Туризм и спорт в Беларуси. Свободный сайт для планирования событий спортивной и туристической тематики. Здесь те, кто гоняет во всю мощь.
велосипедные треки на gpsies.com
в "прищепке" сводная таблица - расстояния, набор, погода...
Действующие лица:
[mama], что в переводе с грузинского - папа
Лисовский Павел (Lis)
роль в походе: самый главный
велосипед: GT Avalanch expert (колеса 26, Х7, RS tora)
[deda], что в переводе с грузинского – мама
Лисовская Марина (Marinka)
роль в походе: милая мимочка
велосипед: Giant XTC2 (колеса 26, deor, manitou scareb)
[kogona], что в переводе с грузинского - девочка
Лисовская Катя (Пупусен)
роль в походе: клевый Пупусен - ушной монстр 18 уровня (за поход прокачался до 22)
велосипед: GT Agressor-Вишенька (колеса 20, трансмисия 1-7, ригид) + тандемная штанга Trail Gator
Opel Zafira – наша любимая машинка
В этой долинке я побывал в прошлом году в рамках аклиматизационного кольца в пешем горном походе. Собственно, здесь и начала зараждаться идея детского велопохода по Грузии. Не асфальт, в то же время красиво, интересно и довольно легко = нет больших перепадов высот. Мы решили что здесь очень похоже на сказочную Нарнию, по дороге в машине все три части смотрели. В качестве разминки зашло на Ура. Большую часть Катя ехала сама, немножко для ускорения процесса подвез на штанге.
Травентин. По внешнему виду можно спутать со снегом, но на самом деле это известковые отложения минеральных вод.
Образуется в результате удаления из растворов, содержащих растворимый бикарбонат кальция, диоксида углерода, обычно происходящего с падением давления, связанного с выходом подземных вод на поверхность, ассимиляцией растениями или диффузией в атмосферу из-за интенсивного движения воды. В результате происходит химическая реакция, в которой выделяется нерастворимый в воде карбонат кальция: Ca(HCO3)2 > CaCO3+H2O+CO2.
Минеральный источник
Деревня Абано, монастырь
Руины замка Закагори
В ущелье наткнулись на весьма оригинальные картины на шлифованном диобазе. Пишет местный монах. Общение с монахами длилось долго, весело и полезно. Они пришли в полный восторг от подпрыгивающей от радости эмоциональной Катюхи. Подтвердили, что по-грузински мама это папа, а мама это деда. Также научили очень хорошему слову – Сихарули! Что означает Радость. За картину просили 100 лари (чуть больше 40$), но сбросили до 40.
Утром прогулялись на минеральное озеро
Обратная дорога
Вернулись к припаркованой в деревне машине, пополнили запас продуктов, оставили «каменюгу» с картиной и покрутили вверх. Сегодня уже начинаются нормальные подьемы, впереди Крестовый перевал.
Дорога симпатичная. Каждых пару км встречаются интерсности. Сегодня едем на штанге, в подьемы Мима отстает. Несколько раз дорога «ныряет» в туннели, но предлагается и альтернатива по улице.
Водопад и снежный мостик
Большой травентин. Кстати, у него есть одна интересная особенность – несмотря на серьезный уклон и повсеместную пленку воды, ходить по нему очень легко, совершенно не скользко даже в контактных тапках.
Практически на самом верху начался сильный дождь. Прячемся в вовремя попавшийся шатер-палатку. Тут местные пастухи предлагают шашлык из высокогорной (высота уже хорошо за 2000) баранины. Барашки пасутся прямо здесь же, при тебе одного из них отлавливают и разделывают. Правда, это одно из немногих мест в Грузии где огорчили цены, сказывается что дорога весьма популярна – собственно это единственный авто путь из России.
Крестовый перевал
Несколько витков серпантина вниз и мы у Арки Дружбы Народов. Внутренняя поверхность отделана мозаикой советских времен. С окрестностей открываются не плохие виды. Начинается очередной дождь. Прячемся под навес. Многочисленные машины с матрасниками спешно разъезжаются, неизбежно сопутсвующие таким местам продавцы сувениров и прочей фигни бесплатно угощают не распроданными за день фруктами. Здесь запланирована ночевка, потому что утром должен быть шикарный вид. И не волнует что дождь стеной, утром будет вид. Отъезжаем подальше от глаз до самого края обрыва. Ставим палатку под ливнем. Гроза, молнии…
Утром вид был!..
Сегодня целый день спуск. Еду не быстро (ограничил себя 30-40 км/ч), Катюха почти непрерывно громко кричит «тормози!». Серпантин прилично петляет. Не радует большой автомобильный трафик. Правда машины делятся на те из которых сигналят чтобы поприветствовать и на те, из форточки которых высовывается рука со смартфоном чтобы поснимать чудо-велосипед… Ниже Гаудаури Катюха освоилась – без криков «поливаем» 50. Мима отстает, мол с колодками что-то не так… Финиш у крепости Ананури на берегу Жинвальского водохранилища.
Слияние рек Белой и Черной Арагви
Жинвальское водохранилище
Крепость Ананури
Оставляю девченок, еду автостопом за машиной. Остановился молодой парень на джипе с небрежно валяющимся в салоне пистолетом (следователь мол, служебное оружие), без прав (лишили недавно, пьяный в аварию попал), рукой в гипсе и постоянно звонящем телефоном – что не мешало ему «лететь» вверх, обгоняя всех подрят в положенных и совсем неположенных на узком то серпантине местах…
Переезд на авто в Кутаиси и дальше в поселок Ланети (недалеко от Кутаисского аэропорта).
В первом попавшемся доме оставили машину во дворе, естественно никто денег за это не просил, естественно угостили арбузом))
Дорога до Хони асфальт, «плошмяк», сплошная населенка (до такой степени, что даже в туалет сходить некуда). Зато можно разжиться инжиром прямо с ветки, жаль гранаты еще не спелые.
К вечеру первого дня пошли небольшие, но крутые подьемы. Сьехали с дороги к реке на просто идеальнейшую для лагеря огромную поляну. Вот только река мутная, устойчивого серого цвета. Процеживание и отстаивание воды помогают слабо.
Дальше по треку подьемов все больше. Доехали до Окаце, убедились что каньон не работает – понедельник выходной. Лезем выше. Всего-то 9 км и можно будет купаться в ваннах каньона Кинчха. Но не все так просто... В каньон ведет бетонка не крутая, а очень крутая. К тому же жарит солнце, пекло не выносимое. У меня начал периодически прокручиваться барабан задней втулки, вскоре отказал совсем. Велосипед превратился в «самокат», что, впринципе, не сильно мешало толкать его (их +тандемная штанга+мелкий велосипед+рюкзак+подрамная сумка) вверх. Катюха еле топает, на грани теплового удара. Усаживаем ее в попутную машину с русскими девченками, мол заберем наверху. Сами очень медленно ползем дальше. С каждым шагом уклон все больше. Вообщем, чуть не умерли все…
Водопад представляет собой 100 м ступень с довольно мощной струей. По описанию относительно глухое место… Не тут то было, полным ходом идет стройка. Делают дорожку, смотровую площадку, к водопаду ближе 50 м не подойти.
Тут же каньон с множеством ванн, купален и еще одна ступень водопада поменьше. Вода холодная, а самое жаркое время потратили на подьем :'(
Хорошенько отмокли и вниз. Спуски едем, а вот на плоских участках на нашем тандеме крутит только Катя. Пупусен проникся проблемой, крутил самоотверженно. Несколько раз даже разогнались до 17-20 км/ч по ровной. Спустились назад до Окаце моментально.
7 августа мой ДР. Но вместо празднований приходится вставать очень рано утром и крутить к машине за запасным колесом. 40 км туда и столько же обратно+ 700м набора – к обеду управился, без штанги и рюкзака едется полегче:) Предполагалось что к моему приходу девченки погуляют по каньону, но они все проспали. Так что в каньон пошли вместе.
По каньону проложена подвесная металлическая дорога длиной около 3 км, венчает чудо инженерной мысли смотровая площадка выдвинутая на 35м над пропастью. Задумка интересная, только вот красивых видов нет, большое количество зелени ограничивает обзор. Как по мне, для реализации проекта выбрано плохое место. Оригинальная конструкция, сложное воплощение, но при этом смотреть нечего…
Пока гуляли по каньону, в тамбур палатки забрались свиньи (в Грузии они ходят сами по себе практически повсеместно, как и коровы с собаками) сожрали остатки арбуза (о котором мы так мечтали возвращаясь по жаре), распотрошили крупы и порвали тент. С этого момента Катя начала мстить «хрюнделям» – во всех кафе выбирала блюда из свинины…
Дальше нам предстояло пробраться на идущую параллельно асфальтированную дорогу. В нужном направлении шло 3 дорожки одинаковой градации по карте, сливающиеся в итоге в одну. Я выбрал верхнюю, она показалась мне самой наезженной. Первых 800м дорога действительно была относительно неплохой. Дальше дорога местами читалась как наименее заросший участок каменистого склона, максимум была тропинка. Девченки бодро топали, я местами пытался ехать с «пустым» тандемом. Даунхильный фан получил, но такая езда привела к тому, что в один прекрасный момент отвалился задний переключатель в маленьком велосипеде. От тряски открутился и потерялся болт крепления, благо довольно быстро нашли. В срочном порядке подтянул все соединения на тандеме.
Дороги слились в одну и превратились во вполне проезжабельную горную гравеечку. Остановился встречный джип. Водитель долго выпрашивал куда мы едем и на ломаном русском утверждал, что моста через реку не существует. Потом сдался, ладно мол расскажу. Дал подробное описание: дорога выходит в деревню и делает резкий поворот направо вниз к реке (смотрю по навигатору – так и есть), но туда ехать не надо, надо налево, а потом в калитку, открываете ее, за ней дорога к мостику… Самое интересное, что именно так все и оказалось - невзрачная калитка посреди деревенских заборов в совсем не логичном месте, за ней дорога и подвесной мост. В деревне разжились грушами, пообщались с бабкой – хорошо так пообщались, вполне друг друга понимали, и только минут через 5 разговора до меня дошло, что бабка ни слово не знает по-русски…
"горная гравеечка"
Подвесной мостик.
Я немного был в шоке, когда вечером по этому мосту проехала машина.
Вечером был импровизированный праздничный торт из печенья, сгущенки и ежевики.
Всю ночь и утро поливал дождь, в итоге наша полянка на берегу реки превратилась в остров. Пришлось сооружать переправу и выбираться по бревнам. Пару часов трекинговой разминки в гору и мы на асфальте. Частые подьемы чередуются со спусками, но глобально дорога набирает высоту. Периодически скалы нависают над дорогой, много леса, есть водопады.
Очередной дождь поливал всю ночь и утро. По прогнозу так будет весь день. Девченки требуют гестхауз. Проезжаем буквально 5 км до поселка Лентехи, заселяемся под небольшой дождик. Буквально сразу перестает лить, выглядывает солнце и вообще выдался славный погожий денек, но уже никуда не денешься - по сути теряем день, но первый душ за 10 дней путешествия того стоит.
На следующий день запланировали ранний выезд. Не тут то было, ливень без «окон» поливал до 16 вечера. Ну хоть пару ходовых часов осилили…
обычный стол из расколовшегося "камушка"
Обычный жилой дом с обычным Сталином во дворе
Обычный грузин
Заканчивается асфальт. По деревням после дождей грязь редкостная, местами по «фтулки». У Кати странная реакция на лающих собак, боится – либо спрыгивает с велосипеда и убегает, либо начинает вкручивать с такой силой, что моя помощь не нужна. На крутых подьемах что бы заехать гавкаю сам |-)) . Наконец-то закончилась населенка. Дорожка просто «огонь»! Множество бродов и бродиков (Катя насчитала 100 шт потом ей надоело), нависают скалы, с них льются небольшие ручейки-водопады. В одном из водопадиков принимаю душ.
Если б мишки были пчелами - видео купание в водопаде
Ближе к Цане серьезно увеличивается уклон, переобуваемся в трекинговую обувь, много идем пешком. Стали на ночевку на месте заброшенного альплагеря. Периодически ветер растягивает тучи и открывается шикарный вид на Безенгийскую стену =8O
За ночь хребет припорошило снегом.
Сегодня наконец-то перевал (Загарский, 2643м). Очередной дождь не способствует раннему выходу. Сыро, мокро, облачно. Побаивались крутого серпантина – на самом деле ничего, с «пустым» тандемом вполне едется, а так пешочком. Набираем основную высоту, дальше постепенное выполаживание, а сама «седловина» вообще ничем не примечательна. Жаль нету видов, облака. Сьедаем перевальную чурчхелу и вниз.
перевал
Спуск очень грязный и холодный. На Катюху одели все что только можно взрослое и детское, но Пупусен не унывает.
Сваливаемся в Ушгули, заселяемся в первый попавшийся гестхаус. Дрожащую Катю отправили греться, сам отмываю в луже велосипеды. С перевала спускается семья французов: мама, папа и трое детей. Притом младший с папой едут на тандеме оригинальной конструкции, мелкий крутит в полулежачем состоянии спереди руля (жаль не сфоткал). Больше всего меня поразило, что они ЧИСТЫЕ. Разговорились за ужином: путешествуют 6 недель Армения+Грузия, а вообще обьездили с детьми весь мир. Говорят больше всего понравилось в Южной Америке: Чили, Боливия, Перу… Но на перевал они поднялись на нанятом джипе…
Сегодня радиалка к леднику Шхара. Очень понравилась дорожка: каменистая, сложная, много довольно крупных бродов – на грани того, что реально ехать со штангой. Бросаем велосипеды в конце дорожки и пешком доходим до истока реки Ингури/ледника Шхара. Нам несколько дней предстоит ехать вдоль Ингури, которая от маленького ручейка превратится в огромное водохранилище. Погуляли по леднику, а вот вершины традиционно в облаках.
Исток реки Ингури
Кусочек ледника Шхара
Хадеса что бы было "красиво" не было, но суть отражает
Вечером единогласным решением отказываемся от гестхауса в пользу палатки и шикарного вида. Ужин готовили на огромном троне-валуне, а под ногами «лежало» все Ушгули. Вечерок выдался прохладным. Как-никак, Ушгули считается самым высокогорным поселением в Европе 2200м.
Живность совсем наглая, «атакует» со всех сторон. Одному теленку Катя метко «зарядила» пустым газовым баллоном ровно между глаз. Отбило охоту подходить всего минут на 10.
Утром впервые за несколько дней прояснилось, на небе ни облачка.
Сегодня предстоит переезд в Местию. Об этой дороге очень много статей: мол сложная, опасная, труднопроходимая (джип онли). Этим фактом обусловлены неоправданно высокие цены на продукты в Ушгули. Задуматься, что здесь что-то не так, заставило большое количество обычных совсем не полноприводных маршруток и толпы китайцев. Китайцы ходят прямо по дороге раззинув рот и пялятся по сторонам (красиво спору нет), обьезжать их сложнее чем стадо коров. В какой-то момент я перестал оттормаживаться на спусках – успели отскочить в сторону ну и ладно, не успели - ничего страшного если кого-то переедешь, их все равно много. Быстрое фото знаменитых Сванских башень и срочно «линяем» подальше от толпы.
Дорога вполне себе проезжабельная, разве что мешает автомобильный трафик и пыль от авто. Ниже вообще широченная гравейка, а местами уже закатали в бетон. Вообщем, я не понял где тут нужно падать с обрыва в реку…
В деревне Богреши завалились в аутентичный магазин (отмечен на OSM-так ниразу б не нашел) – расположен на втором этаже дома прямо в жилой комнате! Затарились и устроили длительную сиесту с обязательным сном под тенистой грушей.
После обеда быстренько вкручиваем на перевал Угвири, 1915м. Бетонка, ремонты, но в целом приятная дорога.
знаменитая гора-убийца двурогая Ушба, туда мы успешно залезли в 2014 году
пирамида Тетнульд, туда залезть пока не сложилось хотя попытка была…
Катя уже не боится, на спуске «летели» сколько нужно. Говорит: «Папа, т.е. [Mama], не быстрее 50. Но можем договориться на 70…». Запомнился мост через реку, а точнее его отсутствие. Мост строить не стали, просто забетонировали участок, мол брод не глубокий – так проедут. Остановились на фотоссесию, поездили туда-сюда. Восторг полностью оправдывает мокрые ноги!
В Местии рулим прямиком в известный по походу на Ушбу гестхауз (Manoni's gueshouse, можно жить в своей палатке на территории). Не успели слезть с велосипедов, как на детский вел уселся малыш и отказался слазить пока я его хорошенько не покатал. Оказалось сын хозяйки. Так мы заработали 50% скидку на проживание:)
За 4 года Местия расстроилась до неузнаваемости: десятки новых кафе (притом все занято), новые гестхаузы, магазины... Если в прошлый приезд в гестхаузе кормили в общей с хозяевами столовой в стареньком традиционном сванском доме с каменными стенам, «шведский» стол до отвала и вино, то теперь весьма ограниченные порции (вкусно, но мало) в новом бездушном здании из стекла и бетона… Сказывается огромный поток туристов, аутентичную, настоящую Грузию найти все сложнее…
Сегодня разделились. Девченки поехали в радиалку к леднику Чаалат/истоку реки Местичала, я пошел «прогуляться» на озера Корульди.
На озера ведет очень крутая тропа (частично можно обойти по сильно петляющей дороге). Аутентичное начало через средневековую часть Местии, вдоль многочисленных Сванских башень, по узким мощеные улочкам, через каменные арки – тут время остановилось пару веков тому назад. Дальше через лес до креста. Отсюда отличный вид на Местию с высоты птичьего полета.
Немножко побаловался макро сьемкой
Далее по открытому плато до озер, то же приличный уклон. Озера мелкие, грязные, много народа (джипы все-таки доезжают), тем не менее красиво!..
Дальше увидел горку, вроде есть тропинка. Решил пробежаться, оттуда должен быть вид на знаменитое «зеркало» Ушбы. Тропка закончилась, по не очень сложным скалам вышел на вершину. Однако, оказалось залез аж на 3300, т.е. за 10 км пути 1900м набора… Ушба традиционно в облаках, пришлось «дорисовывать» по памяти.
Вдоль дороги на Чаалат строят трубопровод, дорога из легкой и приятной превратилась в перерытую… Тем не менее девченкам понравилось, особенно небольшая трекинговая часть.
Теперь нам к морю. Настроились на спуск, даже пол арбуза с собой взяли. Вот только дорога забирает все выше и выше… Часа через 4 оказались на 400 м выше Местии… не так-то просто попасть на море))
Ушба уже с другой стороны. Так же видно как "раздалбало" штангу и как сильно клонит детский велосипед
По дороге встретились с Чукоткой ака Саша Крученок - напарник по восхождению на Ушбу, коллега по работе. Знали что оба будем в Грузии, переписывались (оперативно не получалось, не всегда связь есть), хотели встретится но все не складывалось – в итоге встретились случайно на дороге, он догнал нас на машине. Пообщались, нам бонусом достались 3 палки белорусской колбасы, не сьеденной за раньше времени прекращенный горный поход.
После обеда (никто не запомнил какой это был день, какой километр, запомнили только что сразу после обеда :) ) попытка ехать «на штанге» обернулась провалом, клонит на сторону, сильно болтает. Полез разбираться – сломалось крепление, фатальная трещина в металлической пластине толщиной 4мм. Штанга не предназначена на такие нагрузки (в отличии от Пимы \m/ ) – все-таки вес ребенка уже за 35кг + велосипед, да и дороги немного отличаются от европейских асфальтированных велодорожек. Дальше по «бразильской» системе – Кате ехать самостоятельно. Вверх подтаскивал с помощью веревки, вниз уже не поможешь. Дорога идет по узкому ущелью, прилично петляет, много туннелей. Средняя скорость упала, но в целом справились.
Заброшенные шахты, искусственный водопад
Отдельную главу можно посвятить водохранилищу Ингури. На границе с Абхазией (единственное место где вынужденно сотрудничают Грузия и Абхазия) еще в советские времена построили огромнейшую плотину и ГЭС, получилось узкое извилистое водохранилище, длинной километров 40, с не реального цвета сине-голубой водой. Здесь даже предлагают водные экскурсии в «рай» и по его островам… Нам больше по душе вкручивать вдоль «рая» и любоваться им. Дорога по прежнему отказывается спускаться вниз. Очередной крутой спуск сменяется не менее крутым подьемом. Глобальный «сброс» начался только после плотины.
Плотина ГЭС
На очередной стоянке обнаружили бесхозное дерево с плодами инжира. Собрали. Если варенье привезти не получится, то бражка то же хорошо :-9 .
Населенка до Зугдиди и на маршрутке за машиной. Переезд в Батуми.
Задворки Зугдиди
В Батуми обосновались на набережной рядом с аэропортом. Город уже закончился, в то же время точно такой же галечный пляж как в центре (только людей почти нет) – без проблем можно ставить палатку прямо на берегу, отсюда начинается велодорожка по бульвару (7км до центра), развлекуха в виде низко летящих самолетов (можно часы сверять, а вот ночью не летают).
Батуми очень необычный город. Здесь действительно интересно и есть чем заняться. Был здесь год назад – впечатлили, понравилось, повторно уже доставляет не так сильно. Курортный отдых мы смогли выдержать 3 дня.
Душной жаркой ночью Катя сказала: «Хочу в горы, замерзать!»
И мы поехали замерзать в горы. По дороге заскочили в пещеру Прометея. Пещера весьма протяженная (больше километра оборудованная часть), богата натечными формами, красочно подсвечена. В целом, не пожалели что заехали.
В Боржоми поставили палатку в метре от жд перона, там же бросили машину. Утром подьезжаем одну остановку на Тбилисском дизеле и перегружаемся на узкоколейку в Бакуриани. Поезд в Бакуриани уникален. Едет очень неспешно, сильно ношатываясь из стороны в сторону, постоянно поварачивает, что неудивительно – набор высоты больше 1000м, этакий железнодорожный серпантин. Здесь можно выйти на открытую площадку подышать воздухом и полюбоваться видами. Под конец поездки к нам подошел кондуктор и спросил не хотим ли мы осмотреть электровоз? Конечно хотим! Перебрались в кабину, где нам провели подробную экскурсию. В кабине два работника: машинист и помошник машиниста. Машинист управляет поездом, а помошник внимательно смотрит в боковое окно, высматривая…грибы! Вот в чем секрет остановок между станциями! Поездка оставила массу впечатлений, шикарный атракцион за 2 лари (меньше 1$)!
бешеная скорость 10-15 км/ч
С Бакуриани по пыльной гравейке поднимаемся на перевал. Тащу Катю на веревке – это, кстати, оказалось намного легче, чем на жесткой сцепке. На верху перевала строится какой-то военный обьект, проверяют паспорта, даже фотографировать запретили (первый раз что-либо запретили в Грузии).
Спуск каменистый, местами похоже на естественную брусчатку обильно посыпанную каменной крошкой. Катя едет очень медленно, практически «ползет». Периодически включается Ушной Монстр, противно ноет, только на стоянке преобразился в Клевого Пупусена. Местность кардинально изменилась – степь с приглушенными красками. Очень напоминает Армянские пейзажи велопохода 10-летней давности, что неудивительно – до Армении рукой падать. Прохладно. Хотели замерзать в горах - получите.
Дорога привела на обширное ровное, хотя и относительно высокое плато (1700-1800м). Сплошь поля до горизонта. Этакий аграрный район Грузии. В Акхалкалаки на сельскохозяйственном рынке закупаемся дешевыми фруктами для очередного обеда с обязательной сиестой.
Под вечер в деревне спускает колесо. Вынимаю из покрышки гвоздь 70ку, прошел насквозь - сразу две дырки. Пока бортировался подошли местные, поступило сразу несколько предложений переночевать (Армения с ее гостеприимством рядом). Отказываемся. Хотя бы девочку, говорят, нам дайте… «Э…Хороший [kogana]! [Mama], [deda] слушается! Самим надо!» |-)_)
Плато обрывается резким уступом. Вниз ведет 8 км крутого каменистого серпантина. Сегодня Пупусен едет вполне бодро. В середине спуска, правда, сказала не могу больше!.. Пришлось откармливать чурчхелой.
миниатюра «где упал там и финиш»
Посещаем знаменитый пещерный город Вардзия. Масштабно. 8 этажей пещер, сооружения «вьедаются» в скалу на 50 м вглубь…
На очередной послеобеденной сиесте рядом пасся ослик. Катя долго подкармливала его, приручала, в итоге оседлала.
Стали на стоянку рядом с сооружением похожим на небольшой завод по розливу минеральной воды. Вечером мне было не понятно почему сотрудники ходят в «бикини» и что так громко плюхает. Оказалось, с огромного резервуара вытекает горячая минеральная вода (притом напор периодически меняется от «еле течет» до «фигачит будь здоров») и наполняет большую ванну. Все кому не лень приезжают здесь искупнуться. То, что это находится на территории завода никого не смущает, калитка не закрывается.
Мимо крепости Хетвиси в Ахалцихе (крепость Рабат) и на этом активная велосипедная часть закончилась.
Хетвиси
Рабат
Таримся вином, закупаем неиссякаемый запас чурчхелы и на границу. Очереди в этот раз не было, лишнее вино не искали…Переезд в российское приэльбрусье, баксанская долина, Терскол.
Сегодня в планах подняться на канатке на склон Эльбруса. Собрали рюкзак, оставили машину на платной стоянке. Говорю парковщику:
-Мы на канатку, машину заберем завтра.
-Без проблем. Только канатка сегодня не работает. Света нет.
Распаковываем тщательно собранный рюкзак. Что бы не сидеть на месте и «ждать свету» отправляемся в пешую радиалку на водопад Девичьи косы. Водопад очень необычный, река разливается множеством небольших «рукавов» по базальтовой плите, полностью оправдывая название.
Со второй попытки попадаем на канатку. Первые 2 очереди ехали на более бюджетной «старой», верхнию на «новой» (старая не работала). На морене рядом со станцией горы мусора, палатка на палатке. Поднимаемся немного по леднику и становимся на левом по ходу движения «борту», совершенно безлюдном. Высота около 3900. Одна из целей этой вылазки проверить как будет чувствовать себя ребенок на таких высотах – оказалось лучше всех.
После обеда прогулялись в сторону «Приюта 11». Здесь ледник становится круче. Маринка в кросовках не полезла (скользко), а вот с Катей дошли до отметки 4000м. Теперь Пупусен гордится что был выше Мимы. Если в верх как-то затащил ее за руку, то вниз гораздо сложнее. Делаю шаг в кошках, Катя скользит по льду пока не упрется в ногу, пытается «заякориться» и так повторяется много раз…
Пупусен выше всех - 4000м!
Верхняя станция канатки и "гнездо" ратраков
Велопоход с семьей это хорошо, но и проверить свою физ. форму то же нужно. Заодно посмотрим какого это Эльбрус без акклиматизации (3300м «сбитые» отдыхом на море не в счет). Собираю штурмовой рюкзак, готовлю снарягу на утро. Вершина затянута облаками, но верим в лучшее. Заваливаемся спать с первыми сумерками. То холодно, то наоборот душно, то дождь, то град, то снег… толком выспаться не удалось.
В 4 звенит будильник, просыпаюсь, что-то шумит в стороне… Выглянул из палатки: Эльбрус как на ладони, по склонам ползут ратраки (везут матрасников вверх), палатка слегка припорошена снежком, а в остальном погода «шепчет». Быстрый завтрак, в 4:30 вышел. К рассвету выхожу на скалы Пастухова 4800м. Толпа матрасников на ратраках уехала далеко вперед, идущих самостоятельно не очень много, постепенно всех обгоняю. Народ идет обвешанный снарягой «до зубов»: в обвязках, по 2 ледовых инструмента, карабины, ледобуры. Я так и не понял зачем это все на «классическом» Эльбрусе, применять негде и незачем…
На «косой полке» (5000+) стало «накрывать». Шаги не считаю, просто когда уже совсем никак, повисаю на палках отдышаться. Все бы ничего (дыхание постепенно восстанавливатся) но есть не опредолимое желание закрыть глаза, а если закрываю глаза моментально усыпаю стоя. Эльбрус горка не крутая хоть и высокая, но если уснуть падать есть куда…
Прохладно, дует крепкий ветер. На седловине посидел, попил чайку. Выше зачем-то провешены веревки. «Платники» идут гуськом пристегнувшись к перилам. Мне веревка только мешает, путается под ногами, гораздо проще идти по параллельной не «провешанной» тропе. Чем выше тем чаще останавливаюсь.
На вершину вышел хорошо заколебавшись, минут 10 просто лежал, уже потом стал радоваться, фотографировать, снимать…
Несколько шагов вниз и всю горняшку как рукой сняло. Бегу вниз. Теплеет, раздеваюсь до термухи. Начинает мешать расскисший снег, сильно подлипает, самодельные антиподлипы на моих «олдскульных» кошках не справляются. Вернулся к обеду. 8, 5 часов вполне себе нормальный результат, хотя когда-то было почти в 2 раза быстрее (но то с хорошей акклиматизацией).
5642м
Катюха без каких-либо следов «горняшки» носится по леднику и прикалывается с проходящих мимо еле плетущихся вверх матрасников. Больше всего доставили комментарии в адрес тренировки очередной платой группы:
Погода портится, быстро сворачиваемся. Ливень и гроза «накрыли» уже в вагончике канатки. Вырубилось электричество, застряли над пропастью посередине нижней очереди. Весело так застряли, кто-то говорит у меня еда осталась и газ – пару дней проживем, кто-то пьет чай, уже достали картишки. Постепенно все успокоились, установилась тишина и тут отчетливо и громко раздался Катин голос: «Мама, мы все умрем?!»
и тут отчетливо и громко раздался Катин голос: «Мама, мы все умрем?!»
Паша, продолжение в следующем сезоне или будут еще будут бонусные серии в этом? :]
После обеда (никто не запомнил какой это был день, какой километр, запомнили только что сразу после обеда :) ) попытка ехать «на штанге» обернулась провалом, клонит на сторону, сильно болтает. Полез разбираться – сломалось крепление, фатальная трещина в металлической пластине толщиной 4мм. Штанга не предназначена на такие нагрузки (в отличии от Пимы \m/ ) – все-таки вес ребенка уже за 35кг + велосипед, да и дороги немного отличаются от европейских асфальтированных велодорожек.
тем не менее штанга показала аццкую живучесть... казалось еще на налибоках ей придет конец. ;D
Паша, продолжение в следующем сезоне или будут еще будут бонусные серии в этом? :]
Я решил, что фраза "Мы все умрем!" наиболее уместна как заключительная в отчете))
Фильм еще монтируется.
Про Грузию_вело хватит, есть еще не написанные траверс Майлихох-Казбег, Байкал на коньках, новогодний матрас в Турции... Но это кто меня знает когда доделается
тем не менее штанга показала аццкую живучесть... казалось еще на налибоках ей придет конец. ;D
После Налибок были внесены изменения в конструкцию штанги, что позволило значительно уменьшить люфты во всех соединениях в ущерб быстроте установки и компактности при транспортировке. Первую неделю штанга держалась почти как в "молодости".
В целом, я согласен, прожила больше допустимого.