J0kER
Автор

Современный велосипед - конструктор, каждая его часть с легкостью (иногда, правда, и без оной) может быть заменена на другую, причем стоимость последней может достигать стоимости средненького велосипеда в сборе. На такой благодатной почве просто рай для маркетологов - даже такую бестолковую деталь как вынос руля умудряются продавать за космические суммы. И все же байкеров так и тянет делать апгрейд своего железного коня и на этом пути часто делают ошибки, следствия которых обычно - бездумно потраченные деньги или "рабалансированный" байк - например кросскантрийный велик с даунхильными колесами или стоковый байк за 200$ с задним переключателем XT. Попробуем разобраться в этом страшном заболевании - апгейдомании.

7 основных поводов сделать апгрейд:

сломалась или износилась старая деталь, новую хочется поставить лучше чем была предыдущая.
Вполне естественная и самая безобидная форма апгрейдомании. Единственный совет который можно дать - не ставьте деталь более чем на два уровня выше - это неоправданно (так уж получилось, что все детали большинства производителей поделены на уровни и все линейки деталей так или иначе "спроецированы" на знаменитую линейку Shimano: Touney - Altus - ..... - XT - XTR).

купил байк, покатался понял что деталь N по каким-то причинам абсолютно не устраивает, ищу замену.
Тоже обычно неопасная стадия болезни если причина объективная, совет примерно тот же что и в предыдущем случае. Главное чтобы не наступило обострение в виде одного из двух следующих вариантов.

купил байк, покатался, разобрался, понял что бывают детали лучше, начал постепенный апгрейд.
Это уже болезнь и если лечиться не хочется, можно посоветовать следующее - прежде чем делать очередной апгрейд, можно сесть, полистать каталоги готовых велосипедов, подумать, посчитать - наверняка велосипед вашей мечты уже кем-то собран, серийно выпускается и продается. Надо лишь продать свой и купить тот - обычно получается что так дешевле и проще.

купил байк, покатался, начал прыгать, понял что купленный велик не для прыжков, начал менять детали.
Тоже болезнь, но немного другая, хотя терапия та же. Гоночный КК-велосипед можно сделать прыжковым заменив порядка двух третей деталей, начиная с рамы - разве оно того стоит?

появилось лишние X$, что бы поменять в велике?.
Это тяжелая форма болезни, так сказать безпричинный апгрейд. Но если все таки хочется что-то поменять, можно дать уйму советов, поэтому рассмотрим это отдельно чуть ниже.

появилось X$, потрачу их на байк, поставлю детальку M вместо N потому что M круче выглядит.
Тяжелая форма и терапии не поддается, зато часто проходит сама, с возрастом и/или с опытом.

поставил деталь N и не прошло и полгода, как фирма X выпустила новую революционную M... коплю деньги, думаю кому продать N.
Это уже клиника, наверное, это не лечится. Отдельная особая форма болезни - гонка за граммами, сборка суперлегких байков.

7 причин почему не стоит заниматься апгрейдом:

велосипеды, продаваемые в сборе укомплектовывались достаточно грамотными людьми, которые пытались выжать из потраченной вами суммы максимум. Может стоит катать на том, что есть, а на сэкономленные деньги занятся другим интересным видом спорта?

детали, которые продаются в отдельности, стоят минимум вдвое дороже таких же, но которые идут на сборку готовых великов.

собирать велосипед с нуля (так называемый "кастом", custom) имеет смысл если готов потратить не меньше 3000$ - иначе как правило есть готовая модель с такими же параметрами за меньшую цену. Это также является хорошей иллюстрацией того, почему не стоит делать масштабный апгрейд - проще продать и купить новый вел за те же деньги.

далеко не всегда удается почувствовать разницу между деталями разных уровней и оправдать таким образом потраченные деньги. Или разница будет не настолько существенна.

дома скапливается просто груда старых деталей - продать удается далеко не всегда, а иногда просто жалко.

кроме затрат на сами детальки надо еще учитывать незаметную но реальную статью расходов - затраты на иструменты, смазку и прочее или на веломастера. А так же затраты времени и нервов.

не всегда удобно говорить людям сколько денег у тебя стоит байк - во первых ты точно не знаешь, а во вторых боишся, что ответ шокирует, а валидола под рукой нет.

7 причин почему стоит заниматься апгрейдом:

чертовы маркетологи половину деталей (особенно "незаметных", например, каретку, спицы, педали) ставят поганого качества, даже на дорогие велики.

это интереснейшее времяпрепровождение - разбираешься в детальках, заказываешь, ждешь, потом самостоятельно устанавливаешь железку на байк.

несмотря ни на что, после грамотного апгрейда характеристики велосипеда улучшаются.

каждая выбранная, купленная и установленная деталь становится "любимой".

это позволяет создать почти уникальный байк, что является формой самовыражения. Катать на таком - особое удовольствие.

можно реализовать концептуально интересный байк - например "почти универсальный для покатушек и рубилова" или "неубиваемый туристический". Правда делать это надо невзирая на стоимость.

та самая "груда старых деталей" вполне может пригодиться - можно из нее собрать еще один байк, можно быстро заменить сломавшуюся деталь временно на старую, можно помочь другу у которого что-то сломалось - за пиво/сок/спасибо отдать ему какую-нибудь железку.

Теперь небольшой FAQ по апгрейду.

Q Мне не хватает скорости на асфальте, хочу поставить большую переднюю звезду, где взять?
A Не надо нигде брать. Начнем с того, что байк - это внедорожник и он не лучшим образом ведет себя на шоссе, но если все таки есть желание "заточить" байк под шоссе, то грамотный апгрейд в данном случае - поставить слики, контактные педали. В будущем если будет желание, можно собрать колеса полегче. И, конечно, тренироваться.

Q У меня велик N стоимостью 250$. Хочу провести апгрейд. С чего начать?
A С продажи этого велика, поиска средств и, затем, покупки нового. Апгрейдить велики ценой ниже 350$ обычно не очень осмысленно.

Q Хочу заменить вилку, так как работа этой эластомерки меня не устраивает. Что присмотреть?
A Зависит от выделенной суммы. Если у вас меньше 200$ - или смотрите на вторичный рынок или оставте эту затею. Если больше - внимательно изучаем каталоги таких брендов как Rock Shox, Manitou, Marzocchi, Fox. Надо учитывать, что ваша рама расчитана на какой-то ход вилки и изменять геометрию велосипеда не желательно - ищите вилку с тем же (или не сильно отличающимся) ходом или ту, на которой этот ход можно выставить с помощью регулировок. Выбрав несколько понравившихся моделей - спросите совета что лучше, например, на форуме .

Q Решил купить вилку с рук. Как гарантировать что она рабочая, на что обратить внимание?
A Гарантировать работу - никак, нужно договориться с продавцом о money back на недельный срок и всю неделю активно на ней катать. При покупке нужно обратить внимание на отсутствие царапин на полированных ногах, на длину штока (чтоб не оказалось мало).

Q Не устраивает работа ви-брейков. Может, перейти на диски?
A Можно попробовать не торопится, а для начала поставить хорошие тормозные колодки. Затем поставить хорошие ручки. Потом можно попробовать поменять сами тормоза (Shimano LX и выше, Avid SD5/SD7). Обычно это значительно дешевле, чем переход на диски.

Q Все-таки решил перейти на дисковые тормоза. Какие возможны грабли?
A В первую очередь надо убедиться, что на раме и вилке есть крепления для ДТ, затем посмотреть, дисковые ли у вас втулки - с левой по ходу движения стороны площадка с шестью отверстиями по кругу или специальное шлицевое крепление centerlock на втулках Shimano. Если втулки не дисковые - их под замену. Если у вас на руле стоят моноблоки (манетки + торм.ручки), а тормоза плнируются гидравлические - придется покупать манетки отдельно или, например, моноблоки Shimano под гидравлику. По совокупности, обычно проще или оставить эту затею или поменять велосипед целиком.

Q Есть около 100$, стиль - покатушки, хочу что-то поменять. Как можно принципиально улучшить байк?
A Очень хороший вариант - поставить контактные педали.

Q Имеет ли смысл менять "палки" - руль, подседельник, вынос?
A Только если не устраивает посадка. Так же можно таким образом снизить вес велосипеда, но незначительно. Принципиальный апгрейд - заменить подседельник на титановый - комфорт заментно повысится.

Q Можно ли компенсировать то, что мала рама?
A В небольших пределах - да. Поставить более длинный вынос или гнутый подседельник. вынос более 130 мм длиной ставить не рекомендуется - сильно страдает управляемость.

Q Самый простой способ ощутимо снизить вес велосипеда?
A Собрать легкие колеса, поставить легкие покрышки и камеры. Также ощутимо если поменять раму+вилку, но это не в пример дороже и муторнее.

Q Нечетко переключаются передачи. Настройка не помогает. Может поменять переключатель?
A Обычно это не поможет, хотя зависит от ситуации. Возможно, погнулся петух и его достаточно выправить. Хорошо помогает чистка или замена тросиков/рубашек. Новые манетки уровнем выше тех что были обычно сильнее сказываются на четкости, чем более "крутой" переключатель. Переключатель - тупой параллелограм, от него не так много зависит. Исключение - переключатели уровня Tourney/Altus и все безродное оборудование - в них уже на сходе с производства присутствуют люфты и заедания.

Q Хочу поменять седло и/или грипсы. Имеет смысл?
A Эргономика должна быть эргономной Если не устраивает имеющееся и есть возможность заменить на то, что понравилось - меняйте

Украл - не украл, да какая разница. Главное есть польза для посетителей, особо для мнительных и сомневающихся.

Полезная информация, сенкс ( по крайней мере для меня - новичка)

Аааа.... Появилось 50$ думаю что заапгрейдить!!! :) Похоже у меня последняя стадия... :o #)

только в отличие от компьютера, апгрэйд одной детали обычно тянет за собой замену еще нескольких, поэтому апгрэйд обходится раза в 3-4 дороже, чем планировалось

J0kER
Автор

Я вот думаю покупат ли мне срам 7 или неопкупать :)
и где у нас моно его купить ?

Наука Upgrade'а. Быть или не быть

Статистика знает всё, а что не знает
статистика, известно только Богу.
Народная мудрость

Много раз читал в статьях по Upgrade'у, как один узел заменяется другим, более совершенным, более удобным. Но нигде не встречал техническую мотивацию Upgrade'ов; никто не описывает техническое состояние велосипеда до и после, а главное, не говорит о том, какие цели он ставил и каких результатов достиг после Upgrade'а. В лучшем случае приводится информация о ценах замещающих узлов и об оценках их качества. При всей значимости такой информации, её совершенно недостаточно для того, чтобы сказать, удачен Upgrade или нет. А ведь именно для этого он делался, и без этой информации все описания представляют собой не более чем занимательные истории. Всё это заставило посмотреть на проблему более пристально, постараться проанализировать её с большего количества сторон. Итак, прежде всего

Три источника и три составные части Upgrade'а. Как несложно заметить, в любом Upgrade всегда присутствуют три стороны: велосипед, велосипедист и производитель-продавец. Каждый из них имеет свою систему взглядов-параметров, технических, психологических, экономических и т.п. Каждый имеет свою мотивацию для принятия решения, свой алгоритм поведения в ситуации купли-продажи, свои критерии оценки эффективности покупки. И, к сожалению, продавец, берущий наши кровные, пока в этой ситуации превалирует. Он более мотивирован, более активен. А ведь на самом деле всё должно быть иначе. Но обо всём по порядку.

Итак, велосипедист - главный источник и главная составная часть Upgrade'а. Начитавшись разных каталогов, статей в Инете, а главное, увидев у друзей нечто новенькое, и может даже опробовав его, бежит в ближайший магазин, покупает, устанавливает и едет. На этом обычно - точка. Доволен - не доволен, знают только он и, может быть, друзья. А главное, если доволен, то насколько, как изменились параметры велосипеда, что стало лучше, что хуже, достигнут ожидаемый результат или нет.

Велосипед. Вырабатывая ресурс и изнашиваясь, является невольным источником Upgrade'а. В конце-концов, что-то выходит из строя и заставляет нас приобретать замену. Здесь у велосипедиста возникает естественное желание не просто заменить, а купить нечто получше. Опять походы по магазинам, в Инет, где удаётся узнать, как это делали другие. Но информация обычно приводится крайне неполная. Неизвестно, каким был велосипед, а лучше не просто велосипед, а система велосипед-велосипедист (ВВ), до, и каким стал после Upgrade'а. Почему система ВВ? Потому что рассматривать велосипед, его Upgrade в отрыве от велосипедиста, нелогично и неграмотно. Ведь Васе, весом 100 кг, с велосипедом Giant, ездящим преимущественно по пригородным грунтовкам, нужно совсем не то же самое, что Коле, весом 73 кг, с велосипедом Аист, ездящим по городу. Наконец, если иметь информацию о разных Upgrade'ах, о системе ВВ до и после большого их количества, её статистическая обработка вкупе с параметрами вашего конкретного велосипеда и вас самих позволит спрогнозировать, какой станет ваша система ВВ после вашего Upgrade'а.

Производитель-продавец. Вот эти как раз во всеоружии. Отделы продаж и маркетинга анализируют нас с вами, наши велосипеды и формируют техническую и маркетинговую политику, вооружают ею дилеров, супервайзеров, продавцов и ненавязчиво предлагают её плоды нам с вами. Только политику формируют свою и для себя в первую очередь, а для нас - во вторую.

Понятно, что невооружённый велосипедист покупает то, что предлагается. Пробует раз за разом, и от этого производителю с продавцом хорошо.

Быть или не быть? Выход прост. Нужно объединиться, ощетиниться и сформировать единую, доступную всем базу данных Upgrade'а. Сформировать по единым правилам, с единым перечнем параметров системы ВВ до и после, единообразным описанием Upgrade'а, его целей и достигнутых результатов. Далее обработать её статистически, определить взаимосвязи, построить модели и использовать их для прогноза ожидаемых результатов. А потом решать: нужно тебе ЭТО за ТАКИЕ ДЕНЬГИ или нет? Задача не сложная, но кропотливая и длительная, рассчитанная не на день, не на месяц, а до тех пор, пока база не станет достаточно полной, репрезентативной. Подобный подход я уже использовал для построения моделей влияния ветра и рельефа на скоростные возможности велосипедиста. Для технической и информационной поддержки этого проекта я готов предоставить скромные ресурсы нашего сайта. Но было бы лучше, если бы проект поддержали мэтры - Антон Крупенников, Алексей Кавелин, Антон Чубченко, Илья Гуревич и другие. Да если бы интегрировать его в прекрасный проект Ильи Гуревича ActiveInfo. Думаю результат обязательно был бы положительным. А пока прошу высказаться по этому поводу: нужно - не нужно и как лучше. Одна голова - хорошо, а много - хороший велосипед!

Продавцу люб богатый покупатель, денег не считающий и слепо перебирающий комплектующие по его, продавца, указке. Но мыслящие и технически грамотные люди так не живут и не поступают. И в жизни и в покупке у них присутствует система, если хотите, культура. Называйте её как угодно - культурой жизни, технической культурой, культурой покупки. Это неважно. Важно то, что велосипедистам, мне кажется, в большинстве своём людям технически грамотным, людям, направленным не на потребление, а на достижение результата в любой сфере веложизни - гонке, покатушке, велопоходе - пора перейти от слепого следования рекомендациям производителей-продавцов к формированию своей велокультуры. Культуры, основанной на знании. Короче,

от homo bycicles к homo bycicles kulturis!

И чем скорее, тем лучше будет для всех нас и дешевле для каждого.

Ты хоть бы ссылку писал откуда копируешь. Да и вобще если первое можно весело прочитать то второе полная херня да ещё и плагиат. :(

J0kER
Автор

Ну так я что найду так с народом делюсь может камуто это будет интирестно :)

А ты ссылками делись. И не плагиат и автору написанного приятно что ссылки на него делают. :D

J0kER
Автор

Лано буду катать на форум и писать имя автора и буду писать что у него скатал ) но бывает по сылкам лень лазить ...

ссылку и все... а срм тока на заказ этот. у нас тока шимана.