мария
Автор

Странники: Лёша и Маша (BlooD3r&Optimistka на форуме)
Период странствования: 22 июня-15 июля, год 2012
Посещенные страны: Польша - Нидерланды - Бельгия - Германия - Австрия
Общее расстояние: ~950км
Амплитуда высот: от -2 до 2504м
Идея: а почему бы не покататься по Европе на велосипеде?


You can't always get what you want
But if you try sometimes you just might find
You get what you need
(с)
Маршрут менялся неоднократно при планировании, мы хотели всё сделать правильно: купить билеты вовремя, изучить каждое захолустье, которое было на маршруте, на предмет интересностей, сэкономить, где можно, получить 100%ную отдачу от поездки. Распланировали обязанности, завели кучу гуглдоков, и следили за той информацией, которую каждый добавлял. Даже сам этот процесс зажигал, это была наша первая совместная большая поездка и мы хотели, чтобы она прошла замечательно.
Знакомые и близкие люди из, так скажем, не самой активной среды считали нас энтузиастами и слабо понимали наше рвение провести отпуск именно таким образом. Да, может оно и не самое обычное (особенно для образа жизни среднестатистического белоруса), без гостиничных кинг-сайз кроватей и тёплого моря с лежаками, и без внедорожника с кучей ненужного барахла в багажнике, но это именно то, чего мы хотели! И о чем вам поведаем в нашем отчете.

22 июня, самый длинный день в году.
Сегодня был обычный рабочий день, но в предвкушении чего-то столь долгожданного, к чему готовились еще с декабря. Это чувство сверления в одном месте, когда вприпрыжку побежишь домой допаковывать вещи, садиться на свой двухколесный и на еще необкатанных покрышках мчать в точку отправления во все стороны света - наш такой большой и такой центральный автобусный вокзал.
Но у нас по курсу - дорога на Запад!
Мы устроили прощальный ужин. Родственники, уже привыкшие, что мы катаем на каждых выходных по Беларуси, смотрели всё же на нас, как на диковинку или, лучше будет выразиться, как на чудаков.
Груза взяли немного, на головы одели шлемы и …дождевики. Да-да, на улице щедро поливал июньский бодрящий дождь. Мы рассекали лужи, набирая в кеды воды, но улыбались во все 32 зуба, так и докатили до нужной нам платформы автовокзала. Приехали загодя, сделали пару снимков и просто сидели в приятном ожидании, хотя тревога по поводу транспортировки наших велов еще была.
Билеты приобретали в Визит-туре, автобус с их эмблемкой прибыл на перрон, водители были спокойны и дружелюбны, разместили наши велы в отдельном отсеке. Сказка) Отчаливаем. Путь на Варшаву, лишь перевалочный пункт, но всё же: вдохнём воздуха Евро-2012, немного окультуримся, посетив пару музеев, побываем в садах на крыше...
Zzz...
23 июня, день второй.
На границе зависли который час.
Польской пограничнице, искренне глядя в глаза, на вопрос, куда направляемся, отвечаем, что едем “za zokupami” и такое скромное и тихое дополнение “а еще туризм, по Польше”. Спрашивает обратные билеты, мы говорим: “...они из Мюнхена...” Улыбаемся еще более искренне.
Птицы уже проснулись, Солнце освещает “Варшавский мост”, кто-то крутит на рыбалку не спеша и вот наш автобус наконец-то трогается. Встречает табличка Речь Польская Посполитая! Таки здравствуй!
Лёша дремлет, иногда спрашивая: ну как, мы уже в Варшаве? А нам еще около 200 км.
Я прилепилась к окну автобуса, т.к. на пути нас сопровождает, идущая параллельно дороге, безбордюрная велодорожка с разметкой и ограждениями со светоотражающими элементами, а перед выездом на дорогу есть такие барьеры, что на скорости не промчишься - убьешься сразу. Утрируя, можно сказать, что я почти так и ехала до Варшавы, с широко открытыми глазами, завидуя, проезжавшим на двухколесном, полякам. Вот такой я дикий человек. Со временем эта диковатость пройдет, преодолев на двухколёсных без малого почти 1 000 км по старушке Европе. Там всё это будет естественным.
Прибыли на автовокзал Варшава Заходняя.
Собрали велики, нацепили сумки, умылись в общественном туалете и покрутили в сердце Варшавы - Старый город.
По пути заехали на ж/д вокзал, купить билеты на велики до Амстердама. Но в кассах билетов не продавали, сказали, что сможем приобрести у контролеров. Так и порешили - действовать по ситуации.
В инфоцентре уточнила, где находятся сады на крышах. Поблагодарила и пошла себе, а парниша, увидев у меня в руке болтающийся шлем, догнал и всунул мне в руку еще буклет “Варшава для активных людей”. Я расплылась в улыбке. Приятно!
А город весь в футбольной тематике:
мячи высотой с двухэтажный дом

растяжки во всю высоту зданий


повсюду в продаже сувенирная продукция с тематикой Евро-2012, приплели даже Шопена с символом Варшавы - сиреной

Рядом с Дворцом культуры и науки были установлены большие экраны для массового просмотра матчей.

Едем по одной из главных улиц Варшавы - Nowy Swiat, переходящей в улицу Krakowskie przedmiescie, приводящую нас в Старый город.

Хочу заметить, что дорога двухполосная, и если перед джипом, таксистом или даже автобусом-гармошкой будет ехать велосипедист, никто даже и не пикнет, будет ехать в темпе велосипедиста, пока не появится возможность обгона. А велосипедисты разные: кто-то катит, не держась за руль, кто-то несется в шлемах, будто на каком-то марафоне, кто-то просто не спеша, получая кайф от езды, среди которых были и мы.

В Старом городе мы встретились с Лешиной одноклассницей - Настей, которая передала нам билеты на июльский фестиваль. Рассказала нам, что по Европе очень легко и удобно путешествовать, летая лоукостами и останавливаясь у местных жителей в качества каучсерфера. Мы про такой современный вариант путешествий знали, но опыта не имели, и в эту поездку хотели оставаться максимально мобильными, т.к. планов на каждый день было громадьё.
Далее мы покрутили или всё же наши желудки в сторону ароматных запахов, давно уже нас зазывавших. Отобедали вкусненько: заказали супчики и вареники с клубникой на десерт.

Ну а дальше - по достопримечательностям!
Сад на крыше библиотеки Варшавского университета - один из самых больших и красивейших, размещенных на крыше, садов в Европе. Сад доступен всем желающим, вход свободный.
Фасад здания символизирует несколько раскрытых книг.

Велы оставили на парковке рядом с библиотекой.
Сад состоит из двух частей, соединенных сплывающей с каскада водой.
Все сады соединены перекладинами, тропинками, мостиками, на которых растет японский виноград, гортензия вьющаяся, ломонос тангутский.
С мостиков и смотровой площадки можно полюбоваться одной из интереснейших панорам Варшавы.
Встречались здесь и неземные пейзажи


Лужайки, на которых можно отдохнуть от будничной суеты

Неспешно прогулявшись, мы покатили на ул. Tamka, чтобы посетить ультрасовременный музей Фредерика Шопена, открытый к 200летию со дня рождения композитора в Замке Острожских. Но, увы, ультрасовременность (мультимедийные экспозиции, осязательные экраны) сегодня “не работала”, произошла какая-то поломка в автоматизации процесса. Был свободный вход, но мы решили оставить посещение музея на следующую поездку.


На заметку: здесь находится самая большая коллекция шопеньанов в мире (посмертная маска, отливка руки композитора и его последнее фортепиано).
В освободившееся время решили прокатиться в Королевские Лазенки - самый большой и самый прекрасный парк в Варшаве.
Пересекая Иерусалимскую аллею, увидели вот такой экзот. Называется “Привет из Иерусалима”. Как написано в путеводителе: “будит энтузиазм одних, и серьезное негодование других жителей столицы... Как говорит автор проекта “в буквальном смысле, это перенос кусочка Израиля в Варшаву”.

Путь держали по ВД. Бордюров нет, зато есть столбики(!!). Заглядишься по сторонам и столкновение может стать неизбежным, а последствия плачевными)

На территории Королевских Лазенок езда на велосипедах под запретом, поэтому нам пришлось прогуляться до Дворца на острове пешочком.

В кассе взяли комбитикет, предъявив молодежную карточку (IYTC), сразу ее и окупили (стоимость была снижена в 2 раза).
Первым мы посетили дворец, затем прошли к театру на острове. Летом и там, и там проходят концерты.

Своеобразным увлечением являются прогулки на гондолах (!), швартующими возле острова, на котором стоит дворец.

Также зашли в Мыслевицкий дворец, Белый дом, Старую Оранжерею.
Бал замечен чудесный павлин с раскрывшимся оперением. Это настоящая царь-птица, которая предстала перед нами во всей своей красе.

До отправления поезда оставалось 1, 5 часа. Необходимо было подкрепиться и взять съестного в дорогу. Сделали мы это в ТЦ с невероятно красивой волнообразной крышей. И направились в сторону платформы.

Когда поезд прибыл, мы загрузились в вагон, коней разгрузили и подвесили в специальном отделении. По итогу польские контролеры, посовещавшись и поняв, что мы русские, решили взять с нас 20 злотых за два вела и сказали, что мы можем ехать с ними прям до Амстердама. Ну хорошо, это не так много.
Мы заняли свои места, откинули спинки, снизу поднялась подставка для ног, сверху можно было включить свет, а сбоку раскрыть маленький столик. У Лёши вырвалось: “Да тут можно жить!” Дааа, действительно. Мы достали свои спальники, превратив наши сиденья в двуспальную кровать, и сладко уснули.

24 июня, день третий

Наступило утро третьего дня, утро одного из самых чудесных дней, в этот день мы увидим Амстердам!
Несмотря на ночь в сидячих сиденьях, мы спали как дети. За окном еще проплывали города Германии: Кельн, Дюссельдорф... Мы начали планировать свой день, как вдруг, по громкой связи, сообщили нерадостную весть: непредвиденная ситуация, что-то случилось с нашим поездом (мой перевод с английского :) и нам следует пересесть на одной из предложенных станций.
Девушка, бегло лепеча на английском, восклицает: куда бежать, вы что-нибудь поняли? у меня столько вещей и такой тяжелый чемодан! Лёша стаскивает ее чемодан вниз. И мы собираемся очень быстро. Пора делать пересадку! Но тут загвоздка в автоматической двери, которая не смотря на свою автоматику не позволяет нам быстро выскочить. Чтобы вывезти велик потребовалось 5 нажатий и ожидания неторопливого открывания дверей со звуками “пфф”.

Кто-то из молодежи выбегает на платформу босой и еще не продравший глаза. И мы таки оказываемся на платформе. Ура!
Пересадку делаем в двухэтажный поезд региональных линий в вагон с разрешенным провозом велов. И плавно катим в сторону столицы.

Та бегло англоговорящая девушка оказалась украинкой, пока ехали, разболтались о том, о сем. Живет и учится в Познани, а практику проходит в Нидерландах.
Уже блестят железные кони на встречающихся велопарковках. Глаза у Маши большие-прибольшие и такое счастье - внутри, в улыбке, в сердце, в голове!



Мы в Амстердаме. И знаете, что я вам скажу, это рай. Велосипедный рай. Тут ты король, ты полноправный участник дорожного движения, хотя по сути самый многочисленный.
Вот это такое непередаваемое ощущение. Нет бордюров, повсюду разметка, знаки, велосипедные светофоры. И словно всё, всё срослось с двухколесными: стены старинных домов, ограды, каналы и люди. Без велосипеда здесь жизнь немыслима. Нет такого количества заполоняющих весь остальной мир автомобилей. Здесь не здравствует лозунг: “шире трассы, больше автомобилей”. Здесь правят велосипедисты, а автомобилецентричная политика осталась в прошлом. И это на мой взгляд - прекрасно!
Амстердам нас встретил сломанными зонтами, проливным дождем и продувающим всех ветром.

Выйдя с вокзала, взгляд направо - та самая трехуровневая велопарковка - мечта!

Сразу потопали в “турист оффис”, ведя велики под руки. Необходимо было найти пристанище на 2 дня. Карты Амстика не раздавались за просто так, а продавались по 2, 5 евро. Зато были инфоэкраны, в которых мы нашли пару-тройку хостелов, выписали адреса и двинули в их сторону. А на улице поливает, ух, как поливает!
Кругом велосипеды и несмываемая никаким дождем улыбка на лице!

Мы в квартале Красных фонарей, там наш первый хостел - Bulldog 5*, luxury :) 32 евро за 1 одного на 1 ночь. Едва удержали челюсть от падения) Решаем отправиться дальше на поиски хостела, ведь для нас не так принципиально жить именно в историческом центре, да еще и в таком знаковом)

Дождь... Сомнения на счет знакомства с Амстердамом на веле, как бы глупо это ни звучало...
Топаем потиху, пересекаем каналы, один за другим. Идем по красивенной тихой улочке, уставленной великами.

В конце улочки - второй хостел. Ура, мы в тепле, руки уже плохо слушаются. Но здесь комнаты раздельные и для женского пола на сегодняшнюю ночь уже ничего нет...
Бредем дальше, к одному из самых больших хостелов в Европе и надеемся, что нам повезет! Он расположен около Вонделпарка.

Дождь. Но жителям Амстердама это не мешает совершать пробежку. Бодрые бегуны подсказали нам, где находится хостел и сказали, что мы уже почти на месте! Ну наконец-то!
Есть! Stayokay прямо перед нами, проходим внутрь.

Хостел огромен, несколько корпусов. Бронируем последние места за 23 или 26 евро, вот те и западноевропейские хостелы :) Зато здесь включен завтрак шведский стол, но смысл то не в этом хостеловской практики... Ну да ладно, мы в отпуске, а значит о деньгах не стоит думать настолько часто)
Заселение в 14.00, поэтому коротаем время, рисуя маршрут передвижения по Амстику, помечаем sightseeings.

В хостеле карточная система замка. Заселяемся! Моемся, чистимся. Вместо планируемого выхода в 15.00, выходим около 16.00. Своих доблестных коней оставляем на крытой велопарковке хостела.
Рядом с нами музей того самого великого Ван Гога, посещение которого стоит первым пунктом во всех путеводителях. Ну и я на него ориентировалась еще по совету Катьки, которая бывала в нем год назад.
Дождь перестал хлестать и даже подмигивало Солнышко.
Вход в музей венчала очередь! Вот это да! Наверное, музей всем музеям музей!

Билет - 14 евро. Скидок молодежи не предусмотрено, только детишкам.
В музее несколько уровней, согласно творческим/жизненным периодам художника.

Интересно, он творил всего 10 лет, а “натворил” более 800 картин.


Чтобы научиться рисовать портреты, он рисовал автопортреты, их встречалось действительно много.

Но... живопись оказалась не нашим, поэтому мы не долго осматривали экспозиции великого постимпрессиониста.
А по выходу из музея направились к брендовому месту Амстердама, большой буквенной конструкции “I am Sterdam”, символизирующую, что Амстердам - это все люди, его жители и приехавшие просто посмотреть на него. “...И в каждом человеке, бывавшем в нем, есть часть свободного и веселого Амстердама”.

Наш хостел располагался довольно-таки далеко от центра, но пока шли глаза никак не могли нарадоваться увиденному и сердце горело пламенем! Рай, что тут скажешь, в этом слове всё ёмко :)


Перекусили в Макдаке, за прилавком была “Африка”:) Это как в Москве - среднеазиаты.

Пока обедали, из окна второго этажа любовались проезжавшими мимо велосипедистам! Какие они разные, не напряженные, катят в своё удовольствие! Кто с детьми, кто в плащах, кто болтая по телефону и параллельно кушая какой-то снэк.


После Мака мы решили “поплавать”. У капитана судна спросили, во сколько следующий рейс boat, на что он с искренним удивлением поинтересовался, а что собственно за boat? Ведь его судно называется canal bus и отправляется через 5 минут.

Лёшик быстренько покупает билетики (8, 5 евро каждый) и мы заходим на борт) По соседству какие-то весельчаки, как выяснилось позже, турки.
Капитан тоже весел, хоть и не турок) Голосуем за то, на каком языке будет экскурсия и отправляемся в путешествие по городским каналам. По ходу штурман вставляет свои шуточки, рассказывает об Амстердаме интересные подробности. Под вечер выглянуло Солнышко и всё смотрится прекраснее в его свете.


По завершению водной прогулки мы прямиком направляемся в музей секса - первый в мире и посещаемый почти полумиллионном людей каждый год. В музее секса нам понравилось! Вход, кстати, совсем недорогой, 4 или 5 евро. Впечатления от его посещения остались положительными! Но мы и не сомневались, что он придется нам по душе. Смотрите сами)


А дальше путь пролегал через Red Light District, как ни странно, но в поисках кафе.
В сумерках фонари горели ярче и девушки смотрелись эффектнее. Они разные, очень и очень: по цвету, формам, прическам, завлекалочкам. Фотографировать запрещено - известный факт, но бродить туда-сюда, просто глядя, никто не запрещает. Это удивительно и так не похоже на остальной мир!


Квартал довольно большой. Пока гуляли, выглядывая понравившееся нам кафе, увидели еще один музей, в интересности которого также не сомневались - Музей эротики.

Поужинав, решаем в него заглянуть. Плата за вход невелика. На часах уже 23.00, а работает до 02.00. Вот это класс!

Побрели домой в приятном настроении! Блаженство! Было 00.30. А кругом суета, люди, кипучая жизнь. Любопытно, ведь это была ночь понедельника.
И когда же они спят, эти невероятные амстердамцы!

Здесь будут полезные ссылки, информация, FAQ.

Перемещения:

За время путешествия мы пользовались 2мя видами транспорта (исключая велосипед):
- поезда
- автобусы

Начнём с последних, с ними проще.
ВизитТур, с которыми мы ехали в Варшаву, за 20евро обещался довезти наш негабаритный груз. Обходились они с ним с уважением и вообще услугами остались довольны. Может 20евро и дороговато, сам билет стоил те же деньги, но среди множества других вариантов, этот показался нам лучшим.
В целом практика автобусных перевозчиков - мы берём ваши велосипеды, если у нас есть для них место в багажнике. Оплата водителю на месте. Т.е. ты никогда не можешь быть полностью уверен, что ты уедешь таким автобусом. Мы нашли двух в РБ, которые заранее были согласны вписать велосипеды. 1й указан выше, 2м был intercars, которым мы в итоге оставили запись в их книге жалоб и предложений. Подробнее будет в последней части отчёта.

С поездами всё намного интереснее и веселей. В Европе есть все условия, чтобы путешествовать с велосипедами. Всё зависит от конкретных стран и фирм-перевозчиков, но в целом правило такое, что во всех поездах кроме Express, ты можешь провезти велосипед. Более того, часто для них можно найти специальные места. Нагруженный сумками велосипед, правда, не всегда хочется вешать за 1 бедный обод, поэтому где это было необходимо, мы снимали пару сумок, в других случаях (когда у велосипедных билетов нет прописанных мест) мы просто прислоняли их к свободным сиденьям. Часто бывает такое, что не во все вагоны можно грузить велосипеды, поэтому прежде чем входить рассмотрите рисунки на вагонах и заносите туда, где нарисован велосипед. Усесться туда самим, кстати, тоже никто не мешает.
За провоз велосипедов нужно платить. Это около 5евро за поездку. Мы часто сидели не вместе с ними, но кондуктору показывали все билеты, но в последнюю поездку решили показать только на себя, хотя велосипедные у нас тоже были. Нам никто ничего не сказал и больше не подходили. Но я бы всё-таки не рисковал.
http://bahn.de - сайт немецкой ЖД, которая покрывает огромную территорию и имеет очень вкусные цены и возможности. Сайт очень удобный, он умеет предлагать пересадки, есть даже кнопка, чтоб он поискал более поздний поезд для какой-то n-ной пересадки, т.к. там всего 7 минут, чтобы перескочить (кстати, мы дважды успевали за это время пересесть, даже с одного перрона на другой, даже по ступенькам без пандуса). Если вы ищите поезд от точки А до Б, где нет прямого маршрута, не берите 2 отдельных билета от А до В и от В до Б - это будет дороже! Система цен очень гибкая и зависит ещё и от того, за сколько дней до отправления вы приобретаете билет, поэтому планируйте заранее - это сэкономит до 70% на перемещения. Если вы покупаете 2 и более билетов в одном направлении, не делайте несколько покупок! Часто в цену одного билета можно вписать до 5 человек. Т.е. купил билет и вези с собой 4 друзей бесплатно. Именно поэтому можно часто на вокзалах встретить людей, которые спрашивают, куда вы едете, они просто хотят разделить с вами поездку, это законно. Общайтесь больше и сэкономите :)
Если возникают какие-то конкретные вопросы - пишите письма. Отвечают быстро и по делу. Единственное, что bahn.de говорит, что по всем "велосипедным" вопросам нужно обращаться по указанным телефонам и один раз пришлось всё-таки позвонить и выяснить детали про билеты и места на велосипед на ночной поезд до Амстердама, т.к. они не хотели покупаться через сайт. Это нередкая ситуация у них, на некоторые переезды у нас билетов заранее не было, но они легко покупались на месте и мы всегда помещались в транспорт.

Карты:
Если вы знаете, что такое OpenStreetMaps, то у вас не должно быть проблем.
Есть разновидность этих карт - OpenCycleMaps, здесь тысячи вело-маршрутов, заблудиться с GPS сложно.
Кушались с помощью Android'а и OruxMaps. Выкачивал куски до нужного слоя и пользовался в дороге.
(в горах не забывайте смотреть на высоты при планировании).
Карты на месте можно брать в туристических центрах, которые в популярных местах есть почти в каждой мелкой деревеньке. Бесплатно. Брошюры часто стоят под крышей просто на улице. Если захочется пообщаться и спросить про достопримечательности - то в местах покрупнее есть специальные для этого люди в тур-центрах. Только работают они до 18 максимум и чаще всего только по будням. В воскресенье у них не работает практически НИЧЕГО! (если это не большой город).