UEC MTB Marathon European Championships. Sigulda, Latvia. June 5th

Cherish
Автор

Наконец дошли руки дописать и опубликовать отчет о поездке на Чемпионат Европы по ХСМ, который проходил в латвийском городке Сигулда 5 июня 2016 года.

После своего первого визита на этап марафона SEB в мае нынешнего года, несомненно, хотелось поучаствовать в этом отличном мероприятии еще раз. Тем более оказалось, что 5 июня параллельно с этапом SEB’a в латвийском городке Сигулда будет проходить Чемпионат Европы по XCM. Отличная возможность попробовать свои силёнки на столь высоком уровне.

Сначала думали, что заявку на участие должна оформлять и отправлять Федерация велосипедного спорта, но оказалось, что зарегистрироваться можно и самим, от федерации лишь требовалось выделение комплекта формы, т.к. участвовать можно было либо в командной форме, либо в форме национальной сборной. А т.к. в Беларуси нет официально зарегистрированных в UCI команд, то Миша Бесага пошел челом бить к боярам в федерацию. Долго ли, коротко ли Миша обивал пороги чиновничьих кабинетов, но формы нам не дали, ибо в нашей стране такого спорта кросс-кантри нет и развитием МТБ никто пока не занимается на государственном уровне. Благо у Миши есть много знакомых в велосипедном мире, которые со своего плеча позаимствовали нам свои майки.

Помимо меня и Бесаги проехать Чемпионат в Латвии изъявили желание Комаров Лёша, Шиманович Олесь и Скурат Таня. Выезд запланировали на раннее утро субботы, дабы быстро пройти границу, заехать в Ригу буквально на пару минут, потом заселиться в гостиницу в Сигулде и спокойно зарегистрироваться на марафон. Планировалось, что к обеду все вышеперечисленные пункты будут выполнены, и после всего этого можно будет выехать на небольшую тренировку. Но, как говорится, хочешь рассмешить Бога – расскажи ему о своих планах. Поначалу всё шло хорошо: разобрал и бережно уложил своего Rizer’a в багажник Мишиной ласточки, потом состыковались с Лёшей и Ко и дружно двинулись к белорусско-литовской границе. Тут, как обычно, уже была очередь из десятка автомобилей. Но нас это не сильно смутило, т.к. в кармане у Миши лежала бумажка, любовно выданная Федерацией, в которой просилось о том, чтобы доблестные стражи границ нашей необъятной родины посодействовали в беспрепятственном её прохождении. Честно встав в конец очереди, Миша берет эту самую бумажку и бодро шагает к представителям погранзаставы. Спустя пару минут он возвращается, но шагом отнюдь не бодрым. И по явно грустному выражению лица я понимаю, что о быстром прохождении границы можно забыть, а чудодейственную бумаженцию можно пустить в дело в близлежащем WC. Оказалось, что из Федерации должны были заранее позвонить в Погранконтроль и сообщить, что такие-то спортсмены, на таких-то автомобилях будут пересекать границу. Позвонили человеку, выдававшему сей документ, и он сказал, что впервые о таком слышит, раньше такой проблемы не возникало. В итоге честно отстояли очередь, план был серьезно смещен на пару часов, и вместо дневной тренировки хорошо если получится выехать часам к 6 вечера. Помимо тренировки нужно было еще до 5 часов успеть забрать стартовые пакеты. А Мише, как представителю нашей команды, надлежало в 17.00 явиться на Team managers’ meeting.

В Сигулду приехали после 3 и сразу поехали за стартовыми пакетами, потому как, если не успеть забрать их в субботу, то пришлось бы идти рано утром воскресенья, чего никому делать совершенно не хотелось. После небольшого обедо-ужина выкатили на тренировку. Разметка уже висела, поэтому найти дистанцию не составило труда. Немного прокатив по асфальту от места старта, выехали на горнолыжный склон. Три больших стрелки, направленные вниз, и надпись «Danger» говорили о том, что впереди опасный участок.

Впереди и вправду был очень крутой спуск с горы. Спустились на тормозах, т.к. рисковать на незнакомой трассе желания не было. Тем более что проехать этот участок предстоит еще 2 раза во время гонки. Далее следовал небольшой перегон по асфальту, а потом стрелка показывала направо. Трек уходил на серпантин, который вел к вершине горнолыжки, и где будет в день гонки располагаться зона технической помощи и зона для подачи воды и еды. Сходу все прочувствовали безумный латышский рельеф.

Велокомпьютеры показывали нереальные 25-30% уклона. Этот участок так же предстояло проехать 2 раза. «Это будет весело», – не без сарказма сказали мы. Ставлю на Rizer’e «всё, что слева» и штурмую этот офигенный серпантин. Далее проезжаем «feeding zone», немного по городу и возле полуразрушенного замка трасса уходит на синглтрек на краю обрыва. Ехать было весьма страшно, т.к. тропинка довольно узкая и местами очень разбитая, а из мер безопасности только натянутая между деревьев веревка, за которую, в случае падения, можно ухватиться и не полететь кубарем вниз. Получив изрядную долю адреналина, поехали смотреть дистанцию дальше.

Спустя час Олесь сказал, что ему хватит на сегодня и уехал в гостиницу, а мы решили еще немного прокатиться. Миша вообще собирался проехать полный круг, но вовремя одумался, т.к. овер 40 км накануне гонки – это не совсем хорошая идея. В итоге выехали на асфальтовую дорогу, которая вела обратно в город. Тут удалось получить очередную долю адреналина в виде скоростного спуска по этой самой дороге. Не раскручивая педали удалось разогнать Rizer до 69 км/ч. Возвращаться решили не по финальному подъему, а уехали в сторону и в итоге вернулись к подножию серпантина, что вел к месту старта/финиша. Не без труда преодолев его во второй раз, на вершине встретили мужичка, который поинтересовался у нас, как нам трасса. Мы высказали свое изумление и восторг от градиентов, на что он заявил, что это только цветочки, ягодки находятся в другой стороне, где расположена бобслейная трасса. К слову, как выяснилось позже, это оказался не простой мужичек, а глава латвийской федерации велосипедного спорта.

Меж тем мы неспешно покатили в гостиницу, думая о том, что завтра нас ждёт ад в виде 103 километров дистанции с 1827 метрами набора высоты.
Раз уж речь зашла про дистанцию, то она представляла собой 3 круга. Первый круг был длиной всего порядка 20 км и его не было на дистанции у девушек (у них, соответственно, дистанция составляла 80 км). Зато уже на этих 20 километрах набор высоты составлял порядка 500 метров. Второй круг был длиной в 45 км, и третий, почти полностью повторяя 2-й круг, был длиной 39 км.

Утро воскресенья выдалось прохладным и пасмурным. Радовало, что не стояла жара, но и +16 не совсем комфортная температура для марафона. Но из утепления надел лишь рукава на время гонки и жилетку поверх формы, чтобы не совсем замерзнуть по пути на старт. Позавтракали, забросили необходимые вещи и снаряжение в нашу машину тех поддержки и выкатили к месту проведения соревнований.

Там Миша встретил своего знакомого из местной команды, который поведал нам, что на первом круге будет весьма интересный и трудный подъем в виде синглтрека, обильно посыпанного опилками. Как выяснилось позже, это были даже не опилки, а какие-то щепки, которые бывают от рубки дров. Он же сказал, что заезжать в этот подъем довольно сложно, т.к. сцепление очень плохое и если не держать правильный баланс, то можно либо завязнуть, либо переднее колесо будет постоянно отрываться от земли, что грозит потерей равновесия.

Хоть ни у кого из нас, по понятным причинам, совершенно не было никаких амбиций на счет данной гонки, но нервное напряжение все же нарастало с каждой минутой приближения заветного выстрела стартового пистолета. Не в силах больше праздно шататься вокруг зоны тех поддержки, мы покатили к стартовому коридору, где в скором времени начали объявлять номера и фамилии участников, которые согласно рейтингу выезжали и становились на свои места. Мы, само собой, по праву замыкали хвост построения. Хотя и после объявления наших фамилий позади нас стало достаточно много человек. В итоге, согласно протоколу, на старт вышло 87 спортсменов. 78 из них смогли пересечь финишную черту.

Памятуя о своем небольшом страхе толпы, становлюсь почти с самого краю и с выстрелом стартового пистолета устремляюсь на дистанцию вместе с девятью десятками участников.

Как и ожидалось, темп был с самого начала дан очень резвый, т.к. первые километры дистанции проходили по асфальтированным улочкам города.

На одной из таких улиц замечаю парня, который на огромной скорости упал на асфальт, благо при этом никого не зацепив и не создав завала.

А пелотон меж тем все набирал и набирал скорость и пришлось изрядно попотеть, чтобы сесть им на хвост дабы совсем много не потерять на первых же километрах. Далее трек уходил на узкую лесную дорожку, где все ехали в один ряд.

Перегон по полю и вот тот самый «опилковый подъем». По началу ехалось вполне бодро, но уж очень мягко. Приходилось очень сильно ловить баланс, чтобы не увязнуть. Но до вершины доехать не было суждено, т.к. еще даже не на середине этого подъема кто-то из впереди едущих спешивается и тем самым вынуждая спешиться и всех остальных, кто ехал позади него. Не знаю, что хуже- ехать на самой низкой передаче или идти пешком, ибо ноги постоянно проскальзывали на щепках и быстро забивались.

С горем пополам закарабкался на вершину и после небольшого перегона следовал еще один спуск по горнолыжному склону. Мельком подумалось, что после дождя по такому спуску уж очень весело съезжалось бы на своей пятой точке. Не успел я опомниться от головокружительного спуска как не заставил себя ждать «бобслейный подъем», т.е. подъем, который шел по серпантиновой дороге вдоль бобслейной трассы. Градиент, само собой, был соответсвующий, но в отличие от бобслеистов, преодолевать этот градиент нам пришлось не на спуск, а в подъем. Хорошо, что он был без опилок, а с вполне приличным и ровным асфальтом. Еще только начало марафона, а твои ноги уже молят о пощаде. Пощада в виде небольшого прогона по все тем же улочкам Сигулды длилась недолго, т.к. впереди был тот самый горнолыжный спуск, который мы прикатали накануне вечером.

Само собой расслабиться на нем особо не получилось, а впереди ждал еще один серпантин с убийственным градиентом. На этом подъеме стояло много болельщиков, которые радостно приветствовали и подбадривали участников. Ехать в такой атмосфере было очень приятно и необычно. На вершине подъема в зоне питания взял от Насти бутылку воды, немного восстановил водный баланс и уехал на второй круг.

Синглтрек, который шел после замка, ехал осторожно и сосредоточенно, уж очень не хотелось полететь с обрыва. Но это не совсем понравилось пареньку, который ехал позади меня, ибо он то и дело злился и подгонял меня. Но, хоть и с небольшим чувством вины за свою осторожность, я все же тормоза не отпускал. Этот парень в свою очередь с гневными возгласами дождался удобного момента и чуть ли не по бурелому на спуске лихо меня обходит. «Скатертью дорога!», – мысленно кричу я ему вслед.

В принципе, все самое интересное осталось на коротком первом круге, т.к. дальше шли обычные полевые и лесные дорожки, местами перемежавшиеся участками асфальтовых дорог. Мы с Мишей ехали в составе группы из нескольких участников, и казалось, что на оставшуюся часть марафона мы нашли свое место и свою компанию. Ехалось вполне уверенно, вперед старался не лезть, пока в один прекрасный момент не замечатлся и не заметил, как вот уже добрую часть дистанции везу весь наш пелотон в одно лицо. Заметил даже не сам, а подсказал Миша, который со словами «Тебя, видать, жизнь ничему не учит» поравнялся со мной. Тут-то одумался и почти сразу ушел на задние позиции. Жизнь и вправду ничему не научила за эти годы.
За этими и не только размышлениями прошел весь второй круг.

После 52-го километра дистанции переехали по подвесному мосту через реку и трек ушел на часть первого круга, которая включала все тот же «опилковый подъем», спуск по горнолыжке, «бобслейны подъем», прогон по городу, опять спуск по горнолыжке и наконец серпантиновый подъем к месту старта/финиша. К слову, «опилковый подъем» снова заехать не удалось, хоть я заблаговременно решил отпустить на небольшое расстояние впереди едущего паренька дабы иметь больше времени на маневр в случае его спешивания.

Но уже на само подъеме я его быстро нагнал, стал немного в него упираться, переднее колесо повело в сторону и как я ни пытался вертеть рулем, но баланс так и не смог поймать и в итоге пришлось спешиться. Идти было уже не так бодро и весело как в первый раз. Несмотря на прохладную погоду пот лился рекой, как говорится. К тому же в бачке оставались последние капли изотоника, хорошо хоть, что почти на всех зонах питания я брал стаканчик с водой.

Собственно говоря, где-то ближе к концу второго круга я начал немного «грустить». По одометру всего половина дистанции, а ты себя чувствуешь уже очень измотанным. Поэтому решаю ехать как едется, в своем темпе. До «бобслейного подъема» еще ехал в нашей группке, но на самом подъеме стал понемногу отставать и при выходе с него лишь вдалеке увидел удаляющиеся спины моих недавних попутчиков, в том числе и Бесаги. На третий круг уходил в крайне скверном состоянии. Настолько плохом, что синглтрек после замка ехал с потемнением в глазах. Очки с темными линзами снять не было возможности, и страх улететь вниз с обрыва был просто колоссальным.

Если и дальше не станет хоть немного легче, то до конца марафона можно и не доехать в таком состоянии. Пытался понять в чем причина всего этого, как вдруг вспомнил, что у меня в кармане лежат энергетические батончики и я совсем к ним не притронулся. Да и по другим сигналам, которые подавал мой уставший организм, не трудно было понять, что начинаются первые признаки «голодания». Долго не думая, достаю батончик и пытаюсь его съесть. Но как я ни пытался впихнуть его в себя, съесть удалось лишь половину. Запиваю изотоником и с мыслью «будь, что будет» продолжаю крутить педали.

Весь третий круг, можно сказать, ехал почти в полном одиночестве. Это немного «убивало» моральный дух, т.к. казалось, что едешь чуть ли не последним, а сил, чтобы сделать ускорение и попробовать кого-либо нагнать не было почти совсем никаких. И вот впереди замечаю чей-то силуэт, при том этот силуэт постепенно приближается ко мне. А точнее это я постепенно нагоняю кого-то из участников. Обрадовавшись, что не все еще потеряно в этой гонке и что можно отыграть хоть одну позицию, я начинаю вкручивать немного резвее. И вот как только я приблизился настолько, что смог различить участника, как меня постигло просто дичайшее разочарование. Это был не участник, а… участница! Да-да, я нагнал кого-то из женского зачета. Горю моему, казалось, не было предела. Но вскоре меня настигло еще одно в виде нагнавшей меня группки из двух-трех человек. Я попробовал было сесть к ним на колесо, но из-за того, что «заголодал», сил ну совсем не было, чтобы уцепиться за них.

В таком грустном состоянии ехал километров 10-15, попутно обгоняя очередную барышню. Рядом никого не было и ради развлечения все чаще и чаще начал посматривать на велокомпьютер. Но это оказалось провальным решением, ибо вот вроде смотришь на одометр, показывающий 70 км пройденного пути, через 10 километров снова смотришь и видишь цифру 72 км. От греха подальше переключил экран в режим показывания только информации о пульсе.
Такое «великолепное» состояние продолжалось километра до 80-го, когда организм наконец-то пришел в себя и у меня открылось дыхание этак 10-е. Поехалось гораздо бодрее и веселее. Даже начал добирать других учатников, которым было, видимо, еще хуже, чем мне. Один из таких гонщиков, услышав, что я его нагоняю, просто жестом руки показал, мол давай, объезжай, хотя я подумал, что вот наконец нашел себе попутчика, с кем можно будет доехать до финиша.

Ближе к концу дистанции начали появляться таблички с указанием оставшегося пути. Каким же было мое разочарование, когда по компьютеру было 95 километров, например, а табличка сообщала, что до финиша еще 15 километров. Хоть эти таблички и были с погрешностью, как обычно бывает, но осознание того, что вместо предполагаемых 8-9 километров остается ехать целых 15 просто деморализовало. А еще впереди ждал десертный километра на 2 участок, который был полностью покрыт опилками. Ехать на последнем дыхании этот участок было очень тяжело, скорее даже не физически, а морально. Хорошо хоть, что он был на плошмяковом участке, а не в горку. Зато потом был очень фановый спуск по велодорожке с крутыми виражами.

И на самое сладенькое– финишный асфальтовый подъем, на котором я обогнал еще одну девушку, и на котором сзади заметил приближающегося участника. Но отдавать еще одну позицию я совсем не собирался и на морально-волевых преодолел финишные метры дистанции.

Как итог занял 56-е место из 78 финишировавших. Велокопьютер показал почти 107 километров вместо заявленных 103. Погрешность небольшая вроде, но на тот момент она казалась просто огромной. Немного придя в себя и дождавшись остальных наших ребят, покатил в гостиницу. Все же на такие дистанции нужно очень серьезно готовиться, чтобы претендовать на попадание хотя бы в топ-40.

Интересный отчет.
В зоне питания от оргов только вода была или весь набор спортпита?

Cherish
Автор
Цитата сообщения от magogg отправленного 18 Июн, 2016 в 20:36

Интересный отчет.
В зоне питания от оргов только вода была или весь набор спортпита?

Были как обычно бананы и кексики, изотоник вроде еще был. И возможно протеиновые коктейли, которые после финиша давали.
Но я брал только воду и не останавливался на пунктах питания.

Классный отчёт было интересно почитать, выиграл чел на ригиде.

Поздравляю с очередным лэвелом!
А чего Миша без шлема топает на сингле с опилками, да еще и макушку чешет? :)

Cherish
Автор
Цитата сообщения от boss отправленного 19 Июн, 2016 в 16:33

Поздравляю с очередным лэвелом!
А чего Миша без шлема топает на сингле с опилками, да еще и макушку чешет? :)

Кепочку вроде снимал :)

Цитата сообщения от jkybovih отправленного 19 Июн, 2016 в 09:36

Классный отчёт было интересно почитать, выиграл чел на ригиде.

Да, там много кто на ригидных вилках. Заметил еще во время нашей первой поездки.

Цитата сообщения от cherish отправленного 19 Июн, 2016 в 19:46
Цитата сообщения от jkybovih отправленного 19 Июн, 2016 в 09:36

Классный отчёт было интересно почитать, выиграл чел на ригиде.

Да, там много кто на ригидных вилках. Заметил еще во время нашей первой поездки.

Ладно региды, парни вон вообще на половине вилки едут. Кризис, че