Degen1103
Автор
Verkudy00.jpg

Привет велотуристам от начинающего!

Живу в Новополоцке. Давно собирался купить велосипед для поездок по чудесным белорусским озёрам – и наконец решился. Выбирал долго, но, как обычно, пришлось брать то, что было. Это оказался Marin Bridgeway – обычный алюминиевый дорожник со стальной жесткой вилкой, довольно сопливым багажником, узковатыми для туризма колёсами (35 мм) и восьмискоростной планетаркой Shimano Nexus.

Поездка, которую хочу вкратце описать, настолько проста, что не заслуживает отчёта. Обычный ПВД – см. карту. Извинить меня может лишь то, что это мой самый первый серьёзный выезд, совмещённый с обкаткой вела, на котором до этого дальше Полоцка не выбирался. Так что кому-то рассказ может показаться интересным.

Собирался долго. Взвесил уложенные 50-литровые штаны «Терра» - оказалось 17 кг брутто. Смейтесь, смейтесь. Ну, правда, воды 3, 5 литра (на Суе, Щаты и Яново купаться формально запрещено – кишечная палочка), увесистая лопатка-топорик, древняя тяжеленная Сонька-717… Вот вес и набирается.

На выходные стояла жара за 30, поэтому не знал, докуда смогу добраться, да и с рюкзаком выезжал впервые. Отправился из Новополоцка в субботу 17 июля утром – и через полтора часа легко и незаметно оказался у поворота на Сую (фoтo 1). Как выяснилось, наличие рюкзака мало снижает среднюю скорость на шоссе - ну, может, на одну передачу максимум. В основном шёл на нейтральной пятёрке, под горочку – на семёрке, на крутой мост карабкался на единичке. Всегда держал комфортную передачу, чтоб не чувствовать нагрузку. Один раз меня легко обогнал и быстро оставил позади мускулистый пожилой велосипедист на MTB – больше велов по дороге не встретилось.

По лесу к озёрам идёт разбитая асфальтовая дорога (красный пунктир на карте). А вот и Суя (фoтo 2)! Любимые места. Данный снимок вызывает ложное впечатление одиночества. На самом деле весь берег – в автомобилях (фoтo 3). На Сую, как можно понять, приезжают матрацники: надувают компрессорами толстенные матрацы и отправляются в свободное плавание. Больше всего впечатлила немолодая дама с мохнатой собачкой, дрейфующая далеко от берега (собачка попала в кадр).

На Яново всё как всегда (фoтo 4). Заросшие камышом открытые берега, все пляжи принадлежат базам отдыха. Купаться можно, а палатку разбить на берегу проблематично.

Сразу за Яново – сюрприз: кусочно-непрерывный асфальт кончился, и пошла гравийка (чёрный пунктир на карте). Дорога усыпана мелкими острыми камешками, которые, кажется, так и норовят изорвать кевларовый корд в клочья. К тому же имеется неприятный регулярный рельеф типа «стиральная доска» - будто след от трактора, но во всю ширину дороги. Под гравием – мелкий песочек, в котором узенькие шины иногда вязнут. Двигаюсь в основном на троечке. В общем, трасса явно не для моего вела! MTB легко пройдёт, дорога-то в принципе ровная. Но мне возвращаться по ней не хочется.

С мостика через речку с дивным именем Дива открывается вид на Паульское озеро (фoтo 5). Дорога идёт вдоль берега, с пригорка виден красивый остров (фoтo 6).

В Горбатице манит влево превосходное новенькое шоссе (синий пунктир), но я еду прямо, в надежде найти показанную на карте дорожку между озёрами Черствятским и Веркудским. Однако жители деревни Корочино, расположившейся на самом берегу Черствятского, отговаривают: дорога совершенно разбита и заросла травой по плечи (чёрный крестик на карте). Проще вернуться и проехать на Веркудское по упомянутому шоссе. Кроме этого узнал, что озеро Веркудское очень популярно, народ специально приезжает порыбачить со всей Беларуси. На берегу – берёзовая роща.

Так и оказалось (фoтo 7). Не доезжая до дер. Веркуды, есть наезженная дорога, ведущая через поле к берегу. А вдоль берега – сплошной палаточный лагерь! Капитальные тенты, столы, раскладные стулья, генераторы, надувные лодки… Нашёл вроде бы свободное место, но его стерегут три огороженных крупных муравейника. Пришлось переместиться ближе к компании рыбаков – приехали из Лепеля и Минска. В шесть вечера ставлю палатку под высокими берёзами, пронизанными куинджевским солнцем (жёлтый треугольник на карте). Неподалёку муравейник, но хоть один! Проехала тройка велотуристов – говорят, прикатили из Минска, и что на противоположном берегу стоит велов восемь из Новополоцка. Жаль, не доехал! Недаром на тот берег тянуло.

Озеро необычайно прозрачное. Много лодок. Под полночь соседи врубают музыку – причём вовсе не Мортона Фельдмана или Мередит Монк! Под однообразный ритм унылый голос поёт про губы и нары, облака и Магадан, иголочку и наколочку. К счастью, лагерный концерт продолжался всего полчаса и сменился шумным весельем большой компании молодёжи. Как чудесно! Не пьяный угар, а здоровый дружный хохот и песни Beatles хором. Слушал и радовался. В конце концов уснул под «эге-гей хали-гали». Проснулся в пять и был вознаграждён: услышал, как эта весёлая компания спит. Вожак рефлекторно издаёт грозный рык, отпугивая саблезубых тигров, а спящее племя негромко, но устрашающе низко подвывает хором. Изумительно! Только ради этого стоило ехать.

Делать вроде бы нечего, завтракаю кашкой-сублимашкой и в полседьмого отчаливаю. Решил двинуть вкругаля вокруг Черствятского (фoтo 8 ). Дорога отличная, машин в воскресное утро почти нет – зато встречаются велосипедисты туристического вида. С пригорочков открываются чудесные панорамы.

Через пару часов выезжаю на трассу – прямо у щита «Полоцк 30 км». У следующего щита - «Полоцк 20 км» - купаюсь в речушке Туржец, соединяющей озёра Щаты и Гомель (фoтo 9). Вскоре вновь открывается Суя (фoтo 10). По пути к Полоцку меня догоняет велосипедист на «Туристе» - сгонял с утра на Сую покупаться, а сын, говорит, отправился колесить на веле по Браславским озёрам. Молодцы!

От Веркудского до шоссе было около 15 км, плюс до Полоцка 30… Последние километры от Полоцка до Новополоцка никакого удовольствия уже не доставляют. Кисти рук затекли, задница возмущается. В 12:30 слезаю с седла у подъезда. Таким образом, средняя скорость с остановками составила около 10 км/ч. Немного. Но столько я никогда раньше не проезжал.

Вел отлично прошёл испытание. Заработал небольшую восьмёрку на переднем колесе, передний тормоз потерял настройку – но он и так всё время сбивается. Багажник выдержал. Менять пока не буду, а обварить регулировочную трубочку стоило бы. Неказистые терровские штаны в спицы не лезли. Втулка – чудо. Диапазона мне вполне достаточно. Раньше думал поставить ведомую звёздочку покрупней, а теперь смотрю – ничего менять не надо. И так на единичке скорость близка к потере устойчивости, а то, что восьмой передачей редко пользуюсь – говорит лишь о моей слабой физподготовке. Так что ПОЕХАЛИ!

Зря сомневался - интересный отчет и отличный велосипед.

С почином! :)

Спасибо за отчет. Интересно написано и море позитива. Читал с удовольствием. И с практическим интересом, так как в будущем тоже собираюсь те края на велосипеде исследовать.
Уважение и благодарность автору.

Не обращали внимание - много ли воды в протоке Горбатицкой? (между Паульским и Черствятским озерами).

Цитата сообщения от kciroohs отправленного 26 Июл, 2010 в 11:49

Не обращали внимание - много ли воды в протоке Горбатицкой? (между Паульским и Черствятским озерами).

Был там в прошлом июле - проходимо без всяких затруднений. Думаю, в этом году хуже не будет. Разве что зарастет посильнее, если уровень немного упал.

Degen1103
Автор
Цитата сообщения от kciroohs отправленного 26 Июл, 2010 в 11:49

Не обращали внимание - много ли воды в протоке Горбатицкой? (между Паульским и Черствятским озерами).

Честно говоря, никаких затруднений не помню - наверное, мостик... В деревнях положен асфальт, после нарочно заострённых мелких камушков летишь стрелой.