chicco
Автор

Будильник сработал во время, в 4.00, однако организм упорно не хотел просыпаться видимо думая, что это просто ошибка. «Моргнув» глазами обнаружил, что на часах уже 4.30. Разумеется завтрак уже в пролете. Хорошо, что собрался с вечера. Быстро сунув термос с холодным чаем в рюкзак, покатил на электричку до Столбцов. В очередной раз подтвердилось правило, что каждый 3-й, 6-й и 9-й вагоны оборудованы местами для перевозки крупногабаритных грузов, в том числе и велосипедов.

Электричка была практически пустой. Кому охота в воскресенье подниматься в такую рань.
Утро в Столбцах ничем не отличалась от обычного воскресного утра.

На глаза попадались одинокие рыбаки, прекрасно дополняя утренний пейзаж на маленьком озере в Столбцах.

Практически возле самого вокзала нашли свой последний гараж когда-то бывшие лидеры советского автомобилестроения.

Дорога ласково манила вперед и поднажав на педали двигаюсь в сторону Николаевщины, мимо дома-музея Я.Коласа.

Так как, возле дома-музея я оказался слишком рано, задолго до открытия, то вход в него был закрыт. Сверху высокого дерева на меня поглядывал недоверчивым взглядом аист.

Вдруг, скрипнула калитка и из дома-музея вышел смотритель, с таким же, как у аиста недоверчивым взглядом. На лбу у него практически сияла надпись «МУЗЕЙ ЗАКРЫТ». Не испытывая судьбу, поехал дальше, на обратном пути решил заехать.
Двигаясь дальше, замечаю заманчивый поворот направо в лес с указателем Альбута и знаком исторической достопримечательности.

Свернув на лесную дорожку, проезжаю мимо заезжих грибников и ягодников углубляюсь в лес. Дорога петляет по лесу, а никаких достопримечательностей нет. Неожиданно, через 1 км из чащи возникает оригинальный крест и опять никаких признаков исторических достопримечательностей.

Сворачиваю вправо и опять лес. Вскоре через 800 метров, в лесной глуши, дорога заканчивается поляной с резными скульптурами, довольно хорошо выполненными.

За мостком через ручей виднелся хутор с крытыми тростником крышами построек.

Вокруг ни души. Интересно, что ни одного указателя или мемориальной доски или хотя бы таблички о принадлежности данного места не было.

Побродив немного по хутору и вдоволь накормив местную комариную армию завтраком, двигаюсь обратно.
Надо сказать, что целенаправленного посещения достопримечательностей, связанных с Я.Коласам у меня не было, поэтому к поездке, в этом плане, я не готовился и соответственно о назначении многих исторических мест просто не знал. Зато потом узнал.
Выехав на трассу и проехав с километр ознакомился с туристической базой «Высокий Берег». Стоянка в палаточном городке здесь платная, но это не останавливает туристов. На берегу Немана раскинулся палаточный городок, это даже не городок, а палаточный мегаполис, сотня, а то и больше палаток.

Невольно начинаешь себя чувствовать опять как в городе. Возвращаюсь на трассу и через 800 м сворачиваю на Стальбовщину и далее по хорошему грейдеру еду вдоль леса.

Свернув на лесную дорогу доезжаю до Немана, а точнее это место называется Пристанька. Здесь в 1906 г. Я.Колас встречался с учителями, читали запрещенную литературу, сочиняли запрещенные меморандумы и, разумеется, пили.

Здесь их и застукала полиция по наводке старосты Николаевщины, который выследив предварительно ехавшего на сходку И.Мележа на велосипеде (то же веломатрасник оказался), своевременно сделал донос. После этого Я.Колас отсидел несколько лет.
Это место меня в основном интересовало с точки зрения места для пикника, место довольно хорошее.

Искупавшись в реке, решаю разведать все подъезды к нему. Дорог из этого места аж целых три штуки, по одной из которых я приехал. Вторая сначала вроде бы показалась довольно хорошей, но проехав около километра, понял, что дорога предназначена как минимум для гонок триал, особенно после дождя. Вернувшись обратно на знакомую полянку, решил проехать по третьей дороге, вдоль течения реки. Дорога оказалась вполне сносной, однако на выезде из леса она заканчивалась непролазной чачей, через которую не проедешь даже на тракторе. По моим расчетам дальше, если двигаться вдоль кромки поля, можно выехать в д. Николаевщина, туда я и направился. Дорога вдоль поля неплохая и казалось, все будет хорошо, но так не всегда бывает. Через километр, впереди на дороге выросла огромная лужа, даже не лужа, а море. Причем это ее малая, видимая часть.

Все остальное скрывалось в кукурузном поле. Справа и слева от дороги тянулся оросительный канал. Местный житель, находясь на противоположной стороне, с большим интересом молча наблюдал за моими действиями. На мой вопрос, где можно перейти на другую сторону последовал ответ: «Не знаю». Так как отступать не имело смысла, я принял решение пробираться через кукурузное поле. На поле меня ждали грязь, вода и конечно же, сама кукуруза, которые делали мои попытки обойти лужу тщетными. «Танки грязи не боятся» – подумал я, и двинулся напрямую. Вот и долгожданная сухая дорога, в кроссовках хлюпает, но это уже мелочи.

Путь дальше по грунтовке пролегал в Николаевщину, крыши домов которой, как мне казалось, уже виднелись из-за леса. Но вместо того, что бы ехать прямо по дороге, свернул в сторону виднеющихся крыш по лесной дороге и, как результат, вместо Николевщины я увидел указатель Радимичи. Приехали! Радимичи меня встретили красивыми скульптурами библейских героев, тем самым, вселив надежду не лучшее.

Проехав по всем Радимичам, не обнаружил ни одного указателя на Николаевщину. Впредь надо брать с собой карту, а не полагаться на заучивание маршрута на память. К счастью, мимо меня на жигулях проезжал местный житель, который по моей просьбе любезно согласился проводить меня до дороги на Столбцы через Николаевщину. Так как житель имел слабое представление о скорости передвижения велосипеда, то в результате мне пришлось неплохо попотеть, двигаясь по грунтовке, для того чтобы не отстать от его машины. Но мои потуги были награждены хорошим асфальтом в сторону Столбцов.
Проехав Николаевщину, решил свернуть в очередной дом-музей Я.Коласа. Как потом выяснилось, таких усадеб в данной местности много, так как отец Я.Коласа был лесничим у Радзивилов, то семья меняла места жительства с завидной периодичностью и хутор в Альбуте, был одним из домов семьи Коласа.

Смотритель музея с настоящим, не колхозным, белорусским акцентом любезно согласился за 6 тыс. (именно столько стоили билеты) провести персональную экскурсию по музею, из которой я почерпнул много интересного, например, что один из дядей Я.Коласа во время войны был пособником немцев и страстно ненавидел советскую власть, а потом эмигрировал в Америку. По сей день его внуки не хотят даже слышать о том, что бы навестить памятные семейные места.

Интересный экспонат украшал музейную экспозицию.

Можно долго ломать голову о его назначении, а оказывается это мухоловка. Внутрь данного сосуда наливалась сладкая вода, приманивая мух, насекомое заползало под днище, попадало внутрь и оттуда уже вылезти не могло. Вечная память мухам, умершим лютой смертью в мухоловке великого писателя. Они могли быть немыми свидетелями сотворения знаменитых произведений, глядя из-за стекла на работающего Я.Коласа.
Обратный путь до Столбцов проехал быстро, не останавливаясь. Электричка быстро довезла меня до станции Койданово, т.е. Дзержинск.

Далее путь лежал на Дзержинскую гору. Сам город Дзержинск проскочил быстро и выехал на трассу в сторону Ракова. За городом, справа от дороги показался один из объектов линии Сталина – артиллерийский полукапонир, уже неслабо вросший в землю. Обычно говорится: «Руины стреляют», а этот не стреляет, да и никогда не стрелял, да и не руины вовсе. Так он и не пригодился.

Дорога постепенно поднималась вверх и до г. Дзержинской было порядка 20 км. Небо изредка хмурилось, пугая вероятностью возникновения ливня.
Подъезжая, практически, к самой горе налетела одна маленькая тучка, дождь начался так неожиданно, что возможности спрятаться под какой-нибудь навес не было, да и дождем назвать это было трудно – сплошная пелена воды. За 3 минуты я промок до нитки. Обидно было, что рядом с г. Дзержинской, в д. Скирмантово живет теща и до нее я не дотянул буквально один километр. Пришлось заявиться к теще мокрым и голодным. Однако теща обрадовалась, обогрела, обкормила и в дорогу снарядила. Через час я был уже в седле. Подъехав к вершине Беларуси и в очередной раз усомнившись в гордом названии ГОРА, поехал дальше.

На обратном пути произошло довольно неприятное событие, видимо из-за недостатка калия в организме, ноги стало сводить судорогой, а впереди еще 50 км. пути. Хорошо, что с собой дорогая теща дала бутылку минеральной воды и пряники, что в принципе и помогло справиться с данным недугом. Перейдя на легкий темп педалирования и восстановив при помощи минеральной воды, запас калия в организме, поехал дальше.
Дорога была легкой, в основном пологий спуск с горы. Солнце клонилось к закату, рисуя на небосводе красивые пейзажи.

К моему удивлению в 22.00 велодорожка вдоль проспекта Победителей была довольно оживленная, хотя окружающая природа уже засыпала.
Подведя итог моего путешествия, пришел к выводу, что день прошел насыщенный и интересный.
Общий итог: 133, 5 км пробега, 10 из которых по лесным дорогам и 3 по гравейкам. Впредь обязательно буду брать с собой минеральную воду и изюм и, конечно же, карту.

В следующий раз звони +375292782821, составлю компанию! Сам со столбцов :)

Класс маршрут... надо будет попробовать по нему проехать
только 133 для меня многовато - не потянут колени мои....