otv
Аўтар

Отчёт к велопоездке 13.07.13 Обгоняя Неман: Столбцы-Любча-оз.Кромань-Столбцы
Трек: http://www.gpsies.com/map.do?fileId=ewintaebkjvzgihq

Вместо предисловия

Мулла Насреддин гулял по городу однажды вечером и неожиданно наткнулся на кучу коровьего дерьма на дороге. Он немного нагнулся и внимательно посмотрел на нее. "Выглядит похоже", - сказал он самому себе. Он нагнулся пониже и понюхал: "Пахнет похоже". Он осторожно сунул свой палец и попробовал на вкус: "И на вкус похоже. Я рад, что я не наступил в него!”

В одну и ту же реку трижды

Мне всегда хотелось проехаться вдоль Нёмана. Я разглядывал его фотографии, снимки из космоса, много читал заметок о нём. И всё никак не мог понять, ну что же там в нём такого, что такое количество разных людей восхищается им. Итак, я стал изучать карту и составлять трек поездки.

Но я не думал, что осуществить задуманное будет так непросто. Сначала помешало моё падение, затем вмешались прогнозы синоптиков, и, наконец, анонсируя покатушку в третий раз, я для себя решил – сейчас или никогда. Мои попутчики, да и я сам, наверное, не до конца осознавали то, что нам предстоит пройти. Но обо всём по порядку.

Отчаянных и смелых набралось восемь человек, среди нас – одна девушка. На ранней электричке мы стартовали в Столбцы, где оказались к восьми утра и бодрым темпом тронулись в путь.

Выбравшись из города, мы, первым делом заглянули на местный родник, дабы пополнить запасы воды. Вода оказалась приятной и чистой. Заполняем бачки – и едем дальше.

Немного грейдера – и мы снова на асфальте, а вокруг – приятный лесной массив.

Неман где-то справа, но нам пока не виден, и мы сворачиваем на грунтовую дорогу. А вот и первое препятствие.

Дорога становится в основном песчаной, недавно шли дожди – и ехать становится веселей. Кстати, где моё колесо?

Минуя местные деревеньки, невольно разглядываем подворья и находим весьма любопытные экспонаты: от самодельного багги до памятника Чкалову в огороде.

Пообщавшись немного с владельцем монумента - трогаемся дальше. Дыхание Немана ощущается всё больше – вот и очередные родники. Однако кроме знаков на дороге никаких других признаков их существования мы не нашли – видимо они находятся где-то в лесу.

Через десяток километров Неман предстал перед нами во всей своей красе – спокойный и невозмутимый он петляет по равнине среди обширных лугов.

Ну а наша дорога вдоль Немана сворачивает в лес.

Лес вдоль Немана очень красивый. Богат на ягоды и грибы. Одним словом – прекрасное место для того, чтобы отдохнуть душой, какой бы она у Вас не была – велосипедной, грибной или рыбацкой.

Снова выезжаем к Неману. Берега становятся более обрывистыми, а пейзажи – завораживающими.

По хорошей лесной дороге, минуя деревянный мост, приезжаем в Еремичи.

И конечно все сразу рванули в магазин.

Подъезжая к Синявской Слободе, встречаем ещё один деревянный мост.

Перила на мосту почему-то есть только справа.

Нужно сказать, что практически в каждом дворе в местных деревнях гнездятся аисты.

Снова наша дорога лежит через лес. Проезжаем его на одном дыхании и вот мы уже на въезде в Понемонь. Здесь делаем привал у Немана на местном небольшом пляже.

Как известно, скорость течения Немана составляет 1-3 км/ч. Сергей (Nova-77) решает проверить это утверждение на практике. Несмотря на то, что эти скорости кажутся небольшими, плыть против течения ему не удаётся – даже прикладывая максимальные усилия – остаётся на месте, а когда бросает эти попытки – течение довольно шустро относит его в сторону моста. В принципе, так он мог бы добраться и до Любчи. Возможно, быстрее нас. :)

Неожиданно на наш привал пожаловали гости.

Вдоволь напившись воды из Немана, они галопом рванули по своим делам.

Ну и нам пора отправляться. Немного не самого лучшего асфальта – и мы въезжаем в Щорсы. Группа, естественно, сразу рванула в сторону магазина, ну а я направился изучать местный родник – на окраине к нему ведёт тропинка.

Сам родник меня разочаровал – издали похож на туалет. Вокруг много мусора. Дверь закрыта на замок.

Пробовать воду я не стал и поехал искать основную группу.

А тем временем местный житель рассказывал подуставшим велосипедистам историю посёлка, упомянул о местных достопримечательностях, просветил в проблемах международных экономических и политических отношений.

Некогда в Щорсах было имение Иоахима Хрептовича – крупного магната, министра иностранных дел, канцлера ВКЛ. Однако от дворца остались лишь подвалы. Оценить масштаб личности Хрептовича позволяют руины хоздвора его усадьбы

Здесь производили сыры, колёса и телеги, трубы, кирпич, муку, работал винокуренный завод, маслобойня, три мельницы.

По дошедшим сведениям сыры варили только швейцарские мастера, а местное пиво и хлеб были настолько высокого качества, что их отправляли в Кенигсберг.

Осмотрев развалины - направляемся далее по хорошему асфальту. На приличной скорости, цельным пелотоном, как будто мы так все вместе ездим уже тысячу лет, вдоль бесконечных полей и лугов, влетаем в Любчанский замок. Здесь вовсю идёт реконструкция.

Одну из башен замка уже почти восстановили.

Любча изначально принадлежала Хрептовичу. Затем перешла во владение Кишек, потом – Радзивилов. Замок находится на насыпном холме на берегу Немана.

Вид с территории замка на Неман.

К настоящему моменту сохранились только две башни замка из четырёх. Следует отметить, что в 40-х годах 20 века при строительстве местной библиотеки были использованы материалы и фундамент замка. Кстати о библиотеке. В момент нашего приезда около неё было порядка 20-30 человек. Неужели в Любче так много читают?

На горизонте появилось нечто устрашающе тёмное, и мы решаем трогаться дальше. Миновав асфальт, выезжаем на грейдер.

До последнего не верится, что эта чёрная туча может нас накрыть, да и вроде бы она нас должна пройти стороной. Но не тут то было.

Километра за четыре до озера Кромань, на самом краю Налибокской пущи, начался ливень. Эти четыре километра я запомню на всю жизнь. За то время, что я пытался натянуть на себя ветровку – вымок не только я, но и всё, что было в моём рюкзаке. Никакой штормовой чехол ему не помог. Мысленно я уже попрощался с планшетом, телефоном и фотоаппаратом. А отстав от группы метров на 150, я вообще перестал их видеть за стеной дождя.

Но ничего не поделаешь – нужно ехать. По этой каше из песка и воды, по холодным каплям в лицо, по малознакомой дороге. Нужно ехать вперёд.

Признаюсь честно – в какой-то момент меня охватила тревога и паника – не за себя, а за людей, которых я в это втянул. Ведь такой дождь означал не только то, что мы все вымокли до нитки. Он означал и то, что вероятность того, что мы успеем на последнюю электричку в Столбцы резко стремится к нулю. Но надо отдать им должное – все крутили педали, кто-то даже пытался шутить …

Добравшись до озера Кромань мы укрылись на местном пляже. Дождь был холодным, а вода в Кромани очень тёплая, поэтому самые отчаянные - Юра(Rafael) и Денис (DenSL3) - с удовольствием окунулись в озеро. А Сергей (Nova-77), разменявший на велокомпьютере 3000 км в этом сезоне как раз в этих местах, решил отметить это дело купанием в одежде.

На озере Кромань нас приютили ребята, у которых был корпоратив. Они любезно предлагали нам не только погреться у костра, но и бутерброды, и даже алкоголь. Но мы, к сожалению, отказались – ведь впереди ещё у нас была неизвестность длинной в 60 километров.

Дождь стих, но наше счастливое возвращение всё ещё оставалось под вопросом. Было решено как можно быстрее свернуть на асфальт, так как ехать дальше по грейдеру сил уже не было. Последние пару километров до асфальта оказались самыми трудными – ватные ноги крутили педали по ватному песку.

Но как только мы выехали на асфальт, настроение улучшилось, погода распогодилась и мы снова в бодром темпе, одним пелотоном докатили до М1.

Очень жаль, но мне не удалось запечатлеть тот лёгкий спокойный туман, которым встретили нас Столбцы. На последнюю электричку мы всё-таки успели, даже с запасом.

Послесловие.

Если бы у меня спросили на следующий день после поездки, хотел бы я отправится в такое путешествие ещё раз – я бы ответил: “Нееееееет!” .
Если бы спросили через неделю – я бы ответил: “Я подумаю….”
Но если бы у меня спросили через месяц, я точно сказал бы: ”ДА!!!”

Потому что эта покатушка была не просто покатушкой с достопримечательностями. Это было и преодоление себя, и проверка характера, и впечатления, которые останутся в памяти надолго. Это был очередной рекорд в километраже за день, хотя это и не было целью.

В этот день у меня уместился целый велосезон.

Молодцы, что скажешь :) И места замечательные!
Но километраж таки адский =8O . Теперь знаем: таки могЁте (хотя я и не сомневалась)