Небольшая (авто-дизель-вело)-прогулка в центр Полесья. Июль 2012

Сroco67
Автор

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПОХОДЕ

1. Маршрут.
Цветом здесь и далее промаркированы способы передвижения:
— на автомобиле;
— на поезде;
— на велосипеде (на карте—желтым)

Минск—Узда—Копыль—Тимковичи—Клецк—Синявка—Ганцевичи—Лунинец
ст.Лунинец—ст.Горынь (Речица)
Речица, р.Горынь—Столин, Маньковичи—Белоуша—Бережное—Хоромск—Давид-Городок—Ольшаны—Малишев—Вересница (р.Припять)—Туров—Семурадцы—Озераны—Тонеж—Букча—(Дзержинск)—р.Ствига (ур.Храпунь)—р.Ствига (ур.Колки)—ур.Мерлинские Хутора—Теребличи—Оздамичи—Ольгомель—Бол.Малешево—Малишев— Вересница (р.Припять)—Туров—р.Припять, мост Черничи—Житковичи—Люденевичи
ст.Загорбашье—ст.Лунинец
Лунинец— Кожан-Городок— Лахва—(Микашевичи)—Солигорск—Слуцк—Минск.

2. Обзорный трек маршрута.

3. Время проведения.
16 — 23 июля 2012 г. — 8 дней (велосипедная часть — 6 дней).

4. Протяженность велосипедной части по счетчику.
301 км.

5. Распределение велокилометража по дням.
8—78—69—33—56—57

6. Средний дневной пробег.
50, 2 км.

7. Участники похода.
(Представлены в порядке поступления заявок на участие).

  1. Сергей Александрович Глиндзич, г.Минск — Сергей (Croco67);
  2. Игорь Вадимович Щетко, г.Минск — Игорь;
  3. Василий Михайлович Николаенко, г.Гомель — Василий (Otshelnik);
  4. Андрей Александрович Вашков, г.Житковичи — Андрей (Andy t).

8. Замысел, подготовка похода, краткое описание движения участников.

Маршрут предложен Croco67, а тактика его прохождения уточнялась и корректировалась с учетом временных возможностей участников, двое из которых присоединялись и покидали ядро группы на протяжении похода.

Цель похода — проехать по центральной части белорусского Полесья. Посетить такие культурные центры, как Столин, Давид-городок, Туров. Проникнуться неповторимой прелестью таких природных объектов как Горынь, Припять, Ствига, Ольманские болота. Кроме того, при подъезде-отъезде на автомобиле заехать и пофотографировать основные достопримечательности городов Узды, Копыля, Клецка, Солигорска, Слуцка.

В ходе подготовки были изучены космические снимки местности с использованием Google Earth и скорректированы старые «километровки» в отношении дорожной сети. Изучены краеведческие материалы и отчеты о путешествиях с сайтов ПОЕХАЛИ и Глобус Беларуси. С отдельными знатоками местности проведены консультации через форум.

Материальная подготовка заключалась в закупке небольшой части провизии в Минске и Гомеле. Основная часть продуктов питания докупалась в дороге. Все участники имели паспорта и квитанции об уплате госпошлины за посещение погранзоны.

Заброска в начало маршрута (Речица) осуществлялась с двух направлений. Сергей с Игорем приехали из Минска на автомобиле в Лунинец, пересели в пригородный дизель-поезд, и на нем доехали до Речицы. Василий из Гомеля приехал в Пинск поездом, до Речицы ехал на велосипеде, удлинив т.о. свой активный маршрут на 90 км. В конце следующего дня в Вереснице к ним присоединился Андрей.
Через четыре дня совместного путешествия в Житковичах закончили поход Василий и Андрей. Сергей с Игорем продолжили путь в Лунинец. Но не совсем успешно. Подробности будут ниже, в детальном описании похода.

В отчете использованы фотоснимки Сергея, Игоря и Василия.
Чуть позже -- Андрея.

Сroco67
Автор

Прошу извинить за десятидневное молчание: ездил использовать остаток отпуска с женой к морю. Там, правда, чтобы не очень скучать, брал прокатный байк и с фотоаппаратом на шее колесил по окрестностям Алании. Может, попозже подготовлю небольшой отчетик. А Вам, Юля, я привез оттуда маленький фотоподарок. :D Прикрепляю его к Вашему отчету.

Все, продолжаю про Полесье.

1dotchl_02fr.jpg

16.07.12, понедельник, день первый.

Мінск—Узда—Капыль—Цімкавічы—Клецак—Сіняўка—Ганцавічы—Лунінец
ст.Лунінец—ст.Гарынь (Рэчыца)
Рэчыца — р.Гарынь.

Уже едем!
Пусть пока только на машине, но душа уже полна счастья от знакомого каждому путешественнику упоительного ощущения полной свободы, ожидания новых впечатлений, встреч, побед.
Шуршание шин, рассветный полумрак над пустой еще в это время Кольцевой. Слегка сонный Игорь рядом на пассажирском сиденье. Тихо позвякивающие на неровностях дороги велосипеды за спиной. И стремительно разворачивающаяся перед глазами лента шоссе. Уже едем!

Раньше как-то не доводилось бывать на юго-западе центральной Беларуси. Не было ни служебной надобности, ни туристских интересов. И вот теперь я проложил путь нашей заброски в Лунинец по местам, где никогда не бывал: Узденский, Копыльский и Клецкий районы. Хотя можно было бы сэкономить около 60 км пути и ок. 3 часов времени, избрав маршрут по скоростным шоссе — через Микашевичи.
Итак, выехал я в 4-30 утра, заехал за Игорем, и в 5-10 мы уже мчались в южном направлении, оставив позади шумный Минск и вместе с ним все свои заботы и проблемы. Пусть на неделю — а новая жизнь.

Первая на нашем пути — Узда. Еще рано, улицы абсолютно пусты. Мечта столичного автомобилиста: езди и паркуйся как хочешь ;D . Панорама одной из площадей. Доминанты площади: костел и памятник. Догадайтесь с трех раз, кому. Правильно. Назовем ее Площадью Ленина (или Площадью Костела).

В приложении — то же фото в высоком разрешении.

1dotchl_11fr.jpg

Деревянный Крестовоздвиженский костел. Построен в 1798 г. владельцем местечка К.Завишей. Не очень красив, но оригинален.

Еще одна площадь, где церковь и городская администрация. Назовем ее Центральной или Церковной.

Вот эта церковь свв. Петра и Павла, построенная в 1840 г.

На отрезке пути из Узды в Копыль пересекаем знаковое для белорусов место — самую верхнюю часть Нёмана. Дорога усыпана терниями палками.

Вот он какой здесь тоненький, наш великий Нёман.

Когда въехали в Копыль «врезал» сильный дождик. Пришлось наблюдать его улицы и площадь из окна автомобиля. А жаль: древний город, известен с 1274 г., сохранилось замчище. В другой раз. :'(

Прикрывая объектив, выскочил из машины, чтобы заснять панораму центральной площади.

Она же в высоком разрешении…

1dotchl_14fr.jpg

Дорожная зарисовка (понравились ивы).

Древний Клецк. В 1127 году город уже был центром княжества в составе Турово-Пинской земли. В некоторых источниках город упоминается как столица племени дреговичей. Сохранилось древнее городище.
В Клецке дождя уже не было, что позволило познакомиться с ним получше. Круговая панорама центральной площади. Слева виден костел доминиканского монастыря. В центре здание городской администрации. Справа — сквер с мемориалом ВОВ.

То же в высоком разрешении.

Комплекс строений монастыря доминиканцев сохранился, отреставрирован и передан разным городским учреждениям, как то милиции, ЗАГСу и т.п. Даже костел 1683 г. ( архитектура-то типично костельная) перекрещен в церковь Воскресенскую…

Мемориальный комплекс Советским воинам, партизанам и землякам Клеччины в центральном сквере.

Покровская церковь 1876 г.

Одно из зданий госпиталя, построенного в 1909 г. Часть зданий принадлежит горбольнице, а другая — какому-то автохозяйству. Снято через забор, велосіпед не наш. ,-)

Много чего мы с Игорем не успели посмотреть в Клецке. Нужен был хороший гид, а без него — целый день. Таким временем мы не располагали, и с сожалением покинули этот симпатичный город. На выезде созерцали памятник трактору МТЗ.

1dotchl_25fr.jpg

После Клецка начались полесские равнины. Идеальная позиция для РЛС дальнего обнаружения. Неспроста под Ганцевичами остается и действует по сей день российская РЛС «Волга». Дорога довольно однообразная, и время пролетело незаметно.

Въехали в Лунинец. Здесь «земля предков» нашего Игоря, а точнее, в этом городе живет его дедушка, у которого можно оставить машину на время нашей велосипедной части путешествия.
До «дизеля» на ст.Горынь остается около двух часов, и мы сразу едем на вокзал проверить обстановку и купить билеты.

В конце 19 века, в период строительства полесских железных дорог, Лунинец стал узловой станцией, что сыграло важную роль в судьбе небольшого местечка, превратило его в город. В память об этом на вокзале установлен памятный знак.

Убедившись, что на Лунинецком участке Бел.ж/д все в порядке, груз в виде двух тел и двух железяк будет доставлен (билет с провозом велосипеда стоит 5200 бр), едем парковаться и перепаковываться. И вот, один железный конь рождает из своего чрева двух других, поменьше, а сам на неделю становится на покой.

И совершается пересадка из сиденья в седло. До поезда еще полчаса. Едем на вокзал через центр города, и Игорь успевает бегло познакомить меня с ним. Детальнее буду знакомиться в конце похода. Фонтан и Ленин на центральной площади.

Панорама этой же площади.

В высоком разрешении.

Дом, где в 1911-12 гг. жил и работал Кастусь Міхайлавіч Міцкевіч (Якуб Колас), знаменитый наш писатель, классик. Мемориальная доска на доме.

А в 1918-20 гг. здесь же жил и работал Павел Осипович Сухой, знаменитый наш авиаконструктор.

Интересно, да? Оба жили здесь по два года. Один уже создавал шедевры нашей литературы, другой только готовился стать великим авиаконструктором. Вклад обоих в нашу культуру и уровень исполнения памятников... Нет, я Сухого уважаю, сам инженер...

На вокзале толчея, отходят сразу несколько местных поездов. Подбегает милиционер, спрашивает, куда нам; показывает, в какой поезд садиться. Вот бывают же нормальные и полезные милиционеры! Поезд наш называется «Лунинец-Удрицк». Удрицк — это уже в Украине. Международный такой дизель. По вагонам ходит милая девушка, кондуктор-контролер, предлагает бланки деклараций. Нам они, к счастью, не нужны, а вот некоторые подробности высадки на ст.Горынь мы от нее получаем. Поезд пустой: в вагоне кроме нас еще три человека.
Звоним домой сообщить, что все ОК. Звоним Василию узнать, встречает ли нас в Речице. Встречает. Едем.

Проезжаем этот злополучный мост, из-за которого пришлось садиться в дизель. Первоначально я планировал ехать из Лунинца в Столин на велосипедах, но потом засомневался, можно ли будет воспользоваться при этом железнодорожным мостом через Припять. А он здесь единственный, ближайшие автомобильные мосты только в Пинске и южнее Житковичей. Правильно засомневался, т.к., когда проконсультировался у знатоков (даже на ВелоБресте пришлось для этого зарегистрироваться. Спасибо также Nickolay’ю II), узнал, что мост этот является стратегическим режимным объектом, охраняется вооруженными людьми, и никого кроме поездов на него не пускают.
Прогрохотали мы по этому мосту. Охрану из окна вагона разглядеть не успели, а Припять — вполне.

…Вот промчался скорый поезд над рекой.
О реке бы мне подумать в самый раз,
Только я лежу и думаю о Вас
Юрий Визбор.

Точнее, о Вас…илии или Otshelnik’e. Через двадцать минут встретимся, познакомимся, и придется неделю жить вместе, в условиях, приближенных к экстремальным.
Ведь мы с ним никогда не виделись, знакомы виртуально. Читали отчеты друг друга на ПОЕХАЛИ, и захотелось прокатиться вместе. На стадии подготовки к походу велась секретная переписка в «личку». Теперь, когда мы все остались живы, я позволю себе опубликовать некоторые моменты.

*26.07.12
Юстас - Алексу
Получил Вашу депешу. Скорее всего поеду 603 поездом до Пинска, потом своим ходом до Горыни. Сообщите только где будем встречаться, возможно прямо на реке, объясните как добраться, оставьте номер контактного телефона (лучше два).
Расскажите про пошлину. Завтра я поеду за билетами, окончательно определюсь, пришлю шифровку :)

27.06.12
Алекс—Юстасу.
В погранзоне находится Дзержинск, рядом с которым мы будем проезжать, поэтому с собой необходимо иметь квитанцию об уплате госпошлины и паспорт. Квитанцию получить очень просто — пишете на бумажке разборчиво, а еще лучше, печатаете на принтере следующий текст:
……………………………..
Проверьте только, чтобы на ней стояла круглая печать кассы, и не было искажений в Ваших ФИО, а то пограничник (если мы на него нарвемся), сличив квитанцию с паспортом, скажет, что это не Вы.
Вот такая инструкция шпиону Юстасу. По прочтении съесть.

29.06.12
Юстас – Алексу
Сообщаю Вам, что операции «Госпошлина» и «Поезд» прошли успешно.
Заброска осуществляется из Гомеля, 603 поездом, 15 июля в 21:32, 16 июля в 4:19 прибываю в Пинск. Скрытно передвигаюсь (используя особенности рельефа) до ст.Горынь, встречаю вашу группу захвата на перроне. Узнаете меня по развернутому знамени и бутылке пива.
Вот такую информацию по ольманским болотам сообщил агент Z на «Поехали», в разделе «каталог отчетов по походам» (орфография оригинала):
#4 himik 2012-02-03 16:39
ВНИМАНИЕ!!! в феврале 2012 возобновляется полигон будет стрелять артеллерия! возможно летом также будут стрелять, если влупит "град" все перепашет, а самое главное самому не попасть под артналет…
Сообщите, брать ли каску и саперную лопатку?
Успехов Вам в нашем нелегком деле!
P.S. Уточните, съедать ли всю шифровку по операции «Госпошлина»? Если всю, что тогда предъявлять пограничнику (если мы на него нарвемся)?

29.06.12
Алекс—Юстасу.
1. За успешно проведенные операции «Госпошлина» и «Поезд» буду ходатайствовать перед командованием о повышении Вас сразу на два звания.
2. Итак, встречаемся на ст.Горынь 16 июня в 15-30 и едем искать бивак временную резиденцию. На перроне не рекомендую слишком активно размахивать знаменем и пить много пива (без нас).
3. Нас будет трое. По соображениям конспирации имена и приметы агентов не сообщаю.
4. Прошу товарища Юстаса учесть, что особенности рельефа Полесья не способствуют скрытности передвижения. Будьте осторожны и особо бдительны.
5. Насчет реанимации полигона надо будет поискать информацию. Я пока ничего про это не нашел, в т.ч. и то, что Вы прислали от агента Z. Если можно, пришлите точную ссылку (URL) на это его сообщение.
В конце концов, если будут стрельбы, нас туда просто не пустят. Будет или блок-пост на мосту через Ствигу, или какая-нибудь страшная надпись. Там очень ягодные места, и летом-осенью много сборщиков этих ягод. Каски и лопатки изготовим на месте из подручных материалов.
6. Шифровку предъявлять пограничнику не надо. Ее надо просто не спеша съесть. Это же элементарно! За допущенную бестолковость буду просить командование о понижении агента Юстаса на одно звание.

30.06.12
Юстас - Алексу
Благодарю Вас за высокую оценку моей деятельности.
Парадный мундир с новыми погонами уже заказан.
Сообщаю ссылку на донесение агента Z:
………………………

30.06.12
Алекс — Юстасу.
Спасибо за ссылку. Читал я этот отчет еще зимой. По-моему, автор сгущает краски, но даже если полигон частично и расконсервировали, летом там стрельб не будет. Поживем—увидим. Рекомендую почитать отчет полковника Черепа «Через Беларусь» на нашем форуме в ветке Регионы—Витебск и область. Со своей спецгруппой он прошел по Мерлину в прошлом году, тоже в июле. Именно по той же дороге поедем и мы.
Хорошая новость: к нам частично присоединяется Andy_t. Несколько дней проедет с нами. Он сам из этих мест, геолог, краевед, и будет нам великолепным гидом, проводником и советчиком. Вообще, я этого парня очень уважаю по его отчетам, и буду рад случаю познакомиться лично, да еще, в полевых условиях!

12.07.12
Приветствую Вас, Василий!
Жизнь ежедневно дарит нам сюрпризы. Вот и вчера, звонит мне наш завхоз Сергей Д. (Барадзед). Из травмопункта. Шел, споткнулся, не упал, сознание не терял, но все равно — гипс. Так что, нас стало на одного человека меньше. Отсюда последствия
а) отрицательные: — Серегу жалко,
— функции завхоза срочно принимаю на себя,
— не успеваю забрать у него котлы.
б) положительные: — Вам достаточно взять одноместную палатку.
Сегодня-завтра собираюсь позвонить Вам по «мобиле» для проверки связи.
Жизнь продолжается!
Сергей.

12.07.12
Здравствуйте, Сергей
Передавайте мои соболезнования Сергею Д. Говорят, что хождение в гипсе способствует переосмысливанию жизненных ценностей. Скорейшего ему выздоровления!*

Вот такая была история подготовки нашей экспедиции. Пока воспоминания роились в голове, наш поезд подъехал к станции Горынь. Станция считается пограничной, и соответствующим образом оборудована. При высадке проводница показала нам, в какую калитку следует выходить, и мы с Игорем без проблем очутились на привокзальной площади городка Речица. И там, в умеренно многочисленной толпе (5 человек) мы идентифицировали Василия. Как он и обещал, к переднему колесу у него была привязана бутылка пива, а знамя он водрузил на собственную голову под видом банданы.
Приветствия, рукопожатия, совместный снимок на память. Экспедиция начинается. Поехали!

Речица (ст.Горынь) 15-30— р. Горынь 16-20. За день 8 км.
Погода: обл. 3-7-1, небольшие дожди, to~21o, вет. W слаб., вл.~80%.

Путь первого дня был недолог, но кучеряв. Задача была простая: найти место для бивака на Горыни. Скоро вечер. Встали мы рано, Василий вообще не спал, да еще проехал немалое расстояние из Пинска. Да и я покрутил баранку…
Вот карта сегодняшнего велоперехода.
1 — вокзал в Речице, место встречи,
2 — церковь,
3 — бивак.

От вокзала поехали по центральной улице Речицы. Увидели справа церковь, подъехали к ней, вернулись. А зря: как показал завтрашний день, здесь и был кратчайший путь к удобному месту на Горыни.

Проехали еще чуть вперед, и когда сквозь новостройки стала видна пойма Горыни, свернули на нее. Форсировали первую водную преграду.

Местным лошадям, похоже, было противно на нас смотреть.

По тропинкам и рыбацким дорожкам

выбрались на берег реки.

И нашли там вполне симпатичную группу ив со следами прежних стоянок. Но и дрова были,— не только одни коровьи лепешки. |-)) До реки — метров 70. Чего еще желать?!
Тут, как водится, обсуждение велосипедов, палаток и прочего снаряжения, нащупывание взаимных интересов, общих увлечений (помимо туризма). Процесс пошел — процесс знакомства.

1dotchl_43fr.jpg

Разбили лагерь, пошли купаться. Русло Горыни в этих местах прорезает глиняные пласты, и вода мутноватая, дно вязкое. Но контакт с глиной полезен для кожи.

Дождь не пошел, а радуга была!

Блаженствование возле костра после ужина.

И в завершение дня пара закатных кадров.

(этот можно посмотреть в высоком разрешении).

17.07.12, вторник, день второй.

р.Гарынь—Столін, Манькавічы—Белавуша—Беражное—Харомск—Давід-Гарадок—Альшаны—Малешаў—Верасьніца (р.Прыпяць)

Речица (Горынь) 9-30 — р. Припять (Вересница) 18-30. За день 78 км.
Погода: обл. 2-5, to~22o, вет. NW средн., вл.~60%, дождь к вечеру.

Подъем в 7-00. Но Вася встал в 6-00 (он любит вставать рано) и заснял вот это. Похоже на восходящее солнце. ???

И сразу начал готовить завтрак. Вообще, забегая вперед, скажу, что давно не имел такого «золотого» походного товарища. С ним не надо назначать дежурных, заботиться и проверять, встали ли они вовремя, нашли ли необходимые продукты и т.д. Кроме того, он по собственной инициативе привез с собой столько продуктов и приправ, что у меня, туриста-минималиста, глаза на лоб полезли. А еще, у него была оригинальная сверхлегкая, сверхкомпактная (складная), сверхэкономичная и сверхэффективная походная печка, которая не раз выручала нас в местах с ограниченной дровянистостью, в дождь и в позднее время. Вот и сейчас, я одной рукой пишу этот отчет, а второй — клепаю себе такую же печечку по Васиным чертежам. :|)

Сегодня у нас «асфальтовый» день. Трек не привожу, т.к. маршрут дня прост и элементарно прослеживается по карте.
Отъезд с бивака. Двигаемся вдоль Горыни по вчерашним следам.

А эту идиллическую картинку можно наблюдать с моста через старицу (см. карту вчерашнего дня).

За мостом начинаются усадьбы Речицы, и метров через 200 мы проезжаем мимо знакомой уже церкви. Вот он, ориентир оптимального пути к реке для тех, кто, может быть, в будущем захочет проехать по этим местам.

2dotch_08fr.jpg

Выехали на шоссе, и обнаружилось, что Речица практически уже смыкается со Столином. И в западной части его стоит Вознесенская церковь (1938 г.).

Перед усадьбой, примыкающей к церкви, вот такое чудо. Только крыльев не хватает!

Въезжаем на площадь, примыкающую к старому еврейскому, архитектурно наиболее интересному кварталу Столина. Он в левой части панорамы. Но пока не знаем, где его искать.

В высоком разрешении:

Тут к там подходят две девушки, интересуются, откуда мы, куда путь держим, предлагают помощь в наших поисках. А нам, оказывается, по пути. Как раз исторический квартал занимает автошкола ДОСААФ (или как это сейчас называется?), там сейчас проходят экзамены по вождению, а девчонки идут их сдавать, немного мандражируют, естественно. Провели нас в синагогальный двор. Там толпа молодежи, учебная машина, инструктор. Мы фотографируем, стараясь не мешать им, они — нам.

Руины Главной синагоги (1792 г.).

Иешива (школа раввинов — ХIX в.) с виртуальным балкончиком.

Поблагодарили мы славных девушек, пожелали им стать лучшими автомобилистками Столина и окрестностей. Едем дальше на восток.