Туризм и спорт в Беларуси. Свободный сайт для планирования событий спортивной и туристической тематики. Здесь те, кто гоняет во всю мощь.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:
Участники велопохода: я, Анна Куликовская (ann-cool), и Дмитрий Потапчук (DimiIII).
Идея отправиться в велопоход в Швецию возникла у Дмитрия, а я ее с большим восторгом поддержала. До этого в поход мы ездили дважды. Один раз по Беларуси – это был тест трека «Налибоки – 2014». Там же мы протестировали палатку, купленную в Активной зоне. А также мы ездили на велосипедах в Вильнюс на 4 дня с ночевками в отеле.
Выезжали мы в поход с накатом всего около 300 км с начала сезона (правда, процентов 80 – по лесным тропинкам, что вселяло надежду, что с таким маленьким накатом мы сможем преодолевать 80-100 км в день по асфальту). Специально для похода заблаговременно были приобретены покрышки Schwalbe Marathon 1, 50.
От планирования маршрута предстоящего велопохода Дмитрий полностью самоустранился, возложив это нелегкое дело на мои хрупкие женские плечи. Так я освоила работу на сайте GPSies.com по созданию треков. К моменту начала похода были готовы треки каждого дня, приблизительные места ночевок, а также достопримечательности по ходу трека. Трек составлялся мною исходя из задумки максимального количества посещений замков, коих в Швеции достаточно много. Треки готовились неспешно, по мере изучения информации о стране (спасибо google), ее достопримечательностях, отчетов о велопоходах, практически на протяжении полугода.
Наш туристический комплект: велосипеды Fuji Tahoe 4.0 и Kross Hexagon X9, сумки-штаны на багажники, велонавигатор Garmin Dakota 20, велофонари, ремкомплект, 2 запасные камеры, набор шестигранников, выжимка для цепи, велосипедный замок (цепь), еда, посуда (кастрюльки, они же тарелки, ловилки, нож, термокружки), газовая горелка, баллон с газом, коврики, спальные мешки, палатка, сменная велоодежда, дождевики, средства личной гигиены, лекарства, страховые полисы, фотоаппарат и хорошее настроение.
Средства передвижения: велосипеды, поезда, автобус, паром. Поскольку время похода ограничивалось количеством дней отпуска, а хотелось подольше поколесить именно по Швеции, то маршрут я планировала с общественным транспортом. В итоге мы сэкономили время с помощью электрички на территории Беларуси и порядка 150 км автобусом по Литве.
Ночлег: палатка! Но один раз пришлось остановиться в кемпинге.
Питание: на завтрак у нас, как правило, была овсянка с бананами либо сухофруктами. На обед кушали рис либо гречку, купленное в магазине что-нибудь из мясного, овощи, а также были у нас с собой польские, так называемые, энергетические, сухие супы. Кстати, очень даже нам понравились – вкусные и питательные! Ужин был такого же плана как обед. В пути также были маленькие перекусы: сухофрукты, орехи, бананы, йогурты, печеньки и булочки.
Протяженность велосипедной части маршрута: 750 км.
Бюджет поездки. Всего потратили около 600-650 евро на двоих. В эту сумму вошло:
1 ДЕНЬ. 9 мая. 108 км.
Выезд состоялся в праздничный день – 9 мая 2014 года в 5 утра из Боровлян. К 6 часам утра мы приехали на железнодорожный вокзал Минск-Пассажирский, где нам встретилась очень недовольная кассир, которая так и не смогла толково объяснить, почему я не могу купить билеты на электричку до Гудогая. Потом мы уже поняли (раньше, к сожалению, этого не знали), что существуют приграничные зоны, в которых нельзя прибывать без оплаты государственной пошлины. В итоге купили 4 билета до ст. Ошмяны – 2 нам и 2 на велосипеды.
От станции Ошмяны до границы где-то 25 км вышло. Дорога хорошая, машин мало.
По пути к границе:
Границу на велосипедах прошли быстро, поскольку велосипедисты приравниваются к пешеходам и в общей очереди с машинами стоять не нужно, а пешеходов было человек 5-7 и процедура достаточно быстрая. На литовской стороне были очень веселые таможенники и пограничники, которые много шутили с нами.
Остановились на обед возле озера по пути в Вильнюс, заодно посмотрели как на канатной дороге катают вейкбордисты:
Приехали в Вильнюс на автовокзал. На вопрос «Можно ли попасть в автобус с велосипедами?», кассир ответила, что лучше общаться непосредственно с водителем, поскольку все зависит от размера багажного отделения и наличия в нем свободного места и если водитель согласится, то и билеты можно приобрести непосредственного у него на месте. До отправления ближайшего автобуса до Паневежиса оставалось пять минут, когда мы добежали до его места стоянки на перроне. Водитель оказался очень приятным и доброжелательным человеком и с удовольствием согласился нас взять. Сняв передние колеса со щитками затолкали велосипеды в багажное отделение. По ходу движения оплатили за проезд, при этом за провоз велосипедов водитель денег не потребовал (литы у нас оставались после последней поездки в Вильнюс и их оказалось достаточно для оплаты). Мы очень были рады тому обстоятельству, что не пришлось терять время на ожидание подходящего нам автобуса и мы сэкономили немного времени.
Пока ехали, временами шел дождь. Как только мы в Паневежисе выгрузили велосипеды из автобуса, пришлось быстро бежать под укрытие – начался сильный дождь. Переждали под козырьком магазина и заодно докупили продуктов. Дождь ослабил силу, одели дождевики с капюшонами, чтобы меньше промокнуть и продолжили путь, поскольку дело шло к вечеру и надо было доехать до ночлега.
По плану стоянка у нас состоялась на озере Paistrio (55.841799, 24.322529), что в 15 км от Паневежиса.
При подъезде к месту стоянки по лесным ухабам у Дмитрия переломалась скоба для крепления велобагажника на задних перьях. Пришлось закрепить багажник за подседельный зажим.
2 ДЕНЬ. 10 мая. 93 км.
Проснулись в 6 утра. Ночью шел дождь, но в палатке было очень даже хорошо спать. На сборы ушло около 2 часов (умывание ледяной водой в озере, Дмитрий даже несколько раз окунулся с головой под неодобрительное качание головой местного рыбака на резиновой лодке – время для купания явно еще не настало, завтрак, упаковка багажа). Везде было мокро, палатку надо было протирать от воды.
Здравствуй, Латвия!
Второй день оказался самым неблагоприятным в отношении погоды и тем самым запоминающимся. Мы и теперь, задорно смеясь, вспоминаем этот день и обсуждаем какие мы все-таки «чумаходы».
Проехав половину пути, в Бауске начался дождь. Мы попытались укрыться, очень долго пережидали – почти 2 часа. Но дождь все никак не заканчивался, небо было затянуто. Так не хотелось вымокнуть до нитки. Но погода не оставляла нам выбора, ведь надо было успеть на паром, билеты на который были куплены заранее через интернет. В итоге мы приняли решение двигаться дальше, несмотря на сильнейший ливень. Но все осложнялось тем, что было много фур, а дорога была с узкой обочиной. И выглядело все так: крепко вцепившись в руль, задержав дыхание, пытаешься ровно рассекать по воде, в то время как фуры проносятся мимо, окатывая с ног до макушки водной волной и вслед сбивая воздушным вихрем. Это было действительно ужасно, но оптимизма у нас не поубавилось. Это было лишь начало пути и очень хотелось попасть в Швецию!
На 90-ом км пути, мы увидели дорожный знак «Кемпинг». Радости нашей не было предела! Кемпинг «Лабиринты» находится в 48 км от Риги («Labirinti», GPS: 56.563488, 24.168103). Оказалось, что кемпинг только готовился к сезону, но хозяин оказался очень милым и доброжелательным и согласился предоставить нам комнату в летнем домике. Обошелся ночлег в 20 евро на двоих. Нам выделили комнату с четырьмя кроватями, дали чайник и позволили принять душ в своем доме. В этом же летнем домике была игровая комната, где можно было поиграть в настольный футбол. Однако, нам было не до этого. Хотелось только принять душ, одеть сухую одежду, поужинать и лечь спать. Велосипеды оставили в игровой, там же разложили палатку, чтобы она просохла после последней дождливой ночи.
3 ДЕНЬ – 11 мая. 60 км.
Из «Лабиринтов» едем в Ригу.
Бегло посмотрели в центре Риги основные достопримечательности.
Встретили путешественника на веломобиле:
И снова дождь... Хотели купить продукты либо пообедать в рижском Лидо, но решили не мокнуть и в перерыве между дождем доехали до парома. Паром в 10 этажей назывался Isabelle (tallink.com). Отходит он около 18 часов и пребывает в Стокгольм около 10 часов утра (обратно также).
На велосипедах заезд на паром вместе с автомобилями. Нас пустили самыми первыми.
Сумки оставили на велосипедах, с собой в каюту взяли лишь необходимые вещи. Одежду «на выход» в поход мы намеренно не брали, дабы не утяжелять багаж и оставить место для более необходимых вещей. На пароме тем самым очень выделялись в толпе. Многие девушки были в нарядных платьях, а мы - в велоодежде. Контрастно и забавно!
На пароме были шоу-программа, бар, обеденный зал, магазин, Wi-Fi (очень тормозной). Было много на пароме рижан, которые работают в Стокгольме, и шведов, которые ездят в Ригу на выходные.
Ранее слышали, что в Швеции очень дорогое спиртное. И на пароме можно было ощутить насколько дорогое. Шведы ящиками скупали пиво по 0, 3 л за 3 евро. Они даже были со своими тележками, куда грузили ящики со спиртным.
На палубе сразу было холодно: ветер и моросящий дождь. Но тем не менее было много людей… на перекуре. Потом погода исправилась.
Линии горизонта практически не видно:
Нас разместили в разных каютах, поскольку четырехместные каюты подразделяются на мужские и женские. В каждой каюте есть душ, туалет и умывальник.
Паром нам обошелся в 28 евро с человека в одну сторону и 10 евро за каждый велосипед, а на обратную дорогу, по рекомендации знакомых, мы заранее покупали еще и шведский ужин (30 евро с человека). Хоть было очень вкусно, но в следующий раз навряд ли будем заказывать, поскольку, на наш взгляд, вышло дороговато, тем более, что спиртное туда не входит (пиво пришлось оплачивать отдельно), и время посиделок лимитировано.
4 ДЕНЬ. 12 мая. 35 км.
С парома очень красивый вид, когда подходишь ближе к Стокгольму – рекомендуем не проспать. Вокруг маленькие островки, на которых расположены дома шведов. Добираются до них на небольших катерах либо на яхтах.
Часы переводим на час назад. На улице +10 градусов по Цельсию. В этот день планировали познакомиться со столицей Швеции.
Покатались по центру Стокгольма. Конечно, чтобы более детально ознакомиться с местными достопримечательностями, нужна карта города, но мы ее в городе нигде не смогли достать, хотя скорее всего ее можно было взять в здании вокзала, но с парома мы выезжали из грузовой части судна и как-то не подумали зайти в здание. В навигатор был загружен трек, по которому мы ехали по городу, но наша экскурсия была поверхностной: полюбовались городскими пейзажами, пофотографировали и поехали дальше.
Продукты в Стокгольме очень дорогие. В одном из магазинчиков, похожему на кафетерий, купили 2 хот-дога, 2 капучино и 2 маленьких йогурта. Обошлось нам это в 150 шведских крон или в переводе 23 доллара США. Но все оказалось безумно вкусным! Их хот-доги просто великолепны, они тают во рту, а с молочной продукцией вообще отдельная песня! Мы каждый день съедали по пол литра, а то и целому литру, йогурта! Они божественны! И натуральные! Сейчас мы очень скучаем по шведскому молоку, сливкам и йогуртам.
Наличные деньги, за время пребывания в Швеции, нам нигде не потребовались - везде рассчитывались карточкой Visa. Так что мы даже не знаем как выглядят шведские кроны. ;D
В магазине, по пути в Дроттнингхольм, на выезде из Стокгольма, отдали столько же денег, сколько в кафетерии, но уже за целый пакет продуктов: вкуснейшие помидоры, 1 л молока, 2 л йогурта, хлеб, сыр, 20 сосисок в вакуумной упаковке, 2 готовые куриные голени. После этого сделали вывод, что будем покупать продукты в больших магазинах (они всегда расположены за городом либо на окраине). Кстати, один раз встретили комплекс гипермаркетов (одежда, продукты, спортивные магазины и пр.) прямо возле трассы, вдали от населенных пунктов.
Цены на продукты в Швеции указываются за единицу товара и за килограмм, литр и т.д. И чем дальше вглубь магазина, тем цены ниже. Допустим, йогурты представлены в магазине в трех длинных холодильниках, так вот в первом холодильнике будут более дорогие, на втором дешевле, а на третьем вообще привлекательные цены! Все они будут упакованы в тару разного объема, но цена будет на каждом ценнике указана за упаковку и за литр йогурта. И так абсолютно по всем продуктам. Это очень честно и удобно по отношению к покупателю. А еще популярно у них снижение цены в зависимости от количества приобретаемого товара: чем больше берешь каждой позиции, тем дешевле. Это относится и к кондитерской продукции. Она в Швеции очень вкусная, поэтому мы брали сразу целый пакет булочек со злаками и выходило это на порядок дешевле, чем если брать по пару штук.
В Дроттнингхольме очень красивый дворец и парк перед ним с аллеями и фонтанами. В парке видели даже пару зайцев. Погода была отличная, солнечная.
Дальше отправляемся в сторону замка Грипсхольм и ищем место для первого ночлега в Швеции.
Лес оказался очень холмистым и каменистым. Вроде нашли хорошую лужайку в лесу. Остановились, начали устанавливать палатку и вот неожиданность… Ее невозможно поставить, поскольку земли сверху буквально 5 см, а под ней – скалистая порода. Пришлось ехать дальше искать место. Нашли далековато от трассы, в лесу у самого берега озера. Вода, кстати, там повсюду – одни озера вокруг. Вода в начале мая еще очень холодная. Пока готовились к ночлегу, увидели следы кабанов, лосей и заметили 3-х зайцев.
Что касается велосипедистов, то в Стокгольме их не счесть. Повсюду велосипеды, ими все уставлено. Много брошенных ржавых велосипедов. Это фишка велосипедных европейских городов. Они так и ржавеют годами и никто их не убирает.
Не только в Стокгольме, но и весь наш шведский маршрут пролегал по велодорожкам! Это изумительное наслаждение для велосипедиста! Ни одного бордюра нам не встретилось в Швеции! Велодорожки проходят либо там, где пешеходная зона, либо там, где автомобильная дорога, могут даже проходить посередине автодороги. Но во всех случаях велодорожка выделена многочисленными дорожными знаками, грамотной разметкой и часто красным цветом. У нас красная плитка выкладывается для красоты в виде узоров, а там красный – значит велодорожка! Для велосипедистов везде установлены отдельные светофоры. В связи с тем, что созданы безопасные условия для велосипедистов, ездят очень быстро. Лишь однажды нам попался участок трассы без велодорожки. В этом случае можно смело ехать по автомобильной дороге (кроме автомагистрали).
Также в столице очень много людей, занимающихся бегом.
Еще в Швеции, вне крупных городов, конечно, взято за правило взаимное приветствие между велосипедистами, что нам очень пришлось по душе. Мы и теперь, в Беларуси, стараемся распространять эту добрую традицию.
Фотографии в сообщениях 2-4 и половине 5го не открываются...
5 ДЕНЬ. 13 мая. 75 км.
Утром, возвращаясь на маршрут другим путем, выяснилось, что мы ночевали внизу у озера, а сверху, метрах в 50 от нас, были частные дома.
Едем в замок Грипсхольм. По пути заезжаем в продовольственный магазин, где ценники на товар были электронные! У входа в торговый зал можно было взять считывающее цены устройство. Еще не доходя до кассы, вы уже знаете какую сумму вам предстоит потратить. Шведы идут в ногу со временем.
Далее нам предстояла паромная переправа на другой берег. Когда подъехали, паром уже готовился к отправке. Увидели на берегу терминал. Оплата по карточке. На табло все в картинках. Нажали на изображение человека с велосипедом, ввели цифру 2 и получили свои билетики. Паром обошелся в 20 крон (3 долл.). Их, в принципе, даже не проверяли. Быстро заскочили на паром и…. смотрим, а навстречу слева идет паром к берегу, от которого мы только что отошли и мы понимаем, что паромы двигаются к разным островам, т.е. у каждого свой маршрут. Но нам снова повезло: паром шел по маршруту, внесенному в наш навигатор.
После переправы заехали в строительный гиппермаркет и купили запасной газовый баллон, который, кстати, нам так и не понадобился. На баллонах у них написано, что это газ для барбекю. Цена: 89 крон (14 долл.) за 0, 5 литра. А вот на заправках газовых баллонов мы не видели.
У нас закончилась вода. Магазинов не было, воды негде было набрать. И тут нам встретился одинокий домик. По-английски мы не говорим. Так уж вышло, что я учила французский, а Дмитрий немецкий, да и те уже подзабылись. Поэтому и хотелось, и кололось! Тут уж и шведы насторожились: чего это мы застопорились возле их дома, вышли на улицу. И тут находчивый Дмитрий делает ход конем: выкрикивает “хэллоу” и подталкивает меня вперед! Шведы подходят к забору, а я показываю им пустую бутылку из-под воды. Мы друг друга поняли. Я кое-как объяснила им, что мы из Минска, из Беларуси, путешествуем по Швеции и нам нужна вода. Добрые шведы научили по-шведски говорить “холодная вода” – “ваттэн кёльт”, дали нам воду и радостно помахали руками вслед.
И вот мы достигли очередной цели! Барабанная дробь - тра-та-та-та! Замок Грипсхольм, расположенный в городе Мариефред на острове на озере Меларен (площадь 1140 кв. км, третье по величине в Швеции), был заложен в 14 веке, а в современном виде построен в 16 веке. Впечатляет и сам замок, и вид вокруг: набережная с красивыми шведскими домиками, яхты. Как-то все так спокойно и гармонично вокруг, что хочется тут остаться.
Недалеко от замка разводят косуль.
Еще в течение дня видели 2 лосей, диких гусей, косулю, лебедей, черного сокола, серых цапель и двух яков, посущихся за оградой.
Палатку для ночлега поставили недалеко от дороги, рядом с тропой, по которой ходили люди.
6 ДЕНЬ. 14 мая. 95 км.
По треку заехали в лес на гравийку и протреслись 10 км, которые очень долго тянулись. Выехали к трассе, на которой был придорожный сервис - McDonald’s. Не фанаты фаст-фуда, но в походе очень даже можно отойти от привычного питания.
Еще узнали, что для шведов являются нормой регулярные занятия спортом, а вот не заниматься им – это не нормально. Очень много гольф-полей, больших конюшен. Про количество велосипедистов и бегунов уже писала выше. Гольф-поля у них не огораживаются, а любителей поиграть весьма много.
Еще одна отличительная особенность шведов – это наличие большого батута почти возле каждого дома.
Ах да! Чуть не забыла упомянуть о пристрастии шведов к ретроавтомобилям, на которых они ездят по городу на выходных. Такое впечатление, будто бы попадаешь на автомобильную выставку. Очень красиво и интересно!
Также шведы любят уединение. Очень часто встречались одиночные дома, а бывало домиков 5 стоит и вокруг, кроме леса, поля и дороги, ничего нет. Также наличие одиноких домиков выдавали почтовые ящики вдоль трассы, хотя самих домов не было видно – только дороги, уходящие в лес.
Вот что встретилось в этот день на нашем пути:
Красивый перекресток с фонтаном:
Музей военной техники:
Мы приехали к замку Стромсхольм, который был окружен бурлящей рекой. Смотрелось шикарно!
Время близилось к вечеру. Увидели две маленькие гостиницы и решили спросить можно ли остановиться. Оказалось, что в обоих отелях нет мест. Лишь в этот день мне очень хотелось поспать не в палатке, а в кровати.
Поехали искать место для ночлега и нашли его достаточно быстро.
7 ДЕНЬ. 15 мая. 85 км.
Утром шел дождь. Распогодилось часам к 10, после чего мы и выехали. Появилось солнце. С этого момента до конца путешествия была великолепная погода, даже слишком жаркая.
Проезжали симпатичный антикварный магазинчик:
…и военную технику:
Остановились на обед:
По пути, фотографируя одну из церквей, обнаружили, что возле нее выведена вода. Все аккуратно, с краниками. Запаслись водой, которая у нас к этому времени почти закончилась. Потом стали обращать внимание, что и возле других церквей есть подобные краны с водой.
За время похода много видели в Швеции церквей и все они построены совершенно в разных архитектурных стилях. Большая часть населения Швеции принадлежит к атеистам.
Приехали в город Йоребру поздновато. В центре расположен очень красивый замок и набережная.
Возле замка много рыбаков, сидящих прямо возле таблички «Ловля рыбы запрещена». |-)) Город аккуратный и уютный.
Швеция, особенно это ярко выражено, как мне показалось, в Йоребру, очень интернациональная страна – много афроамериканцев, арабов, корейцев и других национальностей. Есть даже арабские магазины (или магазины для арабов), в один из которых я случайно, не разобравшись, зашла и где весьма странно на меня смотрели.
В Йоребру встретили русскую женщину, которая вышла замуж за шведа. Она рассказала нам какие правила в поездах. Не в каждый вагон можно зайти с багажом, билет можно покупать без указания места (так дешевле и так все делают), за багаж оплачивать не надо, оплата только через терминал на вокзале либо через интернет, а с незачехленным велосипедом в поезд не впускают. Еще о поездах я расскажу чуть позже.
На выезде из Йоребру увидели знак кемпинга. Решили заехать. Кемпинг оказался с 5 звездами: с небольшим аквапарком, большой территорией и всевозможными развлечениями. В кемпинге нужна была кемпинг-карточка, которой у нас не было. Цена за установку палатки и кемпинг-карточки - 500 крон (77 долл.). Покупать карточку на один раз не имело никакого смысла и мы отправились дальше искать место для ночлега в палатке за пределами кемпинга.
К слову, кемпингов в Швеции на нашем пути встретилось пару штук. Хотя очень много туристов на кемперах. И, что очень нам бросилось в глаза, – много пенсионеров ездит по стране на кемперах. Часто видели большие стоянки с кемперами, где можно было взять автомобиль на прокат либо купить. А вот велотуристов в Швеции мы не встречали.
На ночлег остановились на холме напротив нескольких гипермаркетов, среди которых был целый гипермаркет спортивных товаров.
8 ДЕНЬ. 16 мая. 74 км.
Шикарная летняя погода. Решили обязательно сходить в спортивный гипермаркет. И не напрасно – без покупок не ушли! Я купила велотуфли, которые мне безумно понравились и были очень удобные, а также различные изотоники для предстоящего в Беларуси веломарафона «Налибоки». Своей покупкой очень довольна, оформила такс-фри. Шоппинг затянулся и в итоге мы выехали в Вадстену в 12:30. Весь день было смолящее солнце. Дорога тяжеловатая: 10 км ехали по гравийке, большие перепады высот. А еще был участок дороги, где не было велодорожки и обочины практически не было – пришлось ехать по двухполосной дороге со скоростным ограничением 100 км/ч. Ощущения не очень приятные, когда мимо проносятся фуры. Но водители вежливые: они заблаговременно подавали предупреждающий сигнал, давая нам понять, что они приближаются. Это реально помогало в данной ситуации.
Фото текущего дня:
До Вадстены ехать 110 км от места последней стоянки.
Не доезжая до города Мутала где-то 23 км, останавливаемся на ночлег прямо возле частных домов. Более укромного местечка поблизости найти не удалось.
Попробовали еще один шведский продукт – горький шоколад. Очень вкусный, хоть мы горький и не особо любим.
9 ДЕНЬ. 17 мая. 90 км
Весь день устойчиво жаркая погода.
Периодически в Швеции встречаются информационные табло, где можно взять с собой туристический справочник.
Добирались до очередного пункта назначения пол дня. И вот наконец-то мы у цели! Конечная точка нашего экскурсионного маршрута! Она самая долгожданная!
В Вадстене очень понравился Вадстенский замок, который был основан в середине 16 века для защиты Швеции от ожидавшегося нападения датчан, а также набережная озера Веттерн (площадь озера 1912 кв. км, второе по величине в Швеции после озера Венерн), где и расположен замок и Вадстенское аббатство.
Особенно впечатлил католический монастырь, основанный в середине 14 века и являющийся крупнейшим в Швеции. В храме имеются 2 красивейших органа. В храме можно даже остановиться на ночлег (стоит это около 100 долл.).
Встретили возле костела шведов, которые, глядя на наши велосипеды с сумками, заинтересовались откуда мы едем. Мы сказали, что из Беларуси. На что шведы радостно воскликнули: «О, Минск, хоккей!!!». Как раз в это время в Минске проходил Чемпионат мира по хоккею. Было приятно, что за границей радостно реагируют не только на Беларусь, но и знают столицу нашей страны.
Еще очень мы были впечатлены детьми, купающимися более 20 минут в озере Веттерн в это время года. Мы даже подумали, что там есть горячие источники и полезли проверять воду на ощупь. Нашему изумлению не было предела! Вода оказалась ледяной: даже вода на Балтике в сентябре значительно теплее!
В мороженице возле замка купили мороженое по 5 долл., которое вовсе не оправдало наши ожидания.
Шведы так любят гольф, что даже возле замка установлена площадка для игры в минигольф, которая пользуется спросом как среди взрослых, так и детей. И пока кушали мороженое, мы наблюдали за веселой игрой.
Отпуск подходит к концу. Это последний день нашего передвижения на велосипедах: завтра по плану сесть на поезд до Стокгольма, потом на ночной паром и из Риги отправиться на поезде до Минска.
Итак, едем в город Мьёльбю. Возле вокзала на велопарковке и за ее пределами очень много велосипедов. Шведы на них добираются до вокзала, а затем едут на поезде на работу в другие города.
В здании вокзала касс не было, стоял лишь терминал для покупки билетов. Терминалом оказалось легко пользоваться даже без знаний английского языка: все на уровне логики. Билеты на поезд дорогие. При покупке билетов необходимо было указать наши имена и фамилии. Покупая билет 1-го класса, можно выбрать место в поезде. Мы брали билеты 2-го класса. Цена также зависит от даты и времени отправления, а также от количества пересадок либо отсутствия таковых. Чем больше в маршруте пересадок, тем дешевле билет. Автомат выдает все возможные варианты, как добраться до конечного пункта. Мы выбрали маршрут с одной пересадкой в городе Линчёпинг с интервалом между поездами в 50 минут. Ура, билеты куплены! Они обошлись нам в 114$. Ехать до Стокгольма всего 2 ч 21 мин (+время на пересадку).
Едем искать место ночлега. По пути, впервые в Швеции, видим выпившего человека, причем женщину! В Швеции алкоголь не продается в продовольственных магазинах. Там можно купить лишь напитки с содержанием алкоголя до 3, 5 %. Алкогольные напитки можно купить только в специализированных магазинах, которые работают в будни с 10 до 17 либо 18 часов, в субботу – до 13 либо 14 часов, а в воскресенье и праздничные дни и вовсе не работают. И алкоголь очень дорогой. Поэтому даже возле кафе мы не видели выпивших людей.
И еще интересное о Швеции. Поражает чистота как городов, так и всей страны! Нигде не увидишь никакого валяющегося на земле мусора! И вместе с тем, найти мусорное ведро – это надо постараться! В крупных городах, конечно, не проблема куда выбросить мусор, во всяком случае возле магазинов точно можно, а вот в маленьких городках и на трассе – это очень даже проблема. Контейнеров для мусора нет даже на остановках. Но в стране чисто не потому, что там много дворников, а потому что люди приучены к чистоте: никто на улице не бросает мусор куда попало, никто не выбрасывает из машины окурки на дорогу. За выброс мусора в неположенных местах предусмотрены большие штрафы. Мы всегда собирали свой мусор в пакет и возили его с собой до ближайшего мусорного бака, иногда целый день.
Вот мы нашли место для ночлега. Прямо в городе, но место достаточно безлюдное – лесочек на возвышенности – хотя рядом расположены частные дома.
10 ДЕНЬ. 18 мая. 10 км.
Встали по будильнику в 05:30 по местному времени, чтобы спокойно собраться и заблаговременно приехать на вокзал. Велосипеды необходимо упаковывать в чехлы. Передние колеса и педали снимали. За время, пока мы производили необходимые манипуляции с велосипедами, к нам подошел машинист из вновь прибывшего поезда и начал говорить, что велосипеды нельзя перевозить в вагоне поезда. Мы показали велосипедные чехлы и на жестах объяснили, что снимаем передние колеса и будем провозить в чехлах как ручную кладь. На что машинист одобрительно кивнул головой, сказав: «Окей». Такое повторялось дважды. Эта ситуация нас порядком позабавила. Но мы, конечно же, были благодарны за такое небезразличное отношение к туристам. В итоге у нас багаж из 2 зачехленных велосипедов, 2 велосумок, палатки и 2 ковриков. Стоим мы на перроне и переживаем будет ли достаточно места в вагоне, чтобы вместить весь наш багаж. Ведь поезда ходят с всего 2, 4, 6 либо 8 вагонами.
Фото с перрона (в ярких чехлах - наши велосипеды):
Подошел наш поезд с 4 вагонами. Смотрим на обозначения на вагонах, чтобы был знак «Багаж» (он есть не на каждой двери, и даже не на каждом вагоне). Местом для багажа оказалось свободное пространство возле складных сидений. Вскоре вышли на станции Линчёпинг. Отправление второго поезда с той же платформы. Билеты в поездах всегда проверяют. Практически у всех шведов в поезде были электронные билеты, которые они показывали на мобильных телефонах. Скорость поезда – 130 км/ч, едет совершенно бесшумно. Во всех вагонах имеется Wi-Fi. Интернет высокоскоростной. Чтобы было понятно насколько скоростной, скажу, что нам никогда не приходилось пользоваться таким интернетом в Беларуси: любой фильм в HD качестве можно было смотреть сходу, совсем не подгружая его, а все интернет-сайты открываются за считанные доли секунды! Сиденья в поезде очень удобные. На каждые 2 места есть 3 электрические розетки. В центре вагона имеются 2 больших столика, которые быстренько при посадке заняли студенты. Стоимость билетов теперь уже не кажется столь высокой при таком европейском сервисе. Проезжали часто через тоннели, в которых здорово закладывало уши.
Приехали в Стокгольм, собрали велосипеды и едем на паром. Судно в этот раз то же самое - Isabelle. Располагаемся в каютах. И вот тут приятный сюрприз! Оказывается, что я буду одна в каюте! Я на радостях бегу в каюту Дмитрия, чтобы пригласить его к себе. В 19 часов идем на шведский ужин. У входа в зал выдают номерок нашего стола. Тут же официант приносит бутылку вина, которое мы не заказывали. Я сразу поняла подвох. Вино не включено в стоимость оплаченного ужина. Мы предпочли купить себе пиво. Разнообразие предложенных блюд было очень большим! С одной стороны - это великолепно, а с другой стороны – глаза разбегаются: на что ни посмотри - хочется все попробовать, но невозможно же столько съесть! Еда вкусная, наелись до отвала. На десерт были кофе, пирожные и мороженое. Сытые, довольные идем в свою «VIP» каюту отдыхать.
11 ДЕНЬ. 19 мая. 25 км.
Прибыли в Ригу. На этот раз погода замечательная и мы решили снова поехать в Старый город и более внимательно осмотреть достопримечательности.
Очень долго искали «Кошкин дом», поскольку представляли, что на нем будет очень много кошек.
Время еще позволяло заехать пообедать в Lido, что мы и сделали. Плотный обед с пивом по 0, 5 л из пивоварни Lido на двоих обошелся в 18 евро. Думаю, что сравнивать рижское Лидо с нашим – это бесполезное занятие. Уж не знаю почему одно и то же заведение так разительно отличается.
Приехали на железнодорожный вокзал. Опять упаковываем велосипеды в чехлы. Вагон у нас плацкартный (брали именно такой, чтобы было куда положить велосипеды). Но даже в плацкарте возникли небольшие проблемы: на верхних полках поместился лишь один велосипед, второй велосипед попросили разрешения положить на верхние полки к соседям за стенкой.
Всю ночь ехали в поезде и вот рано утром 20 мая мы уже в Минске!
Подводя итоги, скажу, что наш первый столь дальний велопоход - это самое замечательное наше путешествие! И, похоже, оно укоренило наше представление об отдыхе. Теперь мы уже точно не сможем, отдыхая, сутками лежать на пляже. Движение и только движение, каждый день новые места, новые города, новые достопримечательности, новые эмоции!
Теперь мы будем планировать новые и новые велопутешествия! Наверное, это болезнь, которую мы обрели во время поездки и уже не сможем изменить своим новым пристрастиям!
-* Приятных всем велопутешествий! :-*
=Конец отчета=
ТРЕКИ:
Гудогай - Вильнюс: http://www.gpsies.com/map.do?fileId=dxggkeahyhcvunou
а/в Паневежис - озеро Пайстрё: http://www.gpsies.com/map.do?fileId=yovhdthfdjjxxaid
Stockholm: http://www.gpsies.com/map.do?fileId=nwtxvxpdnfedxohn
Stockholm-Drottningholms: http://www.gpsies.com/map.do?fileId=abvivizuqnolfcgu
Drottningholm-Gripsholm: http://www.gpsies.com/map.do?fileId=nhediahgxepupers
Gripsholm-Stromsholms: http://www.gpsies.com/map.do?fileId=sydatvdinaothxys&authkey=660A4AF14C2A8589A3D2ABD067570B88A2F8EC0313B46CF9
Stromsholms-Orebro: http://www.gpsies.com/map.do?fileId=sqhgkstcznzihctj&authkey=9DD8AE11295671DC4592EEDCC7AD89BF5B192ABE8B77DE52
Orebro-Vadstena: http://www.gpsies.com/map.do?fileId=xuleampuakxvtumm&authkey=569E620BB62D0EA3FA912C6688A32DD583D1D9EC383EF58C
Vadstenna-Granna: http://www.gpsies.com/map.do?fileId=vfvzlpyphukzuyoz&authkey=0CB80416AA19D6A2AE70EDCC1807135714BE28AE6FC72E96
Granna-Mjolby: http://www.gpsies.com/map.do?fileId=azlcovbkuouprufz
Фотографии в сообщениях 2-4 и половине 5го не открываются...
замечательный отчет, еще бы фотки, у меня ни одна не открылась :(