Теория и практика создания тренировочного байка (репост с twentysix.ru)

jaj
Автор

Так как большинство даже не знает об этом ресурсе, т.к. он достаточно узкой направленности, решил сделать репост темки с 26. Там очень редко подобные появляются.
Многим будет интересно.
Поправки приветствуются)

И да простит меня сообщество за то, что этот пост написал человек из команды бренда, по нелепой случайности, представленного у нас. На полезность информации, от реального гоншчыка, не виляет ниразу |-))

Здесь и далее копипаст:

Навряд ли эта тема будет очень интересна для любителей спусковых дисциплин, в которых чувство байка играет одну из важнейших ролей в достижении результата и навряд ли имеет смысл иметь тренировочный байк не повторяющий на 100% основную боевую машину.

Для гонщиков кросс-кантри тема тренировочного байка рано или поздно становится актуальна. К мысли о тренировочном байке приходят разыми путями. У тренирующихся рано или поздно появляется чисто гоночный байк, а байк, бывший основным для этого момента становится тренировочным. У технофилов, которые сначала собирают байк, а только потом серьезно увлекаются гонками ситуация бывает прямо противоположной. Они сначала собирают идеальный для себя байк, а потом приезжают на гонки. Там быстро становится понятно, что байк сам по себе едет не очень быстро и нужно тренироваться. Тренироваться на идеальном байке обычно жалко и они собирают тренировочный байк попроще.
Хотя, сразу скажу, что есть люди которые и тренируются и гоняются на одном и том же байке, даже не помышляя о тренировочном.
Можно, конечно, перед каждой гонкой менять трансмиссию и колеса, но на это уходит много времени и все свежепоставленное в любом случае нуждается в хотя бы минимальной проверке катанием.
Лично для меня тренировочный байкуже лет пять как норма жизни.

В наличии тренировочного байка я вижу следующие плюсы:
- Гоночный байк всегда чист, настроен и готов к гонке.
- Дорогостоящее гоночное оборудование используется исключительно по назначению. Если для вас тренировки на произведениях техноискусства типа кассеты Sram XX — норма, дальше можно не читать =)
- Легкая гоночная резина не изнашивается и не колется на тренировках
- В случае неисправности гоночного или тренировочного байка всегда есть байк на замену и тренировки не нужно пропускать.
- Трансмиссия, отходившая сезон на гоночном байке переходит на тренировочный и живет там еще один летний и один зимний сезон
- Тренировочный байк надежнее, из за использования на нем более тяжелого оборудования и на нем можно позволить себе эксперименты с прыжками, поиском новых траекторий и т.п.
- Зимой и весной использование гоночного байка нецелесообразно.

Исходя из этого тренировочный байк должен отвечать следующим требованиям:
- Полностью (или практически полностью) идентичная гоночному байку посадка. Особенно это касается положения седла относительно каретки. Тут нужно проявить особую педантичность и выставить все один в один. Желательно, чтобы на тренировочном и на гоночном байке стояли идентичные седла.
- Аналогичные вилки. Не обязательно ставить на тренировочный байк SID XX Black Box WC с гоночного, но ход и поведение тренировочной вилки должны напоминать гоночную, чтобы двигательные рефлексы не страдали.
- Аналогичное гоночному байку оборудование. Мне кажется что если уж на гоночном байке стоят тригеры, то и на тренировочном тоже должны стоять тригеры.
- Надежные колеса. На тренировочном байке я использую полноценную бескамерную резину с герметиком. В данный момент я катаю на Maxxis CrossMark LUST 2.25 =) Вес, конечно, чувствуется, но зато на каменистых трейлах Кипра она вела себя просто великолепно. В привычной среде обитания я скорее всего вернусь к традиционному размеру в 2.1
- Стальные звезды на системе. Они не изнашиваются, не кусают, не требуют внимания. Хотя тяжелые, да =)
- Несколько цепей. Это важно. Несколько цепей на одну кассету должны начинать использоваться еще на гоночном байке, до перевода трансмиссии в разряд тренировочной. Лично я использую 3-4 цепи по кругу, меняя их по порядку через 300-500 км. Таким образом кассета живет намного дольше. Мой личный рекорд — сборы, два летних и один зимний сезон на одной кассете SRAM 991 и четырех цепях SRAM PC 991. Кассета была изношена, цепи растянуты, но все это работало как часы до момента замены на новое перед Кипром 2012.
- Педали одинаковой системы везде. Это само собой.
- Все остальное по вкусу.

Лично мой выбор основных компонентов для тренировочного байка выглядит следующим образом:
Рама. Merida HFS 2000 '2010 — отличная крепкая алюминиевая рама. Мне в ней нравится абсолютно все, жаль что в настоящее время Merida отошла от брутальных квадратных труб, мне они очень нравятся чисто эстетически.
Геометрия повторяет Merida FLX Carbon '09 на которой я гонялся пару сезонов и близка к нынешнему 0.nine.
Чтобы компенсировать разницу в угле подседельной трубы я использую штырь Truvativ Team Carbon с небольшим ситбеком.
Небольшая разница в углах подседельных была диагностирована отвесом от носа седла к каретке. Седло само собой было одно и то же =)
Если захочется чего-то нового, в сезон пересоберу тренировочный байк как раз на той Merida FLX Carbon '09 =)

Вилка. Rock Shox Reba WC BB '09 PushLock. Перешла в разряд тренировочной с прошлого гоночного байка. Отлично работает, легко обслуживается, есть манетка блокировки, белая, легкая. Очень ее люблю. Работа PushLock напоминает гоночные Xloc, где используется одна кнопка, а не две как на PopLock.
Зимой ее сменяет раритетная Marzocchi MX Comp '03. Не обслуживалась с момента покупки в 2004 году, я не знаю какого цвета масло там внутри. Большие воздушные камеры с низким рабочим давлением не дают жесткости вилки прыгать в зависимости о погоды. Таких больше не делают.

Колеса. Fulcrum Red Metal Zero 3. Достаточно крепкие UST колеса. Прямые спицы, легко обслуживаемые втулки. За деньги, которые они стоили на распродаже — отличный вариант.

Покрышки. Maxxis CrossMark LUST. По совокупности качеств я считаю их лучшей тренировочной резиной. В любых условиях можно найти покрышку которая будет работать лучше в данный момент, но если собрать все условия воедино победит CrossMark. Обычно я использую ширину 2.1, но сейчас экспериментирую с 2.25 =)) Это почти 650В по диаметру колеса! =) Тяжелые, но очень управляемые и хорошо катят. Если разогнать.
Несмотря на то, что UST стандарт позволяет использовать покрышки и колеса без герметика я всегда его использую. За все время использования такого сочетания, не было ни одного прокола.

В зимний период я ставлю более простые колеса и покрышки Schwalbe Ice Spiker Pro 2.35. Они позволяют полноценно тренироваться в любых зимних условиях.

Руль. Truvativ Team Noir LowRise 640мм. Легкий комфортный лоурайз. Похож по углам на FSA Merida Team, стоящий на гоночном 0.nine. Я перешел на лоурайзеры два сезона назад. Они очень хороши в гонках, когда постоянно работаешь в смешанном цикле, встаешь, садишься, постоянно переключаешься. Лоурайзер позволяет всегда держать пальцы на манетках, не тратя время на перехват рук и комфортно работать стоя.
На Big.Nine я поставлю флет и рожки для многодневок и марафонов. Так как найнер затачивается под длительные гонки возможность иногда сменить хват рук на руле будет полезной, да и каноны стиля нужно чтить.

Трансмиссия. Sram X.0. Еще девятискоростная. Очень надежная и невероятно четко работает в любых условиях. Манетки очень удобно настраиваются под руку. При регулярной смене цепей по кругу кассеты и цепи живут очень долго.
Исключением является система Shimano XT. Скоро протру ее насквозь и поменяю на выигранный Truvativ Stylo Noir.
Звезды — стальная штамповка 42-32-22. Кассета 11-34. Тройник нужен в горах, особенно в тренировочном режиме, когда в Турции или на Кипре минут по сорок лезешь в какой-нибудь нереальный уклон, а в ногах уже семь тренировочных дней. В привычной среде обитания 22-ой звездой почти не пользуюсь.

Седла. В этом году лично у меня с седлами будет небольшой эксперимент. На тренировочном байке и на найнере у меня будут стоять хорошо изученные Fizik Tundra 2, а на лайтовый Merida 0.nine Team-D я уже поставил новую реинкарнацию Selle Italia SLR XC Carbon в уникальной Merida Team расцветке. На старом SLR сидеть не мог вообще, но новая версия выглядит более комфортной, да и чисто кросс-кантрийное использование байка не предполагает долгого на нем сидения.

Педали. Look Quartz. Мне они нравятся за очень четкое и крепкое держание шипа как на шоссейных педалях. Нет этого стучащего микролюфта, от которых меня бросало в дрожь на Shimano SPD. Когда из последних сил ползешь в гору, стараешься крутить по кругу, а шип в педали двигается вверх-вниз на пару миллиметров.
Из минусов Look можно отметить менее четкое встегивание и врожденный люфт на внешнем игольчатом подшипнике, который не чувствуется ногой, не лечится, и не растет со временем.
Кстати, если у вас есть отдельно гоночная и тренировочная обувь разных производителей, обратите внимание на то, что выставление шипа и посадки должно проводится в гоночной обуви на гоночном, а в тренировочной обуви на тренировочном байке. Это может показаться, очевидным, но я считаю важным это отметить. Колодки у всех производителей разные, даже прорези для шипов находятся на разном расстоянии от носка. Про положение шипа тут уже писали, этому стоит уделить несколько минут вашего времени.

Троса/Рубашки. На тренировочном байке я стараюсь использовать системы с полностью закрытыми тросами типа Alligator i-Link или Sram/Gore. Они намного дольше живут.

Грипсы. ESI Chunky. Всегда.

UPD: Совсем забыл про тормоза! Это Avid Juicy Ultimate. Нестареющая сверхнадежная классика. Несмотря на то, что все гоночные байки уже давно на Avid Eixir XX у которых и рычаг пожестче и колодки легче меняются, «ультики» для меня всегда были своеобразным фетишем, продать рука не поднимается =)
UPD2: Подседельная сумочка. Это на шоссейнике можно эстетствовать и возить нехитрый маленький ремнабор в заднем кармане майки. На байке лучше использовать сумочку. Там постоянно прописана камера, убранная в мешочек, чтобы ее не повредили шестигранники. Собственно, шестигранники с выжимкой или выжимка отдельно, петух и замок для цепи. Если в сумочке есть дополнительный кармашек, туда полезно убрать 1000р. в полиэтиленовом пакетике.
Сумочка на мой взгляд должна быть достаточно компактной, не выходить назад за седло и крепиться исключительно на стропах, без всяких защелок. На тренировочном стоит Scicon, на марафоны есть суперлайтовый Deuter с отпоротой для легкости эмблемой.

(c)