Экспедиция по Северной Двине на каяках: последние новости

Автор
Start_4_2.jpg

Более 700 км на веслах пройдут участники экспедиции, стартовавшей 17 июня из Великого Устюга. За три недели путешественники планируют достичь устья Северной Двины.

Водную экспедицию из Вологодской области в Архангельскую организовали участники команды PLAN X Adventure Team. Спуск на воду двух пластиковых каяков, на которых путешественникам предстоит добраться до Архангельска, состоялся на реке Сухона. Партнером экспедиции выступила компания КаякМастер - эксклюзивный производитель в России каяков бренда Point65.

“Экспедиция пройдет в условиях максимальной автономности с ночевками в ненаселенной местности, — рассказал участник экспедиции Сергей Северин. - Чтобы завершить маршрут в запланированные сроки, экипажам каяков придется преодолевать более 35 км ежедневно, вне зависимости от погодных условий. Поэтому испытания всего используемого на Северной Двине снаряжения проводились ранней весной при температуре воды менее 4 градусов”.

Перед тем как покинуть Великий Устюг, путешественники сошли на берег на мысу в населенном пункте Коромыслово. Здесь сливаются воедино реки Сухона и Юг, образуя исток Северной Двины. С высоты птичьего полета заметно, что воды в двух реках различаются по цвету и некоторое время текут параллельно, не перемешиваясь.

Основной задачей своих проектов участники команды PLAN X Adventure Team называют популяризацию здорового образа жизни и туризма по России. В прошлом году путешественники на надувном парусном катамаране прошли от Красноярска до Архангельска по Енисею и морям Северного Ледовитого океана. Зимой 2015 году — пересекли на велосипедах по наиболее протяженному ледовому маршруту озеро Байкал. В своих путешествиях команда PLAN X Adventure Team стремится использовать транспорт отечественного производства. Так, для экспедиции по Северной Двине выбраны каяки, производство которых локализовано в Ленинградской области.

Тестирование каяков перед экспедицией: О том, как перевозить пластиковые лодки до водоема, насколько быстро можно подготовить к спуску на воду трехсекционные каяки и какова протяженность маршрута новой экспедиции команды, рассказывает Сергей Северин.
Видео: http://planx.media/vsya-severnaya-dvina-na-kayakah-znakomstvo-s-lodkami/

DSC00431.jpg

С веслом и в юбке: экспедиционные каяки команды PLAN X

Мы попросили путешественников Plan X описать свои выводы после тестирования сборных каяках - подробнее рассказать о том, как они выбирали лодки, чем отличается ккаяк, тем более сборный от байдарки.

Шведские лодки с российским характером
История экспедиции команды PLAN X по Северной Двине началась со значительного для всего отечественного каякинга события. Компания “КаякМастер” из Ленобласти впервые в России получила официальную 25-летнюю лицензию на производство лодок Point 65° North.
Каяки этого шведского бренда были известны в нашей стране достаточно давно, однако в последние годы из-за курса валют их приобретение стало весьма накладным делом. Эту проблему и взялись решить наши партнеры. Сегодня они запускают производство наиболее популярных моделей линейки Point 65° North: разборных каяков Martini GTX и рыболовных Kingfisher.

Морской каяк в вашем багажнике
Турист-водник постсоветсткого пространства плотно ассоциируется с байдаркой. Долгое время именно каркасные байдарки были безальтернативным вариантом при необходимости заброски к месту старта на поездах, автобусах и другом общественном транспорте дальнего следования.
Постепенно конкуренцию им стали составлять надувные аналоги, которые могли быть даже компактнее в собранном виде, однако проигрывали в объеме полезного пространства и быстроходности. Пластиковые каяки оставались уделом автомобилистов и посетителей баз отдыха, где эти лодки весь сезон хранятся на воде.

Скоростные, устойчивые на волне и безупречно красивые, морские неразборные каяки (или сияки) российский турист видел в основном на картинках в каталогах. В поезде пятиметровую лодку к месту старта не увезешь, транспортная компания запросит безбожную цену, а собственный автомобиль привяжет вас к одной точке, заставив проектировать исключительно кольцевые маршруты.

На практике сравнить разные типы лодок удалось участнику команды PLAN X Артему Голубеву. “Доводилось участвовать в водных походах на надувных, каркасно-надувных и каркасных байдарках и морских цельнопластиковых сияках. Первые два типа медленные, но маневренные. Последние два быстрые, но ввиду формы на «разворот на месте» можно не надеяться”, — рассказал он.
Учитывая преимущества и недостаки каждого из видов каяков, мы возликовали, когда узнали, что компания “КаякМастер” предоставит нам разборные лодки. В распоряжении команды PLAN X оказались каяки Martini GTX — двухместные лодки, состоящие из трех секций. Каждая из них по длине не превышает 163 см, что открывает широкие возможности для их перевозки.

В экспедицию по Северной Двине участники команды PLAN X отправятся на поезде Санкт-Петербург-Котлас. Мы могли бы сдать лодки в багажное купе, но предпочли просто выкупить два лишних спальных места, на которых разместятся секции каяков.
Проблем не возникло и во время выездов на тренировки. На Ладожское озеро мы возили каяки в багажнике пикапа, а на Кавголовское озеро лодки ездили в кузове грузовой Лады “Ларгус”.
Памятуя прошлогодний опыт с парусным катамараном, который мы перед ответственным походом в Арктику собирали в точке старта неделю (!), от сборки каяков мы тоже ожидали подвоха. Не придется ли бегать вокруг лодки, десятки раз подтягивая и выравнивая крепления? Но нет, здесь конструктор Point 65° Магнус де Брито приятно удивил. Каяки оснащаются запатентованной системой сборки Snap-Tap. Секции Martini GTX стыкуются благодаря форме корпуса, а в качестве контроля сверху затягиваются пластиковыми креплениями. Они похожи на те, которые привычно видеть на сноубордах, поэтому в случае поломки можно унифицировать запчасти. Сами производители утверждают, что это крепление во время использования каяка не нагружается, так что и поводов для поломки у него нет.

Секции каяка соединяются в три движения:
— Завести пластиковые стрепы в крепления;
— Поднять соединяемые секции;
— Уверенным движением опустить их.

После этого остается только проверить затяжку креплений и можно идти к воде. Кстати, перетягивать крепеж, налегая на него всем весом, не рекомендуется — должен оставаться люфт.
“Увидев разборные каяки, предоставленные нам для грядущего проекта, еще до испытаний, скажу честно, волновался, — поделился впечатлениями участник экспедиции по Северной Двине Артем Голубев. — Все таки судно такого типа должно быть жестким и цельным. Но сомневался я напрасно: соединяются секции между собой плотно, а главное — операцию по сборке можно легко провернуть и одному человеку”.

Под ударами озерных волн
Модель Martini GTX — это каяк с посадкой sit-in, то есть оборудованный кокпитом. Чтобы туда не заливалась забортная вода, лодки оснащаются так называемыми юбками. Этот элемент снаряжения с помощью широкой манжеты закрепляется на талии гребца и обхватывает эластичным кольцом специальный зажим по периметру кокпита. Таким образом внутреннее пространство оказывается полностью изолированным от стихии.
Кстати, компания “КаякМастер” также предлагает любителям водного туризма лодки с посадкой sit-on-top. В этом случае гребец размещается не в кокпите, а на открытом сидении. Такие каяки популярны в качестве прогулочных в теплых морях. Их основное преимущество — отсутствие емкостей, которые нужно предохранять от попадания воды. С точки зрения непотопляемости такой каяк может быть даже надежнее аналога с посадкой sit-in.

Знакомство команды PLAN X с лодками произошло на традиционном тренировочном полигоне — Ладожском озере. Дело было еще в апреле, когда температура воды достигала максимум +4 градусов, поэтому вопрос гидроизоляции внутреннего пространства каяков стоял остро. В связи с этим в ходу были неопреновые юбки, не пропускающие воду и сохраняющие в кокпите тепло. На Северной Двине будут использоваться более легкие изделия из полиуретановой ткани.
С погодой на тренировке нам повезло — условия оказались сложнее, чем обычно. Порывистый восточный ветер, приходящая издалека высокая волна с барашками, каменистые берега. Но испытать каяки именно при такой погоде критически важно. По опыту путешествия по Енисею мы знаем, что на длинных открытых участках рек скорость ветра может достигать 14-16 м/с. Он, в свою очередь, поднимает короткую и высокую волну, которая неприятно бьет по корпусу и уводит каяк в сторону. В таких условиях сразу падает скорость движения у лодок с классическими обводами.

Поведение модели Martini GTX оценил наиболее опытный турист-водник Артем Голубев. “При правильной гребле скорость набирается быстро, можно уверенно идти на небольшую встречную волну. Да и при откренивании лодка легко справляется с боковой волной и не стремится опрокинуться”, — сообщил он после испытаний.
Но опрокидываться все же пришлось. Мы хотели проверить крайние значения крена, после которых наступает переворот. Испытания проводились для одноместной и двухместной версий каяков. Обе удалось поставить килем вверх, однако сделать это при выполнении естественных для гребца движений не получилось. При этом двухместная версия показалась нам более устойчивой.

Больной вопрос для каждого туриста-водника: куда складывать во время перехода снаряжение и продукты? Для этого в кормовой и носовой секциях предусмотрены грузовые емкости.
“Конкретно данная модель не рассчитана на долгие автономные экспедиции, поэтому место в грузовых отсеках ограничено. Зато снаружи на корпусе есть крепления с эластичными шнурами, позволяющими зафиксировать снаряжение сверху. Если на шведском сайте патентообладателя есть пометка «not for expedition», относящаяся к модели Martini GTX, значит команда PLAN X докажет обратное”, — заявил Артем Голубев.
Размер заднего люка действительно небольшой — всего 44 на 26 см. Передний еще меньше — 20 на 20 см. Что-то, например, туристические коврики, получится разместить в ногах гребцов. Но в целом каяк заставляет минималистично смотреть на свое снаряжение, оставляя на берегу редкоиспользуемые крупногабаритные вещи. Однако это не значит, что в походе на каяке Martini GTX придется спать без спальника или отказаться от примуса. В нашем случае за счет оптимизации загрузки место нашлось даже квадрокоптеру.
В каждом кокпите каяка размещены педали, к которым через репшнур можно подключить управление кормовым рулем. Задает направление движения сидящий сзади гребец или вы сами, если используете одноместный вариант. На практике руль оказался необходимым элементом при маневрировании через высокую встречную волну. Лодку не уводит с курса, а радиус поворота оказывается меньше.
Если вам непривычно одновременно грести и жать на педали, руль можно перевести в режим флюгирования. Этот вариант работоспособен, если вы не будете делать резких гребков. В этом случае рулевое перо может повернуться в одну из сторон и остаться в этом положении. Компромиссным решением будет фиксация руля в параллельном корпусу положении. Таким образом он вообще не будет принимать участия в маневрировании каяком.

Как превратить гребки в километры
Дальность маршрута всегда стоит оценивать по используемому транспортному средству. Самолет пролетит 6000 километров за 10 часов, а парусному катамарану команды PLAN X потребовалось 74 дня. Более 600 километров на велосипеде проезжаются за 3, 5 дня, но сколько займет преодоление семи сотен километров на веслах?
Пройти Северную Двину от истока до устья мы планируем за три недели. Три недели белых ночей, островов и проток. Три недели ежедневной многочасовой гребли. И проверка на прочность лодок, которые теперь изготавливаются в России. По итогам экспедиции команда PLAN X сможет дать ответ на вопрос: подходят ли разборные пластиковые каяки для длительных автономных путешествий?
![]()

IMG_4611_2.jpg

Путешествие команды PLAN X Adventure Team по Северной Двине продолжается. 19 июня путешественники достигли города Котлас и места впадения в Северную Двину реки Вычегда.

Сегодня путешественников прошли Великий Устюг, Котлас и Красноборск. Впереди – Архангельск. А пока вокруг команды путешественников лишь северная природа. Впрочем, именно природа подбрасывает команде испытания.

«Уже в Архангельской области, после слияния рек Северная Двина и Вычегда, экспедиция попала в сложные погодные условия. Мы получили уведомление от регионального МЧС о возможном усилении порывов ветра до 20 м/с и два дня пережидали непогоду на берегу», - сообщил участник экспедиции Сергей Северин.

Чтобы нагнать отставание от графика экспедиции, путешественники часть пути прошли боковыми протоками Северной Двины, где влияние ветроволновых условий на движение гребных лодок минимально.

В крупных городах экспедиция привлекла внимание местной прессы – статьи в газетах и репортажи по телевидению вышли во всех СМИ Великого Устюга, Коталаса и других городов.
Особый интерес к походу был вызван и тем, что для сплава путешественники использовали сборные каяки (для преодоления 700-км маршрута команда PLAN X использует пластиковые сборные каяки Point65, производство которых запущено в Ленинградской области)

- Этих ребят мы ждали и надеялись, что погодные условия не помешают причалить к красноборским берегам - рассказывает журналист издания «Красноборск туристический» Оксана Панова. - Plan X Adventure Team - команда молодых людей, путешествующих по всему миру по самым невероятным маршрутам. Каждый год они покоряют новые вершины, самые недоступные и закрытые места. А к нашему Русскому Северу - особое отношение. В этот раз задача у них очень интересная: протестировать в боевых условиях сборные каяки Point 65°.

Рост популярности каяков в последние пару лет вполне объясним – каяки помещаются в машине, неприхотливы при хранении, устойчивы на воде, хорошо держат ход и маневренны. Поэтому и организаторы сплавов и походов постепенно начинают предлагать каяки наравне с байдарками.

PLAN X Adventure Team - российская команда путешественников, специализирующаяся на организации сложных автономных экспедиций.

![]()

IMG_4644.JPG

За спиной участников осталось больше половины пути.
Маршрут на карте Yandex: https://yandex.ru/maps/-/CBqHiUxB9A

В ходе экспедиции её участники посещали объекты исторического наследия, расположенные на берегах Северной Двины. Так, на подходе к Котласу путешественники засняли с воздуха заброшенную Преображенскую Ярокурскую церковь. Ее постройка датируется 1726-1746 годами.

«Многочисленные заброшенные церкви, расположенные по берегам реки, находятся в пригодном для реставрации состоянии. Восстановление этих объектов могло бы повысить привлекательность региона среди туристов и паломников», - рассказал Северин.

Экспедиция «Вся Северная Двина на каяках» стартовала 17 июня из Великого Устюга. В этом месте, на слиянии рек Сухона и Юг, берет начало Северная Двина. 19 июня путешественники достигли города Котлас и места впадения в Северную Двину реки Вычегда. Завершится экспедиция в начале июля в Архангельске. Для преодоления 700-км маршрута участники команды PLAN X используют пластиковые двухместные каяки Point65. Это шведский проект, производство которого в 2018 году было локализовано на территории России, в Ленинградской области.

DSC01712.jpg

Петербургские путешественники из команды PLAN X Adventure Team прошли на вёслах всю Северную Двину. Экспедиция протяжённостью свыше 700 км завершилась в пятницу, 6 июля, в Архангельске. Компания КаякМастер выступила партнером путешествия
В экспедиции по Северной Двине использовались разборные пластиковые каяки Point 65 модель Martini
Путешествие прошло по территориям двух областей России — Вологодской и Архангельской. Преодоление речного маршрута из Великого Устюга заняло 20 дней. «Мы подсчитали, что для этого каждому из нас потребовалось совершить около полумиллиона гребков веслом», — рассказал участник экспедиции Сергей Северин.
Ежедневно путешественники проводили на воде порядка 8-10 часов. Максимальная скорость на одном из участков пути достигла 13, 3 км/ч, однако чаще экспедиционерам приходилось бороться со встречным северным ветром. За время путешествия набралось три дня, когда погодные условия не позволяли продолжать движение и заставляли отстаиваться на берегу.
«Одним из наиболее сложных участков финальной части маршрута стал лабиринт проток в районе села Холмогоры. После слияния с рекой Пинега Северная Двина разливается десятками отдельных течений с островами, отмелями и тупиковыми ответвлениями. Вне судового хода, даже имея средства навигации, найти проход в них непросто», — добавил Сергей Северин.
За время экспедиции ее участники посетили самую длинную в Архангельской области узкоколейную железную дорогу, которая начинается в посёлке Рочегда, участки гипсовых отложений на берегах Северной Двины, а также сохранившиеся в Вологодской и Архангельской областях церкви 18 века.
Это уже вторая экспедиция команды PLAN X, которая завершается в Архангельске. В 2017 году путешественники добрались до этого города из Красноярска, пройдя на парусном надувном катамаране маршрут по Енисею и морям Северного Ледовитого океана.

![]()

hi-01412.jpg

Команда Plan X ответила на каверзный вопрос о том, ради чего стоит заниматься пиаром экспедиций

Петербургские путешественники из команды PLAN X Adventure Team прошли на сборных каяках Martini от Point 65 всю Северную Двину. Экспедиция протяжённостью свыше 700 км завершилась у берегов Архангельска. Компания КаякМастер выступила партнером путешествия.

На протяжении всего путешествия мы публиковали для ценителей сплавов новости и фотографии экспедиции. Команда Plan X искренне благодарит форумчан за отклики на сообщения из похода. Среди вопросов, которые поступали в ответ на публикации, самым каверзным оказался комментарий, о том ради чего ребята организовали сплав — только ради PR?

Участники команды Plan X, вернувшись в Санкт-Петербург подробно ответили на на вопросы (смотрите видео в конце публикации), и отдельно остановились на теме само пиара.
— Мы умеем работать с методами PR — пояснил Сергей Северин — и серьезно относимся к этой задачи. Например для качественной фото и видеосъемки мы берем с собой в путешествие профессиональное оборудование, которое значительно увеличивает вес экипировки и снаряжения.
С помощью Pr мы решаем ряд важных целей:

Во первых это ответственность за результаты путешествия, что на порядок поднимает уровень самих экспедиций. В своей подготовке и во время походов, как бы тяжело не было, мы знаем, что должны выдержать заявленные сроки и выйти в заданные точки пути.
Во вторых организация PR работы помогает нам привлечь партнеров, которые предоставляют снаряжение, что значительно облегчает подготовку и снижает затраты. Однако в своих публикациях мы стремимся показать и плюсы и минусы применения экипировки в условиях похода. Мы также предоставляем партнерам описание эксплуатации со своими рекомендациями для совершенствования снаряжения. Поэтому партнерам мы предлагаем серьезное тестирование продукции.

В целом мы стремимся показать, что простые парни, самостоятельно могут организовать любые экспедиции. Мы же обычные ребята, как и все работаем, и каждое путешествие организуем своими силами. Подготовка самых сложных маршрутов может занять до 2-х лет. Но это реально!
Каждый может реализовать свои мечты о дальних походах, мы наглядно это показываем. Например сейчас мы начинаем подготовку к путешествию по рекам Амазонки.