2 Июня Слоним. Жировичский Монастырь. Чудотворная икона Божией Матери "Жировичская"

Аўтар

Дата поездки и время сбора:
суббота, 02.июн.2012 - 4:10
Место сбора:
Ж/д вокзал "Минск-Пассажирский"
Планируемое расстояние:
40км
Темп поездки:
Прогулочно-матрасный
Типы дорог:
асфальт за городом
асфальт по городу

Встречаемся. 04, 10-4, 15 Станция Минск пассажирский. Добираемся пересадками.

1. Выезжаем Минск-Пасс. 4.26 Приезжаем в Барановичи-Пол. 6.59 Время в пути 02:33

2. Выезжаем Барановичи-Пол. 8.02 Приезжаем в Слоним 9.24 Время в пути 01:22

3. От Слонима до Жировичей 10 км. по шоссе.

Едем в монастырь, смотрим монастырь и икону.

На обратном пути можем заехать в деревню Большие Шиловичи - там древнее городище - 5 км от Жировичей.

Вообще много древних поселений в радиусе 10-20 км от Слонима.Надо просто определится, что там ближе Smile.

Обратно только 1 электричка из Слонима. Так что надо успеть!!!

1. Выезд Слоним 17.37 - Барановичи 19.00 В пути 1, 23 мин

2. Барановичи 19.45 - Минск Институт культуры 22.10 В пути 2, 25 мин

Прямых поездов из Минска с подходящим расписанием, к сожалению, нет. Так что придется на перекладных.

В 22, 10 будем в Минске.

Берем с собой сухие пайки!!!

=

Икона Божией Матери "Жировичская" входит в состав 100 самых значимых православных икон мира. Эта икона - самая маленькая из почитаемых Богородичных икон. Её размер - 5, 6 / 4, 4 см. Икона представляет собой овальный кусочек яшмы с рельефным изображением Богородицы с Младенцем на руках.

В иконографии такие изображения относятся к типу "Умиление". От первого же взгляда на икону остается впечатление необыкновенной утонченности и глубины. На списках иконы Жировичской Богоматери вокруг этих изображений иногда присутствует славянский текст: «Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова Рождшую сущую Богородицу Тя Величаем». Первоначально икона излучала прекрасный свет и тонкий аромат и лишь впоследствии поблекла и потемнела (до 1638 года она хранилась открыто, без стекла), а от частого прикосновения и целования богомольцев поверхность ее несколько сгладилась. Ясно различимые трещины на образе напоминают о пожаре, в котором она побывала. С самого момента явления иконы возле неё начали происходить чудесные исцеления, свидетельства о которых записаны в летописи Жировичского монастыря.

Как считают исследователи, аналогов Жировичской иконе фактически нет. Существуют только три похожих образка, относящиеся к XIV - началу XVI вв. Святыня почитаема как нерукотворная, ибо была явлена чудесным образом. Во времена унии Жировичская икона почиталась и униатами и католиками.

Согласно легенде, икона была чудесным образом явлена в конце XV столетия в лесу неподалеку от местечка Жыровицы на гродненщине. Вопрос о точной дате обретения образа остается нерешенным. Дата «1470 г.», утвердившаяся в литературе еще в прошлом веке, согласно последним изысканиям представляется достаточно сомнительной. Икона была найдена в дремучем лесу на лесной груше, стоявшей под горой над ручьем, местными пастухами, которые отнесли ее своему господину Александру Солтану. Но тот не обратил особого внимания на икону и спрятал ее в ларец. На следующий день икона из ларца таинственным образом исчезла. Вскоре пастухи вновь нашли ее на том же дереве. Солтан понял, что его дом не место для хранения этой иконы, и дал обет построить на этом месте церковь. После сооружения деревянного храма здесь возникло селение, и образовался приход.

Около 1520 г. случился сильный пожар, истребивший и деревянный храм, и почти все строения. Уцелела лишь церковная школа. В огне пожара пропала и чудотворная икона. Предпринятые на пепелище поиски оказались тщетными. Через некоторое время ученики церковной школы, резвясь после уроков, забрались на гору, у подножия которой еще недавно стояла церковь, и увидели в небесном сиянии Божью Матерь, сидящую на огромном камне. В ее руках была та самая иконка. Дети не решились подойти к ней, а поспешили рассказать об увиденном родителям, которые вместе с местным священником отправились к тому месту. Уже издали они увидели на камне горящую свечу, а подойдя ближе, нашли на нем иконку Богоматери, нисколько не пострадавшую от пожара.

На месте второго обретения Жировичской иконы Божией Матери была построена деревянная церковь, освященная в честь Рождества Божией Матери. Сменившая ее каменная церковь была построена в 1672 г. В наши дни она получила название Явленской и является самым старым сохранившимся зданием монастыря. Камень, на котором нашли икону, был освящен в качестве Святого престола церкви.

Иконка нашла на некоторое время приют в доме священника, затем была помещена в отстроенную деревянную церковь. После завершения строительства каменного собора, освященного в честь Успения Богородицы, чудотворная икона была перенесена туда, где хранится и по нынешний день в особом киоте слева от царских врат как величайшая святыня. В зимнее время переносится в Свято-Никольскую церковь.

Слоним (Услоним, Вслоним) упоминается в Ипатьевской летописи под 1252 г., однако поселение былоосновано на два столетия раньше, оСлоним, банк чем свидетельствует замчище, которое находится в центре современного города. Исторический центр расположен на левом берегу Щары. В ХVII в. тут стоял деревянный замок старосты города канцлера Льва Сапеги, а позже на этом месте великий гетман литовский Михал Казимир Огинский построил прекрасный дворец с театром, типографией, манежем, оранжереей, хозяйственными постройками, прудом и садом. К сожалению, сохранилась только аустерия (заезжий дом, 2-я половина ХVIIІ в.).

Слоним, монастырь бернардинок костелНа бывшей Рыночной площади, а теперь улице Первомайской, стоит монастырьСлоним, синагога бернардинок (середина ХVII — 2-я половина ХVIIІ в.) с костелом Непорочного Зачатия Найсвятейшей девы Марии (1690). Неподалеку находятся синагога (1642), где теперь работает магазин, и ратуша (середина ХVIIІ в.), в которой размещается Слонимская центральная районная библиотека. В центре города можно увидеть костел ХХ в. на улице Войкова, монастыри бернардинок (середина ХVII — 2-я половина ХVIIІ в.) и бернардинцев (ХVII в.), три дома ремесленников (2-я половина ХVIIІ в.), на перекрестке улиц Мицкевича и Пушкина — часовню святого Доминика (1745).

Слоним, аустерияНа правобережную часть города ведет улица Советская через канал, построенный Михалом Казимиром Огинским в 1767—1783 гг. (онСлоним, костел св. апостола Андрея соединяет Ясельду со Щарой и имеет длину около 50 км). Главное историческое место в этой части города — площадь Горького, где стоят здания костела святого Андрея (1775) и больницы (ХVIIІ в.). В пределы современного города вошло бывшее загородное имение графов Пусловских “Альбертин” (1-я половина ХIХ в.). В хорошем состоянии сохранился этот двухэтажный усадебный дом, а также флигель, конюшня, пейзажный парк, озеро — зона отдыха горожан.

Альбертин, конюшня Альбертин, церковь св. Афанасия Брестского Альбертин, усадебный дом

Памятниками ХХ в. являются здание вокзала и водонапорная башня (1922), банк в стиле модерн (1905), жилые кирпичные дома на площади Ленина 1, 5, 6, городской особняк конца ХІХ — начала ХХ в. по улице Маяковского, 9, почта, жилой дом по улице Янки Купалы, 5.

Альбертин, костел Девы Марии Слоним, монастырь бернардинцев собор Троицкий Слоним, часовня придорожная св. Доминика Жировичи, церковь Богоявленская

Жировичи, монастырь правосл. УспенскийВ 10 километрах от Слонима по дороге на Бытень находится Свято-Успенский мужской Жировичский монастырь. Жировичи, собор УспенскийПредание гласит, что на месте деревянной церкви, построенной в 1-й половине ХVII в., дважды являлась икона Матери Божьей. Когда церковь сгорела, икона исчезла и была найдена на ближайшем пригорке, где и отстроили каменную церковь, которая получила богатые пожертвования от канцлера ВКЛ Льва Сапеги. Рядом с храмом был основан униатский монастырь, настоятелем которого стал Иосафат Кунцевич.

С середины ХVII в.Жировичи, церковь Богоявленскаямонастырь — место паломничества польских королей и великих князей литовских Владислава IV, Яна Казимира, Яна III, Августа II, Станислава Августа Понятовского, магнатов и простых людей. Главный храм монастыря — Свято-Успенский собор со знаменитой иконой Матери Божьей Жировичской; к немуЖировичи, церковь св. Георгия (дерев.) примыкают церкви Покрова Пресвятой Богородицы и Рождества Иоанна Предтечи, рядом звонница. Далее еще две не менее известные церкви — Свято-Крестовоздвиженская и Свято-Богоявленская. В комплекс входят также действующая семинария (ХVII—ХVIIІ вв.) и жилой корпус, соединенные с Свято-Успенским собором, хозяйственные постройки. За пределами монастырского двора, на кладбище, стоит деревянная Свято-Георгиевская церковь (конец ХVIIІ в.).

Из храмовой архитектуры района назовем еще костел в д. Селявичи (2-я половина ХІХ — начало ХХ в.) и церкви в деревнях Острово, Великие Шиловичи, Деревная (обе 2-й половины ХІХ в.), Мижевичи (ХІХ в.). Те, кто интересуется археологическими памятниками могут ознакомиться Селявичи, костел св. Варвары (дерев.)с селищами (их более 30), например в деревнях Озгиновичи, Особняки, Боровики, Забулье, Залесье, Мижевичи, Поречье, Раховичи. Есть около 10 городищ, например около деревень Великие Шиловичи, Лопухово, Низ, Тальковщина, Деревная. Курганные захоронения находятся около деревень Бердовичи, Нагуевичи, Ягнещичи, захоронения с каменными могилами — возле деревень Клепачи, Рудавка. Стоянки первобытных людей на Слонимщине зафиксированы возле деревень Великие Шиловичи, Низ, Тальковщина, Русаково.