К Байкалу через Хамар-Дабан на велосипедах (август 2014г)

andron
Автор

Нитка маршрута
г. Улан-Удэ – г. Гусиноозёрск – хр. Хамар-Дабан – г. Бабушкин – г. Байкальск – г. Слюдянка – пос. Маритуй – пос. Листвянка – г. Бол. Речка – г. Иркутск.
Общая схема

Состав участников:
Андрей

Наталья

Денис

Александр

Татьяна

Иван

Активная часть маршрута начиналась 21 августа 2014г из города Улан-Удэ и закончилась 31 августа 2014г на ж/д вокзале города Иркутска. Протяжённость велосипедной части похода составила 546 километров, продолжительность похода - 11 дней, из них 10 ходовых.
Подъезда к началу активной части маршрута был осуществлён на поездах Борисов – Москва, Москва – Улан-Удэ. Отъезд от конечной точки маршрута г. Иркутск, был осуществлён также на поездах Иркутск – Москва, Москва – Борисов.
Во время похода производился один переезд на участке кругобайкальской железной дороги о.п. 129 км – порт Байкал.

Видео можно посмотреть здесь >>>
Трек здесь >>>

0 день (16-21 августа 2014 г.)
Поезд

Наконец закончились долгие сборы и подготовка - мы едем в поезде Брест-Москва.
И вот 17.08.2014г в 00.35 мы загружаем все свои пожитки в поезд №44 Москва-Хабаровск

и он увозит нас к далёкому Байкалу. Вагон поезда становится нам приютом на ближайшие 4 дня.
Немного о поезде: он оказался очень удобным для пассажиров, имеется кондиционер, но очень не удобный для перевозки велосипедов, т.к. верхние грузовые полки закрыты со стороны прохода, что позволило положить только 3 велосипеда в плацкарте (в то время как в старых вагонах там помещалось 6 велосипедов). Один пришлось устроить на боковую полку

и два просили положить в соседних плацкартах.

1 день (21 августа 2014 г.)
г. Улан-Удэ – пос. Нижний Убукун

Схема первого дня


Характеристика дневного перехода

дата 21.08.2012
День пути Первый
Время выхода на маршрут 8.20
Обед 15.15-17.15
Ночлег 20.45
Погода Солнечно, t = +17°С,
после обеда пасмурно и временами сильный дождь
Пройдено за день, км 84, 9
Чистое ходовое время, ч 6:25:55

После долгого безделия, мы, наконец, выгружаем своих железных коней 21 августа на перрон вокзала Улан-Удэ.

По местному времени 6 утра. Разница с Москвой 5 часов, соответственно с родными местами 6 часов. Первое время было немного тяжеловато организму перестроиться на местное время.
Собираем велосипеды и в 7.10 выезжаем по адресу ул. Жуковского 23, чтобы зарегистрироваться в ПСС. Там оказалась городская служба, а нам надо республиканская. Нам сказали номер ((83012)230355) и по телефону мы стали на учёт в Бурятской республиканской поисково-спасательной службе.
Направляемся к выезду из города.



На сегодня по плану заезд и осмотр Иволгинского дацана.
Иволгинский дацан был открыт в 1945 году как единственный буддийский духовный центр СССР. С течением времени из небольшого "Хамбинского сумэ" он преобразился в монастырский комплекс с резиденцией Хамбо-ламы, главы буддистов России. Постепенно сложился монастырский комплекс, ставший местом тяготения паломников и туристов. Алтари и интерьеры храмов комплекса украшают подлинные произведения искусства. 196 объектов (танки, скульптура) определены как движимые памятники и находятся под охраной государства. В 1991 году при дацане создан буддийский институт Даши Чойнхорлин, где в настоящее время обучаются около 100 хувараков-студентов.
Дацан охраняется государством как памятник культового зодчества. Дацанский комплекс представлен главным храмом Согшин-дуганом, Майдрин-сумэ, Деважин, Сахюусан-сумэ. Кроме этого, на территории монастыря располагаются здания библиотеки, факультета философии Чойра, учебный корпус буддийского института Даши Чойнхорлин, гостиница, музей памятников буддийского искусства, священные ступы-субурганы, различные служебные помещения и дома лам.
И по сей день Иволгинский дацан является центром буддизма России, притягивающим множество паломников и туристов со всех концов света.
До дацана идёт асфальтированная дорога.

Кругом степи. Только вдоль дорог растут не большие кусты.
Подъехали к территории дацана, походили, посмотрели, сфотографировались


и двинулись обратно на трассу,

по которой нам ехать до самого Гусиноозёрска.
В 15 часов заехали к источнику Ута-Булаг чтобы набрать воды.

Внезапно начался небольшой дождик. Так как дело шло к обеду, то мы решили сделать его прямо здесь.

Растянули тент и приготовили обед на газу.
В 17.15 мы снова в седле. Дождик то прекращается, то снова начинается. Заехали в д. Нижний Убукун за водой.

Встретили участкового, который предупредил, чтоб были осторожны, т.к. очень много случаев с ограблениями. Местные в наглую режут палатки и грабят. Приняв к сведению слова участкового, двинулись дальше. Отъехав 2 км, в 20.45 стали в придорожных кустах на ночлег. Чтоб не привлекать внимание в сумерках, еду готовили на газу.

2 день (22 августа 2014 года)
Пос. Нижний Убукун – г. Гусиноозёрск – р. Сильвэ
Схема второго дня похода

Характеристика дневного перехода

дата 22.08.2014
День пути Второй
Время выхода на маршрут 9.10
Обед 14.15-14.45
Ночлег 19.20
Погода Пасмурно, переменная облачность, ветер умеренный, t=210С.
Пройдено за день 68, 3
Чистое ходовое время 5:03:29

Проснулись в 7.40.

Ночью периодически ещё покапывал дождик, но ближе к утру небо стало светлее. Иногда сквозь тучи проглядывало солнце. После вчерашнего дождя было прохладно.

Позавтракали и выехали в 9.10.

До Гусиноозёрска наш путь пролегает по степи, только на горизонте просматривается хребет Хамар-Дабан.

В Гусиноозёрске заезжаем в магазин. Ближайшие 3 дня у нас не будет возможности пополнить запас продуктов.
Я заехал в ПСС для консультации по маршруту, т.к. в Улан-Удэ не было такой возможности. Дежурный оказался очень приветливым. Позвонил товарищу велосипедисту, который подъехал и с радостью рассказал нам все нюансы нашего маршрута.
Выехав за город, мы проехали мимо ГЭС, проехали под железной дорогой

и поехали на запад вдоль озера по гравийной дороге.

Вся дорога была покрыта камнями,

иногда попадались очень крупные камни, местами дорога была размыта, но в целом всё проезжаемо. С холмов открываются прекрасные виды: слева – озеро,

справа – хребет и уходящие в горы линии электропередач.

К 17 часам мы подъехали к нужному нам повороту (18 км после железнодорожного переезда).

И вот она, дорога, которая приведёт нас к Байкалу.

С этого момента начинается плавный набор высоты до перевала.

По пути встречаем группу на 2-х автомобилях,

которые пересекли Хамар-Дабан и направляются в Гусиноозёрск и далее в Баргузинскую долину. Обменялись впечатлениями, расспросили про дорогу

и продолжили путь.

В 19.20 стали на ночлег, проехав 6, 5 км от поворота. Дров в достатке, рядом протекает речушка.

3 день (23 августа 2014 г.)
Р. Сильвэ – хр. Хамар-Дабан – р. Левая Мысовка
Схема третьего дня похода

Характеристика дневного перехода

Дата 23. 08. 2014
День пути третий
Время выхода на маршрут 9.25
Обед 13.45-15.30
Ночлег 20.10
Погода Солнечно, t = +20°С
Пройдено за день 61, 8
Чистое ходовое время 7:17:51

Ночью была глухая тишина, ни ветра, ни пения птиц, что очень не привычно. Утром было прохладно.

Проснулись в 6.45. Позавтракали, просушили палатки и выехали в 9.25.
Дорога продолжает плавно набирать высоту.

Через 4, 7 км поднялись на перевал. Высота 1028 м над у.м. На подъём с места стоянки ушло 47 минут, набор высоты 356 м. Дальше нас ждал спуск. Дорога вполне укатана, местами встречаются лужи.


Дорога часто идёт вдоль пастбищ, где буряты заготавливают сено для скота. Некоторые собирают кедровую шишку.

Спуск продолжается 8 км. Сбросили 286 метров.
Переехав через речку Удунга,

поворачиваем на ЮЮЗ.

Возле реки очень хорошее место для стоянки.
Справа к дороге очень близко подходят высокие, крутые, каменистые склоны.

Через 3, 7 км дорога поворачивает на ССЗ и становится более каменистой. Дорога идёт по ущелью вдоль ЛЭП. Через 27, 8 км от места ночёвки есть отличная площадка для стоянки, хороший подход к воде. Мы делаем там не большую остановку и, передохнув, продолжаем путь.

На 33, 5 км от стоянки пересекаем ручей и сразу за ним становимся на обед.

Дров в достатке, вода рядом. В общем, хорошее место, как для обеда, так и для ночлега.
С обеда выехали в 15.30. Погода начала портиться, небо затягивали тучи. Пару раз собирался пойти дождик, но так и не пошёл. Если бы он все-таки «собрался», ехать было бы очень затруднительно. На дороге стало попадаться всё больше грязи.


Дорога становилась более каменистой

И заросшей

Периодически дорогу пересекали ручьи

Перебрались через мостик. Дальше дорога стала реще набирать высоту.

И в последующие 5, 5 км мы набрали 239 метров

пока не вышли на гравейку. Далее повернули на север.
Дорога очень размыта, много камней. Скорость не превышала 20 км/ч.
За 50 минут мы сбросили 296 метров, проехав при этом только 7, 9 км. На дороге сильно не разгонишься. Максимальную скорость, которую удалось развить это 23 км/ч и это на спуске. Зато какие открываются прекрасные виды.

На ночлег стали в 20.10. Переехав речушку (10, 4 км после выезда на гравейку), справа от дороги есть поляна. Дров в достатке, вода в 150 метрах от лагеря. Высота ночёвки 1004 м над у.м.

**4 день (24 августа 2014 года)

р. Левая Мысовка – г. Бабушкин – пос. Мишиха – р. Половинка
Схема четвёртого дня похода**


Характеристика дневного перехода

Дата 24. 08. 2014
День пути четвёртый
Время выхода на маршрут 8.45
Обед 13.00-14.00
Ночлег 18.40
Погода Солнечно, t = +23°С
Пройдено за день 71
Чистое ходовое время 5:12:28

Встали в 6.05.

на улице мороз,

лёд на тенте

даже вода в котлах замёрзла. Позавтракали и выехали в 8.45.
До посёлка Бабушкин только спуск.

Ехать очень холодно.

Иногда останавливались чтобы согреться и сфоткаться

К тому же дорога такая, что особо не разгонишься.
В 11.30 приехали на станцию Мысовая в посёлке. За 2 ч. 45 мин. спустились на 580 м, проехав при этом 24, 6 км.
На станции узнаём что электричка, которая ходила по воскресениям в 14.30, давно отменена. Ближайшие поезда опаздывают на 6-7 часов, в связи с ремонтом железной дороги.
В связи с отставанием от графика на полдня и не возможностью уехать в ближайшее время на транспорте в Слюдянку, решаем изменить маршрут и ехать в Слюдянку своим ходом.
Очень загруженная автотранспортом дорога М55. Местами ведётся ремонт дороги, что значительно затрудняет движение.

Проехав от Бабушкина 41, 2 км, сворачиваем на просёлочную дорогу и через 560 метров выезжаем к Байкалу.

Это первая наша “встреча” с прекрасным озером.

На часах 18.40.
Дрова собираем вдоль берега,

воду берём из ручья, впадающего в озеро. Постирали вещи

и пошли купаться, не смотря на холодную воду и сильный ветер.

Не успели поужинать, как начался дождь, который шёл почти всю ночь.

5 день (25 августа 2014 года)
р. Половинка – пос. Танхой – г. Выдрино – р. Хара-Мурин
Схема пятого дня похода

Характеристика дневного перехода

Дата 25. 08. 2014
День пути пятый
Время выхода на маршрут 10.20
Обед 14.30-16.40
Ночлег 18.30
Погода Солнечно, t = +20°С
Пройдено за день, км 77, 1
Чистое ходовое время, ч 4:30:39

К утру погода стала налаживаться. Выглянуло солнце.

Встали в 7.00. Позавтракали, просушили палатки и в 10.20 выехали.
Через 20 минут после выезда (2, 9 км) встретили одинокого велосипедиста, который едет из Праги своим ходом.

Он за 3 месяца проехал уже 8 тыс. км. Петр (так звали чеха), по его словам, собирался доехать до Владивостока, но становится слишком холодно и он теряет надежду успеть сделать это.
Через пару минут подъехал ещё и англичанин,

который также в одиночку едет из Англии, а встретились они буквально километров за 300 перед Иркутском. К сожалению, с ним побеседовать толком не удалось, т.к. он не знает русского, а мы соответственно – английского языка.

Ехать по асфальту очень скучно и нудно

Особенно когда его ремонтируют

На обед остановились в 14.30 на берегу р. Малый Мамай проехав от места ночёвки 42, 8 км. Есть дрова, места для палаток.

Пообедав, выехали в 16.40.

По дороге купили знаменитого копчёного омуля и поехали искать место для ночлега.

Проехав мост через речку Хара-Мурин, через 5 км свернули вправо на асфальтированную дорогу. Позже она перешла в грунтовую. Проехали под ж/д мостом

и выехали на берег Байкала (420 м от съезда с трассы).


Палатки ставили прямо на берегу, на камнях.

Дрова собрали вдоль берега, воду брали из озера.
Очень тихий вечер, красивый закат.

Ужинаем, пробуем купленного омуля и довольные идём спать.

6 день (26 августа 2014года)
р. Хара-Мурин – г. Байкальск – г. Слюдянка
Схема шестого дня похода

Характеристика дневного перехода

Дата 26. 08. 2014
День пути шестой
Время выхода на маршрут 9.45
Ночлег 18.30
Погода Солнечно, t = +24°С
Пройдено за день 57, 5
Чистое ходовое время 4:25:51

Ночь была тихая, “славное море” спокойным.
Денис и Ваня поднялись в 5 утра, чтобы сфотографировать рассвет, только вот солнце появилось в 7 часов :)


Завтрак, неспешные сборы и выезд в 9.45.

Возвращаемся обратно на трассу.

Проезжаем Байкальск

Начались более крутые подъёмы и спуски, серпантины.

Дорога стала уже, обочины хуже. Ехать по такой дороге не самое большое удовольствие.
На стаянку стали за городом Слюдянка, на пляже.

Воду брали из озера. С дровами проблемнее, но полазив по кустам, насобирали дров для приготовления ужина и завтрака.

**7 день (27 августа 2014 года)
г. Слюдянка – г. Култук – пос. Шарыжалгай

Схема седьмого дня похода**


Характеристика дневного перехода

дата 27.08.2014
День пути Седьмой
Время выхода на маршрут 14.30
Ночлег 20.20
Погода Солнечно, t = +26°С
Пройдено за день, км 27, 6
Чистое ходовое время, ч 3:45:27

Рядом с местом ночлега проходит железная дорога.

Всю ночь ходили поезда, а когда идёт поезд, ничего не слышно даже в палатке, не говоря о том чтобы услышать, что происходит на улице.
Проснувшись в 6.45, Ваня при выходе из палатки обнаружил, что дуга тамбура упала на палатку. Отбросив дугу, он обнаружил, что у нас украли все велорюкзаки!!! Это был шок!!!
Он быстро вылез и пошёл вдоль берега. Не далеко, в кустах, сидел какой-то парень и перебирал наши вещи. Увидев Ивана, он исчез так быстро, что не успел ничего прихватить. Два рюкзака были найдены. Ещё два были найдены не далеко в кустах, засыпанные листьями и ветками. Все вещи остались на месте.
Выехали на маршрут в 14.30.

Выехав со стоянки, мы направились на север по грунтовке, вдоль железной дороги.

Через 4 км мы выехали на трассу М55 и поехали по ней в том же, северном, направлении.
Вскоре мы въехали в Култук.

Заехали в магазин за продуктами.

Через 3, 5 км, после выезда на асфальт, свернули на гравейку (на право), которая вывела нас к кругобайкальской железной дороге.

Сначала, вдоль железной дороги, шла укатанная двухколейная дорога.

Затем она плавно превратилась в тропу,

периодически выходящую на отсыпку железной дороги.

Затем и вовсе пропала, и нам пришлось ехать то по отсыпке, то по шпалам.
Но взамен всем этим “страданиям” мы получили неимоверную красоту местной природы,

красивейшие виды великого Байкала


и неповторимые по архитектуре тоннели.




Встретили ребят из Минска

Пообщались и продолжили путь

По пути “взяли” 2 тайника из игры геокэшинг.


Дело было к вечеру и надо было уже подумывать о ночлеге

Место для стоянки нашли в 20.20.не доезжая 1, 4 км до станции Шарыжалгай. За сточным каналом спустились на площадку,

которая возвышалась над водой в виде отбойника.

Справа от площадки, за каналом - пляж и подход к воде. Дров хватает. Места только для одной палатки (4-ка с большим тамбуром), но если маленькие, то можно поставить и две. Итого вдоль железной дороги мы проехали 19 км за 3 часа.

8 день (28 августа 2014г)
пос. Шарыжалгай – пос. Баклань – порт Байкал
Схема восьмого дня похода

Характеристика дневного перехода

дата 28.08.2014
День пути восьмой
Время выхода на маршрут 9.40
Обед 13.15-14.30
Ночлег 20.10
Погода Солнечно, t = +21°С
после обеда пасмурно и временами небольшой дождь
Пройдено за день 15, 1
Чистое ходовое время 2:38:40

Встали в 7 часов.

Как обычно сборы и выезд в 9.40.
Погода радует, на небе ни облачка.

Первые 4 км пытались ехать с переменным успехом.

Дальше отсыпка стала хуже, по шпалам тоже ехать не очень удобно. Пробовали ехать по рельсам :)

Оставшийся путь, до порта Байкал мы решили проехать на электричке. До её прибытия у нас в запасе было ещё около 4-х часов, поэтому мы решили ещё немного пройти пешком, полюбоваться озером и туннелями.

Прошли ещё 6 км за 1 час 20 минут и стали ждать электричку на станции Баклань. По расписанию электричка должна прийти в 15.12. В запасе осталось немного времени, как раз, чтобы приготовить обед.

Электричка пришла почти вовремя.

Велосипеды погрузили, не разбирая следующим образом: 2 в тамбур, а 2 на платформу к машинисту. ”Электричка” представляет собой паровоз и 2 пассажирских вагона как в поезде. Мы заняли 4 места в плацкарте, и эти места стали нашим пристанищем на ближайшие 3 часа. Проезд нам обошёлся в 52 руб. с человека и 29 руб. за велосипед.
В 18.30 мы прибыли в порт Байкал. Погода начала портиться, стало заметно прохладнее. Пошёл небольшой дождик.
Узнали расписание парома, заехали в магазин, после чего отправились на поиски места для ночлега. Отъехав от порта 4, 2 км на ЮЗ, в 20.10 мы нашли достаточно хорошую площадку, где места хватает для нескольких палаток.

Дрова есть, имеется подход к воде.
К десяти часам начал накрапывать дождик.

9 день (29 августа 2014г)
порт Байкал – пос. Листвянка – г. Бол. Речка – д. Бурдаковка
Схема девятого дня похода

Характеристика дневного перехода

дата 29.08.2014
День пути девятый
Время выхода на маршрут 14.00
Обед 16.15-17.10
Ночлег 20.15
Погода Пасмурно временами небольшой дождь, t = +10°С
Пройдено за день 45, 2
Чистое ходовое время 3:29:22

Проснулись в 8.30. На улице достаточно холодно и сильный ветер. Встали в 11.10.

Периодически шёл дождик. Собрались и выехали в 14.00 в сторону порта Байкал. По пути взяли ещё один тайник геокэшинга.

В посёлок Байкал приехали в 14.40.
Наш паром отправляется в 15.50, он должен нас переправить на правый берег Ангары.

В 15.40 погрузились и ровно по расписанию отчалили.

Через 10 минут мы были на другом берегу реки.
Отъехав от пристани 700 метров, в сторону Иркутска, заехали в кафешку. Здесь же купили магнитиков и других сувениров.
В 17.10 выехали в сторону Иркутска. Дорога узкая, постоянные подъёмы и спуски.

Проехав д. Бурдаковка мы свернули влево на полевую дорогу

и по ней, проехав 1, 2 км, выехали к заливу Иркутского водохранилища. Часы показывали 20.15.
Похоже, что это излюбленное место отдыха местных, но из-за прохладной погоды на берегу было только несколько рыбаков.
С дровами проблемно, вода тоже оказалась не самой лучшей, т.к. из-за ветра волны подняли муть со дна залива. За водой съездили в посёлок.

10 день (30 августа 2014г)
д. Бурдаковка (днёвка)

Сегодня днёвка. Проснулись в 10.30.

Погода всё также прохладная, но уже без дождя и периодически выглядывает солнце.

Съездили в магазин, купили картошки и приправы для рыбы, которую Ваня поймал. Вечером сварили картошку и пожарили рыбу. ))) Сегодня праздник живота. В гости заглядывала белочка )))


11 день (31 августа 2014г)
д. Бурдаковка – г. Иркутск
Схема одинадцатого дня похода

Характеристика дневного перехода

дата 31.08.2014
День пути одиннадцатый
Время выхода на маршрут 9.40
Погода Солнечно, t = +21°С
Пройдено за день 38
Чистое ходовое время 2:36:14

Проснулись в 6.40. Погода прохладная, но лучше чем вчера. Над водохранилищем висит туман.

Позавтракали, просушили палатку и выехали в 9.40.

Дорога представляет собой всё те же подъёмы и спуски, только стала уже и обочина опаснее (между асфальтом и обочиной промоина сантиметров 10-15 глубиной).

Через 31 км въехали в Иркутск.

Заехали в магазин. Погода улучшилась, стало заметно теплее. Уже можно облачиться и в шорты.
Оставшиеся километры ехали по городу не спеша. До поезда у нас ещё больше 12 часов. Приехали на вокзал в 13.05.

Сходили в душ. Позже сходили в привокзальную столовую, т.к. до поезда ещё очень много времени. Закупили продукты в поезд. Разобрали велосипеды.
Из-за ремонта железной дороги многие поезда опаздывают на 6-7 часов. Узнаем, что наш поезд идёт без опоздания. В 1.45, по местному времени, грузимся в поезд (№99 Владивосток-Москва) и он уносит нас в сторону родного края.
Долгий путь по России, длинной в 4 дня, и вот 4 сентября в 11.03 мы прибываем в Москву на Ярославский вокзал. На электричке переезжаем на Белорусский вокзал и в 19.39 отправляемся в родную Беларусь.
5 сентября в 4.54 мы прибываем на вокзал в г. Борисов.
Так и закончился наш очередной поход.

Мне было бы жалко 10-ти летних отпускных дней в поезде ради 10-ти дней путешествия даже рядом с Байкалом.... да даже и ради 20-ти...
А так - респект! ;) Только вот у Наташи такой огромный рюкзачище... интересно было бы узнать его содержимое :]

andron
Автор
Цитата сообщения от северный олень отправленного 5 Янв, 2015 в 15:40

Мне было бы жалко 10-ти летних отпускных дней в поезде ради 10-ти дней путешествия даже рядом с Байкалом.... да даже и ради 20-ти...
А так - респект! ;) Только вот у Наташи такой огромный рюкзачище... интересно было бы узнать его содержимое :]

Мы не рискнули на самолёте из-за большого перевеса багажа. А как вы рассчитываете вес багажа для самолёта (может уже сложился какой-то минимум снаряги, продукты берёте с собой или закупаете на месте?)
Просто Наташа в одну из штанин рюкзак вставляет скрученный коврик, что значительно уменьшает объём свободного места для остальных вещей. Вот и получается такой огромный рюкзачище... :)