Andre
Аўтар

Не водники могут дальше не читать...
Изучая предпологаемый весенний маршрут
(Улла - волок на Полозерье - далее по озерам в Туровлянку и на Полоцк) напоролся на одно описание,
в котором предлагалось два варианта пути по озерам:
одно по Диве через Березовское озеро, другое через
Атолово и Черствятское. Обе петли с выходом в Паульское озеро. Изучив карты (все возможные + энциклопедия) не увидел протоки между Атолово
и Черствятским. Хотя в описании четко написано: прошли протокой.
Может, кто-нибудь знает этот район?
Заранее благодарен за любую информацию.

Цитата сообщения от barri_utanga отправленного 27 Апр, 2011 в 14:00

Так что пойдем проверять проходимость протоки Горбатица (Читайте Турецкого).

Горбатица проходима без проблем. Там только низкий мостик в самом начале обнести надо будет.

Цитата сообщения от barri_utanga отправленного 27 Апр, 2011 в 17:51

Ну вот, обломал. А мы-то думали - пойдем, исследуем... :D

Там есть еще, что поисследовать, например, протоки в мелкие озера вокруг Кривого и Отолово или острова на Черствятском. Места-то шикарнейшие... Удачи!

Протоки из Кривого - на байде нереально, кроме как из Полозерья. Я там почти все места излазил пешком и на велике.
А из Отолово хотим попробывать на Липно и до Суши и обратно.
Собираемся устроить еще один волок (кроме как из Кривого в Туроссы) из Отолово в Черствятское - и заночевать на одном из островов. Кусок Google map с нормальным качеством показывает этот район - кажись, на островах выходы есть.

Да уж... Как говоривал Киса Воробьянинов. Когда спрашивал? Аж в 2004!!!!
С той поры много воды утекло... А мы туда на байдах только теперь собрались.
Уже и на машинах туда ездили, и на великах в поход ходили...

Ну вот и вернулись... Давние планы сбылись!
1. Подход к стоянке на северном берегу Полозерья весной залит водой, с ходу не обнаружишь. Вообще, если бы не знал где она (примерно метров 200 до северо-западного угла озера), вообще бы не нашел - с воды не видно.
2. Протока из Полозерья в Кривое - ручей метра 2-3 шириной, заваленный вдребезги каждые 10-15-20 метров. Берега – сплошной прошлогодний тростник. На выходе - бобровая плотина. Обнести гораздо проще и быстрее - слева по косогорчику метров 200 - 300.
3. Стоянка на Кривом лучшая - на мысу посередине озера. "В глубине северо-восточного залива" по Турецкому - подзоросла, и подход в камышах. Я так понял, дорогу к стоянке уничтожили - и она постепенно дичает.
4. Волок в Туроссы. Все, как у Турецкого, шли по кратчайшему пути: дорога - косогорчик - и вниз. Вход в воду подзарос - но не критично.
5. Далее не пошли в Диву, а выбрали маршрут через Отолово с волоком в Черствяцкое. Отклонились в сторону и исследовали протоку из Отолово в Липно. Проходима без вопросов в обе стороны - только перед Липно обнос гидрозатвора. Причем открыт, просто в щель не протиснешься.
6. Озеро Липно. Самое большое разочарование. Все стоянки восточного берега превращены в помойки. Слава нашим рыболовам!
Небольшое отступление: достаточно большая населенность, популярность у рыбаков - многие стоянки фактически превращены в мусорки. В половине случаев постановка на стоянку начиналась с уборки и приведения в божеский вид территории.
7. Отолово - красивое озеро. Понравилась стоянка в протоке посреди озера. Высокий мыс с площадкой наверху, а внизу можно оставить байды. Все компактно и уютненько.
8. Волок в Черствятское.
Канава, которая немного просматривается на Google map, весьма мелкая. И, по-видимому, выкопана для того, чтобы во время паводка вода не снесла мост в Черствядах, а переливалась в Отолово. Так что для байдарочников интерес представляет только как ориентир для волока.
Можно выбрать два варианта.
Первый – выход на асфальтовую дорогу и по ней до моста в Черствядах. Минус – 1, 5 километра. Плюс – все время по асфальту.
Второй – через дорогу в самом узком месте между Отолово и Выдрицей. Сначала по траве метров 300, по полю – 100, по болоту – 200.
Выбрали второе. По болоту без соответствующей обуви лучше не соваться: или сапоги, или кроссовки, которые не жалко.
Потом километр без проблем по Выдрице – и вы в Черствяцком. Мы это сделали!
9. На Черствяцком можно стать на островах: Вележье или на Хуторе. Стоянки средненькие – леса, как такового, нет. Тоже мусорно.
10. Протока Горбатицкая проходится не сложно. В середине – сужается до 3 - 4 метров, течение усиливается. Сделали две проводки: мостки, упавшее дерево.
11. Паульское – Дива - Яново. Полный вперед! Дива смотрится как большая протока между озерами.
12. Туржец уже как река – но тоже без препятствий и приключений.
13. На Щатах стали на восточном мысу перед зарастающим заливом. По Турецкому, должны быть отличные, располагающие к длительному отдыху стоянки. Наверное, они таковыми и являлись. Когда-то. Пока туда не потянулись "любители отдыха на природе". Самая лучшая восточная стоянка представляет собой большую-ю-ю кучу мусора посреди соснового леса. Правда, с подходом к воде… Не ошибусь, если оценю количество мусора примерно в полтора самосвала.
Стали западнее. Пришлось полчаса всей группой убирать мусор. И это весна! Что будет летом? Вопрос риторический…
14. Перед Гомелем окультурились – посетили "Поле ратной славы" Маленький аналог нашей "Линии Сталина". Правда, бесплатно. Остатки Полоцкого укрепрайона. Кстати, далее встречали еще несколько дотов. Один – прямо здесь же, при обносе Гомельской ГЭС. Налево по дороге – магазин. Следующий – только уже на Зап.Двине.
15. Озеро Гомель – Суя – Туровля. Проходится на одном дыхании. Только не спать! Озеро Туровля сильно зарастает. По этой причине местами даже трудно найти проход. И это весной – летом будет намного сложнее. Очень много птиц.
16. Отличная оборудованная стоянка примерно в километре по Туровлянке справа. Беседка, кострище. Красивая поляна. Ура, чисто! На столбе беседки прибита табличка: «Люди, пользуйтесь! Не ломайте, не сорите!» Не только нас достало…
17. Туровлянка понравилась не меньше, чем Страча в прошлом году. Достаточно глубокая река с мощным, быстрым течением. Все время держит в напряжении, требует постоянного внимания. Неправильный заход в препятствие – оттабанить шансов почти нет. Проверяли! Знаем! Благо, сухие вещи были… Правда, на второй раз пришлось сухие брюки отдолжить… J
Из запомнившихся препятствий: перед мостом в Пукановке несколько близко друг к другу расположенных завалов – сами по себе ничего не представляющих – но в комплексе требующих сложного маневрирования. Обязательный осмотр!
Далее – в Туровле мощная струя бьет в правый берег с выходом на лежащее поперек дерево. Плохо просматривается. Идти левее. Правее – смотри выше про брюки.
Обнос был один – ряд последовательных завалов, делающих проход по воде практически невозможным. Опять же – не зевать! Появляются неожиданно сразу после правого поворота.
Чем ближе к Двине, тем река становится более спокойной, но спать в любом случае не приходится.
18. На Двине стали примерно в километре на лугу по левому берегу. После всех приключений на Туровлянке требовалась срочная стоянка. И даже очень неплохая – надо только заметить. Ориентир – впадающий ручеек.
19. Плавание по Двине – посетили Полоцк, полюбовались Софией с воды, зашли в устье Полоты, оценили наш нефтехимический гигант "Нафтан", посмотрели на деревню Рубаново, в Дисне навестили Капец-городок. И снялись в Дисне.

У кого есть возможность – просьба разместить сей опус в описаниях походов. Маршрут интересный, и я надеюсь, еще не раз на берегах Ушачских озер будет звучать фраза: "Ребята, байдарочники плывут!"