Ретроотчет о велопоходе в Полесье, июль 2005 г.

Сroco67
Автор

[glow=Green, 2, 300]Полесье!..[/glow] Волшебный и неповторимый край со своей уникальной природой и культурой.

Строя планы на грядущий сезон, собирая краеведческие материалы по предполагаемому маршруту, просмотрел я свой старый электронный отчет о походе в Полесье 2005 года. Понимаю, что самому автору приятно вспоминать и ностальгировать по прошлым местам и событиям. И, все же, рискну опубликовать этот, в чем-то уже устаревший, материал. Надеюсь, что этот отчет будет приятно прочесть, как минимум, участникам того похода. А участникам предстоящего — дополнительно вдохновиться на подвиги.

О действующих лицах. Три молодых человека с одинаковым именем Сергей через минский турклуб были приглашены опытным туристом Олегом Красулиным в «единичку» по маршруту Киев — Калинковичи. Было это в 1984 году. Для каждого тот велопоход был первым в жизни. Так получилось, что заселились они тогда в одну палатку, и впоследствии стали друзьями на всю жизнь. И впереди у них было много совместных путешествий, тысячи, как говорится, пройденных вместе километров. Чтобы не путаться, звали друг друга по отчествам, благо, что отчества у них были разные: Александрович, Георгиевич, Юлианович. И роли как-то распределились сразу, в соответствии со склонностями характера: организатор и штурман — завхоз и казначей — механик, рыбак, грибник и т.д., в общем, добытчик.
В белорусских походах предпочитали северное направление — Поозерье. Оно и понятно… И вот, как-то раз, начитавшись Короткевича, Александрович вскричал: «Всё, едем в Полесье! Чтобы потом не было мучительно стыдно…». Или как-то в этом роде. Короче, это был первый наш поход в те края.

Цели похода были следующими:
• познакомится с природой Полесья;
• попытаться пройти по пойме Припяти к реке в районе Ольшан;
• побывать в таких легендарных культурных центрах Полесья, как Пинск, Туров, Давид-городок;
• увидеть крупнейшее озеро Полесья — оз.Червоное;
• хорошо отдохнуть.

Отчет привожу в том виде, как он был написан в 2005 году. Буду метить этот текст курсивом. По мере необходимости буду вставлять современные ремарки, в основном, к фотографиям. Фотографий сравнительно мало: у нас были пленочные фотоаппараты — на «цифру» тогда еще не успели перейти. Кроме того, многие снимки архитектурных объектов приводить уже не имеет смысла — они прекрасно представлены в Интернете на многочисленных краеведческих сайтах, например, «Глобусе Беларуси». Если позволите, я не буду на них долго останавливаться.

АГУЛЬНЫЯ ЗЬВЕСТКІ ПРА ПАХОД

1. Маршрут
Пінск — Плешчыцы — Хлябы — р.Стыр (Лапацін) — Фядоры — Калодна — Глінка — Столін — р.Гарынь (Мал. Вікоравічы) — Белавуша — Беражное — Харомск — Давыд-гарадок — воз. Перавоз (Альшаны) — Сямігосьцічы — Тураў — Чарнічы — р.Прыпяць (мост Чарнічы) — Жыткавічы — шаша М13 — Хрысьцецкі Бор — Ляхавічы — Пухавічы — воз.Чырвонае — Дуброва — Марахорава — Белеў — шаша М13 — Смятанічы — р.Пціч (Хуснае) — Турцэвічы — Калінкавічы — Мазыр — Калінкавічы.

2. Час пахода 17 — 23 лiпеня 2005 г. — 7 дзен.

3. Працягласьць шляху па лiчыльнiку 382 км.

4. Разьмеркаваньне кiламетражу па дням 39—49—59—47—55—72—61.

5. Удзельнiкi пахода

  1. Сяргей Аляксандравiч Глiндзiч (штурман);
  2. Сяргей Георгіявіч Дзятковіч (iнтэндант);
  3. Сяргей Юлiянавiч Капытка (механік, рыбак, сьпіртавоз).

6. Выдаткi на паход па 62 000 рублеў з агульнай касы (курс US$ 2150).

суровые мужики (судя по фото) ... А фото будут и рассказ?

Цитата сообщения от lilu отправленного 4 Апр, 2012 в 08:34

суровые мужики (судя по фото)

А как их много! Целая команда!

Ездил прошлым летом.Очень интересно почитать Ваш отчётик.

Цитата сообщения от degen1103 отправленного 4 Апр, 2012 в 10:03
Цитата сообщения от lilu отправленного 4 Апр, 2012 в 08:34

суровые мужики (судя по фото)

А как их много! Целая команда!

Не то, что нынешние одиночки, прущие по 80-100 и более? км в день – превращая поход в гонку на изнурение. По Правилам… минимальный состав группы в велопоходе – 2 чела.

Цитата сообщения от lilu отправленного 4 Апр, 2012 в 08:34

суровые мужики (судя по фото) ...

Скорее – умудрённые опытом!

Сroco67
Автор
Цитата сообщения от валерос отправленного 4 Апр, 2012 в 16:41

Не то, что нынешние одиночки, прущие по 80-100 и более? км в день – превращая поход в гонку на изнурение.

Так разве это плохо?! Если есть здоровье. :D Для тренированного велосипедиста это нормально, остается время и на другие походные радости. Когда-то и мы с Юлианычем по сотне в день делали.

Спасибо, друзья, за отклики. Ваше внимание вдохновляет на продолжение.
Итак, перехожу к собственно рассказу о путешествии.

16.07.05, сб. Заезд.

Цягнік № 659 Мінск-Бярэсьце 23-43—6-17 (штодзенна).

17.07.05, вск., день первый.

Пинск — Плещицы — Хлябы — р.Стыр (Лопатин)

Прибытие в Пинск в 6-17.
Погода с утра to~22o, вл.~80%, обл.1, б/в.

Пинск 6-17 — р.Стырь 18-30. За день 39 км.

Погода: to~31o, вл.~85%, обл.1-5, вет. W слаб., локальные грозы, нас не накрыли.

Пинск понравился. Объехали всю центральную часть города. С утра умылись и позавтракали на набережной Пины под мостом. Проехали по набережной до Припяти. Масса рыболовов. Съездили на рынок — Юлианыч купил модные в этих краях снасти для рыбалки. Затем объехали все архитектурные памятники, указанные в книге Чантурия. Вельмi спадабаўся францысканскі кляштар. Ок. 11 попили кваса, позвонили в Минск и выехали на Столин. При первой же возможности, через 2 км, искупались в Припяти. Потом легко с попутным ветром домчались до Стыра.

Пинск, вокзал. В центре мы, свинтившие набор железяк в три одинаковые конструкции под общим названием «велосипед». Народ на перроне ожидает местного дизеля.

Ну, и ПОЕХАЛИ!

И сразу же окунулись в XVII век.

Мчались мы к реке, т.к. в поезде не успели и не смогли выполнить элементарную процедуру утреннего туалета. Вот она Пина, пристань и одинокий (пока) рыбак.

Пина. Если бы я был рыбаком, то позавидовал бы пинчанам (пинщикам? пинцам?): вышел из дома, прошел 200 метров, и вот тебе роскошная речка — лови-не хочу!

А вот тут уже не до шуток: слияние Пины с Припятью.

Покидаем набережную и едем в город.

Монастырь францисканцев, XIV в.

Очень мне понравились старые пинские улочки в центре. Полная тишь и умиротворение. Неужели такое еще бывает? Наверное, все жители ушли на реку ловить рыбу. :]

Дворец Бутримовича и костел св. Карла Боромея.

Вельмi былi ўражаныя вялiкай колькасьцю буслоў на палетках. Вось дык сапраўды, ня толькі жураўлі на Палесьсе ляцяць.

Приехали на мост через Стыр. По генштабовской карте 1991 года там местность выглядит так:

А по космическому снимку 2003 года — вот так:

Налицо быстрое изменение местности, особенно в поймах рек. Короче, наблюдали мы местность и покоряли ее в той остановке, что отражена на космическом снимке. Желтым пунктиром указан путь по болотистому берегу до бивака и обратно на шоссе.

Очень долго искали место для бивака: заболоченная пойма, высокая вода. Нашли с 3-й попытки место в 800 м от моста: левый берег ниже моста, на крутом изгибе русла. Мокрая тропинка в высокой траве. Сухой пригорок в зарослях ивняка. Ниже по реке соседи — две непрерывно и оглушительно матерящиеся бабы и тихий вежливый мужик. Костер зажигают с помощью бензина. Вода в реке очень чистая, коричневатая. Юлианыч поймал 8 плотвичек.
Ночь теплая, звездная. Спал поверх спальника. Легли в 10 часов (наш рыбак—позже).

Идем по мокрым тропинкам вдоль левого берега Стыра.

Наш бивак в кустах, на самом берегу, уютный такой закуток со своею аурой. Купаться очень комфортно: глубина по грудь, течение не сносит, песчаное легко просматриваемое дно.

Юлианович ловит рыбу, Георгиевич варит кашу, я — на подхвате, в перерывах пишу в бортжурнал.

18.07.05, пнд., день второй.

р.Стыр — Федоры — Колодно — Глинка — Столин — р.Горынь (Мал. Викоровичи)

Подъем 8-00 (СЮ — 6-00). С утра б/в, to~25o, вл.~90%, обл.3.

р.Стыр 10-45 — р.Горынь ок.18. За день 49 км.

Погода: to~27o, вл.~70%, вет. W средн., обл.1-2.

Дорога проходит в основном по открытой местности (поля, болота). Обед в лесу за Глинкой. В Колодно набрали воды из колодца и сделали немножко водки по юлиановскому рецепту. Пусть поездит с нами, хорошо утрясется, и все молекулы станут на свои места. Купались в канале за Колодно. Ехали быстро с попутным ветром — в основном на 1-й звездочке. Столин не запомнился (this town is stolen). На мосту через Горынь открылся хороший обзор окрестностей. Больше приглянулся вид вверх по течению, левый берег. Туда и направились на бивак. Попетляли по сенокосам ок. 2 км, выехали на берег Горыни. Возле нашего берега вода мутноватая из-за глинистого дна, дно вязкое. Но неплохо. Можно легко переплыть на другой берег, а там песчаный пляж, что и делали. Бивак на отаве между кустами, в 10 м от берега. Отпили немножко водки. Юлианыч дал подержать удочку — удалось вытащить несколько окуньков.

Горынь, вид с моста на восток.

Горынь в западном направлении, и мы с Юлиановичем, красавцы.

Вид с нашего бивака на Горынь.

Слегка отдохнули, и пошли обживать окрестности. Обнаружили в старице заброшенную баржу. Исследовали ее снаружи и изнутри. Ничего интересного, но Юлианыч надеется, что с нее он поймает большую рыбу.

Цитата сообщения от croco67 отправленного 4 Апр, 2012 в 20:38
Цитата сообщения от валерос отправленного 4 Апр, 2012 в 16:41

Не то, что нынешние одиночки, прущие по 80-100 и более? км в день – превращая поход в гонку на изнурение.

Так разве это плохо?! Если есть здоровье. :D Для тренированного велосипедиста это нормально, остается время и на другие походные радости. Когда-то и мы с Юлианычем по сотне в день делали.

Туристские спортивные походы не должны проводиться ради преодоления расстояний, хоть ты молод и полон сил. В таких походах выхолащивается идея путешествия, которая подменяется узкой спортивной целью – крутить педали и тупо смотреть себе под колесо. Это надо делать на шоссе, занимаясь в велосекции.
Увлечённость дневными переходами свыше нормы приводит к потере туристской специфики, вырождению путешествия – в плохое подобие спортивной езды на веле.
Туризм нечто большее, чем простое кручение педалей на изнеможение в велоспорте. У него большее содержание: расширение кругозора при знакомстве с новыми местами, достопримечательностями, общение с природой, людьми и мн. др.
Какой бы я не был – молодой и здоровый или немощный и старый – я иду в поход, прежде всего – активно отдохнуть и увидеть нечто, а не «взмыливать» себя и группу ради прохождения маршрута. После похода люди должны ждать, с нетерпением, нового сезона, а не плеваться от искусственно созданных, для? чего, трудностей.

Велопоход 1-й категории сложности протяжённостью в 300км должен быть пройден не менее чем за 6 дней - по Правилам проведения туристских походов.
300км делим на 6 дней и получаем – средний ежедневный переход на маршруте – 50км. К тому же необходимо не забыть и про днёвочку.
Отталкиваясь от этого, и согласно существующему в туризме понятию как ЛОГИЧНОСТЬ маршрута, руководитель похода разрабатывает маршрут. И если он планирует вместо 300км на «единичку» 400км, а то и больше, да ещё наматывает в день по сотне км, то остаётся только посочувствовать участникам такого «забега». Получается поход ради похода. Но только не ради удовольствия и отдыха!
Если человек накручивает по сотне км в день не оглядываясь по сторонам, не осмысливая пройденного и того, что предстоит пройти, то теряется смысл такого путешествия. К тому же накапливающаяся изо дня в день усталость, да ещё без днёвок со скудным туристским пайком, увеличивает шанс аварийности на маршруте в любом виде туризма.

Сroco67
Автор

2 ВалероС

Вы говорите прописные истины, которые никто не оспаривает. И касается это многодневных походов большими группами с неравными возможностями участников. Но и там бывают форс-мажоры.

А если едут фанаты езды, которые никого кроме себя не напрягают, то пусть и ездят как им нравится. Имеют полное право. Время и опыт все поставят на свои места.

19.07.05, вт., день третий.

р.Горынь (Мал. Викоровичи) — Белоуша — Бережное — Хоромск — Давид-городок — оз. Перевоз (Ольшаны)

Подъем 8-00 (СЮ — 6-00). С утра б/в, to~25o, вл.~80%, обл.0, роса.

р.Горынь 11-00 — оз.Перевоз ок. 20. За день 59 км.

Погода: to~26o, вл.~70%, вет. SW средн., обл.5-7. К вечеру и ночью дождь (с громом).

Бивак на Горыни, утро.

Прошу прощения. Фотохостинг тормозит и глючит, невозможно работать. Продолжу завтра.

Цитата сообщения от валерос отправленного 5 Апр, 2012 в 16:36

Велопоход 1-й категории сложности протяжённостью в 300км должен быть пройден не менее чем за 6 дней - по Правилам проведения туристских походов.

Ну, наверно, всё-таки не более :)
Вероятно, правила эти сочинялись, когда путешествовали на минских дорожниках, харьковский "Турист" был пределом мечтаний, а возить приходилось брезентовую палатку и ватное одеяло. Сейчас народ побыстрей катает, эт только у меня средняя 14 ;D

Цитата сообщения от degen1103 отправленного 6 Апр, 2012 в 07:42

...
Сейчас народ побыстрей катает, эт только у меня средняя 14 ;D

Валерос скахал что не больше 50км в день - значит так и надо. Слушай старших. Открутил три часа - и хватит. Отдыхай даже если разогреться еще не успел. :]