Туризм и спорт в Беларуси. Свободный сайт для планирования событий спортивной и туристической тематики. Здесь те, кто гоняет во всю мощь.
В преддверии Нового Года 2009 долгое время не могла определиться, где же его встречать. Однозначным было только то, что экран телевизора меня не прельщает. Рассматривались варианты Крыма, Карпат, Таганая, даже Европы. Краем глаза следила и за форумом – как развиваются сборы в Заполярной ветке. В конце-концов связалась с Шуриком, который и собирал группу и, после обсуждения и получения разрешения присоединиться, забронировала билеты, которые выкупила 5 декабря.
На момент обилечивания нас было пятеро – Шурик (Саша), Гога (Игорь), Медвед (Маринка), Лис (Паша) и Нашка (Наташа). Через пару часов, быстро приняв решение, билетами обзавелись еще двое – Артур и Алеся. К сожалению, из-за непредвиденных обстоятельств они были вынуждены отказаться от похода за день до выезда.
Остальные четверо минчан-участников похода без приключений сели на Мурманский поезд, который в 7:54 утра 25 декабря отправился на севера. Гога, который живет в Барановичах, сел на поезд, соответственно, раньше.
Ввиду сверхраннего подъема и предстоящей долгой дороги устроили отлеживание-отсыпание, тем более, что в предыдущую ночь даже недолгий сон перепал не всем. Проснулись вконец одуревшие от духоты и жары вагона и отправились к Гоге, прихватив дорожные ссобойки и недошитые бахилы. В Брестском вагоне климат был вполне пригоден для жизни. Режим в дороге состоял из разделов поспать-поесть-пошить. В походе добавили еще главу «походить на лыжах», а в остальном раскладка не слишком изменилась – после ужина упражнения с иголкой выполнялись чуть ли ни каждый вечер. Здесь же, в поезде, вспомнили друзей, ушедших на Карпаты, и, в связи с этим, была пересказана статья «В снежном плену», получившая у нас кодовое название «Желтые глаза», и вспоминаемая на протяжении всего похода.
В дороге
фото (c) goga_ml
Долго ли – коротко ли, но вот мы и в Кандалакше. Ночь. Пятеро с лыжами атаковали вокзал, находящийся в состоянии ремонта – новые окна вставили, но подоконники и оконные коробки еще не облагорожены. Лис сразу же нашел себе уютный уголок, где расстелил коврики-спальники и практически сразу отключился.
Я выбрала место у батареи, где тоже неплохо покимарила, правда, слегка беспокоило ощущение зябкости – в помещении-то!!! (Как показала жизнь, – лишние опасения). Шурик отчитался перед погранцами, с серьезным видом некоторое время рассматривал карту, что-то рассказывал Гоге… В конце-концов всех сморило. Моим последним ночным видением были милиционеры, рекомендующие напольному телу (хватило сил открыть один глаз) посматривать за вещами. Нечленораздельное мычание было воспринято как согласие.
Около пяти утра сон был прерван в связи с прибывающей машиной из «Колвицы-тур», которая нас забросила за Колвицу и оставила на трассе, неожиданно довольно оживленной даже в столь ранний час. Устроили «завтрак на обочине», попытались доесть ссобойки, оставшиеся с поезда; остатки пива, никем не востребованные, были использованы на мытьё котелка, после чего вылиты. Этот акт вандализма в отношении пива вспоминали неоднократно, так как никакого питья с собой не взяли, а сушило очень сильно.
Движение начали по дорожке-просеке с угадываемым следом чего-то, проходившего здесь ранее. Дальше были пара озер-болот, где у последних идущих появился неплохой подлип – лыжня продавилась до сырого слоя. И начался подъем к г. Каменной. Сначала более-менее пологий, он взмывал всё круче и круче.
Первый день, правда, хоть и пыхтя, шли исключительно на лыжах. На ночлег стали на приглянувшемся выполаживании среди высоких, облепленных снегом, ёлок.
Костёр в этом году грамотный – подвесной, на сеточке. Вспомнили виденные где-то фотки, подвесили сетку довольно высоко – где-то на полметра выше снега. Естественно, сфотили новое для себя устройство. В процессе эксплуатации решили, что в будущем костёр всё же стоит опускать, а то всё тепло вверх убегает, не согревая нас. А фотки пустим в массы для дальнейшей дезинформации ;D
Второй день ознаменовался продолжением подъема. Пройдя ГЗЛ, появились проблемы – наст местами настолько плотный, что мне и Шурику не удавалось в него зарубиться, и в таком случае лыжи начинали боком соскальзывать вниз.
фото (c) goga_ml
Через некоторое время мучения закончились – лыжи были взяты на поводок. Темп движения ускорился. На подходе к вершине началась метель, из-за которой на самый верх было решено не лезть – всё равно ничего не видно. Пошли траверсом. Метёт.
Начинает темнеть. Видимость ужасная – для меня рельеф совершенно перестал существовать – кругом белое молоко. В таких условиях нужно спуститься хотя бы до деревьев, которых, естественно, не видно. Попытки спускаться, используя горнолыжные приёмы, привели к тому, что выкарабкиваться из-под рюкзака после падений практически не осталось сил. И, главное, как медленно! Сдалась. Отстегнула лыжи, села на них верхом и через пару минут была уже у первых ёлочек, правда, в конце спуска приземлилась в пушистый сугроб в каком-то овражке, предварительно пролетев пару метров. Овражек использовали всей компанией под столовую – там не так вьюжило. Обед прошёл под свет фонариков.
Перелезли ручеек, благо, находились у его истоков, и пошли вдоль него по левому берегу между не совсем густыми здесь ёлками. Хотя то, что нас окружало, на ёлки не очень было похоже, а, скорее, на заколдованную сказку – вон притаился белый трёхглавый дракон, вон процессия монахов в белых одеждах, а здесь принцесса и гномик в смешном колпачке перед ней
Ветер, как по волшебству, утих, а может, просто остался там, на горе и за ней? Всё затихло, единственное движение – мерцающие иногда впереди фонарики. Последние шаги давались уж очень с трудом – температура поднялась и начался жуткий подлип. До стоянки с трудом, но дотянула. Очень хотелось упасть и не двигаться, но активная подготовка к разведению костра отметала возможность тихого ухода в нирвану. Уговорила себя включиться в хлопоты по хозяйству. И вот, ужин готов, поднимаем тост «за погоду», и в этот момент с ёлки стаивает хорошая лепёшка снега… Погода напомнила о себе такой вот снежной оплеухой. Оставалось только порадоваться, что на голове капюшон был.
За ночь, к сожалению, сказочные герои растаяли и из них выглянули вполне опознаваемые лапы ёлочек. Ограничились фотографированием того немногого, что осталось укутанным снегом.
Третий день был гораздо проще второго – не особенно пересеченный отрезок пути вдоль ручья, переход озера, потом, правда, резкий подъем, где оказалось гораздо проще взять высоту с лыжами на привязи. Наверху устроили обед с видом на пройденное озерцо и на горушку, где были вчера.
фото (c) Lis
Стараясь не сбрасывать высоту, пошли к перевалу. Светлого времени немного. Насладились великолепной вечерней зарей, окончательно определились, что переваливать в темноте не будем.
Стали на ГЗЛ. Довольно неплохо поднялись – продувает знатно. Поставили снежную стенку от ветра. У Шурика «случился день рождения», в честь чего было совершено распитие Метаксы с её последующим проливанием, вытапливанием из снега и игнорированием заповеди «не есть жёлтый снег».
фото (c) Shoorick
Наутро вполне оценили красоту и необычность окружающего – редкие ели, облепленные с одной стороны снегом, и склонившиеся под его тяжестью.
фото (c) Lis