Кавказ 2015, велопоход 11 дней по Карачаево-Черкессии

Korvinov
Автор

Трек полностью

30.06. День 1. Вторник. Кисловодск-Кичи Балык-Долина Нарзанов-река Хасаут

01.07. День 2. Среда. Река Хасаут-аул Хасаут-плато Бермамыт-заблудились

02.07. День 3. Четверг. Возврат на трек-Сырзавод-Царские ворота

03.07. День 4. Пятница. Радиалка на оз. Хорлакель-река Кубань-Карачаевск-безымянная река

04.07. День 5. Суббота. Теберда-Домбай

05.07. День 6. Воскресенье. Радиалка на Турье озеро-Суфруджинские водопады

06.07. День 7. Понедельник. Радиалка на Чучхурский водопад и перевал

07.07. День 8. Вторник. Домбай-Радиалка на Бадукские озера-Теберда-р.Муху

08.07. День 9. Среда. Река Муху-Мухинский перевал-река Марка-пос. Красный Карачай

09.07. День 10. Четверг. село Хасаут Греческое-станица Кардоникская-Зеленчукская-река Б.Зеленчук

10.07. День 11. Пятница. Спуск в Невинномысск

Выводы и рекомендации

Ссылка на Олин отчет

Прошло время и снова потянуло в горы(прошлогодний отчет). В этот раз у товарищей, проверенных в бою, не получилось присоединиться – кто-то в ожидании ребенка (хотя кому когда это мешало))), кто-то с шенгеном в кармане на такие мелочи как Кавказ размениваться не захотел :) , у кого-то финансы не позволили. В общем, остался я один на один со своим желанием и трехместной палаткой.
Следующий этапом подготовки был клич, кинутый на форуме «Поехали» в середине мая. Было много интересующихся (почему-то в основном девушки), сомневающиеся, но в итоге реальный интерес проявил только Юра (LYura), пожелавший поехать со своей девушкой Олей (Letisha) со своей отдельной палаткой. Ну что ж, значит, буду жить один в трешке – такого опыта у меня еще не было =)). Билеты купили за 2 недели до отъезда – остались только верхние, ребята успели взять последнее нижнее возле туалета и, соответственно, верхнее, ну а я поближе к проводнику. Составил раскладку еды на 3.5 дня автономки, расписал необходимое (опираясь на прошлогодний опыт). Решили питаться сутра и вечером – каша/макароны с тушенкой, обеды в виде кастрюли кипятка - каждый заваривает что хочет, ну и конечно же перекусы в промежутке тоже кто как хочет без использования горелки.
28.06-30.06. Вот и начало путешествия.
С Юрой и Олей познакомился в поезде – они выехали из Минска, и помогли мне забраться в поезд в Бобруйске – стоянка всего 3 минуты, еще и не угадал с положением вагона – пришлось бежать с увесистым багажом.
Поезд Минск-Мин.воды идет не быстро – почти 2 суток, хотя в информации возле купе проводника гордо написано – скорый. Странные остановки по 40 минут, когда никого не выпускают на перрон, остановки у каждого столба, отсутствие кондиционера (умудрился взять место возле аварийного выхода, причем и туда и обратно) – удовольствие конечно ниже среднего. Как всегда разговорился с рядом сидящими. Девушка ездила по делам в Беларусь и возвращается домой в Донецк – порассказала всяких историй о войне. Женщина из Орла пожаловалась на криминогенность своего города, а также об обмане в белорусском санатории – недодали бесплатных процедур.. Мужчина рассказал о самом интересном в туристическом плане в районе Пятигорска – он там содержит турфирму, которая возит на микроавтобусе туристов и отдыхающих в санаториях к достопримечательностям, сын его занимается альпинизмом и организует восхождения на Эльбрус из Джылысу – беру контакты, возможно, пригодится – восхождение на Эльбрус, да еще из такого красивого места – моя мечта. Мама с 6 летним сыном едут из Беларуси домой в небольшой городок в районе Пятигорска, были мысли перебраться в Синеокую, нозарплаты у офтальмологов в России выше.
30.06 День 1.Трек
09.05. Выгружаемся из поезда.

Сбегал на привокзальную площадь – купил симку мегафона за 200 рублей – не успел открыть смс-роуминг в поезде.
10.28. Велосипеды собирать не стали. Загрузились в электричку до Кисловодска. Прибежала кондуктор и потребовала дополнительные 60 рублей с каждого за провоз негабарита – перечитали правила, висящие в вагоне, можно провозить велосипед в сложенном виде бесплатно, послали кондукторшу подальше, ушла обиженная. Вначале людей было немного, зато ближе к концу набился полный вагон. По вагонам ходят продавцы дребедени и музыканты.
12.13. Выгружаемся. Поставил неудачно велосипед – при открытии зажало дверью тормозную ручку и в итоге сломало – теперь передним тормозить только одним пальцем.
12.42 0 км 810м. Собрали велосипеды. На выезде с вокзала набрали воды.

Сам выезд оказался тем еще квестом – немного поплутали, пока поняли куда ехать.
13.34 5.96 км 1019 м. Выехали из Кисловодска. Красивое ущелье слева. Едем по асфальту средней паршивости. Внизу слева река Кабардинка.

Магазин – кушаем мороженое.

14.06-14.46 7.19 км 1078 м. Встали на обед в месте с живописным видом. На той стороне ущелья пасущиеся коровы кажутся игрушечными.

16.16 17.7 км 1543 м – скоростной спуск – разогнался до 51 км/ч, справа поселок Кичи-Балык.

16.27 19км 1638 м. Подъем по серпантину. Красивый вид на Кичи-Балык

16.44 21 км 1783 м. Подъем по хорошему асфальту туман сгущается. Началась морось..
17, 19 25 км 2006 м. Перевальная точка. Небольшой дождь, холодно. Одеваем дождевики
17.44 27.3 км 1840 м. Крутой спуск по хорошему асфальту. Заехали в шашлычную при ферме. Шашлык по 170 р. за 100 грамм, задушили жабу и заказали по 100 грамм (оказалось по 2 кусочка баранины). За приготовление шашлыка тут же взялся мужчина – распалил мангал, нанизал 1 шампур. Женщина нарезала лука, подала хлеба. Всего вышло на 600 рублей, вкусно конечно, но мало))
18.40 32.9 км 1350.
Спустились к реке Хасаут. Слева проехали красивые складки гор и небольшой водопадик.

Свернули с асфальта направо на гравейку, проехали метров 200 и вспомнили, что забыли посетить Долину Нарзанов сразу слева от дороги. Возвращаемся.
19.06 34, 7 1332 м. Спустились по асфальту налево к воротам заброшенного санатория, проехали по дорожке через заброшенные корпуса и спустилсь к довольно большому бурлящему нарзану. пьем нарзанчик, радуемся жизни. Набрали немного впрок. Начал накрапывать дождь.

19.30 34.7 км 1332 м. Вернулись к повороту на нашу гравейку. Проехали вдоль реки и нашли на берегу приличную полянку, решили встать на ночь, т.к. начало уже смеркаться. Видно, время от времени сюда заезжают – кострище и трава примята, но мусора не видно.

Ставим палатки укрываем велосипеды тентом, купаемся в холодной воде и на боковую. Когда готовили ужин пошел сильный дождь – кашеварить пришлось в палатке, поужинали, и дождь превратился в ливень – хорошо, что все успели сделать! Сегодня выполнили план, завтра нехилый подъемчик на плато. Первый день из одиннадцати
ЧХВ 3ч.46мин.
Средняя скорость в движении 9.9 км/ч.
Максимальная скорость 59.2 км/ч.
Набор высоты 1499 м.
Сброс высоты 937 м.

01.07. День 2. Трек
6.00-8, 30 0 км 1332 м. Подъем, завтрак, сборы. Сутра туман, под конец сборов выглянуло солнце. Ночью несколько раз шел сильный дождь. Палатка выдержала испытание – получается, проклейка швов перед походом решает проблему протечек (использовал 2 тюбика «Момент-кристалл»).
9.27 7.88км 1632м. Подъем по гравейке вдоль левого берега реки Хасаут.

Справа идет линия электропередач, через 2-3 км попадаются фермы, на указателях объявления о продаже сыра – но я обнадеживаю товарищей – сегодня подъедем к сырзаводу – там проверенный в прошлом году вкусный сыр. Увы, планам не суждено было сбыться, но тогда мы еще об этом не знали. Питьевых ручьев пока не встретили. Впереди облака обложили верхушку плато.

На склонах справа пасутся лошадки.

10.01 11.9 км 1748 м.
Аул-призрак Хасаут.

Перед въездом в аул памятный знак боевым действиям ВОВ. Сам аул не произвел впечатления. Вопреки статье в интернете, признаки жизни обнаружились – трактор, таксофон, множество коровьих лепешек и коров, а также пару местных жителей. Но все равно интересно побывать – аулу как-никак 600 лет.
10.29 13.3 км 1821 м. Выехали из аула, перепачкавшись в свежих лепешках призраков))) Поднялись по довольно крутой дороге (уже пешком) к роднику, набираем воды, фотографируем красивый вид на аул.

10.45 14 км 1910 м. Очень крутой подъем по крупнобулыжниковой дороге. Светит солнце, но довольно прохладно. Внизу слева слышна река Бермамыт.

11.11 15.7 км 1948 м. Переезжаем на правый берег р. Бермамыт. Мост из ж\б плит поверх бревен. Продолжаем ехать вдоль правого берега.

11.21 16.4 км 2006 м. Брод на левый берег реки Бермамыт. Кто-то переходит по камушкам (я и Оля), а кто-то переезжает (Юра).

11.47 16.9 км 2081 м. Очень сложный подъем по грязи + истоптано и изгажено коровами

12.57 18.1 км 2238 м. Обед у ручья. Завариваю себе 2 каши-минутки в чашку и сухого пюре в тарелку. Ребята едят овсянку с сухофруктами.
13.54 18.7 км 2238 м. Красивый вид на долину, по которой поднимались. Тяжело дался подъемчик!

14.27 19.7 км 2410 м. Поднялись на плато. Все в тумане.
15. 03 21.8 2450. Трек уходит резко вправо, пропустил этот момент. Вернулся – там только скалы, никаких дорог нет. Решили ехать дальше. Все больше удаляемся от трека, увидел следы авто на траве в нужном направлении. Сходил на разведку – там начинается дорога – крутой спуск, вроде соответствует треку. Решили ехать по той дороге. Похолодало. Одеваемся.
15.38 23.1 км 2361 м. Быстрый и опасный сброс высоты, не везде хочется ехать, приходится спешиваться.

Замечаю, что теперь трек уходит влево и чем дальше, тем больше мы от него удаляемся, думаю, ну наверное дорога должна повернуть в нужном направлении, решаем ехать дальше. Пересекли ручей, небольшой подъем вывел на холм с видом на ферму. Слева впереди видна нужная нам дорога, нужно скинуть еще метров 100 высоты. Дорога превратилась в кашу, едем по траверсу холма между коровами.

17.30 27.2 км 2078м Спускаюсь к «дороге» и не вижу Юру и Олю – они из-за крутизны спуска и тумана потеряли меня из виду и поехали правее – угодили в какую-то низину с крутым подъемом в нужном направлении – иду на помощь – вместе выталкиваем велы на дорогу. Только оказывается это совсем не дорога, а вытоптанное конями направление (множество конных троп идущих параллельно). Слева пробежал табун.

18.50 29.2 км 2078 м. Оставил Олю и Юру стеречь велосипеды. Сам пошел на разведку – что там дальше по конной тропе. А вдруг дорога (асфальт, например =)))). Прошел километр вперед – конная тропа превращается в тропинку и далее теряется на довольно крутом спуске в некую долину без признаков жизни. Возвращаюсь, радую ребят – надо возвращаться к линии электропередач на плато, но уже скорее всего завтра. Сейчас задача – найти воду и встать на более менее ровном участке.
19.20 30 км 2180 м. На подъеме встретились 3 джигита на конях с собаками. Сначала посмеялись над нами, потом самый серьезный из них объяснил, как можно выбраться коротким путем на нужную нам дорогу. Предложили переночевать у них на ферме, отказываемся – пришлось бы спускаться, потом подниматься и завтра снова проделать тот же путь. Посоветовали место для стоянки, показали где родник. Родник оказался из копытца и довольно изгажен, но для кипячения сойдет. Оставляю ребят с велосипедами – сам иду на разведку в сторону где должна быть наша дорога (всего 750 метров до нее по прямой). Подъемчик даже пешком дался непросто, затем снова уперся в скалы и морены, все в тумане – дороги нет.
20.30 35.6 2275 м Возвращаюсь ни с чем к стоянке. Разбиваем лагерь. Уже почти темно.
ЧХВ 6ч 08 мин.
Средняя скорость в движении 5, 8 км/ч.
Максимальная скорость 32.2 км/ч.
Набор высоты 2008 м.
Сброс высоты 1120 м.

02.07. День 3. Трек
4.30 0 км 2275 м. Услышал лай вдалеке, открыл палатку и сразу под нососм нарисовался Эльбрус.

Бужу ребят, Оля успела еще увидеть, пока просыпался Юра, эльбрус скрылся в облаке – ну ничего, сегодня еще не раз увидим, была бы погода.
7.08 3.2 км 2275 м. Позавтракали, сгонял на разведку. В этот раз от гребня взял правее, и действительно по конной тропе вскоре вышел на линию электропередач, а с ней и на дорогу. Возвращался немного другим путем по хорошей конной тропе, но уткнулся в оползень – ноги вязнут в грязи, идти с велосипедами опасно и практически невозможно. Придется идти через гребень, с приличным набором высоты по траверсу склона.
8.15 3.22 км 2275 м. Выдвигаемся из лагеря. Сразу же круто вверх.

Делаю 10 шагов – отдыхаю, и так пока не достиг гребня. С гребня отлиный вид на Эльбрус и на вчерашнюю долину с конями.

9.52 4.46 км. 2353 м. С гребня спустились через подобные на борщевик растения к конной тропе, теперь идем по ней. Останавливаемся возле родника, умываемся, наполняем бутылки. Впереди видны столбы электропередач вдоль нашей дороги.

10.41 6.07 км 2329м. Выехали на дорогу. Оказывается, тут уже ловит связь, отправляем СМС родным, чтобы не волновались.
11.16 7.93 2353 м. Дорога довольно паршивого качества, много луж, но после вчерашней жести кажется просто замечательной.

У Оли ослабился болт крепления багажника к перу, подтягивает его, чтобы не вылетел.
Любуемся видами, была бы плохая погода, ехать было бы не так интересно.

11.37 10.5 км. 2343 м. Выехали к участку прошлогоднего трека. Дорога улучшилась. Спуски сменяются подъемами – ехать интересно.
На пригорке живописно стоит уазик.

12.21 13.6 км 2245 м. Скоростной спуск к сырзаводу. Еще целое в прошлом году здание стоит со следами пожара. Женщина, у которой в прошлом году покупали сыр, вышла из бокового здания левее погоревшего – сказала, да, в прошлом августе случился пожар. Долго не хотела продавать часть головки, в итоге сторговались на полговловки сыра – 1.5 кг, сыр по 200 р/кг – довольно недорого. Поднимаемся на пригорок и в том же месте, что и в прошлом году и потребляем с кофе купленное лакомство.

В этот раз сыр оказался пресным внутри и соленым снаружи. Я съел сразу свои полкило, ребята оставили часть на потом. Юра заменяет лопнувший тросик переднего переключателя.
12.53 Выдвигаемся с обеда. Мимо нас проползла маленькая гадючка. Надо быть аккуратными в этих местах.

13.30 18.6 км 2188 м. Начались спуски, но дорога плохая, едем внимательно. Подъемчики тоже присутствуют.

14.16 22.8 км 2131. Спуски сменяются подъемами. Слева река Таракультюбе.
14.54 26.8 км 2187м. Преодолели очередной подъем. Опять солнце, слева Эльбрус повернулся западной стороной. Начинают собираться облака.
15.21 26.5 км 2234 м. Преодолели затяжной подъем.
15.39 31.2 км 2146 Проехали ферму справа внизу на берегу причудливо извивающейся реки Икара.

Все это время ехали по водораздельному хребту. Дальше только спуск. Причем довольно крутой, серпантинистый через лес.
16.47 39.6 км 1618 м. Едем все с разной скоростью – я первый, Оля в серединке, Юра на гибриде замыкает. Жду на повороте серпантина.

Дальше попадаются скалы, разделенные на булыжники правильной формы – видно, человек приложил к этому руку.

17.06 40.9 км 1473 м. Встали с палатками у Царских ворот.

Погода хорошая, иду купаться под мост как в прошлом году и обнаруживаю под мостом фундаментные блоки – бревна моста с прошлого года осели и их подперли ж/б блоками, теперь купаться там невозможно. Нахожу место с хорошим входом в воду справа от моста и там принимаю водные процедуры в реке Худес. Место для стоянки идеальное, машин нет (в прошлом году спустились сюда в выходной день – стояло аж 3 лагеря с машинами). В спокойном темпе ужинаем, стираем и т.д.
ЧХВ 5 ч 24 мин
Средняя скорость в движении 7, 6 км/ч.
Максимальная скорость 41, 1 км/ч.
Набор высоты 648 м.
Сброс высоты 1470 м.

03.07. 30.06 День 4.Трек
4.20 0 км 1473 м. Будильник ставил на 5, но что-то не спалось, решил вставать. Ночь была очень теплая, без дождя. В палатке множество мошек комаров и пауков, но никто не кусает. Вчера посовещались, посчитали оставшиеся дни и провизию, составили примерный план на будущее. Уже стало понятно, что к пещерам в сторону Майкопа не поедем, один лишний день проведем в Домбае, сегодня же устроим полудневку – сходим по очереди к озеру Хорлакель. Завтракаю разведенным кипятком сухим пюре.
05.10 0 км 1473 м. Выдвигаюсь в радиалку Трек к озеру Хорлакель. Решил поехать на облегченном велосипеде (без сумок и баулов). Оля и Юра спят и одним глазом следят за велосипедами и вещами.
5.24 1, 01 км 1490 м. Еду вдоль реки Чучкур по дороге с лужами с небольшим уклоном.
5.34 1.79 км 1534 м. Развилка База Худес-Озеро.

5.41 2.16 км 1578 м. Дорога пошла с резким уклоном, пока что хватает энтузиазма ехать. Встретил стадо коров и какого-то странного зверя среди них.

06.08 4.08 км. 1793 м. Увидел желтые цветы на кустах. Сфотографировал и только спустя полкилометра понял по запаху, что это рододендроны.

Энтузиазм закончился, качу велосипед в руках.

6.28 4.99 км 1938 м. Дорога улучшилась, можно ехать. По бокам от дороги попадаются коровы с телятами.

6.44 6.09 км 2067 м. Прошел участок плохой дороги, снова еду. Слева слышен поток воды. Туман. Пастух-карачаевец на коне, спросил, не видал ли я, когда поднимался, белого бычка – потерялся по дороге наверх.

Не видал. Разговорились.
6.59 6.78 км 2070 м. Вместе с пастухом доехали до озера. Оказалось, что есть у нас общие знакомые – знает пастуха Али, которого встретили на спуске к Царским воротам в прошлом году. Рассказал, что знает мой город – когда служил в Харькове, в Бобруйске делали шапочки для солдат (наверное «Славянка»?). Недавно был 3 дня в Москве, там у него племянница бесплатно учится на медицинском в РУДН. Когда курил возле входа в университет, подошел охранник и сделал замечание, чем удивил карачаевца. В последний раз, когда он был в Москве, курить можно было везде)). У него с братом 98 голов скота. Доить каждый день не получается – доят через день, Из молока делают сыр и продают в местные аулы, в город не возят. Говорит, на высоте очень хорошие травы и получается очень вкусное и жирное молоко. Охотно ему верю.
7.15 7.08км 2075 м. Стоянка возле озера.

По мосткам подошел к воде. Окружили дети – несколько семей приехали на джипах из Кисловодска на отдых к озеру.

Тут у них походная баня, большие кемпинговые палатки. Вспомнил, что именно они нас обгоняли возле сырзавода.
Место красивое, немного загадочное. Сразу вспомнил легенду об этом озере – как пастух заснул на берегу, а когда проснулся, обнаружил, что вся отара овец утонула. С горя он тоже утопился. Теперь по утрам в тумане из озера выходят барашки, кто споймает призрачного барана – тому будет счастье.
Вода в озере прозрачная и теплая. Рыб нет, только пиявки – их тут очень много.

Дети с блеском в глазах рассказывают, как вчера видели пиявку размером по локоть. Охотно им верю))
8.07 13.82 км 1476 м. Вернулся в лагерь. Спуск сложный, но велосипед дает 2-3-кратное преимущество во времени (спускался примерно 35 минут), плюс не сбил ноги. Один раз упал на наклонной сыпучей колее на заблокированных колесах (так делать нельзя)). Благо скорость была небольшая. Оля и Юра поразмыслив, отправляются наверх пешком, видно хватило экстрима на вчерашнем спуске, да и тащить велосипеды вверх – не самое приятное занятие, а пешеходный участок довольно протяженный.
12.55 Вернулись ребята. Я успел постирать, просушить на солнце одежду, собрать вещи, да и просто расслабиться, почитать книгу. Наблюдали странный инцидент – в реке тонул жеребенок, на помощь ему на коне спешил пастух, коню тоже было непросто – очень сильное течение Худеса валило его с ног, плюс подводные камни, переменная глубина – в самом глубоком месте под водой скрылся круп животного. В итоге жеребенка прибило к берегу метрах в 50 ниже по течению от нашего лагеря. Пастух на коне тоже вышел к тому месту и неохотно шагающего жеребенка погнал перед собой. Спросили не нужна ли помощь, сказал, что все нормально.

Вот это самообладание – у меня от одного вида произошедшего кровь в жилах застыла, а пастух - как ни в чем ни бывало – храбрый народ карачаевцы.
Погода начала портиться. Поднялся холодный ветер, небо затянуло. Видно, будет дождь. Приготовили обед – ушла последняя банка белорусской тушенки. Надо как можно быстрее выдвигаться, чтобы успеть проехать как можно больше без дождя.
13.40 0 км 1473 м. Выдвигаемся из лагеря. Воды с собой немного, надеюсь на источники по пути.
15.02 15.2 км 1142 м. Много раз пересекли р. Худес по деревянным мостам. Источников с приличной водой так и не встретилось по дороге – везде какие-то частицы плавают, пить хочется, ничего не поделаешь, в одном из последних перед выездом на асфальт набираю себе бутылочку воды.

проехали поселок золотоискателей у слияния рек Кубань и Худес, написано частная собственность, остановка запрещена, все равно останавливаемся фотографируем)).

Выехали на асфальт. Справа туристический объект – камни Карачая и беседка. Не стали тут задерживаться.
17.05 45.8 км 889 м. Проехали по асфальту немного, когда начался дождь. Одеваем дождевики, чехлы на сумки. Источники вдоль дороги тоже не блещут чистотой, их много, проверяю несколько, потом решаю сильно не заморачиваться и доехать на той воде, которая есть до поселка с магазином.
Проехали сворот налево в Даутский заказник – с сожалением смотрю в ту сторону – могли бы проехать напрямую в Теберду через перевал Эпчик по девственной природе, но решили не рисковать временем – трек у меня не проверенный – тоже из интернета, как и на том участке, где заблудились, да и в плохую погоду не хочется еще большей жести.

В поселке Каменномостский остановились возле магазина (тот же, что и в прошлом году). Закупаемся тушенкой и крупой на ужин-завтрак, чтобы не останавливаться лишний раз в Карачаевске, едим мороженое. Продавщица разрешила набрать питьевой воды из под крана. Дождь не стихает.
19.54 60.71 км 985 м. Проехали Карачаевск и выехали на трассу Карачаевск-Домбай. Покрытие сразу же улучшилось – практически идеальный асфальт. Встали на стоянку в 100 метрах от трассы возле маленькой безымянной речушки (видно, просто ответвление р. Теберда, вытекающее из нее и обратно впадающее). Дождь перестал. Место на удивление уединенное и уютное. Купаемся в речушке. Готовим ужин и на боковую. Вкусили мы плохой погоды сегодня – в прошлом году такая сопутствовала нам практически каждый день, надеемся, что следующие дни будут более погожими.
ЧХВ 3 ч 33 мин (без учета радиального выхода)
Средняя скорость в движении 16, 9 км/ч.
Максимальная скорость 45, 4 км/ч.
Набор высоты 382 м.
Сброс высоты 894 м.

04.07. День 5.Трек
6.00 Ночь была теплая, но в палатке все равно конденсат. Готовим завтрак на российской тушенке – какая-то невкусная, закладка мяса и жира 58% из них жира не более 17% - этим все сказано. В тушенке нет волокон – скорее фарш, который при нагревании бесследно растворяется в крупе)) Погода с утра переменная – то солнце жарит, то вдруг дождь начнет накрапывать. Успокаиваю Олю и Юру – скорее всего будет хорошая погода в первой половине дня, а во второй мы уже заселимся в жилье в Домбае. Умер мой фотоаппарат, отказывается открываться объектив – прячу его подальше, теперь все фото будут делаться на фотоаппарат Оли.
Вода в речке возле стоянки мутноватая, но посуду помыть и самим умыться – самое то.

Пришли любопытные коровы – одна чуть не съела мое полотенце, отгоняю наших «друзей».
8.45 0 км. 985 м. Выдвигаемся. Переходим вчерашний небольшой брод через ручей, чтобы выбраться на трассу – с одной стороны неудобно, а с другой именно этот брод обеспечил нам приватность стоянки – никто не приехал с музычкой на джипе.
10.01 14.3 км 1148 м. Едем с небольшим подъемом по идеальному асфальту. Сильный ветер в спину – едется легко. Погода солнечная
10.19 16.6 км 1194 м. Купили кусочек сот за 150 р. Делим на троих тут же съедаем – неплох высокогорный мед.
10.45 24 км 1301 м На дороге пасутся кони и коровы. Приходится притормаживать, объезжая. Впереди показались верхушки гор и ледники Домбая.

11.51 27.8 км. 1349 м. Затариваемся в Теберде продуктами на 3 дня жизни в Домбае – нет точных данных, будет ли магазин на месте, решили не рисковать. Покупаю себе местную симку, т.к. деньги с купленной в Пятигорске стали очень быстро таять после въезда в другой регион. Продавщица в магазине от руки заполняет паспортные данные и вручает сим-карту. Покупаю магнитик за 20 рублей с изображением Суфруджинских водопадов, кто знал, что в Домбае такие же будут по 15 р.))) Устраиваем перекус в тени магазина.
12.26 35, 3 км 1377м. Проехали открытый шлагбаум Тебердинского заповедника.

Пересекли р. Шумка.

Влево указатель на водопад Шумка, посовещавшись, решили не тратить время – водопады еще увидим, и поименитее. Навстречу проезжают вело спортсмены на брендовых хороших велосипедах, каждый поднимает руку в приветствии.
12.43 38 км 1365 м. Муруджу – самая красивая горная река в моей жизни. Возле реки прохладно, вода кристально-чистая, наполняю тару, пью вдоволь – ничего нет вкуснее!

Если подняться вдоль реки по тропе можно выйти к Муруджинским озерам. Если еще немного подняться от озер, можно попасть в долину реки Даут, Вдоль долины можно спуститься в Карачаевск - об этом позже на спуске с перевала Мухинского поведал местный активист-спортсмен, которого встретили. Вот и план на будущие походы))
13.18 45, 3 км 1466 м. Влево уходит дорога на Северный Приют. 17 км асфальта, дальше дорога засыпана, но если продраться можно перевалить в Абхазию – об этом рассказал владелец Пятигорской турфирмы в поезде.
Впереди захватывающие виды Домбайских пиков.

13.46 50.5 км 1571 м. Любуемся ручьями и водопадами на склонах гор справа. Крутой подъемчик. Даже на 1-1 с «правильными» звездами едется очень тяжело.
15.11 54 км1620 м. Добрались до Домбая. В точке, торгующей квасом, подсказали, что дешевле всего будет снять квартиру – надо проехать почти в конец поселка. Далее по ходу спросили у уличной торговки где тут можно снять квартиру – она сразу же набрала номер телефона и указала куда ехать – там нас встретят. Встретила пожилая женщина – карачаевка – сразу же повела в двухкомнатную квартиру сына – приличная квартира – натяжные потолки, вода горячая есть, также есть плита и посуда, все комнаты устланы коврами – самое то, чтобы остановиться. Хотела сначала 1500 за сутки, сторговались на 1200 р., в итоге за троих отдали 3500 за 3 дня – довольно дешево для курортного места (хоть сейчас и не сезон).
Вечером вышли на прогулку по Домбаю, в радиалки мы уже ни в какие не успевали, поэтому решили прокатиться на подъемнике.

Пришли к кассе к 5 вечера, а билеты уже не продают, хоть и написано, что работают кассы до 18.00 в выходные – как раз была суббота – людей мало и просто так гонять подъемник не хотят. Вообще, удовольствие не из дешевых – 900 р. за три этапа подъема на гору Мусат Чери (3012 м), есть несколько видов подъемников и все они стартуют из разных мест. но мы то хотели на самом новеньком проехаться. В общем, решили, что поднимемся, если останется время после радиалок. Неспешно прошлись по Домбаю в сторону, откуда приехали, любуясь видами.

Наиболее центровое место – пешеходный подвесной мост через реку.

Зашел на рынок, насыщенный всевозможными сувенирами, но рука как-то не поднялась ничего купить (жадность?))). Купил подробную карту окрестностей.
За рынком непонятно что охраняет громадный пес с печальными глазами и на цепи. Юра сразу окрестил его белым медведем.

Рядом с мостом – советская заброшенная гостиница – наверное, одна из первых в этих местах. Ограждения из древесины почернели, в общем, впечатляюще и немного жутко.

Далее прошлись посмотреть на начало тропы на Суфруджинские водопады – как это выглядит, и надо ли покупать заранее билеты, если пойдем рано. Оказалось, начало тропы отделяет шлагбаум, лесник-карачаевец выдал нам формы для заполнения погранпропусков. Когда оказалось, что мы из Беларуси, лесник заохал и сказал, что иностранцам надо за 3 месяца подавать заявку в погранкомитет, что пропустить нас не сможет. Потом подумал и посоветовал нам без пропусков сходить – просто выйти пораньше, он будет спать и нас не заметит)). Расспросили про обстановку на других достопримечательностях – везде можно пройти по такой схеме. Пограничники появляются редко на погранзаставах, постоянно там никто не находится – приезжают на машинах, еще реже проверяют пропуска у туристов. Даже если и проверят, уверял лесник, никакого серьезного преступления не будет. Что ж, надеемся, что слова лесника правда, покупаем у него билеты – 100 рублей за проход по экотропе. Решаем, что раз нас тут уже знают, пойдем на водопады после обеда, а с утра двинем на Турье озеро.
Вернулись в квартиру, которая за счет просушиваемых вещей и велосипедов приобрела не очень жилой вид)).

Заснул очень быстро – тело соскучилось по мягкой постели)
ЧХВ 3 ч 08 мин
Средняя скорость в движении 17, 5 км/ч.
Максимальная скорость 52 км/ч.
Набор высоты 898 м.
Сброс высоты 269 м.

05.07. День 6.Трек
5.30 Завтрак, сборы.
6.40 0 км 1612 м. Выдвигаемся на ледник Алибек и Турье озеро. Решили доехать на велосипедах, докуда доедется, дальше сцепить их в лесочке и продолжить пешком – собственно, по плану челябинцев, которые здесь были в 2009 году и по планукоторых мы, собственно и движемся. Погода хорошая.
7.22 3.34 км 1765 м. Ехали по треку и заехали на частную собственность – чьи-то дачи, сторож выпроводил нас – оказалось вдоль забора дач идет нужная нам дорога. Промахнулись, с кем не бывает. Проехали домик лесника и шлагбаум. Никто не вышел к нам, мы сильно не расстроились).Слева шумит река, Дорога пока что хорошо проезжаема, даже не на самых низких передачах.
7.33 4.33 км 1846 м. Проехали указатель на кладбище альпинистов и въехали в альплагерь. Тут зоопарк – вольер с оленями.

8.14 6.03 км 1906 м. От альплагеря до погранзаставы рукой подать. Фотографируемся на фоне ледника и вершины Эрцог.

Прошли через пустующую погранзаставу, после нее тропинка через поле. Пересекли поле, тут начинается лесная труднопроходимая с велосипедами тропа. Пристегиваем велосипеды к дереву, ребята переобуваются из контактов в кроссовки. Подошли к реке Алибек. тут перекинуты 2 металлических мостика для туристов.

Нужное направление указывают маркеры оранжевого цвета на камнях.
8.30 6.64 км 2033 м. Пешком поднимаемся по каменистой тропе.

Вышел на обзорную площадку, жду ребят. Их все нет. Думаю, может что-то случилось, может пограничники развернули. Спускаюсь обратно к реке – никого нет, по пути смотрю, есть ли повороты, оказывается, есть и тоже помечены маркерами. Иду наверх. Выйдя к реке Джаловчатка с мутной водой вижу Олю и Юру на другом берегу. Хочу лезть через ушедший в воду мостик.

Но ребята кричат, машут руками – оказывается. чуть дальше перекинуты доски. Перехожу по ним.

Радуемся встрече, оказывается и на экотропе можно потеряться. Впредь стараемся идти в зоне видимости.
Открылся красивый вид на ледник.
9.40 9.35 км 2172 м. Пробрались по морене. Вот и Турье озеро.

Озеро ярко-голубого даже бирюзового цвета. Вода вытекает из под снежного языка, наполняя озеро. Из озера поток вытекает под мореной и вливается в реку Джаловчатка.
Хотели обогнуть озеро справа, но тропинка уперлась в крутой прижим.
Прошли к снежнику по морене, обогнув озеро слева. Пью ледяную воду из потока, набираю впрок. И тут приходит мысль – а не искупаться ли? Почему бы и нет!

Мышцы сводит от низкой температуры. Окунаюсь на пару секунд – и срочно вылазить. Непередаваемые ощущения - все тело как будто-бы пронзают множество иголок. Освежает иногда в зной холодная вода)
9.53 9.71 км 2242 м. Оля и Юра остались внизу, а мне захотелось подняться по снежнику – посмотреть что там интересного. Беру фотоаппарат и полез. Снег рыхлый, практически не скользит. Справа открылись ручьи-водопадики. Вид на озеро

Слева, выйдя на гребень, поросший рододенронами, цветущими белыми цветами, увидел как на ладони ледник Алибек.

Начал возвращаться по гребню. Левая долина со снежником отдает морозной свежестью, справа парит как в бане. На гребне очень чувствуется разница в климате.
Турье озеро полностью не видно, зато вид в его сторону с гребня очень впечатляет.

11.03 12.9 км 1906 м. Возвращаемся. Мимо прошла группа детей в шлемах и с палками в предводительстве взрослого. На тропе встретились двое пограничников с автоматами, документов не спросили – прекрасно! Отстегнув велосипеды, опускаю седло – так меньше шансов сделать оверруль. Договариваемся с ребятами, что встретимся уже дома – каждый будет ехать с той скоростью, с какой хочет, и не надо будет ждать. Спускаюсь, на адреналине пролетаю мимо раскрывшего рот лесника, поздоровавшись.
11.30 18.4 км 1620 м. Приезжаю домой, принимаю душ, пообедал купленными в магазине булочками и молоком. Оли и Юры все нет, начинаю беспокоиться – и тут они тоже приезжают. Доехали с приключениями – во-первых, заехали на кладбище альпинистов, по рассказам я так понял, довольно интересное место - тут похоронены горнолыжники, туристы, альпинисты, погибшие в округе, ну что ж, я совсем и забыл на спуске туда заехать – пролетел указатель), во-вторых злобный лесник стал спрашивать, какого лешего они без билета прошмыгнули, надо было сказать, что все билеты у меня (а у меня действительно 3 билетика в кармане было). но, видимо, забыли об этом, осталось только выслушать нотации и уехать. Лучше уж так, чем если бы не пустили на тропу.
13.40 18, 4 км 1620 м. Выдвигаемся в радиалку на Суфруджинские водопады – в этот раз пешком.
14.00 19.7 км 1682 м. Возле шлагбаума сидят какие-то другие лесники, чем вчера, не верят, что билеты у нас куплены тут вчера заранее. Требуют, чтобы опять оплатили, После недолгих боданий пропускают, но только до Чертовой мельницы. Ну что ж, идем до Чертовой мельницы, а там посмотрим.
14.32 20.7 км 1800 м. Проходим брод через ручей, впадающий в реку Амнауз, вытекающую из под снежника.

Это северная сторона Главного Кавказского Хребта, поэтому снежники появляются уже на высоте 1800 м.
Прошли по каменистой тропе и вышли к указателю на Чертову мельницу. Спустились немного влево и вышли на площадку, с которой открывается вид на водопад.

Сначала подумал: водопад как водопад, но потом оказалось, что ниже есть еще одна площадка. Если перегнуться, угхватившись за березу можно увидеть ту самую чертову мельницу – воду закручивает в воронку прежде чем она уходит вниз.

Впечатляюще, дух захватывает от высоты.
14.41 21 км 1824 м. Вернулись к указателю, пошли дальше по тропе к Суфруджинским водопадам.
14.52 21.4 км 1889 м. Вышли к снежнику, посередине которого довольно бурная река – левый приток Амнауза. Дальше непонятно куда идти, трек идет прямо по снежнику Впереди видны водопады.

Оля и Юра не хотят идти дальше, решают возвращаться. Я же не хочу отступаться. Ребята отдают фотоаппарат, договариваемся встретиться уже дома. Поднялся вдоль снежника к месту, где он более менее узок – под ним река течет, боюсь провалиться, но перешел без приключений. Снег рыхлый как и на Турьем озере. Оглядываюсь – открылся вид на домбайские отели.

Немного поплутал по моренам, кое-где появлялась разметка на камнях, потом точно так же резко пропадала. Закрадываются подозрения. что туристов водят только к той точке, где расстался с Олей и Юрой. В итоге вышел к водопадам. Очень красиво

15.56 23.5 км 2036 м. Подошел насколько можно близко ко второму водопаду – заодно принял холодный душ, вода распыляется очень сильно, мощный водопад оглушительно ревет.

16.42 25.1 км 1868 м. Вернулся к снежнику. Пробовал перейти речку в брод – но не получилось найти подходящего места – поток слишком бурный. Пришлось снова подняться вдоль снежника и перейти по снегу.
17.37 27.7 км 1612 м. Вернулся на базу. Очень устал. Сходил в кафе «Эрцог» напротив – хозяйка кафе и магазина (и нашей квартиры заодно), сказала, что кафе фактически не работает, но что к 7 вечера испечет хычинов, заказываю себе 2 штуки.
Решили сходить в кафе поужинать – надоела тушенка, хочу супа. Ребята хотят шашлыка. Поужинали недалеко от нашей квартиры – за супчик лагман из баранины отдал 270 р. – дороговато, но мяса в нем было много. Оля и Юра взяли шашлыка. В кафешке словили интернет, оказалось погода ждет в следующие дни удручающая – ливневые дожди с грозами. Прогнозам не суждено было сбыться, но мы этого не знали, и расстроились.
Вернувшись в 7 вечера, зашел в кафе за хычинами, оказалось еще не готовы, забрал только через полчаса. Хычины оказались со свекольной ботвой – на самом деле вкусно очень, особенно с любимым напитком.

Набор высоты за день 1690 м.

06.07. День 7.Трек
06.00 Завтрак, сборы.
7.00 0 км 1612 м. Выдвигаемся к Чучхурскому водопаду и перевалу. Ночью была гроза, сейчас дождя нет, но облачно.
9.53 7.71 км 1881 м.
Дошли до домика лесника с традиционным шлагбаумом, никто нас не остановил, поэтому идем дальше. Разговорились и повернули не туда – крутой подъемчик, оказалось, ведет на гору Мусат Чери. Спускаемся обратно. Облака постепенно рассеиваются, проглядывает солнце

Прошли погранзаставу – тоже никого нет. Переходим несколько ручьев вброд. Дорога закончилась недалеко от слияния рек Чучхур и Северный Птыш (образуют при слиянии реку Домбай-Ульген). В принципе этот участок дороги хорошо проезжаем от Домбая – при помощи велосипедов можно прилично сэкономить время.
Началась тропинка через высокую траву, покрытую росой, моментально вся одежда становится мокрой, ботинки хлюпают.

Выходим на площадку с видом на падающую воду реки Чучхур, водопад выше по течению.

Вода чистая и холодная – набираю в бутылочку, пью.
9.42 10.2 км 2072 м. По крутой тропе вдоль реки поднялись к водопаду – его особо не видно за деревьями, чтобы его увидеть, нужно пробираться к самому краю обрыва. Страшно. Чувствуется мощь падающей воды

10.05 10.7 км 2254 м. Тропа идет выше через криволесье и выводит в итоге на альпийский луг. Распогодилось.

10.20 11.2 км 2311 м. Тропа закончилась, идем просто по луговой растительности, которая иногда достигает высоты по пояс.
10.30 11.5 2352 м. Идем по левому склону, уклон увеличился, идти довольно тяжело.

10.47 11.9 км 2377 м. Очень густая трава по колено. Временами попадаются желтые ирисы.
11.02 12.1 км 2390 м. Началась морена с крупными глыбами, идти проще, чем по траве.

11.27 12.9 км 2493 м. Идем по морене, плавно переходящую в гребень, поросший травой. Пересекаем множество ручейков.

Видна перевальная точка. Справа сияет синевой ледник. У подножия ледника озерце, из которого вытекает р. Чучхур.

Облачно, временами светит солнце.
11.54 13.5 км 2581 м. Идем по гребню. Состав растительности изменился – теперь тут лишайники, колокольчики, белые рододендроны, какие-то красивые синие цветы, идти легко и приятно.

12.19 14.8 км 2702 м. Вот и перевал Чучхур. Последний отрезок подъема очень опасный – большой уклон и сыпучая порода - сланец. Пытаешься упереть ногу в склон, а он осыпается, как глубоко не вбивай носок ботинка. Возможно виной тому еще и дождь – склон довольно влажный.

С перевала открывается вид на красивую долину. Правее в 2 км от перевала уже Абхазия. Фотографирую на телефон, фотоаппарат взять не догадался – Оля и Юра решили подождать внизу.

Вид в сторону Абхазии - она за хребтом.

12.37 15.2 км 2630 м. Спустился к ребятам. Во время спуска тормозил локтем на одном особо скользком участке и острыми камнями поранил предплечье - царапины довольно глубокие. Спуск в основном проходил на пятой точке и оказался гораздо опаснее подъема.
14.35 19.1 км. Снова на площадке с видом на водопад. Встретили группу туристов, пока ждал спускающихся Олю и Юру, разговорились – оказалось, приехали из Москвы на поезде, а до Домбая на трансфере. Сказали, что к Чучхурскому перевалу даже с погранпропусками нельзя ходить. Значит нам повезло))
16.50 28 км Вернулись на базу. Зашли в Эрцог – заказал 2 порции хычинов по 100 рублей с начинкой из картошки на этот раз тоже к 7 вечера пообещали приготовить и порцию мант за 250 рублей, которые приготовились через 20 минут – очень приличная порция и вкусно по-домашнему. Сделал раскладку еды на следующие 2.5 дня автономки, оказалось, крупы хватает, остается докупить всего 2 банки тушенки. Иду в магазин напротив – женщина продала какую-то супер-тушенку, в которой по ее уверениям есть волокна мяса, но дороговато – 125 рублей против 60 за предыдущий вариант. Смотрю на состав – все те же 58 % мяса и жира, будем надеяться, хоть волокна там будут)).
Набор высоты за день 1476 м.

07.07. День 8.Трек
6.00 Завтрак, сборы. Сегодня по плану сходить в радиалку на Бадукские озера на полпути из Домбая в Теберду, затем подняться как можно выше к перевалу Мухинскому.
Долго искал мусорку – оказалась спрятана за домом, мусор можно выкидывать только жильцам. Зашел в магазин Эрцог поблагодарить хозяйку, оставить ключ от квартиры. Беру контакты на будущее.
8.30 0 км 1612 м. Выдвигаемся. На выезде Оля и Юра остановились отдать косточки грустному белому медведю (собака встреченная нами в первый день пребывания в Домбае). Сразу же начался скоростной спуск – оказался самым последним, притормаживаю, чтобы не въехать в Олю, на прямом участке смотрю, чтобы не было машин, отпускаю тормоза и вмиг набираю скорость, обгоняю Олю, Юра улетел далеко вперед. Смотрю на скорость – 62.2 км/ч – наверное, мой рекорд. У Юры максимальная была 65, притом, что тоже притормаживал – вот это спуск! Ветер в лицо, глаза слезятся от скорости.
9.13 13.8 км 1425 м. На съезде к началу экотропы на Бадукские озера напугал какую-то молодежную группу – девочки отчаянно завизжали, когда услышали визг моих тормозов. Перешли по подвесному мосту через реку Теберду.

Хитро придумано – калитка моста запирается в нерабочие часы и никак не попадешь на экотропу раньше 9 утра, зайцем не проскочишь)).Выход на тропу разрешен до 13.00 – так что повезло нам, что вовремя приехали. Чистая вода реки Бадук впадает в грязную Теберду – видна граница раздела зон влияния рек.

Заплатили по 300 рублей с носа, за это получили туристический буклет. Оставляем велосипеды за домиком лесника на той стороне реки. Выдвигаемся вверх по тропе.
9.42 15.5 км 1674 м.
Обогнали 2 взрослых и тех самых детей. Мост через реку Бадук у ее слияния с рекой Хаджибей.

В буклете написана легенда о влюбленных, которых привязали к двум вершинам, чтобы разлучить, в общем, они плакали и слезы превратились в реки, которые потом все равно объединяются.
9.52 15.8 км 1755 м. Идем круто вверх. Вышли к беседке, отдыхаем.
10.18 16.9 км 1948 м. Поднялись через пихтовник, потом через криволесье, затем прошли немного по морене и вот оно - озеро №1.

10.37 17.7 км 1974 м. Прошли еще немного по морене, и вот озеро №2 перед нами.

Тут беседка и хороший спуск к воде.
10.55 18 км 2000 м. Озеро №3 – самое большое. Особо не впечатлило – место, откуда вода уходит в озеро №2 завалено бревнами. Вообще, по сравнению с Турьим озером Бадукские озера не очень понравились, зато путь к ним довольно интересный – крутая тропа, через красивый лес.

Возвращаемся обратно. Возле озера №1 встретили туристов, которых обогнали вначале, говорят, что на озере №3 есть настоящий пляж с песочком – что ж, значит нам не повезло, возвращаться проверять не охота.
12.24 21.9 км 1425 м. Спустились. Ланч в беседке возле домика лесника. Греем кипяток, разводим кашу. Много комаров. Шум реки Бадук усыпляет. Лесник обещал нам 5-7 часов трекинга, нам же удалось пройти за 3 часа маршрут – сказываются предыдущие ежедневные тренировки?)))
13.30 Выезжаем со стоянки.
14.20 1346 м 34.9 м. Спустились в Теберду. В магазине попросили набрать воды, оказалось бежит ржавая. Посоветовали пить прямо из реки Муху – отлично, вдоль нее мы сейчас и будем подниматься. Пью «Грушу», выдвигаемся. Сворачиваем с асфальта налево на гравейку.
14.38 36.4 км 1457 м. Проехали информационную табличку о том, что въезжаем в Тебердинский заповедник – въезд с разрешения администрации, сбор трав запрещен и т.д. По бокам от дороги попадаются коровы – значит им сбор трав разрешен?))
14.48 37.4 1532 м. Переехали на левый берег реки Муху. Дальше участок дороги в виде ручья на всю ширину.
14.55 37.8 км 1570 м. Начался участок крутого серпантина – ведем велосипеды в руках.
15.18 39 км 1720 м. Серпантин закончился. Дальше немного можно проехать и на велосипеде.

15.33 39.6 км 1802 м. Дорога с большим уклоном вверх. Толкаем велосипеды. Небо нахмурилось. Похолодало.
15.45 40.2 км 1861 м. Слева пасутся коровы. Красивый вид на долину р. Азгек (правый приток Муху).

16.13 41.2 км 1964 м. Подъехал УАЗик, сначала к ребятам, потом ко мне (шел немного впереди): «Ну что, начальник, грузимся?» - карачаевец-водитель предлагает подвезти хоть к самому перевалу – отказываюсь – говорю, не спортивно это. Спросил, куда он едет – сказал в один из кошей. Прощаемся.
16.24 41.7 2026 м. Переезжаем ручей. Впереди пастух с отарой овечек. 16.42 42.8 км 2118 м. Пастух оказался 16-летним пареньком-карачаевцем. Родители его сейчас в коше (виден чуть впереди). У его семьи 750 овечек, учится в Теберде в школе, на летних каникулах помогает.
17.30 43.01 км 2161 м. Нашли ровную площадку на берегу Муху.

Река стала гораздо уже. Справа на склоне пасутся овцы.

Становимся слева от дороги. Направление не самое популярное, надеемся, что никто нас не потревожит.

Начал накрапывать дождь. Помылись в ледяной воде, поужинали – осталось еще много свободного времени до сна. Дождь то временами стихает, то снова накрапывает, облака спустились на соседние вершины. Расходимся по палаткам.
ЧХВ 5 ч 42 мин
Средняя скорость в движении 7, 5 км/ч.
Максимальная скорость 62, 2 км/ч.
Набор высоты 1737 м.
Сброс высоты 1168 м.

08.07. День 9.Трек
6.30 Завтрак, сборы. Ночь была прохладная. Шум реки приятен и не мешал спать (в отличие, от бурной реки Худес в 4 день похода). Сутра роса и много конденсата в палатке. На вид ровная площадка оказалась с уклоном, пришлось спать по диагонали, чтобы не скатываться)). Утреннее солнце быстро высушило палатку и сырые вещи.
8.40 0 км 2161 м. Выдвигаемся в сторону перевала.
9.02 385 м 2202 м. Брод через р. Муху на правый берег. Пришлось разуться.

9.18 900 м 2265 м. Брод на левый берег р. Муху, через 20 метров брод через левый приток Муху.
9.31 1.34 км 2313 м. Снова брод на правый берег Муху.
9.43 1.69 км 2375 м. Проехали кош слева. Дорога ухудшилась. Справа склон с осыпями, слышно падение отдельных камней. На склоне пасутся лошади.

9.55 2.02 км 2410 м. На склоне впереди справа пасутся овечки. Перевальное седло было бы видно, если бы не осевшее на него облако. Зато виден тракторный след, по которому нам подниматься. Внизу стоит какая-то строительная техника.

10.02 2.33 км 2415 м. Последний брод на левый берег р. Муху, его проехали уже не разуваясь. На левом берегу стоит полусгнивший маз, впереди какой-то мостовой кран и пасутся овечки.

10.23 2.84 км 2514 м. Очень круто вверх по тракторному следу. Входим в облака. Похолодало. Овечки на склоне слева напоминают какаую-то 8-битную игру из детства.

10.50 3.23 км 2618 м. Открылся красивый вид на долину реки Муху. Если бы не облака, может, увидели бы Теберду. Помог Оле вытолкать велосипед – уклон не менее 30%. Сбил дыхание, помогать Юре уже идет Оля.

11.13 3.46 км 2635 м. Набрали воды в ручье, оказалось нужно было идти по распаханному следу левее. Ну тут уже траверсом несложно будет пробраться – всего надо пройти 80 метров. По пути набираем воды в роднике. Снова альпийские луга.

11.31 3.92 км 2706 м. По бокам от следа начал попадаться чабрец – собираю его в пакетик – привезу жене, как сувенир)). Да и в походе можно побаловаться травяным чайком.

11.46 4.23 км 2743 м. Вот и перевальная точка.

В открывшейся перед нами долине реки Марка погода получше, чем в долине Муху – светит солнце. Тем веселее будет спускаться.
12.31 4.98 км 2743 м. Дороги как таковой нет. Спускаемся по конной тропе.

Непонятно для чего к перевалу проложен тракторный след – спуск очень крутой и по осыпи – ни один трактор не проедет. Встретил рыбака – не карачаевец, похоже русский. Сутра вышел из Теберды, успел наловить форели в реке Марка и возвращается назад. Форельки оказались небольшие – с ладошку размером. Рассказал немного о способах ловли, а также, что любит сюда на даунхильном велосипеде сгонять. Подъем тяжелый, зато спуски все проезжаемы. Подтрунивает нас – чего катите в руках, надо ехать. Также поговорили об интересностях в округе. Оказалось, можно на Муруджинские озера подняться, потом еще выше перевалить через хребет и спуститься вдоль реки Даут к самому Карачаевску – интересный маршрут, беру на заметку. Конная тропа уходит вниз к броду через реку.

12.55 5.75 км 2378 м. Довольно непростой брод – выше, чем по колено – через реку Малая Марка.
13.37 6.98 км 2303 м. Начался дождь. Въезжаем в сосновый лес и сразу же делаем привал на обед.
14.33 7.62 км 2162 м. Крутой спуск по тропе сквозь сосны. Иногда удается немного подъехать.
14.57 8.30 км 2090 м. Выехали к реке Большая Марка.

Вода очень большая, брод маловероятен.

Но тут смотрю, по треку нам пока что и не надо через нее переправляться.
15.06 8.47 2081. Прошли по тропе вдоль реки Б.Марка к месту впадения в нее рекм М. Марка и поднявшись чуть выше по течению переходим меньшую реку вброд.

16.20 12.0 км 2048 м. Проехали связанные бревна, перекинутые через реку Большая Марка. Немного впереди кош. По описаниям челябинцев, по треку которых идем, дальше впереди должен быть полноценный мост через 800 метров. Идем дальше по правому берегу. Прошли с километр – никакого моста нет, думаю, может не дошли до него, а может пропустили (шли по высокому берегу, за поросшим деревьями склоном могли не заметить). Оля и Юра остаются с велосипедами, я же иду на разведку, сначала вниз по течению, затем вверх. Никакого моста нет, возвращаемся к бревнам.

Возле моста прямо в реке прохлаждается корова.

16.45 13 км 2045 м. Начался довольно сильный дождь. Тропа идет вверх с небольшим уклоном, но ехать опасно, справа крутой склон, на скользкой тропе можно быстро улететь.

17.28 14.7 км 1916 м. Дождь немного стих. Идем по каменистой тропе пешком, уклон наконец-то вниз, но идти от этого не легче. Челябинцы писали, что половину пути ехали на этом участке, не представляю, как это может быть правдой. Пару раз цапанул по камням большой звездой.

17.40 15.1 км 1846 м. Начался резкий спуск к реке.
18.03 15.9 км 1737 м. Мост на правый берег реки Большая Марка.

18.30 16.5 км 1686 м. По тропе вышли к мосту на левый берег реки, через некоторое время опять мост на правый берег. Снова начался дождь.
18.47 17.3 км 1618 м. Налево брод с наземной дорогой. От брода начинается автомобильная колея.
18.55 18 км 1585 м. Поселок Красный Карачай у места впадения Большой Марки в Аксаут. Вид у домов не жилой. Но посреди поселка встретил группу мужиков-карачаевцев. Облепили велосипед, очень понравился им мой навигатор)). Оказалось, здесь живут одни пастухи (я так понял, временно во время сезона), а так в поселке ничего больше интересного нет.
19.12 19, 2 км 1535 м. Встаем на ночь на берегу реки Аксаут левее дороги. Дорога идет выше и лагерь с нее не видно. Вернулся на 500 метров назад на велосипеде, чтобы набрать воды на ужин-завтрак из ручья, который проезжали – в реке вода мутная. Нашел место на берегу с мелким песочком - принимаю водные процедуры, стираю. Все это время дождь то начинается, то стихает. Готовим ужин, расползаемся по палаткам. Сегодня был непростой день – практически бездорожный, спуски оказались не легче подъемов.
ЧХВ 5 ч 33 мин
Средняя скорость в движении 3, 6 км/ч.
Максимальная скорость 30, 5 км/ч.
Набор высоты 728 м.
Сброс высоты 1376 м.

08.07. День 10.Трек
6.30 Завтрак, сборы. Ночь была холодная и звездная. Луна вообще светила как уличный фонарь. Сутра солнце, но вдруг затянуло перед выездом, начал накрапывать дождь.
8.55 0 км 1535м. Выдвигаемся. Дождь закончился.
9.42 5.73 км 1437 м. Едем по разбитой гравейке с лужами. Справа на склонах пасутся табуны. Раз спугнул небольшой табунчик, лошади бежали где-то метров 500 рядом со мной – красивая порода.

10.09 10.4 км 1376 м. Светит солнце. Покрытие чуть улучшилось, уже можно и припустить на спусках! Переехали на левый берег Аксаута.

10.26 13 км 1312 м. Проехали капличку, наверху на горе возвышается крест, от каплицы на верх идет лестница. Через 200 метров мост, слышу странный звук, заднее колесо блокировано – на баулах сзади сушил свои постиранные штаны, на ухабах они вылезли из под резинок-стяжек и одна колошина намоталась на тормозной ротор. Переворачиваю велосипед, Юра тянет штаны, вращаю колесо в противоходную сторону – удалось вытащить без проблем, только выглядят штаны пожеванными, пару мелких дырочек тоже появилось. С тормозами все окей. Прячу штаны в баулы.

10.37 15.2 км 1274 м. Информационный плакат рассказал нам о том, что мы только что выехали с территории Марухского заказника – как всегда все с разрешения и все запрещено - я так понимаю, все эти запреты и границы в России условные – особо никто не следит за соблюдением правил. Въехали в бывший пионерлагерь. Теперь тут база отдыха и кафе с магазином. Магазин работает только по выходным (сейчас четверг), поэтому едем дальше.
11.14 Юра потерял ботинок, который сушил на велоштанах и отправился на его поиски. Пока ждали, съел кашу минутку разведенную в холодной воде – тоже нормальная еда, тем более закончились все остальные быстрые углеводы. Отправляю СМС – до этого были без связи 2 дня с тех пор, как покинули Теберду. Минут через 20 вернулся Юра с ботинком.
12.00 24.8 км 1130 м. Въехали в село Хасаут-Греческое.

Остановка возле магазина. Купил два пирожных и сладостей впрок. уже доедал первое, когда внимательная Оля углядела в своих нетронутых кусках плесень. Становится немножко дурно, на втором моем куске тоже зияет плесень. Возвращаем продавщице, которая с невозмутимым видом посетовала на жару, на стрелочных весах взвесила то, что осталось от моих пирожных, на деревянных счетах посчитала и выдала денег за несъеденное – хоть и на том спасибо)) Оле тоже вернули деньги. Надо быть аккуратнее в этих сельских магазинах в следующий раз.
12.18 43 км 908 м. Сразу за селом начался отменный асфальт (хотя выбоины тоже попадались).

Юра и Оля припустили – видно, соскучились по хорошей дороге, еле поспеваю за ними сижу на колесе – и так до станицы Кардоникской. Средняя на этом участке не ниже 35 км/ч. Температура воздуха поднялась – тут уже почти равнина – жарко и влажно.

В станице Кардоникской устраиваем перекус возле магазина, заодно общаюсь с таксистами, возле которых встали в теньке. Один таксист-карачаевец шутит: «А ты чего один», говорю, жена с ребенком дома остались, а он – надо с любовницами ездить. Вот такой горячий народ).
14.00 54 км 940 м. Проехали по загруженной трассе до Зеленчукской. Тут закупаем продукты на ужин-завтрак. Пью «Грушу», снова подошел любопытный таксист. Расспросил о планах, когда узнал, что едем в сторону Невинномысска, посоветовал ехать не короткой дорогой напрямую – там разбитая гравейка и городская свалка, а поехать кружным путем по трассе – разница в 3-4 км, зато по хорошей дороге. На выезде посоветовался с ребятами – едем по трассе на Майкоп до нужного поворота.
14.48 64.5 км 891 м Доехали до нужного нам поворота
15.30 78.2 км 792 м. Очень жарко. Едем по незагруженной машинами дороге – хорошо, если раз в 5 минут кто-нибудь обгонит – красота! Вспоминаю прошлый год, как мы ехали через Черкесск в Невинномысск по федеральной трассе – там 3 фуры в минуту, бывает, тебя обгоняют, еще и сигналят изо всех сил. В одном из аулов останавливаемся возле магазина. Пью «Грушу» - она оказалась не карачаевская – без лисички – совсем не тот вкус.

17.10 104 км 615 м. Заехали в магазин в станице Исправной. Справа от магазина остановка, сидим в теньке, я пью правильную «Грушу». Оля и Юра едят мороженое. На остановке сидит женщина и продает малину, вишни и картошку. Спросил, не продаст ли нам килограмма полтора картошки к ужину, сказала, что только ведрами продает, целое ведро нам не надо. Разговорились, оказалось, что в станице живут русские, черкесов увидим в следующих поселениях-аулах. У них в станице был раньше колхоз, а теперь люди, у кого руки из правильного места растут и голова на плечах, занимаются фермерским хозяйством – действительно, проезжали много засеянных полей. Остальные пьянствуют. У женщины интересный выговор – спрашиваю, не украинка ли она, смеется, говорит, нет, тут все так говорят. Женщина вспомнила, что у нее осталось немного намытой картошки, уходит и через пару минут возвращается с нужным нам количеством корнеплодов. Хочу расплатиться, но она отказывается – говорит, помолитесь за моих родных, денег не надо. Благодарим от всей души, выдвигаемся дальше.
17.52 112 км 546 м. Пробовали съехать влево к реке Большой Зеленчук за одним из аулов, но уткнулись в свалку с ужасным запахом разложения – вот такое отношение у черкесов к природе. Вторая попытка чуть ниже по течению оказалась удачная - встаем на ровном берегу с невысокой травой. Жарко, ставлю палатку и сразу же иду купаться - вода теплая, замечательно!
Поужинав, заварили травяного чая из собранного мною на перевале чабреца.

Оля и Юра пробуют из любопытства, мне же пить такой чай не в первой – вкусно и ароматно, черный чай и кофе уже надоели. Вечер выдался очень теплый, обошлось без дождя.
ЧХВ 5 ч 51 мин
Средняя скорость в движении 19, 2 км/ч.
Максимальная скорость 49, 4 км/ч.
Набор высоты 363 м.
Сброс высоты 1334 м.

Korvinov
Автор

09.07. День 11.Трек
6.00 Сегодня по плану всего около 40 км до Невинномысска. Планировали подъем на 8 утра, но проснулся от духоты, ночь была очень теплая и звездная. Иду купаюсь, потом читаю на берегу. Вскоре и Юра с Олей вылезли – причина аналогичная моей. Не спеша завтракаем, собираем вещи, снова купаемся. Когда дело дошло до разборки палаток, нахмурилось – решили подождать и не зря – вскоре пошел дождь, а потом и вовсе ливень с грозой. Пережидаем в палатках. Вскоре дождь закончился, снова солнце, даем палаткам время просушиться.
12.00 0 км 546 м. Выдвигаемся.
12.50 16.8 км 464 м. За час нас обогнало всего 3 машины. Вскоре понимаем в чем дело – впереди оползень.

Пробираемся через вязкую породу. Экскаваторщики смеются с нас

13.09 18 км 470 м. Въехали в аул Спарта. Юра на радостях аж взлетел на хлипенький указатель)).

В селе, спросили у местных можно ли набрать воды, оказалось, что водопровод не работает, но вода есть в бассейне. Иду с молодым черкесом набирать воду в бассейне, Юра и Оля не решились, а зря – бассейном оказался самый обыкновенный колодец с холодной и вкусной водой.
19.58 59.6 км 337 м. Вот и приехали на вокзал Невинномысска. Дорога от Спарты шла в основном по асфальту, был небольшой участок гравейки вдоль птицефабрики, со стороны которой неприятно пахло. По пути купили 2 кг белого налива. Въезд в город неприятный – очень много машин, практически нет обочины. В городе порасспросили местных и нашли пляж, где приняли водные процедуры в реке Кубань – вода очень теплая, много детворы и молодежи – можно попрыгать с пирса, чем я и занялся. По пути на пляж нас тормознула свадьба – просят велосипед для фото – не отказываю, жених держит за руль, невеста, пытается залезть на багажник – вот так фото!)). С пляжа заехали в пиццерию с открытой площадкой, отметили завершение нашего путешествия.

Подводим итоги, вспоминаем, что больше всего понравилось. Для меня лучший день, когда пешком сходили к Чучхурскому перевалу – такой природы я еще не видел. Юре и Оле больше всего понравился солнечный день спуска к Царским воротам – действительно красивый день был – все время ехали с видом на Эльбрус. В одном все согласны - было здорово!

Выводы и рекомендации.
Всего было пройдено 533 км за 11 дней активного похода из них 472 км с велосипедами и на велосипедах (в зависимости от покрытия и уклона). 3 ночи ночевали в арендованной квартире в Домбае, 7 ночей провели в палатках.
Маршрут пролегал в основном по территории Карачаево-Черкессии, на выезде из Кисловодска немного захватили Кабардино-Балкарии.
Местное население очень дружелюбно относится к путешествующим, всегда предлагает помощь.
Для посещения Домбая белорусам желательно за 3 месяца послать заявку в погранкомитет, а потом забрать пропуска по пути на курорт. Но можно этого и не делать на свой страх и риск – проходить по схеме, по которой ходили мы (см. день 6, 7). Жилье в Домбае можно снять очень дешево, если воспользоваться частными арендодателями, продуктовые магазины тоже есть (цена на продукты даже ниже, чем в Теберде). Кафе довольно дорогие, но опять таки можно найти частников, которые готовят домашние блюда местной кухни за недорого (например, кафе Эрцог).
Исходя из прошлогоднего и нынешнего похода, сделал кое-какие выводы для себя на будущее:

  1. Очень пригодились легкие шлепанцы, взятые в этом году. Во-первых, в поезде очень удобно, во-вторых, на стоянках ноги отдыхают от велоботинок – каждый раз сразу же переобувался.
  2. Удобны контактные ботинки от shimano с подошвой vibram и с мембраной. Удобно как педалировать, так и пешком толкать велосипед по бездорожью, а также ходить в радиалки. Вполне достаточно 1 пары обуви в этом случае (не считая шлепанцев). В сочетании с бахилами ноги остаются сухими (вода с высокой травы заливается через верх ботинка).
  3. Немного переборщил с теплой одеждой, одну из флисок можно было не брать – но прошлый год был более холодный и непогожий – с утра один раз был иней (в этом году такого не было), так что, можно считать, перестраховался. Также хватило бы 1 веломайки – все равно стирал каждый вечер, а сутра сушил на себе.
  4. Вот чего не взял, так это кепку – а она ой как нужна была в радиалках, горное солнце очень злое. Также не помешает крем от загара – мы все трое сгорели. На 9-10 день руки покрылись волдырями, потом они полопались и кожа стала некрасиво облазить лохмотьями) – такого со мной еще ни разу не случалось(прошлый год был более пасмурный).
  5. В этом походе убедился, что нельзя доверять чужим трекам, найденным на просторах интернета, а также проложенным в гуглмапс по якобы существующим дорогам – фактически в тот день, когда заблудились, меня эта уверенность подвела. Лучше всего брать треки из отчетов, где есть детальное описание маршрута.
  6. Ехал на покрышках Shwalbe Smart Sam 26х2.25 – считаю, удачно угадал с давлением (ехал всю дорогу на давлении 4 атм - максимально допустимое для них), довольно уверенно чувствовал себя на бездорожье, на асфальте они вообще летят божественно. Заднюю покрышку поставил новую, т.к. был опыт расползания в условиях похода по корду (использовал тогда поезженную). Проколов и змеиных укусов не было.
  7. Особо никаких поломок не случилось за всю поездку. В начале по недосмотру сломал тормозную ручку, у Юры порвался тросик переднего переключателя (брал запасной на группу). Каждый день добавляли жидкой смазки в цепи, т.к. условия их эксплуатации были довольно влажные.
  8. С водой в горах особых проблем нет, через пару километров встречаются родники и ручьи (начиная с высоты 1800 м. Хоть, вода в некоторых из них с частицами – никаких негативных последствий на себе не ощутил. Также можно набирать воду в горных реках (если вода не мутная). Довольно полезный продукт, особенно на подъемах, - изотоник – здорово прибавляет сил (в этот раз взял с запасом – хватило практически до конца похода).
  9. Денег было потрачено 7000 рублей – на аренду жилья, перекусы, закупку продуктов, сим-карты. На общие закупки удобно собрать общак и тратить из него.
  10. Очень важно заранее делать раскладку продуктов – что на завтрак, что на ужин и из чьего баула достается еда. В этот раз (в отличие от прошлого года, когда в Беларусь привезли кучу недоеденных продуктов, купленных тут же перед поездкой), всего хватило четко, практически ничего не осталось. На троих, чтобы хорошо позавтракать/поужинать достаточно 2 литровой кастрюли и 400 грамм крупы + банка тушенки. Ели рис, гречку, макароны, пшено – старались чередовать.
  11. Удобно в условиях экономии воды мыть кастрюлю и тарелки при помощи туалетной бумаги – она хорошо впитывает жир, посуда становится практически чистая. Считаю этот способ экологичным, по сравнению с применением моющих средств (да и потом приходится эти средства не до конца отмытые потреблять с едой).
  12. Не хватало походного чайника – приходилось сначала мыть кастрюлю, и только потом ставить воду на огонь. По расходу газа – в этот раз взяли 2 баллона (450-граммовых) – первый закончился на 8-ой день (при том, что 3 дня питались на домбайском газу). Второй начали и не израсходовали до конца.
  13. На будущее думаю взять леску и крючки – попробовать половить форель на стоянках – рыбак на Мухинском перевале примерно объяснил как это делается (ловля ведется на шитиков, которые ловятся в той же реке).

Оказывается, Оля тоже отчет написала. Лаконичнее и немного более литературно :|)

Дальше попадаются скал, разделенные на булыжники правильной формы – видно, человек приложил к этому руку.

Природа тоже на это способна:)
Геология...

Спасибо, приятно вспомнить некоторые места.