посмотрев, как я проплыл мимо, лениво слезла с дерева в воду и поплыла по делам. :)
Если кто сообщит, как она называется, буду благодарен.

И так, проплывая под различными мостами, которые может уже даже и не используются, и, преодолевая препятствия, возникающие на пути, я двигался вперед.



Иногда приходилось постараться, чтобы преодолеть очередное препятствие. Например, такое

Медленно подплыв к нему, перелез на нос байдарки, а затем на дерево, и перетащил саму байдарку. Потом снова залез в нее, предварительно развернув ее таким образом, чтобы уже выплыть из завала.

Или такое

Взял левее, где бревна были повыше над водой, вылез на мост. Байдарку направил под мост. И сидя на мосту, слегка притапливая байдарку, протащил ее под мостом.

Любуясь видами реки и лебедями


я доплыл до очередной точки своего маршрута. Коей является валун "Невестин камень".

Найти его мне помогли координаты с сайта globus.tut.by - 54.41292, 26.03705

Вот что о нем пишут -
Огромный, более двух метров высотой, валун, одна сторона которого имеет ровную, словно созданную каменотесом, поверхность. Таким камень создала природа. Ледник, очевидно, прекратил здесь свое движение - камней вокруг Невестиного великана невпроворот. Замшелые валуны грядой расположились на этом участке вдоль трассы на Минск.

Известность свою Невестин камень приобрел и благодаря красивым представлениям и легендам, которых местные жители знают множество. По одному из них, в большой камень превратилась местная девушка, которая бросилась в полноводный тогда ров, на дне которого и сейчас лежит глыба, вслед за своим утопающим-женихом. Вмиг вода высохла, а все слезы невесты превратились в камень. Если верить другому преданию, то камень появился на месте языческого капища, где в дохристианские времена наши предки вступали в брак. По другой версии, под этим камнем погребено послушница, которая искренне молилась за счастье молодых женщин в браке.

У местных жителей до недавнего времени существовала примета: если молодые перед венчанием не сходят к камню, семейная жизнь не удастся или в паре не будет детей. Сейчас камень полузабытый, а тогда слава о нем плыла на десятки километров вокруг. Еще он имел славу врача от различных болезней, и чаще от детских. Говорили, если молодая девушка хочет поскорее выйти замуж, ей необходимо обязательно прикоснуться к валуну, и надежды исполнятся. Старожилы утверждают, что раньше этому камню покланялась молодежь и устраивала здесь свои игрища.

Посмотрев валун, я отправился дальше. Кстати пока плыл до камня, повстречал на берегу лису. Обменялись взглядами и каждый отправился своей дорогой.

Вскоре я достиг моста на шоссе Ошмяны - Минск у деревни Огородники.

За ним будет пешеходный мост

Проплыть под ним можно только слева в самом крайнем пролете, медленно лавируя между препятствиями.
Вид на пролет с обратной стороны

Плыву дальше

День клонится к вечеру. На стоянку становлюсь около 17.00, чуть не доходя устья реки Понарка. У края леса хорошее место со столиком и лавочками.

На стоянке замечены цветы

и кустарник с такими плодами

Может кто знает как он называется?

Первый день был довольно насыщенный и интересный. Завтра новые приключения и впечатления.

Автор

2-й день пути.

Как оказалась с места стоянки ближе до р.Понарка чем до р.Ошмянка. В связи с этим воду для готовки брал из нее. Ну и на воду с утра решил стать на р.Понарка. Хоть она и небольшая, но до Ошмянки можно доплыть.

И так в начало одиннадцатого я снова на основной реке. Кстати во втором отчете говорится, что "Ниже устья Понарки остров, левый рукав перегорожен низким мостком (бетонный столб), в правом очень мелко – проводка". В настоящее время левый рукав свободен, через него я и проплыл.
Через минут 30 оказался у высокого лесистого берега.

Сверху открываются красивые виды на реку.



Ну и куда ж без моих верных спутников

Достиг моста в Жупранах

С воды виден костел св. Петра и Павла (1854-75 гг.), но не на кого отставить байдарку.

Плыву дальше

Мосты в д. Нарбуты.

На промежутке от Жупран до Нарбут встречались зимородки. Рассмотрел их очень хорошо, но вот сфотографировать в очередной раз не удалось. Они были уж очень пугливые из-за лебедей, которые плыли впереди меня. Распугивая всю живность.

Любопытная, дружелюбная лошадка, которая сопровождала меня по берегу на сколько хватило привязи.

Виды сменяют один другой

Вскоре река подходит правым берегом к сосновому лесу, но, как пишут ребята во втором отчете, между ними метров 30 кочковатого луга с высокой травой. Останавливаюсь и иду к лесу обедать.

Вид на реку с берега

А в лесу меня встречает вот такой замечательный цветок

Дальше будет металлический пешеходный мост, который уже обвалился в воду, создав затор.

Аккуратно проплыл по центру реки.

Чуть дальше на левом берегу заброшенные дома, как говорится во втором отчете - старинная усадьба.

Следующая точка маршрута будут Солы, а пока

Уже виднеется костел Богоматери Руженцовой (1926-34 гг.) в Солах

На бреющем полете проходит местный обитатель

Перед Солами очередной заброшенный дом

В Солах сначала проплываю под железнодорожным, а затем под автомобильным мостом

Вид на костел с реки

Про Солы напишу позже, когда мы в них вернемся на обратном пути на машине.

Через минут 15 после автомобильного моста натыкаюсь на затор

Подплыв и осмотрев его, решаю прорываться почти по центру в месте, где протекает вода и где просто находится ковер из зарослей.

Решено, сделано. Вид на затор с обратной стороны.

Далее был низкий железный мост, который я проходил у левого берега.

И воспользовавшись советом из первого отчета - "а сразу за ней нужно быть внимательным – на дне прямо посередине русла лежит ещё одна бочка-цистерна со скрытым водой фланцем (железяка). В неё-то мы и врезались. Благодаря низкой скорости обошлось без повреждений, но лучше проходить это место вдоль берегов" - я поплыл дальше вдоль левого берега.

Минут через 50 после этого моста, в начале шестого вечера, становлюсь на стоянку.

В лесу были дорожки, которые так и манили отправиться по ним в пеший поход.

Вид на реку со стоянки

Вечерело…

А завтра предстояло оказаться на Снигянском водохранилище и преодолеть плотину Рачунской ГРЭС.

3-й день пути.

Утро нового дня

Приближаюсь к водохранилищу

На водохранилище



А вот и плотина Рачунской ГРЭС

Не прошло и 10 минут, а я уже снова на воде позади плотины благодаря помощи мужчины, приехавшего на рыбалку как раз тогда, когда я выходил на берег. Он помог перенести байдарку, не разгружая ее. За что ему огромное спасибо. Сам я бы потратил на это намного больше времени.

Что ж продвигаемся дальше



Встречаются гнезда сельских :)

и городских жителей :)

Очередное препятствие

Вот такую петлю делает река возле деревни Кудишки

Через пару минут становлюсь на левом берегу на обед. И пока он готовится можно осмотреть окрестности

У деревни Книстушки

Встречаются такие виды

Подвесной мост между деревнями Керплошино и Петрики, из которого вниз торчат гвозди. Так что при невнимательности можно причесаться ими.

Мост в Рымдюнах

Как отмечают в первом отчете - "На въезде в деревню, перед мостом под сосной лежит камень с надписью по немецки: « Prinz Oskar Bruke » 1911. Памятник с Первой мировой". Но на его поиски я не ходил.

Вскоре к Ошмянке присоединяется Лоша (на фото она справа)

На ночевку стал справа сразу за д. Пуговичи и д. Ключники.

4-й день пути.

C утра природа размышляла каким сегодня быть дню солнечному или пасмурному

В итоге с утра было слегка облачно, а к обеду стало ясно и довольно таки жарко.

В путь

В обоих отчетах пишут, что возле д. Малые Яцыны находится гидрологический пост (слева) и натянут трос через реку, очень низко!
Однако есть еще один трос, который встретился мне вскоре после начала движения. Слева была небольшая полянка, у воды было свалено несколько камней, и если присмотреться, можно заметить два деревянных строения. Вот тут и был натянут трос от берега до берега.

В самой деревне Малые Яцыны находится металлический мост

Плыву дальше

После д. Видюны река делает несколько красивых петель среди высоких берегов с сосновым лесом.


И вскоре впадает в Вилию

Отобедав, переплываю в Вилию и дальше, можно сказать, просто сплавляюсь. Так как плыть осталось на сегодня немного, и время позволяет расслабиться.

Как отмечают в первом отчете - "перед Маркунами ближе к левому берегу лежит камень «Мачульнiк». По этому камню отмечали уровень воды в реке – если камень не виден – то плоты пройдут нормально, если появилась макушка – то воды мало, если видно полкамня – тяжко будет справляться-то…". Камень был виден хорошо, однако на мель я нигде не сел. :)

На Вилии

Я настолько расслабился, что даже бабочка сочла возможным прокатиться на весле

Проплыл д. Маркуны

В этот погожий день не я один сплавлялся по Вилии

Краски осени



На ночевку отправился вверх по р. Страча.
На стоянке


Вот и закончился очередной день.

5-й день пути.

Отправляюсь по Страче назад к Вилии

На Вилии

Подплываю к конечной точке водного похода - д. Михалишки

Собираю байдарку, грузим ее в машину и отправляемся осматривать костел св. Михаила Архангела (1662-84 гг.)

Про костел можно прочитать более подробно
http://by.holiday.by/skarb/465

А под колоколами сидел вот такой забавный еж

Костел был закрыт.
Отправляемся дальше в небольшую экскурсионную поездку по пути домой…