AlexM7788
Автор

Из собственного опыта:
Поле. Шоссе. Попал под проливной дождь. Вымок и решил ехать дальше типа « мокрее воды не будешь». Началась гроза – решил: пох, останавливаться не буду. Молния ударила в железобетонный эл. столб метрах в 300-400. Спрятался под железобетонным каркасом авт остановки. Думал – долбанет или нет? Не долбануло.

Долина Днепра . Грозовой фронт . Прячусь под мостом и наблюдаю, как молнии почему-то бьют не в высокий левый берег, а в пологий правый! Молния бьет в мост ( правда на другом конце). При первой возможности сматываюсь. Через 2 км опять гроза! Спрятался возле небольшой горки у обрывистого берега. На этот раз – все по-науке. Молния ударила в самую высокую точку горы. Чувствовал себя относительно спокойно.

Ехал через мост. Гроза . Не остановился. Прямое попадание сзади меня . Пронесло…
Читал всякую байду типа « отойдите от вела на 50 метров, присядьте» и т.д.
Кто-как думает, насколько это серьезно? У кого какой опыт?
Скоро август и гроз станет больше.

Удалённый пользователь

У кого был опыт попадания молнии уже не расскажут.
Зато я теперь понял зачем на велах цепляют заземлитель как на машинах антистат :) А я то думал для понтов :)

AlexM7788
Автор

Смех смехом, но у меня таких случаев ( попадание в грозу в опасном месте) бывает 3-4 раза за сезон. Этот сезон уже
8-й. Когда молния рядом долбанет во - первых "ушки больно", во-вторых как-то некомфортно становиться.

из изучения темы по молниезащите (актуально было для домосети):

системы подразделяются на классы в зависимости от рассчетной вероятности, что молния попадет в "громоотвод", а не в объект. Так вот, самая высшая степень - 98%, для бытовых целей ограничиваются 80%.

По поводу покрышек... Если молния пошила несколько сот метров атмосферы от тучи до земли, вряд ли она заметит, что вы стоите на резиновом коврике (к тому же мокром). Единственное, для чего это может быть актуальным - защита от шагового напряжения (вторичный поражающий фактор).

По поводу того что молнии шарашили не в высокий берег, а в низкий - с молниеотводами это стандартная ситуация, когда молния бьет не в вершину, а ниже (из-за чего и защищаемая зона имеем весьма нетривиальную форму) - при сильном ветре пока образуется канал молнии из ионизированного воздуха, его успевает отнести в сторону, из-за чего молнии становится проще найти новый объект, чем цепляться за старый. Плюс еще из уроков физики - для возникновения разряда намного приятнее пусть более дальняя поверхность, покрытая иголками, чем близкая но гладкая. В случае с берегами м.б. ситуация "низкое болото с одиночными деревьями" против "высокий равномерный лес".

Ну а по стандартам, принятым в РФ, зоной защиты штыревого молниеотвода с критерием 99, 9% считается конус высотой 70% от высоты молниеотвода и радиусом основания 60% высоты. Для критерия 90% высота конуса 85%, радиус 120%. Вот и считай, с какой эффективностью можно спрятаться под велосипедом. К тому же не забывай про вторичные поражающие факторы.

Цитата сообщения от mishkasss отправленного 13 Сен, 2008 в 14:36

... на веле в грозу не опасно, типа "покрышки резиновые" и от попадания молнии это спасет.

Часто езжу на малиновский авторынок. Знаете, как выезжаешь из подземного перехода под МКАДом, едешь под четерьмя низко нависающими над дорогой ЛЭП'ами. Первый раз не понял в чем дело - сильно стало колоть в ... в ... короче, не понял в чем дело. |-)) Думал, может связку какую потянул. На обратном пути всё повторилось и сразу дошло. Так это ЛЭП. Напряжение-то там в сравнении с молнией тьфу, и то "пробивает" в ... .

А по теме:

Ваши действия перед грозой и во время нее должны быть следующими:

во время прогулки спрятаться в ближайшем здании; особенно опасна гроза в поле.

при поиске укрытия отдайте предпочтение металлической конструкции больших размеров или конструкции с металлической рамой, жилому дому, всему, что снабжено громоотводом;

если нет возможности укрыться в здании, не надо прятаться в небольших сараях, под одинокими деревьями;

нельзя оставаться на возвышенности и открытых незащищенных местах, вблизи металлических или сетчатых оград, крупных металлических объектов, влажных стен;

при отсутствии укрытия лечь на землю, при этом предпочтение следует отдать сухому песчаному грунту, отдаленному от водоема;

если гроза застала вас в лесу, необходимо укрыться на участке с низкорослыми деревьями, особенно соснами, дубами, тополями. Лучше находиться на расстоянии 30 м от отдельно стоящего высокого дерева. Обратите внимание, нет ли рядом расщепленных деревьев, ранее пораженных грозой. Обилие пораженных молнией деревьев свидетельствует, что грунт на данном участке имеет высокую электропроводность, и весьма вероятен удар молнии именно в этот участок местности;

во время грозы нельзя находиться на воде и у воды - купаться, ловить рыбу. Необходимо отойти подальше от берега;

во время грозы не занимайтесь спортом на открытом воздухе, не бегайте, так как считается, что пот и быстрое движение "притягивают" молнию;

если вы застигнуты грозой на велосипеде или мотоцикле, прекратите движение, оставьте средства передвижения и переждите грозу на расстоянии примерно 30 м от них;

если гроза застала вас в автомобиле, не нужно его покидать. Необходимо закрыть окна и опустить автомобильную антенну. Двигаться во время грозы на автомобиле не рекомендуется, поскольку гроза, как правило, сопровождается ливнем, ухудшающим видимость на дороге, а вспышка молнии может ослепить и вызвать испуг и, как следствие, аварию;

при встрече с шаровой молнией не проявляйте по отношению к ней никакой активности, по возможности сохраняйте спокойствие и не двигайтесь. Не нужно приближаться к ней, касаться ее чем-либо, т.к. может произойти взрыв. Не следует убегать от шаровой молнии, потому что возникший поток воздуха может привлечь ее.

Не пользуйтесь сотовыми и радиотелефонами! Отключите устройства беспроводной связи (Bluetooth).

Если случится несчастье и кто-либо будет контужен молнией, необходимо немедленно оказать пострадавшему первую медицинскую помощь (искусственное дыхание, непрямой массаж сердца и т.п.). Человек, пострадавший от молнии, особенно нуждается в усиленном притоке воздуха к телу. Немедленно вызовите скорую помощь и доставьте пострадавшего в лечебное учреждение.

Специалист 1-ой категории
Управления по делам ГО и ЧС
Администрации г.о.Сызрань М. Христенко

Удалённый пользователь

Сиди дома в железной клетке Фарадея - не долбонет точно ))) ;D

AlexM7788
Автор

Вот это конкретно! Спасибо.
Многое из сказанного я знаю , но есть и новое.
Вопрос к RAE :
Если я под путепроводом, может ли грозовой разряд, пройдя через металлоконструкции моста выйти из них и проделать путь до земли уже по воздуху? Видел фото, как разряд проходит через железобетонные конструкции здания как-бы по-диагонали и у земли, выходит наружу.
Получается , ты спрятался под мостом, а тебя еще и долбанет! Интересны Ваши комментарии.

Кстати не забывайте что молния на самом деле двигается ОТ земли к небу :)

Цитата сообщения от alexm7788 отправленного 12 Июл, 2008 в 00:25

Вот это конкретно! Спасибо.
Многое из сказанного я знаю , но есть и новое.
Вопрос к RAE :
Если я под путепроводом, может ли грозовой разряд, пройдя через металлоконструкции моста выйти из них и проделать путь до земли уже по воздуху? Видел фото, как разряд проходит через железобетонные конструкции здания как-бы по-диагонали и у земли, выходит наружу.
Получается , ты спрятался под мостом, а тебя еще и долбанет! Интересны Ваши комментарии.

с конца... Пример ЖБ конструкции следует рассматривать исключительно как пример того что ЖБ является единым целым для молнии, и внутри него будет наилучшая защита (в т.ч. из-за чего и рекомендуют прятаться в ЖБ здании, но однако не рекомендуют в деревянном). С мост можно рассматривать как тросовый молниеотвод с соответствующими параметрами. Ситуацию "пройдет сквозь мост" можно рассмотреть в случае, если электрическое сопротивление по пути мост-воздух-ваша_макушка будет меньше чем сопротивление опор моста (если мост не деревянный, мне это как-то не представляется).

AlexM7788
Автор

Благодарю за комментарий.
На загородных шоссе наиболее распространенными укрытиями от осадков и грозы являются железобетонные навесы остановок и мосты/путепроводы. С учетом вышесказанного можно предположить, что нахождение в данных укрытиях во время грозы является безопасным.

Цитата сообщения от alexm7788 отправленного 12 Июл, 2008 в 15:48

Благодарю за комментарий.
На загородных шоссе наиболее распространенными укрытиями от осадков и грозы являются железобетонные навесы остановок и мосты/путепроводы. С учетом вышесказанного можно предположить, что нахождение в данных укрытиях во время грозы является безопасным.

для защиты от прямого попадания - можно считать что да (вариант что догонит шаровая молния не рассматриваем). А если вспомнить про поражение электрическим током из-за разности потнциалов на земле, то резиновый коврик все-таки не помешает...

AlexM7788
Автор

Из поражающих факторов - воздействие излучения в данном случае не грозит, от акустической волны тут никуда не денешся, ну и шаговый потенциал...
В общем пережидайте грозу в положении - ноги вместе. :)

Снаряжение байкера в грозу - вместо велообуви резиновые бахилы, резиновые перчатки, изолирующий коврик обязателен.... |-)_)

Цитата сообщения от alexm7788 отправленного 12 Июл, 2008 в 21:15

...
В общем пережидайте грозу в положении - ноги вместе. ...

или используйте байк в качестве устройства выравнивания потенциалов (правда, к Мамонту это не относится) - все-таки бывает польза от того что он железный...