Туризм и спорт в Беларуси. Свободный сайт для планирования событий спортивной и туристической тематики. Здесь те, кто гоняет во всю мощь.
Город Узда, центр Узденского района Минской области имеет всё, что подобает иметь любому районному городу Беларуси. Тут есть и современные 5-этажные кварталы, и центральный проспект (называется улица Советская) с шестью полосами движения (по три в каждую сторону), который, как и во всех других районных городках, украшен знаками 40, и большой универмаг, и современная больница и много ещё всякого хорошего соцкультбыта. Но нас больше интересовали старые кварталы города - улочки старинного местечка, историческая застройка, храмы, откуда мы (мой друг Владимир и я, Ростислав) и решили начать наше путешествие.
Как оказалось, охраняемых автомобильных стоянок в Узде нет, поэтому машину решили, по уже сложившейся традиции, оставить на гостевой парковке возле Узденского РУВД.
Собрали велосипеды и в путь.
В нескольких десятках метров от здания РУВД начинается исторический центр города, состоящий из двух, расположенных одна за другой площадей. Первая из них называется Красная площадь. Для тех, кто уже в силу своей молодости не застал СССР - точно так же называется главная площадь в нашей бывшей столице - городе Москва.
На Красной площади находится Церковь Святых Апостолов Петра и Павла, построенная в 1905 году.
За церковью небольшой погостик. Интересно, что надмогильные памятники расположены надписями не в сторону захороненного, как это обычно принято у христиан, а в противоположном от могилы направлении, как у евреев и мусульман.
Рядом с Красной площадью расположена площадь Свободы. На площади находится Костел Воздвижения Св. Креста 1798г. Здесь можно посмотреть, как он выглядел раньше, пока советская власть его не приспособила для хозяйственных целей.
Там же, на пощади Свободы есть памятник Ленину. Вместо надписей на памятнике присутствует только большая красная звезда. Почему так сделано, неизвестно. Мы предположили, что, скорее всего, авторам памятника просто очень рифма понравилась: Узда - звезда...
Немного сохранившейся исторической застройки. На здании сохранились следы какой-то надписи.
В квартале от пощади свободы, на углу улиц Школьной и Революционной небольшой скверик. Это всё, что осталось от еврейского кладбища, никаких намёков на то, что здесь когда-то были похоронены люди не осталось.
По улице Первомайской поехали в сторону юго-западной окраины города. За небольшим прудом вправо отходит асфальтовая дорожка.
Дорожка приводит к кладбищу. Местные умельцы вырезали из дерева фигуры святых и иконы. Думаю, что такая брама также является одной из достопримечательностей города. Ничего подобного я нигде больше не видел.
За брамой надо свернуть налево. Через несколько десятков будет усыпальница рода Завишей - хозяев имения в Кухтичах (теперь Первомайск).
Построена усыпальница в 1800г.
Когда находишься возле такого сооружения мыслимое ли дело не залезть внутрь?
Как и ожидалось, обитателей усыпальницы вытащили из мест упокоения и где-то перезахоронили. Будем надеяться, что так и было, хотя при советской власти могли и просто выкинуть. Без всякой причины. Только вследствие классовой неприязни к эксплуататорам.
Интересно, что погребальные ниши очень маленьких размеров. Современного взрослого человека поместить в такую невозможно.
По улице Советской выехали из Узды в строну деревни Могильное. Через несколько километров свернули направо в сторону Кухтичей.
Кухтичи состоят из двух частей. Асфальтовая дорога идет вдоль той части, где расположено правление, более новые дома. Проехав справа на старом кладбище увидели полуразрушенную деревянную церковь XIXв.
Церковь закрыта на новый замок. Видимо, это всё, что смогли сделать для её спасения...
Попробовали через окно рассмотреть алтарь, но он скрыт за обвалившейся крышей.
Назад поехали через старую часть Кухтичей, за деревней по дороге никто не ездит, все предпочитают сворачивать на асфальт. По заросшей травой насыпи поехали назад на дорогу в Могильно.
По бывшей дороге вернулись на трассу Узда - Могильно, вскоре проехали речку Уса.
От Узды до моста через Неман 16 километров асфальта. Движение по дороге достаточно интенсивное. Из 5 проезжающих машин 4 будут с минскими номерами. Несмотря на достаточно большое расстояние до Минска, дачники активно осваивают это направление. Местами дорога очень красиво проходит в туннеле образованном нависающими ветками деревьев.
Перед мостом через Неман, возле стеллы, посвященной, судя по наличию водных мотивов в раскраске, этой красивой реке устроили небольшой привал.
Полюбовавшись на убегающий в Столбцов, и ещё дальше, в Гродно и в итоге в Балтийское море Неман, поехали по своему маршруту.
Пока смотрели на воду, появилась идея однодневного водного маршрута. Возле моста через Усу, который мы недавно проезжали собрать байдарки, по Усе доплыть до Немана и затем двигаться туда, где мы сейчас находимся.
В Могильно повернули на юг, в направлении деревни Костеши.
В 90-е годы жилой дом в Могильно был выкуплен православной общиной, намного доработан, и получилась такая вот Церковь Св. Николая, в которой могут получить духовное окормление местные жители и многочисленные дачники.
От Могильно до деревни Ерши идет современная асфальтовая дорога. Вдохновленный отличным накатом и отсутствием автомобильного траффика решил потренироваться фотографировать на ходу.
Свернули в деревню Ерши. В далёком 1982 году я, первокурсник Минского мединститута был здесь на картошке. С тех пор ни разу в Ершах не был. В годы застоя жизнь в деревне била ключом - было множество местной молодежи, постоянно сновали тракоры, кони, роились различные люди, работавшие какую-то работу, ежевечерне проходили стихийные дискотеки. Теперь это типичный дачный поселок с асфальтированной улицей, типовыми заборами и почти полным отсутствием людей. Видимо, поколение моих ровесников выросло, перебралось в Минск, стариков забрало с собой и периодически выпускает их в деревню летом...
Проехали Ерши, и по укатанной, очень комфортной для еды грунтовке направились через лес в сторону древни Головни.
Леса чередовались с полями, полное отсутствие людей и машин, дорога все такая же укатанная и вскоре показалась деревня Явищи.
Каких либо исторических или природных достопримечательностей в Явищах мы не обнаружили, зато нашли интересный техногенный объект. Объект перекрыл выезд из гаража, в котором, судя по размеру ворот, хранятся ещё два каких-то объекта поменьше.
В конце Явищей перекресток. Налево отходит дорога на Костеши, прямо - более мелкая грунтовка на Телядовичи. За деревней проходит граница между Узденским и Копыльским районами.
Оставили позади Узденский район и поехали по Копыльскому. Вместо дачных поселков пошли обычные деревни с темными домиками и заросшими обочинами.
Речка Турья несет свою воду чтобы помочь набраться сил Неману.
Ещё немного укатанной грунтовки, и мы приехали в Телядовичи.
Церковь Св. Троицы. Как гласит табличка, церковь построена в XVII веке.
Сама табличка тоже является историческим памятником. Установлена ещё в советское время.
Если сейчас различного рода правонарушителей к ответственности привлекают, то в давнишние времена, закаленное борьбой с многочисленными врагами народа и расхитителями социалистической собственности советское государство к ответственности подвергало.
Церковь красивая, интересной архитектуры. Часть изображение святых уже обновили. часть ещё дожидается своей очереди.
В церкви шла служба. Несмотря на то, что людей практически не было (мне вообще показалось, что батюшка был один), заходить в храм в спортивных костюмах мы посчитали неэтичным, и, усевшись на крылечке, внимали чарующим молитвенным песнопениям. У батюшки был очень красивый и мощный бас.
Из пней деревьев, когда-то росших вокруг церкви сделаны столики со скамейками вокруг, за которыми мы перекусили и двинулись дальше.
Недавно построенная церковь в деревне Песочное.
Деревня Песочное. В Копыльском районе, видимо, проводится какая-то компания но металлосбережению. Все дорожные знаки очень маленького размера, примерно как обеденная тарелка. Не уверен, что ответственные товарищи использовали своей головной мозга в момент принятия решения. Увидеть знаки подобного размера из движущейся машины можно с трудом и не всегда.
Где-то поблизости выпускают такие вот штуки с колесом. Ими с целью украшения обвешано большинство объектов торговли и общественного питания в Песочном.
Сразу за Песочным переехали по мосту совсем ещё юный Неман. Где-то в тех дальних кустах при слиянии Усы, Лоши и Неманца начинается эта река.
Сразу за мостом повернули налево, немного проехали по грунтовке и оказались в Наднемане.
Доминируют в деревне руины панских хозпостроек, вокруг которых стоят деревенские дома.
Домов в деревне немного 5 или 6. Дорога упирается в ворота усадьбы.
Ворота можно объехать справа, и по слегка обозначенным тропинкам или напрямую по траве покататься по территории усадебного двора разглядывая руины дворца.
От самого дворца осталось уже совсем немного.
В 1980-е, будучи совсем начинающим студентом, я ещё застал дворец, когда он выглядел вот так (фото отсюда):
Зимой в 1995 года как-то под утро башня с громыханиями всяческими, приличествующими моменту, упала на землю. Осталось то, что осталось...
Интереснее смотреть дворец поздней осенью, когда листья не скрывают стены и можно рассмотреть сохранившиеся контуры дворца. Сейчас я просто лазил по внутренним переходам, пытаясь представить себе, что и как тут было.
Количество комаров превышало всякие разумные пределы, тучи злобных насекомых норовили облепить лицо, руки и любые другие подходящие для кровососания участки тела. Ещё немного побродив по остаткам дворцовых помещений решили выбираться на открытый воздух.
На историческом сайте Андрея Дыбовского можно посмотреть, как дворец выглядел до 1882 года
Отправившись от дворца на север, проехали мимо руин хозяйственных построек.
Дальше по полевой дороге до леса и затем по полю вдоль лесной опушки.
Там где колеи становятся менее накатанными будет небольшая полянка. С этой полянки видно место усыпальницы хозяев дворца.
Якуб Наркевич - Йодко - известный учёный, много чего хорошего сделавший за свою жизнь, чье имя сейчас незаслуженно забыто.
В 2005 году усыпальница была облагорожена - контуры выложены камнем, установлены новые надгробные памятники, выкопан из земли сохранившийся старый (на снимке старый памятник посередине) Сам склеп с захоронениями был замурован и засыпан землёй чтобы не тревожить прах покойных.
Комаров возле усыпальницы не меньше, чем возле дворца, поэтому смотрели быстро. Дальше направились в деревню Подъельники по укатанной лесной грунтовке.
За Подъельниками переехали по мосту реку Уса. Это был последний мост через Усу, через несколько сот метров она готовится сливаться с Неманцем и становиться Неманом.
До деревни Каменное дорога идет по насыпи между Неманцем с одной стороны и мелиоративной канавой с другой. Заблудиться невозможно, потому что никуда свернуть с дороги нельзя. Пользуясь моментом совершенствую навыки фотосъемки в движении.
На окраине Каменного лежат валуны, которые сюда когда-то принёс ледник. К валунам лучше добираться через деревню, местные жители охотно подсказывают, как лучше доехать.
Камни большие, один из них более плоский, на нем мы устроили привал и перекус.
Второй камень выполнял эстетическую функцию, во время перекуса мы на него медитировали.
Следующим пунктом нашего маршрута была деревня Низок, в которой родился белорусский поэт Кондрат Крапива. Оттуда собирались направиться в Первомайск и далее в Узду к исходной точке. По кате-километровке, навителовской карте и километровке от Белкартографии за 2010 год в Низок отмечены две дороги - одна "улучшенная грунтовая" по насыпи, даже километраж указан, вторая - непосредственно от Каменного проселок. В реале есть только проселок. Про "улучшенную" никто из местных не знает, мы её тоже не нашли. Отправились пробовать проселок.
Пока проселок шел через болото, ехалось нормально, но как только заехали в лес, дорога превратилась в глубокую колею, до краёв заполненную водой. Колея эта шла по глине достаточно густой, чтобы качественно перепачкаться. Представив, как после форсирования такой дороги будем везти велосипеды домой, и как после того, как мы их довезём, будет выглядеть салон джипа, я проявил постыдное малодушие и слабость характера, вследствие чего деревня Низок и усадьба "Кухтичи" в Первомайске не были достигнуты.
Продолжили маршрут по насыпи вдоль Неманца в сторону дороги Р61.
Последний раз посмотрели на канаву под названием Неманец, которая впоследствии станет настоящим Неманом.
Дорога Р61 Копыль - Узда.
Немножко поездили по узденским улочкам, сохранившим атмосферу старого еврейского местечка. Казалось, что время здесь почти остановилось. Если бы снять асфальт и обнажить старую булыжную кладку мостовой, да убрать с дороги "Жигули", то с довоенных времен тут ничего не изменилось.
Вот и всё. Завершив круг, проехали 82 км.
Под любопытными взглядами дружелюбно настроенных милиционеров грузим велосипеды и домой.
Отличный отчет. Будто сам прокатился. Трека или карты только не хватает для полной идилии )
совершенно случайно наткнулся на ваш сайт rostislav.by и был приятно удивлен. отличная и очень приятная статья, все грамотно написано и как есть на самом деле без выдумок от себя. отличные фотографии, все места мне родные и знакомы, я сам Песочное знаю не понаслышке :) и мне стыдно признать это, но в некоторых местах на фотографиях я не был, неманца не видел, в низке не был, и дальше костешей от могильного не заезжал, и вообще я вам завидую, хотелось бы и мне такого друга, который тоже захочет поехать на велосипеде в путешествие за компанию, но его с дивана не поднять, и велика своего нет. вот. кстати, не знаю будет ли вам это интересно. захоронение в наднемане по слухам было ограблено мародерами во времена ссср, гроба там были цинковые, они и были вырыты и украдены, а кости просто разбросаны по всей территории и люди их потом собирали по одной, но это слухи. а еще от костешей до песочного расстояние полтора километра на самом деле, мы летом к девчонкам в костеши ходили, там тропинка по пойме идет, на велосипеде вполне можно проехать, один раз ИЖ ночью чуть не утопили в болоте, еле достали |-)) очень там красивый молодой лес-самосей подрастает, очень и очень красивое место. а еще есть деревня лавы, недалеко от костешей если я не ошибаюсь, очень большое водохранилище, тоже, пожалуй стоило бы посмотреть. а так, в целом вы всё увидели, наверняка не один день готовились к этому путешествию. спасибо за статью. скопировал её на стену вконтакте. буду дальше читать о ваших путешествиях, присматривать красивые места, быть может летом и выберусь куда-нибудь с кем-нибудь
Отличный отчет :) Красивые фото :D Спасибо !
У нас в Узденском районе все собираются сделать обзор веломаршрутов, а тут такой хороший уже сделан. Спасибо Ростиславу!