Велопоход Витебск-Брест (август 2015)

Отчет о велопоходе из Витебска до Бреста, состоявшемся с 11.08 по 22.08.2015. Маршрут проложен через г.Витебск (стартовая точка), г. Полоцк, Верхнедвинск, Миоры, Браслав, Поставы Витебской области, Нарочь Минской области, д.Михалишки, д.Гервяты, г. Островец, г.Гудогай Гродненской области, Минск, г. Столбцы Минской области, г.Мир Гродненской области, г.Несвиж, г.Городея Минской области, г.Жабинка, г.Каменец Брестской области, Беловежская пуща, г.Брест (конечная точка). Ввиду коротких сроков похода было три переезда на ж/д транспорте. Расстояние, пройденное на велосипедах, 670 км (без учета передвижения на ж/д транспорте). Участников велопохода - 4 человека. На седьмой день похода на маршруте осталось два человека...

Прошу не судить строго за первые попытки написания отчета о походе. Туристический стаж пока очень маленький - с 2013 года два пеших похода в Украинские Карпаты, один на Карельский перешеек. А приобретя недавно велосипед появилась мечта объехать всю Беларусь, увидеть все уголки нашей любимой и прекрасной Родины. Сколько вокруг прекрасных мест, о которых хочется рассказать и поделиться об увиденном... А главное, сколько открытий делаешь для самого себя и сколько получаешь от этого положительных эмоций, выходя из зоны комфорта...
Каждый из нас познает этот мир по-своему. Каждому интересно своё. Каждый из нас любит отдыхать по-разному. Но не смотря на то, что все мы такие разные, мы находим людей с общими интересами, целями, идеями и мыслями... Таким образом и состоялся наш 12-дневный велопоход по Беларуси, в котором приняли участие 4 человека (три из Санкт-Петербурга и я - из Беларуси), чтобы познакомиться с Беларусью и увидеть, что она из себя представляет собственными глазами, а не через мониторы компьютеров и голубые экраны тонких телевизоров...
Начало любого похода для меня всегда является волнительным, а в этот раз вдвойне, так как была принимающей стороной и в своём роде руководителем нашего велопохода. Маршрут составлялся таким образом, чтобы у гостей из Питера, которые никогда у нас не были, осталось приятное впечатление от посещения Беларуси и возникло желание вернуться сюда ещё раз... Согласитесь, что миссия достаточно ответственная, а для человека-патриота вдвойне... :-)
Итак, начальная точка маршрута - город Витебск. Прибытие на витебский железнодорожный вокзал кишиневским поездом 11.08.2015 в 5-00 утра...

Перед отъездом в город Полоцк мы немного прогулялись по городу... Витебск считается древним городом, основанным в 974 году, имеющим богатую историю... На протяжении столетий город рос и менял свой облик... Однако, архитектурное богатство города было утрачено во время Великой Отечественной войны в 1941-1944 годы. После окончания войны сохранилось очень мало построек, можно сказать, что город был фактически разрушен до основания...

После войны в городе был восстановлен жилой фонд, административные здания, что-то законсервировано, а что-то было принято решение не восстанавливать вообще... Этим можно объяснить отсутствие в Витебске большого количества памятников истории - многое было просто построено с нуля в 20 веке...

Свято-Успенский кафедральный собор



на площади Победы


памятник князю Ольгерду

на улице Суворова


Мост и улица Пушкина


Ратуша - символ того, что Витебск когда-то получил Магдебурское право


одно из многочисленных витебских граффити

Амфитеатр - главная площадка международного фестиваля "Славянский базар"


памятник патриарху Алексию II


на улице Толстого, вдали Воскресенская церковь


на набережной вдоль Западной Двины на заднем фоне:
Кировский мост, Свято-Успенский собор, театр, Благовещенская церковь

![]()

Конечно, Витебск не такой огромный как Минск, Москва или Санкт-Петербург, но для знакомства с ним одного дня или нескольких часов всё-таки мало... Нам удалось чуть-чуть соприкоснуться с городом, с его улицами, площадями, но чтобы ощутить атмосферу нашего маленького города с населением 370 тысяч, чтобы понять, чем он привлекал и привлекает такое количество известных людей, нужно побыть здесь хотя бы несколько дней: прогуляться по пешеходным улицам, посетить музеи, выставочные залы, сувенирные лавки, пройтись по набережным Западной Двины и Витьбы, посидеть в кофейне за чашечкой хорошего кофе либо поднять за благополучие города и здравие друзей бокал хорошего вина, вечером можно увидеть ночной Витебск, а также найти себе досуг в развлекательных заведениях... Думаю, что на пару дней здесь каждый сможет найти для себя что-то интересное и надеюсь у каждого о Витебске останется хорошая память и приятные впечатления...


на железнодорожном вокзале эта семейная чета всех встречает и провожает

Следующая наша точка - древний город Полоцк... От Витебска он находится около 100 км. Чтобы не терять время на дорогу, в кассе было приобретено 8 билетов до Полоцка (4 на людей и 4 на велосипеды), погрузились в дизель и через два часа были уже на месте. По плану было знакомство с городом и устройство на ночлег.
Поскольку товарищи по походу, гости из Питера, были ограничены по времени пребывания в Беларуси, а посмотреть хотелось очень много всего, пришлось включать на некоторых точках в маршрут переезды дизелями. Также и закупку продуктов мы наметили сделать не в Витебске, а в Полоцке, чтобы не "утяжеляться".
Полоцк - самый древний город Беларуси и один из древнейших городов Восточной Европы. Первое летописное упоминание в русских источниках о Полоцке относится к 862 году. Однако, погрузившись в массу исторических статей, заметок и работ, вы обязательно прочитаете, что по мнению архиологов город был основан на 70-80 лет ранее указанного года. Полоцк в истории Беларуси на протяжении всего времени своего существования всегда играл важную политическую роль и как главный город Полоцкого княжества, и как важный город Великого Княжества Литовского, Речи Посполитой и во времена подчинения Российской Империи. Сегодня Полоцк считается признанным культурным центром Беларуси. Полагаю, по этой причине, когда Министерством культуры Беларуси началась проводиться акция определения ежегодно какого-то населенного пункта в качестве культурной столицы года, Полоцк стал первым городом, которому был предоставлен такой статус...
Я с уважением отношусь к седой истории Полоцка, однако не могу не сказать, что ощущения нахождения в древнейшем месте Беларуси, к сожалению, не возникает... Может быть, это связано с тем, что сегодня Полоцк выглядит как обычный современный город 21 века со своими проблемами, обычной городской инфраструктурой и суетой? Как бы ни было, но чувство соприкосновения со стариной всё-таки немного появляется, когда попадаешь на Нижне-Покровскую улицу, где стоят старые домишки, Богоявленская церковь, старая кирха, а в конце упираешься в лестницу, ведущую наверх к древней Софии. Именно на возвышении вы сможете увидеть Западную Двину и впадающую в неё Полоту. Стоя на берегу, начинаешь представлять, что когда-то по Западной Двине сновали не только торговые корабли, но и военные. Сразу начинаешь вспоминать прочитанные книги о древних временах Полоцка, когда вокруг него стояли оборонительные стены, препятствовавшие захвату города, в том числе и с воды... А сейчас стоишь умиротворенно возле стен Софии, с которой также связано большое количество исторических событий, в окружении зелени, пения птиц и мирно снующих вокруг местных жителей и туристов. Хочется надеяться, что местные власти будут развивать туристическую инфраструктуру древнего Полоцка... делая город более привлекательным не только для белорусских туристов, но и иностранцев...


железнодорожный вокзал города Полоцка


памятник легендарному полоцкому князю и великому князю киевскому
Всеславу Брячиславовичу (Чародею)

ювелирная мануфактура

храм Покрова Пресвятой Богородицы


гостиница Парус


памятник белорусской букве "Ў" (2003 г.)


памятник Ефросинье Полоцкой


Нижне-Покровская улица. Жилой корпус Богоявленского монастыря
(известен как дом Симеона Полоцкого)

возле детского музея на Нижне-Покровской улице

колонка с водой

кирха - лютеранская церковь (кон.19-нач.20 вв.).
С 1948 года здесь располагается Полоцкий краеведческий музей

памятник героям Великой Отечественной войны 1941-1944 гг.

памятник героям войны 1812 года - 24-метровый чугунный монумент -
восстановленная копия памятника, возведенного в 1850 году по проекту
архитектора Фиксена и разобранного в 1932 году по решению советских властей


памятник Симеону Полоцкому

софийский собор - величайший памятник истории не только самого Полоцка,
но государства белорусского в целом (заложен между 1044 и 1066 гг.),
собор построен в 1738-50 гг. на фундаменте Софийского собора 11 века

возле Софийского собора есть камень желаний :-) если дотронитесь до него,
загадаете желание, обойдете его 3 раза вокруг, то, возможно, оно и сбудется

мост через реку Полота возле Софийского собора. Сверху мост не внушает доверия,
кажется шатким, но местные жители бесстрашно передвигаются по нему туда-обратно

возле комплекса бывшего иезуитского коллегиума (на Нижнем замке кон.16 в.)
установлен памятник студенту

знак Франциска Скорины

Наше появление на улицах Полоцка вызвало большой интерес у местного населения, особенно у детей, которые пытались разговаривать с нами на английском языке, думая, что мы иностранцы из Европы :-)))

К сожалению, должна констатировать, что велотуризм в Беларуси только начинает развиваться. Да, в различных регионах есть энтузиасты, которые собирают группы, чтобы отправиться куда-то на велосипедах, ночевать в палатках, не взирая на погодные условия и небыстрое передвижение. Забегая вперед, скажу, что часто мы видели восхищение людей, когда они узнавали откуда мы и куда едем, и одновременно непонимание, почему мы себя так мучаем...
Покатавшись по городу, посидев немного на берегу Западной Двины у подножья Софийского собора (здесь нам, к стати, не удалось набрать воды из источника, т.к. он пересох), мы отправились в магазин Дионис закупать продукты (находится практически напротив автовокзала, недалеко от железнодорожного вокзала). Учитывая, что мы предполагали на протяжении пути следования заезжать в райцентры, где имеются большие магазины, мы не запасались продуктами, чтобы не утяжелять велосипеды лишними килограммами.
Закупив продукты, выяснив предварительно, что в Полоцке стать на ночлег негде, мы отправились на озеро Ропно в районе поселка Коллективное (в 5 км от Полоцка). Напомню, что наш велопоход совпал с установившейся во второй половине лета 2015 года жарой, когда не было дождей и был введен запрет на посещение лесов, поэтому каждое озерцо было для нас спасительным оазисов, где можно было освежиться и помыться...

Учитывая, что все полочане также искали спасительную прохладу в жару, озеро Ропно было просто облеплено местными жителями. Подходов толковых к озеру не было, поэтому мы поставили лагерь в районе хозяйственных развалин таким образом, чтобы возле нас не было хождений посторонних лиц. Расставив палатки, мы ринулись в озеро.


Искупавшись, постиравшись, поужинали. Учитывая запрет на розжиг костров, готовили на протяжении всего похода на газовых горелках. Что ж, для первого дня неплохо. Посетили два города - Витебск и Полоцк.

церковь в п.Коллективное Полоцкого района
(рядом с местом, где мы стали лагерем на ночлег на берегу озера Ропно)

После ночевки на озере Ропно, мы вернулись в Полоцк и с железнодорожного вокзала отправились на дизеле в город Верхнедвинск. Должна отметить, что первые дни поездки были осложнены высокой температурой (в один из дней велокомпьютер показал +41 на солнце), постоянным палящим солнцем в течение всего дня, но нас всегда спасали водоемы, которых на территории Витебской области достаточно много. Это мы оценили, когда в дальнейшем передвигались по территории Гродненской, Минской и Брестской областей, где с водоемами была уже напряженка. Но у нас собралась достаточно позитивная команда, которую ничего не смущало, и мы двигались всё дальше и дальше, знакомясь с глубинкой Беларуси, общаясь с местным населением и наслаждаясь видами природы... :-)

P.S. В отчете используются в том числе фотографии Натальи Орловой-Вишневской (второй участницы велопохода) и fotobel.by (где не получились собственные)

Итак, покинув Полоцк, мы отправились в город Верхнедвинск на дизеле. По плану мы должны были проехать Верхнедвинск, Миоры и стать лагерем между Миорами и Браславом на одном из озер.
Станция Верхнедвинск находится в деревне Боровка в 2 км от самого города Верхнедвинска.


церковь Ефросинии Полоцкой в д.Боровка (1840-1844 гг.)

на протяжении всего движения по Витебской области нас
радовало разнообразие оформления остановочных пунктов

мимо такой коровки в д.Янино мы никак не могли проехать :-)


Перед въездом в Верхнедвинск мы пересекли ещё одну из крупных рек Беларуси - Дриссу. Когда-то именно от названия этой реки город Верхнедвинск носил ранее название Дрисса, а район назывался Дриссенским. Впервые в письменных источниках город упоминается в 1386 году. Сам же город небольшой.


Церковь Николая Чудотворца (1819 г.)

Костел Рождества Девы Марии (сер.19 века)

Поскольку впереди нас ждал длинный путь, мы проехали только по центральной улице, остановившись возле магазина, чтобы немного подкрепиться и пополнить продуктовые запасы. Если будете проезжать через этот город, то покупки можно сделать в магазине возле автовокзала, недалеко от костела.


В городе имеется одна единственная частная гостиница Ника


в Верхнедвинске имеется сыродельный цех. Сырных дел мастер Ян :-)





парк отдыха Лесная сказка

далее наш путь в город Миоры...

Отчёт очень исторически поучительный. Но в следующий раз по транспортным дорогам в группе надо передвигаться в светотражающих жилетах(хотя бы замыкающему).

Миорщина встретила нас палящим солнцем и знойным воздухом...

Дорога из Верхнедвинска до Миор сносная.

Поскольку август месяц период, когда идет уборочная кампания, глаз радовали золотые поля с зерновыми, зерноуборочные машины, трактора по укладке соломы и сена и т.п.


В пути одному из наших участников стало нехорошо - последствия жары, солнечного пекла. Мы остановились в одной из деревень. Хозяйка разрешила воспользоваться колодцем, стоящим у неё во дворе, чтобы набрать воды в бутылки. Мы разговорились. Женщина оказалась многодетной матерью. Она угостила нас водой с медом и травами, чтобы прибавить сил в дорогу :-) Признаться, радушие хозяйки порадовало. Мы не стали рисковать здоровьем напарницы и решили доехать только до Миор и найти ночлег и отдохнуть на миорском озере.
Миоры - город, в котором была не раз, с которым связаны приятные впечатления, тёплые воспоминания о пребывании и о людях, здесь живущих... Люблю миорщину за озёра, за леса, за чистый воздух, за возможность отдыхать глазам от бетонных коробок и городской суеты...

Визитная карточка Миор - костел Вознесения Девы Марии


миорская гостиница

В центре имеется большой магазин, где мы купили продукты на ужин. Сначала думали стать на озере в пределах города, но выехав немного из города, стали на большой поляне на озере Осиновка - тихо, спокойно, людей немного, оборудовано место для костра, хороший заход в озеро. Поставили лагерь, пристроили велосипеды, поужинали и спать - сильно уж утомляет жара и духота...

Не хочу никого обижать, но очень огорчило безответственное отношение местных жителей к окружающей среде. Побывав на берегу двух озёр в пределах Миор, мы везде нашли кучи мусора. Видя такую картину, особенно в маленьких населенных пунктах, где нет специальных уборочных служб, хочется задать кидающим мусор вопрос: "Чем вы думаете, бросая здесь мусор? Неужели приятно сидеть в загаженном месте, среди бумажек, пластика и прочей всячины?" Признаться, мне даже стало стыдно за наших белорусов перед российскими друзьями, которые наслышаны о Беларуси, как о государстве, где живут приветливые люди, где поддерживается порядок и чистота... Ведь нет ничего сложного и зазорного сложить весь образовавшийся мусор в пакет и унести (вывезти) его с собой. Мои друзья оказались пропагандистами экологического туризма - уносим (увозим) не только свой, но и чужой мусор. Можно сказать, что на протяжении всего велопохода мы внесли свой небольшой личный вклад по очистке мест отдыха... Цените природу...

Цитата сообщения от аист\-1 отправленного 6 Янв, 2016 в 06:53

Отчёт очень исторически поучительный. Но в следующий раз по транспортным дорогам в группе надо передвигаться в светотражающих жилетах(хотя бы замыкающему).

Замыкающий-фотограф на протяжении всего велопохода была в светоотражающем жилете. Ведущий (первый велосипедист) тоже потом был постоянно в жилете. Можно сказать, что мы соблюли правила безопасности пребывания на дороге...

Утро третьего дня пути ознаменовалось снижением температуры, мелким моросящим дождичком и отсутствием солнца... За долгие недели жары и засухи было очень непривычно....
Итак, по плану добраться до Браслава, а дальше сами Браславские озера, чтобы стать на одном из них на ночлег. До обеда двигались под дождем. Даже немного взгрустнули, т.к. не очень хотелось быть на озерах под дождем.

В районе деревни Иказнь признаки дождя пропали, а двигаясь всё дальше и дальше нас радовало солнце и голубое небо...
Конечно, мы не могли не заехать в деревню, вернее в агрогородок, Иказнь, т.к. привлек внимание возвышающийся костел...


Церковь Святого Николая 1905 г., брама нач.20 века (Иказнь)

Костёл Божьего тела 1906-1912 гг (Иказнь)


возле иказненского костела
В Иказни мы пополнили запасы воды. Когда набирали из колодца воду, одна из жительниц деревни вынесла нам яблоки, чтобы мы взяли их в дорогу. Мелочь, а приятно :-) ...
На протяжении всего пути к Браславу, то с одной стороны, то с другой нас окружали озёра. Вдоль дороги пробегали берёзки... В полях активно трудились трактора, перепахивая землю в местах, где уже был убран урожай....

Перед въездом в Браслав мы попали в информационный центр Национального парка "Браславские озера", где нам напомнили правила пребывания на территории Браславских озёр. Здесь можно купить сувенирную продукцию, а также дрова. С сувенирами, на мой взгляд, было скудненько, а от дров мы отказались, т.к. собирались ещё посмотреть сам Браслав, а до стоянки ехать еще было прилично... Если ехать на озёра на машине, то, конечно, в центре сразу можно купить дрова, закинуть в багажник и вперед. На велосипеде так не получится :-))
В Браславе была не раз, даже есть на эту тему пост http://tatiana-0824.livejournal.com/940.html Конечно же, мы побывали на Замковой горе, прокатились по городу, искупались в озере Древяты. А затем отправились в самый крупный супермаркет города "Евроопт", где по чистой случайности встретилась с коллегами по работе из Витебска, приехавшими в Браслав на машине в командировку. Встреча оказалась весёлой! :-)))

вид с Замковой горы


Свято-Успенская церковь

Костел Рождества Девы Марии

ковчег возле костела


здесь, в центре возле райисполкома, можно перекусить

Прикупив продуктовый провиант, мы тронулись покорять Браславские озёра, поставив задачу добраться до туристической стоянки Будилы. Пейзажы, дороги неописуемы. Следует признаться, мы с Борисом (одним из участников похода) немного слукавили с картой, поехав не по основной дороге, а решив разбавить маршрут лесными тропками, о чем ни на минуту не пожалели, насладившись открывавшимися видами и запахом хвои и озёр... Да, простят нас друзья :-)

Браславские озёра

Итак, выехав из города Браслава, мы отправились на территорию Национального парка "Браславские озёра". Прежде чем продолжить свой рассказ, остановлюсь на важном организационном моменте, чтобы не попасть в неприятную ситуацию и не испортить отдых, находясь в этих краях.
Отправляясь на Браславские озера, следует внимательно изучить карту Браславщины и, прокладывая свой веломаршрут, учитывать, что северо-западная территория национального парка расположена в пограничной зоне, в которой установлен особый порядок пребывания. Для граждан Беларуси требуется разрешение на посещение пограничной зоны с уплатой государственной пошлины в размере 0, 2 базовой величины. Иностранному гражданину в такую зону практически не попасть, если нет приглашения от родственников, проживающих в такой зоне, только, если транзитом. Все эти вопросы следует заранее урегулировать с пограничной службой Беларуси.
Почитать обо всех этих вопросах можно на официальном сайте Государственного пограничного комитета Республики Беларусь http://gpk.gov.by/border/chto-takoe-pogranichnaya-zona-i-pogranichnyiy-rezhim.php. Официальный сайт Национального парка "Браславские озера" - http://braslavpark.by/. Ну и конечно же, никто не отменял получение справочной информации у указанных служб по телефонам...
Поскольку, наш велопоход захватывал территории Витебской, Гродненской, Брестской областей, граничащих с Литвой и Польшей, пришлось заранее корректировать маршрут, чтобы не попасть в населенные пункты с особым режимом, так как не хотелось приключений, связанных с административным арестом и тесным знакомством с пограничниками... Поскольку мы планировали объезжать Браславские озёра вокруг, мы заранее поставили в известность пограничную службу о нашем пребывании на территории, а также по телефону скорректировали с погранзаставой маршрут .
Кроме того, по правилам останавливаться на озёрах можно только в определенных для этого местах. Ежедневно территорию озёр объезжают лесники, которые контролируют соблюдение правил, порядок на стоянках, осуществляют подвоз дров и т.п. Поэтому-то мы и двигались к конкретной стоянке, чтобы стать...
Итак, двигаемся дальше... От деревни Копыловка до деревни Заречье маршрут полностью шёл между озёрами по грунтовке. Мы ехали по проселочным дорогам, проехали пару деревенек. Находясь в окружении озёр, воздух уже не казался таким жарким... Картины природы вокруг радуют и успокаивают...


горожане вырвались в сeльскую местность... :-)

До стоянки Будилы наша дорога вела через лесок - мы ведь не поехали по наезженной дороге. Очень обрадовались, когда увидели табличку с названием стоянки, т.к. время близилось уже к вечеру и надо было думать о ночлеге ...

Здесь уже были и другие люди, которые приехали на машинах. Постирались, покупались. Вода изумительная, прозрачная, чистая, появилась ощущение, что почти покинули цивилизацию. Понятное дело, наша компания не была ни замечена. На утро, у нас даже поинтересовались, как мы, проезжая столько километров, находясь на колесах столько дней, умудрились всё необходимое уместить в небольшие велорюкзаки, в то время как они приехали, загрузив всю машину и всё равно не всё взяв... Что мы можем им ответить? Это туризм, товарищи...:-)))

Вода прозрачная, дно видно, даже когда отходишь от берега очень далеко. Мне, как человеку не имеющему плавать, вообще повезло, т.к. везде были хорошие подходы, и можно отойти достаточно далеко от берега...


наш лагерь на стоянке

наше место для ужина

Вечером Алексей приготовил на костре первое и второе. Это первый и последний раз, когда нами был разведен костер и что-то на нём приготовлено. В период нашего похода стояла жара, давно не было дождей, и в Беларуси был введен запрет на посещение лесов и розжиг костров. Поэтому на протяжении всего велопохода кушали либо в кафе, либо купленное в магазине, либо то, что готовили на газовой горелке.

После ужина составлялся план дальнейшего движения на завтра

Утром мы покинули турстоянку Будилы и двинулись дальше. Через лес проехать не удалось - дорога через него не была обозначена ни на карте, ни в навигаторе, поэтому выбрались на дорогу. Немного проехав вперед, мы попали на идеальный асфальт. От ровности асфальта появилось чувство нереальности. Признаться, не думала, что в Беларуси есть такие дороги, а встретить такую идеально гладкую дорогу да еще где-то в глубине озёр... Появилось ощущение нахождения в Европе...

...но не надолго, потом уже опять вернулись на обычные проселочные и лесные дороги...


в лесу наткнулись на ежевику...

проехав турстоянку "Ручей" выехали в деревню Красногорка

Да, на Браславщине действительно есть яхты. Ежегодно здесь даже проводятся соревнования

Выехав из Красногорки, по дороге мы остановились возле кафе "Провинция", которая удивила нас своими высоченными ценами. Знакомясь с меню, мне запомнилась цена на драники 90 000 белорусских рублей, 25 000 белорусских рублей за кусочек хлеба и дальше в таком же духе... На мой взгляд, с ценами здесь передергивают...


Приближаясь к горе Маяк, мы увидели гидроплан, взмывающий с воды в небо. Когда мы подъехали к стоянке, то узнали, что цена 5 минут полета 150 000 рублей. Однако, нам не повезло, пока мы думали, летчик укатил на обед, а ждать час у нас не было возможности, так как мы спешили попасть на следующую стоянку Пантелеевский Рог.



А дальше, спустившись с горы Маяк, мы выехали на асфальтовую дорогу и двинулись на Пантелеевский Рог


На удивление стоянку мы нашли быстро, проехав через деревню Пантелейки. Народа здесь уже собралось много, но мы нашли себе свободное местечко и разбили лагерь. Чувствовалось, что вечер пятницы, так как люди устремились из городов на природу. Всё ничего, да только уж очень много людей было на стоянке. Здесь уже и музыка была и шума побольше. На севере озёр людей поменьше, потише, поприятнее... Поскольку мы находились недалеко от Браслава, учитывая, что это был наш последний вечер в полном составе, я съездила в город за продуктами, чтобы как-то посидеть вечер по-особенному... как бы прощаясь с Браславщиной, но чтобы сюда обязательно ещё раз вернуться...
На этой стоянке мы сделали людям замечание, которые мыли посуду химическим средством из серии фэри. Товарищи, не портите воду, не губите живность в воде! Вы все стремитесь вырваться из городов в чистые места, вдохнуть чистый воздух, окунуться в чистую воду, увидеть птиц и животных. Пользуйтесь природными средствами чистки посуды - песком! Всё настолько просто! Чем бережнее мы будем относиться к природе, тем благодарнее она будет по отношению к нам...
Озёра - главное природное богатство Браславщины. Их общее количество в разных источниках определяется от 200 до 250. Озёрные поверхности занимают 10% территории района. На Браславщине сосредоточена значительная часть крупнейших озёр Беларуси: Дривяты, Снуды, Богинское, Укля, Струсто. К числу наиболее глубоких озёр относятся Ричи (51, 9 м, второе место), Волос Южный (40, 4 м), Волос Северный (29, 2 м), Укля(25 м), Струсто (23 м). На Браславщине сосредоточена почти половина озёрных островов Беларуси. Озёра Браславщины разнообразны по величине, происхождению, форме котловин, пейзажному облику. В озёрах обитает 28 видов рыб, к числу наиболее ценных из которых относятся угорь, судак, лещь, линь, щука.
Леса занимают около 26% территории района. Здесь встречаются более 40 видов млекопитающих и свыше 700 видов насекомых. Отмечены даже единичные встречи с бурым медведем, который занесен к Красную книгу! Здесь обитает 85% видового состава гнездящейся орнитофауны Беларуси, в том числе 45 видов, занесенных в Красную книгу страны!
Свой фотоотчет о поездке по Браславским озёрам хочу завершить словами Кастуся Шидловского:
" Палитра чувств, которые возникают на Браславщине, широка и многогранна. Хотелось бы, чтобы у всех, кто по достоинству оценил красоту и пригягательность здешних мест, обязательно возникало бы и чувство хрупкости природной красоты, необходимость оберегать её. Это будет залогом того, что Браславский озёрный край останется неповторимым и желанным для будущих поколений".
Хорошие и правильные слова! Берегите природу, цените её красоту и уникальность!!!
Продолжение следует...

Фото Сергея Касаткина (сделано в 2010 с вертолета)

Поставщина (пятый и шестой день)

Пятый день нашего велопутешествия. Проснулись рано. Нужно было покидать браславский край и к концу дня попасть в Поставы. Алексей с Борисом должны были из Постав уехать на поезде в Витебск, а оттуда - домой в Санкт-Петербург. Чем дальше мы удалялись от Браславских озёр, тем сильнее меня мучила мысль, что в этих краях обязан побывать каждый белорус. Каждый из нас, живущих в Беларуси, обязательно должен увидеть все эти красоты. Мы пробыли на озёрах две ночи. А кто-то может приехать на выходные, кто-то на неделю. Здесь каждый может найти себе место по душе и по кошельку. По берегам Браславских озёр разбросаны и туристические базы, предлагающие комфортные условия для отдыха, и туристические стоянки на любой вкус и цену... Остаётся только собраться, переступить порог дома и приехать... так, к стати, во всём... Если задуматься, что нам мешает сделать то или иное? Нет, не отсутствие денег, не отсутствие времени, всё это я называю элементарными отговорками... просто наша матушка-лень и обычное нежелание... Когда мы чего-то по-настоящему хотим, то горы перевернем, чтобы чего-то или кого-то добиться, чего-то достичь... Этот принцип действует абсолютно в любой человеческой сфере - в работе, в быту, в любви... Ладно, лирические отступления в сторону, впереди нас ждет очередной день открытий...
Отчет о пятом и шестом днях велопохода http://tatiana-0824.livejournal.com/2488.html

Нарочь. Михалишки, Гервяты Гродненской области (шестой, седьмой дни похода)

Далее, покинув Витебскую область, мы отправились на Нарочь, а потом в Гродненскую область http://tatiana-0824.livejournal.com/2971.html


костел в Гервятах

Минск-Столбцы-Мир-Несвиж (восьмой, девятый дни похода)

Далее из Гудогая мы отправились в Минск, чтобы оттуда переехать в Столбцы Минской области, посетив Мирский и Несвижский замки - продолжение по ссылке http://tatiana-0824.livejournal.com/3211.html

...что нами движет, садясь на велосипед и крутя педали такие расстояния, отказываясь от многих комфортных бытовых условий и услуг... Наверное, правильнее будет сказать, что ответ у каждого будет свой...каждый в таких походах ищет что-то своё, ловит свой кайф, свой интерес, кто-то себя проверяет, кто-то пробует и либо понимает, что это не его, либо остаётся приверженцем такого вида туризма навсегда, кто-то гонится за километрами, у кого-то это из спортивного интереса, кто-то пытается что-то увидеть новое, кто-то хочет найти новых друзей, сплачиваясь в надежные команды и компании и т.п. и т.д....
Велотуризм - это особый вид туризма, который нельзя сравнивать с другим видами туризма. Как говорят мои знакомые, не понимающие моего интереса к велотуризму: "Это же больные люди!...". :-))) Да, все мы немного больные чем-то и кем-то, и это нас объединяет в большие сообщества ...
Продолжение следует...

Городея-Жабинка-Каменец (девятый, десятый дни похода)

Из Городеи на электричке Минск-Брест мы отправились дальше в Жабинку Брестской области - продолжение по ссылке http://tatiana-0824.livejournal.com/3400.html

Продолжение следует...

Каменец-Каменюки-Беловежская пуща (десятый, одиннадцатый дни похода)

Из Каменца мы отправились в Каменюки - главные ворота в Беловежскую пущу - продолжение по ссылке http://tatiana-0824.livejournal.com/3775.html

Беловежская пуща-Брест (одиннадцатый, двенадцатый дни похода) Окончание велопутешествия

Из Беловежской пущи мы отправились к конечной точке маршрута - город Брест - продолжение по ссылке http://tatiana-0824.livejournal.com/3874.html