Туризм и спорт в Беларуси. Свободный сайт для планирования событий спортивной и туристической тематики. Здесь те, кто гоняет во всю мощь.
Начало.
Погожим утром 20 июля группа собиралась на железнодорожном вокзале Минска.
Молодой адмирал Максим Бобученко, прибывший первым, возвышался среди вокзальной суеты, дожидаясь экипажей. Его давняя мечта о Карелии начала исполняться.
С первыми лучами восходящего солнца появился матрос Артём Бусел с флагманским судном за широкими плечами. Оставив снаряжение, он отправился встречать капитана вспомогательного судна и по совместительству завхоза, автора сих скупых строк, Александра Хомякова. (В одиночку я бы просто не преодолел остававшиеся от подземного перехода до перрона сто шагов с двумя рюкзаками, суммарно превышавшими мой собственный вес.)
Юлия Яковлева появилась там же через несколько минут в сопровождении оставшегося неизвестным (или забытого мной) шерпа, тащившего её рюкзак до вагона.
Вот и вся эскадра. Неплохо для первого раза.
Наша цель – река Воньга на севере Карелии. Если хватит времени и сил, дойдём до Белого моря.
Поезд.
Полтора суток дороги с долгой стоянкой в ночном Новгороде дали возможность окончательно сойтись во взглядах на большинство важнейших вопросов.
Ничего, что у нас нет опыта походов в ненаселёнке. Ничего, что у нас нет опыта прохождения порогов. Ничего, что у нас чего-то нет. Всё у нас будет! Артём, наливай.
На станцию Амбарный прибыли таким же тёплым и солнечным, как в Минске, только вечером 21 числа. Удивительно тёплым и солнечным для этой местности и времени. Потрясающе – ни единого комара!
Они появились на закате со стороны реки Амбарки.
Впрочем, мы сами туда спустились, к озерцу. От поезда до воды там ближе, чем в Минске до метро.
Немногочисленные местные жители заметили, что вода в реке низка.
Количество туристов возрастало с каждым прибывавшим поездом.
Белая ночь позволила начать движение даже после долгих наших сборов, и вскоре Амбарка порадовала нас первыми перекатами и настоящим порогом. Будучи напуганными описанием, где первый порог на маршруте фигурирует как порог «с метровым сливом», мы просматривали его с левого берега реки и с островка в русле. Плохо просматривали, неумело, настороженно, как будто он, порог, напасть может. Метра там, правда, не было. Но и белая ночь была уже не та – конец июля всё-таки. Прошли без проблем ближе к левому берегу: сначала – флагманский «БелРафт-2» с львиной долей снаряги, за ним – «Щука-2».
Ещё час-полтора хода до озера недалеко от железной дороги и становимся на ночь, точнее, остаток её, на высоком северном берегу с прекрасно оборудованной и чистой стоянкой. Быстро стемнело, и пошёл сильный дождь, но праздничный ужин с тостами он не испортил.
Позднее те два дня мы сочтём за один и назовём этот день нулевым.
День первый (1-й ходовой).
22 июля 2010 г.
Река Амбарка петляет среди болотистых лесов. Лишь местами берега её каменисты и круты. Стоянки не редки, чисты и удобны. Дрова в изобилии.
С самого утра ветер становился всё сильнее и переходил с юго-восточного на встречный южный. На маленьких озёрах это больших проблем не вызывало, но впереди – оз. Заячье.
На входе в Заячье – небольшой порог, на котором порвали днище Щуки. Пробоина небольшая, даже заметили не сразу – пересекли в подтопленном состоянии. Клеились на берегу. Причины пробоины – отсутствие опыта у экипажа и некорректное размещение снаряжения: дыра точно под тушёнкой.
Озеро Овечье встретило сильнейшим ветром и волнами. Заночевали не на стоянке, а просто на северном берегу, не доходя залива в сужении озера. Устали.
За ночь ветер ещё усилился и переменился, естественно, на юго-западный. Зато ни комарика, и вещи высохли отлично.
День второй (2-й ходовой).
23 июля 2010 г.
Всё так же тепло, несмотря на шквалистый ветер. Метровые волны с белыми барашками покрывают всё водное пространство Овечьего озера. Шли бечевой. Трудно – много камней в воде и глубина нарастает быстро с удалением от берега. Переправились через глубокую протоку из озера Ульманга. Максим ловил в протоке рыбу, попался окунь. Снимаем видео и фото.
Собравшись с духом и силами, решаемся пересекать Овечье озеро. Выбиваясь из сил, гребём против ветра к полуострову с тремя мысками: зелёный, песчаный и каменный. Волны заливают «Щуку», ветер сильно сносит «БелРафт», но до берега добираемся.
На мысу – отличная двойная стоянка, на радостях много едим, снимаем. Вынужденная полуднёвка – ветер и волны в южном плёсе Овечьего просто безумные.
После обеда ветер стих неожиданно, как тропический шторм. Волнение стало успокаиваться и, пользуясь наладившейся погодой мы выходим из Овечьего в систему озёр реки Пулома.
Высокие каменистые берега и обилие камней на входе в каждое озерцо.
Встречные рыбаки спрашивают число, а помедлив немного – месяц. Мы тоже медлим с ответом и путаемся.
Есть также и другие туристы.
Белая ночь пропустила нас к Энгозеру.
Прекрасная стоянка с двумя песчаными пляжами на мысу. Пишу заметки на обратных сторонах карт. Всё ещё живой ветер треплет плёночный тент.
Невероятным признаком цивилизации показался памятный знак в устье Пуломы на месте гибели рыбинспектора. Я поначалу принял этот знак за навигационный.
День третий (3-й ходовой).
24 июля 2010 г.
Третий день в лодке. И как люди всё время ногами ходят?
Энгозеро поистине завораживает своим пространством, разделяемым на отдельные картины проливами меж каменистых мысов и песчаных пляжей больших и малых островов. Тёплое сияющее солнце в ярко-голубом небе, изобилие ягод в буйной зелени лесов, несчётная рыба в бездонных глубинах чистейших вод.
Даже на островах – следы крупных животных, совершенно невидимые подводные камни, непредсказуемо переменчивые ветра.
Плотина в истоке Воньги разрушена так, что пройти безопасно можно в левый створ. Просмотр с берега необязателен.
Пайозеро начинается сразу за плотиной. Одна из удобных многочисленных стоянок на восточном берегу приютила нас.
Полнолуние и роскошный закат, переходящий в рассвет были перечёркнуты высоковольтной ЛЭП, а тишину белой ночи безжалостно пронзал шум трассы М-18 за лесом. Оттуда, через Верхнюю Куземку, мы когда-то собирались забрасываться на Воньгу.
День четвёртый (4-й ходовой).
25 июля 2010 г.
Первоначально на этот день планировалась днёвка с баней. Но мы уже несколько дней ограничились купанием в озёрах и стремились нагнать потерянное время.
Снялись с Пайозера и прошли его на одном дыхании. Чогозеро же не осталось за кормой быстро – ветер оказался на этом участке восточным, встречным и снова стал крепчать, а течения совсем не было. Часто останавливались поесть, встречали больше туристов. Похолодало, но ветер не менялся. То задождит, то распогодится опять. Попалась отличная стоянка после расширения реки между Чогозером и Пильдозером – хоть на днёвку становись. Там клеили Щуку опять, хотя не скажу точно, где порвались. Причина та же – некорректное расположение снаряжения: дыра в месте прилегания пряжки рюкзака Юли к днищу. Да и пряжка – под замену.
Дождь становился постоянным. На стоянке нашли сплетенную из веток шикши куклу. Без головы.
Вышли в Пильдозеро и, борясь со встречным ветром, пошли на Восток. Так как катамаран при таком галсе сильно отстаёт от байдарки за счёт большой парусности, то заранее договорились в случае непредвиденных обстоятельств встречаться у северного моста. Обстоятельства эти не заставили себя долго ждать. Уже на середине плёса Щуку стало странно заносить, ветер поменялся так стремительно, что мы не успели развернуться, не то что вернуться к флагману. Тот исчез за пеленой налетевшей бури. Молнии били, казалось, совсем рядом. Щука с трудом преодолевала ветер и волны, но до северного берега было близко. К сожалению, на пути оказался заболоченный островок, и нам с Юлей пришлось грести ещё какое-то время среди грозы к большой земле. Промокшие и замёрзшие мы достигли означенного моста, где соорудили укрытие из байдарки и накидки от дождя, развели костёр и согрелись кое-чем из последних пунктов раскладки. Сварили каши и стали ждать катамаран.
Долго же не было Максима с Артёмом. Им повезло меньше. Гроза отогнала их к берегу Пильдозера, как раз на место гибели одного из путешествовавших в этих краях людей. Но ребята не растерялись: выбрались на сушу, вытащили судно, стоянку оборудовали и переждали грозу с чаем – только на него и хватило имевшихся на борту катамарана запасов топлива.
К ночи они достигли северного моста. Сойдя на берег, Артём обнялся со мной.
Случай счастливый во всех отношениях. Но выводы мы все сделаем, надеюсь.
День пятый (5-й ходовой).
26 июля 2010 г.
На следующий день погода была великолепна. С утра – удачная рыбалка.
Под мостом прошли большие группы из Санкт-Петербурга и Владимира. Катамараны обносили.
Через мост проехала группа молчаливых рыбаков на бортовом УАЗе с прицепом пива.
Пильдозеро красовалось кувшинками – целыми полями. Комары напоминали о себе ненавязчиво.
На берегу целая стая тетеревов расселась на высокой старой сосне.
Прошли Синдамозеро без приключений. На южном берегу – волок на Мурамозеро и там же – ритуальное дерево, у которого фотографировались, но не смогли ничего оставить: ни сувенира или памятной доски.
На волоке стояла большая группа из Украины – 24 человека. Долго разговариваем с их адмиралом о маршруте и решаем не идти по реке. Переноси снаряжение за два раза. Артефакты на короткой тропе разнообразны – от православного креста до портала времени.
И вот – мы на долгожданном Мурамозере. Стоянок довольно много и оборудованы хорошо – все с банями. Но много и туристов. Хороших мест на всех может не хватить. Кроме того, карельский лес растёт очень медленно, и возобновляться после порубок не успевает, это уже заметно вокруг многих стоянок.
Опять налетает шторм с Запада. На этот раз мы успеваем его заметить и причаливаем к острову в узкой его части. Камни на перешейке разобраны так, что можно провести байдарку. Катамаран остаётся на северной стороне. Натягиваем тент и не успеваем даже развести огня, как налетает настоящая буря. Ночуем на перешейке. С южной стороны – чудесный пляж, но не дают покоя оводы. Купаемся и восстанавливаем баню.
День шестой (днёвка).
27 июля 2010 г.
С утра удачная рыбалка, уха весь день. Одна за другой налетают грозы и баня постоянно откладывается. Ветер надувает палатку как пузырь, того гляди – снесёт. Мы выпиваем, играем в карты. Безнадёжно топим баню в промежутках между ударами стихии.
Купаемся.
Юля долго плавает вдали от берега. Мы волнуемся, и каждый пытается сделать вид, что не следит за ней, а просто так на берег вышел кровососов покормить.
Баня так и не состоялась.
Вечер темнее обычного. Лето уходит.
День седьмой (6-й ходовой).
28 июля 2010 г.
Уходим с острова.
В «Щуке» расслоился и стал травить баллон из плёнки. Поменял на запасной, а этот запаял.
На стоянке забыли костровую цепочку.
Порог на выходе из Мурамозера без особенностей.
Далее течение чувствуется местами.
Порог Кошка у разрушенного моста на зимнике выглядел серьёзно. Несмотря на просмотр, опять порвали «Щуку», хотя уже не так сильно. Под распоркой у неё уязвимое место.
Перед Гагаринским порогом стали на ночёвку.
Места наиягоднейшие. Рыбалка просто невероятна. Блесну оторвало даже у меня.
День восьмой (7-й ходовой).
29 июля 2010 г.
Проходим Гагаринский порог, дважды застряв на камнях. Катамаран проскочил легче. Пробоина малюсенькая под распоркой с другой стороны и клеимся аж за озером. Порог Прямой снимали на видео с флагманского борта, «Щ-2» шла впереди.
Ради одного Прямого стоило отправиться в этот путь!
Кривой и Горбатый прошли чисто. Даже не просматривали.
Стали на стоянку после островка, на высоком холме. Выше и ниже по реке – болота, а к северу – широкая просека. Прозрачный лес изобиловал грибами и ягодами, на ягельниках – тетеревиные токовища.
День девятый (днёвка).
30 июля 2010 г.
Настоящий отдых начался, по-моему, именно здесь, на этом холме над Воньгой.
Хотя куча консервных банок и портила ландшафт, но она же говорила о том, что место это приходилось по душе и многим до нас. Стоянку впервые пришлось убирать. Баня на заросшей травой отмели совершенно разрушена и жерди от неё пошли на небольшую гать к месту швартовки судов, а позднее – мытья и купания. Рыба ловилась хорошо, но не баловала.
Пекли блины с поджаркой из подосиновиков и сала с луком. Много я дал бы за такое блюдо сейчас. Пасмурный, хотя и жаркий полдень миновал быстро, и комары рассеялись.
Вечером купались в пороге. Ребята ушли, а я завозился в лагере и полез в воду позднее, отстал немного. Впопыхах переплывая омут, прямо на стремнине вдохнул летавшего надо мной овода, да так, что чуть не задохнулся. Все уже были далеко, где шумит порог и меня не слышали, да и позвать на помощь я не мог. Едва доплыл до берега и откашлялся. В пороге покупался-таки, но теперь буду ещё осторожней на воде.
День десятый (8-й ходовой).
31 июля 2010 г.
Вышли поздновато, так не хотелось покидать это чудное место.
Течение практически отсутствует, много озёр.
Порог Собачий просмотрели и обнесли.
Стали на Уманьгозере, на южном берегу. Земля истекает водой, но выкопать колодец или хотя бы родничок невозможно – сплошные камни.
Ягоды в изобилии.
День одиннадцатый (9-й ходовой).
1 августа 2010 г.
Прошли через озеро Вяккер к одноимённому порогу.
Просмотр и перенос части снаряжения для облегчения судов.
Проходили со страховкой: сначала – катамаран, затем – «Щука». Прохождение снималось на видео. Ниже порога нашёл старое весло от байдарки, которое служило запаской до конца похода вместо утопленного ранее.
Коварный Ассу подстерегал нас ниже. И он не напрасно ждал. Щука застряла на камнях в самом начале и залилась полностью.
Пришлось вытаскиваться, сливать воду и проходить заново. Остановились передохнуть у железнодорожного моста. Пробоин ко всеобщему изумлению не обнаружили и пошли дальше. Ниже моста ещё несколько раз садились на камни, но без фатальных последствий. Воньга на этом участке стала похожа на белорусские реки – густой лес, болота, камней нет совсем. Очень низко над водой проходит ЛЭП местного значения. Будьте осторожны, кто пойдёт до моря.
Мы встретили пару туристов, шедших к Белому морю пешком.
Порог Морской оказался мелковат, даже в прилив мы садились на камни несколько раз.
Белое море было синего-синего цвета и упиралось в горизонт с ощутимым напряжением. За красным гранитным мысом слева – остров Лепручной. Пройдя вдоль него, мы достигли устья реки Ундукса. В прилив войти в реку легко, но разведка флагмана показала, что стоянки есть только на морском берегу. Ближайшая к реке была занята двумя бородачами из Белгорода, завсегдатаями этих мест.
Стоит заметить, что территория вокруг устья Ундуксы является заказником, но мы не знали об этом в силу плохой картографической подготовки, да и последний лист карты – морской участок маршрута, я забыл дома, так что шли по памяти, фотографии, переснятой у воронежской группы и найденной на стоянке, выброшенной кем-то, немасштабной ксерокопии.
Белгородцы угостили нас чаем, запасы которого иссякли за день до выхода к морю, и пригласили в гости, чем мы воспользовались на следующий день.
Обустройство их стоянки впечатлило: в лагере коптильня для рыбы и ванна для купания на скалистом берегу. Угостили нас копчёной щукой.
День двенадцатый (днёвка).
2 августа 2010 г.
Ягодники нам показали Белгородцы же. Морошки там было полно, даже не сразу съели всё, что собрали.
Вода холодная, купаться невозможно. Загораем на скалах, подстелив коврики и завернувшись в спальники.
В море видел маленькую камбалу.
Во время отлива собирали мидии и на ужин приготовили с ними плов. Снова жарили блины с поджаркой. Грибов хватало, за ночь один подосиновик вырос прямо у палатки. Порадовали белые грузди в березняке вдоль моря – ни одного червивого, жаль, заниматься ими было некогда.
Группа из Москвы расположилась на оставшейся средней стоянке.
Ветер медленно отклонялся к Востоку, предвещая ясную погоду.
День тринадцатый (10-й ходовой).
3 августа 2010 г.
Уходим в море в прилив, вслед за белгородцами. Ветер слабый, волнения нет. Останавливались на Солодушных Лудах.
На безымянном островке нас порадовал своим появлением заяц: крупный, но трусливый. В его владениях я заготовил ягод сибирского можжевельника, сейчас настаиваю их на спирту. Аромат поистине великолепен.
Очень понравился островок на входе в губу Домашняя. Странные звуки доносились с моря, как будто киты переговариваются.
В губе нас сопровождал некоторое время тюлень.
Из-за отлива в устье Куземы вошли только до двух островков перед устьем Берёзовки. На южном из них – наклонённая от моря сосна. Место для снятия неплохое, в Берёзовку можно и не заходить. Местные прямо на берегу предлагают автомобили. Можно до станции пройти пешком, если здоровья хватает и позволяет время, но не позволяют деньги. А нас подбросил Дмитрий на ЛуАЗе.
С рыбой и пивом мы приехали ночью в Кемь. Дороговизна билетов за такое маленькое расстояние просто шокировала.
На следующий день, 4 августа, с кишащего туристами вокзала Кеми поезд уволок нас обратно. Пятого к обеду были дома.
А фотографии будут?
фотографии тут
http://picasaweb.google.com/110168334017358547102/_2010#
есть ещё видео, но весит много, поэтому не размещаю, да и авторские права у адмирала.