Вверх по Вяче, вниз по Удре. По следам двух классиков. ВелоПВД, май 2012 г.

Сroco67
Автор

Чым жаваць чужы хвен шуй,—
Свой уласны раскаштуй!
Якуб Лапатка, “Вяртанкі”.

Просыпаюсь, как повелось, в 7 часов — и к окну. На градуснике +22, солнышко сияет так, что аж блики на мостовой, и ничто пока не предвещает предстоящего метеорологического катаклизма. Можно, более того, нужно ехать!

— А давай встретимся на час раньше! — вещает телефонная трубка бодрым голосом MarAl’a — уговори Игоря.
Уговорить не удалось, поэтому придется встречаться, как запланировали, в 9-30 на Кольцевой у Цнянки.
Но мне дома уже не сидится, выезжаю почти на час раньше, еду не спеша по утреннему городу, пронизанному солнцем. Путь лежит вдоль канала Слепянской водной системы с каскадом плотин, мостиков, с рыбаками и выгуливателями собак.

Выезжаю на улицу Калиновского,

ведущую к храму.
Храм этот «троянский», презентованный в начале века тогдашним мэром Москвы Лужковым «братам-белорусам» с целью дальнейшего укрепления позиций РПЦ в Синеокой. Так сказать, from Лу to Лу. Начали строить, а потом спохватились: что же это получается: российский храм будет стоять на улице… имени Калиновского! Кошмар!.. Срочно переименовать улицу! Ситуацию спасла небольшая безымянная улочка с другой стороны от церкви. Назвали ее Всесвятской, и приписали храм к ней. И вот она перед Вами, во всей красе.

А для меня эта улица сегодня хороша еще тем, что приводит к мосту через Кольцевую, где я должен встретится с Игорем. Встречались мы по следующей перпетуальной схеме:

*Как-то шел я через мост. На мосту ворона сохнет.
Взял ворону я за хвост, положил ее под мост.—
Пусть ворона мокнет.

Вновь иду я через мост. Под мостом ворона мокнет.
Взял ворону я за хвост, положил ее на мост.—
Пусть ворона сохнет!

Едем дальше, видим мост. На мосту ворона сохнет.
Взял ворону я за хвост……..
……………………..*

В общем, сижу я на мосту, жду Игоря. Сижу 25 минут. Наступило и прошло время «Ч», а встреча все как-то не вытанцовывается… Но не зря же мы живем в 21 веке в эру мобильных телефонов и прочих чудес. Оказывается воро… Игорь тоже 25 минут сидит и ждет, но не на мосту, а где? Правильно, под мостом! И вот он, счастливый миг нашего воссоединения (на мосту).

Помчались мы с попутным ветром нагонять время. И успели ровно в назначенный срок! Саша (MarAl) не зря приготовил фотоаппарат. (Тут я получился в позе Северного Оленя (Северные братья поймут.) — каюсь,— кратковременный приступ мании величия ;D

К начальной точке маршрута путь преграждал крутой откос, но что он нам, со свежими силами!

И вот, наконец, мы все вместе, и я позволю себе рассказать о предстоящем путешествии.

Мероприятие проводилось в рамках наших (почти) ежегодных традиционных весенних покатушек на Удру. MarAl уже осветил этот походик в своей коллекторной теме «…Веловёсны...» Там же он волюнтаристски заявил, что некоторые упущенные подробности похода я изложу в отдельном отчете. Вот, теперь и приходится отдуваться…
Итак,

1. Нитка маршрута: Мінск (Цна)—Бараўцы—Дафарэнцыя—Мачаны—Маркаўшчына—Вяча—Алекшыцы—Беларучы—Прысёлкі—Малыя Гаяны—Сухая Гара—Вялікія Бясяды—Харужанцы—Акопы—Карпілаўка—Заходняя частка Руднянскага леса, рр.Удра, Цёплы Стан—Манылы—Кукеляўшчына—р.Удра (Сьвятыя Крыніцы)—вадасховішча Удра—Удранка—Радашковічы—Рогава—Казёкава—Мінск.

Обзорную схему маршрута MarAl привел в упомянутом отчете — не буду повторяться.

2. Время поездки: 12 и 13 мая 2012 г.

3. Участники: Сергей (Croco67),
Саша (MarAl),
Игорь (без ника),
Сергей (Барадзед) — собирался пройти весь маршрут, но потом внезапно вспомнил, что у него эта суббота рабочая, и приехал вечером на бивак на машине с велосипедом в багажнике.

4. Пройдено ок. 120 км.

Путь лежит сперва вверх вдоль русла Вячи, затем переваливает водораздел Белорусской гряды (Логойской возвышенности) и идет вниз по течению Удры, несущей свои не слишком обильные, но кристально чистые воды через западную часть Руднянского леса — огромного и сравнительно мало испорченного цивилизацией лесного массива в районе Белорусской гряды. Среди основных целей похода — посещение Святых криниц на Удре, знакомство с Радошковичами и гидроразвязкой в его окрестностях, продолжение изучения остатков Минского укрепрайона. И, практически весь маршрут проходит через места, связанные с жизнью и творчеством Янки Купалы и Ядвигина Ш.

Наш путь я по ходу изложения буду иллюстрировать пятью крупными фрагментами карты. Так они лучше читаются в форумном формате.

Карта 1 Карта 2

Место встречи и начало совместного пути показано на Карте 1 жирной красной точкой. Cиний пунктир — путь подъезда Croco67 и Игоря, лиловый — MarAl’a.
ПОЕХАЛИ! (по красному).

Сначала небольшой участок грунтовой дороги между полей рапса и тимофеевки. А после пересечения дороги Заславль—Колодищи пошло чередование асфальта и бетонки, и так до Боровцов. Потом до деревни Вяча немного гравийки, а дальше — снова асфальт.

Первая остановка на траверсе свхз.Большевик. Игорь знакомится с маршрутом (а вы с ним уже знакомы :) )

На въезде в Боровцы.

В Боровцах некоторое время жила семья Луцевичей, и здесь начался осознанный творческий путь поэта. Як пішуць літаратуразнаўцы, менавіта ў Бараўцах Ясь Луцевіч ператварыўся ў Янку Купалу. Усадьба не сохранилась, памятных знаков пока нет, но ходят предложения о включении Боровцов в комплекс Купаловского заповедника. А што, выдатны краявід, ці не так?

Следующая волнующая точка на маршруте — деревня с вот таким загадочным названием.

Посмотрите еще раз на карту. Там написано «Дифференция». И так же было написано на дорожных указателях вплоть до конца 90-х. Сам это хорошо помню, и всегда думал, что там проживают адепты дифференциального исчисления. А что,— нормальное для белорусов занятие! Когда указатели заменили на «Дафарэнцыя», общество раскололось на два лагеря. Назовем их условно «математиками» и «пофигистами». Математики консервативно защищали старую точку зрения, а реформаторы-пофигисты утверждали, что любители вечерком за рюмкой чая порешать диффуры все уже вымерли, а пришедшему им на смену поколению «всё до фары», до фонаря то есть.
И чем это кончилось, как вы думаете?
На помощь пришел Его Величество Интернет. Простое гугление дает красивое и убедительное объяснение феномена. Перескажу его своими словами.

Жил-был на Логойщине белорусский магнат, граф Тышкевич (весьма известный, кстати). И выписал он в середине 19 века из Европы лекаря-мадьяра по имени Ференц (тоже, весьма рядовое венгерское имя). Лекарь сей лечил не только графскую семью, но не отказывал в помощи и простым сялянам, чем снискал громадную популярность в округе, а имя его «переперли» на белорусский копыл и называли Фарэнцы (ці Фарэнцый). Вскоре он получил от графа земельный надел, построил дом, аптеку, лечебницу. І ўсе ішлі лячыцца да Фарэнцыя. Закончилась история… как всегда. Местные знахари, у которых ученый доктор отбил всю клиентуру, в одну прекрасную ночь сожгли его поместье вместе со всеми медицинскими причиндалами.
Вот такая грустная и банальная история. А мы «выезжаем» из Карты 1 и теперь отслеживаем наш путь по Карте 2.

В Дафарэнции попадаем на шоссе Вишневка—Острошицкий Городок, проезжаем по нему 500 м, и сворачиваем налево, потом через 500 м еще раз налево, и очучаемся на берегу вдхр.Вяча, в его верхней, узкой части. Вот что пишут про Вячу в умных книжках:

Вяча — река в Логойском и Минском р-нах в бас. Днепра.
Длина 40 км.
Площадь водосбора 297 км.кв.
Среднегодовой расход воды в устье 0, 8 м.куб./с
Общее падение 80 м.
Средний наклон водной поверхности 2%.
Начинается на северо-западе от д. Селище (Селішча) Логойского р-на, протекает по Минской возвышенности, впадает в Заславское водохранилище возле д. Семково Минского р-на. На реке расположено водохранилище Вяча.
Долина реки трапециевидная, шириной 200-300 м. склоны пологие и умеренно крутые, высотой около 2, 5 м. Берега низкие, пологие. Пойма шириной 50-100 м. русло извилистое, от устья на 13 км канализовано. Ширина реки в межень 4-8 м.
Протекает в зонах отдыха Вяча и Минское море.

С легким пренебрежением бросаем беглый взгляд на матрасно-отдыхающую публику, и направляемся к началу вдхр.— мостику через приток Вячи.

Здесь же, на микроострове, растет чудесный дуб.

Следующие 12 км мы будем ехать по левому берегу Вячи, почти не выпуская ее из виду. А если не ее саму, то ее русло, обозначенное ольхами, ивами и цветущей черемухой.

На въезде в Беларучи устремляемся на мост полюбоваться на Вячу. Мосты — удобные, но далеко не лучшие места для раскрытия всех красот реки. Зато на них можно сфотографироваться всем вместе, пристроив аппарат на бетонной конструкции.

Так выглядит парадный въезд в Беларучи. Видна церковь из красного кирпича — новодел, вблизи не впечатляющий из-за близости нейкіх нязграбных будынкаў і дроту на слупах. А отсюда, издали,— вполне ничего. Так всегда в нашей жизни: многие объекты окажутся прекрасными и манящими, стоит лишь их как следует задрапировать, кокетливо приоткрыв для обозрения небольшой кусочек.

А проехав Беларучи и отъехав пару километров, если не лень, можно пробиться в Вяче и увидеть ее вот такой (что несравненно лучше того, что виделось с моста).

Y-образный перекресток в Приселках. Здесь мы прощаемся с самой Вячей, но еще 4 км будем ехать вдоль ее правого притока, и окончательно покинем бассейн Вячи за Малыми Гаянами.

Под горой Малые Гаяны, а над горой назревает обещанный погодный катаклизм.

Тот самый правый приток в верховьях Вячи, вьющийся среди живописного болота рядом с шоссе. Прямо под берегом бьют ключи, вода вкусная!

И я не выдержал, и полез трогать воду.

За М.Гаянами устроили обед. С одной стороны, желудок урчит, с другой — катаклизьма надвигается. Уже заметно похолодало, пора утепляться.

Дальнейший путь показан на Карте 3. На ней:
1 — филиал литературного музея Я.Купалы «Окопы»;
2 — усадьба Окопы;
3 — усадьба Ядвигина Ш в Карпиловке.
Красный пунктир — путь, пройденный нами.
Фиолетовый пунктир — облегченный вариант (для любителей быстрой езды).

Карта 3.

Путь от М.Гаянов до Хоруженцов (хорошая бетонка) проделали под ледяными порывами ветра и редкими каплями дождя. При этом новый китайский велокомпьютер MarAl’a показал падение температуры с 25 до 15 градусов за полтора часа.

Проезжая по Хоруженцам, пропустить поворот к музею «Окопы» трудно, т.к. он снабжен соответствующим указателем. Свернув с единственной улицы деревни, через 300 м оказываемся возле музея.

На этот раз решили посетить музей: никакие экскурсии нам не мешали, да и погода способствовала. Зашли, а там никого. Поискали за домом, нашли косильщика травы, он подсказал, что Александрович (директор музея) должен быть в своем кабинете, только постучаться нужно погромче. Вернулись и постучали. Затем заплатили по 3 тыр, нам включили свет в комнатах и разрешили все осмотреть.

Историко-литературоведческая справка. Под филиал музея Янки Купалы «Окопы» в 1989 году было возведено типовое здание, характерное для конца XIX – начала XX столетия. Открыт филиал был 29 августа 1992 года в честь 110-й годовщины со дня рождения поэта. Филиал состоит из двух частей: литературно-художественной и мемориальной. Экспозиция филиала размещена в пяти залах, которые своими материалами позволяют вернуться в начало ХХ столетия (1910-1926 гг.), в период наибольшего творческого подъёма Купалы. Именно в период с 1909 по 1913 и далее по 1926 год Янка Купала написал свои наиболее выдающиеся произведения: поэмы “Бандароўна”, “Яна і я”, “Магіла льва”, “Гарыслава”, все драматические произведения, включая знаменитую “Паўлінку”, более сотни стихотворений и т.д. В этот период Янка Купала проявил себя как лирик, философ, аналитик. Для передачи атмосферы времени художники-создатели экспозиции широко использовали этнографические предметы.

Рабочий стол поэта.

Фрагменты экспозиции.

А меня, почему-то, заставили задержаться у стендов фотографии двух женщин. Они были в разных залах, но я позволил себе свести их рядом.
Две женщины, в молодости подруги, каждая из которых сыграла свою неоднозначную и громадную роль в жизни Янки Купалы… Жена и Муза… Жизнь и Судьба… Любовь и Любовь… Тыл и Фронт… Вера и Надежда… Жизнь и Смерть.

Поблагодарив директора, едем в мемориальную часть филиала. Для этого снова выезжаем на деревенскую улицу, двигаемся по ней на запад до конца деревни, а там стоит указатель «Акопы».

2 км по хорошей, специально подсыпанной дорожке по красивому лесу — и мы у цели.
Справка. Мемориальная часть филиала «Окопы» – это воссозданные границы бывшей усадьбы Окопы, которую взяла в аренду мать Янки Купалы Б.И.Луцевич в 1909 году. К великому сожалению, там, практически, ничего не сохранилось. Возобновлены фундаменты бывшего дома конца XIX века и хозяйственных построек.

Вот все, что напоминает о бывшей здесь когда-то усадьбе.

Рядом заросшая тенистыми деревьями лощина, наверное, и давшая название усадьбе. На дне ее пересохший ручеек, мостик.

Если перейти на другую сторону, открывается поляна и камень с купаловскими строками.

Хорошее место. Тихое и успокаивающее душу. Уезжаем.

Теперь держим путь в Карпиловку, а точнее, не в саму деревню, а на юго-восточную ее окраину, где жил в начале прошлого века еще один классик белорусской литературы — Ядвигин Ш.

При съезде на дорожку к бывшей усадьбе установлены указатель и камень.

Биографическая справка. Ядвигин Ш (Антон Иванович Левицкий) — (1868-1922). Белорусский прозаик, драматург, критик и публицист, стоявший у истоков национальной литературы. Ученик Дунина-Марцинкевича, старший товарищ и наставник Янки Купалы.

Па ўспамінах старэйшай дачкі Ядвігіна Ш., Я. Купала папросту наведваў сям'ю Лявіцкіх у Карпілаўцы, падоўгу гутарыў з яе бацькам, яны чыталі адзін аднаму свае творы, спрачаліся. Любили посидеть в корчме в соседней Жуковке. :)
Коль скоро я пишу отчет для туристского сайта, не могу не привести следующую цитату:
У 1910 г. Ядвігін Ш. здзейсніў сваю даўнюю мару — зрабіў падарожжа па родным краі. 27 мая ён выбраўся з Вільні і пешшу накіраваўся па Ашмянскім тракце. Падарожжа цягнулася да канца верасня. Пісьменнік прайшоў больш за 400 вёрст, наведаў шмат вёсак, мястэчак і хутароў, пазнаёміўся з рознымі людзьмі.

Загадочный псевдоним. Даже уважаемый писатель и филолог Людмила Рублевская пишет: «Сразу скажу: откуда есть–пошел такой псевдоним, мне пока никто из литературоведов не объяснил. Загадка, понимаешь...».

А я давно, не помню уже где, вычитал такое объяснение этого псевдонима. В молодости Антон Левицкий был смертельно влюблен в некую Ядвигу, вроде, родственницу. Когда та вышла замуж, он взял себе псевдоним Ядзьвігін швагер, потом сократив его до Ядзьвігін Ш.

И последний штрих. Уже после смерти Ядвигина Ш. семью Левицких раскулачили. Сыновей писателя расстреляли. Дочь, Ванда Левицкая, отправилась в ссылку за мужем, Язепом Лесиком, погибшим в 1940 году в саратовской тюрьме. Внуки классика белорусской литературы были лишены возможности жить на родине.

Въезжаем на место бывшей усадьбы. Под земляными холмиками угадываются остатки фундамента. И жив лишь 600-летний дуб, тот самый Дуб-дзядуля, давший название одному из рассказов писателя.

Стоял дуб 600 лет, не брали его ни болезни, ни молнии. А в наше время, лет 10 назад, некие чмудаки под ним развели костер. В 20 метрах от него стоит еще один такой, помоложе. И такая судьба у большинства больших дубов, по меньшей мере, на минщине. Грустные мысли приходят…

Рекомендуется прикоснуться к этому дубу, еще лучше, обнять его. Тогда, якобы, исполнятся желания обнимальщика. Нашим желанием было не отнимать его энергию, а поделится своей, чтобы он прожил как можно дольше. Заодно измерили окружность его ствола. Получилось ровно три обхвата.

В каких-то 200 метрах от дуба стоит ДОТ №193 — остатки Минского укрепрайона (МиУРа), строившегося в конце 30-х годов 20 века. Кстати, при строительстве и эксплуатации ДОТа, наверняка приложили руку к уничтожению находящегося рядом имения классового врага.

В ДОТ мы залезли и чтобы переждать заряд дождя, и чтобы продолжить изучение МиУРа, начатое под Дзержинском.

Проезжая через Карпиловку, увидели еще один интересный памятник.

Карпиловка лежит на шоссе Р58. Проезжаем по нему в сторону Минска один километр, и сворачиваем направо, на грунтовую дорогу со шлагбаумом. Едем на нашу любимую Удру.

Начинается прекрасный сосновый лес. А где сосновый лес, там и песок. Имеются и завалы. Все это немного спасает природу от осквернителей на машинах. А природа хороша!

В одном месте дорогу пересекает левый приток Удры с несколько необычным для речек именем Теплый Стан. Брод живописен и несложен.

А вот и Удра. Здравствуй, милая! Мы же обещали вернуться,— вот и свиделись!
Бродим ее в старом, хорошо знакомом нам месте, где нет заболоченной и грязной поймы.
Недалеко отсюда место, где у меня десятки лет была секретная плантация черемши. Но где-то в 2009 г. пришли бобры и затопили пойму. Черемша погибла, и до сих пор не восстановилась. Плохие зверьки.

Географическая справка. Удра (Удранка) — река в Логойском, Минском и Молодечненском р-нах, правый приток р.Рыбчанка (басс. Вилии). Длина 26 км, Пл. водосбора 188 км2, ср. наклон водной поверхности 4%. Начинается в 1 км к С-В от дер. Малые Бесяды Логойского р-на, течет преимущественно через лес в пределах Минской возв., впадает в Рыбчанку. В 2, 5 км к Ю-В от дер.Удранка в живописном месте создано водохранилище пл. 0, 28 км2, вдоль которого расположена зона отдыха Удра.

Переправившись, оказываемся в сердце партизанского края. Одну из землянок лагеря бригады «Штурмовая» в прошлом году восстановили.

Потом лесная дорожка, где через бурелом, где по свежей вырубке, приводят нас на гравийку, что соединяет Малые Бесяды и Манылы. Как раз возле памятника этой самой партизанской бригаде. Кстати, мощная была бригада: когда немцы хотели сжечь эти самые Малые Бесяды, считавшиеся столицей партизанского края, партизаны деревню отбили, и она не стала очередной Хатынью.

А мы опять меняем карту. Кружочками с цифрами здесь показаны:
4 — охотничья «точка»;
5 — место нашего бивака;
6 — Святые криницы.
Фиолетовый пунктир — облегченный вариант маршрута.

Карта 4.

На Святые Криницы теоретически можно проехать через дамбу водохранилища Пральня, но мы не поехали, т.к. нас туда бы все равно не пустили: спецобъект. О Боже, сколько их уже по всей Беларуси понаделали, и, естественно, в самых красивых и чистых местах.
MarAl очень стремился еще раз попасть на площадку охотохозяйства, которая ему понравилась в 2009 году. А также, найти сквозной проход через нее, ибо тогда ему пришлось возвращаться на шоссе к Кукелевщине. Дорога к поляне в этот раз порадовала таким вот оригинальным способом мостить лужи. Раз двадцать приходилось спешиваться.

Но пробились. Пока счастливый MarAl лазал на вышку и снимал с нее окрестности, я предпринял поиски сквозного выезда.

Нашел. Дорога заброшена, осталась едва заметная тропинка через жуткий бурелом. Начинается вот в этом углу поляны. Не ходите туда. Не зря же я вам нарисовал фиолетовый пунктирчик!

А еще здесь каждого туриста подстерегают злые звери, которые даже не прячутся. Не говоря уже о многочисленных кабаньих следах.

Мы, конечно, по этой дорожке проломились — не возвращаться же через кирпичи. Но это стоило дополнительных седых волос на наших умных головах. Пришлось даже пользоваться компасом. Кстати, не верьте злобному MarAl’у — никакой мой компас не китайский. Это у него самого велокомпьютер китайский. :-/

Вышли, наконец, на шоссе. И тут же надо с него сворачивать и ехать почти по берегу Удры. Там есть неплохая грунтовочка, которую совсем недавно подсыпали, ручьи, стекающие в Удру запустили в трубы, в общем, обеспечили беспроблемный подъезд на автомобилях к родникам. Пропали родники…
Тут же заверещал мобильник. Это Барадзед окончил свой трудовой день в городе, и интересовался, живы ли мы еще, стоит ли к нам ехать? Стоит, стоит, говорю,— обещаем к твоему приезду разжечь костер и начистить картошки.
Место для бивака нашли на горке, выше дороги. И бесплатно, и дров навалом, и от ветра и чужих глаз укрыты, и до криниц метров 200 всего, причем потайной тропинкой.
И костер разожгли, и картошки начистили. Только собрались с Игорем за водой к роднику — опять звонит Барадзед. Он уже рядом, просит нацелить на правильную дорожку. Нацелили, и даже подождали на дороге. Через 5 минут показалась его «Астра» (sorry, не успел заснять во всей красе).

Загнал Барадзед свою машину в лесочек недалеко от бивака, и стал распаковываться. И чего там только не было...! Нет, не стану рассказывать, а то тоже в поход захотите.

Съемку криниц оставили на завтра: может, распогодится. А пока — пляски и священнодействия у костра.

Поздравления «в режиме реального времени» далеких, но близких людей, у которых не вовремя случаются дни рождения.

Ночью над лагерем оглушительно ревел соловей. Слышу, Барадзед рядом зашевелился, выполз из палатки. Потом что-то зашуршало — и тишина… «Грохнул Серега соловья»,— подумал я с благодарностью — «птичку, конечно, жалко, но зато теперь выспимся». А дудки! Через полчаса тот запел с удвоенной силой (а может, уже другой?).

Утром я встал пораньше, прихватил фляги и котелки сколько мог унести, повесил на шею фотоаппарат и пошел на криницы.
Про оборудованную платную турстоянку MarAl уже написал. Так что про красивые навесы, про топор под лавкой, про рояль в кустах я повторяться не стану. Скажу только, что идя обратной дорогой с полными котелками к биваку, повстречал «работника леса», идущего к этой стоянке. На мое приветствие он не ответил, лишь как-то нехорошо на меня посмотрел.

Геологическая справка. *«Святые криницы» расположены в 2, 5 км к юго-западу от д. Кукелевщина, на правом берегу р. Удранка (бассейн р. Вилия). Эта территория приурочена к локальному поднятию Логойского фазиального комплекса, расположенного в северо-западной части Логойской возвышенности (центральная часть Минской гряды).
«Святые криницы» представляют собой смешанный тип родников, который генетически можно определить как гелореокрен. Многочисленные мелкие выходы подземных вод, находящиеся на южном склоне поросшего лесом моренного холма, образуют вязкую болотистую топь (кренополе) общей площадью до 1500 м2. На кренополе берет начало 6 крупных родниковых ручьев, в которые впадает несколько более мелких ручейков. Ручьи стекают по крутым и узким ложбинкам и впадают в р. Удранка. Длина ручьев изменяется от 30 до 50 м, а ширина варьирует от 10-20 см – у истоков, до 1, 5 м – вблизи устья. Общее падение воды от истока ручьев до устья достигает 10 – 15 м. Дно ручьев песчано-галечное, встречаются различных размеров валуны. На отдельных участках русел ручьев отмечены выходы травертина (туфа известкового). Здесь образуются небольшие водопады (высотой до 1 м). Вода в ручьях не замерзает даже зимой, что является довольно редким явлением для Беларуси. Средний дебит крупных родниковых ручьев – не менее 3 л/с. Температура воды (в местах выходов подземных вод) зимой составляет 4о С, летом – от 7, 6 до 8о С. Реакция воды щелочная, рН – 8, 5. Вода прозрачная, приятная на вкус, без постороннего запаха и цвета. Вода среднеминерализованная (350, 9 мг/л) и по химическому составу относится к гидрокарбонатному классу, кальциевой группы. Обращает на себя внимание довольно низкое содержание хлоридов (5, 3 мг/л) и сульфатов (4, 5 мг/л), при достаточно высоком содержании кальция (62, 6 мг/л) и магния (20, 0 мг/л). Концентрация нитритов, нитратов и тяжелых металлов значительно ниже предельно допустимой концентрации (ПДК) для питьевой воды.*

Стоит, наверное, упомянуть, что меньше месяца назад мы уже посетили другие культовые родники минщины — Юцковские. Так что, было что сравнивать по свежей памяти.

Начало экологической тропы сторожат строгий дядя с зайчиком и пара лягушек (не строгих).

Сама тропа деревянная и подвешена над кренополем, чтобы никто в него не вляпался.

Множество ручейков берут начало на верху склона,

стекают вниз

и впадают в Удру.

Здесь можно посидеть над водопадом или цивилизованно спуститься к нему.

И набрать немного водицы, которая и впрямь, очень вкусна. Если сравнивать с Юцковской, то по моим субъективным ощущениям — эта вкуснее.

Заканчивается тропа беседкой и еще одной площадкой для набора воды.

Я полюбопытствовал, что же там дальше, где кончается помост. А там родников уже нет, склон сухой. Зато можно подойти к самой реке.

Гуляя по брегам Удры, нащелкал весеннюю ботаническую коллекцию: черемуха обыкновенная, фиалка полевая, первоцвет весенний, яснотка пурпуровая восхитительная, чистотел желтоватый препаскуднейший.

А эти два росли вообще на кренополе: лунник оживающий и калужница болотная.

Вернулся на бивак. Там народ уже разжег костер и с тихими проклятиями ждет, когда же я принесу воду. Пронесло, не побили :D .

Позавтракали и поехали. И сразу же в небесах для нас был включен небольшой дождик. Договорились, что Барадзед перегонит машину в Радошковичи, вытащит из багажника велосипед и поедет нам навстречу. Мы же едем по правому берегу Удры. Там есть вот такая симпатичная дорожка.

Меняем карту. Здесь
7 — гидроразвязка Вилейско-минской водной системы;
8 — курганы;
9 — ДОТ.

Карта 5.

Водохранилище Удранка. В сезон здесь негде яблоку упасть от машин, полуголых людей, костров и мангалов. А сейчас — тихо и пусто, если не считать нескольких рыбаков.

Вскоре происходит долгожданная встреча с Барадзедом. И он теперь, как все нормальные люди, на велосипеде.
За деревней Удранка лес растет на таких вот горках. Считается, что это древний курганный могильник. МarAl говорит, что их здесь сотни, и справедливо сомневается в том, что это курганы. Может, это эоловые формы рельефа? Интересно бы спросить мнения какого-нибудь нашего геолога, например, Andy_t.

К Радошковичам подъезжаем по берегу канала Вилейско-минской водной системы.

На окраине поселка канал обрывается. На самом деле он ныряет под землю, чтобы не нарушать естественного течения речек Гуйка и Вязынка, которые здесь, вдобавок, сливаются и дают начало Рыбчанке. Причем вода в канале и речках течет в противоположных направлениях. Это же надо, как ловко!

А канал через несколько сот метров выныривает из-под земли, чтобы украсить собой славные Радошковичи. Не спеша знакомимся с основными достопримечательностями городка. Вот памятник Н.Ф.Гастелло.

Вот памятник павшим в ВОВ на фоне милиции.

Вот камень, сообщающий о почтенном возрасте сего места.

Вот памятник Янке Купале, который здесь многократно бывал (в отличие от Маркса, Энгельса и Ленина).

А вот та аптека, где работал помощником аптекаря наш добрый знакомый Ядвигин Ш.