Туризм и спорт в Беларуси. Свободный сайт для планирования событий спортивной и туристической тематики. Здесь те, кто гоняет во всю мощь.
"Мы подошли к обрыву. Растерялись. Куда же идти?
Обрыв и оказался дорогой." (из велоотчета по Фанским горам)
Взгляд с обрыва назад.
Кольцевой, обзорный маршрут по Фанским горам, провинция Сугд, Таджикистан.
Маршрут основан на слинкованном велоотчете, с небольшими изменениями:
Прародителями же маршрута стали велопоходы С. Емельянова по этим местам.
Маршрут, в том или ином виде, езжен несколькими группами, но не особо популярен.
Нитка маршрута: Душанбе - Вахдат - Ромит - Руфигар - пер. Руфигар (~3400) - долина Ягноба - пер. Рост (4020-4080, 1А) - долина Зеравшана - Айни - продолжение долины Зеравшана - поворт на Маргузорские озера перед Пенджикентом - озера - пер. Тавасанг (~3300) - долина Сарымат - альплагерь Артуч - Куликалонские озера - пер. Алаудин (~3730 1А) - альплагерь Вертикаль, озера Чапдара (Алаудинские) - радиальный выход на Мутные озера - дол. Вапдара и Пасруддарья - трасса Айни-Душанбе - дол. Искандердарья, пер. ~2380 - озеро Искандеркуль - спуск до трассы, трасса - подъем в дол. Ягноба - кишлак Анзоб - пер. Анзоб - трасса - Душанбе.
Длина по планируемому треку, не включавшему радиалку, около 670 км. Длина по реальным трекам, отмеченным как движение на велосипеде, вышла около 600 км, плюс около 107 км по трекам, отмеченным как "хайкинг".
Спланированная продолжительность маршрута 14 дней. Можно смело закладывать 13: подъем на Анзоб и спуск в Душанбе легко уложить в один день. Если не идти на седьмое Маргузорское озеро, отказаться от полудневки в альплагере, можно уложиться и в 12 дней. Если не заезжать на Искандеркуль, хватит и 11 дней.
Более правильным будет назвать этот маршрут велотрекингом или велопоходом с элементами трекинга, т.к. наряду с чисто велосипедными участками, достаточно и чисто трекинговых, которые без велосипеда, однако, особого труда не представляют.
Маршрут - один из самых сложных походов года по версии veloway.su, тем не менее, он не показался каким-то сложным. Там же приведенный похожий маршрут, отмеченный как лучший, не включает в нитку Куликалонские-Алаудинские озера, предпочитая пешку по нескольким перевалам и спуск к малопримечательным Маргузонским озерам, что, на личный взгляд, является большим минусом. Интереснее будет пройтись по трейлу Искандеркуль-Куликалон через перевал Казнок.
У многих встречных возникает вопрос: "зачем велосипед?" Велосипед позволяет проехать обзорный маршрут с минимальными затратами, позволяет включить в нитку маршрута разные районы, организовать транспорт в которые либо невозможно, либо необоснованно дорого. Трекинг с велосипедом, как и сплав, например, делает маршрут комбинированным, а значит разнообразным и менее утомительным. Как показала практика, скорость передвижения с велосипедом вверх по твердой тропе не многим ниже скорости среднего трекера. Сложности с велосипедом возникают, в основном, при движении по осыпному, снежному\ледовому, или очень крутому склону.
Сведения о районе путешествия
Хорошее описание района можно найти в отчете С. Емельянова: 1 и 2.
Еще не так давно Душанбе был кишлаком из четырех домов. В 60-х годах его уже пропагандировали как культурный город в фильме "Белый Рояль".
Таджиксий фарси является подвидом персидского языка, принадлежит к иранской ветви индо-иранских языков. Знаменитый поэт древности - Рудаки. Таджики хорошо понимают афганцев, но, из разговоров, холодно относятся к ним с тех пор, как там война. Также таджики понимают пакистанцев и иранцев. С киргизами отношения хорошие, с узбеками - натянутые.
"Таджики" в переводе означает "корононосцы". Корона есть и на гербе Таджикистана, страны корононосцев. В древности было племя арийского происхождения, обозначавшее себя знаком короны на лбу, чтобы не смешаться с остальными. Так, по крайней мере, трактуется это местной интеллигенцией. Академическая, отвергаемая версия переводит "таджик" как "араб".
В ходе образования Таджикской республики была искусственно проведена граница, по крайней мере, с Афганистаном и Узбекистаном. В результате, в Афганистане, особенно на севере, проживает много этнических таджиков, также как и в Узбекистане. Таджики считают узбекские Бухару и Самарканд своими городами.
Флаг Таджикистана состоит из трех цветов. Символизм объясняется по-разному. Многие объясняли красный как символ гражданской войны 1990-1992 годов; белый как символ хлопка, надежды, счастья, мира и\или спокойствия; зеленый как символ процветания. Пересечения с официальной трактовкой можно найти.
Общие впечатления от маршрута
Полезные ссылки
Каталог перевалов - Гиссарский хребет
Каталог перевалов - Фанские горы
Библиотека отчетов о спортивных походах, где для района Памиро-Алай можно найти велосипедные отчеты, включая с прохождением перевала Казнок 1Б.
https://edition.cnn.com/2018/07/30/asia/amiercans-killed-tajikistan-hit-and-run/index.html
https://www.outsideonline.com/2331976/american-cyclists-killed-isis-tajikistan
День 1, 30 июля
Маршрут начинается интересным подъемом до кишлака Руфигар. В незнакомой стране даже первые 20 км по оживленной трассе кажутся интересными. Тем не менее, желания делать фото на телефон не нашлось.
До кишлака около 120 км, можно доехать за один день, несмотря на жару и набор. Магазины и асфальт заканчиваются в Ромите. От Ромита дорога идет вверх вдоль реки по живописному ущелью, растительность присутствует.
Незамеченным стать на стоянку у кишлака невозможно. Китайцы до сих пор строят дорогу и мечтательно гуляют вдоль той, которую строили не они. Также присутствуют местные пасечники. Впрочем, никто не беспокоит.
День 2, 31 июля
Сразу за кишлаком начинается подъем на перевал Руфигар. Перевал красочностью не выделяется. Сложность представляет тем, что он первый на пути и нет акклиматизации. Ехать в перевал практически нигде невозможно. Зато спуск проезжаем почти полностью.
Ручьев на подъеме оказалось не так и много. В средней части подъема ручьи вообще отсутствовали.
Долина Ягноба запоминается своей красотой и безлюдностью - отличное место. Есть отличные места для ночевки. Есть ручьи, есть река.
День 3, 1 августа
До подъема на перевал Рост ведет тропа вдоль реки. Тропа не показалась какой-то сложной для "с велосипедом". Местами можно ехать. Также довольно красиво.
Через реку капитальный мост.
Им, как и перевалом, активно пользуются пастухи из кишлака Сурипль. И стар, и млад, в одиночку и компанией, и в снег, и в дождь, и когда солнечно, регулярно гоняют через перевал скот в долину Ягноба, потому что там "трава зеленее" (трава есть). Кишлак за перевалом.
Начало тропы от моста.
Перед спуском в ущелье идет выполаживание. Даже можно проехать.
Подъем на перевал Рост осложнен продолжительным (ок. 500 м) снежным склоном, который заканчивается где-то на 3300. В зависимости от погодных условий и месяца посещения, склон может быть достаточно скользким. Тогда остается сыпуха справа орографически, передвигаться по которой сложнее, зато возможно. В самом верху и есть перевал.
После снега начинается крупноосыпной склон, который чередуется с мелкоосыпным перед взлетом. Троп набито много, основная не очень читается. Вода заканчивается где-то на 3300, далее снег на склоне, после чего воды нет до спуска с перевала. Мест для стоянок после 3300 тоже нет. На 3500 можно найти небольшой пятачок для ночевки.
День 4, 2 августа
Пастухи начинают подниматься на перевал еще в темноте, часа в четыре утра. Слышно, как они покрикивают на скот, чтобы привести его в движение. Некоторые животные уже знают дорогу и передвигаются самостоятельно: с перевала спускались автономные яки, большие и маленькие. В подъем обогнал старик, державший ослика (хара; хар - по-таджикси, ослик - по-узбекски) за хвост. Однако, пастухов, как и животных, раз, два и обчелся. Над перевалом висит ощущение безлюдности.
Взгляд с перевала на юг.
Взгляд на восток. Видна тропа в обход непроходимого обрыва. Она и повышает высоту перевала. В августе перевал вырастает до 4080.
Взгляд на север. Дальше туда. Навстречу гром и молния.
Вид на обрыв (провал). Там же и бывший перевал.
Обрыв натоптан. Им пользуются в определенные времена года (июнь, июль, сентябрь), когда еще лежит снег и есть на что опереться. Видно, что смельчаки пробуют обходить его и с запада.
Чуть ниже разбросаны останки "осликов". Немного дает в нос.
Гром, начинается дождь, надолго. Навстречу идут последние на сегодня пастухи. Ни дождевика, ни спецбот, и вообще как-то расслаблено. Минутах в двадцати перед ними так же шел на перевал несовершеннолетний мальчик с парой осликов. Увиденное - одно из самых глубоких впечатлений за всю поездку. В верхнем левом углу "обрыв".
Тропа уходит с ледника. Стоит отметить, что во время дождя осыпная тропа теряется и размокает, что усложняет движение. В дождь желательно по таким тропам не ходить. Колодки ободных тормозов стерлись в ноль.
Зато велосипед как новенький.
Спуск с перевала продолжителен и очень красив. Спешить не хочется, несмотря непогоду. Спуск и сам перевал - также одни из самых ярких впечатлений за поход.
Впереди мини-плато. Грунт неглинистый.
Основной каменный выброс закончился. Дождь, но ветер особо не чувствуется. Плато пересекается множеством растущих речушек, бродить которые одно удовольствие. От дождя воды прибавилось, кое-где тропа ушла под воду.
Ночевка на озере у начала урочища Джой. Там ясно.
Здесь же дождь до утра.
День 5, 3 августа
Озеро красивое. Изначально хотелось устроить трейловый забег вокруг него, но дождь испортил планы. Вместо этого отпаивал чаем спустившегося с перевала пастуха и менял колодки.
До кишлака тропа. Ехать местами можно. Дождь наступал.
Продолжаются каменные завалы. Они заставляют спешиваться.
Взгляд назад.
Спуск очень красивый. Хочется задержаться.
Показался кишлак.
Дальше дорога. Через нее много ручьев и ручейков. Грязь, налипшая на майку при их скоростном переезде, так и не отмылась.
Дорога после нескольких кишлаков превращается в пыльную гравийку. Вообще, пыль - характерная особенность дорог и троп на маршруте. Магазин в первом кишлаке за Суриплем.
Набор 90 м перед спуском в долину Зеравшан.
Сама долина. Выезд справа.
Спуск.
Дорога еще долго идет вверх по долине. Если посмотреть на карту, можно и там найти перевалы для велотрекинга. Где-то там ледник Зеравшан (Матча). Там был Кир.
Мост через Зеравшан и выход на трассу.
Река.
Та самая шелковица. Крупная, черная, очень сладкая. Есть и белая рядом.
Выход на трассу не внушает. Также ходят тучи, но дождь, со слов местных, только на пять минут. Так и было. Многие проявляют гостеприимство.
Долина, голая горная порода, ветер, транспорт, пыль. Трасса по склону справа.
Кишлаки в роли оазисов.
Колоритные дорожные знаки.
Деревья, похожие на тополя, также очень красивы. Они - отличительная особенность пейзажа.
Издалека казалось, что это яркая трава. У местных это один из способов сушить арчу.
Портреты лидера везде. Ему уже 25. Примечательно, что флаг Таджикистана похож на флаг Италии, только его развернули. Символизм цветов на флаге также другой.
Где-то по середине пути на Айни начинают попадаться куски советского асфальта. Оптимальная характеристика дороги варьировалась от пыльной гравийки, до разрушенной асфальтовой дороги, до просто разрушенной дороги с кусками асфальта. Призраки союзного наследия, которое проявляется не только в разрушенной после развала инфраструктуре - еще одна примечательная характеристика на маршруте. За все то, что было, и ностальгируют таджики по прошлому. Сейчас над инфраструктурными объектами трудятся китайцы, но долго придется трудится, чтобы перекрыть бывший масштаб.
Приятная стоянка в абрикосовом саду на въезде в Пахурд. Вода есть незадолго в источниках на трассе. Место очень хорошо продувается. Посторонних посетителей не было.
День 6, 4 августа
Населенки все больше. Дорога спускается к реке. Затем подъем и кишлак Разр.
Транспортная инфраструктура спешл фо Виктоган.
Лавку тоже нужно было делать бетонной.
Бывший аэропорт в Айни. Действующие авиакассы - еще одна отличительная характеристика крупных поселков и городов. Спрос диктует предложение.
Год назад дорогу от Айни до Пенджикента заасфальтировали китайцы. Примечательно, что они не снесли при этом остановки из прошлого.
Как бы в шутку, просто поставили рядом свои.
Так же и асфальт положили. Водители изящество не ценят и поголовно срезают извилины. К слову, в автопарке преобладают опели вектры, астры, омеги и мерседесы с-класса из девяностых. Многие авто из Литвы.
В наказание за асфальт всю дорогу сильнейший встречный ветер, такой, что в крутые спуски приходилось крутить, чтобы ехать.
Двухдневное движение по трассе создает ощущение раздвоенности маршрута.
Дорога и виды ничем не примечательные до Новобада. За ним ярко выделяется так называемая Гусарская долина (по названию поселка), со множеством зеленых садов. В одном из них приятно заночевать, предварительно закупившись в Новобаде. Скорее всего, вас заметит местный сторож, и угостит прекрасными томатами с грядки, а также арбузом, перчиком, и другим, что будет под рукой. Здесь проявляется знаменитое таджикское гостеприимство.
День 7, 5 августа
До съезда с трассы в сторону Маргузорских озер меньше 20 км. На съезде есть чайхана, где можно позавтракать (3 яйца, 3 сосиски, лепешка, чай) всего за 10 сомони.
Чайхана, ошхона (кафе по-местному) - еще одно впечатление за поход. Оформление и удобства очень по-восточному. На вид преобладает антисанитария, которую можно списать на восточные особенности. Тем не менее, живот после остановок в чайхане не урчал. Готовили везде мужчины. Салаты примитивные, всегда с большим количеством лука, но не отвратительные на вкус. В общем, чайхану на трассе можно посетить, заголодав, но питаться там целеноправленно - экзотическое удовольствие.
Подъем в долину Маргузорских озер. За КПП на карьер начинается гравийка и каждый проезжающий автомобиль обдает пылью. Сама долина красотой не отличается. Как вариант, можно свернуть в горы в Гусаре, чтобы избежать этот участок.
О пыли можно судить по листьям на деревьях.
В выходные многие из Педжикента едут отдыхать на озера. Многие проявляют гостеприимство, иногда не в меру.
Всего в каскаде семь озер. Озера - известный туристический объект. Вода в них, как и других, засчет породы красиво меняет цвет на солнце. Прямо как в меловых карьерах под Гродно.
Озера красивы, но не настолько, чтобы их обязательно посещать. Были посещены все семь озер. Желания задержаться не было. К тому же, они зажаты в узкой пыльной и, в основном, голой долине.
По пути от 4 до 6 озера имеются гостевые домики, в которых можно остановиться, чтобы ощутить местный быт и подзарядиться. Цены от 17 долларов на человека с едой. Кормят вкусно. В принципе, то же самое, даже более аутентичное, многократно забесплатно предлагают по пути. Хорошая стоянка с палаткой, не доезжая кишлака, что у пятого озера.
День 8, 6 августа
Озеро номер шесть.
Озеро одно из самых больших в каскаде. На солнце цвет воды меняется.
Седьмое озеро от шестого ничем особым не выделяется, кроме большего количества людей - можно смело пропустить, сэкономив часа 2-3. От шестого озера дорога уходит на перевал Тавасанг (3300). За цыганским кишлаком дорога превращается в тропу.
Подъем мало чем интересен. По тропе ехать невозможно. Также много где тропа осыпная. Виды так себе. У самого перевала дорога раздваивается. Можно выбрать любую. Обе ведут на перевал.
Вид с перевала на восток. С этой стороны перевал красив. Характер гор меняется, больше растительности, много деревьев. Спуск пешком, заисключением малюсеньких отрезков.
Седьмой час. Солнце заходит. Красивые виды. Можно встретить пасущихся лошадей, тем не менее ощущение безлюдности, вокруг тишина и отрешенность, довольно красиво. Примерно на 2\3 спуска, откуда ни возмись, большая группа детей и всего пара взрослых женщин, вокруг летовки и загоны, жгут костры, чтобы согреться. Тропа проходит через табор. Также одно из ярких впечатлений за поход.
Через некоторое время тропа выводит на такой луг. Отличное местно для стоянки: открытая местность, показывают виды, мягко, плоско, рядом ручей, нет шума от воды.
День 9, 7 августа
Внизу река. Там тропа. Тропа еще с десяток километров идет вниз по долине. Растут хвойные деревья, были замечены клены.
Мостики через реку на тропе.
Ущелье немного расступается. Появляется перспектива.
Летовка на тропе.
Впереди пещерный кишлак. За ним начало дороги. Тропа все еще малопроезжаема из-за большого количества камней.
Кишлак.
Мостик по дороге.
Довольно красивое слияние рек.
Дальше дорога улучшается. Появляются обычные кишлаки. Удивляет "молочный" цвет реки.
Характерная особенность на таких дорогах - остатки многочисленных осыпей. Иногда они затрудняют движение.
Появляются добротные мосты. Дальше спуск мало примечателен. Дорога идет через несколько кишлаков, в которых могут быть магазины, но они замечены не были.
Спуск до большого селения, где поворот на Артуч. Имеет смысл повернуть перед этим селом, чтобы максимально объехать его, не сбрасывая высоты. Несколько магазинов будет дальше за селом по пути. При желании усложнить маршрут, можно свернуть направо в кишлаке, что за Газой, и добраться до альплагеря по тропе через горы.
Подъем в Артуч довольно крут. Недалеко от альплагеря дорога выглядит так.
Альплагерь "Артуч" - отличное место отдыха, в том числе, для обычных людей, просто желающих отдохнуть в горах. Территория облагорожена, в комнатах и на кухне чисто, администраторы приветливы. Отдельно стоит отметить кухню лагеря: кормят очень вкусно и много, могут подстроиться под вкусы. Сервис в столовой тоже на высоте. Все это за умеренные деньги (110 сомони за ночевку в одноместной комнате, включая душ, ужин и завтрак). Было замечено много иностранных туристов.
День 10, 8 августа
Почти сразу от альплагеря начинается тропа до Куликалонских озер.
Вид назад на тропу с вершины первого взлета.
Последний, третий взлет.
Если тропа с перевала Тавасанг была безлюдной, в долине озер встречено несколько организованных групп туристов (французы, испанцы, итальянцы). Была и семья беларусов из Голландии.
Озера очень красивы. Наряду с озерами Чимтарга (Алаудинские), что за Алаудинским перевалом, можно с уверенностью сказать, что это самые красивые озера на маршруте. Обязательны для посещения. По возможности, им стоит уделить больше времени. В них приятно искупаться. На них так и тянет отдохнуть. В этом районе много маршрутов на любой вкус.
Тропа на Алаудинский перевал идет по долине вдоль озер. Долина красивая. Местами можно пробовать ехать.
Большое озеро.
Тропа набита многочисленными организованными туристами. Для них в долине организованы небольшие палаточные лагеря. Несмотря на регулярные группы туристов, долина не кажется перенаселенной. Мест, чтобы спокойно отдохнуть, уединиться, не видеть никого, много. Достаточно уйти с тропы.
Озера. Вид в сторону альплагеря Артуч.
Вид в сторону перевала Алаудин.
Очередное озеро на пути.
Еще озеро.
Еще. Озера проточные.
Протока между озер. Видна гора София.
Еще озеро. Впереди тропа забирает вверх на перевал.
Вид на долину озер с тропы.
Последние озера на пути. Возможно, так реагируют на меняющуюся погоду.
Красавица София. Здесь в прямой видимости воды для стоянки не нашлось.
Погода начинает портиться и над перевалом.
Вид назад.
Виден перевал. Здесь также воды не было замечено. Вода нашлась по пути на 3400 левее орографически.
Вид назад. Если бы не руль, был бы велосипед мечты.
Перевальный взлет. В этом районе встречено много самостоятельных спортивных групп, делающих радиалки из альплагеря Вертикаль. Шестой час вечера - как раз закончилась гроза над перевалом. Изначально был план заночевать перед перевалом, но, увидев активно шагающую в перевал группу, стало понятно, что перевал совсем близко и можно заночевать на Алаудинских озерах.
Вид назад.
С перевала.
Вид на восток, в сторону Алаудинских озер.
Был оставлен ненужный газовый баллон. Закупленные в Душанбе на пять дней продукты так и не закончились.
Спуск.
Перевал Алаудин оказался намного легче перевала Рост. Оба 1А по классификации. Алаудин, видимо, за продолжительный каменный выброс на восточном склоне в непогоду. В хорошую погоду летом это препятствие на тропе труда не составляет.
Тропа выводит к красивейшим озерам, где есть чайхана и стоят палатки коммерческих туристов. Минут двадцать спускаться в альплагерь.
Альплагерь "Вертикаль" - отличное место, больше ориентированное на спортивные самостоятельные группы, а не организованных коммерческих туристов. Бесплатный душ, хорошая, но немного дорогая в сравнении с "Артуч" столовая. По территории лагеря проходит речка Чимтарга (?). Много палаток, много спортивных альпинистских групп на сборах из разных стран, включая Беларусь. Здесь можно увидеть тренирующиеся связки, услышать увлеченное обсуждение предстоящих маршрутов с использованием спецтерминов, и пропитаться духом альпинистского спорта. Здесь был на сборах и Визбор. Отсюда ходят маршруты различной сложности. Регистрацию по паспорту не делали, и денег за ночевку под открытым небом не взяли. Велосипедом не были особо удивлены.
Однако лучшим вариантом может оказаться ночевка на озерах, чтобы увидеть их утром во всей красе. На озерах приятно отдохнуть и искупаться. Много отличных мест для стоянки.
День 11, 9 августа
Выход в 9.30. Алаудинские озера, наравне с Куликалонскими, на личный взгляд, самые красивые и интересные на маршруте.
Радиальный выход из альплагеря на Мутные озера, а также разведка тропы на перевал 4100 (Казнок), посмотреть насколько там можно с велосипедом. После некоторых раздумий в альплагере, стало ясно, что график позволял рвануть вверх с велосипедом и не опоздать на самолет, только если все пойдет хорошо.
Есть возможность нанять ослов, но после десяти дней и без велосипеда, идется очень бодро, хочется бежать.
Каждый ишак тащит по 60 кг груза при норме 40 кг, со слов погонщиков.
Мутные озера, Энергия и Чимтарга. Говорят, на Энергию подъем простой, есть тропа, только последние метров двести осложнены снежным\ледовым склоном, который может потребовать наличие кошек\ледоруба. Сама Энергия 5200. Туда водят и новичков. Мутные на 3500+. В принципе, Энергию можно запланировать в качестве радиалки.
Тропа на перевал 4100 (Казнок) от озер поднимается по осыпному склону, обходя выброс крупных камней.
Вид назад.
Тропа.
Тропа - часть трейла Куликалонские озера - Искандеркуль.
Выходит на каменный выброс впереди, за ним виден перевальный цирк. Сам перевал справа, не виден.
Высота 3773, для красоты. Время после полудня - пора возвращаться.
Вид с тропы в сторону перевала Казнок.
Вид в сторону Мутных озер.
Чимтарга.
Вид назад с 3773. Тропа где-то в камнях.
Тропа на спуске.
Мутные озера внизу.
Камни выше от центра слева - начало тропы на перевал Казнок от озер.
Вид с тропы.
Озера.
Вид с тропы на спуске.
Стебли этой травы погонщики харов жуют, чтобы не чувствовать жажды.
Уже видны Алаудинские озера.
Выполаживание. Всего от альплагеря до озер три взлета.
Вид назад.
Одно из озер.
Другой ракурс. Все фото на телефон.
Тропа идет прямо у озера. Здесь были замечены немцы, израильтяне, и коммерческая группа французов.
Довольно красиво.
Альплагерь с тропы.
Вход в лагерь закрыт, как и выход, чтобы ослы не ходили. Не сразу понял, как открывается калитка.
Выезд в 15 часов. От альплагеря начинается дорога. Около семи км мягкая ровная грунтовка - лучший спуск на маршруте.
Виды.
Далее долина сужается. Вдоль дороги замечена облепиха.
Вся долина до начала густой населенки очень красивая. Магазины явно замечены только на трассе. Затем через пару километров унылый радиальный подъем на Искандеркуль. Его можно было бы избежать, пройдя с велосипедом по трейлу Куликалоны - Искандеркуль. Но трейл займет два дня минимум (ок. 20 км и перевал), а по дороге до Искандеркуля можно постараться доехать за полдня.