12 килей, семь потов (Писта2009)

opv
Автор

Двенадцать килей, семь потов (Писта2009)
----------------------------
Что-то происходит в новом веке.
Тают ледники. Полнеют реки.
Вода Карелии встречает не так.
Кереть, Кутсайоки – байдарка стала контуром нового чувства. Нынче Писта.
Стыки рельсов стучат в белой ночи, как праздник по пианино. Мобильник забросчика молчит. Вдруг звонок:
- Звоню с вершины сопки. Вышку связи срезала гроза. Все порядком. Встречаю.
В Лоухах тишина. Местные забросчики подошли:
- У вашего водителя мост сломался.
Антенна, мост - события не в ногу, и предчувствие новых.
На заставе “тучи ходят хмуро”. Час ночи. Дежурный проверил журнал:
- Пропусков выписано много, а на вас – нет…
Рассвело и ближе к делу. Прячу от дождя бумагу-пропуск за пазуху. Трогаем.
Приграничное озеро Кимасьярви. Тишина. И неловко вдруг, что с трасс и дорог мы такие взъерошенные.
Лодки собраны. Тяжелые глаза. Ночь на заставе была бессонная. Глядя на поклажу поверх байдарок, ясно понимаю – сколько лишнего имеем. А в полусотне метров вода скубет проломленные бревна моста, прорываясь туда, где мошка с гнусом легки и весомы под развесистым небом. В душе чисто и смутно. Была длинная дорога, а теперь - триста метров до порога.

Вода скачет – “сэрца грае”
Порог САКАЛ. За год отвыкли от натурального грохота. Василий присядет–привстанет, вглядываясь c берега в личико воды:
- Я в каждом пороге волнуюсь.
Удручают продукты. Вдали от дома негоже быть голодным, и шмат сала клонит борт. Сало с прослойкой снесем в конец порога. Перелезаю сосну и думаю: «Неужто весь харч рассосется под свежий воздух Карелии?». Но серьезные едоки – твердые дела.
Порог САКАЛ заметно сгибается два раза, и мысленная нить кувыркается с ним. Прощуп обоюдный: выводишь воду на «чистую воду», а она - тебя.
У нас двое чайников: Юля и Вадим. Да и мы - им под стать, пока не пройдем две-три шумности, сладко улавливая симптомы. То пробуждается нюх.
Мой экипаж схоженый. Проникаем в САКАЛ. Большой обливник «пылит» гребешком. Держу в уме: «Знакомые сгубили здесь Таймень. Где-то на дне - каркас».
Рывок и ускорение 3g. Три потока в один. «Где угол кормы, косящий на незримую нашу звезду ?!». Фатальный выступ берега. Отбойная мякоть отбрасывает в центр. «Уф-ф-ф». В подкладке чутья запоздалое движенье.

Эх… Захар
А нескучно идем. Успевай поворачивать и ставить тормоза. Порог Захар ! Эх… Захар – занудство твое величаво. Заросшие островки, бурелом. Рассыпалась кипень частым зубом. Во всем архипелаге Захар нет достойной линии. Анархия в природе, она же и в деле. Павла экипаж первым отчалил. Мелководье увело за поворот. Время тикает. Юля возникла на виду, и что-то в ней не так. Голоса не слышно. Одежда мокрая. Быстро вращает ладонями: “Мы перевернулись”.
Казенный порядок камней: скользкие острые живые. И последнее свойство – хуже всего. Ломаем ноги – бежим. «Комсомолка, спортсменка» не обманула. За обливником работает Павел. Подпирает корму против потока, чтоб каркас не плющило.
Мы с Антилевским сцепились руками. Идем на средину. Павел:
- Ну, наконец. Руки отнялись.
Где трое, там – сходка.
- Влево стягивать нельзя,- Павел на своем,- упустим «Таймень».
В болотник сочится вода. Я-то пережал голенище резинкой, и этот прием работает: сапог не распирает. А малая водичка – для устойчивости.
- Ну что, взяли…
«Таймень» на острых камешках у воды. Лежит не стройно. Обливник поработал с ним в меру.
Юлю колотит. Греется у костра и глазами “тыц” в Захар.
- Думали… порог кончился,- усмехнулся Павел. А все дело-то - в толстой тишине, подтопленной страстной водой. Пилорама порога, а тут… склоны леса пахнут грибом и крылышком вечности, что как стрекоза, поглядывает выпуклым глазом.
Порог Змеиный. На выходе бодрый коридор для наездника. Вода бьет в плиту и - в отвал. Раз - и нет Валеры наверху. Крючок фартука вырвало с мясом. На фальшборте зазубрина.

Четвертинка помидора
Речка-мечта Писта мокнет под дождем. Канули в Лету накладки с пропуском. САКАЛ, ЗАХАР, ЗМЕЙКА – чистая кипень… В душе пристойно и важно. И к месту - всунуть «ногу в колесо».
Прессует воду двухметровый Падун. Правая протока – неглавный проход. Словом, канализация. Выбрали ее. С байдаркой Валеры осечка. У него… что - график ?! Сегодня ломает на камне. Капитаны нырнули, кто в чем, в “канализацию”. Отгибаем корму назад, а струя - не ПАДУН, но вредность имеет. Я залег на плиту. В этот раз вода течет не в болотник - за пазуху. Я – водопровод. Циферблат часов вжался в породу и разрушается.
Чинимся, обедаем и чинимся под тусклым дождем. Два тента внахлест над головой.
- Отель Хилтон пять звезд,- вставляет Василий в видеокамеру.
Выше в «канализации» вопли. Катамаран залез на Валеркин камень. Валера расцвел. Настроение отличное:
- Мне, между прочим, зажали салат в обед. Я вчера недоел ! Не хватило этой четвертинки помидора на отмашку.
Вечереет. Восстановленный «Таймень» грузится. Уходим из «отеля» пять звезд, оставляя примятый мох и Валеркин камень. Для тех, кто придет.

Белые ночи вперемежку с порогами. Не спится, а потом – не гребется. В этот порядок нужно войти.
Порог Лужма. «Василий,- говорю, - давайте с Ольгой первые. Там лишь качка». “Варзуга” скользнула. Видно, как подкидывает шлемы дальше и дальше. Метров сто - и голов не видно. Мелькнуло днище. Бригада быстрых ангелов вслед за Васей и медиком Ольгой. Еще бы – там аптекарский спирт.

Семь потов
Знал, как видел. Семиповоротный фонил в мозгу еще в поезде. “Утро вечера мудреней”. Поспели к порогу под вечер. С Ириной попытаемся. Прощупаем первые триста метров.
Заходная гряда. Слив не замотал в кулек. Повел и отпустил. Дал уйти в центр. Здесь широко и неспокойно: бело вокруг. Мощь порога стучится в кладовку, где колдует не то страх, не то опаска. Судно дрожит. Гряды режут воду. Масса вздернута, повязана, вздыблена. Кладет вправо. Красным багром топит слева. В лоции писано:”Семиповоротный логично идти частями”. «Да - логично». И замечаю: не натянул юбку на кольцо. Нахлестало.
- К берегу.
Отчерпались. Протока рубит напрямик. «Нет, в канализацию не пойдем». План - идти частями - уже ни к черту. Нельзя «курить». Влезли в пульс – жми.
Берег поплыл. Уходим от подарков, что мелко вдоль суши крошат «салатики». Кажется, лихо позади, но «бабушка надвое сказала». «Таймень» мечется. То нос, то корма зарываются и рыскают. Болтанка «урабатывает». Притерлись к мысу. За ним – лента белизны. Все условно ровное, если успеем отдышаться.
Порог исчерпался. Где повороты?! Было их мало, и верна лишь длина поля брани – километр с гаком.
Матрос хорош тем, что все прошли. Улыбка и матчасть целые, и надо осваивать стоянку.
Тропинка вверх. Возвращаюсь один и размышляю: «Семиповоротный –для опытных».

Пытаем удачу с Сашей Антилевским. Сажусь в его «Свирь» на место матроса. Пусть путь разведан – от встречного рокота холодок. Входим. Колыхнуло, но мягче. «Свирь» - не «Таймень». Вода его меньше цепляет.
Саша – положительный человек - любит положительную скорость. И что ? Компот валов в бровь. Порог стал не резким. Тормозим, и выталкиваю воду из юбки.
Юлим. Шуршат мегатонны. Гряды рвут массу. Щелкает метраж разодранной воды. Поворот, другой - один, за одним списываются грехи.

В третий раз спокоен абсолютно. А зря !!! «Варзуга» на ребро. Втыкаюсь в реку головой. Несусь под байдаркой. Как легко в КНБ стать подводником на месте матроса. Выдернул ноги из носа и… наверх. Руки скребнули гладкий баллон. Наверху воздух.
- Держи лопасть !- голос капитана.
Ловлю то, что наплывает в спину. Взгляд спотыкается на обрубке весла. Где моя лопасть ?! Срезало у обоих.
Первый поворот. “Варзугу” бросило к берегу. Прибились к камням. Тут и улыбочка выползла.

Семиповоротный в четвертый раз. В Валерином «Таймене» роскошно. На крейсере нет разве что… гудка. После «Свири», за ней – «Варзуги», я сражен контрастом. Сижу высоко. Вижу далеко. Валера работает складно. Но снова дрожь корпуса. Пруха вворачивает, закутывает, липнет к рельефным бортам.

Порог Курки. Лопасть обломилась и упала на дно. К чему бы… ?
Рядом клюет Петух. Женский экипаж бросается в него, и он их кладет. Купание женщин – знак конца всего предприятия.
Составляю график, который Вадим просил еще в Минске. Вспоминаю: первый порог - САКАЛ. «Да-а. Богато всего». Глаза друзей… уже не те глаза и лица, что можно сличать с паспортом. Но прочь лирику. Нужны для расчета две величины:
а) скорость ремонта в дождь
б) суточный расход сала и настроения.
Среди фактов - гвоздь прозрения: смысл не в порогах и порохе борьбы, а в нежности озер, что смотрят задумчиво в небо и космос. Где-то ж есть еще глубины, где петух кукарекает по озеру Пистаярви.

Порог Имисев. Былые пороги поджали лапки. Слышу голос:
- Петрович заволновался.
Будем идти. Для обноса нет причин. С громадной глыбы обзорно. Опера в двух частях. Сначала серп, потом – молот. Ангелы расселись на пульсарах и ждут. Советами воздух пропитан: ЖМИТЕСЬ ПО КРАЮ. За край еще надо уцепиться. От краев стягивает в центр.
И тут же - не остыть - порог Талии. Горлач с узким горлом. Две горы взрываются клубом. Бросил камешек:
- Туда пойдем, на левую гору.
Павел остерег:
- Не бросай камни в порог.
Хирви – последнее слово Писты. Поалла не в счет. Антилевский в бочке притормозил. Потянуло под слив. Нос на свечку. Двенадцатый киль.
Василий пытает в камеру: зачем мол сюда приехали ?
Антилевский:
- За килем !
Павел:
- Давно комаров не кормил.
Вадим:
-Демоны завели.
Ира:
- Мне в жизни всего было мало, а здесь мне всего хватает
Аня:
- Порогов хотелось

Едем на станцию Кемь. Водитель из деревни Войница. Тот, что не встретил к поезду. Глаза запали от запарки. Устало смеется:
- Мост я тогда быстро заменил. Теперь не подведет.
- Работа в деревне есть?
- Три места: учительница, дизелист и библиотекарь.
- Вода высокая?
Бывший фермер Василий закурил:
- Такой не было 25 лет. Уровень паводка.
Струйка дыма вьется в щель бокового стекла. Дорогу бросает в фарах.
Василий порылся, вставил диск в панель. В салон микроавтобуса полился ритм и голос “Чайф” с затягом ухабов:
“А у нас еще здесь дела,
У нас дома детей мал-мала”.
Пиво Толстяк, затаренное в Калевале. Пара глотков, и я не размышляю более: что же мы оставили за спиной? Небо бездонное звездное в лобовое стекло. Нет… еще не скоро мы найдем такую землю в глубинах бесконечности.

Олег Воробьев,
Минск

03.12.2009
Дата корректировки 6.04.2013

автор, хорошо пишешь, как на счет дат и фото? есть интерес к Писте на 2010. Интересуют координаты забросчиков, цены, как и через кого пропуска? можно сюда (многим будет интересно), в личку, либо на мыло hottab1983@mail.ru

Вообще то это не технический отчет. Это скорее эссе...рассуждения на тему. Но читать интересно. Язык выразительный, слог грамотный.

Из предисловия в "Белорусской Ниве":
экстремальный репортаж о том, как группа белорусских туристов - фанатов справлялась на байдарках по реке Корелии
Сергей МИХОВИЧ.

Главный редактор "Белорусской Нивы", между прочим.
Пропустим старую риторику про "испытать себя".
Похихикаем над двусмысленной фразой "На таких, как он /Воробьев/, небо должно отдыхать."
А вот за "реку Корелии" приговариваем к исправительным работам: третий класс - русский язык, пятый класс - география.

Удалённый пользователь

Не зря Shoorick почетный флудер ;D

opv
Автор
Цитата сообщения от kciroohs отправленного 2 Дек, 2009 в 13:19

А вот за "реку Корелии"

Саша, я помню письмо, оставленное тобой на Мамане для нашей группы, идущей неделей позже. Хорошее письмо в добром настроении и юморе. Оно лежит у меня в столе. Теперь о главном. Я пришел домой и взял в руки газету. Читаю:”… по реке Карелии,”. Напечатано правильно – через букву “а”. Накладка в верстке электронной версии газеты.

hottab1983 (имя не указано) справедливо интересуется контактной информацией по Писте. Вообще, в инете много чего по этой реке. Что касается нас - оформлением пропусков и заброской занимался один наш участник группы. Я жду от него телефоны пограничников и забросчика. Хочу упомянуть, что ты внес лепту в подготовку нашего похода, соорентировав меня в свое время на забросчика из Войницы. У меня сведений не сохранилось. Может быть, у тебя есть. Поделись. А заодно и своими впечатлениями по Писте и опытом по узловым вопросам.

"Я хитрить не умею, я прям как бревно" (c) Х.З.
Произведения Олега - весьма своеобразны. Не один раз слышал от разных людей, что они не узнали свою реку.
Тем не менее, у него свой стиль, свои фразы, свои слова и образы. Кое-что попадает прямо в цель (в голову:). Желание передать свои эмоции своими словами - всегда большой плюс и редкость.
Я считаю, что это гораздо лучше (и в то же время значительно труднее), чем техническая летопись "прошли 15 км, стали на мысу с березкой, ели кашу с тушенкой" или обычный банальный набор штампов типа "романтика дороги", "преодолеть себя", "песни у костра".

А вот предисловие в газете показалось именно таким набором штампов.
Даже если виноват стрелочник (машинистка), все равно это непрофессионализм. "Корелия" - это что-то типа "Беларусии", ниже уровня обсуждения.

По заброске лучше подождать актуальных данных. Погранзона за прошедшие годы уже успела и расшириться, и сузиться. Река приятная, в качестве бонуса очень рекомендую съездить на Войницу. Если не для сплава (с обносами - там формат не совсем обычный карельский), то хотя бы посмотреть на водопад. Водопад грандиозный, впечатляет не меньше Мамани на Кутсайоки.

opv
Автор
aaaS5007553.jpg
Цитата сообщения от andrey\.ko отправленного 1 Дек, 2009 в 01:21

как на счет дат и фото? есть интерес к Писте на 2010. Интересуют координаты забросчиков, цены, как и через кого пропуска? можно сюда (многим будет интересно), в личку, либо на мыло hottab1983@mail.ru

Мы связывались с забросчиком из д.Войница.
Егоров Василий.
Моб:8-107-921-224-95-43
В Лоухах тоже ждут забросчики. Они друг друга знают и держат контакт. Поэтому цены в итоге не будут существенно отличаться.

Пограничники:
можно звонить в Петрозаводск или Калевалу.
Петрозаводск:
8-107-814-278-20-21
8-107-814-278-20-25
8-107-814-256-09-46
Калевала:
8-107-814-54-41017 дежурная. У нее попросить набрать 151. Это доп.номер непосредственного исполнителя, с которым мы общались. Ему посылали факсом наши данные.

Даты: из Минска выехали 16-го июля. Вернулись 3-го августа.

opv
Автор
aaIMG_7609.jpg
Цитата сообщения от andrey\.ko отправленного 14 Дек, 2009 в 23:23

Во что вам обошлась заброска?

Договор с забросчиком - дело условное. В июне с Василием из Войницы был уговор 600 рублей с человека туда, и столько же обратно, т.е 1200. В июле уже 1600 в два конца. Но мост у Василия полетел и с забросчиком Сашей из Лоухов(кстати, хороший человек. Не рвал нервы, когда пришлось коротать ночь и еще пару с часов с утра утрясать пропуск) сошлись после рубки на 900.
Василий потом от бетонного моста завез в Кемь по тарифу 800. Саша из Лоухов тоже был готов приехать и завезти в Лоухи за те же 800 с человека.
Ну что а что запросят летом - поживем-увидим :)

Еще скажу, что Писту я недооценивал. Думал, слегка сложней Керети. Но она гораздо сильней. Каждый порог с подковыркой. Надо внимательно спокойно каждый порог осматривать. Я бы сказал- скурпулезно. Разумеется, если состав сильный ровный, можно все пролететь и сказать "ха-ха". Но обычно таких ровных составов в пять экипажей не бывает.

p.s.
стыдно сказать, с фотографиями не пойму, как их вставлять. Делаю аттач и получаю ссылку на одно фото. Раньше как-то оно проще было, но не помню как. Вот еще одно фото.

p.s.
стыдно сказать, с фотографиями не пойму, как их вставлять. Делаю аттач и получаю ссылку на одно фото. Раньше как-то оно проще было, но не помню как. Вот еще одно фото.

Да нормально всё - все мы с чего-то начинали - и правила форума не сразу прочитывали, и фотки до размеров 800х600 не сразу научились уменьшать :)

з.ы. В вашем фоторедакторе найдите функцию уменьшения размера фотографии и уменьшите её до стандарта на форуме (800х600) - всё должно быть видно....

аттач: aaIMG_7609.jpg (93 kb, 2048x1536)

неплохой галстук :) собралась хоть потом?

opv
Автор
IMG_7881.jpg
Цитата сообщения от andrey\.ko отправленного 17 Дек, 2009 в 00:34

неплохой галстук :) собралась хоть потом?

Ремнабор не зря ехал. И вот она в деле: