Alex007
Аўтар

Захотелось покарабаться покататься. Работа долго не отпускала, но наконец все заказчики довольны и можно вырваться из города. Куда ? – да не важно, главное – горы. Были мысли о Карпатах, но на дворе уже ноябрь, а из лыж у меня только велосипед. Вспомнилась октябрьская покатушка по Крыму трехлетней выдержки с Гаврилом Engine, отличная погода и яркие осенние краски. Значит решено – в Крым, ведь там я был всего четыре раза, :) а крайний раз весной в компании Кати Pino и Лёши Godfly.
Билет на послезавтра куплен, сборы уже привычные и занимают вечер. Велик тоже в нетерпении ожидает прогулки. Значит в путь!
По доброй традиции Родина покапала дождиком на дорожку, а пограничник благославил фразой: «Чей веловипед? Ваш? Всего хорошего!» Попутчики… с ними повезло. Ехала не молодая (но не душой) пара походников со стажем, у них в планах трекинговые радиалки из Ялты на ближайшие яйлы. Еще до Гомеля ехала очень набожная женщина, когда услышала, что я еду один и не крещеный, то готова была меня прямо на первой станции затянуть в церковь. Но скоро ее место заняла замечательная бабушка из Джанкоя. Ее муж штурман военной авиации и в бытность Союза они побывали в самых разных его уголках, а еще ходила в походы, и ее не удивишь ни казахскими степями, ни кавказскими высотами. Так мы и проболтали большую часть пути и расстались с самыми лучшими пожеланиями.

День 1. Разогрев
Симферополь встретил отличной погодой и пустыми аллеями и парками. Остановливаюсь только купить карты, бутылку Колы и баклашку чистой воды – собственно больше ничего от города не нужно. Улочками выезжаю на окраину и по полевой дороге попадаю на холм с видом на город и водохранилище. А на горизонте виднеются манящие силуэты крымских яйл – мне туда!

Через 10 км асфальта сворачиваю на неприметную грунтовую дорожку и бодро вкручиваю по гребню хребта – это начинается подъем на Долгоруковскую яйлу. Набор высоты весьма хороший и за 3-4 км набираю 300 метров, но карте отмечены горы Маяк и Средний Бугор, вот последнее название как раз очень точно их описывает :)
На пути Памятник партизанам и Курган Славы – останавливаюсь у каждого и благодарю.
От Кургана расходится множество троп и дорог. Выбираю свою (за номером 154 по карте), и она через распадок выводит к окраине долины реки Бурульча. Полчаса я катаюсь туда-сюда в поисках начала тропы для спуска к реке и ничего похожего не нахожу, а до реки спуск со сбросом около 120 метров высоты и крутизной уклона не менее 30 градусов. Если и есть тропа, то опавшая листва и садящееся солнце надежно укрыли ее. Замечаю за поворотом группу пешиков в нужном направлении, догоняю и сажусь на хвост – они просто по азимуту начинают спуск к реке – я следом за ними. Удивило, что ни у кого из них нет трекинговых палок или хотя бы просто палки, ведь на таком спуске по листьям (хорошо еще сухим) навернуться и повредить ногу частое дело. Одна девчёнка за спуск падала три раза и под конец не могла уже сама подняться из-за огромного рюкзака – так и лежала точно большой перевернутый жук, безрезультатно ища ногами опору, пока ее не подняли за руки. Вы спросите, а как же я с груженым байком? Да очень просто – в этом отношении с велосипедом удобнее – работаешь обоими тормозами и упираешься телом или руками в руль. При в меру загруженном багажнике (об этом в конце рассказа) все хорошо получается.
Внизу у воды наши пути разошлись – группа ушла вниз по течению в сторону Межгорья, а мне нужно чуть подняться и пересечь долину, чтобы выйти на яйлу Орта-Сырт. Но это завтра, темнеет очень рано и пора становиться на ночлег. Стал на берегу на возвышенной площадке, установил палатку, разложил вещи и пока еще светло сходил на разведку тропы, чтобы завтра не терять время и силы. В двухстах метрах обнаружил удобный переход через реку и тропу (№156) на другом берегу с парой мест стоянок. Вернулся в лагерь, приготовил ужин, покушал и в кроватку. Немного почитал и, о ужас, часов в семь-восемь под болтовню реки попытался уснуть.

Проснулся выспавшийся около 2 ночи, посмотрел на звезды за ветвями деревьев и оставшееся время до рассвета провел в попытках уснуть. Надо сказать, что за время похода это было наверно самое сложное – отлеживаться половину суток в палатке.

День 2. Срезка на Караби

Собственно вчерашний спуск к Бурульче был начальной частью моего плана по срезке (в народе «сократ.»). Изначальный найденный в сети веломаршрут предполагал от Кургана Славы плавно по дороге спуститься к поселку Межгорье (Баксан) и обогнув его так же плавно заехать на плато Караби, тем самым избежать велокарячанья и велопоносинга. Но традиции Поехали не позволили мне совершить такой грех, собственно поэтому я и провел первую половину второго дня :) пробираясь по пешим тропам с байком. Не могу сказать, что это было просто, но зато интересно и разнообразно. Где-то там пал данью местным богам маячек, наверно им он нужнее. Еще у реки пришлось залпом выпить пол литра колы, чтобы освободить бутылку для воды, так как 6-литровая баклашка за день вся изошлась на дырки, не помог и лейкопластырь. На все про все у меня было 3, 5 литра воды, этого хватило на день, ужин и завтрак.
Вторую половину дня я объезжал Караби по кругу, что можно назвать отдыхом и расслаблением после утренних карабаний. Плато Караби известно своими пещерами и метеостанцией. В пещеры не полез (одному туда соваться не стоит), а метеостанция то и дело появлялась с разных ракурсов на горизонте – хороший ориентир.
Вторую ночевку сделал на южной окраине плато с видом на море и гору Лапата-Хая. Море не видно за облаками, а вдали узнаваемый силуэт Медведь-горы. Посидел на закате, подождал пока Венера и молодой Месяц устроятся поудобнее на небосклоне и пошел на боковую. Ночь выдалась очень теплая, градусов 15-17, и это на километровой высоте, немного пошалил ветер, то и дело бросая на палатку жмени сухих листьев со спрятавшихся за уступом деревьцев.








День 3. И неожиданно вверх

Утро было просто сказка – открылись виды на море и Алушту, тепло, легкий ветерок – рай для путешественника и это в ноябре. В предвкушении спуска к морю проезжаю остаток пути по южным границам Караби практически замкнув кольцо, где-то здесь пропускаю запланированный спуск на хребет Таш-Хабах, сваливаюсь в урочище Водопой и поднимаюсь к источнику Суат. Вдоволь напился чистейшей воды и наполнил все емкости. Еще издали слышны детские голоса, как оказалось это на тур. стоянку Восточный Суат высадился рой юных туристов в количестве не менее полусотни кричащих ртов. Немного посочувствовав их предводителям, под испытывающие взгляды сотни глаз, стараясь не «упасть в грязь фэйсом», вкручиваю в крутой подъем в сторону от стоянки. К счастью, скоро деревья и поворот меня скрывают, потому что я-то ожидал расслабляющий спуск к цивилизации, а тут такое… Этим «такое» оказалась Тырке-яйла, вот уж совсем неожиданность – получите-распишитесь 300 метров набора. Вот и поТЫРКЕлся.

Незаметно оказался на Демерджи-яйле, весной мы там катались и ходили, смотрели с вершины на Долину приведений. И вот пошли спуски. Большая часть проезжаема, но попадались и совсем рисковые усыпанные мелкими камнями – сыпухой, на таким лучше поосторожничать. Пару часов напряженного упирания в руль и постоянной работы тормозами, устал не меньше подъёма. Горы остались позади, слева стоят Приведения – зачаровывающее зрелище, а вечером и вообще фантастическое.

Заехал в поселок Лучистое, умылся в кране около администрации, купил и тут же схомячил огромную гроздь винограда и пару яблок. Всё - счастье есть, и есть вкусно. Впереди 10 километров асфальта и сплошь спуска. На одном их поворотов останавливаюсь попить водички и слышу знакомый шелест велопокрышек – это команда из 10 человек на подвесах и кантриках летят вниз. Кто-то в фулфэйсах и защите, другие просто в шлемах. Приветсвуем друг друга и они мчатся дальше, а я неспешно сажусь им на хвост. Ребята явно не осторожничают, чего не скажешь обо мне – ведь я эту дорогу не знаю. Так и едем – они маячат впереди на поворотах, а я со своей скоростью (не больше 50ти) осторожничаю, но вскоре на небольшом подъеме догоняю их и далее уже вместе доезжаем до Алушты и разъезжаемся.

Вечереет и мне надо за час-полтора уехать из города и стать на ночевку. Выезжаю на набережную, закупаю две полторашки Пепси (лучшее топливо на подъемах), а вот брать кильку двухлетней пляжной выдержки не рискую. По дороге разговорился с велорыбаком и он подсказывает как лучше выехать из города. Судя по всему это старая дорога на Ялту, которой теперь почти не пользуются. Покрутившись по стройкам и обогнув балку дорога идет среди виноградников, неуклонно прибавляя высоты. Заворачиваю метров на пятьдесят в лесок над дорогой, небольшая полянка и молодые дубки будут сегодня мне домом. Воды с собой много, так что полтора литра можно потратить на водные процедуры – как же это здорово после трудного дня смыть эту тяжесть и чистому залезть в спальник. И снова долгая ночь, скрашенная для разнообразия возней мышей вокруг палатки. Но их тоже нужно понять – надо побыстрее собрать урожай желудей на зиму, так что особо на них не в обиде – я ведь на отдыхе и гость у них в доме.







Цитата сообщения от patrokl отправленного 25 Ноя, 2013 в 23:35

Читаю с удовольствием.

Присоединяюсь к предыдущему оратору :) Места всё знакомые...

А вот за это

Цитата сообщения от alex007 отправленного 25 Ноя, 2013 в 18:06

На пути Памятник партизанам и Курган Славы – останавливаюсь у каждого и благодарю.

отдельное Спасибо!

Саша, молодец! Я свои долги тем местам (яйлам) отдам в след. году (правда пока не знаю, снова в мае или октябре).

Alex007
Аўтар

День 4. Зима пришла
День начался с кусочка асфальта до поселка Виноградный. Поиски магазина около трассы успеха не имели, а на заправке была одна единственная баночка консервы, видевшая еще Ильича. Так что я остался без мясного в рационе, но в сладостях дефицита не было – кусок халвы, орехи-сухофрукты, пару энерговитов, шоколадка и само собой макароны, гречка и чай с сахаром. Главное – вода, а ее у меня есть.
Сразу за поселком съезжаю на лесную дорогу в сторону Горного озера и вскоре встречаю одинокого пешика с тремя рюкзаками. Разговорились, зовут Олег, он с парой друзей решили пойти в горы культурно отдохнуть, загрузились самым необходимым (судя по размеру рюкзаков кг по 30 на каждого) т.е. горячительными напитками, но уже на подъеме вспомнили, что нет хлеба… Двое пошли назад за хлебом. Олег похвалился, что от озера до выхода на яйлу он заходил за 4 часа, это около 700 метров набора на 5км пути. Прощаемся.
Скоро проезжаю-прохожу мимо озера, на часах 9-40. Погода начинает хмуриться и накрапывает дождь. Сворачиваю с дороги на тропу к источнику Ак-Чокрак, по ней через седловину Дипло (Дипла) я собираюсь попасть на высочайшую яйлу Крыма. Пополняю запасы воды в источнике (дальше вариантов не предвидится) и карабкаюсь по крутой каменистой тропе. Зачастую приходится велосипед поднимать и забрасывать на уступы или через деревья.
Приближаюсь к седловине, из нее вырывается ураганный ветер сначала с дождем, а потом льдом (снегом это не назовешь). Все вокруг затягивает серой пеленой - это облако село на вершину и уже не слезет с нее. Оцениваю ситуацию и решаю продолжать идти вперед, так как спуск по мокрым камням и листьям опаснее оставшегося подъема. Вот и седловина – на открытом месте ветер едва не сносит, прячусь под деревья. На часах почти 12, значит поднялся за 2 часа. Дождь-град не перестает, решаю переждать пока не промок до нитки и не замерз на ветру. Устраиваюсь под корнями вывернутого дерева и закутываюсь в дождевик, сумки герметичные и это все намного упрощает – теплая одежда и спальник будут сухими что бы не случилось. В дождевике пару дырок и через них заливают струйки воды и ближайшие два часа занимаю себя борьбой с ними. Наконец ветер и вода чуть сбавляют, решаюсь идти дальше, ведь времени мало, а мне еще нужно пересечь вдоль самую труднодоступную и необитаемую яйлу.
К слову, Бабуган-яйла практически целиком входит в Крымский природный заповедник, само собой мое пребывание здесь нелегально. Весной мы сделали попытку законно попасть в заповедник, надеясь пересечь его по единственной дороге от села Изобильное, но нас завернули и отказали в выдаче разрешений. Посещение официально разрешено только на автотранспорте с гидом по предварительному разрешению из Алушты.
Весь дальнейший путь проходил в облаке при 100% влажности и сильном ветре, видимость изредка превышала 100 метров. Фотоаппарат в таких условиях делал снимки чего-то серого и пушистого, никак не похожего на окружающий мир.
С трудом различая тропу, поначалу пешком, а потом местами и подъезжая двигаюсь в неведомое далеко. Вокруг все изрыто кабанами, такого я еще не встречал, целые поля точно вспаханы под плуг, дерн перекручен на полуметровую глубину. Из деревьев попадаются редкие скрюченные ветром невысокие елки. То и дело обхожу каменные уступы и карстовые воронки. Наконец выбираюсь на дорогу, она раскисла глиной и двигаться приходится по травянистому краю, даже под каменистой с виду колеёй скрывается слой грязи. Одежда на мне окончательно промокла, а штаны еще и пропитались грязью. Спасают наколенники, синтетическое термобелье и поларовская байка – в них и мокрых относительно комфортно. Велосипед то и дело отказывается двигаться, это грязь вперемешку с травой забивает и без того небольшие зазоры моего взрослика. Но и МТБ байк здесь не сильно бы выиграл – весной довелось тоже вляпаться и тогда МТБ также забросало и заклинило, но на 10 метров дальше моего.
Вот так с песнями и плясками (любимая песенка для таких случаев: “Хорошо живет на свете Ви-ни-пух! От того поет он эти песни вслух…”) доехал до высочайшей точки Крыма Роман-горы (1545 м.). Далее начинаются жесточайшие спуски, один пришлось пройти пешком. На дорогу выскакивает и убегает лиса. Темнеет. Проезжаю перевал Гурзуфское седло, где-то здесь должно быть место для стоянки с источником, но не судьба. Выезжаю почти в сумерках на асфальтную “трансзаповедную” дорогу и аккуратно качусь по ней вниз. Зажимаю тормоза и одновременно вкручиваю чтобы не замерзнуть на спуске. Слева остается Беседка ветров, но за день мы уже так наговорились, что без сожаления еду дальше. За поворотом встречаю пару олених, они явно не ожидали здесь увидеть людей в такое время, несколько секунд смотрим друг на друга в упор и они прыгают в еловые заросли, а следом дорогу перелетает красавец олень с большими рогами, а потом еще пара олених. Дорога же идет по Гурзуфской яйле и вскоре я едва не пропускаю правый съезд в сторону горы Демир-Капу и Ялтинской яйлы. Окончательно стемнело, двигаться дальше опасно, нужно ставить лагерь и отогреваться.
Быстро ставлю палатку, тщательно ее оттягиваю и переодеваюсь в сухое, а в тамбуре уже пыхтит горелка и скоро меня ждет живительный супчик-харчо. Крыша над головой есть, в животе не пусто - жизнь наладилась! Залажу в оба спальника – взял два летних лайтовых, специальным на межсезонье еще не обзавелся. Оставшуюся бутылку пепси кладу во внешний спальник, мокрые вещи раскладываю сверху. Засыпаю и просыпаюсь уже заполночь. Похолодало, вылажу наружу и недолго любуюсь мириадами звезд. Бррр, быстрее в постель. Засыпаю и еще раз просыпаюсь под шелест снега по тенту, накидываю на спальник куртку и велочехол и снова засыпаю до утра.


День 5.
День начался с шикарного утра, несмотря на смерзшиеся носки и штаны. Недалеко на горе пасется вчерашняя семья оленей. Тишь и благодать. Но всего за несколько минут из-за хребта вытянуло облако и оно плотно уселось на пару часов. Дорога еще больше раскисла, приходится ехать по траве и камням. Ёлки с северной стороны покрыты коркой льда и только к обеду солнце освободило их от этого груза.
Останавливаюсь у памятника на краю дороги. Здесь в октябре 2004 года погибли 16-летние ребята. Замерзли из-за преступной самоуверенности руководителя. Подробнее вот

Трое студентов замерзли в походе из-за преподавателя

Жуткие подробности гибели трех донецких студентов на Ай-Петри

Это потом я прочел что здесь случилось, а тогда стоял там и недоумевал – почему? Ведь вокруг есть где и чем укрыться, есть из чего сделать костер…

Погода наладилась и совсем стало тепло, ехать теперь удовольствие. Встречаю байкера на кроссовом мотоцикле, обмениваемся приветствиями и тяговитый движок легко завозит его по крутому каменистому склону, куда мне предстоит несколько минут заползать. Неторопливо, наслаждаясь видами моря, гор и Ялты доезжаю до дороги на Бахчисарай. Проверяю тормоза, сумки и на спуск. Покрытие мокрое, приходится осторожничать вдвойне. Серпантины идут один за другим, постоянно держа в напряжении – чуть расслабишься, разгонишься лишнее и уже не впишешься в крутой поворот на 180 градусов. В лесу холодно и очень сыро – солнце на эти северные склоны в ноябре попадает редко.
В Соколином заваливаюсь такой красивый в кафе, заказываю первое и второе. Вкусно, но особенно восхитила хлебная лепешка, ее испекли специально к моему столу. Оставил кусочек на вечер.
По дороге из поселка замечаю в одном из дворов большую антенну, но я-то знаю – такие антенны только у радиолюбителей! Не долго думая захожу во двор и вскоре разговариваю собственно с хозяином антенны и хозяйкой дома. Меня приглашают внутрь и вот мы в шеке (так у радиолюбителей называется радиорубка). У меня с хозяином Владиславом (позывной UU8JO) много общего, ведь мы радиолюбители! Он хвалится своей самодельной радиостанцией и антенной, а из динамика раздаются позывные далеких стран. Незаметно проходит время и пора прощаться. Благодарю за гостеприимство и выезжаю из поселка. Через пару километров находится туристическая база «Орлиный залет», но на деле вроде пионерлагеря – туристов там не ждут. Зато рядом есть удобный подъезд с бродом через реку Коккозка – вот туда мне и надо, там будет сегодня мой дом.
Разбиваю лагерь пока светло, собираю всю грязную одежду, а ее немало, и устраиваю парко-хозяйственный вечер. Сначала отмываю велосипед и сумки, потом стираю все вещи и развешиваю на веревке между деревьев, ну а после и сам принимаю человеческий облик - мыло рулит. Ужин не готовлю, так как еще после кафе сыт, пью чай с остатками лепешки и спать. Ночью ощутимо холодает, тент покрывается инеем.












День 6. Заключительный

И снова прекрасное солнечное утро! Вся долина затянулась легкой утренней дымкой.
Одежда на веревке замерзла и с первыми лучами солнца начала парить, а так как одеть в дорогу больше нечего, то приходится ждать пока подсохнет. Устраиваюсь на солнце и пару часов предаюсь чтению, после живо собираюсь, перехожу по колено реку и в путь. Запомнились затянутые плющом сады в поселке Малое Садовое и красивые плоды адамового яблока вдоль дороги.
К 12ти я уже в Бахчисарае на вокзале, беру билет на электричку до Симферополя и на вечерний поезд до Харькова, как потом выяснилось, можно было взять сразу до конечной в Сумы и там уже пересаживаться.
Ну а дальше поезд до Харькова, и снова хорошие попутчики. Разговорились, пожилой мужчина напротив оказался бывшим смотрителем Крымского заповедника и немного меня пожурил. В Харькове пересел на поезд из Минвод и утром был в Минске. Покатушка окончена.

trek_2.JPG

Маршрут здесь отрисован уже по завершению, так что пользуйтесь внимательно.

Цитата сообщения от yuri lapicki отправленного 26 Ноя, 2013 в 05:04

прикольно, это все на вибрейках и гибридной резине?

Да, это на велосипеде геометрии аиста с немного зубастой резиной 40мм спереди и полусликом 37мм сзади. Тормоза хорошие вибрейки, недостатка мощности и модуляции, как сейчас говорят, не замечено.

Проколов, травм, поломок и проблем с местными жителями или животными не было.

Пользуюсь герметичными сумками Ортлиб этот сезон, очень нравятся для несложных походов. Вес каждой получился 7-8кг.

Бюджет поездки - билеты плюс 20 долл на местные расходы.

Если есть вопросы - с удовольствием отвечу.

Такой добрый и приятный рассказ о путешествии получился, спасибо, Саш :) Прочитала на одном дыхании.
а почему Ортлибы для сложных не подойдут?

Alex007
Аўтар

Спасибо, Маша

Цитата сообщения от avanturistka отправленного 27 Ноя, 2013 в 00:49

а почему Ортлибы для сложных не подойдут?

Под сложными я имею в виду с длительной автономией или низкими температурами. Прежде всего из-за небольшого объема - теплые вещи и объемный спальник займут все пространство. Так что как минимум нужны еще либо передние сумки, либо дополнительный верхний мешок.
В плане надежности и удобства вопросов к сумкам пока нет, если правильно отрегулировать крепления, то висят железно хоть вверх ногами. В этом походе ни разу ничего не выскакивало, а вот весной, когда выехал впервые и не знал всех тонкостей, зачастую сумки начинали болтаться и могли в один прекрасный момент поломаться крепления. На всякий случай вожу одну крепежку в запасе.

В одну сумку помещается двухместная палатка MSR Hubba-Hubba, два спальника Alexika Megalight, синтепоновая подушечка, газовый баллон 450гр с набором посуды на 1-2 человек, надувной коврик Thermarest NeoAir XLite L-ка и небольшой мешочек с бытовыми принадлежностями и запасной камерой.
Во второй сумке сложенная гармошкой половина коврика-пенки, еда, одежда, складная пилка фискарс и наверно еще что-то по мелочи.

В сумке на руле нож, налобник, карты, деньги, документы, фотик, косметичка с аптечкой, маленькая герма, перчатки, баф, очки, запасной аккумулятор к телефону и сетевая зарядка со шнурками, полотенца PaсkTowl.

В небольшой подрамной сумке (и в городе тоже) насос, аккумулятор с зарядным от динамки, мультитул, набор клея/латок, запасные спицы, масло и перцовый дезодорант.