Туризм и спорт в Беларуси. Свободный сайт для планирования событий спортивной и туристической тематики. Здесь те, кто гоняет во всю мощь.
Этот отчет изначально писался для друзей-знакомых, однако, как выяснилось, по Оболи в интернете не так и много существует рассказов. И что интересно, за время последних отчетов по Оболи на самой реке произошли кое какие, местами - значительные, изменения. Посему предлагаю этот текст здесь, некоторые его моменты могут быть полезны.
Комментарий Вашкова от 24, 10, 2011:
"Более года прошло с момента написания этого, моего первого отчета по водному походу. Теперь на воде я не новичок (хотя до уровня среднего водника еще далеко), потому на многие фразы отчета даже я смотрю с улыбкой. Прошу учитывать этот момент при прочтении, ведь менять что то в тексте было бы нечестно."
Сплав по Оболи.
Река Оболь - правый приток Западной Двины, имеет длину 148 километров, расход воды в устье 19, 4 кубометров с общим падением 55 метров. Вытекает из озера Езерище у одноименного поселка. Протекает по территории Городокского и Шумилинского районов
В ходе размышлений о исследовании Городокской возвышенности где-то зимой где-то в библиотеке я набрел на интересную мысль о том, что так необходимую мне геологическую информацию я смогу добыть из обнажений по рекам – Овсянке, Лужеснянке, Усысе, Оболи конечно-же. Мысль тут же увязалась с воспоминаниями из полевого сезона-2009, когда Оля говорила как то на берегу той же Оболи – «А ведь тут можно было бы сплавиться байдарками, я смогу этим помочь». Оценив возможную отдачу от этого варианта, переговорив со знакомыми водными туристами на счет Оболи и получив ответ «Какие то обнажения там есть» я где то в апреле сообщил о намерениях Оле, и она свои летние слова подтвердила. Запланировали поездку на конец мая. Это автоматически делало бы нашу поездку вне нового закона касательно «маломерных судов» и так далее, но на этот счет я сделал соответствующие бумаги о целях экспедиции и о том, что я являюсь руководителем отряда. Состав также подбирался достаточно просто. Кроме меня и Оли нам было необходимо еще два человека. Одним из них стал Паша из нашего же факультета (Паша имел какой то опыт хождения на байдарках), другим – фотолюбитель и путешественник из Толочина Дмитрий Александрович (далее - Дима). У меня и у Димы не было до этого мая никакого опыта общения с байдарками, потому поездка ожидалась особенно. Но вот наконец-то билеты куплены, лодки погружены в вагон поезда Барановичи – Витебск «Врата Поозерья», Дима подсаживается в Толочине и мы начинаем.
.
ЭМОЦИИ
В Витебск прибыли рано утром 20 мая. И тут же обнаружили неприятную новость (ВНИМАНИЕ! Это случается здесь часто!) – дизель Витебск – Езерище на 8-20 в связи с ремонтом путей был «обрезан» до Городка. Хорошо, что в Витебске рядом с жд-вокзалом находится и автовокзал. Ситуацию разрешаем покупкой билетов на автобус Витебск – Великие Луки отправлением 7-55. Этим самым теряем в деньгах, но выигрываем временем и сохранением сил – автобус выбрасывает нас в 200 метрах от моста через Оболь в Езерище – от станции тащить лодки и вещи было бы куда дольше.
Собирать байдарки можно в 50 метрах от моста вниз по течению, куда для технических целей подведено что то наподобие дорожки. Рядом расположен и магазин, где с Димой докупаем необходимые для путешествия продукты. Оля и Паша в это время уже во всю собирают первое наше судно. В нашем распоряжении будут два «Тайменя-2», достаточно повидавших в жизни, судя по серьезно проклеенным днищам. У одной лодки, впрочем, оказался перешитым верх и выглядела она довольно бодро.
Воды в реке в мае еще много. Не так, как в апреле, когда я наблюдал за рекой, но до уровня августа еще очень далеко. Где то к 13-00 лодки собраны и спущены на воду, вещи распакованы по пакетам и погружены в лодки. Отчаливаем!
Как я уже говорил, у меня и Димы опыт был на нуле, Оля ходила байдарками часто – на давно, Паша – однажды. В итоге первые километры по реке учились и вспоминали ощущения мы все. Результатом этих действий стали неоднократные взаимные столкновения, врезания в лещажие поперек воды деревья и даже берега (это мы с Пашей постарались), прохождение меандров реки по сверхзамысловатым траекториям. С моей стороны все это сопровождалось криками своему капитану Паше типа «Влево!», «Право!» и т.д. Одним словом – эмоции.
Сразу за Езерищем я оставил без должного внимания интересный разрез коренного берега с серыми алевритами. Отсутствие его описания не позволяют говорить точно, но вполне возможно, что эти алевриты могут оказаться усвячского возраста (20 тыс лет). А вот дальше про обнажения можно было забыть – река пошла по широченной заболоченной пойме, очень сильно меандрируя. Зато в русле не оказывалось никаких препятствий и мы очень скоро стали грамотно ловить течение, увеличив скорость передвижения, любуясь унылыми заболоченными пейзажами с бобровыми хатками и чахлыми березовыми рощицами да камышом.
К часам четырем Оболь приняла справа речку Черную (вытекающую из озера Исса) и повернула к югу. Пойма стала заметно сужаться, а скоро мы увидели наконец-то пригодный для высадки берег. На берегу в сосновом бору я сделал наконец-то первую запись в геологическом дневнике, а ребята организовали перекус. Тут же мы были люто атакованы комарами, которые несколько скрасили нам долгожданный выход на землю (при долгом перемещении на байдарках с непривычки всё здорово затекает, особенно ноги).
На отрезке реки от нашей ТН ОБ1 до деревни Лаптевка река нас здорово повеселила. Тут её долина пропиливает поверхность зандровой равнины широтного простирания – течение убыстряется, на дне появляются валуны различной величины, местами скопления отдаленно напоминающие пороги. Эмоций тут у меня прибавилось особенно – ведь берега реки частенько отвесно обрывались по 3-5 метров, достигнув наибольших отметок уже у деревни Лаптевка – до 9 метров! Обследовав эти места я понял лишь одно – сюда ну просто необходимо вернутся и описать всё более основательно. Особенно я обрадовался, когда у обнажения Лаптевка по урезу воды обнаружил «шоколадные» глины – это действительно стоящие места!
В таком приподнятом геологическом и туристическом (мини-пороги всех здорово развеселили) настроении мы мигом прошли мосты у Лаптевки и Ломоносово по сильно заваленному деревьями руслу реки. Прорвались до моста у д. Ключегорская, где я уже бывал пешком летом 2009-го, и там стали на первую ночевку (около 21-20). Воду добыли в деревне Плеханы, где между прочим, три раза на неделю открывается магазин. Что бы понять, насколько это удивительно, нужно просто побывать в тех местах, насколько там всё глухо в смысле человека и чисто в смысле природы. Это особенная Беларусь.
ТРУДНОСТИ
Следующий день начали не слишком рано – сделав скидку на полуразрушенную предыдущую ночь в поезде и довольно позднее время прихода на стоянку. Снялись около 9-00, начав путь тут же с крутых поворотов и перекатов – Оболь здесь петляет между моренных холмов. Кругом было множество обнажений с поозерской мореной. Я выбрал наиболее представительное, отметил характер пород и отобрал наконец-то пробу морены на гравийно-галечный материал. Забегая вперед скажу, что такого тяжелого суглинка отмывать мне еще не приходилось нигде и никогда доселе.
Но совсем не эти трудности готовили нам эти моренные холмы в этот день. Когда я покидал обнажение, то взобрался на верх обрыва и увидел, что река делает в этом месте серьезный разворот, а за этим поворотом доносился рокот воды. Первыми за поворот пошли Оля и Дима, мы же с Пашей несколько замешкались, а когда прошли поворот услышали громкий крик Димы – это не было похоже на стандартное предупреждение об опасности. Еще пару метров по бурлящей воде – и мы увидели прибитую к стволу дерева перевернутую байдарку, рядом с ней по плечи в воде Олю и бегающего по берегу Диму. Они перевернулись!
Мы решили действовать быстро – да настолько быстро, что в итоге сами налетели на отмель и вместо экстренной помощи были временно вынуждены решать свои проблемы. В итоге побросали вещи, прыгнули в воду, вытащили лодку на берег и бросились вплавь на помощь к Оле.
Помогать было впрочем уже особенно нечем – разве что ловить вещи, активно вымываемые водой из лодки. А когда я вытащил нерасчетливо незапаковынный Пашей в пакет его рюкзак лодка, полная уже воды, сделала нырок под дерево, да еще едва нас за собой не пронеся. Это, впрочем, было единственное решение ситуации на тот момент – вместе с Олей мы выловили «Тайменя» на каменистом отрезке реки и вытащили на берег. Было около 10-10 утра. День начался сложно.
Предварительные результаты аварии были неутешительными. Намокшие вещи – ничто по сравнению с тем, что унесло водой одно весло, посуду, чехол от байдарки, фотоаппарат Оли. А фотоаппарат Димы оказался подмоченным и к работе оказался непригодным. Так или иначе, все избежали травм, в том числе сильных травм – сама лодка. По крайней мере, вычерпав из неё воду к дальнейшей дороге она оказалась пригодна. На месте крушения решили не задерживаться, надеясь выловить унесенные вещи дальше по руслу реки. Паша прорубил в опасном месте (причиной переворота лодки стало лежащее под и немного над водой дерево, полностью перегородившее русло реки в этом месте + быстрое течение) проход, наша лодка забрала побольше вещей на борт и мы двинулись дальше. Нам еще повезло. Весло и Олин фотоаппарат выловили в метрах 500 от места крушения, причем фотоаппарат даже оказался сухим.
Мысли наши были связаны с Ключегорским водохранилищем, на котором мы думали стать на капитальную стоянку и оценить все масштабы нашего подмокшего положения. Водохранилище судя по карте было совсем рядом, скоро и река стала спокойнее, но…
Водохранилища больше нет и уже не будет. Его плотина полностью разрушена (сожжена) и размыта водой. Через это место река пробивается на очень большой скорости, прыгая по камням и огибая деревянные столбики. Не знаю как - но обе наши лодки преодолели этот опасный участок без сучка и задоринки, не задев ни одно препятствие на пути.
В этом месте стоит остановится. Кругом замечательные пейзажи. На месте бывшей дамбы водохранилища раньше к тому же видимо была старая мельница и усадьба, местоположение которой читается по старому саду, а рядом расположены остатки старого погреба с каменными стенками. Место прорыва рекой плотины – а заодно и моренной гряды также особенно красиво. В смысле геологии это место для меня – настоящая находка. Сюда нам предстоит сходить летом этого года – обнажение поозерской морены просто шикарное! По незнанию дел мы не посетили здание заброшенной Ключегорской ГЭС (0, 2 км к востоку от места прорыва), хотя этот объект того стоит.
Ниже бывшего водохранилища река становится более спокойной, а русло сужается. Тут оказалось немало сложных участков как раз из-за небольшой ширины реки и множества завалов, через парочку даже пришлось прорубать путь при помощи топора.
Где то к 14-00 достигли очередных знакомых уже мне мест – моста на дороге Вировля – Холомерье. Несколько позже моста река подходит близко к озопободной моренной напорной гряде эталонного вида, который можно наблюдать только в Поозерье. Тут предполагалось стать на обед, но место так приглянулось народу, а с последствиями аварии приходилось также считаться, что тут же мы остановились и на ночевку. Погода стояла отменная, потому все вещи были подсушены, Паша и Оля сходили в деревню Оболь, где взяли воды и в магазине приобрели кастрюлю вместо потонувших котелков. Находчивость Димы позволила очень удачно преобразовать эту кастрюлю под костровые условия. Палатки поставили тут же на гребне гряды, в итоге получили замечательное место ночевки с относительно небольшим количеством комаров – ибо близко к реке от них стоял настоящий звон.
УСИЛИЯ
Третий день должен был стать во многом восполняющим потери в графике дня второго. Встали мы пораньше и около 8-10 уже во всю махали веслами в сторону озера Оболь. Подтопленная вчера Олина лодка обошлась даже без подклейки, поступление в неё воды не превышало после аварии допустимых объемов. Река скоро вышла на болотистую местность, вода начала разбредаться по пойме. Встретился старый разрушенный деревянный мост через реку, что собрал перед собой завал из различного рода мусора и в том числе большой дохлой туши кабана. Мы с Пашей попытались было пройти рядом с этим бедолагой, но в итоге нашли проход левее моста, петляя между поваленных опор и переборок моста. Тут нужно быть осторожным и не зацепить нигде лодкой старую скобу, коих в деревянные брусья вбито немало.
Очень скоро за мостом река распалась на несколько проток – место впадения в озеро Оболь. Озеро это заплавное, площадью около 0, 3 км2, глубиной не более 2, 8 м. Дно заторфовано, берега очень сильно зарастают камышом – нормальных выходов на берег мы так и не увидели. На озере водятся лебеди – один из низ встречал нас непосредственно в начале, другие поджидали уже в глубинах озера. Всего мы увидели стаю в не менее чем 10 особей.
Само озеро добавило нам сложностей. Мало того, что течение теперь нисколько не помогало продвижению, так еще ближе к выходу из озера оно оказалось целиком закупоренным плавучими островами. По началу мы решили поискать другой выход, в итоге покрутили по камышовым лабиринтам и вернулись ни с чем в исходную точку на середине озера – стали пробиваться через камыши, плавучие острова беря тараном. В итоге все же пришлось покинуть судна, забравшись на шаткие островки и протягивая лодки вперед. Хорошо, что пробиваться пришлось совсем не много – сложный участок оказался не более 20 метров, а далее вновь пошла открытая вода, скоро появилось течение, и за мостом в дороги Оболь – Устье – Коновалово мы продолжили путь по реке.
После озера река довольно спокойна, постепенно она уходит от Городокской возвышенности – порожистые участки тут не встречаются (с майским уровнем воды по крайней мере), ширина русла позволяет легко обходить завалы.
Близ деревни Кисели притормаживаем – я отправляюсь исследовать очень интересный песчаный холм высотой под 30 метров. Этот камоподобный холм имеет «трехлучевое» строение. На верху издавна и ныне расположено кладбище д. Кисели. Сверху открываются великолепные пейзажи. Эти места также будут посещены нами летом.
Продолжаем путь по спокойной реке далее на юго-запад, налегая на весла – течение реки не слишком то помогает продвижению вперед. Близ Пролетарска сворачиваем из главного русла на канал, что позволяет в этом месте выиграть некоторое время. На канале встречаем несколько завалов из камыша, через несколько проскакиваем, но один осилить не смогли – тут пришлось сделать небольшой обнос преграды. У моста у д. Пролетарск были около 14-20, пополнили запасы воды и немного ниже по реке, у д. Хаменки стали на обед. Ближе к д. Ставица мной был описан разрез с моренными отложениями предварительно отнесенных к айсберговой фации – находка не такая частая (полевые исследования в августе это предположение опровергли).
После дневки дорога пошла несколько веселее. Мерное течение реки было нарушено пересечением у д. Шавеки старой плотины, очевидно, водяной мельницы. Паша во всю подбивал нас пройти это место с ходу, после более подробного осмотра участка согласился на провод лодки через мини-водопад. Но в итоге, отсекая ненужный риск (место оказалось на удивление неудобным) мы просто обнесли эту преграду.
За деревней Шавеки мы окончательно покинули отроги Городокской возвышенности – потянулась Полоцкая низменность. Долина реки почти на всем протяжении здесь имеет высокую песчаную пойму, фрагментарно выраженную терассу. И довольно часто 5-9 метровыми уступами вскрывает строение прибрежной террасы Полоцкого приледникового палео-озера. На одном из таких разрезов под песками мне удалось обнаружить и выходы моренных супесчаных отложений.
Река в этих местах течет красиво – несмотря на накопившуюся за день усталость, мне понравилось там идти. Местность лесистая, тихое течение реки. Скоро справа принимаем реку Свина, чуть позже – Красомай. Кругом уже долгое время ходят грозовые тучи, постоянно слышен гром. Около 19-45 решаем остановится на ночлег не доходя до д. Козьяны. Мест для ночевки здесь на всем протяжении реки предостаточно – выбираем приглянувшуюся террасу. Дождь было пошел, но тут же прекратился. Также он пытался идти ночью – но утро все равно выдалось погожим.
МУДРОСТЬ
Последний день нашего продвижения по Оболи мы начали опять достаточно рано, снявшись на воду около 8-00. Поскольку Городокская возвышенность оказалась за спиной, геология местности теперь меня интересовала в меньшей степени – многочисленные здесь обнажения я описывал сокращенно, хотя за день южнее Козьян отобрал еще одну пробу морены на определение гравийно-галечного состава морены. Оболь постепенно выходит на Шумилинскую моренную равнину – долина становится более узкой, с хорошо ограниченными склонами. За д. Ждановка по берегам выходы песков полностью сменяются моренными отложениями. Русло широкое, течение очень спокойное. Опять приходится налегать на весла. Около 11-30 проходим д. Мишневичи, где думали сниматься на случай сорванного графика. Время однако еще есть и мы двигаем дальше – к деревне Цавьи. После впадения в Оболь слева Усысы река становится еще более спокойной, русло не может петлять сильно в моренных берегах – потому часто сильно спрямленное. Спокойствие порой лишь нарушается островами среди реки, близ которых течение усиливается. Видимо такое спокойное продвижение и сыграло со мной и Пашей злую шутку – на одном из таких перекатов мы с ним смачно налетели на отмель.
Но в целом можно сказать, к четвертому дню поездки мы с Димой обрели первую мудрость сплава по рекам. На спокойных участках я бы наверное уже запросто и в роли капитана справлялся. Очень большие результаты дала эта поездка и в плане применения сплава по рекам как способа геологического изучения территории. Результат великолепен – по сути за трое полных суток ходу я сделал 9 хороших точек наблюдения, наметил для изучения более 10 разрезов, было отобрано 4 образца морены на определение петрографии гравийно-галечной фракции морены. Так что в следующем году очевидно – Овсянке и Усысе быть!
А пока мы пристали к берегу под мостом в деревне Цавьи и под солнце и ветер хорошо просушили и разобрали лодки. До станции Ловша отсюда можно уехать в 18-00 и 20-30 на дежурном микроавтобусе, что ходит сюда на ферму, но на первый мы не успели, а второй не успевает к дизелю на Витебск. В итоге выручил дядька на джипе, что разом забрал все наши вещи и нас сразу до станции.
Дизель на Витебск уходит в 20-40. Во время ожидания поезда нас как водных туристов распознал местный дядька, что начал рассказывать нам свои истории сплава по рекам Поозерья. В Витебске мы тут же пересели на наш Витебск – Барановичи. Поездка заканчивалась, но ведь полевой сезон только начинался!
*Выражается благодарность Диме, Паше, особенно Оле за предоставление байдарок для этого мероприятия, моему научному руководителю а также дядьке на джипе, что подвез нас от д. Цавьи до ст. Ловша.
Вашков Андрей, май 2010*
Андрей классный отчёт!
История Ключегорской ГЭС и ее поджог обсуждаются в отдельной теме:
https://poehali.net/forum/turizm/tur-boltalka/istoriya-kljuchegorskoj-ges-i-ee-podzhog/