Туризм и спорт в Беларуси. Свободный сайт для планирования событий спортивной и туристической тематики. Здесь те, кто гоняет во всю мощь.
Обслуживание, ремонт, хранение сноубордического снаряжения
И вот пришёл тот долгожданный день – сноуборд куплен, куплена одежда, вы уже начинаете первые попытки выйти на склон. Но не стоит забывать, что сноуборд, как и любой спортивный инвентарь, требует определённого ухода, чтобы полностью раскрывать для вас свои возможности.
Парафиним доску
Итак, первая и основная задача вашей доски – скользить по снегу. В процессе скольжения температура под скользящей поверхностью доски поднимается, в результате чего внешний слой снега, непосредственно участвующий в скольжении, тает и образуется вода. Конечно, после вас не остаются проталины, через которые видно прошлогоднюю траву, но этот тонкий слой воды, в момент, когда вы сменяете кант, быстро замерзает, образуя на скользящей поверхности слой инея, который начинает собирать на себя снег. В результате, скользящая поверхность теряет свои скользящие свойства, и вы начинаете ехать медленно, испытывая проблемы с разгоном и управляемостью. Интересно, что дорогие доски с спечённым скользяком, в гораздо большей степени подвержены этому явлению, в силу того что скользяк имеет микропористую структуру и набирает воду гораздо быстрее, чем полиэтиленовый скользяк недорогих досок. Спасение от этого существует и называется оно парафин. Любая скользящая поверхность, использующаяся в зимних видах спорта, в обязательном порядке требует нанесения парафина или специальной мази, будь то беговые лыжи, лыжи горные и, естественно, сноуборд.
Расскажем подробно о том, как парафинить свою доску. Для этого вам необходимо немного – непосредственно парафин, утюг для нанесения парафина и специальный пластиковый скребок.
Все парафины делятся по температурным условиям, при которых они работают идеально. Есть парафины универсальные – как и всё, носящее признак универсальности, они не лучший выбор для устойчивой погоды, но будут спасением, когда погода стремительно меняется. Идеальным набором для ухода за сноубордом будет несколько видов парафина для погоды, при которой вы будете кататься, плюс универсальный All-Weather парафин.
Скребок для нанесения парафина представляет из себя широкий пластиковый шпатель. В принципе, чем шире он, тем лучше - широкий скребок позволяет быстро снимать и наносить парафин. Третья часть набора самая важная – утюг. Это небольшой утюжок, обязательно с ровной «подошвой» и регулировкой температуры. Также, необязательным, но полезным будет специальное средство для удаления старого парафина.
Итак, начнём.
Расположите доску на горизонтальной поверхности, скользящей поверхностью вверх. Идеально для этой цели подходят спинки двух стульев. Возьмите влажную салфетку и очистите скользящую поверхность от грязи и пыли, после чего протрите её насухо. Возьмите скребок и плавными движениям, нажимая на него, снимите старый слой парафина. Если у вас есть средство для удаления парафина, используйте его чтобы окончательно отчистить поверхность скользяка. Если вы парафините доску в первый раз, ограничьтесь простой очисткой и сушкой скользяка. Теперь включите утюг, установите минимальную мощность. Когда утюг прогреется, возьмите парафин и прислоните его к утюгу. Парафин начнёт плавиться. Если парафин не плавится, нагрев утюга недостаточен, если при плавлении парафина идёт дым, утюг слишком горячий – снизьте температуру и повторите попытку. Теперь есть смысл прогреть скользяк – лёгкими движениями, не останавливаясь на одном месте, проведите утюгом по скользяку. Разогретые участки, по которым только что прошёл утюг, очистите тканевой салфеткой – этим вы удалите большую часть парафина из пор скользяка. Теперь можно нанести свежий парафин – приложите парафин к утюгу, держа его в нескольких сантиметрах от скользяка.
Заточка канта
Следующий момент, о котором необходимо позаботится – заточка канта. Только хорошо заточенные канты позволят вам кататься практически по любому склону, обеспечивая закантовку в поворотах. Для заточки кантов в домашних условиях предназначено специальное устройство – канторез. Существует множество моделей канторезов, от карманных до профессиональных, со множеством настроек. Какой канторез приобрести – вопрос бюджета и частоты катания. Если вы посещаете склон каждый вечер, есть смысл приобрести дорогую модель, если катаетесь только по выходным, то ограничьтесь карманным канторезом. В первую очередь, разберитесь с углом заточки кантов на вашем сноуборде и установите правильный угол. Большинство сноубордов на заводе затачивается по углом 90 градусов (т.е. между скользяком и боковой поверхностью канта прямой угол), при этом нижняя поверхность канта параллельна скользяку.
Существуют и другие варианты заточки, но их использование – предмет тюнинга сноуборда и останавливаться на них мы пока не будем. Итак, убедитесь, что ваш канторез настроен правильно. Большинство канторезов представляют из себя пластиковую обойму-ручку, за которую вы держитесь при заточке, специальный напильник – «файл», и клин, с помощью которого файлу придаётся нужный угол. Вся конструкция жёстко скрепляется болтами, в зависимости от модели встречаются дополнительные направляющие, система регулировки установки файла «на лету», дополнительные файлы и так далее. Подробно с конструкцией своего кантореза вы можете ознакомиться в инструкции к нему. Итак, вы настроили правильно свой канторез, теперь необходимо убедиться в том, какая степень заточки требуется кантам. Проведите по канту пальцем.
Если вы чувствуете острую грань, достаточно острую, чтобы повредить вашу кожу, надави вы посильнее, заточка не требуется. Если чувствуете заусенцы, ощутимо царапающие палец, то следует их убрать. Если же грань канта тупая, имеет полукруглый профиль и палец легко скользит по ней без какого-либо риска обрезаться, как бы вы не давили, кант следует заточить. Тут стоит сделать небольшое отступление. Очень хорошо, если среди вашего набора инструмента для ухода и ремонта сноуборда, будет напильник по металлу или абразивный брусок.
Внимательно осмотрите кант – если вы найдёте выбоины, замятые участки, большие заусенцы – их следует убрать с помощью напильника до начала работы с канторезом. Этим вы облегчите себе работу и сделаете заточку ровной и эффективной по всей длинне канта – на существенных неровностях канторез будет «прыгать», делая заточку неравномерной. Убрали заусенцы, выровняли замятости и выбоины – теперь можно приступать к заточке. В первую очередь, закрепите сноуборд плотно на ровной поверхности перпендикулярно земле, кантом вверх. Как это сделать – вопрос нетривиальный, в мастерских используются специальные струбцины с зажимами для доски (кстати, если вы часто точите канты своей доски и помогаете друзьям, есть смысл их приобрести). Закрепили доску – теперь берите в руки канторез, плотно прижимаете его к канту и делаете ровные движения вдоль канта, стараясь не снижать и не повышать давление. Провести канторез по канту потребуется не один и не два раза, после трёх-пяти проходов контролируйте заточку с помощью пальцев руки. Не лишним будет закрасить затачиваемую поверхность с помощью перманентного маркера, так вы поймёте, где заточка идёт с нужно силой, а где нужно внимательнее следить за давлением на канторез. Помните, что кант не бесконечен, и чем меньше вы снимите металла в процессе заточки, тем большее количество заточек выдержит ваша доска. Для того, чтобы снять заусенцы с канта и обновить изначально хорошо заточенный кант, достаточно нескольких движений. Чтобы заточить полностью тупые канты, придётся работать не менее часа.
Когда канты заточены, необходимо очистить сноуборд от металлической пыли, появляющейся в процессе заточки (тут вам поможет щётка и влажная салфетка). Многие мастера рекомендуют наносить парафин до заточки кантов – в этом случае пыль от кантореза не проникает в скользяк, а пыльный парафин просто удаляется с доски и наносится новый. Но парафин имеет свойство забиваться в файлы кантореза и их необходимо постоянно чистить, чтобы облегчить процесс заточки кантов. С другой стороны, количество пыли, попадающее на скользяк, минимально и не влияет в большой степени на скользящие свойства вашей доски. Тут решать вам – хотите получить идеально чистый скользяк после заточки, парафиньте доску до начала работ, но готовьтесь часто вынимать файл из кантореза и чистить его от парафина. Не хотите часто прерывать работу – уделите время тщательной чистке скользящей поверхности после заточки канта.
После очистки сноуборда, нанесите парафин, снимите его излишки и отполируйте доску. Теперь ваша доска готова для катания по любым склонам.
Ремонт доски
В процессе катания, скользящая поверхность с большой вероятностью, встретит не только снег, но и разнообразные камни, голые участки земли. А выезжая за пределы трассы, шанс повредить скользяк возрастает в разы. С ремонта скользяка мы и начнём. Повреждения скользящей поверхности делят на две категории по степени их опасности для конструкции доски. Во-первых, повреждения пластика скользяка, не затрагивающие подложку и структуру сердечника доски. Такие повреждения легко чинятся и не требуют ни профессиональных навыков, ни специального инструмента. Случаи, когда затронута внутренняя структура, требуют очень серьёзных работ, связанных со вскрытием сноуборда. Проведение такого ремонта крайне затруднительно без специальных инструментов, материалов и навыка. Их мы рассматривать не будем, но простейший ремонт скользящей поверхности не представляет из себя ничего сложного.
В силу распространённости подобных повреждений (царапины на скользяке доски можно найти практически у любого сноубордиста), навыками их устранения неплохо было бы обзавестись, тем более, что ничего сложного здесь нет.
Устранение царапин
Вам понадобиться немного: это P-Tex, специальная пластинка из пластика, которая расплавляясь, заполнит выбоины и царапины в вашем скользяке, и металлический скребок, которым вы будете регулировать температуру горения P-Tex'а и впоследствие, будете выравнивать скользяк.
P-Tex бывает двух типов: самостоятельного горения и для использования в клеевых пистолетах. Вам нужен именно тот, который предназначен для использования без нагревающего пистолета. Можно, конечно, обзавестись и пистолетом, но возить с собой этот недешёвый прибор ради ремонта пары царапин, вряд-ли разумно.
Итак, у вас в руках скребок, рядом лежит палочка P-Tex'а, также рядом зажигалка и какой-нибудь ненужный твёрдый предмет, например лист гладкого картона или кусок пластика. В первую очередь, снимите скребком все заусенцы со скользящей поверхности.
Пластик снаружи торчать не должен. Теперь время потренироваться на поверхности, не являющейся вашей доской. Зажгите P-Тех зажигалкой, дайте ему разгореться до начала плавления, когда расплавленный пластик польётся вниз.. Тут есть Главный Секрет – температуру горения нужно снизить до предела, так как при высокой температуре начинает выделяться углерод, который будет выпадать чёрными хлопьями в расплавленный пластик и существенно снизит качество ремонта скользяка. Чтобы снизить температуру горения, у нас есть скребок – можно использовать его как радиатор, поднеся очень близко к пламени. Вы заметите разницу – жёлтое коптящее пламя сменится голубым, без следов копоти, а расплавленный пластик будет чистым и прозрачным. Если вы используете чёрный P-Tex, ориентироваться можно будет только на цвет пламени.
Попробуйте сделать с помощью плавящегося пластика небольшую дорожку. Получилось? В полоске пластика нет чёрных хлопьев и прожилок? Отлично, значит пришло время ремонтировать скользяк. Высушите его, очистите от всех загрязнений, уберите заусенцы и расположите доску горизонтально на столе, сняв крепления, или не снимая креплений, на спинках двух стульев. Подожгите P-Тех и поднесите его очень близко к скользяку, на расстоянии в сантиметр или меньше. Регулируйте температуру горения с помощью скребка, и когда плавящийся пластик потечёт вниз, заливайте им все царапины, выбоины и другие повреждения скользящей поверхности, которые на ваш взгляд нуждаются в ремонте.
Помните, что идеальным вариантом будет такое положение горящего P-Tex'а, когда пламя не только плавит пластик, но и подогревает материал скользящей поверхности. В этом случае заплатка будет держаться долго и надёжно, став как-бы частью скользящей поверхности. После того, как все повреждения залиты пластиком, дайте доске остыть – лучше всего час или больше, после чего возьмите скребок и плавными, мощными движениями «на себя», удалите избытки пластика.
Не пытайтесь срезать пластик, держа скребок как долото. Так вы можете просто выдернуть все только что поставленные заплатки или зацепиться скребком и поставить лишнюю царапину. Избытки пластка нужно именно соскребать, ни в коем случае не срезая. По окончании работ, отполируйте сноуборд жёсткой щёткой и нанесите парафин.
Иногда, среди повреждений скользящей поверхности, встречаются «заусенцы», которые напрашиваются на то, чтобы их «подклеить». Их нужно не пытаться пристроить на место, а аккуратно отрезать ножом, залив образовавшиеся каверны с помощью P-Tex’а.
Приблизительно раз в сезон (естественно, ориентируясь на частоту катания, может и реже, но не чаще) следует отдавать ваш сноуборд на экзекуцию – шлифовку скользяка.
Эта процедура проводится только в мастерских, с помощью специального станка. В процессе, снимается некоторое количество пластика со скользящей поверхности, затрагиваются и канты. Дело в том, что в процессе катания, кант стачивается не только с внешней стороны, но и снизу. Шлифовка сноуборда позволяет восполнить эти потери, выводя кант и скользящую поверхность в одну, параллельную плоскость и устраняя микроцарапины, которыми скользящая поверхность покроется неизбежно, по окончании зимнего сезона. Впрочем, некоторые сноубордисты пренебрегают этой процедурой, а те, кому нравится заточка кантов под углом относительно скользяка, вовсе ей не пользуются.
С кантами мы закончили, перейдём к другим повреждениям сноуборда. Проблемы, о которых мы сейчас расскажем, не редки, но при этом достаточно серьёзны. Их устранение лучше проводить в специализированной мастерской, но в её отсутствие, лучше заняться их решением сразу, так как катание с подобными повреждениями может полностью привести вашу доску в негодность.
Расслоение доски и повреждения боковой стенки
Первая проблема, о которой хотелось бы рассказать – расслоение доски и повреждения боковой стенки.
Испытывая чрезмерные нагрузки, слоистая структура вашей доски может не выдержать и произойдёт достаточно неприятная ситуация, когда между верхним и остальными слоями доски образуется трещина «по клею», в результате чего внутрь набора попадает вода, которая замерзая, просто разрывает вашу доску. Если вы обнаружили расслоение, ваш сноуборд необходимо срочно лечить. Если мастерской рядом нет, придётся справляться своими силами. Для этого вам понадобится обычный бытовой фен, острый нож и эпоксидный клей. Фен можно позаимствовать в отеле, нож купить в ближайшем магазине, если у вас с собой его нет, а эпоксидный клей приобрести в любом автомагазине.
Первое, что вам необходимо сделать – вскрыть вашу доску. Для этого вставьте нож в трещину, разожмите её и установите несколько клиньев, например из зубочисток, по краям трещины.
Ремонт растрескавшейся боковой поверхности не сильно отличается от ремонта расслоения. Элемент боковой стенки с трещиной следует удалить с помощью острого ножа, после чего просушить сноуборд и восполнить удалённый фрагмент с помощью эпоксидного клея. Удалить треснувший фрагмент будет существенно проще, если сперва сильно нагреть боковую стенку с помощью фена.
Часто, случается другая досадная неприятность – доска страдает от наездов лыжников и сноубордистов в очереди на подъёмник. Если пострадал только внешний слой, то ничего страшного – просто зашлифуйте скол или царапину с помощью мелкой шкурки, эстетическую составляющую можно восполнить с помощью какой-нибудь наклейки, которую можно получить в ближайшем сноубордическом магазине. Если повреждение «сквозное», сквозь верхний слой видно сердечник доски, то на помощь придёт всё тот-же эпоксидный клей. Как всегда – главное сушка. После просушки, отшлифуйте края царапины с помощью мелкой шкурки, очистите от пыли и наклейте скотч или изоленту по периметру скола, защищая нетронутую царапиной поверхность. Нанесите клей, сразу уберите излишки, а после высыхания клея, зашлифуйте заплатку и наклейте сверху наклейку.
Вот и всё об основах ухода за доской и экстренного ремонта. Всегда помните о том, что чем меньше влаги останется на доске, тем дольше она вам прослужит. Всегда вытирайте доску от снега и воды, прежде чем упаковывать её в чехол. Всегда осматривайте доску после катания и вовремя устраняйте все повреждения. В случае наличия повреждений, за исключением минимальных и незначительных, отдавайте приоритет услугам профессиональных мастеров в специализированных мастерских - взамен вы получите гарантированно высокое качество ремонта и уверенность в надёжности вашего снаряжения. Никогда не пытайтесь починить вышедшие из строя элементы креплений. Все поломки креплений требуют исключительно замены вышедшего из строя элемента конструкции на аналогичный новый, а попытки самостоятельного ремонта могу привести к повторной поломке отремонтированного элемента и, как следствие, тяжёлым травмам.
Заканчивая рассказ, искренне надеемся, что ваше катание будет всегда удачным и вам никогда не придётся ремонтировать вашу доску. Но если неприятность всё же случится, вспомните эту статью.