Rock Shox TurnKey: устройство, работа и модернизация.

pashevich
Автор

Заранее прошу модераторов не приклеивать эту тему к теме "Аммовилки". Спасибо.

Ноги у этой темы выросли еще летом, но добрался до подробностей только сейчас.

Начнем по порядку.
Turnkey – это почти ругательство. В среде продвинутых байкеров его можно сравнить с китовым объективом на зеркалке в среде продвинутых фотографов. Как и последний, он кое-как выполняет возложенные на него задачи.

Если серьезно, то Turnkey представляет из себя демпфер компрессии и локаут в вилках Rock Shox. Есть две версии – под манетку без промежуточных положений (open/lockout) и с крутилкой на короне и промежуточными положениями (такой будет рассматриваться в дальнейшем). Функции демпфера компрессии/сжатия – регулировка скорости сжатия вилки и функция блокировки вилки. Если со вторым демпфер справляется хорошо, то первое весьма сомнительно/малозаметно (в отличие от демпферов MotionControl). К функциям демпфера можно вроде как добавить предотвращение вспенивания масла в ноге, но этот вопрос дискуссионный.

Собственно, откуда появился интерес. В прошлом сезоне я вполне себе спокойно катался на Торе с выкинутым подальше Турнкеем, место которого заняла обычная заглушка. Ухудшения работы не заметил, были и некоторые (кажущиеся?) улучшения. Но сейчас не об этом. Вилка продалась, а вместе с ней и заглушка. Во второй вилке не оставалось ничего другого, как ставить демпфер, чтобы просто заткнуть ногу.

Демпфер нашел у кого-то на форуме, далеко не новый, да еще и под манетку. Вставил, забыл про него, катал. Как-то ради интереса решил сделать демпфер регулируемым (достать возвратную пружину), как раз и крутелкой разжился. Разобрал, пружину достал, собрал, поставил. При езде обнаружилось, что локаута нет…Но я не расстроился – появилась вещь, куда более клеевая )

Если в двух словах, то получилось следующее. Крутим крутелку в положение локаута:

  1. сэг вместо 30 мм стал 15 мм (вилка 110 мм и относительно мягкая)
  2. при педалировании стоя вилка ходила на 10-15 мм (обычно на 30-40)
  3. при резкой раскачке всем весом вилка срабатывала на 30-40 мм
  4. отрабатывала крупные неровности.

В общем, появилось нечто похожее на платформу/пропедал, что не могло не радовать =). Правда, причина была не ясна – собирался демпфер вроде только одним способом, клапан по другому не ставился…тогда я не стал заниматься поиском причины (просто боялся сбить настройку //-( ), и катал.

И вот недавно в руки попал совершенно новый демпфер ТК с крутелкой, который железно лочил вилку. Тут-то и возникло желание разобраться, чем же они отличались, ну и сделать из локуатящего ТК платформенный.

Разобрал оба демпфера – отличий ноль, все один в один. Как на картинке:

Заодно разобрался, как оно фунциклирует. Не знаю, будет ли понятно, но вот накидал схемку:

Основная фича – это клапан локаута. У него есть три углубления внизу. Соответственно на дне корпуса есть 3 пипки такого же (вернее, чуть меньшего) размера.

Теперь смотрим схему. В положении локаута углубления и пипки совпадают – клапан (синий) плотно ложится на дно корпуса, перекрывая входное отверстие (в полом винте и корпусе). Клапан прижимает жесткая пружина, которая еще до кучи выполняет роль предохранителя в случае нештатной кочки в положении локаута (этакий ненастраиваемый фладгейт). Раньше вроде ее не было, и были случаи гидроударов с поломкой ТК. Поток масла через большие дыры внизу корпуса перекрыт снизу металлической подпружиненной шайбой.

Если клапан открыт (повернули синий клапан, он поднялся на пипках), масло проходит через центральное отверстие внизу корпуса (compression). Схема немного упрощена, т.к. масло потом идет через боковые дырки в корпусе (но это не суть). Скорость компрессии определяется диаметром входного отверстия, высотой поднятого пипками клапана и маслом.

Rebound. Тут все понятно – масло идет через все дыры назад, в том числе и через большую дыру внизу корпуса, отводя тонкую металлическую шайбу.

Упрощенно вроде бы как-то так.
Теперь вопрос – откуда взялась платформа? Понятно, что в положении локуата должен быть некий небольшой зазор, через который масло медленно проходит в демпфер (поджатое чем то, иначе сэг был бы как в открытом положении). Клапан стоял так же, как и в лочащем новом ТК. Как найти фичу?

Решение – сравнительный тест. Я просто решил переставлять по одно детальке с однго демпфера в другой =). Когда положил их рядом – эврика… Ни за что бы не догадался, не видя их рядом. Глаз заметил небольшую разницу резиновых юбок…
Ставлю юбку со старого демпфера в новый, втыкаю в вилку, лочу – вауля! Платформа =)
Вся оказалось до смешного просто – юбка неплотно сидела в ноге и немного пропускала масло (диаметр юбки чуть меньше, чем на новом ТК), но так удачно, что режим работы этой «платформы» мне очень нравится. А я думал о волшебных клапанах))

В следующем посте изложу мысли по направленной модернизации ТК в «платформу».

Исправления и уточнения к написанному принимаются.

так а какая разница в диаметре между "лочащей" и "платформящей" юбками?

Rebound. Тут все понятно

э...зы... не сталкивался с торами, кроме этого демпфера там какое-то демпфирование отскока еще есть?

+1! Отличная статья. Я еще добавил бы исследования по поводу немного шлифнуть пружину, которая держит клапан, чтобы стала мягче и раньше ТК сработал. Мне кажется в условиях кантри будет полезно. Буду пробовать в следсезоне. Есть 3пружины, попытаюсь найти золотую середину срабатывания.

pashevich
Автор
Цитата сообщения от crazy_wader отправленного 22 Дек, 2012 в 09:25

так а какая разница в диаметре между "лочащей" и "платформящей" юбками?

не измерял, но глазу заметна разница. юбка же гибкая, и провести нормальные точные измерения проблематично.

Цитата сообщения от crazy_wader отправленного 22 Дек, 2012 в 09:25

э...зы... не сталкивался с торами, кроме этого демпфера там какое-то демпфирование отскока еще есть?

на схеме изображено не демпфирование отскока, а то, ЧТО происходит и как течет масло в процессе разжатия вилки.
разумеется в РШ есть отдельный демпфер отскока с клапаном.

Не надо городить огород и пилить/шатать.
Просто под шим стек подложи шайбу. В моем случае 0, 3 мм была бы идеальной. От тощины шайбы будет зависеть жесткость работы платформы.
Локаут понятно пропадет в некоторой степени.

pashevich
Автор
Цитата сообщения от black_thrush отправленного 22 Дек, 2012 в 12:41

Не надо городить огород и пилить/шатать.
Просто под шим стек подложи шайбу. В моем случае 0, 3 мм была бы идеальной. От тощины шайбы будет зависеть жесткость работы платформы.
Локаут понятно пропадет в некоторой степени.

по русски и по-подробнее - куда именно ложить шайбу? :)

Цитата сообщения от pashevich отправленного 22 Дек, 2012 в 11:01

не измерял, но глазу заметна разница. юбка же гибкая, и провести нормальные точные измерения проблематично.

так на одном и том клапане если натянуть одну и вторую юбки, не настолько там они уже будет гибкие чтобы не померять. просто имхо это основной элемент модернизации из того что тут пока написано.
меньший диаметр, создающий "платформу" может можно будет создать с нормальной плотно садящейся юбкой, просто создав в другом месте аналогичный канал для прохода масла. увеличение или уменьшение этого канала будет соответственно больше плюшить или лочить вилку

разумеется в РШ есть отдельный демпфер отскока с клапаном.

ну вот и я думаю что такая конструкция нормально демпфировать не может (причины описаны в статье про переделку сантуровского картриджа, которая упоминалась в теме про амовилки). так что свойствами ребаунда в турнкее можно пренебречь. там ничего не улучшиться

Цитата сообщения от pashevich отправленного 22 Дек, 2012 в 12:49
Цитата сообщения от black_thrush отправленного 22 Дек, 2012 в 12:41

Не надо городить огород и пилить/шатать.
Просто под шим стек подложи шайбу. В моем случае 0, 3 мм была бы идеальной. От тощины шайбы будет зависеть жесткость работы платформы.
Локаут понятно пропадет в некоторой степени.

по русски и по-подробнее - куда именно ложить шайбу? :)

лять //-(

Цитата сообщения от pashevich отправленного 22 Дек, 2012 в 12:49
Цитата сообщения от black_thrush отправленного 22 Дек, 2012 в 12:41

Не надо городить огород и пилить/шатать.
Просто под шим стек подложи шайбу. В моем случае 0, 3 мм была бы идеальной. От тощины шайбы будет зависеть жесткость работы платформы.
Локаут понятно пропадет в некоторой степени.

по русски и по-подробнее - куда именно ложить шайбу? :)

положить шайбу под стопку шайб которые крепятся винтом с отверстием

pashevich
Автор
Цитата сообщения от zxv отправленного 22 Дек, 2012 в 14:39

положить шайбу под стопку шайб которые крепятся винтом с отверстием

вы с ваней вместе курили что ли? :)

нет там никакой стопки шайб, там пружина и одна единственная плоская металлическая шайба, пееркрывающая низ демпфера.

если под нее положить шайбу (меньшего диаметра?), то получается эти дырки все время будут приоткрыты -> крутелка не будет ни на что влиять. както это все некошерно. кмк с постоянной дырой СЭГ будет такой же, как в открытом состоянии, а при сильном ударе скорость течения масла будет ограничена (то есть дыра не зависит от силы удара/давления, как мне хотелось бы)

лично у меня мысли в сторону изменения пружины, прижимающей синий клапан. например, уменьшить диаметр витков стачиваение (ибо найти подходящего размера и жеасткости пружину маловероятно). а со стачиваеним постепенным можно дойти до нужной жесткости. тогда будем иметь регулировку компрессии от открытого состояния до поджатого.

1 просто у тебя так нарисованно
как будто там стопка шайб
посмотрел на дартовский турнкей
да там витая пружинка
2 поидее все будет влиять
при закрытом "локауте" масло будет идти через узкую щель
полученную в результате подкладывания шайбы
будет полная аналогия с чуть прослабленной резинкой (если конечно все дело было в ней)
3 какой будет сэг с добавленной шайбой фиг его знает
надо пробовать
ибо прослабленная резинка по идее не должна уменьшать сэг
но ведь у тебя она уменьшала сэг
4 твоя прослабленная резинка от силы удара тоже не зависит
правда с шайбой теоретически может получится
что при определенных ударах она может складываться и закрывать перепускные окна
5 лично мне больше нравится вариант уменьшения жесткости пружины поджимающей синюю фиговину
больше нравится наверно потому что в этом варианте с большей уверенностью я прогнозирую работу вилки
но...
теории теориями
а практика решает
вдруг и с подкладыванием шайбы получится что нить стоящее
хотя лично я локауты не признаю вообще
а платформу считаю ограниченно полезной только в амортах

pashevich
Автор
Цитата сообщения от zxv отправленного 23 Дек, 2012 в 02:11

правда с шайбой теоретически может получится
что при определенных ударах она может складываться и закрывать перепускные окна

это да. ну и отсутсвие регулировок.

по поводу резинки - описал все как есть. замена юбок у демпферов поменяла их работу с точностью до наоборот, так что я считаю, что в ней дело.

провел более точные измерения по сэгу. прожимал вилку всем весом (вилка не на байке)
в открытом положении ~ 60 мм, в закрытом с чудо-резинкой ~ 35 мм, то есть почти в два раза (в первом посте я писал примерные цифры по памяти, т.к. линейкой тогда не мерял, там цифру поправил).

Теперь вопрос - как технически обтачивать пружинку. Вася, твою шлифовальную машинку можно както заюзать?

а платформу считаю ограниченно полезной только в амортах

да я тоже спокойно катал без демпферов. сейчас чисто технический интерес, + идеи для переделки демпферов для тех, кому это нужно (гонщыков там всяких :D ).

*зима же на дворе, надо чем-то заняться #) .

1 не
я особо не ставлю под сомнения тот сэг который получился
практика есть практика
в данном случае забавней почему оно так получается
ладноб еще в динамике
но в статике
чтоб сэг стал меньше
должна стать пружина
или жестче
или увеличиться прелод
2 для начала лучше скажи параметры пружины
внутренний диаметр
длинна
диаметр проволоки
может что готовое найдется
а если ненайдется тогда можно шлифовать

сорь ваше олол не читал все, могу повторится.
Таким образом ты получишь ПОСТОЯННО работающую платформу, которая не будет влиять на СЭГ.
Т.е. получишь именно правильную нужную работу. //-(

пс: не важно стопка шайб или шайба с пружиной - все равно Шим-стек.