SlavaDVV
Автор

Отчёт о пешем походе по Норвегии (Jotunheimen) 13-25 августа 2011 г

Очень хотелось в Норвежские горы. Хотелось надолго, чтобы поход не был каким-то обрывком, чтобы не чувствовать с первых дней, что скоро уходить. Чтобы привыкнуть к этой жизни и запомнить всё, что вокруг. Мы не пытались уйти от людей, не в этот раз. Группой в 5 человек мы осознанно пошли в одно из самых популярных мест Норвегии. Пусть придётся идти толпой, но мы увидим всю самую красоту.

Фото, линию маршрута, а также более художественно-подробный отчёт можно найти здесь:

http://grindulbas.narod.ru/norway2011/norway2011.html

Маршрут

За 14 дней вместе с дорогой из Гётеборга (Швеция) была сделана попытка охватить весь парк Jotunheimen и ещё чуть-чуть. Для полных впечатлений о Норвегии нужны были горы, фьорды и водопады. Итак, четыре главных пункта на нашем маршруте:

  1. Besseggen – интернет сказал, что просто необходимо пройти по этому хребту. Самый популярный маршрут-однодневка, узкий перешеек между двумя озёрами с просто потрясающими видами.

  2. Vettisfossen – один из многих «самых высоких водопадов» Норвегии, у этого водопада свободное падение «одной капли» больше остальных – 275 м.

  3. Glittertind – вторая по высоте вершина Норвегии, 2465 м, с ледником, в котором нет трещин. Вершина, на которую, мы, однако, не поднялись.

  4. Naeroyfjord – самый узкий в Норвегии фьорд, по которому мы проплыли на пароме.

Общая протяжённость маршрута: 163 км
Общий перепад высот: +4000 -4700

Кемпинги

Безусловно популярный район в цивилизованной Норвегии просто не может быть не усыпанным кемпингами. О том, что это такое, можно и поподробнее. Как правило кемпинг – это что-то вроде небольшого хостела, где можно жить в отдельной комнате, в общей со множеством кроватей (25 – 35 евро с человека) или же в палатке на территории (9 евро с человека). Мы ночевали один раз в домике и один раз в палатке. Довольно интересно было отмечать, насколько специфичны кемпинги, некоторые приятные мелочи порадовали и удивили. Самое лучшее – это сушильная комната: небольшое помещение, где гоняется тёплый воздух и довольно быстро высушиваются промокшие вещи. Прогноз погоды; особая щётка для ну очень грязных бот; крыша на улице, где можно, укрывшись, приготовить еду; в продаже разные мелочи, которые могли забыть в поход нерадивые туристы: одежда, кое-какая еда (мы вот купили 200 г. соли), карты. Большинство туристов в этих местах так и ходят от кемпинга до кемпинга.

Погода и климат

Эх, даже не хочется вспоминать. Конечно, я могу написать, что нам повезло с погодой. Ведь у нас были солнечные сухие дни! 2 прекрасных дня из 10 дней в горах, из 12 дней в тех местах. Более того, кроме этих дней не раз нам удавалось отхватить ещё несколько часов солнца! Короче говоря, было дождливо. Пожалуй, самый мокрый мой поход. Температура +7 - +11, хотя в один вечер было +3 и мокрый снег. Август вообще считается очень дождливым месяцем, тем не менее именно август многими выбирается. Возможно потому, что к этому времени уже везде успевает растаять снег. Пойти в те же места в июне - и весь маршрут будет по колено в снегу. Для себя же я сделала вывод, что в Норвегию в летние походы нужно ходить в мае – июле.

Снаряжение

Как и ко многим другим длинным походам к этому было куплено множество новой клёвой снаряги.

Трекинговые палки: все мы впервые шли с ними, и всем нам очень понравилось. Ни у кого всерьёз не заболели колени, никто не падал и не подворачивал ноги. Это, возможно, и не заслуга палок, но факт в том, что идти и держать равновесие с ними куда проще, чем без них.

Мембранные куртки и штаны: были почти у всех. Очень, очень приятно, когда не нужно натягивать неудобный дождевик при первых же каплях.

Горелка и газ: использовали горелку Soto OD-1R Micro, кастрюлю на 3 литра и экран от ветра. На группу в 5 человек отлично подошла, остались полностью довольны. Сравнить не с чем – раньше с горелками не ходили. Взяли шесть баллонов газа по 450 г. В результате один остался, и один был использован только почти. Получилось 37.5 г газа на человека в день. Готовили утром и вечером – крупу и чай, днём – чай.

Две палатки “Десна”, вероятно, не рассчитанные на такие условия. Особых проблем не возникло, но ветром их трепало хорошо.

Дневник
День 0
Маршрут: Otta – поворот на Veolie

Попытку вечернего автостопа (в Отту прибыли в 18.50) можно назвать полуудачной. Трое уехали, двое позже, автобусом. Заночевали на берегу реки Veo. Первое испытание горелки. Ура! Еда приготовилась успешно.

День 1

Маршрут: Veolie – Storkroken (домик, начало дороги)
Пройдено: 16 км
Перепад высот: +400 м

Первый день похода. Началось всё очень радостно и солнечно подъёмом по лесной дороге. Однако дождь нас достал уже в первый день и вместе с ним сильный ветер. К вечеру все устали и промокли. Как удачно на пути оказался домик! Хозяев не обнаружили, зато за стеной домика обнаружили такое затишье, о каком уже забыли и думать. Заночевали прямо у домика. Ещё и нахально использовали крылечко, где обустроились как у себя дома. Надеемся, это не было преступлением.

День 2

Маршрут: Storkroken – Glitterheim
Пройдено: 15 км
Перепад высот: +200 м

За ночь и предыдущий день мы изрядно промокли. Не смотря на домик-укрытие палатки хорошо пошматало. Поэтому мы были даже рады, что целый день предстояло идти по дороге. Около 17 часов мы уже пришли в кемпинг Glitterheim. Изначальный план ночевать рядом на озере не имел шансов – все хотели в домик! Заночевали в кемпинге. Тепло и сухо.

День 3

Маршрут: Glitterheim – Tjonholtjonne – Glitterheim
Пройдено: 11 км
Перепад высот: +500 м -400 м

Планировалась радиалка на Glittertind. Но когда мы проснулись в 5.30 утра, не понадобилось идти проверять ясно там или нет - дождь барабанил по стёклам. Восхождение отменилось. Однако возникла надежда на погоду следующим днём. Поэтому в этот день пошли на прогулку к перевалу и озеру Tjonnholtjonne . Вечером встали лагерем на озере около кемпинга.
День 4

Маршрут: Glitterheim (озеро) – Russvatnet
Пройдено: 15 км
Перепад высот: +300 м -600 м

Проснувшись в облаке с надеждой смотрели вокруг. Только призрачные прояснения. Glittertind в следующий раз, в облако не полезли. Первый полноценный ходовой день, с рельефом и рюкзаками. Запомнились отличные виды, когда мутное до сих пор небо открыло нам кусочек солнца. Однако перекус уже прошёл в борьбе за сухость и тепло. Встали в конце озера, хорошая и очень красивая стоянка.

День 5

Маршрут: Russvatnet – Bessvatnet – Besseggen - Memurubu
Пройдено: 17 км
Перепад высот: +900 м -1100 м

День, наиболее полный впечатлений! Это солнечный день номер один! Мы поднялись к тому самому популярному маршруту через хребет Besseggen. Дааа! Он должен быть популярным. Народу, конечно, как на каком-нибудь проспекте, ну да ладно. Мы ни разу не пожалели, что попали туда. Неописуемая красота, как-будто мы были в какой-то игре с хорошей графикой. Много останавливались, фотографировали. Устроили перекус на самом узком месте между двумя озёрами. Другие группы становились там лагерем. Стоит сказать, что спуск к этому месту весьма крутой, местами приходилось лезть, используя руки. У норвежских бабушек, конечно же, с этим проблем не возникло. Мы же были очень рады, что скалы сухие! В кемпинг Memurubu пришли уже совсем не рано, где-то в 20.30. Многие сильно устали за этот день. Вечером пришлось перепланировать оставшийся маршрут, чтобы как-то сократить нагрузку. Заночевали рядом с кемпингом, у реки Мемуру.

День 6

Днёвка - Дождёвка

Не самый интересный день. Зато отдохнули, восстановились силы, желание идти и жажда впечатлений.

День 7

Маршрут: Memurubu – [паром] – Gjendebu – Hellertjonne – Vestre Memurubrean - Hellertjonne
Пройдено: 18 км
Перепад высот: +900 м -700 м

Лодка через озеро Gjende доставила нас в ещё один пункт цивилизации – Gjendebu. Там мы не задержались, а сразу пошли до озера Hellertjonne (7 км). В соответствии с планом на озере поставили лагерь и сделали перекус. После этого радиалкой пошли смотреть на ледник Vestre Memurubrean. Тропинка к леднику на карте изображена как «немаркированная». Тем не менее маркировка была найдена на первой, возможно, половине тропы. А дальше тропы в принципе не было. Камни, редкие, почти случайные туры. Большая часть дороги туда была солнечной и прелестной. За 4 часа мы дошли до перевала (1900) и ледника. Погода к тому времени уже была совсем не та, о которой мы мечтали. Сделали привал, посмотрели на ледник и поспешили возвращаться – было уже 17.50. Дорога назад не была простой, под дождём, по мокрым камням. Хорошо, что уже стоял лагерь, ждал нас! В 21.30 где-то вернулись. Единственный раз за поход стемнело раньше, чем мы легли спать.

День 8

Маршрут: Helletjonne – Langvatnet – Olavsbu - Rauddalsvatnet
Пройдено: 18 км
Перепад высот: +320 м -300 м

Первые пол дня радовались солнцу. Долго шли вдоль озера Langvatnet, которое на глаз казалось совсем не таким большим. Но не зря называется «длинным», всё же 5 км. Дальше через перевал к кемпингу Olavsbu. На подъёме сделали перекус и уже там нас застал наш почти постоянный спутник – дождь. Ветер также не заставил себя ждать. А вот снег удивил.. не ожидали. На спуске стало совсем холодно и мокро. Все представляли как мы сейчас отогреемся в Olavsbu.. На градуснике +3. Кемпинг «полуобслуживаемый» оказался маленьким, даже чтобы просто погреться нужно было заплатить по 70 крон, за ночёвку по 300. До места ночёвки на озере было 4 км. Мы не остались в кемпинге. Дорого, не хотелось удлинять маршрут следующего дня, который планировалось закончить в кемпинге. Это уже потом в поезде выяснили, что некоторые из нас промокли насквозь и замёрзли совсем, и потому глупо было не воспользоваться возможностью сухой ночёвки. Встали на озере быстро, в первом возможном месте, готовили в тамбуре палатки и грелись, грелись..

День 9

Маршрут: Rauddalsvatnet – Rauddalen – Storutledalen - Skogadalsboen
Пройдено: 16 км
Перепад высот: -500 м

Утром всё было уже не так печально. Погода была какая-то средняя, то солнце, то дождик небольшой. Заночевали в этот раз в кемпинге Skogadalsboen в палатках. Очень хотели отойти, но! Было сказано, что в радиусе 400 м – всё это территория кемпинга. А за 400 м просто не было стоянок. Кемпинг похоже понравился всем больше других, такой он уютный, норвежский и загадочный.

День 10

Маршрут: Skogadalsboen – Utladalen – Vettisfossen - Hjelle
Пройдено: 19 км
Перепад высот: +450 м -1060 м

И снова солнце! И тепло! И на спуске достали даже свои до сих пор такие бесполезные шорты! Долина Utladalen очень красивая, зелёная с большим количество водопадов. А в тёплую погоду можно было разлагаться на привалах на этих её зелёных склонах. Вот и Vettisfossen. Да, это стоило того! Такая высота! Струя воды такая мощная, по пути вниз частично превращается в водяную пыль. В общем, зависли мы там надолго. А дальше только спуск и дорога до Hjelle, где находится выход из заповедника. Идти по дороге было на самом деле интересно, долина узкая и то и дело встречаются крутые скалы, водопады, пороги. Заночевали около автобусной остановки в Hjelle. Так закончился наш поход по Норвежским горам. Но нет, мы ещё не уезжаем из Норвегии.

День 11

Маршрут: Hjelle – Ovre Ardal – [автобус]- Laerdal – [паром] -Gudvangen – [автобус] - Flam
Пройдено: 7 км

Автобус утром не приехал. Как обычно, не прочитали одну из сносок автобусного расписания, из которой следовало, что автобуса не будет. Ну и ладно, прошли пешком, время позволяло. Впечатление от самого узкого фьорда слегка подпортила погода. Или не слегка.. Ну почему всё так зависит от погоды! Короче, было мрачновато – картине не хватило красок, а из-за капюшона куртки ухудшился обзор. Но фьорд узкий, это да. Автобусом до Флама. Уже было темно, заночевали в сквере.

День 12

Маршрут: Flam – Blomheller – [поезд] - Myrdal
Пройдено: 11 км

Планировали пешком до Мирдаля. Много велосипедистов ехали навстречу. Ещё бы, приятно им ехать вниз. Когда стало опять мокро, мы забили. Конечно, не потому что стало мокро, а просто хотелось прокатиться на знаменитом поезде. И водопад посмотреть – Kjosfossen, к которому похоже не подступиться иначе, кроме как с поезда. Обещали 93 метра свободного падения. А мы что-то не заметили. Воды было конечно много, но мы похожее видели и на маршруте. Наверное, мы просто попали на водопад в малую воду. Надо бы в мае туда. Долгое ожидание на вполне уютной станции Myrdal. Запомнился китаец, подошедший к нам с вопросом. Состоялся следующий диалог:

  • How can I get to the city?
  • This is just a station.
  • Yes, but where is the city?
  • There is no city...

Мы тоже почему-то ожидали там город Myrdal. В 1 ночи поезд в Осло.

Автор: Евгения Ренгарт

Спасибо за такой красочный, как в описательном, так и в фотографическом плане, отчет!!!
Он натолкнул меня на определенный шаг в осуществлении своей мечты:)

Цитата сообщения от slavadvv отправленного 17 Апр, 2012 в 14:18

Очень хотелось в Норвежские горы.

всем, кто читал отчет :)
здOрово

а мы повторили вас маршрут... очень помогло ваше описание и главное карта... совсем недавно как вернулась из норвегии :))
Погода была абсолютно противоположна... было очень жарко... я крем от солнца не взяла... и очень обгорела...

одно только кардинальное изменение с тех пор, в которое мы попали - паромы больше не ходят из Lærdal... Но мы очень удачно выкрутились Спасибо... Отчет будет тут http://lost-sorceress.livejournal.com/97619.html а фотки тут https://plus.google.com/photos/100362912651129531367/.. Спасибо и удачи в новых путешествиях