Туризм и спорт в Беларуси. Свободный сайт для планирования событий спортивной и туристической тематики. Здесь те, кто гоняет во всю мощь.
Наша агроусадьба... [censored...] На эту осень – следующую весну мы запланировали несколько разведочных экспедиций. А на прошлой неделе туристическое сообщество нашего Воложинского района провело встречу энтузиастов «зелёного» туризма в лагере «Фестивальный» (festcamp.by), который также старается развить сеть коротких велотрасс в своих ближайших окрестностях. Пока прокладка «транс-Пущанской» веломагистрали от Ракова через Ивенец – Налибоки – Кромань – на плевый берег Нёмана, в Любчу и Щорсы, остаётся романтической мечтой, договорились развивать более короткие маршруты, чтобы наши гости могли на велосипедах проехать от одной усадьбы или лагеря к соседним, выбрав маршрут по душе, в зависимости от расстояния (от 5 до 40 км) и предпочитаемых достопримечательностей.
И вот здесь встаёт вопрос о стандарте разметки велосипедных трасс. Две недели назад я гостил у руководителя нашей гостевой группы из Познани – посетил ключевую польскую туристическую выставку Tour Salon 2011 и немного знакомился с опытом работы польских велоклубов, включая разметку трасс. Должен сказать, что размах организационной работы в польском велотуризме меня ошеломил. Во-первых, разметка. По сравнению с нашими скромными любительским усилиями, в Польше это вопрос решается исключительно профессионально. Как, видимо, и в большинстве наших стран-соседей. Разметку велосипедных (а также конных, пеших, лыжных и водных) трасс в Польше координирует PTTK (Polskie Towarzystwo Turystyczne i Krajoznawcze) – туристическо-краеведческая общественная организация, пользующаяся традиционной поддержкой государства и местных властей всех уровней. Эту поддержку PTTK имело всегда – и в межвоенной «буржуазно-помещичьей», и в послевоенной «народной», и в посткоммунистической Польше. Основная нагрузка по разметке ложится на местные власти и на волонтёров – уж не знаю всех деталей финансирования. И что очень важно – вся работа ведётся по стандарту, единому для всей страны. Я даже привёз с собой официальный «талмуд» с подробнейшей информацией о знаках, складывающихся в систему не менее изощрённую, чем знаки на автомобильных дорогах: повороты, изменения направления, достопримечательности … Впрочем, эту инструкцию можно скачать и здесь: http://www.pttk.pl/aktywna/znaki.php
Абсолютное большинство маршрутов (szlaków) имеет четко выраженную тематическую направленность, «нанизывая» на себя «бусинки» объектов, объединённых какой-то общей идеей: это могут быть маршруты, посвящённые какому-то традиционному ремеслу, памятникам определённого архитектурного стиля, сосредоточенным в компактном районе, культурному наследию национального или конфессионального меньшинства, местам наблюдения за птицами, биографии замечательной личности и т.д. Соответствующая цветовая символика в этом случае сочетается с общими стандартами oznakowania (разметки).Подчёркиваю: в масштабе страны речь идёт о многих тысячах километров размеченных по единому стандарту трасс (многие из которых – специально построенные велодорожки) и, быть может, о десятках тысяч знаков.
Поэтому интригующую информацию с сайта Национального Агентства по Туризму (http://belarustourism.by/leisure/kinds/active/biking/) я стараюсь воспринимать с доброй улыбкой:
«Можно в Беларуси серьезно заняться и настоящим велоспортом: в регионах прокладываются маршруты различной категории сложности: по проселочным дорогам, по равнинам. Для велосипедного туризма разработаны специальные конструкции велосипедов».
Конечно, здорово, если специальные конструкции велосипедов разработаны именно у нас в Беларуси. Но в таком случае, почему у нас в стране не сыскалось людей, чтобы сообща разработать общенациональный стандарт разметки велотрасс – по-моему, это гораздо проще, чем изобретать велосипеды. Конечно, наша усадьба, Белгосохота, лагерь «Фестивальный» и ещё неизвестное число энтузиастов по всей стране могут и дальше размечать трассы как Бог на душу положит. При известном остроумии, отсутствие единого стандарта можно даже выдавать за «фишку». Отшучиваясь, можно ссылаться на фильмы Кустурицы с их неповторимым балканским колоритом. А вот и ещё одна шутка в том же стиле, с того же сайта:
«В Беларуси выпускаются специальные карты-схемы и путеводители для путешественников, сверяясь с которым, велотуристы могут отправиться в автономный поход. Если же кого-то не привлекает «дикая» романтика самостоятельных путешествий, можно воспользоваться предложениями многочисленных турфирм и собраться в специализированный тур, во время которого не нужно будет заботиться о багаже, стоянках, ночевках и питании — все хлопоты на себя возьмут организаторы».
- Что же это за «специальные карты-схемы и путеводители для путешественников»? В наших странах-соседях для велосипедистов выпускаются специализированные не только карты, но и атласы – начиная с гминного уровня, до воеводского и общенационального. Которые передают не только топооснову и общую туристическую информацию, но и содержат подробные схемы именно РАЗМЕЧЕННЫХ велотрасс… А те белорусские карты, которые доводилось видеть лично мне, не очень-то были приспособлены для нужд велотуризма (из Польши я привёз несколько даже водонепроницаемых карт для фанатов двухколёсных экипажей). И что уважаемые пропагандисты белорусского велогостеприимства увидели в продукции наших картографов СПЕЦИАЛЬНОГО? Ну ладно, как говорилось в самом начале этого материала – мы ведь совсем недавно пытаемся привлечь в наш край велотуристов. Пожалуй, мои недоуменные вопросы лучше списать именно на недостаток опыта. Да и не Национальное Агентство по Туризму должно заниматься разметкой и изданием карт. Каждому – своё. PTTK ведь тоже – общественная организация. Правда, в стране где не так сильно развит культ «агульнай млявасці і абыякавасці да жыцця».
как сдвинуть с места обозначенный в этом очерке вопрос? Как инициировать вопрос о разработке и применении общенационального стандарта разметки велотрасс, да так, чтобы он не утонул в «агульнай млявасці і абыякавасці”?
Наша агроусадьба [censored...] последний год - полтора активно пытается развить познавательный велотуризм в северной части Налибокской Пущи.
как сдвинуть с места обозначенный в этом очерке вопрос? Как инициировать вопрос о разработке и применении общенационального стандарта ...
В вашем выступлении обозначен, собственно, вопрос, как срубить бабла с велотуристов.
А специфика - в том, что, среди всех групп добровольно отдыхающих, велосипедисты обладают очень большим иммунитетом к подобного рода идеям.
Желание рубить бабло на усилиях энтузиастов и волнотеров - понятно и правильно :)
Как сдвинуть с места? ну это же очевидно, надо объявить северную часть Налибокской пущи заповедником/зоной ограниченного доступа/частной собственностью. Правда, придется инвестировать в забор и охрану. Зато можно будет продавать билетики. А что, многие водоемы уже прихвачены, билетики на рыбалку продаются, заборы по периметру и охрана с собачками имеется (съездите на вдхр. Школьный, перенять опыт).
Хотя, не факт, что этот номер прокатит с велосипедистами. В силу указанной выше специфики.
Собираемся продолжить разведку малоизвестных пока что достопримечательностей и прокладку новых трасс – и очень рады, что в лице администрации ландшафтного заказника «Налибокский» (эти функции возложены на «Белгосохоту») нашли заинтересованных партнёров.
Позвольте, как говорится, пожелать вам.
видел в беловежской пуще разметку один в один как у поляков. даже удивился, что стали размечать по тем же самым шаблонам. а на следующий день уже в беловеже, когда искал толковую карту региона, случайно познакомился с поляком эту самую разметку и наносившим. ;D причем озвучено было не одна сотня вёрст (что-то порядка 400-600, сейчас уже не помню)
как мне кажется, на первое время маршруты между жд-станциями, кемпингами, усадьбами и недорогими гостиницами весьма правильное решение...
1. не всегда люди могут уверено проезжать, допустим, 100км за день и надо дать возможность останавливаться на ночлег через 40-60км
2. кто-то с семьей захочет выбраться на 2-3 дня покататься, но не имеют туристического опыта и снаряги
3. туристы может наоборот не заходят жить в домике, но были бы не простив стать с палатками на территории агроусадьбы (естественно, дешевле, но с некоторыми удобствами*)
* - "кухня" или возможность готовить на костре, набрать воды, доступ к туалету.
душ - это уже из разряда "люксовый" кемпинг :)
ах да... уважительное отношение и гостеприимство и тем кто в домике останавливается, и к кем кто пожелал жить в палатке.... у южных и восточных соседей, приезжая в "кемпинг", можно встретить политику "в палатке хочешь жить? ну... ставь тут, на площадке для парковки машин"
да, в будущем мы планируем в том числе и зарабатывать на велотуристах. Но в целом вопрос был сформулирован совершенно по другому: почему у нас нет стандарта разметки велотрасс. Далее подразумеваются вопросы: нужны ли размеченные трассы и какой именно категории велотуристов.
Классная идея!
Пару слов из своего опыта, а именно из того что я видел в Латвии.
Прокладкой, маркировкой и обслуживанием туристических (трекинговых, велосипедных и конных) маршрутов занимается организация Природамама.
Маршруты промаркированы знаками, коричневый фон - белые указатели. На знаках номер маршрута, стрелка направления движения, км. На парковках у крупных лесных массивов, а также в кемпингах установлены большие щиты (3*6м) с картой местности и нанесенными маршрутами с описанием. В кемпингах всегда есть брошюра с картой и маршрутами района. Всё естественно бесплатно.
Теперь о главном. Я никогда не вдавался в подробности, но кажется мамадаба - это что то вроде лесхоза у нас. Причём судя по всему именно они выдают квоты на вырубку леса. Это я к тому что организация эта хоть и государственная но всё же коммерческая, т.е. проблем с финансами нет. Полагаю что в Вашем случае именно финансирование будет главным сдерживающим фактором.
в Польше, насколько я понял, PTTK (Польское туристическо-краеведческое общество - добровольная общественная организация) - поддерживает сам общенациональный стандарт разметки - издаёт буклеты, возможно, проводит какие-то тренинги и т.д. А на местах разметку проводят самые разные организации - лесничества, нац. парки, местные власти, общественные организации. Поскольку десятки тысяч км, совершенно разной тематики и принадлежности, разметить в рамках одной кампании или организации - невозможно принципиально. Думаю, невозможно и у нас.
Я пытаюсь поднять здесь вопрос именно о согласовании общенационального стандарт разметки, а что касается разметки конкретно в нашем регионе, то мы будем решать вопрос своими силами. Просто не хочется, чтобы в одном месте размечали так, а в другом этак.
Так почему бы не перенять стандарты PTTK? На мой взгляд там все продумано довольно хорошо. И велосипед изобретать не потребуется, и нашим польским коллегам будет проще при перемещении по РБ.
"почему бы не перенять стандарты PTTK?" - да, это было бы вполне логично. Но - перенять кому? Какая организация способна быть "депозитарием" стандарта? Например, проводить инструктажи. Или упростить какие-то обозначения.
да, в будущем мы планируем в том числе и зарабатывать на велотуристах. Но в целом вопрос был сформулирован совершенно по другому: почему у нас нет стандарта разметки велотрасс. Далее подразумеваются вопросы: нужны ли размеченные трассы и какой именно категории велотуристов.
почему нет стандартов? чиновники далеки от данной темы, а если и возьмутся то долго будут раскачиваться, "ездить перенимать опыт", генерить тонны макулатуры и т.д. а где деньги на это взять в наше смутное время? :)
так что тут как у поляков... надо тем кому это интересно самим собираться и организовываться. взять за основу европейские шаблоны и по ним начинать маркировать свои маршруты. ;)
А тем временем разработка рекомендаций по маркировке идёт. За основу были взяты ещё советская методичка и польский талмуд от PTTK.
https://github.com/downloads/jekhor/routes-marking/main.pdf --- текущая версия будет периодически обновляться тут.
Обожемой //-(
Велодорожек мы уже добились... //-(
Еще осталось по стандартам трассы строить?
Я со своими трейлами что? вообще вне закона останусь???
Не надо этого. Сделайте так как во всем мире делают!!! >:[
Black_Thrush, ну расскажи, как во всём мире делают.
Black_Thrush, ну расскажи, как во всём мире делают.
Стандартная разметка с указанием старта, основных поворотов, опасных участков и конца трассы/маршрута.
На старте табличка с названием маршрута (иногда дистанция и краткое описание/легенда) и указанием сложности: зеленый - лайт (как правило все марафоны и турмаршруты), синий - для новичков, Фиолетовый - тренировочный уровень, красная - для опытных и уверенных. Черная - экспертный уровень.
Отметки (примерно формат А4) в виде белых контрурных стрелок на желтом фоне с оранжевой окантовкой таблички (толщина где-т 2, 5-3 см) с названием трассы/маршрута стрелок висят на деревьях, если нет - на отдельных столбиках.
Опасные участки в зависимости от сложности обозначаются восклицательными знаками:
Такой формат используется как на туристических и марафонских трассах, так и на соревновательных и экстремальных. Если трасса для соревнований размечена лентой, то остаются только знаки обозначающие опасные участки, тех элементы и подъемы.
да, в будущем мы планируем в том числе и зарабатывать на велотуристах.
хочется верить что это будет цивилизованный заработок, типа платные сервисы на имеющихся трассах (трансферы, пункты питания, магазины, кемпинги), а не "заплатите нам денег за то что мы нарисовали цветных квадратиков вдоль уже имеющихся дорог".
да, в будущем мы планируем в том числе и зарабатывать на велотуристах.
хочется верить что это будет цивилизованный заработок, типа платные сервисы на имеющихся трассах (трансферы, пункты питания, магазины, кемпинги), а не "заплатите нам денег за то что мы нарисовали цветных квадратиков вдоль уже имеющихся дорог".
Эт точно.