1-3.05.09 Заславль-Ивенец-Налибоки-Щорсы-по Налибокской пуще-Столбцы. Отчет о велопоходе.

Автор

Велопоход по Налибокской пуще. С 1 по 3 мая 2009 г.
Отчет

1 мая
Электричкой со ст. Минск-Пассажирский в 7:33. Доехали до Заславля в 8:12. Утром холод собачий несмотря на солнце. Пришлось утепляться. Едем на Раков. Сильный попутный ветер – повезло! Местность – сплошные подъемы и спуски. На отдельных спусках разгонялись до 60 км/ч, на подъемах используем обе первые звездочки. Леса чередуются с полями.
В Раков прибыли в 9:30. По спидометру прошли 20 км. Небольшая остановка – заехали к знакомым. Из достопримечательностей (если кто не был) – церковь и костелы, частная картинная галерея.
В 10:15 выехали из Ракова. Через несколько километров слева расположен бывший дом творчества союза писателей РБ – когда-то отличный дом отдыха, построенный в 80-х, расположен на высоком берегу р.Ислочь. Сейчас никто не живет. У новых хозяев денег нет. Все постепенно приходит в упадок. Мерзость запустения… Едем дальше. Слева много съездов к берегу Ислочи и красивых мест для стоянки. Местность, в основном, лесистая. В дер. Киевец слева симпатичная деревянная церковь. Не доезжая 2-2, 5 км до дер.Падневичи справа небольшое католическое кладбище с часовней. Здесь похоронен Винцент Дунин-Марцинкевич. На дороге продолжаются длинные подъемы и спуски, но уже не такие большие перепады, как от Заславля до Ракова.
В 12:30 прибыли в Ивенец. По спидометру от Ракова – 30 км (с учетом того, что пару раз съезжали с трассы, реально – 28-29). Красивые костелы - красный неоготический Св.Алексея и белый барочный Михаила Архангела на берегу реки, православная церковь построена недавно. Купили продукты на вечер, утро и на перекусы, пообедали в кафе. В 14:10 отправились дальше.
Дальнейший участок (до Петриловичей) предпочитаем проехать без особых задержек, т.к. здесь расположено радиоактивное пятно с загрязнением 5 Ки/км2.
До дер. Камень по спидометру от Ивенца 7 км. За деревней находится огромный гранитный валун, который, наверное и дал название деревне. Кругом поля, лесов мало.
Проезжаем дер. Петриловичи (от дер.Камень до Петриловичей – 14 км). За ней начинаются леса и заканчивается асфальт. Пыльная гравейка радует отсутствием автомобилей.
Через 4 км. дер. Рудня Пильнянская, расположена на р.Уса. Изначально планировали выйти к ней северо-западней, но «прозевали» поворот направо. Тем не менее, место удачное. На реке устроена плотина, выше которой небольшое озерцо. Представляет интерес полуразрушенная водяная мельница на правом берегу, в которой сохранились огромный жернов, остатки водяных колес, зубчатые передачи и большой деревянный полусгнивший шкив снаружи здания. Судя по всему, тут была не только мельница, но и лесопилка с водяным приводом. Отсюда, наверное и название деревни. Возвращаемся на правый берег, сворачиваем налево и едем примерно 1-1, 5 км. Жилье заканчивается, дорога упирается в приток Усы – маленький ручеек Козелец. В одном месте он перегорожен бобровой плотиной, чуть выше по течению по гати переходим на другую сторону. Выбираем место ночлега на высоком берегу Усы. Река извилистая и непростая для прохождения на байдарке – много завалов. Лес сосновый – с дровами проблем нет. Вся земля покрыта сплошным ковром из сухих лишайников. Стали на стоянку в 15:30.
За день пройдено 70 км.
Купаемся (вода ледяная!), ужинаем и спать. Прогноз погоды обещал ночью похолодание. Прогноз сбылся. Спали, надев на себя абсолютно все, что было из вещей.

2 мая.
Утром встали поздновато, долго собирались, зная, что есть запас по времени. Солнце взошло и стало существенно теплее. Можно ехать в майке и шортах. Сели в седла в 11:45.
Дер. Пруды – 12:00.
Едем на Налибоки. Вскоре появляется асфальт. В Налибоках мы в 12:20.
По карте к оз.Кромань от Налибок идет хорошая гравейка, а левее – другая дорога, похуже и подлиннее. На практике, все оказалось наоборот: «хорошая» дорога через 500 метров превратилась в песчаную ловушку, по которой даже толкать груженый велосипед тяжело. Про «ехать» можно не говорить. Возвращаемся с позором в Налибоки, сворачиваем направо (на юг) и едем по длинной дороге – вполне приличной гравейке. Едем через Нестеровичи, объезжаем поле с системой мелиоративных каналов (справа лес) и, следуя указателю, съезжаем с дороги вправо к оз.Кромань. Там расположено какая-то турбаза или домики рыбаков – что-то платное. Катаемся немного по дороге вдоль озера. Отдыхаем. По спидометру от Рудни Пильнянской проехали 29, 5 км. Приехали на Кромань в 13:40, уехали в 14:20.
Далее прямая, как стрела гравейка идет на юго-запад. Кругом леса. Таких гравеек, абсолютно прямых и почти безлюдных дальше встретим очень много.
В дер.Панемонь планировали закупить продукты, но выяснилось, что магазина там нет, хотя деревня довольно большая. Едем в Щорсы (4 км от Панемони).
Пересекаем Нёман по деревянному мосту. Перед ним установлены деревянные быки для защиты от ледохода. В Панемони р.Сервеч впадает в Нёман. Пересекоем Сервеч. На Левом берегу – остатки водяной мельницы. Дорога на Щорсы асфальтирована.
В Щорсах расположена православная церковь, переделанная из костела, который первоначально имел барочную архитектуру. Потом ему зачем-то приделали псевдоклассический портик с арками и малюсенькую луковичку. Зрелище несуразное.
Закупили продуктов, пообедали.
Возвращаемся в Панемонь. Здесь по берегам Нёмана растут огромные дубы. Великое множество гнезд аистов. Дальше наш путь лежит в дер.Синявская Слобода.
Едем по лесной дороге. Далеко не все развилки указаны на карте. В какой-то момент отклонились к югу. Но это не пугает, так как в любом случае дорога упрется в Нёман. Что и произошло. Выехали к заброшенному хутору на берегу. От дома остался только фундамент. Баня и сарай в полуразрушенном состоянии. При этом не возникает ощущения запустения. Строения, как-бы просто тихо состарились и постепенно растворяются в окружающем ландшафте. Место само по себе достаточно красивое.
По дороге видели косулю.
В Синявской Слободе уточнили, как добраться до Рудмянского канала. Там планируем заночевать. Выяснили, что ехать всего километров 5-6 и это радует, так как уже 18:00.
Рано радовались… Дорога через лес – сплошной мелкий песок. По обочине тоже ехать нельзя. Приходится тупо толкать перед собой велосипеды с поклажей. Часам к 19 выходим к дер. Рудьма. На окраине расположена большая пасека. Как выяснилось, пчелы имеют свойство жалить!
Перед мостом через канал памятник партизанам. Канал сильно разочаровал. Узкий и мелкий, хотя на карте довольно широкий. Вода бурая и мутная. Купаться нет никакого желания, тем более, что к вечеру температура резко понизилась. Ставим палатку на левом берегу недалеко от ЛЭП. Место – так себе, но искать лучше уже нет времени.
За день пройдено 70 км, как и вчера. Но в этот день они дались гораздо тяжелее.
Активизировались комары. Это на 2 мая! Потом, правда, они исчезли – то ли похолодало, то ли просто спать пошли. Ужинаем, ложимся спать.
Ночью холодно. Утром палатка покрыта коркой инея.

3 мая.
Встаем в 6:00. Горячий кофе бодрит! По мере того, как солнце поднимается выше, палатка оттаивает и высыхает, постепенно снимается теплая одежда – можно ехать в шортах и майке. Комары едят поедом. Бесплатный совет: если идете в поход на майские и думаете, что комаров не будет, все равно возьмите с собой репеллент – комары думают по-другому!
Выезжаем в 9:00. На краю деревни справа маленькая покосившаяся часовенка – просто деревянный крест и дырявая крыша над ним на 4 столбах.
Около километра продолжается песок, потом появляются параллельные дороге тропинки, по которым можно ехать. Примерно через 3 км от моста дорога выходит на прямую гравейку, которая идет на восток. Машин нет. Вообще. Затяжной подъем – это гора Стрижева. За ней лес заканчивается.
В дер. Зуберово памятник партизанам. Много их, похоже, было в Налибокской пуще… Через 300 метров от Зуберово пересекаем р.Сула. Красивые берега, на которых растут высокие дубы. Делаем привал и купаемся на правом берегу.
От дер. Аталезь начинается асфальт. Едем на Опечки. Кругом поля, лесов мало. Крутые подъемы и спуски. В дер. Опечки выезжаем на трассу Р-54. Много машин. От Опечек почти до самых Столбцов плавный спуск. Едем и отдыхаем! Пересекаем трассу М-1.
В Столбцы на вокзал прибыли в 13:00. За день прошли 35 км. Обедаем, покупаем билеты на электричку до Минска на 15:15 (столбцовская). Есть, правда раньше – на 14:26, но она брестская и мы решили не рисковать – стоять в тамбуре с велосипедами почти 2 часа не хочется.
На вокзал в Минск прибываем в 17:06.
Всего пройдено 175 км.

Iaeeaiee_08.jpg

Водяная мельница в дер. Рудня Пильнянская. То, что осталось от шкива лесопилки.