Карпаты `09 - велопоход 29 апреля - 2 мая

Holecopter
Автор

Отчет о майском велопоходе по карпатским горам минской команды туристов

Команда:
1. marinka (Маринка) - организатор
2. Alec (Саша) - механик и штурман
3. Hol (Вова) - контакты с населением
4. Leil (Валера) - вод-прод-тех-обеспечение
5. LYura (Юра) - фотограф

Маршрут:
Первый ходовой день (29 апреля 2009) – Перевал двух шоколадок
Маршрут: Львов – Свалява – пер. Кирецкий – Довгия – пер. Липецкая Поляна – Либча – Иза – Хуст – Долина Нарцисов

Дистанция: 84 км
Время в движении: 6 час
Время в маршрута: 8 час
Средняя скорость: 15 км/ч
Набор высот: 500 м

Второй ходовой день (30 апреля 2009) – Кровь с молоком
Маршрут: Долина Нарциссов – Нижнее Селище – Копащново – Колодне – Угля – Малая Уголька – Великая Уголька – Угля

Дистанция: 62 км
Время в движении: 6 час
Время в маршрута: 11 час
Средняя скорость: 10 км/ч
Набор высот: 1100 м

Третий ходовой день (1 мая 2009) – едИм
Маршрут: Угля – Груники – Нересниця – Ганичи – Калины – безымянный перевал

Дистанция: 50 км
Время в движении: 4, 2 час
Время в маршрута: 7, 5 час
Средняя скорость: 11, 7 км/ч
Набор высот: 780 м

Четвертый ходовой день (2 мая 2009) – Три в одном
Маршрут: безымянный перевал – Кобилецька Поляна – Косивська Поляна – Рахов

Дистанция: 50 км
Время в движении: 5, 6 час
Время в маршрута: 8, 5 час
Средняя скорость: 8, 5 км/ч
Набор высот: 1240 м

Схему маршрута и диаграмму набора высот смотрите здесь:
http://iriok.livejournal.com/26299.html

День первый (28 апреля 2009) – Отъезд
Маршрут: Минск – Львов
Встреча на вокзале состоялась вовремя. Все собранны и готовы к путешествию. Упаковываем байки в чехлы и не торопясь загружаемся в вагон. С нами едут ферриновцы – Лис и Крыс (класс velosprint), команды по трекингу. Знакомые приветствуют друг друга.
Дорога не близкая. Время проходит в разговорах, воспоминаниях о прошлых походах, интересных событиях, ребята делятся планами на будущие соревнования и поездки.

Львов нас встречает ранним холодным утром. Зябко. В ожидании поезда до Свалявы, ходим, пританцовывая, по платформе, греемся. Наконец состав приходит и мы загружаемся в вагон. Паша и Дима нас тепло провожают. Особенно Паша и особенно Маринку.

День второй (29 апреля 2009) – Перевал двух шоколадок
Маршрут: Львов – Свалява – пер. Кирецкий – Довгия – пер. Липецкая Поляна – Либча – Иза – Хуст – Долина Нарцисов

Дистанция: 84 км
Время в движении: 6 час
Время в маршрута: 8 час
Средняя скорость: 15 км/ч
Набор высот: 500 м

Едем на поезде из Львова к месту нашего старта – небольшого городка Свалява. Ехать около четырех часов. За это время успеваем позавтракать и переодеться по-походному. Глядя на нас таких красивых, Валера понимает, что шлем и перчатки он забыл во львовском поезде. Первая дань на хорошую погоду принесена.
За окном поезда начинаются горные пейзажи. Нам пока трудно разглядеть какая там обстановка. Состав проходит по высоким мостам через долины горных рек и ныряет в темные тоннели.
Выгружаемся в Сваляве. На небе ни облачка, солнце так и припекает. Не торопясь собираем байки, закупаемся необходимыми продуктами и водой. Маринка выделяет по небольшой порции сухофруктов с орехами и мы выдвигаемся по направлению на Хуст.

От вокзала беремся по левую руку и придерживаясь главной дороги вскоре оказываемся на хустовской трассе. Двухполосное асфальтовое шоссе идет посреди аллеи из ясеня, акации и сирени. Вокруг стоит одуряющий аромат цветущих цветов и фруктовых садов. Вдоль дороги стоят домики многочисленных поселений. Склоны невысоких окрестных гор затянуты зеленым дымом цветущей и распускающей зелени. Весна в разгаре.
То, что мы прошли первый перевал, замечаем, только когда начинаем стремительно слетать в следующую долину. Невысоким оказался.

Впереди у нас город Довге. Катиться очень приятно, свежий ветер на спуске, яркие краски по сторонам и чувство абсолютной свободы.
Приезжаем в Довге. Здесь у нас запланирован обед. Пока немного растянувшийся пелетон собирается, обследуем ближайшее кафе. Еды нет. Юры тоже нет. Возвращаемся на километр назад, немного волнуемся. Но все в порядке. Просто в горочку перед Довге Юра рванул, рванул цепь. Небольшая ремонтная пауза.
Ищем кафе для обеда. Объехав добрый пяток заведений, выясняем, что горячей еды нам не добыть. Впрочем, и далее в местных кафе продают в основном пиво и закуску к нему. Наверное, нормально полноценно обедать в таких заведениях здесь не принято. Патриархальная страна, где предпочитают разделять трапезу в семейном кругу.
В итоге мы устроились с нашей нехитрой снедью перед заведением с вывеской «Идальня». По-нашему это будет столовая. Добрая хозяйка этого места предложила нам умыться после дороги. Бутерброды с настоящим белорусским салом, взятым с собой, подкрепили наши силы перед предстоящим подъемом на перевал Липецкая поляна. Запивалось все это дело крепким разливным квасом.

Второй в этот день перевал, да еще после такого обеда дается много труднее. Короткий, длинной не более километра и крутоватый подъем проходится брать чуть ли не первых звездах трансмиссии. Но это все от непривычки и тяжести велорюкзаков. Усиленно дышим и жуем перевальную шоколадку от Маринки. В гору тяжело взбираются грузовики.
Маринка проговаривается, что у нее в запасе есть еще одна шоколадка и далее нас «радуют» еще два подъемчика. Так что крутите до самой высокой точки перевала, которая находится ровно посреди одноименного селения.

Далее начался сплошной спуск до самой Изы – центра местного лозоплетения. Была даже идея попросить местных умельцев сделать для нашего Валеры велошлем из этого замечательного природного материала. «Зеленые» технологии нынче в моде. Когда проезжаешь по поселку, можно увидеть различные изделия из лозы, обработанной и покрытой морилкой и лаком. Очень красивые вещи.
Юру продолжают преследовать поломки. На этот раз лопнула спица. В замен покупается спица от велика типа «взрослик». Первый раз по-серьезному пригодился GPS-навигатор Саши. С его помощью быстро находим поворот на Хуст в объезд основной трассы, загруженной автотранспортом.
Проезжаем мост над рекой Рька (Река). Внизу под нами бурлят на небольших перекатах холодные воды быстрой горной речки. Каменные разливы обрамляют ее постоянно меняющее русло.

Въезжаем в Хуст. Закупаемся едой на ужин и завтрак и едем смотреть развалины древнего Хусткого замка. Как и следовало ожидать, он оказался местоположен на вершине царящей над городом высокой горки, которая заметна по развевающей над ней украинским национальным флагом.
Вот это реальный подъем. Карабкаемся с нашими тяжеленными от обильных запасов байками по старинной дороге-тропе состоящей из сглаженных бесчисленными тысячами ног и колес камней древней брусчатки. Поговаривают, что замок этот, был летней резиденцией графа Влада Цепеша, государя Валахии и знаменитого трансильванского вампира, известного как граф Дракула. Учитывая какой кровью дался этот подъем, охотно в это верится. Дело кровопийцево цветет и процветает.
На верху грандиозные остатки мощных оборонительных сооружений. По площади чуть ли не превышающих Мирский замок. Разбитые древние башни и редюиты по прежнему грозно смотрят на раскинувшиеся в низу долины. Камни сцен крепко сидят на своих местах, скрепленные известковым раствором. Под ногами то и дело раскрываются зевы проходов в бывшие камеры и подземелья. С увлечением лазим по переходам, снимая все на наши камеры.

Спускаться приходится тоже пешком, слишком круто и каменисто. Дальше наш путь лежит в Долину Нарциссов. По дороге пытаемся купить чистой воды, но в городе авария водопровода. Находим воду в селении перед Долиной.
До самого заповедника, где находится это уникальное природное явление – луга поросшие, однодольным растением из семейства амаралиссовых, нарциссом (лат. Narcissus), нас проводит местный байкер лет 8-9 на стритовом байке с пэгами. Угощаем его за это конфетами.
Вход платный, 5 гривен. К сожалению, большинство цветов еще не распустилось, но удается сделать пару кадров, которые запечатлели белые лоскуты будущего моря цветов, которые покроют эту долину белоснежным покрывалом.
Мило побеседовав с охранником на тему славянской интеграции, получаем разрешение поставить лагерь за заповедником около развалин бывшей школы. Правда это место оказалось оккупировано группой местных подростков и что бы лишний раз не привлекать к себе внимание и не рисковать своими железными конями, проезжаем левее метров пятьсот и разбиваем стоянку у фруктового сада. Тут же обнаружилась и куча сухих веток для костра. Горелку сегодня можно не жечь.

На ужин готовим макароны с тушенкой и крепкий чай с печеньем. Пока готовиться ужин, Саша и Юра устраняю дневные поломки. Особенных хлопот доставила спица, слишком длинная. Но изобретательных ум белорусских велопоходников нашел и здесь выход. За подробностями – к авторам. Спица поставлена, но при накачке колеса вырвана «presta» из камеры. Это умное слово будет еще не раз повторятся в завтрашнем дне. Этот ремонт откладывается на утро.
Ужинаем и ложимся спать. Первый день нашего похода закончился.

День третий (30 апреля 2009) – Кровь с молоком
Маршрут: Долина Нарциссов – Нижнее Селище – Копащново – Колодне – Угля – Малая Уголька – Великая Уголька – Угля

Дистанция: 62 км
Время в движении: 6 час
Время в маршрута: 11 час
Средняя скорость: 10 км/ч
Набор высот: 1100 м

Встаем примерно в восемь утра. Светит яркое и теплое солнце, ночью прошел легкий дождик, трава покрыта бодрящей росой, по которой так приятно ходить босиком. Разжигаем костер для готовки завтрака. Ребята вылезают из палаток, утренний моцион, зарядка и овсяная кашка с изюмом сдобренная сгущенным молоком.
Продолжаем заниматься ремонтами. У Маринки полетела стойка велобагажника, Саша шестигранником вручную сверлит отверстие в оставшемся куске. Нет предела изобретательности. В это время Вова меняет тормозные колодки на байке Маринки. Вынули старые, поставили новые, вернули все взад, диск не влазит. Юра возится с камерами. В этот день это его основное занятие. Маринка ему помогает.

Наконец все собрались и в 12-00 мы выезжаем. Решаем немного срезать до трассы, что бы не возвращаться в поселок. Приходится с налету брать крутой перевальчик, дорога к которому идет сквозь цветущий фруктовый сад и хозяйственные постройки окрестных хуторов.
Все тяготы подъема были с лихвой компенсированы интересным спуском по разбитой дороге со значительным уклоном.

Выезжаем на трассу в Нанково и едем по населенке. Навстречу нам движутся большие кортежи свадебных процессий, до 20 машин в каждой. У нас на родине мы давно такого не встречали. Молодежь спешит повенчаться в последний день перед началом мая. Приветственно машем им руками, нам в ответ гудят клаксоны автомобилей.
В конце сплошной населенки начинается подъем на перевал Богдан. Каменистая дорога крутым серпантином взбирается на вершину горного хребта. Высота перевала около 470 метров. Первым, размеренно и можно крутя шатуны своего железного друга, идет Валера. На колесе у него, молотя каданс, висит Вова, дыхание хриплое – тяжело, да еще и горло болит. Каждый камушек попавший под колесо, мешает передаче усилий, срывает ритм и заставляет опускать ногу на полотно дороги.
Остановка попить воды и дальше в гору, пока ноги не остыли. Вова удачно угадывает с передачей и проходит Валеру. В итоге получает на кусок перевальной шоколадки меньше.
А в это время опытные и благоразумные Саша, Маринка и Юра неспешно набирают высоту с передачей 1-1, ведут светские разговоры, наслаждаются жизнью, природой и компанией друг друга. У каждого свой отдых.
На вершине перевала устраиваем небольшой привал.

Передохнув, начинаем спускаться вниз. Спуск пологий, но дорога очень убойная из-за обилия камней и гравия. Проходящая рядом полевая – гораздо удобнее.
На выезд к трассе памятник-сооружение помпезного вида, поставленный неким генерал-майором Туроком. В честь чего – не понятно.

Спуск продолжается. К трем часам доезжаем до поселка Угля. Впереди у нас поиски Молочного Камня. Как и было рекомендовано в отчете ранее путешествовавших здесь товарищей, свернули на дорогу в долину реки Малая Уголька. И «пролетели». Будущим походникам, кто пойдет здесь, читать внимательно, ибо карты врут.
Пройдя около трех километров взяли местного языка и выяснили, что интересующая нас скала и пещера находятся в верховьях реки Великая Уголька, а это совсем другая разница. Разумеется, речка эта течет по другую сторону горного кряжа и, разумеется, обратно мы не ездим. Решено брать перевал по разузнанной у местных жителей тропе.
Колесо Юры спускает. Сильно уж на ней много старых латок. Запаска тоже пробита. Взять у других нет возможности, проклятая «presta». Пока клеимся, успеваем перекусить запасенными Гиганскими Бутербродами.
Вова, уехав за водой, едва-едва не обручился с одной из местных красоток. На что только не пойдешь ради команды.
Около нас останавливается красный Opel с прицепчиком, в котором едут пара бычков и овца. С помощью трех языков и жестов, все тот же Вова договаривается на шашлык с хозяином машины Андрэ, местным мясником. Осознание, что вкуснейший ужин ждет нас за перевалом, прибавляет громадное количество сил и желание поскорее очутиться за столом с сочным, горячим мясом в руках.

Подробное указание, как найти тропу через перевал. Двигаясь по гравейке, доезжаем до усадьбы местного фермера-арендатора, огороженной высоким бетонным забором. Сразу за усадьбой, резко направо есть дорожка в гору, это и будет начало тропы. На этом же перекрестке впереди просматривалась еще одна дорога, возможно, она тоже ведет на ту сторону кряжа, но мы по ней не ехали. Начинается подъем по разбитой водой лесной дороге-тропе. Поднимаемся, пешком естественно, по другому тут никак. Как еще там тракторы проходят (были видны следы). Держимся вдоль линии ЛЭП.
И вот мы поднялись. Отдышавшись, начинаем спускаться мимо одиноких хуторов, через глубокий яр. Дорогу расспрашивайте у местных жителей. Дорожка вниз узенькая и крутее не бывает, тормоза еле держат, Бог с ними с колодками, кайф!
Зеленая поляна перед рекой. На ней снова ремонтируем Юрино колесо. На этот раз просто ставим подходящую под presta камеру на 26” (у Юры 28”-ый гибрид). Presta – утомила.
А вокруг такие красоты. Мирная идиллия сельской жизни в окружении мощных склонов гор покрытых лиственным лесом, тихий шум реки, веселые голоса молодых девушек где-то невдалеке…
За время ремонта Маринка и Валера собирают свежий и полезный щавель, а Вова и Саша придумываю бизнес. Решено открыть прямо тут СТО
а) Юра – шиномонтаж
б) Саша – ремонт и консультации
в) Вова – мойка байков
г) Маринка – касса и учет
д) Валера – генеральный директор, у него лицо подходящее
Но поскольку не нашлось местных властей на выдачу нам лицензии на законную деятельность, то с проектом решено было повременить, и мы двинулись дальше. Местная игривая собачонка показала дорогу к переправе через реку. Переправа представляет собой толстое бревно с поручнем. Осторожно перебираемся на другую сторону. Валера вообще взял ее в брод не слезая с байка. Смотрим видео.

Выехав на трассу и взяв по улице по левую руку довольно долго, около шести километров, едем до блокпоста лесников. По пути все высматривают дом с парабаллической антенной на столбе, там нас ждет Андрэ с свежим шашлыком. Но сначала достопримечательности Молочного Камня.
На кордоне с нас просят по 20 гривен с человека за экскурсию. Сбрасываем цену вполовину, отказываемся от провожатого, оставляем байки на подворье и пешком идем в гору.
Тропа четкая. Идти немного трудно из-за того что она покрыта опавшими листьями и очень-очень крутая. С байками тут лазить и думать нечего.
Доходим до громадной скалы. Это и есть Молочный Камень. Ищем пещеру, немного плутаем. В итоге Вова и Юра забираются на самую верхушку (просьба не повторять без навыков скалолазания), с которой открывается вид на долину реки Великая Уголька. А рассудительный Валера находит пещеру, которая находится немного правее, метров на 600.
Пещера небольшая, в наличие сталактиты, сталагмиты и даже один сталагнат, которые хорошо удается рассмотреть в мощном свете Сашиного фонарика, поскольку уже довольно темно. Конечно, нужно иметь очень богатое воображение, что бы распознать среди этих меловых и известняковых образований формы женской груди, с которой якобы стекает минеральное «молоко», в честь которых названа эта пещера. Но мы, наверное, слишком часто видим женщин.
По темноте, в свете фонарей, спускаемся вниз. На верху есть родник с вкусной и чистой водой, захватили немного с собой. Начинает слегка накрапывать дождик.

Благодарим служащих заповедника и едем на поиски дома Андрэ. На часах уже половина десятого. По расспросам жителей села, выясняем, что дом его находится на церковью примерно в семи километрах от кордона. Далее нужно проехать большой мост через реку и по правую руку второй дом. Двухэтажное большое здание, окрашенное в бело-розовые цвета, окружено красным металлическим забором с кованными решетками поверху. Хозяева уже спали и не став их тревожить едем искать место стоянки. Все вздыхают по утраченному пиршеству…
В четырех километрах далее сворачиваем через поле к реке и находим удобное место для стоянки. Малозаметное от населенки и дороги, рядом река и пологий галечный берег к воде.

Ужин готовим на горелке. Суп-пюре очень способствует восстановлению сил уставших за день путников. Пьем чай. Спать ложимся поздно.

Видео взятия брода в исполнении Валеры (14 Mb)

День четвертый (1 мая 2009) – едИм
Маршрут: Угля – Груники – Нересниця – Ганичи – Калины – безымянный перевал

Дистанция: 50 км
Время в движении: 4, 2 час
Время в маршрута: 7, 5 час
Средняя скорость: 11, 7 км/ч
Набор высот: 780 м

Встаем поздно. Маленькое совещание, решаем – шашлыку быть. Вова едет за мясом. Два килограмма отборнейшей говядины и свиных ребрышек в остром маринаде обходятся нам всего в 100 гривен. Мы счастливы. Жаль только, что самого хозяина дома не застали, он уже уехал на рынок. Мясо для шашлыка готовила нам хозяйка дома.
Маринка делает завтрак, Валера купается в реке, Вова правит ослабшие спицы колеса, Саша и Юра делают мелкий ремонт байков. Хорошо и спокойно, мы никуда не торопимся.

Тронувшись в путь примерно в полдень, проезжаем небольшие подъемы и спуски по сплошному асфальту. По пути периодически останавливаемся набрать воды, закупиться овощами и другими продуктами, ведь сегодня мы ночуем в горах. Постоянно оглядываемся на Юру, но в этот день у него все хорошо и он с удовольствие поглощает горы мороженного.
Дорога идет по долине реки, периодически проходя над ней арками мостов. Транспорт немного мешает чествовать себя свободно на проезжей части. Движение очень интенсивное, особенную опасность представляют грузовики с лесом и камнями.
Проезжаем большой село Калины. После него на развилке вправо идет неприметная грунтовая дорога в подъем. Это дорога на Водицкий перевал. Набираем воды в соседнем доме.

На первых же метрах подъема Юра снова рвет и снова цепь. Пока идет ремонт, Маринка идет пешком в гору, Вова пишет отчет, Валера созерцает окрестности. Что бы мы делали без Сашины умелых рук.
Рестарт и мы едем догонять Маринку. Надо отметить, что настигнуть ее удалось не скоро, молодец – хорошо апхилит. Вокруг чудесные пейзажи горной страны: леса, зеленые луга с сочной травой, хутора, сады.
Дорога идет с небольшим уклоном, длина подъема около 5 километров, высота вершины 675 метров. Покрытие немного разбито, но вполне проходимо. В дождливую погоду здесь конечно все будет раскисшим и грязным, но мы везунчики, тем более в жертву хорошей погоде принесен нож Валеры.
Доезжаем до вершины перевала и останавливаемся на обед. Наконец-то нашли свое применение банка горошка и консервы шпрот взятые из Минска еще на первый день.

Спуск очень увлекает, быстро и по расколбасу, по сторонам смотреть особо некогда, глаза ловят ровные участки дороги, руки жмут тормоза. Дальше начинается асфальт и скорость возрастает. Общая длина спуска около 10 км. На одной из ямок, тяжелогруженый байк Вовы за заднее колесо «кусает» змея. 15 минут на установку запаски и дальше вниз.

Перед вторым на сегодняшний день большим перевалом, который, к сожалению, не имеет собственного имени, закупаемся едой для ужина и вином. Сегодня у нас шашлык.
Не торопясь набираем высоту, перевал и вниз. Дорога становиться значительно хуже. Проезжая мимо отары пасущихся овец атакованы собаками. Шагом уходим от них. Серьезные звери, но умные, соображают, что мы не отбившиеся от стада овцы.

Время становиться на ночлег. Выбираем место для стоянки недалеко от моста через горную речушку. Ориентир – беседка у дороги. От нее налево и вверх по склону к дереву с опаленным стволом. Наверху кострище, рядом родник, в ложбинке место для палаток.
Готовим царский ужин. Горячее, сочное мясо шашлыка в исполнении Вовы, свежайший салат от Маринки, вкуснейшее вино от Валеры, сытная гречневая каша от Юры с Сашей делают этот вечер незабываемым.

Ясные звезды, падающие метеоры, чистая Луна и легкий ветерок дополняют идиллию этого карпатского вечера. После ужина сидим с чаем и ведем беседу.
Неожиданно замечаем внизу на дороге яркие огни фонарей и маячков байков. Думаем, что это припозднившиеся туристы и зовем их к нам, но они быстро уезжают. Часа через 1, 5 – 2, когда мы уже собрались укладываться спасть, снова видим огни фонарей.
Вова и Юра идут на разведку. Оказалось, что мы стали около КП маршрута велоспринтеров приключенческой гонки «Ferrino `09». Это здесь едут наши замечательные минские ребята-спортсмены.
Смешанная двойка, парень и девушка команда с Ужгорода. Состояние парня никакое, все признаки глюкозного голодания, говорит, что подымались на перевал 1, 5 часа и 40 минут спускались, ночью, в темноте, практически по бездорожью, а за плечами уже 18 часов тяжелейшей гонки. Девушка выглядит гораздо бодрее, быстро находит КП, наличие которого тут мы и не подозревали, торопит напарника. Тому бы отдохнуть хотя бы минут десять, но она его тянет дальше на маршрут. Вот это воля к победе!
Предупреждаем их о собаках впереди, желаем удачи и доброго пути. Впоследствии мы узнали, что это пара заняла второе место. Поздравляем вас ребята!

Ну а наши парни возвращаются с новостями к остальным, что ждут их наверху. После рассказа, Маринка готова всю ночь сидеть на КП и ждать Пашу с Димой. Но у нас свой маршрут и ей пригодятся силы завтра на перевалах.
К названию дня – конечно в этот день мы больше ели чем ехали. Более четырех часов на остановки включая ремонты этому подтверждение. Но все равно мы всем довольны и счастливы от этих гор, лесов, лугов, от этих дорог с каменистыми убойными подъемами и спусками и от нашей душевной компании.

День пятый (2 мая 2009) – Три в одном
Маршрут: безымянный перевал – Кобилецька Поляна – Косивська Поляна – Рахов

Дистанция: 50 км
Время в движении: 5, 6 час
Время в маршрута: 8, 5 час
Средняя скорость: 8, 5 км/ч
Набор высот: 1240 м

Этот день последний из походных. Нам предстоит пройти три перевала, что бы встретиться со своими друзьями (участники гонки) в городе Рахов.
Подъем ранний, завтрак готовим быстро, осматриваем байки, набираем в фляги воды и быстро едем дальше по нашему пути.
Быстро конечно ехать не получается, потому что сразу идет набор высоты. Дорога перепахана тяжелой техникой, по ней местами текут небольшие ручьи. Каково же здесь было вчера гонщикам. Периодически находим отвалившиеся детали байков. Реально убойные склоны, где ломается железо, но человеческая плоть и кровь, скрепленная силой воли и духа оказывается крепче металла.

Берем первый перевал. Спуск стремителен как полет стрелы древнего воина-горца. Правда пришлось поплестись немного за овечьим стадом в 275 голов. В прошлом году, со слов пастушка, оно было куда больше, голов четыреста.
В конце спуска, переехав дорогу-трассу начала второго подъема. Вова меняет камеру – медленный прокол. Потраченное утром время на заклейку вчерашней пробитой не прошло даром. За время ремонта Маринка умудряется встретить организатора гонки Ferrino Шуру Оливсона.
Начало дороги на перевал частично размыто рекой. Обходим по тропе, местами очень крутой. Сам подъем спокойный и длинный, но довольно каменист.
Встречаем ребят-марафонцев, класс экспедишн-лайт. У них есть все кроме сил-здоровья. Прощаемся и едем дальше.

Примерно за час добираемся до вершины. Небольшой перекус. Маринка нас радует гематогеном из запасов, Вова халвой.
Соколом на добычу падаем в долину реки Косовская. Очень жалеем, что эти спуски нельзя запечатлеть на камеру в динамике.

Перед началом третьего и последнего перевала высотой более 1000 метров устраиваем обед в магазинчике, а вернее пристройке к нему.
С удовольствием уничтожаем свежие овощи, бутерброды с салом, фрукты и печенье. Валера мастерит невиданные закуски из различных ингредиентов в самых немыслимых сочетаниях но обязательно с добавлением сметаны.
Подъем радует нас асфальтом, хоть он местами и кусочно-прерывист. Часто останавливаемся, что бы заснять красивейшие пейзажи, среди которых мы проведи эти дни. Особенно удачно это получается у Юры.

Саша и Маринка уверенно ведут нас по маршруту, правда потом троица из Валеры Юры и Вовы немного хитрит и отрывается взяв в пешку склон горы, срезав этим кусок дороги. Лентяи!
С короткими остановками для питься воды, добираемся до перевала. Дует сильный холодный ветер, который гонит тяжелые тучи над хребтом, что повис прямо над нашими головами. 1045 метров – высшая точка маршрута.
Очень холодно, одеваемся потеплее. Деревья стоят без листвы, весна сюда еще только идет. На склоне по правую руку обширные черничники. Внизу открывается головокружительный вид на долину реки Тиса и город Рахов.

Спускаемся, постоянно встречный ветер, дорога усыпана булыжниками и гравием, который так и норовит сорвать колесо в занос. Где то на этих камнях Вова получает второй медленный прокол, а Юра наматывает отвязавшийся эспандер на кассету. И это всего в одном километре от центральной улицы города, где уже ждут и названивают по телефону наши герои-гонщики.
Но у нас остановка по требованию. Валера решает первую проблему выдачей запаски на 26”, которая благополучно влезает (благословенный «шредер»), и вторую своей активной помощью на равнее с Сашей. Правка плоскости большой звезды в походных условиях. Маринка кормит нас всех последней перевалочной шоколадкой и изучает особенности архитектуры местных жилых домов.

Находим Пашу и Диму, на пути к ним даже переходим Тису по подвесному мосту. Делимся впечатлениями, а некоторые и поцелуями.
Дальше был душ, которым с нами поделились ребята из команды «NoName», за что им отдельное спасибо. Согрел нас ужин, приготовленный из остатков провизии во дворе на горелке. Разумеется, мы подняли не один тост за прошедшее мероприятие. Короткие сборы, и теперь возросший за счет Паши и Димы пелетон едет на поезд Рахов – Львов.

День шестой (3 мая 2009) – Львов

Наш поезд прибывает во Львов утром. Сдаем вещи и байки в камеру хранения и идем гулять в город. У нас на все про все почти пол дня свободного времени.
Завтракаем в кафе «Магнолия» очень вкусным настоящим украинским борщом – острым и сытным. Цены – еще вкуснее.
Не торопясь осматриваем достопримечательности старой части города. Несколько десятков минут наблюдаем байкеров на бэмиках, что тренируются на специальной площадке. Подымаемся на Замковую гору. Ребята, которым было мало перевальных подъемов, штурмуют ее напрямую. На вершине Замковой горы открываются потрясающие панорамные виды на весь Львов.

Обедаем в бистро «Пузата Хата», которое находится на улице Сечевых Стрельцов, 12. Наедаемся реально от пуза и совсем не дорого. После обеда находим место на травке, что бы подремать в теньке яблони. Кайф!

Ходим по магазинам, наслаждаемся отдыхом и архитектурой старого города. Делаем закупку дара виноградной лозы, что бы отметить по дороге домой наше мероприятие.
Тратим последние гривны, забираем вещи из камеры хранения и грузимся в наш поезд. Одному из нас определенно везет с попутчиками(цами)…

А Валере проводницы поезда возвращают потерянный шлем и перчатки!
Все вместе весело отмечаем завершение этого яркого и запоминающего весеннего отпуска обильным возлиянием и красочными и остроумными тостами, рассказываем обо всех перипетиях наших маршрутов и говорим до свидания этой стране – Карпатам!

Послесловие

О стране: карпатская Украина совсем на Украину не похожа. Свой уклад, свои порядки, другие люди и обычаи. Селения, большие хутора, отдельно стоящие домики. Городов мало. Дома очень опрятные в горах и носят следы запущенности в долинах, особенно в больших городах. Видно, что дом – показатель статуса хозяев, их уважаемости в селении. Строит их поколениями, постоянно улучшая и украшая. Подворье или огорожено забором (в долинах) или только обставлено загородью для скота (в горах).
Везде сады: яблони, персики, груши, сливы и алыча, обязательно выделено место для виноградника. Земля обрабатывается большей частью вручную. Лошади есть, но встречаются не очень часто. В повозку их запрягают парами. Для того, что бы было легче тянуть груз в гору.
Особых сфер занятости населения заметить трудно. Массовое сельское хозяйство запущено и не функционирует. Скорее всего, трудоспособное население находит работу в других местах страны. Стоит выделить только лесозаготовку, строительство и выращивание скота на мясо.
Розничная коммерция в наличие, но распространено не сильно широко. Видно, что жители стараются по возможности обеспечивать себя всем необходимым со своего собственного подворья.
Кафе-рестораны сильным спросом так же не пользуются. Скорее это место для сбора и общения односельчан. Пиво и закуски к нему.
Рынки начинают работать рано и примерно к полдню закрываются, поэтому следую поторопиться, если хотите успеть.

О людях: начнем с того, люди окрестных гор это в основном народности гуцулов. Иногда было трудно понять, что тебе говорят из-за смеси украино-гуцульского языка. Зато мы сразу находили понимание, когда начинали говорить на языке почтения и гостеприимства.
Мы везде получали помощь, касалось то свежей воды или разузнать как проехать. Всегда душевно и с добрыми пожеланиями.
Очень нам радовались дети, а взрослые смотрели с любопытством и интересом. Но надо сказать, что молодые девушки, особенно в присутствие старших, нас стеснялись. Чувствуется, что еще очень сильны старые традиции уклада и воспитания.
Родовая сплоченность очень хорошо проявляется по тому, как здесь празднуют семейные торжества, например свадьбы. Большие кортежи машин, громадные банкетные залы, вмещающие больше двух сотен гостей.
Нужно отметить, что находясь среди тамошнего населения, нужно быть внимательным, что бы ненароком не нарушить веками устоявшиеся правила и тогда все сложится просто замечательно, как у нас.

О природе: ее красоту больше конечно передадут наши снимки. Старые, не сильно высокие горы покрытые шкурами лесов, кое-где на вершинах виднеются белые украшения снежников. Горные луга с яркой сочной травой, по которой пасутся отары овец, охраняемые белошерстными лохматыми собаками. Холодные и бурные горные ручьи и реки текущие в своих каменистых ложах, всегда готовы поделиться прохладой и живительной влагой. Дороги, хорошие внизу и разбитые непогодой и техникой наверху, радовали нас своим тяжелым характером, как на подъемах, так и на спусках.

О религии: страна православная, хотя заметно влияние и католической культуры, с уклоном в греко-католическую концессию. В каждом селении есть церковь или костел. В больших городах величественные соборы. По пути встречалось множество небольших монастырей. Из символов церкви почитаемо изображение Иисуса распятого на кресте и Дева Мария.
Кладбища ухоженные, видно за ними присматривают всей общиной. Ровные ряды погребений не огораживают оградами, но обязательно в наличие цветник. Надгробные памятники – из черного мрамора или гранита, реже в виде крестов из бетона или металла.

О достопримечательностях: их те так уж и много, в основном религиозной или природной тематики. О том что видели конкретно мы – написано выше.

О Львове: южно-западный украинский город с богатейшей историй и красивейшей старой застройкой. Великолепная архитектура зданий. Завораживающая своей сложностью красота соборов и костелов. Виды панорамы города с Замковой горы. Обилие туристов из России, Беларуси, Польши, Румынии, Чехии, Германии и конечно Украины.
Вкусная и недорогая еда в многочисленных кафе позволяет забыть о ходьбе на ближайший час и дать отдых натруженным ногам.

О команде:
Маринка (Marinka) – организатор и штурман по карте, готовка еды. Все важные решения принимались только после ее согласия. Наверное, потому хорошо все так было. Характер добросердечный. Замужем.

Саша (Alec) – штурман по GPS и механик. Собранный, опытный, рассудительный. Всегда готов помочь. Хорошо владеет фотоаппаратом и выжимкой для цепи. Характер покладистый. Не женат.

Валера (Leil) – рассудителен, холоднокровен, вынослив. Ногами и мозгами шевелит одинаково умело. Умеет шутить, смеяться и возить воду. Надежный друг и товарищ всех. Характер нордический. Не женат.

Юра (LYura) – любитель девушек и мороженного. Профессионал шиномонтажа. «Ломоотвод» байковых неприятностей. Овощной барон и ответ на вопрос:- «А где же Юра?» Характер добродушный. Не женат.

Вова (Hol) – разведчик и менеджер по связям с населением. Доставала и узнавала. Балагур и кладезь бесчисленных историй и баек. Вагонный счастливчик. Автор сего опуса. Характер оптимистический. Не женат.