Rostislav. MD
Автор

16 мая 2009 года мы с другом решили попробовать объехать по кругу озеро Нарочь. Возможно, кому-то из тех, кто просто захочет покататься по красивым местам, подышать свежим воздухом наш опыт будет полезен.
Доставка велосипедов к Нарочи проблем не составила. Правда, такая навеска не способствует быстрой езде, пришлось неспешно, 90 км/час добираться до места старта.

В курортном поселке Нарочь (Купа) оставили на охраняемой стоянке машину и в 15’00 стартовали.

От Купы до тургостиницы Нарочь идет неподалеку от берега асфальтовая дорога.

Полуостров с деревней Наносы, куда мы держим путь.

Берег, вдоль которого идет дорога.

До деревни Степенёво дорога вот такая.

Вдоль берега в воде множество гнёзд, в которых гнездятся чайки, утки и какие-то водяные курочки.

Дорога переходит в укатанную грунтовку, ехать одно удовольствие.

Чистый, сухой воздух, тишина в которой шелест шин велосипедов кажется очень громким, красивые виды. Часто останавливаемся пофоторафировать.

Дорога уходит немного в сторону от берега

и вскоре выходит на недавно положенный асфальт от дороги М-60 до деревни Наносы

Виднеется санаторий, от которого мы стартовали.

На самой высокой точки д. Наносы стоит немецкий ДОТ времён 1 мировой войны. За ДОТом виднеется озеро Нарочь.

Озеро окружает Наносы со всех сторон. Некоторые дома стоят непосредственно на берегу. Естественно, процент постоянно живущих здесь местных неуклонно снижается, а новые хозяева постепенно деревню перестраивают под свои вкусы. Уже и асфальт проложили.

От Наносов дорожка идет вдоль берега в сторону санатория «Боровое». Возле санатория ещё один немецкий ДОТ 1-й мировой.

Дальше можно ехать по тропинке, которая идет непосредственно вдоль берега, петляя между деревьями, с периодическими подъемами-спусками на невысокие, но достаточно крутые горки и с веселым слаломом по корням деревьев.

В отличие от северного берега и участка до д. Наносы, микроклимат на этом участке сырой, местами пованивает гниющими водорослями и множество комаров и каких-то мелких мошек.
По тропинке вдоль берега едем до детского лагеря «Зубренок»

В «Зубренке» не берегу стоят спускающиеся к озеру ряды скамеек, как в зрительном зале. Сцены перед ними, либо вообще какого-нибудь пространства нет. Видимо пионеров приводят сюда медитировать, глядя на воду либо организованно фтыкать на рассветы. На этих скамейках было удобно перекусить.

Через территорию лагеря поехали в сторону дороги Р60. Возле входных ворот сипатичная фигура зубра.

И лося

Выехав на дорогу Р-60 сразу же сворачиваем по указателю на деревню Проньки.
Перед деревней справа у дороги большое кладбише немецких солдат 1-й мировой войны.

Офицерские могилы расположены более просторно

Солдаты лежат ровными рядами, чуть ли не один над другим. Видимо, просто в ров складывали, а потом сверху кресты установили. Ничего в жизни не меняется. Что сто лет назад молодые пацаны, ничего, кроме пары пустяков, в жизни не видевшие умирали за какую-то идею (с высоты своего времени мы уже знаем, что ни за хрен собачий головы сложили), что теперь всяческие, так сказать, высоко стоящие органы нас к новым подвигам и свершениям зовут…

Если проехать Проньки, за деревней будет развилка. По правой грунтовке надо проехать около километра, в том месте, где к ней подходит лес свернуть и проехать метров 100 вправо, на опушке можно найти ещё один мемориал солдатам 1-й мировой. Совсем заброшенный.

Велосипеды стоят для масштаба.

Возвратившись на дорогу Р-60 намного проезжаем по ней и сворачиваем на кемпинг «Нарочь». По асфальтовой дороге доезжаем до берега и снова едем по тропинке с веселыми горочками и корнями деревьев.

Периодически открываются различные красивые виды, но обилие комаров не даёт надолго задерживаться.

Тропинка приводит к пляжу автокемпинга «Нарочанка», за пляжем дорога уходит в сторону от берега. Дальше вдоль берега ехать не надо, вскоре начнется болото.

Дорога идет вдоль остатков немецкого укепрайона 1-й мировой.

Дорога уходит в сторону от берега и идет вдоль остатков линии обороны. Вскоре налево будет отходить тропинка, которая идет по насыпи бывшей немецкой узкоколейки. По этой тропинке доезжаем до деревни Занарочь. По данным местных жителей проехать вдоль берега мимо хутора Скок с сторону санатория Сосны нельзя. Раньше был мостик через реку Нарочь, но он давно сгнил. По дороге Р-60 надо ехать до моста через р. Нарочь. Ест параллельно трассе грунтовая дорога, которая идет от деревни вдоль поля и далее параллельно трассе через лес, деревню Черемшицы и выходит к автомобильному мосту на Р-60. По лесу дорога хорошо укатана, на участке, который идет вдоль поля обилие мелкого песка, ближе к мосту есть возможность продуктивно грязь помесить. Километрах в 3-4 за мостом справа стоит обелиск посвященный партизанам. Возле него надо поворачивать в лес. То, что вы на правильном пути, укажет знак.

Решив, что если лесники не пустят, или будут препятствовать маршруту, будем жаловаться заместителю по идеологии местной администрации, отправились в сторону партизанской стоянки. Дорога до неё укатана, отмечена специальными знаками в виде бело-красного треугольника.

Такой дороги, различной степени укатанности, с различной глубиной песка, заросшей так, что не соображаешь, в каком направлении ты едешь впереди ещё около 18 километров.
Вот и партизанская стоянка. Землянки восстановлены на реальных исторических местах, вокруг ещё много таких окопов.

Внутри землянок висят стенды, рассказывающие, что и как тут происходило

Здесь была землянка, в которой находился подпольный Вилейский обком комсомола, которым руководил П. М. Машеров.

Молодой Машеров на среднем снимке

Была мысль, что если до темноты не найдем, как из леса выехать, можно будет сюда веруться и заночевать

Там же памятник в стиле советского конструктивизма. Немецкий мемориал возле деревни Проньки энергетику несет совсем другую...

Чтобы выбраться из леса надо вернуться до первого же указателя в виде красно-белого треугольника и повернуть налево. Дальше начинается спортивное ориентирование. Крайне желательно иметь с собой GPS с генштабовкими картами. Так как мы выехали около 15’00, долго кружились по красивым местам, уже начинало смеркаться. Очень хотелось выбраться из леса до наступления темноты, поэтому дальнейшая езда приобрела элементы спортивного кросс-кантри. В изобилии встречающиеся следы диких кабанов и размышления о том, что надо будет делать, если на них наткнёмся придавали дополнительные силы… В итоге уже в сумерках выбрались на асфальт возле деревни Гатовичи.

Оставшиеся 14 километров до машины по асфальту через деревни Никольцы – Пасынки – Черевки были сплошным удовольствием. Темно, тихо, на дороге никого, редкие машины сначала слышно издалека, потом уже видно, подсвечивающие асфальт велосипедные фары, панорама на ночное озеро рядом… После лесных песчаных дорог, ощущение такое, что по асфальту велосипед сам катится… Итог – 69 км 250м.

Даже не думал, что в таком затоптанном месте можно так интересно покататься. Спасибо за отчет.

Супер, особенно артефакты ПМВ!
А теперь поподробнее. Сколько стоила стоянка и трек если есть :)

Интересный отчет. Спасибо. То же удивлен. какой классной получилась покатушка в тако "обжитом" месте.

Rostislav. MD
Автор
Цитата сообщения от victogan отправленного 18 Май, 2009 в 15:30

Супер, особенно артефакты ПМВ!
А теперь поподробнее. Сколько стоила стоянка и трек если есть :)

С треком лоханулся... Не записал :-[ Стоянка стоит 3000 в сутки. По восточному берегу несколько в стороне от дороги артефактов ПМВ не меньше. Мы уже в темноте ехали, не удалось там побродить.