Велопоход по горам Киргизии, май 2018

zablik
Автор

Расскажем про наш велопоход в Киргизию в мае-июне 2018. Хочется и своим опытом поделиться и послушать полезные советы более опытных походников и велосипедистов.

Отчёт будем выкладывать по частям.

Тут короткое видео о чём будет рассказ

Общие сведения
Продолжительность:10 дней
Длина маршрута: 625 км
Максимальная высота: 3895 м
Диапазон высот: 3165 м
Всего подъемов: 8109 м
Всего спусков: 9009 м

Трек: https://www.gpsies.com/map.do?fileId=cbvbinaxeiwrkxxm

Если в поезде всех заботили размеры велосипеда, то в самолёте ему придавали мало значения, зато нужно было перераспределять вес. Закинув в велочехол вещи из багажа до заветных 20кг и обмотав всё картоном и туристическими ковриками, чтобы их не побили при погрузке, и спустив колёса мы откатили их в приёмку крупногабаритного багажа.

Дорога в точку старта, Каджи-Сай

Из Минска в Бишкек нет прямых рейсов, и дешевле всего оказалось ехать на поезде до Москвы и уже оттуда лететь на самолёте. И хотя велы мы предварительно разобрали/упаковали, наша поездка едва не закончилась на Минском вокзале: не проходили по габаритам! Со скрипом и после долгой беседы с начальником поезда нам всё же дали зайти с условием, что до Борисова мы пересоберём и ужмём наши велики и поклажу до необходимых 210см и 36кг. Так тамбур на пару часов превратился в веломастерскую. Удалось, закинули велики на верхние полки в купе, едем дальше!
Кстати, из-за того, что велик по новым требованиям приходится собирать компактнее, такой способ перевозки становится менее безопасным.

Если в поезде всех заботили размеры велосипеда, то в самолёте ему придавали мало значения, зато нужно было перераспределять вес. Закинув в велочехол вещи из багажа до заветных 20кг и обмотав всё картоном и туристическими ковриками, чтобы их не побили при погрузке, и спустив колёса мы откатили их в приёмку крупногабаритного багажа.

Юра: Первое, что я сделал по прилёту – потерял паспорт. Вот уж не ожидал от себя! Он был в кармане флиски и остался в самолёте. Срочно его искать сотрудники аэропорта не хотели, выдали багаж и в зале ожидания оставили ждать депортации. Делать нечего, подгадал момент и принял душ в ногомойке в туалете. Пользуясь случаем, передаю привет консульству Беларуси в Кыргызстане, на сайте которых жирным красным шрифтом был написан круглосуточный телефон для экстренных случаев. Жаль, что за всё время так и не удалось до них дозвониться. Через сутки, не без вознаграждения в 100$ паспорт мне вернули, а меня попросили написать заявление, что я сам его нашёл у себя в вещах. Кстати, опытные люди говорят, что и 30$ было бы достаточно.

Вадим и Саша: Взволнованные и расстроенные потерей бойца, мы отправились с Евгением в Каджи-Сай, посёлок на берегу Иссык-куля. Евгений - хозяин гостевого дома, в котором мы планировали остановиться на одну ночь.
Путь предстоял долгий, а ведь еще нужно было заехать в город за газом и поменять деньги. Когда выезжали, уже смеркалось, и скоро совсем стемнело - так что гор в этот день мы так и не увидели.
Утром Юра написал, что пограничники предложили ему лететь в Москву либо через два часа либо вечером в понедельник. Он решил подождать ещё в надеждах, что найдут паспорт, и он нас догонит. Поэтому мы отложили старт велотура на сутки, а на сегодня решили сделать разминочный день с кольцевым маршрутом.
Радушные хозяева встретили нас уютной обстановкой, тёплым общением и прекрасной домашней едой. Надо сказать, такой сервис нас приятно удивлял - вспомнились беззаботные времена в деревне у бабушки :)
В Каджи-Сай (посёлке, котором мы жили) в союзные времена были шахта и электротехнический завод. Хозяева имели инженерную квалификацию и трудились на нём. Но после распада пришлось искать другое направление деятельности, и они занялись туризмом, у нас бы это назвали агроусадьбой. Помимо отдыха в домике и на озере, можно брать экскурсии на автомобилях или лошадях в окрестные достопримечательности - озёра, пещеры и каньоны. Там есть, что посмотреть и без насилия над собой.

0-й день. Разминочный.

Часов в 12 двинулись в путь, с собой рюкзаки были, но с небольшим количеством вещей.
От дома сразу шёл подъем, первые несколько км в поселке асфальт, но потом началась “баранья тропа” - много камней и сыпчака, так что мы почти сразу спешились. Сразу стало понятно, что это будет не такой велотур, как обычно.

По дороге встретили первого чабана - парень полубегом спускался по дороге и так же “на лету” поздоровался с нами за руку со словами “Здорово”. В первый раз это показалось необычно, сложилось даже впечатление, что они такие компанейские и общительные - забегая вперёд, общительность у них всё-таки своеобразная.

Поднимались, как водится, вдоль ручья.

Через пару часов такого полупешего подъема добрались до плато. Вот там в первый раз и воткнуло - километры равнины, окаймлённой горами и на ней только несколько стадов и чабанских хижин.

Сразу бросился в глаза контраст к тем горам, что мы привыкли - там всё “лысое” и менее жизненное, но при этом впечатляющее своим масштабом, тишиной и первозданностью. Ближе к выезду с плато сбоку показался хвойный лес, они появляются в диапазоне высот 2500 - 3000.
Потом был бодрый гравейный спуск, начались окраины райцентра, в них мы нашли кладбища. Они там выглядят как полумавзолеи.

В городе детишки в первый раз кричали Hello - традиция, происхождение которой было бы интересно узнать.
К закату успели докрутить домой, и пошли знакомиться с Иссык-кулем. Дальше всё как полагается - купание (вода не такая уж ледяная, но мы конечно были единственными), пиво, беседы ниочём. Но важно было то, что при подъезде к Боконбаево нам пришло письмо от Юры - он вернул паспорт и приедет к нам ночью - ура!

1-й день. Понедельник. Отложенный старт.

Надо было призвать карты (наша давняя традиция на удачу), безлюдный берег иссыккуля для этого идеально подходил, оттуда и был дан официальный старт похода.
Маршрут был запланирован таким образом, что первые 2 дня мы набираем высоту, чтобы зайти на перевал Тосор (3882м), затем долго спускаемся до города Нарын – первой промежуточной точки. Самое главное – подняться на перевал, а дальше гравитация сама справится.

Сначала нужно было проехать 20 км вдоль берега по асфальту, а дальше нас ждал более чем 2000 подъем. По дороге заскочили в каньон сказка и повернули на пока что подъем жизни.

Ну асфальт закончился сразу, это понятно. И сразу стало жарко, тоже неудивительно. В принципе до конца дня мы поднимались довольно бодро, постепенно сужая вокруг себя рамки ущелья, но до сих пор не теряя вид на Иссык-куль и пятитысячники, отделяющие Казахстан. Воду набрали в речке, но пока в расчете на кипячение, уж слишком много пометин от животных было на пути. Они нам кстати помогли вечером, когда мы разожгли единственный за весь поход костер. В Кыргызстане лесов почти нет, зато сало отлично жарится на кизяках. Стоянка была в “относительно ровном месте” между дорогой и теряющейся рекой, чуть выше от очередного поселка.

Если понравилось, то самое интересное будет позже. Не переключайте канал ;)

zablik
Автор
Цитата сообщения от degen1103 отправленного 1 Июн в 07:08

Гэта нешта!

Дзякуй што чытаеце, нам прыемна! Мы абавязкова дабярэмся і выкладзем рэшту справаздачы на наступным тыдні

zablik
Автор
marsattack, @marsattackКогда уже наступит...это позже?Пишите дальше!Канал все тот же)

Что тут скажешь... Обещали, а слово не сдержали. Сейчас прочёл ваш коммент и стало стыдно, я и не ожидал, что кто-то ждёт продолжения.
План был написать короткий, рафинированный отчёт для Onliner а сюда - подробный, эмоциональный. На онланере опубликовали, а полный отчёт остался огромной грудой неотформатированного текста, и с ним уже сложно работать, память не та. Поэтому вот что будет: текст будет с онлайнера, зато сюда добавится куча других фоток, которых больше нигде нет.
И всё благодаря вашему комментарию, спасибо!

Воду для питья и готовки брали из реки, но предварительно кипятили, потому что выше по течению ещё было много пастбищ. Чтобы согреться и набраться сил, баловали себя какаушкой и фирменной овсянкой со сгущёнкой и печенной крупой (по такой дороге печенье с лёгкостью перемалывается в рюкзаке). Готовили на газовой горелке, дров в округе нет. Зато нашли кизяк – высохший конский навоз. Он отлично подходит как топливо, на нём мы и пожарили сало.
Звёздная ночь!

На второй день подъём стал круче и всё чаще приходилось слезать с коня и толкать его вверх. Местный детский патруль сопроводил нас до ближайшей хижины, где мы выменяли айран и воду на конфеты. Нам бы конечно и без конфет все дали - так заведено. Хозяин хижины сказал, что дальше вода из ручьев чистая, но на перевале мы не пройдем, потому что там снега в полный рост и даже конь не проходит. Запивая чак-чак дарёным айраном единодушно сходимся, что не попробовать всё равно нельзя.

Imgur
Imgur
Imgur
Imgur
Imgur
Imgur
Imgur
Imgur

Погода портится, начинается дождь, дождь переходит в снег, ветер мерзкий и пронизывающий. Надеваем чехлы на велорюкзак и на себя. В голове начинает крутиться мысль “А тебе это точно надо?”.
Глаза боятся, ноги идут вверх.

Imgur
Imgur
Imgur
Imgur
Imgur
Imgur
Imgur

Для ночёвки удобных мест на такой высоте уже не было, поэтому выбрали камень побольше, чтобы была хоть какая-то защита от ветра. Правда в это место как раз стекала талая вода, поэтому оно и относительно ровное, но мы заключили, что раз вечером уже мороз, то и до команды “подъём” ничего не растает. А подъём нас ждал ранний, ведь предстоял штурм высшей точки маршрута.
На закате лунная долина выглядела завораживающее, казалось, приоткрыв замок палатки, ты смотришь в иллюминатор какого-нибудь Аполлона или что у них там для того.

Imgur
Imgur
Imgur
Imgur

День3

Штурм

На подъёме -6°C, настроение бодрое. Когда светит солнце, раздеваемся почти до маек, в тени надеваем куртки обратно. На крутых подъёмах велики затаскиваем вверх по камням. В эти моменты становится понятно, что набивать рюкзак до 30кг было явным перебором - велик так и норовит укатиться назад или в пропасть.









4000 м - высота не такая уж большая, но при интенсивных нагрузках недостаток кислорода начинает ощущаться. Мы опасались, что из-за усталости и недостаточной акклиматизации может появиться горная болезнь, но нас это не коснулось.









Поднявшись на перевал мы почти начали радоваться победе, потому что спуск должен был быть пологим. Но не так всё просто оказалось, сразу же на спуске нас встретил глубокий снег и метель. На тропу не было даже намёка, только по наличию уклона вниз можно было примерно угадывать направление движения . Хотя в метель и на 10 метров не было видно, так что пришлось подключать GPS. Шли по насту, периодически проваливаясь по пояс, а иногда с элементами фристайла через руль. Через пару километров наткнулись наконец на советский столбик, обозначающий дорогу.




zablik
Автор

Долина дрянного климата
Климат изменился резко. Подул ледяной встречный ветер и дождь вперемешку с льдинками, бьющими по лицу. Никаких деталей рельефа не было, чтобы хотя бы на время скрыться от непогоды. А уклон стал гораздо меньше, поэтому надежды просто уйти от метели вниз тоже не было. Мы почти сразу назвали эту долину «Долиной отвратительного климата». Честно говоря, в разговоре мы использовали более резкое слово.

Местами пробивалась трава, и мы радовались окрикам сурков, это почти как детское «хэллоу» в деревнях. Здорово, что в этом затерянном уголке мира мы не одни. Связи у нас не было, телефоны не ловили сигнал. А даже если бы ловили, то что? Конь не пройдет, машина не проедет, а голубой вертолет, как нам объяснили, в те края не прилетает и бесплатно кино тоже не показывает. Мосты через притоки разрушены, но их получалось переходить вброд или, снимая велорюкзаки, проходить по ледяным карнизам там, где это не было опасно.




За ночь палатку заносило снегом, а тормоза на велике замерзали и отказывались работать. Ехать между тем становилось веселее, а временами и красивее.