Туризм и спорт в Беларуси. Свободный сайт для планирования событий спортивной и туристической тематики. Здесь те, кто гоняет во всю мощь.
Первый этап пути - на машине из Минска до Докшиц.
Начало маршрута - площадка возле Церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Докшицах, построенной в 1903 году на месте деревянного храма.
Собрав велосипед, немного покрутился по городу.
Здание районной администрации.
Такое вот изобразительное решение на центральной площади. Аналогичное, только с небольшим фонтаном посередине расположено возле входа в исполком. Скорее всего, изображен герб города.
Небольшой парк. В городе таких сквериков достаточно много, что, в сочетании с аккуратной малоэтажной застройкой создает атмосферу уюта.
Костёл святой Троицы, построенный в 1994 году. Предыдущий , деревянный костёл в Докшицах был немного в другом месте, простоял с 1608 по 1943 год, когда был сожжён партизанами в время нападения на немецкий гарнизон.
Несколько минут, и Докшицы остаются позади, а я, переехав объездную дорогу, выбрался на проселок, ведущий в деревню Гнездилово.
Когда-то это была мощеная дорога, ведущая из Докшиц к панским усадьбам в Гнездилово и Волосатке. Сейчас это раскисшая глинистая дорога, по которой можно ехать меся велосипедом глину, лавируя посередине между колеями. Гибридный велосипед с покрышками - сликами худо - бедно справлялся.
Постепенно грязи становилось меньше, места вокруг суше, колеи от тракторов ушли в сторону, и на заросшей мощёной дороге осталась только тропинка, по которой ездят велосипедисты. Судя по накату, движение здесь довольно интенсивное.
Тишина, свежий лесной запах, поют птички, шуршат шины по местной велодорожке... Хорошо...
Где то там, вдалеке, остатки деревни Волосатка, в которую я планировал заехать. Когда - то на этом месте был фольварк, потом просто деревня, которая постепенно угасала и в 2003 году окончательно исчезла. Сейчас там нет ни одного строения, остался небольшой участок мощенной булыжником улицы, с одного конца которой стоит крест, с другой - небольшая часовенка со скульптурой Иисуса, вырезанной из дерева в XVIII веке. Обозначенных на карте дорог к деревне в реале уже нет, идти напрямую через поле вследствие высокого стояния грунтовых вод после затяжных дожей не захотел. Пришлось бы месить глину в воде по щиколотку, мои кроссовки к этому не были готовы. Придется повторить маршрут где-нибудь в июле.
Продолжив движение по старой панской брукованке через несколько минут приехал в деревню Гнездилово.
Деревня Гнездилово состоит из Северного, Южного и Двор-Гнездилово.
По дороге из Докшицей первым будет Северное. Почти в том месте, где заканчивается Севеное Гнездилово и собирается начаться Южное находится памятник погибшим в Отечественную войну жителям деревни.
Территория памятника огорожена, рядом стоит православный крест. Складывалось впечатление, что здесь когда-то была церковь. Позже я выяснил, что действительно, на этом месте в 1654 году был построен униатский храм. После ликвидации унии церковь переосвятили в православную и она простояла на этом месте до 1943 года, когда была сожжена немцами вместе с деревней.
Сразу за памятником повернул направо, спуск, подъем, проехал коровники и повернул в сторону Двор-Гнездилова. В конце улицы виден пруд, на противоположном берегу остатки усадебных построек.
Такая дача была бы мечтой каждого рыбака.
Остатки усадебных построек.
Построенная в XIX веке часовня-усыпальница до 2007 года была в заброшенном состоянии, теперь стараниями местного ксендза и жителей деревни восстановлена. Получился небольшой костёл, освящённый в 2009 году в честь Иисуса Милосердного.
Неподалёку от костела в зарослях виднеются ещё какие - то руины.
Оставив позади Гнездилово, поехал в сторону дороги Р29 (Докшицы - Долгиново)
По этой дороге доехал до деревни Крипули, сразу за деревней свернул направо по указателю на Парафьяново. Миновал свежеустановленную вышку сотовой связи.
Примерно через километр, возле одинокой берёзки свернул налево в направлении деревни Коляги.
Стараниями местных властей, в отличие от большинства районов Беларуси, практически к каждой деревне, где хоть кто нибудь живет, проложены асфальтовые дороги. Грязь и говны, которые так нравится преодолевать некоторым апологетам агрессивной езды на велосипеде, найти не всегда возможно. Правда, если такая дорога находится, то говны получаются очень качественные в силу того, что кроме тракторов по ним никто не ездит. В районе много земель - это осушенные или ещё нетронутые болота, гравеек поэтому мало. Чтобы избежать распутицы стараются асфальтировать по максимуму. По крайней мере у меня сложилось такое мнение.
Деревня Коляги состоит из нескольких домов и такого же количества бабушек. За ней начинается непроезжий заболоченный лес. В общем, на краю мира деревня находится. И даже сюда асфальт проложен.
За Колягами, почти на краю леса руины деревянной церкви на пятачке сухой земли.
Церковь очень гармоничная, ещё сохранились следы былой красоты.
Дерево, растущее вдоль церковной стены, когда-то решило заглянуть в окошко, да так и продолжило расти дальше уже внутри заброшенного храма.
Внутри поднятая чьей-то заботливой рукой с рухнувшей крыши маковка с крестом.
Когда был построен храм, в честь кого освящён, неизвестно. Старинный кованный крест как-то не очень похож на православный. Может быть это был костёл?
В этом месте должна была отходить налево дорога на Будслав. По крайней мере так показывал навигатор. Дорога обозначена как идущая по насыпи, гравийная. Отмечена на довоенной польской карте, километровках советского Генштаба, карте от Навитела и на бумажном атласе автомобильных дорог. Но в реале дороги нет. Поворот направо, по мелиоративной насыпи, который тоже отмечен на всех картах есть, а основной дороги в сторону Будслава нет. В лесу вдалеке виднеется какое-о разрежение деревьев, где могла проходить дорога...
С учетом высокого уровня грунтовых вод на окрестных болотах прорваться напрямую через лес 12 километров я не рискнул.
Огорчившись, что из запланированного маршрута выпадает самое интересное, решил вынужденно сократить намеченный план и отправиться в Парафьяново. Раз появилось свободное время, решил попробовать проехать по мелиоративным дамбам и лесным дорогам.
Переехал речку Зуйка, представляющую собой спрямлённую мелиоративную канаву. В тех краях все речки такие.
В лесу было темно и сыро. Судя по тому, что в лужах водятся головастики и всякие водяные жучки и водомерки, они никогда не высыхают.
Дальше лужи кончились и дорога превратилась в сплошное глиняное месиво. Ни по обочинам, ни по колеям, ни по середине ни ехат ни идти было невозможно.
Решив применить на практике полученные на Тур-де-Бел'10 #1 навыки я выбрался на поле и поехал по пашне. Оказалось, не я один такой умный. Судя по следам, все живущие здесь велосипедисты так делают.
Некоторое время пострадав по полю, я в конце концов выбрался на окраину деревни Струки, и дальше поехал по более привычному для этих мест асфальту.
Немного асфальта и я въехал в деревню Парафьяново, встречающую путников добротным, но заброшенным домом.
Парафьяново состоит из двух половинок, расположенных по обе стороны от железной дороги, в паре километров друг от друга. К востоку находится само Парафьяново, к западу более маленькая часть, в которую я и ехал, чтобы посмотреть Костёл во имя Девы Марии 1904 года.
Вблизи костёл завораживает своей красотой.
Костёльный дворик, кажется, ограждён невидимой стеной от окружающей мирской суеты, жизнь здесь течёт как - то по-своему, не обращая внимание на то, что происходит снаружи.
Мне показалось, что на ступеньках костела будет очень хорошее и правильной место для небольшого привала и перекуса.
Оставив за спиной гостеприимный костел, отправился по очередному асфальтированному проселку в сторону железнодорожной станции Парафьяново (которое восточнее железной дороги)
Перед железной дорогой построенное в 1910 году административное здание. Сейчас в нём живут какие - то непонятные люди. Вокруг здания сырая (вода по щиколотку) почва, нет ни одного автомобильного следа, вообще более - менее проезжей подъездной дороги.
Железнодорожная станция Парафьянов.
Возле станции креатив железнодорожников - выложенный из пивных бутылок крокодил и берёзовый Буратино.
Католический (или протестантский?) храм в Парафьянове. Отсутствие клумб и цветов вокруг храма, которые обожают католики, наводит на мыли о более вероятной протестантской принадлежности культового здания.
На выезде из Парафьяново гигантских размеров и непонятного назначения сооружение. Судя по всему, оно имеет какое то декоративное или идеологическое значение. Причем вряд ли такое сооружение смогли бы придумать и изготовит современные создатели агрогородков. Здесь чувствуется мощь советской державы.
8 километров по шоссе р86 и перед самыми Докшицами слева от дороги видно маленькое озерцо. В него сбегает вода от окрестных ключей. Вытекает из озерца ручей, который течет по болоту в сторону Докшиц. На Генштабовских километровках и на других картах Беларуси именно это место отмечено как исток Березины.
Переехав по Р86 объездную дорогу снова вернулся в Докшицы. На первом же перекрестке свернул с Р86 в сторону водохранилища. Первое водохранилище на ещё маленькой, можно сказать новорожденной реке Березина.
Как я уже говорил, в Докшицах много парков и скверов. Очередной парк возле водохранилища.
На берегу девушка кормила лебедей. Это была какая-то очень хорошая, добрая девушка. Лебеди вылезли из воды и доверчиво столпились вокруг неё.
Официальным истоком Березины назначена плотина, образующая водохранилище, а не то место, где река начинается на самом деле.
После водохранилища Березина течёт в виде мелиоративной канавы через благоустроенное болото.
На прощание немного покружился по улочкам Докшиц, наблюдая городскую жизнь. Уровень культуры местных жителей на мой взгляд превосходит минчан. Город чистый, никто нигде не бросает мусор, пустые бутылки, упаковки от чипсов и т. д. Несмотря на то, что улицы практически пустые, дорожное движение представлено в основном одинокими велосипедистами, люди всё равно доходят до пешеходного перехода, и лишь затем переходят дорогу.
Всё хорошее года нибудь заканчивается, моё путешествие тоже. Вот уже и Покровская Церковь, от которой начинался мой маршрут.
Ещё несколько минут и оба мои транспортных средства снова вместе. Велосипед погружен в машину и домой.
К сожалению, не удалось пройти весь запланированный маршрут из которого по причине отсутствия дороги выпал Будслав и ещё несколько интересных мест примерно на 20 км, а общая протяженность маршрута сократилась до 60 км.
Надеюсь, что в скором времени удастся побывать в тех краях ещё раз и, немного поменяв планы осмотреть то, что не удалось сейчас.
Отличный маршрут и отчёт :)
да, здорово! и с погодой повезло, так солнечно :)
Очень отчет понравился. Можно распечатывать и использовать, как навигатор. И с юмором. Спасибо!
Хорошее путешествие получилось. Особенно понравилось образное описание разных мест, красиво.
спасибо за рассказ. Катался в тех краях, и еще хочется, тем более что в Будславе друзья живут.
В лесу вдалеке виднеется какое-о разрежение деревьев, где могла проходить дорога...
на километровке дорога обозначена как булыжная, так что в лесу она более чем вероятно что сохранилась, в поле могли и запахать - это запросто, как показывает опыт. Со стороны Будслава в том направлении уходит наезженная гравейка, вот только насколько далеко не проверял (ездили в сторону Забегов - Парафьяново), да и такие дороги так просто не забрасывают - наверняка в связи со смертью моста через Зуйку.
Отчёт хорош :)
А крест православный.
отличный подробный отчет!
Как раз удалось проехать на велике по старой Будславской дороге в июне 2022 года через Зуйку из Будслава на Коляги. Это был трэш, никому не советую повторять, но, если очень хочется, то можно )) Но я такие направления как раз и люблю больше всего проверять на вшивость - межрайонные и межобластные.
Большая часть дороги от Будслава до Зуйки в очень хорошем состояние, используется лесниками и есть по пути кусочек пашни, до него уж техника регулярно ездит. На пашне старый тракт угадывается по аллее из старых деревьев, но путь зарос и завален, обходил по пашне, благо в июне было более-менее сухо. После пашни дорога опять появилась, уже просто тропинка, используемая охотниками. И охотничьи вышки по периметру пашни. Чем ближе к Зуйке, тем дорога более заросшая и заваленная деревьями. По Зуйке думал, если моста нет никакого, то может вброд как-нибудь...
Ближе к реке пошла совсем жесть, узкая тропинка, сырость, тучи комаров (слепней не было ещё) и вот "мост" )) В общем, охотники там ходят, думаю, смысл есть - места-то максимально глухие. В итоге 3 мостика из бревён через 3 то ли канавы, то ли ответвления Зуйки - река оказалось немаленькая, С великом под мышкой переходить норм было. Вброд там пройти нереально, лучше всего там будет зимой, когда хорошенько подморозит. Пока делал фотки и переходил мосты - комары загрызли полностью, как раз ещё собирался дождь... Как только выполз на местность чуть повыше, опять появилась довольно сносная тропинка с завалами и грянул мощнейший ливень, с ним на пару и ехал ещё часа полтора до Парафьяново... Где-то через километр после Зуйки появляется лесной проспект, по нему и поехал до деревни Куты. Последний заросший отрезочек (1 км) до Коляг уже лениво было преодолевать в этот ливень, но старый тракт там явно просматривался, понятное дело, что сильно подзаросший, так что теоретически весь путь проехать можно было.