Брест - Молодечно. Велопоход Беларусь 2023

Автор

Вот и пришло ОНО – ЛЕТО! Как всегда июль уже много-много лет – походный месяц. К сожалению, уже четвертый год подряд путешествуем по Беларуси (хочется гор и моря). Учитывая жаркую погоду и в связи с этим запреты на посещение лесов, разработаны два маршрута. Буквально за несколько дней до начала похода по стране прошли дожди и было решено ехать из Бреста в Молодечно. На непредвиденные обстоятельства были закуплены 4 банки тушенки, несколько пакетов супов и пакет гречки. Все остальные продукты покупались на маршруте. У каждого имеется емкость (пластиковые бутылки) на 2–3 литра питьевой воды, которые заполнялись в населенном пункте перед ночевками, для организации ужинов и завтраков. Еду готовили на двух газовых горелках, закупив заранее 8 баллонов GAS TB-220 на весь поход. Не забыта медицинская аптечка с набором медикаментов для оказания экстренной помощи и набор инструментов для «лечения» железных коней. Каждый имел защитный шлем и светоотражающие элементы на экипировке. Что бы не засорять места стоянок все бытовые отходы собирались в мусорный пакет, который утилизировался в первом попавшемся на пути контейнере.

01.07.2023
В 20:30 трое участников похода встречаются на железнодорожном вокзале Молодечно, в ожидании поезда Полоцк – Брест разбираются и чехлятся велосипеды. Поезд прибывает в 20:53 и стоит полчаса, поэтому не спеша грузимся в вагон. Билеты были куплены заблаговременно, поскольку на больших выходных по случаю Дня Независимости поезда идут полными. При погрузке между проводницей нашего вагона и проводником соседнего завязался короткий спор о том, нужно ли оплачивать провоз зачехленных велосипедов: мужчина убедил женщину, что не нужно. Нам повезло с конструкцией плацкартного вагона: перегородка, отделяющая купе от коридора, отсутствует, и ничто не мешает разместить велосипеды между двух бесхозных третьих полок, кладем на них два велосипеда параллельно движению поезда и еще один сверху. Рюкзаки помещаются в багажное отделение под нижней полкой. В 22:22 поезд прибывает на станцию Минск-Пассажирский, где во время получасовой стоянки в соседнее купе загружаются остальные участники похода. Всего семь человек, но некоторые покинут группу через пару дней - работа. В 22:52 поезд отправляется в Брест, куда прибудет только утром. Обсуждаем некоторые организационные моменты (желающие для крепкого сна заказывают чай/кофе) и укладываемся спать.

02.07.2023
Встаем около 6 часов. Кто-то отлично выспался, кто-то за ночь тряски в поезде так и не сомкнул глаз. Заказываем у проводницы чай и уничтожаем ссобойки с бутербродами, огурцами и помидорами. Поезд прибывает на станцию Брест-Центральный с небольшим опозданием в 7:45. Выгружаем велосипеды и рюкзаки на перрон. Собираем велосипеды, на вокзале делаем отметку в маршрутной книжке. Небо ясное, тепло. В 8:30 выезжаем в Брестскую крепость.
Markdown Logo
По самой территории крепости движение на велосипедах запрещено, поэтому едем по велодорожке вокруг цитадели мимо Холмских и Тереспольских ворот.
Markdown Logo
Markdown Logo
Покидаем крепость через Северные ворота и пытаемся выехать по улице Зубачева на улицу Лейтенанта Рябцева. Решение получилось ошибочным: тротуар вскоре кончился, пришлось ехать по узкой полосе между забором и отбойником, отделяющим нас от проезжей части. Кроме того, оказалось, что с этой стороны попасть на искомую улицу не представляется возможным: на Берестейском кольце единственный путь ведет на улицу Дворникова, так что приходится отклониться от маршрута. Выехав на тротуар, сразу делаем вынужденную остановку: у одного из велосипедов вылетели 4 спицы. Как оказалось, месяц назад во время движения слетела цепь и попала между большой звездочкой и спицами. В результате часть спиц была повреждена, но вылетели они, когда к весу велосипедиста добавился 20 килограммовый рюкзак на багажнике. 40 минут уходит на то, чтобы переспицевать заднее колесо и заменить в нем поврежденную при монтаже камеру.
Markdown Logo
Необходимо срочно приобрести новые спицы. После недолгих раздумий решаем вернуться в центр Бреста. По пути туда практически напротив облисполкома один из участников падает с велосипеда, зацепившись задним колесом за бордюр. Ссадина на локте оперативно обрабатывается спиртом и заклеивается веселеньким пластырем.
Markdown Logo
На углу улицы Гоголя и Карла Маркса останавливаемся у большого веломагазина, но нужных спиц там нет. Нам советуют подъехать к рынку, там про запас покупаются 10 спиц. Поскольку встали мы рано, а время близится к 12 часам, решаем пообедать тут же на рынке в кафе с азиатской кухней. В меню освежающий холодник и сладковатый плов с изюмом. В начале первого покидаем центр Бреста и, проехав под Берестейским кольцом, движемся по тротуару вдоль улицы Лейтенанта Рябцева на Тюхиничи. Погода начинает ухудшаться, из отдельных облаков пытается накрапывать дождик. За мостом через р. Лесную сворачиваем налево на второстепенную дорогу и по краю Тюхиничей выезжаем на Н-456, откуда держим путь на Скоки. Здесь осматриваем усадьбу Немцевичей XVIII в., в которой в декабре 1917 г. было подписано перемирие между Советской Россией и Германской империей.
Markdown Logo
За 4 рубля желающие посещают историко-мемориальный музей, также можно прогуляться по старинному парку.
Markdown Logo
Markdown Logo
В половине второго покидаем Скоки и возвращаемся в Тюхиничи, откуда по Н-456 направляемся в Вистычи. Довольно хороший асфальт, автомобильное движение минимальное. В Вистычах осматриваем церковь XVIII в., когда вдруг начинает идти дождь.
Markdown Logo
Быстро прячемся под крышей автобусной остановки и пережидаем несколько минут. Дождик небольшой, кратковременный. Продолжаем путь на аг. Чернавчицы. Прогноз погоды обещает новые дожди через полчаса, поэтому, прибыв в агрогородок, прячемся под широкой крышей магазина на улице Сикорского. На всякий случай заблаговременно покупаем продукты на вечер и утро. Дождя нет. Погода очень переменчивая: то выглядывает солнце, то становится пасмурно. Решаем ехать дальше. Через 1 км осматриваем Троицкий костел конца XVI в.
Markdown Logo
Когда проезжаем чуть дальше мимо деревянной церкви XVIII в., снова начинает идти дождь. Традиционно прячемся под очередную автобусную остановку и пережидаем его в течение 10 минут. Снова выглянуло солнце, но угроза нового дождя никуда не исчезла. Решаем сократить сегодняшний маршрут и сразу ехать в Каменец. Покидаем Чернавчицы и выезжаем на оживленную дорогу Р-83. Начинаются небольшие подъемы и спуски, ветер временами боковой, временами встречный, и крутить педали довольно трудно. В 16 часов въезжаем в Каменец.
Markdown Logo
Сразу направляемся к Каменецкой башне XIII в., чтобы успеть осмотреть ее до закрытия в 17:00 (сегодня предпраздничный день).
Markdown Logo
Посещение башни стоит 6, 60 рублей, но подняться на обзорную площадку можно только с экскурсоводом за 23 рубля, и кассирша не сразу соглашается нас туда пускать, поскольку до закрытия музея осталось меньше часа. После долгих уговоров она все-таки продает нам билет на экскурсию отправляет нас в башню в сопровождении гида. Времени на полноценную экскурсию нет, поэтому мы сразу поднимаемся на обзорную площадку, откуда открываются замечательные виды на город Каменец и его окрестности. Гид показал единственный сохранившийся оригинальный зубец башни и пояснил некоторые моменты из истории Каменца и его главной достопримечательности.
Markdown Logo
Спускаемся с башни и спешим поскорее добраться до места стоянки в парке у Лесной у городского пляжа: небо снова заволокли тучи. В начале шестого мы на берегу реки. Размещаемся в 150 метрах от пляжа, подход к воде хороший, рядом имеются биотуалеты. Быстро ставим палатки, и тут же начинается небольшой дождь. Оперативно прячем рюкзаки под тенты. 3 человека остаются в палаточном лагере, остальные отправляются за водой для приготовления пищи. Недалеко на стадионе набираем в пластиковые бутылки водопроводную воду (у каждого 2-литровая емкость). Через 20 минут дождь затихает, и погода снова начинает налаживаться.
Markdown Logo
Готовим ужин, купаемся (рядом с пляжем есть глубокое место в реке, куда любят нырять местные мальчишки), заменяем еще пару спиц в колесе на новые. За день пройдено 63 км. Отбой в 21:30. Какая-то неугомонная птица продолжает без перерыва трещать в камышах даже после захода солнца.

03.07.2023
Подъем в 6:30. Ясное утро обещает солнечную погоду весь день.
Markdown Logo
Готовим завтрак, собираемся.
Markdown Logo
Выезд на маршрут в 9:00. Возвращаемся в пустой центр Каменца, где все готово к праздничным мероприятиям. Едем на восток по Р-98. Автомобильное движение практически отсутствует. Через час прибываем в Вежное. Здесь посещаем родник при монастыре,
Markdown Logo
кое-кто окунулся в купель с ледяной водой.
Markdown Logo
Можно выпить кофе или чай в импровизированной беседке.
Markdown Logo
Осматриваем деревянную церковь XVIII в.
Markdown Logo
и, миновав небольшой отрезок лесной дороги, в Дымниках выезжаем на Р-102. По хорошему асфальту быстро наматываются километры. Около 12 часов прибываем в Тевли, где решаем сделать остановку на обед у ж/д станции. Здесь один человек покидает группу: завтра на работу. Покупаем продукты в магазине, набираем воду из колодца у местного жителя, располагаемся на лужайке возле железнодорожной станции и варим суп. День ветреный, приходится тщательно укрывать котелок экраном. В начале второго продолжаем движение по Р-102. В аг. Стригово поворачиваем налево на Лесково. За агрогородком начинается неплохая грунтовая дорога, но ближе к Лесково, где работает сельхозтехника, она утопает в песке. Пытаемся преодолеть его по обочине, но то и дело приходится спешиваться. В Лесково снова возвращается асфальт, движемся по нему на Берёзу, оттуда – на Буховичи. Останавливаемся у магазина, чтобы освежиться мороженым. Здесь ломается подножка у одного из велосипедов. Кое-как прикручиваем ее в другом месте для большей устойчивости нагруженного сзади велосипеда.
Markdown Logo
По грунтовой полевой дороге, превращающейся в лесу в тропинку, выезжаем к Покровской церкви XVII в.
Markdown Logo
Сворачиваем налево на неплохую гравийку, по которой доезжаем до Ерёмичей. Здесь покупаем в магазине продукты на ужин и завтрак и набираем воду в колодце у двухэтажного многоквартирного дома. Затем движемся по асфальту на Остромичи, где выезжаем на Р-2 и почти сразу после этого сворачиваем направо на Муховлоки. Начинается вязкая гравийка, которая за мостом через Мухавец превращается в еще более труднопроходимую песчаную грунтовую дорогу, местами приходится спешиваться. Наконец, в половине пятого выезжаем на берег озера Бамовского. Место пользуется популярностью, вероятно, за счет удобного подъезда с трассы М-1. На северном берегу озера много мест для стоянки, выбираем свободное, с удобным подходом к воде. Есть кострище, туалет, контейнер для мусора. Ставим палатки, не спеша готовим ужин, купаемся, стираемся.
Markdown Logo
Вечером устраиваем променад по живописному берегу озера с фотосессией.
Markdown Logo
Markdown Logo
Отбой в половине десятого. За день пройдено 64 км.

04.07.2023
Просыпаемся в половине седьмого. Прогноз погоды обещает солнечный день. Готовим завтрак, собираем вещи.
Markdown Logo
Отправляемся в путь около 9 часов. По живописной грунтовой дороге мимо лесов и полей въезжаем в Осовцы. Участнице похода приглянулась стоявшая на обочине корова – следует короткая фотосессия.
Markdown Logo
От деревни движемся через лес по гравийке и поворачиваем на Р-2. По прямой, как стрела, пустынной трассе едем до самой Берёзы. Населенные пункты на этом отрезке дороги встречаются редко, и возникает проблема недостатка еды и воды. В Минках тормозим у магазина, но тот работает только 3 дня в неделю и сегодня закрыт. Идем искать свежую воду у местных жителей. На продолжительный стук в дверь одного из домов навстречу выходит старушка с палочкой, разрешает взять воды из колодца и на полесском диалекте объясняет, что воду лучше сразу набрать из стального ведра, поскольку, если она постоит в оцинкованном, ее вкус портится. Благодарим хозяйку за гостеприимство и наполняем фляги свежей водой, затем продолжаем путь по Р-2. Около полудня прибываем в город Берёзу.
Markdown Logo
Большая часть сегодняшнего маршрута уже пройдена, поэтому решаем пообедать в кафе, расположенном в красных казармах.
Markdown Logo
Занимаем места на террасе, чтобы были видны стоящие снаружи велосипеды, и сразу же оккупируем розетки, чтобы подзарядить гаджеты. После плотного комплексного обеда в начале второго отправляемся осматривать руины монастыря картезианцев XVII в.
Markdown Logo
Markdown Logo
Несмотря на запущенный вид, по развалинам можно судить о былом величии монастыря, разобранного после восстания 1863 г. для строительства уже упомянутых казарм.
Markdown Logo
Выезжаем к железной дороге, делаем отметку в маршрутной книжке на о.п. Берёза-город. Здесь еще один участник уезжает на электричке, но обещает вернуться через 2 дня.
Markdown Logo
В магазине покупаем продукты на вечер и утро. Затем пересекаем железную дорогу и по сомнительного качества велодорожке движемся на Селец. За военной частью на окраине Берёзы велодорожка кончается, выезжаем на слегка потрепанный временем асфальт Н-79. Поскольку мы сменили направление движения, ветер стал встречным, и крутить педали приходится с усилием. В 15 часов прибываем в аг. Селец. Осматриваем костел св. Алексея 1912 г.,
Markdown Logo
после чего решаем заправиться мороженым в магазине. Здесь же останавливаются перекусить школьники из Берёзы, интересуемся у них, где лучше переночевать на местном водохранилище. Один из школьников вызвался проводить нас к знакомому ему месту. Отправляем вперед разведчика с детьми, а сами набираем воду для приготовления еды из скважины местного жителя. К сожалению, вода здесь имеет стойкий привкус железа. В конце агрогородка на развилке поворачиваем налево и вскоре въезжаем в лес. Разведчик по телефону докладывает, что место, куда завели его дети, так себе. Посылаем еще одного разведчика исследовать лесную дорогу, отходящую на северо-восток, тот вскоре возвращается с неутешительными новостями: берег водохранилища здесь низкий, заболоченный, зарос кустами, подхода к воде нет. Ничего не остается, как по песчаной грунтовой дороге направиться к месту, указанному школьниками. Оно, действительно, неидеально:берег низкий, подход к воде грязный. Зато имеются кострища, столики, туалет. Внимательно исследуем спутниковый снимок и решаем попытать счастья западнее, на более высоком полуострове, отправляем туда разведчика. Через 15 минут тот докладывает, что западнее места лучше. Снимаемся с прежней стоянки и направляемся на новое место. На полуострове места в самом деле лучше: хотя берег все такой же низкий, подход к воде приемлемый. В 17 часов занимаем свободный угол на поляне с рыбаками. Здесь имеется кострищес колодками вместо стульев, неподалеку самодельный туалет из двух растянутых между деревьями ковров.
Markdown Logo
Ставим палатки, купаемся, готовим ужин. Заменяем еще пару спиц в многострадальном колесе одного из велосипедов на новые.
Markdown Logo
Ложимся спать в 22 часа, но устроившая дискотеку шумная компания с соседней поляны долго не давала уснуть. За день пройдено 64 км.

05.07.2023
Встаем в начале седьмого. Утро солнечное, на небе ни облачка. Завтракаем, собираемся. У одного из велосипедов оказалось спущенным заднее колесо: решили, что всему виной неаккуратное пользование насосом накануне. Накачиваем камеру заново, воздух вроде бы держится. Выезжаем традиционно в 9 часов. Пока выбираемся по лесной дороге на асфальт, злополучное колесо опять спускается: все-таки прокол. Размещаемся на разворотном круге конечной автобусной остановки и меняем камеру. По-видимому, заплатка с внутренней стороны покрышки за много лет протерла камеру. В половине десятого продолжаем путь. По асфальтовой дороге возвращаемся в Селец, где поворачиваем налево на дамбу одноименного водохранилища. Начинается вязкая, неровная гравийка. Вскоре выезжаем на длинную дамбу, с левой стороны которой насыпаны живописные песчаные пляжи (в принципе, здесь хорошие места для стоянки – есть кострища, удобный подход к воде, туалеты, контейнеры для мусора, хотя зелень пока еще жидковата),
Markdown Logo
а с правой стороны расположены пруды рыбхоза. Мимо пляжей параллельно гравийке местами идет грунтовая дорога, по которой предпочитает передвигаться большая часть группы, хотя кое-где колеса вязнут в глубоком песке.
Markdown Logo
За дамбой гравийка превращается в ухабистую грунтовую дорогу, на которой то и дело встречаются звериные следы. Едем по краю биологического заказника республиканского значения «Бусловка» – слева к дороге подступает мрачный лес и болото.
Markdown Logo
Через 2, 5 км поворачиваем направо на грунтовую дорогу в сосняк, и велосипеды тут же начинают застревать в непроходимом песке, часть пути приходится преодолевать пешком. Но через километр с небольшим грунтовая дорога превращается в качественную гравийку, по которой можно ехать почти так же быстро, как по асфальту.
Markdown Logo
Впереди долгий путь через лес. Настроение у всех улучшается. Места довольно дикие. Спугнули зайца, притаившегося на краю дороги. Через 7 км останавливаемся в черничнике, где сталкиваемся с гадюкой – к счастью, встреча прошла без эксцессов. Около 12 часов, наконец, выбираемся из леса и прибываем в Белавичи, где решаем подкрепиться мороженым у магазина. Это тем более актуально, что сегодня самый жаркий день похода и солнце начинает припекать. От Белавичей до Коссово поднимаемся вверх по довольно неприятной тряской гравийке. В половине первого въезжаем в город. Первым делом ищем кафе, чтобы пообедать. По совету местного жителя направляемся в кафе «Старый двор» на восточной окраине Коссово, где успеваем в течение часа плотно поесть и заодно подзарядить телефоны. После обеда отправляемся на осмотр дворца Пусловских 1838 г.
Markdown Logo
Взрослый билет посещения дворцово-паркового комплекса стоит 15 рублей.
Markdown Logo
Markdown Logo
Markdown Logo
Поскольку в цену билета входит также посещение музея-усадьбы Костюшко, мы не смогли удержаться, чтобы не сходить еще и туда, хотя изначально это не планировалось.
Markdown Logo
Markdown Logo
В половине четвертого садимся на велосипеды и продолжаем путь по асфальтовой дороге на аг. Милейки, где делаем очередную остановку у двух магазинов, один из которых имеет бесхитростное название: «Конкурент». За агрогородком сворачиваем налево, до фермы идет почти полностью убитый асфальт, затем начинается хорошая гравийка вдоль леса, по которой мы быстро пролетаем 4 км. За пересечением с Н-523 гравийка становится неровной и вязкой, но через километр с небольшим в Колозубах возвращается асфальт. В Долках выезжаем на Р-44 и около 17 часов прибываем в Ружаны.
Markdown Logo
Сразу едем осматривать дворцовый комплекс Сапег XVIII в.
Markdown Logo
Грандиозные руины начинают потихоньку восстанавливать.
Markdown Logo
Markdown Logo
В музей решаем не идти. Далее держим путь в центр Ружан. По дороге в отделении почты пытаемся поставить штамп в маршрутной книжке – нам отказывают. Делаем остановку на главной площади поселка. Желающие осматривают расположенные вокруг достопримечательности – Троицкий костел XVII в.,
Markdown Logo
Петропавловскую церковь XVIII в.,
Markdown Logo
Большую синагогу XIX в. Приобретаем в фирменном магазине берёзовскую тушенку. Затем движемся по улице Ленина и около моста через Ружанку покупаем в магазине продукты на ужин и завтрак. На выезде из Ружан заскакиваем на АЗС, чтобы набрать воды. По Р-44 и Р-50 направляемся к озеру Паперня. В 18:30 мы на месте. Северо-восточный берег озера буквально кишит людьми – по грубым прикидкам 200–300 человек. Не без труда находим себе свободный пятачок. Подходы к воде не везде удобные, дно озера покрыто гнилыми камышами и шишками. Два туалета расположены на отдалении через дорогу. Приходится довольствоваться тем, что есть. Очистив землю от шишек, ставим палатки. Моемся, стираемся, готовим ужин, в половину десятого отправляемся спать. Тематические дискотеки с двух сторон от нашего лагеря продолжаются до глубокой ночи. За день снова пройдено 64 км.

06.07.2023
Подъем в 5:30. Сегодня днем обещают дожди, поэтому нужно выехать пораньше. Завтракаем, собираем вещи под классические рок-баллады (наш утренний привет для вчерашних неугомонных соседей). Выезд в 8:00. По Р-50 возвращаемся к развилке и поворачиваем на Р-44 на аг. Подороск. Еше один товарищ покидает группу покатив на Слоним, а оттуда по железке в Минск. Хорошая асфальтовая дорога идет по холмистой местности, автомобильного движения с утра почти нет. В 9:30 въезжаем в агрогородок и останавливаемся у закрытых ворот усадьбы Бохвицей XIX в.
Markdown Logo
Приближается дождевая туча. Местные рассказывают, что в ограде усадьбы со стороны улицы Парковой есть щель, через которую можно попасть внутрь. С трудом протискиваемся на территорию усадьбы вместе с велосипедами и осматриваем ее.
Markdown Logo
В начале одиннадцатого начинает накрапывать дождь, прячем велосипеды под крышу постройки у танцплощадки советских времен. 40 минут пережидаем дождь, изучая красноречивые надписи, сделанные местной молодежью на стенах павильона.
Markdown Logo
Когда дождь стихает, покидаем усадьбу и делаем остановку у магазина. Кто-то хочет подкрепиться мороженым, кто-то осматривает расположенную рядом Троицкую церковь XVIII в.
Markdown Logo
В 11 часов выезжаем из Подороска, движемся по гравийке на Сидельники. Дождь прибил песок, ехать по такой дороге значительно легче. У церкви при въезде в Сидельники сворачиваем налево на Севашки. В деревне пропускаем навстречу похоронную процессию. От Севашек начинается неплохая уплотненная прошедшим дождем грунтовая дорога. Через 3 км выезжаем на подсыпанную гравием дорогу Н-6652, где нас настигает очередная дождевая туча. Торопимся спрятаться в близлежащем лесу. Делаем остановку, одеваемся, чехлим рюкзаки. Поскольку дождь пока средней интенсивности, решаем продолжать движение, однако буквально через минуту пошел настоящий ливень, и мы прячемся в лесу под березой, растягивая над головой тент. С другой стороны дороги поле, и по четкости очертаний близких и дальних лесов на горизонте можно судить об усилении или ослаблении дождя. Ливень усиливается, блестят молнии, одна из них ударяет всего лишь в 150 метрах от нас. Через полчаса дождь, кажется, стихает, но тут накатывает вторая волна, затем третья. Спустя почти час беспрерывного стояния под тентом дождь заканчивается, и мы выходим из укрытия. Продолжаем движение по слегка раскисшей дороге на мокрых велосипедах со скрипящими тормозами.
В Рудевичах начинается асфальт, поворачиваем на аг. Мижеричи. Из-за облаков снова показывается солнце. Дорога то поднимается на холмы, то спускается с них. Вскоре прибываем в агрогородок. Чтобы не терять времени, решаем вместо обеда быстро перекусить у магазина булкой с йогуртом. Затем продолжаем путь по асфальтовой дороге на Холстово. Здесь на вершинах холмов возвышается несколько ветрогенераторов, но ни один из них почему-то не вращается. Едем на Зельву через Бородичи. Нам нужна ж/д станция, куда прибывает отсутствующий два дня участник. Миновав 2 км вязкой гравийки, прибываем в Бородичи, где возвращается асфальт. На железнодорожной станции пополняется состав группы, делаем отметку в маршрутной книжке. Потом направляемся к магазину, где покупаем продукты на вечер и утро. Отсюда открывается вид на поселок, над которым возвышается силуэт костела в компании недавно установленных в окрестностях «ветряков».
Движемся в центр Зельвы, где осматриваем костел 1910–1913 гг.
Markdown Logo
и набираем воду из колодца в одном из прилегающих к нему дворов. Покидаем поселок и едем искать место для ночлега на берегу водохранилища Зельва. Его левый берег низкий и заросший, поэтому, миновав дамбу,
Markdown Logo
мы едем по грунтовой дороге вдоль правого берега, удаляясь от Р-99. Ехать приходится довольно долго. Наконец в половине шестого находим в лесном массиве свободное место на поляне между двух семей.
Markdown Logo
Имеется неплохой подход к воде.Располагаемся, купаемся, ужинаем.
Markdown Logo
Подкармливаем батоном прожорливого лебедя и утиное семейство.
Markdown Logo
К вечеру распогодилось, наблюдаем красивый закат над Зельвой. Отбой в 21:30. За день пройдено 65 км.

07.07.2023
Подъем в 6:30. Ясно, холодно. Завтракаем, сушим на солнце палатки, собираемся. Выезжаем в начале десятого. По ухабистой лесной дороге выскакиваем на асфальт. Миновав д. Бережки, поворачиваем налево на Р-99, а затем почти сразу – направо на Р-142. По отличной асфальтовой дороге в половине одиннадцатого прибываем в аг. Деречин. Делаем короткую остановку у магазина. Затем заезжаем в Алексичи, где сохранился загадочный кирпичный мемориальный обелиск XVIII в., поставленный то ли шведами, то ли поляками. Довольно внушительное сооружение.
Markdown Logo
Возвращаемся в агрогородок. По пути к костелу нам попадается местный краевед, который настоятельно рекомендует за 4 рубля посетить музейную комнату при сельсовете. Осматриваем костел 1906–1913 гг.,
Markdown Logo
после чего желающие идут на экскурсию в музей. Во время короткой экскурсии краевед увлеченно рассказывает о славном прошлом Деречина и его несохранившемся дворце, который раньше называли «малым Версалем». (Подумалось, сколько в Беларуси таких «малых Версалей», «северных Афин» и прочих громких названий?)
Markdown Logo
Тепло попрощавшись с гидом, снова направляемся в местный магазин, в этот раз для того, чтобы купить продукты для обеда.
Продолжаем путь по Р-41. Когда ветер в спину, ехать одно удовольствие. Через полчаса мы прибываем в Голынку. Набираем в школе воду для супа и чая и становимся на обед в живописной беседке на берегу Луконицы. Стол, похоже, совсем свежий, поскольку перед тем, как разместиться, приходится стереть с него выступившую смолу.
Markdown Logo
Markdown Logo
Спустя час снова выезжаем на маршрут. Через 500 метров поворачиваем на Старое Село, затем на Луконицу. За деревней Пруд сворачиваем на довольно вязкую гравийку. Миновав мост через Луконицу, поворачиваем направо на Ревтовичи. В этот момент на подъеме при резком переключении скоростей рвется цепь у одного из велосипедов. За 20 минут укорачиваем ее на два звена и едем дальше.
Markdown Logo
Осматриваем костел XVIII в. в Луконице.
Markdown Logo
От Ревтовичей до Р-99идет неплохой асфальт, но для того, чтобы объехать огороженную ферму, приходится потерпеть еще 500 метров гравийки. В начале четвертого сворачиваем налево на Р-99. На дороге интенсивное автомобильное движение, много грузовых машин. По ошибке свернули на Елку слишком рано и снова уперлись в ферму, которую приходится объезжать вокруг по грязной грунтовой дороге. Выскакиваем на гравийку, затем на асфальт, по которому в половине четвертого благополучно прибываем в Сынковичи, где осматриваем величественную Михайловскую церковь XVI в. – древнейший в Беларуси храм оборонного типа.
Markdown Logo
Markdown Logo
Заезжаем набрать воды из освященного источника, желающие окунаются в купель.
Markdown Logo
Возвращаемся на Р-99, едем на Слоним. В Чемерах за путепроводом через железную дорогу поворачиваем налево в город, куда въезжаем в 16:30.
Markdown Logo
Останавливаемся у магазина, покупаем продукты на ужин и завтрак, затем направляемся в центр. По дороге падает на тротуар сумка одного из участников похода – пострадала пробитая банка пива, которую приходится спешно выпить. Движемся в старый город, где осматриваем Троицкий собор,
Markdown Logo
закрытую на реставрацию синагогу и костел (все – XVII в.). Следует отметить, что город не слишком дружественен по отношению к велосипедистам: много не пониженных бордюров, тротуары иногда упираются в лестницы без пандусов. Во время стоянки в сквере у костела (подкрепляемся мороженым) один из участников похода случайно находит у себя на голове клеща. Достаем его с помощью специального приспособления, медик прописывает пострадавшему доксициклин. Выезжаем из Слонима и в половине седьмого становимся на ночлег на берегу Щары в 300 метрах от железнодорожного моста. Место не очень хорошее: открытое, людное, в туалет сходить проблематично. Зато есть неплохой подход к воде, которым, правда, активно пользуются местные жители. Приходится терпеливо ждать своей очереди для купания. Сначала подъехавшая к самому берегу реки семья выпускает из машины палевого лабрадора, который в течение 40 минут, азартно плюхаясь в воду, раз за разом неутомимо приносит своему хозяину палку. Затем на пляж подоспели две семьи с детишками, которые также устроили водные процедуры. После 20 часов стало посвободнее, но на улице уже похолодало, и желающих купаться в группе поубавилось. Ужинаем. Кормим зашедшего на огонек кота.
Markdown Logo
Отбой в 22:00, но доносящиеся из города звуки купальского концерта и проходящие мимо палаток запоздалые гуляки (сегодня пятница) не сразу дают заснуть. За день пройдено 65 км.

08.07.2023
Просыпаемся в начале седьмого от радостного возгласа штатного раколова: на седьмой день пути в ловушку наконец попался маленький рачок, позарившийся на брошенную в нее дохлую рыбку, найденную вчера вечером на берегу.
Markdown Logo
Не впечатленный уловом народ проголосовал за то, чтобы отпустить рака в родную стихию, что и было сделано. С утра очень холодно, над Щарой клубится туман.
Markdown Logo
Завтракаем, просушиваем палатки, собираемся. В одном велосипеде (том самом) снова обнаружено спущенное колесо – оперативно меняем камеру и, пользуясь близостью реки, заклеиваем дырку. У другого велосипеда продолжаются проблемы со спицами. Из-за этого выезжаем позже, чем обычно, – в 9:30. Возвращаемся в Слоним, пересекаем по мосту Щару, осматриваем барочный костел св. Андрея 1775 г.
Markdown Logo
Небольшая остановка у магазина – и мы покидаем город, движемся по хорошей асфальтовой дороге на Молчадь.
В Деревной останавливаемся у магазина, по-видимому, перестроенного из обычного жилого дома, чтобы перекусить мороженым. Изучив карту, обнаруживаем, что следующий магазин будет еще очень нескоро, и решаем купить продукты для обеда здесь. Продолжаем движение. Дорога практически пустая. Начинаются подъемы и спуски. Через 7 км поворачиваем налево на Студеровщину. Ищем колодец, чтобы набрать воду для обеда. В Новоселках тянется ряд заброшенных двухэтажных домов, но ближе к концу деревни у дороги находится колодец в рабочем состоянии, где мы берем воду. Дырявое ведро облегчает наполнение водой бутылок.
Markdown Logo
Затем проезжаем через д. Вишево, где лежит предельно разбитый асфальт, в то время как мимо деревни идет гравийка, на которую мы выскакиваем через километр с небольшим. Гравийка очень тряская, местами под ней видны фрагменты старого асфальта, а в Студеровщине даже обнаружились мощенные камнем участки.
Неровная дорога снова спустила многострадальное колесо одного из велосипедов, и мы решаем становиться на обед. На вершине холма накачиваем колесо и спускаемся вниз к речке Плеховке, на берегу которой размещаемся на лугу. Пока варится обед, пытаемся разобраться с колесом.
Markdown Logo
Прощупывание покрышки изнутри выявило, что в ней сразу в трех местах острием внутрь торчат шипы какого-то растения вроде шиповника или акации. Именно они постоянно дырявили камеру. По всей видимости несколько дней назад был совешен наезд на эту колючку. С помощью пинцета достаем из покрышки злополучные шипы, в речке проверяем камеру на наличие всех возможных повреждений и делаем заплатку. Забегая вперед, следует особо подчеркнуть, что до конца похода больше проколов не было. Около 15 часов возвращаемся на маршрут. Из Горки держим путь по гравийке на Ивезь, но, не доезжая километра до этой деревни, сворачиваем налево на хорошую грунтовую дорогу на Борки.
Markdown Logo
Через 2 км снова выскакиваем на гравийку и движемся на аг. Роготно. Последние на сегодня 2 км гравийки даются непросто: дорога почти все время идет вверх, к этому добавляется сильный встречный ветер, и довершают картину снующие самосвалы, пыль от которых летит прямо в лицо. К 16 часам прибываем в Роготно. Останавливаемся у магазина, чтобы подкрепиться мороженым (выбор так себе, берем что есть). Желающие осматривают необычный по архитектуре костел 1840 г. в стиле классицизма.
Markdown Logo
Из Роготно по свежему асфальту движемся на Дятлово. Пересекающая холмистую местность пустынная дорога состоит из затяжных подъемов и головокружительных спусков. Сверху открываются красивые панорамы.
Markdown Logo
Белые башни костела в Роготно просматриваются в 6 км на горизонте. Кое-где возвышаются ветрогенераторы.
Markdown Logo
Если бы не встречный ветер, ехать по такой дороге было бы сплошное удовольствие.
Markdown Logo
В половине шестого въезжаем в Дятлово,
Markdown Logo
где осматриваем некогда роскошный дворец Радзивиллов XVIII в.,
Markdown Logo
барочный костел XVII в.
Markdown Logo
и старинную малоэтажную застройку центральной площади.
Markdown Logo
Затем направляемся в магазин, где покупаем продукты на вечер и утро. На расположенной рядом автостанции набираем в кране воду с сильным привкусом железа для приготовления еды, здесь же делаем отметку в маршрутной книжке.
В половине седьмого покидаем город, по неплохому асфальту движемся на Охоново. Не доезжая 1 км до санатория «Радон», поворачиваем у Боровиков направо и в 19 часов становимся на ночь в сосновом бору на берегу Молчади. Место уютное, тихое, уединенное – как раз то, что мы так долго искали. Подход к воде хороший, река полноводная, с быстрым течением. Ставим палатки, быстро готовим ужин, купаемся, стираемся. В санатории начинается дискотека, но это не мешает нам лечь спать в 21:30. За день пройден 71 км.

09.07.2023
Встаем в половину седьмого. Солнечное утро обещает хорошую погоду. Обращаем внимание, что по сравнению с вечером уровень воды в реке упал примерно на метр, также снизилась скорость течения: вероятно, вчера на Новоельнянской ГЭС был сброс воды в Молчадь. Завтракаем, сушим палатки, собираем вещи. Выезд в 9 часов. Возвращаемся на хорошую асфальтовую дорогу, по которой движемся без остановок до Боцковичей.
Markdown Logo
За деревней при въезде в Новогрудский район начинается гравийка. Долго едем по ней через лес. Дорога практически все время поднимается вверх.
Markdown Logo
Автомобильное движение почти отсутствует, на обочине то и дело попадаются машины грибников и ягодников. Перед Кмитянкой внезапно начинается асфальт. Преодолеваем затяжной подъем и в половине двенадцатого прибываем в Новогрудок.
Markdown Logo
Город расположен на живописных холмах, поэтому приходится то с усилием нажимать на педали, поднимаясь вверх, то нещадно тормозить, спускаясь вниз. По пути попался велосипедный магазин, больше похожий на киоск. Посылаем туда двух человек на разведку, которые, возвратившись, докладывают, что в центре Новогрудка есть большой веломагазин. Решаем ехать на главную площадь и становиться там на обед. По дороге осматриваем деревянную мечеть 1855 г.
Markdown Logo
В полдень мы в центре города. «Большой веломагазин» на площади разочаровал слишком скудным ассортиментом. Идем обедать в кафе по соседству.
Markdown Logo
Часть группы размещается на террасе, часть – в помещении: нужно по максимуму зарядить телефоны. За время похода кое-кто уже успел соскучиться по вкусному и сытному обеду. Вместо положенного после дневного приема пищи сна отправляемся на пешеходную прогулку по старому городу – посетили величественную готическую Борисоглебскую церковь 1519 г.,
Markdown Logo
Свято-Никольский собор
Markdown Logo
и Михайловский костел XVIII в.,
Markdown Logo
осмотрели дом-музей Адама Мицкевича.
Markdown Logo
Затем едем к руинам замка Миндовга XIII–XVI вв.,
Markdown Logo
где вовсю кипит стройка: из крупных камней возводят внешнюю крепостную стену. Сверху открывается замечательный вид на Фарный костел XV в., валы и лежащий у их подножия город.
Markdown Logo
Следующую остановку делаем у находящегося на реконструкции Фарного костела, откуда хорошо видны обе башни замка. Поскольку сегодня воскресенье, приходится немного отклониться от маршрута, чтобы купить в ближайшем магазине продукты первой необходимости на тот случай, если вечером в Любче этого сделать не удастся.
В половине третьего покидаем Новогрудок и движемся по Р-10 на Любчу. Хорошая асфальтовая дорога проходит по холмистой местности с затяжными подъемами и спусками. Встречный ветер и интенсивное автомобильное движение затрудняют путь. В 3 км от Любчи сворачиваем с Р-10 на Скрышево – и сразу становится тихо. По пустой асфальтовой дороге в 16 часов прибываем в Любчу.
Останавливаемся у первого попавшегося магазина, чтобы перекусить мороженым. Затем движемся к центральной площади, чтобы купить в магазине покрупнее продукты на ужин и завтрак. Завтра нас ждет Налибокская пуща, и магазинов по пути не будет, но возить с собой запас еды на двое суток слишком неудобно, поэтому решаем завтра утром заехать за продуктами в Любчу.
Направляемся к замку XVII в.
Markdown Logo
Здесь тоже ведутся строительные работы. Внутри возвышается обитый жестью купол еще не восстановленной третьей башни замка.
Markdown Logo
Сверху открывается живописный вид на Неман.
Markdown Logo
В колодце неподалеку от замка набираем воду для приготовления пищи и по частично закрытому на ремонт мосту через Неман покидаем Любчу. Ищем место для стоянки. На пляже у поселка слишком много людей, едем дальше по асфальтовой дороге на Бор. Через 1, 5 км съезжаем с нее и останавливаемся на высоком берегу Немана. К сожалению, берег слишком крутой, подхода к воде нет. Проезжаем еще километр с небольшим по ухабистой грунтовой дороге вдоль Немана и в половине шестого становимся на ночлег возле одинокого дуба. Место для стоянки оставляет желать лучшего: берег реки все такой же высокий, подход к воде затруднен, но другого поблизости не найти.
Markdown Logo
Ставим палатки, купаемся, готовим ужин.
Markdown Logo
Поднялся неприятный холодный ветер, пару раз пытался накрапывать дождик. Наблюдаем за хаотичным полетом поселившихся на отвесном песчаном обрыве береговых ласточек. Прогулка по высокой траве в шлепанцах закончилась для одного из участников похода укусом клеща немного выше ступни. После удаления непрошеного гостя с помощью все того же приспособления медик прописывает больному доксициклин.
Markdown Logo
Отбой в 21:30. За день пройден 61 км.

10.07.2023
Утро снова начинается с удачной «рыбалки»: в поставленную на ночь раколовку с кусочком колбасы угодила маленькая щука.
Markdown Logo
Поскольку желающих ее есть не находится, торжественно отпускаем рыбу обратно в Неман. Начало седьмого. Облачно. Готовим завтрак. Поскольку нужный нам магазин в Любче открывается в 9 часов, собираемся не спеша, успеваем немного просушить палатки. Выезжаем в начале десятого. Возвращаемся прежним путем в поселок. Хотя сегодня понедельник, на центральной площади царит необычное оживление: здесь разместились заезжие торговцы, предлагающие местным самые разные товары, начиная от одежды и заканчивая всякой полезной в быту мелочью. Вероятно, в связи с этим на интересующем нас магазине висит объявление, что он откроется только в 10 часов. Заходим в соседний магазин, но там нет даже обычного хлеба. Приходится ждать. На ступеньках начинают собираться недовольные жители. У некоторых, судя по внешнему виду, нутро срочно требует живительной влаги. К десяти часам уже назревает бунт. Лишь в начале одиннадцатого появляются три женщины, открывающие магазин. Покупаем продукты на сутки вперед. Затем набираем в колонке 8 литров воды, заполняем все возможные емкости, поскольку в пуще колодцев не будет. В половине одиннадцатого покидаем Любчу. Снова пересекаем по ремонтирующемуся мосту Неман и едем по асфальтовой дороге на Бор. Асфальт становится все более разбитым, по дороге движется много сельхозтехники. Через 4 км асфальт уходит вправо, а мы продолжаем путь по укатанной грунтовой дороге вдоль Желто-Неманского канала по маршруту EuroVelo-2. Переезжаем с левого берега канала на правый, где встречаем на обочине мертвую лисицу, далее следуем по кромке леса, затем пересекаем осушенный торфяник, на котором работает тяжелая техника.
Markdown Logo
В полдень въезжаем на территорию заказника республиканского значения «Налибокский».
Markdown Logo
Хорошая грунтовая дорога проходит между Желто-Неманским каналом и мрачноватым лесом.
Markdown Logo
В половине первого сворачиваем налево на гравийку и сразу за мостом через канал останавливаемся на обед в беседке, вокруг которой растут огромные дубы. На нас движется подозрительная тучка. Налетевший порыв ветра опрокидывает горячий кофе на главного кофемана, который, благодаря маслу ши, отделывается легким испугом. Начинается косой дождик. Спешно прячем велосипеды и вещи в дальний угол беседки.
Markdown Logo
Дождь быстро прекратился, но во время обеда прошел еще один. Кое-кто решает зачехлить рюкзаки. В 14 часов продолжаем путь по хорошей гравийке на Каменную Слободу, куда прибываем через полчаса.
Markdown Logo
Поворачиваем направо и продолжаем путь по EuroVelo-2. Ориентироваться в пуще помогают расставленные на поворотах маршрута резные указатели.
Markdown Logo
Главный недостаток, который мы заметили, следуя по нему, – полное отсутствие на пути мусорных контейнеров, из-за чего весь мусор после Любчи пришлось везти целые сутки до Капустино.
После гравийки начинается песчаная грунтовая дорога, на некоторых участках которой вязнут колеса велосипедов.
Markdown Logo
По пути на карте обозначены вольеры с зубрами и оленями. Решаем туда заехать, но никаких признаков цивилизации, кроме плаката с зубром и закрытой избушки с информацией, вокруг не наблюдается.
Markdown Logo
Не доезжая 1 км до Дорогуни,
Markdown Logo
сворачиваем направо и движемся по хорошей грунтовой дороге через живописную чащу, минуя сосняк, болото, ельник, дубраву и смешанный лес с папоротником в человеческий рост.
Markdown Logo
Затем поворачиваем налево и через 2 км в половине шестого прибываем в Белокорец.
Начинаются мучительные поиски места для ночевки. Первым делом едем по очень вязкой гравийке к экотропе Белокорец.
Markdown Logo
Здесь на берегу Ислочи есть обустроенные спуски к воде,
Markdown Logo
но площадка для стоянки платная и уже забронирована, накрытый стол ждет гостей. Разведка доложила, что вокруг площадки берег реки высокий и заросший, и к воде не подойти. Решаем попытать счастья на противоположном берегу Ислочи севернее деревни. К сожалению, здесь дела обстоят не лучше: в одном месте берег высокий и слишком крутой, в другом есть узкий заросший подход к воде, но площадка для палаток недостаточно большая. Отправляем разведчика через мост обратно на южный берег реки западнее Белокорца. Он докладывает по телефону, что там место лучше, и мы едем туда. В половине седьмого мы наконец становимся на ночлег.
Markdown Logo
На самом деле место не намного лучше предыдущих: подход к воде здесь тоже крутой и неудобный. Зато здесь есть небольшой сосновый лесок, а также стол и скамейка (похоже, была и вторая, но она сгнила).
Markdown Logo
Ужинаем, стираемся, моемся (вода просто ледяная). Ложимся спать в половину десятого. За день пройдено 67 км преимущественно по лесным дорогам.

11.07.2023
Подъем в 6:30. Сегодня самое холодное утро за весь поход.
Markdown Logo
Изо рта идет пар. В последний раз готовим завтрак, кое-как сушим палатки, собираемся.
Markdown Logo
Markdown Logo
Выезжаем на маршрут в 9 часов. Пересекаем по мосту Ислочь и движемся по ухабистой грунтовой дороге вдоль реки, а затем вдоль ее притока Капустинки. Через 2 км грунтовая дорога превращается в довольно вязкую гравийку, по которой мы доезжаем до трассы М-6.
Markdown Logo
Не без труда пересекаем магистраль и по неплохой асфальтовой дороге въезжаем в Капустино. Несколько подъемов и спусков – и мы поворачиваем налево на Воложин, куда прибываем в 10 часов.
Markdown Logo
Здесь подъемы и спуски, пожалуй, еще более крутые, чем в Новогрудке. Поднимаемся по тротуару к центральной площади, где осматриваем костел св. Иосифа начала XIX в. в стиле классицизма,
Markdown Logo
затем спускаемся назад. Желающие посещают магазин недалеко от автовокзала. Поворачиваем налево и по Р-56 выезжаем из города. Продолжаются затяжные подъемы и спуски. В Кибутях перед очередным подъемом снова рвется цепь при переключении скоростей у одного из велосипедов. 20 минут уходит на то, чтобы устранить поломку. Через 11, 5 км на перекрестке в д. Литва снова рвется цепь на том же велосипеде. Укорачиваем ее еще на 2 звена.
Markdown Logo
Настоятельно рекомендуем «водителю» поменьше переключать скорости, иначе такими темпами можно и не доехать до Молодечно. Около 13 часов здесь же в деревне останавливаемся у магазина. Каждый утоляет голод по-своему. Появившийся на пороге худой облезлый котенок получает в подарок от группы сосиску и причитающуюся ему порцию ласки. Продолжаем путь по Р-56 и через час с небольшим прибываем в Молодечно.
Markdown Logo
Заезжаем в веломагазин у Центральной площади, где приобретаем новую цепь. В 15 часов финишируем у железнодорожного вокзала, где делаем последнюю отметку в маршрутной книжке. За неполный день пройдено 48 км. После обеда минчане отправляются на электричке в столицу, местные разъезжаются по домам. Поход успешно завершен.

V. Итоги похода, выводы, рекомендации

Пройденный маршрут показал, что все его участники успешно справились с трудностями, возникшими за время похода.
Продолжительность активной части, километраж маршрута, сложность передвижения по дорогам с различным покрытием соответствует 2-ой категории сложности для велосипедных походов.
Туристам рекомендуется путешествовать на гибридах или горных велосипедах. Необходимо отметить, что тщательно подготовленные велосипеды, как правило, проходят маршрут без поломок. Обязательно наличие запасной велокамеры (для каждого), минимального ремонтного набора инструментов и основных мелких запасных частей для велосипеда. Приобрести запчасти на маршруте проблематично.
Ужины и завтраки готовились самостоятельно, поэтому обязательный предмет в подобных походах – газовая горелка. Это в значительной мере экономит время на приготовление пищи.
Не рекомендуется оставлять велосипеды и вещи без присмотра, желательно чтобы кто-то приглядывал за ними – так спокойней.
Затраты на прохождение всего маршрута составили порядка 150 белорусских рублей на человека.

Трек пройденного маршрута:
https://livegpstracks.com/cd_Y2g9dHJhY2tzJmZyaWVuZD1ibGVrbHkmZmlsZT0xOTI1NDg4JnQ9Jno9OCZjPTUzLjIxMzEsMjUuMjM4OA_e_e.html