Туризм и спорт в Беларуси. Свободный сайт для планирования событий спортивной и туристической тематики. Здесь те, кто гоняет во всю мощь.
Здесь будет не отчет о велопоходе, а просто описание наиболее интересных дней за две поездки на Кольский полуостров. Первая поездка состоялась в сентябре 2014 года и была скорее пробной вылазкой, вторая в сентябре-октябре 2015 года и уже более осмысленно. Поэтому, большинство отчетов будет с поездки 2015 года с добавлением фото 2014 года. Кроме покатушек, были и пешие вылазки в горы, а также комбинированные (сначала на байке, дальше пешком).
Почему именно осень. На мой взгляд, именно осенью на Кольском наиболее красиво – тундра расцветает яркими красками, множество ягод, грибов, почти нет комаров и очень мало туристов (лично я не люблю когда на каждой тур.стоянке сидит компания). Кроме того, привычная смена дня и ночи (летом жителю средней полосы очень трудно акклиматизироваться в условиях полярного дня). Есть возможность увидеть северное сияние, хоть и не так часто, как зимой, но бывает. В сентябре 2014 года я застал как раз золотую осень в Заполярье, а вот в 2015 году получилось выбраться на неделю позже и заканчивалась поездка уже настоящей зимой с мокрым снегом и нулевой температурой.
Немного о маршрутах. В 2014 году это были только Хибины. В 2015 я решил расширить географию поездок и всего было 3 ключевые точки: побережье Белого моря (г. Кандалакша), снова Хибины (г. Апатиты) и Мурманск – по несколько дней на каждой, итого 17 дней.
Состав участников: только я.
1. Колвица.
Дата: 21.09.2015
Краткий маршрут: База «Крестовая» - Лувеньга – Колвица – водопад «Черный падун» - обратно.
Километраж: 60 км.
Первая покатушка на Белом море, по красивейшей дороге Кандалакша – Умба. Покрытие в основном асфальт, иногда съезд в лес на грунтовки. Собственно, не обязательно ехать по асфальтовой трассе, параллельно автодороге внизу идет лесная дорожка вдоль самого берега, однако виды с асфальтовой трассы куда больше впечатляют.
База находится на высоте около 150 метров. По утрам частенько накрывает туманом, облака висят прямо над головой. Дальше дорога поднимается вверх до перевала и спускается опять почти до уровня моря.
На горизонте остался г. Кандалакша.
Спуск головокружительный – накатом легко разгоняешься до 60-70 км/ч, асфальт хороший.
Недалеко от перевала устроена смотровая площадка, очень многие проезжающие машины останавливаются пофоткаться. Виды действительно впечатляют (хотя и не так, как с вершины горы Крестовая или Волосяная).
Дальше дорога относительно равнинная, слева меняются горы.
Спускаюсь ненадолго с трассы к берегу моря. На берегу не так интересно – камни, водоросли.
Пытаюсь подъехать ближе к горе – подъезда нет, дорожка заканчивается дачными участками. Гора Куртяжная осталась позади.
После д. Лувеньга автомобильный трафик становится почти нулевой. Ехать одно удовольствие, хотя асфальт старый и разбитый.
Вскоре меня останавливает странный дед на «Аисте» и долго расспрашивает о моем путешествии – видимо, он решил, что я иностранный журналист (т.к. на мне была форма Discovery Channel). Дед рассказал, что делает тропу на гору Окатьева, а сам живет в лесу на другом берегу Колвицкой губы.
Еду дальше, снова спускаюсь к воде и на берегу Колвицкой губы делаю привал.
В д. Колвица окончательно распогодилось, потеплело градусов до 15. Тут река Колвица впадает в губу мощным потоком.
Деревня очень приятная, дворы ухожены, тишина, горы и море. Видно, что люди тут живут для души, или по крайней мере, приезжают. Колвица запомнилась мне как едва ли не самое уютное место из тех, где я побывал на Кольском. В общем, как говориться, highly recommended. :)
В деревне начинается экологическая тропа вверх по реке, которая приводит к водопаду Черный Падун.
Водопад неплохой, хотя по сравнению с хибинскими, все же не так впечатляет. ))
Пора возвращаться обратно. Напоследок полюбуемся еще раз на Белое море со смотровой площадки.
В аттаче трек этого дня.
Продолжение следует...
Спасибо. Прекрасные снимки, интересная тема.
Жду продолжения.
Да, Метрогном порадовал :|)
Еще бы рассказал про добиралово/ночевки и прочий быт, а ?
ЗЫ
Надеюсь, самоидетнификация завершена ? |-))
Да, Метрогном порадовал :|)
Еще бы рассказал про добиралово/ночевки и прочий бы, а ?
В конце напишу подробно, если вкратце - ночевки на базе горнолыжного центра "Гора Крестовая", добиралово стандартное - поезд СПб - Кандалакша
Фото впечатляют! Спасибо, ждем продолжения.
Качественные фотки! Чем снимал? Со штатива с длинной выдержкой и малой диафрагмой? Места супер.
Чета давно продолжения нет :)
Фотографии супер!
2. Гора Волосяная
Пеший маршрут. Километраж - 11 км и 9 км
Дата - 22.09.2015 и 24.09.2015
Гора Волосяная расположена в непосредственной близости от места ночевки, можно легко сходить пешком. На нее я поднимался дважды - в первый день было очень ветрено, а во второй все накрыло плотным туманом (облаком). Высота вершины - 475 метров.
Тропа на гору довольно очевидна и начинается левее дороги Кандалакша - Умба почти на перевале.
Вначале тропа идет через еловый лес, периодически на ней встречаются различные дропы и мостики - неплохо бы прокатиться, но сегодня у меня пеший день.
Как потом выяснится, таких дропов и т.п. сооружений в окрестностях Кандалакши построено довольно много - для любителей экстремального катания практически идеальные места.
Поднимаюсь дальше. За спиной видна гора Крестовая.
Постепенно лес заканчивается и начинается яркая тундровая растительность.
Стволы и ветки многих деревьев сломаны или растут в неправильном направлении - это результат сильных ветров, которые здесь бушуют.
По пути наверх встречается много мелких горных озер
Ближе к вершине деревьев практически не остается, все покрыто сплошным ягельным ковром
На заднем плане видна гора Средняя, еще дальше - гора Железная
Продолжаю путь к вершине
На вершине дул ураганный ветер, удалось сделать всего пару кадров (сносит с ног)
Горы "Домашние тундры" на заднем плане.
Теперь прогуляюсь в другой конец горы. По пути встречается еще одно озеро
Растительность
Пора спускаться.
Чуть пониже (на высоте метров 400) энтузиастами построен чум. Конечно, это не настоящий чум, а скорее шалаш, но и он очень помогает укрыться от ветра и перекусить.
Судя по обилию надписей внутри – место довольно популярно, множество автографов за лето 2015 года и даже за сентябрь. В следующий заход на гору через день я встретил группу туристов, однако они передумали идти наверх из-за тумана.
Рядом с чумом несколько маленьких озер, примерно можно оценить силу ветра:
Фото того же озера в туманный день
После перекуса, прогуляюсь ближе к краю горы, откуда открывается фантастический вид на Белое море
Тут хороша видна гора Окатьева, Колвицкая губа за ней, и массив Колвицкие Тундры
Как видно, погода продолжает ухудшаться, нависли темные тучи и Белое море стало темно-синим.
Спускаюсь вниз
В заключение, еще несколько кадров с второго, "туманного" дня.
Тундровая куропатка. Похоже, в тумане она плохо видит и не испугалась
Качественные фотки! Чем снимал? Со штатива с длинной выдержкой и малой диафрагмой? Места супер.
Таскать с собой в горные покатушки штатив? :|( Нафиг, нафиг... Все снималось с рук.
Используемая фототехника
Основная камера: Olympus OM-D EM-5
Объективы:
Panasonic-Leica 25/1.4 (большинство снимков)
Panasonic 7-14/4.0
Sigma 60/2.8
Voigtlander Nokton 17.5/0.95
Запасная камера: Pentax Q7 + 5-15/2.8-4.5
Большинство снимков на горе Волосяной в силу некоторых обстоятельств сделаны именно ей.
3. Кандалакша и окрестности
Кольский полуостров – очень милитаризированный регион, то и дело натыкаешься на заборы, колючую проволку или таблички «запретная зона». Это сбивает все планы, намеченные изначально по карте. В общем, полноценной покатушки не получилось, хотя планировалось прокатиться на север вдоль живописной реки Нива, а потом подъехать к Белому морю с противоположной стороны (т.н. «Проливы»). Неплохая лесная дорожка вдоль реки закончилась табличкой «проход и проезд запрещен» (скорее всего, охранняемая территория ГЭС), а дорога к п. Проливы привела к КПП воинской части. Так что, стоит это иметь в виду, если кто-то еще захочет покататься по Кольскому: если в лес уходит хорошая дорога (асфальт или бетонка) – почти 100% она приведет к какому-то военному объекту.
В общем, в последнем посте про Белое море будет просто сборная солянка разных интересностей за несколько дней.
Подвесные мосты – моя слабость. В Кандалакше построен шикарный подвесной мост через реку Ниву.
На мосту бегают ручные белки
За мостом парк.
Надо сказать, что парк неплохой, чистый, много каменистых тропинок и дропов для прыжков, однако я не видел, чтобы по ним кто-то катался.
Река Нива
Слева направо: гора Железная, Средняя, Волосяная
На самом деле река очень мощная (вытекает из озера Имандра - крупнейшее на Кольском, о нем будет позже), но основной ее поток проходит под землей после нескольких каскадов Нивской ГЭС.
Отдельно стоит рассказать о проживании.
Эти несколько дней я ночевал в горнолыжном центре "Гора Крестовая" (он же мотель "Гора Крестовая"). Расположен на 2-м км дороги Кандалакша – Умба у подножия горы Крестовой. Очень хорошее, тихое и уединенное место среди леса. Двухместный номер обошелся в 1400 RUR за сутки - недешево, но оно того стоит. Да и альтернатив в Кандалакше все равно нет, кроме убогих советских гостиниц.
В номере все удобства и все для жизни (включая интернет), отдельный вход с улицы, байк можно ставить в склад снаряжения (под замком). В общем, рекомендую.
На территории есть настоящий саамский чум, который можно арендовать
Редкое транспортное средство. :-) Используется для езды по склону, ремонта подъемника и т.д.
В несезон подъемник, понятное дело, не работает. Но и без него поднятся на гору Крестовую матрасным шагом можно за полчаса.
Гора невысокая (321 м.), но расположена совсем рядом с морем, так что виды с нее открываются шикарные.
Ну и напоследок, пару снимков с вершины.
На этом прощаюсь с Белым морем и перемещаюсь в глубь полуострова в г. Апатиты. Следующий пост будет уже про Хибины.
Продолжение следует...
4. Трансхибинская дорога
Дата: 26.09.2015
Краткий маршрут: г. Апатиты – г. Кировск – оз. Малый Вудъявр – оз. Длинное – река Кунийок – обратно.
Километраж: 86 км
Перед первой поездкой на Кольский в 2014 году, я, конечно же, изучал интернет на предмет интересных покатушек по Хибинам. Но почти ничего не нашел, кроме 1-2 велопоходов, да и в целом, на форумах мнение было такое, что в Хибинах на байке делать нечего. Отчасти, могу согласиться – удобных для велопокатушек маршрутов действительно немного, но покататься все же есть где, особенно если комбинировать вело- и пешие маршруты.
Одним из таких типично велосипедных маршрутов можно считать т.н. «трансхибинскую дорогу» - дорога, которая пересекает Хибины с юга на север и поднимается на высоту 480 метров. В 2014 году я слишком долго матрасничал на озере Малый Вудъявр, что до вечера так до нее и не доехал, так что теперь накатался вдоволь (аж 2 раза).
Но прежде нужно проехать 30 км асфальта от Апатитов через Кировск, поднявшись до 350 метров. Это расстояние проезжается в среднем за 2 часа. Трафик на дороге приличный, но обочина ровная и широкая, слева на всем протяжении можно любоваться Хибинами
Фото 2014 года на подъезде к Кировску. Подробнее о Кировске я расскажу в следующих частях.
После уютного Белого моря, сплошные рудники, горно-обогатительные фабрики и прочий индастриал сначала напрягает, но быстро привыкаешь – они добавляют и без того мрачным Хибинам еще больше суровости.
Озеро Большой Вудъявр на окраинах Кировска
Среди всего этого индастриала запрятались такие интересные объекты как полярно-альпийский ботанический сад (фото 2014 г.)
и Хибиногорский женский монастырь.
После озера Большой Вудъявр дорога ответвляется влево и промзона наконец заканчивается, а вскоре заканчивается и асфальт. Грунтовка хорошего качества, но бывает разбита самосвалами из карьера. Вот таким видом встречают Хибины
2014 г. Слева в низине озеро Малый Вудъявр (о нем подробнее на обратном пути)
Турбаза
Березовое криволесье - характерная особенность Хибин (и в целом Кольского полуострова). Сплошные заросли тонких и кривых березок.
Несколько фоток у подножия хребта Пачвумчорр, озеро Малый Вудъявр осталось за спиной.
Ручей возле дороги
Еще немного и признаки цивилизации окончательно заканчиваются - грунтовка уходит в карьер направо, а прямо та самая трансхибинская дорожка. Точнее дорожка это довольно условная – она проложена прямо по руслу ручья.
Ручей мелкий, но ехать по камням не очень комфортно, местами россыпи довольно больших камней, нужно спешиваться. К счастью, таких участков немного и примерно после километра-двух дорога выходит из ручья отличной грунтовкой.
Дорога популярная, периодически по ней проезжают джипы, квадроциклы и даже обычные кроссоверы. Большинство направляется на базу КСС (контрольно-спасательная служба МЧС) и базу отдыха Рисчорр, которую недавно построили в горах.
Наконец, ручей заканчивается, а это значит, что скоро перевал. Почти на самом перевале вдоль дороги растянулось озеро с нехитрым названием Длинное.
Символ перевала – поклонный крест, которых в Хибинах довольно много на вершинах и перевалах.
Дальше дорожка идет вниз, грунтовка хорошая, легко можно катиться 30-40 км/ч, лишь изредка притормаживая на мелких бродах. Пожалуй, это самый классный участок трансхибинской дороги.
Дело близится к вечеру, на реке Кунийок делаю привал и пора ехать обратно.
Озеро Сердцевидное. Вода в большинстве водоемов Хибин имеет зеленовато-синеватый оттенок. Это следствие наличия нефелиновых руд.
На обратной дороге
Ну и, как обещал, озеро Малый Вудъявр. Очень популярное место у туристов – спокойное, мрачноватое, на нем почти никогда не бывает ветра и очень редко солнце, т.к. с солнечной стороны оно окружено 1000-метровыми хребтами.
В 2014 году я его излазил вдоль и поперек, поэтому дальше фото 2014 года
По периметру озеро окружают множество тропинок и дорожек с фонтанами :)
Бродик через ручей, где я зачерпнул ногами ледяной воды. Вода очень прозрачная, а потому такие бродики оказываются глубже, чем кажется.
Тундра
Бескрайние заросли черники
В Кировск въезжаю уже в сумерках. Оставшиеся 20 км до Апатитов преодолеваются уже в полной темноте, но это не проблема – хороший асфальт и почти все время вниз.
Трек в аттаче.
Продолжение следует...
большинство фотографий очень красивые.
непонятно только что это за тип в синих трениках с великом часто в кадр попадает. автору нужно немного больше настойчивости для того чтобы убедить посторонних не лезть в кадр. \m/
5. Водопад Рисйок
Дата: 29.09.2015
Краткий маршрут: г. Апатиты – г. Кировск – трансхибинская дорога – водопад Рисйок - обратно.
Километраж: 76 км
Карту выкладывать не буду, т.к. этот маршрут на 90% повторяет предыдущий, с той лишь разницей, что водопад расположен дальше по трансхибинской дороге на реке Рисйок. Я решил не охватывать все за раз, т.к. до вечера будет сложно уложиться в один день, а на водопаде хотелось побыть подольше.
Километраж вышел меньше за счет того, что часть обратного маршрута я проехал на автобусе. Похолодание до 3-х градусов, сильный ветер и большой набор высоты сильно вымотали, пожалуй, это самая тяжелая покатушка из всех на Кольском.
Путь пролегает через г. Кировск, поэтому расскажу о нем подробнее. В целом, город производит приятное впечатление – с декабря по май он превращается в горнолыжную столицу Кольского (и не только Кольского - туда едут даже из Москвы). Ориентация на туризм заметна во всем - чисто, позитивно, нет никакой депрессивности, которую часто можно наблюдать в российской глубинке (особенно на севере).
Город буквально зажат среди гор, многоэтажки стоят прямо на склонах, а от схода лавины их защищают массивные бетонные конструкции. Один только вид из окна стоит того, чтобы здесь жить :)
Главный проспект (конечно же, Ленина :) ) и известный кировский "Биг Бен".
Администрация города
Гостиница Эккос
Пожалуй, единственное депрессивное здание - заброшенный ж/д вокзал (когда-то в Кировск ходили пассажирские поезда).
Можно заехать на склон и полюбоваться видами на город и оз. Большой Вудъявр
На этом хватит Кировска, пора ехать на водопад. Погода пока радует, один из редких солнечных дней. Но озеро Малый Вудъявр (слева) почти всегда скрыто за туманом и облаками.
Начало трансхибинской дороги
Дальше еду без остановок, это уже долина реки Кунийок за перевалом
Каждые 50 метров огромные лужи и мелкие броды через ручьи.
Водопад находится на реке Рисйок недалеко от ее впадения в Кунийок. Найти его несложно: после брода через Рисйок уходит дорожка вправо, где будет указатель:
"Красивый" - второе (неофициальное) название. Водопад и вправду шикарный и очень живописный. Пожалуй, это самый классный водопад, который мне приходилось видеть. Фото этого водопада в обязательном порядке изображено на всех путеводителях и картах по Хибинам. Так что, для путешествующих на Кольский – второе highly recommended. :)
Как видно, водопад состоит из двух основных каскадов. Первый - высотой около 15 метров
А потом вода по узкому желобу еще одним каскадом выливается в сине-голубую ванну
Ну а дальше река Рисйок продолжает свое течение
Река Рисйок до водопада
Солнце вот-вот скроется за горами, пора возвращаться. Напоследок - шикарный вид с водопада на долину реки Кунийок.
Обратная дорога далась нелегко. Погода в целом неплохая, но ветер практически ураганной силы, встречно-боковой. Максимальная скорость на перевал была не более 6-7 км/ч. Ближе к перевалу ветер стал такой силы, что ехать стало вообще невозможно – меня просто сдувало вбок в овраг. Пришлось спешиться и несколько км идти пешком, а байк не просто катить, а крепко держать двумя руками, чтобы его не унесло. Некоторые порывы ветра отрывали колеса от земли …
Тем временем, стемнело окончательно и последние километры трансхибинской дороги проезжаются уже в полной темноте. Ухудшилась и погода, пошел дождь, который ближе к Кировску стал ливнем из смеси дождя и мокрого снега. В Кировске покатушка и заканчивается - оттуда я уезжаю в Апатиты на автобусе.
Трек как обычно в аттаче.
Продолжение следует...
\m/
Очень увлекательно!!! Однако мучает вопрос - где все вещи и снаряжение???
Фото впечатляют, ждем продолжения)