Заброшенными дорогами Поозерья. Вело, июль 2013 г.

Сroco67
Автор

Не секрет, что деревни в наше время массово вымирают. А вместе с ними исчезают и дороги, связывавшие их между собой, с другими, магистральными дорогами, с полевыми, сенокосными, лесными и водными угодьями. Каждому туристу-штурману хорошо знакома ситуация, когда в хорошо спланированный по картам и космоснимкам маршрут реальная ситуация на местности вносит существенные коррективы. И когда нет запаса времени на поиски-разведки, приходится возвращаться или идти в обход, отказавшись от посещения запланированного объекта.

У меня лично таких загадок за последних пару десятилетий только в родном белорусском Поозерье собралось достаточно… Достаточно, чтобы организовать специальную экспедицию для их разгадывания.

Общие сведения о походе
1. Район путешествия: Полоцкая низменность и Городокская возвышенность (Полоцкий, Городокский и Шумилинский р-ны Витебской области).

2. Нитка маршрута (Курсивом отмечены объекты на территории России):

Полоцк, вкз. — Солоники — Тросница — Минтурово — Муштарово — Колошки —Стодолы — Круглики — оз.Червятка — оз.Сватье — выс.Абашина — оз. Тросно — г.Чистая — оз.Хатнешик — оз.Крупань — Недружное — М.Ситно — Получье — Б.Ситно — оз.Глубокое — оз.Чербомысло — оз.Проскурно — оз.Б.Островито — Белая — озз.Б-М.Белые — оз.Осмота — Прудок — р.Осмотица — протока озз.М-Б Свино — Чухилино — Моисеево — Холомерье, Мишутино — Прусовка — Ключегорская ГЭС, р.Оболь — Прусовка — Холомерье — оз.Стерник — Лутня — Ковалиха — Плетни — Глинчино — Ордово — Ковалиха — Ломоносово — Лаптевка — Езерище — Панкры — Сурмино, оз.Белое — Езерище — Вархи — Городок — Б.Кошо, оз.Кошо — Москаленята — Долгополье — Оското — Беляи — Загузье — Костяково, оз.Черново — Шабаны — Радченки — Корсаки — Гаврюши — Якушенки — Вировля — Загузье, Берново — оз.Берново — Загузье — Вировля — Щётники — Селище — Хрипки — Суровни — Козьяны — Ровное — Черенка — Горовые — Оболь —Грудиново — Горяны — Лучно, Полоцкая ГЭС — Струнье — Полоцк.

3. Обзорный трек похода. Детальные участки трека далее в тексте.

4. Время поездки: 16 — 23 июля 2013 г. — 8 дней, 7 ночевок.

5. Пройдено 61+30+43+56+62+39+76+32=399 км.

6. Участники:
Сергей Глиндзич (Croco67), г. Минск;
Василий Николаенко (Otshelnik), г. Гомель;
Игорь Щетко, г.Минск;
Виктор Козлячков (ViKo), г.Минск;
Юрий Щербаков (Partizan), г. Полоцк;
Михаил Ощепков (Degen 1103), г. Новополоцк.

В отчете использованы фотоснимки Сергея, Игоря, Виктора, Юрия. Василий тоже активно фотографировал, и, по-видимому, дополнит своими снимками основной отчет.

16 июля 2013, вторник, первый день похода.

Полацк, вкз. — Саланікі — Тросьніца — Мінтурова — Муштарова — Калошкі —Стадолы — Круглікі — воз.Чарвятка — воз.Свацьте — выс.Абашына — воз. Тросна — г.Чыстая — воз.Хацьнешык — воз.Крупань.

В 6 утра, заехав за Игорем, уже были на Кольцевой. Солнечное утро предвещает хороший, полный ярких событий, день.

Через несколько км свернули на Витебское шоссе, и не спеша помчались на север.
Великолепные виды из окна, несколько небольших технических остановок в пути, и вот уже указатели сообщают, что скоро Полоцк.

9-45, въезжаем в Полоцк с небольшим запасом времени. Некоторые архитектурные доминанты свидетельствуют, что мы не промахнулись. :|(

Несложный проезд по городу. Вокзал, место нашей встречи и начала похода.
Почему вокзал? А просто удобное для встреч место. По ж/д приехал один Вася (уже два часа как он прибыл гомельским поездом и ожидает нас). Юра, вообще живет недалеко. А Михаилу из Новополоцка — это как нам, скажем, из Зеленого Луга в Серебрянку.
Историческая встреча, первые рукопожатия, знакомство с представителями Северных Братьев вживую. До этого были знакомы лишь виртуально, благодаря нашему Форуму.

Машину загоняю на охраняемую стоянку невдалеке от вокзала. Стоянку порекомендовал и проводил на нее Юра, за что ему еще раз спасибо.
Затем заглядываем в магазин, докупаем недостающие продукты — и поехали!
Цель сегодняшнего дня — Дретуньский полигон и ночевка на одном из его озер. Юра предлагает Вырвино, я мечтаю о своей любимой Крупани. Жизнь покажет.
Прежде я ездил на полигон через Дретунь, а в Дретунь по шоссе через Боровуху-2. Но сейчас, с полочанами, в их вотчине, много интереснее было проехать местными проселками. Вот начало нашего трека.

На этом начальном участке пути фотографировали, к сожалению, мало. Хотелось побольше пообщаться с новыми друзьями. Ведь Михаил покидает нас уже сегодня, а Юра — завтра. Это у нас отпуск, а у них рабочие будни. Спасибо, что хоть на сегодня вырвались. Жаль, конечно, многие детали маршрута не были запечатлены, но человеческое общение важнее.

Где-то на участке Тросница—Минтурово.

Продолжение трека первого дня.

Давно хотелось увидеть озеро Червятка. Едем на его северный берег, собираемся там пообедать. Вокруг отличный лес.

Озеро тоже неплохое. Но не для нас.

Хотелось искупаться, но желание это на месте быстро испарилось: вход грязный, вода мутноватая.

Но обед состоялся. Кстати, место историческое. Именно на этой поляне несколько лет назад состоялось Великое объединение Севера — встреча витебских и полоцких байкеров, положившая начало Северному Братству. Последствия этого события весьма плодотворны: маршруты и отчеты, регулярно появляющиеся на витебской региональной ветке нашего Форума наиболее интересны (имхо), а дружеским связям между витеблянами и полочанами/новополочанами можно только позавидовать.

Покидаем Червятку. Болото в его северной части.

А это уже западные земли полигона. Degen1103 указывет кратчайший путь на озеро Сватье.

Вот и оно. Совещание о том, в каком месте и в какой степени раздетости будем купаться.

Неплохое озеро. Чистая, мягкая вода.

Но пришло время расставаться с Михаилом. Юра готовит технику для коллективного снимка с автоспуском.

Снято.

И вот, Degen уезжает. Завтра у него командировка в дальние края.

Продолжаем путь впятером, ближайшая цель — высота Абашина. Типичные пейзажи полигона: вереск и подрастающий лес на песках. Дороги из-за песка участками непроезжие (но прохожие ;D ).

Мостик через Стурлыги — речку, вытекающую из озера Лешно, и впадающую в Сосницу.

Пески и крутой подъем к высоте Абашина.

Двое из нас здесь впервые. Да и те, кто был раньше, не прочь подняться наверх.

Виды сверху, с вертолетной площадки КП. Снимают все!

На юге открывается вид на оз.Сосно.

На севере — не менее впечатляющая панорама оз.Лешно.

И узоры дорог, песчаных и понемногу зарастающих. Танки по ним уже давно не ездят.

Юра здесь почти хозяин, и мы ему искренне завидуем. Такие места недалеко от дома!

А внизу нас терпеливо ожидают наши велосипеды.

Юра, страстный фотограф, не может оторваться от макросъемки бессмертника, пробившегося сквозь асфальт. Так на то он и бессмертник. Но пора ехать.

Дорога, идущая от выс. Абашина прямо на север, из-за разрушенного моста возле восточного залива оз.Лешно теперь делает приличный крюк-объезд по пескам, и возвращается на прежнее место лишь перед мостиком через речку Невежу. Объезд очень рыхлый и неприятный, т.к. больше приходится идти. Но местность красивая.

Мост через Невежу.

А дальше, пусть и битый, но асфальт. Скорость резко повышается! Не доезжая до Казарменного городка, на перекрестке поворачиваем на восток, к горе Чистой. Тоже старый асфальт, доживающий свои последние годы.

Справа рядом с дорогой озеро Тросно. Берега малодоступны, о чем говорит и название озера, но с насыпи дороги открывается неплохой вид.

Гора Чистая. Остатки сооружений полигона. Внутрь особенно и заходить-то не хочется.

Ну, разве только на минуточку. Что они там так долго снимают?

Ах, вот это. Неплохая группа. :)

Время еще есть, и решаем ехать ночевать на Крупань. В позапрошлом году тоже вот так поехали, попали в лабиринт песчаных дорог, и долго плутали, пока нашли озеро. В этом году у нас есть навигатор. Отмечаю целевую точку: пересечение дороги, идущей на север от горы Чистой с дорогой, идущей в широтном направлении от моста через Полоту к деревне Недружно. Слева должно быть озеро Хатнешик. Едем. Лабиринт дорог в начале пути. Опять потянуло на ту, что в прошлый раз. Ан, нет! Электронный компас говорит, что не туда, а левее. Исправляемся, едем. Вот и озеро Хатнешик слева. Ай, да славная штука навигатор! Идем смотреть озеро.

Берег заболоченный, но проходимый. Много ягод: незрелая еще клюква, черника, голубика. От последней грех отказаться.

Туча над головой попугала, но прошла стороной. И дорога «подарочная» — ею не пользуются, и она заросла именно в той степени, что нужна велосипедисту: песок слежался и скреплен корнями трав, но травы еще не вымахали по пояс. Рассчитывал потерять на этой дороге часа полтора, а проехали минут за двадцать!

Озеро Крупань не пришлось искать, навигатор свое назначение оправдал на все 100. Вот она, желанная цель, бивачное место, полюбившееся с прежних посещений.

1d3_038.jpg

Купание в чистейших водах, неспешная разбивка лагеря. Место, конечно, за истекшие годы подвытоптали. Несколько кострищ и куч мусора говорят о том, что озеро набирает популярность. Всеобщая, к сожалению, тенденция…

Сейчас будем ужинать. Партизаныч на правах принимающей стороны руководит столом.

Пошел дождь, и пришлось сделать крышу из пленки. Очень хотелось посидеть подольше. И посидели, дождались даже выхода луны. Юра все это снимал со штатива.

А у меня штатива не было, поэтому могу порадовать только закатной панорамой озера, снятой чуть раньше.

В полном разрешении.

Итоги дня.
Проехали 61 км,
Время в движении 4:49, с 11-05 до 19-30,
Средняя скорость 12, 6 км/ч.
Погода: Тоок. 24оС, ветер W средний, обл. ок. 6, вл. ок. 70%.

Первый день мне запомнился:
- Знакомством. Помню фразу, наверное, Миши, "О, какие лоси!", и фразу Василия "Чувствую, будет экстрим" (примерное содержание). На самом деле, были традиционные приключения в интересных местах.
- Песчаными дорогами на полигоне. Вот где первая передача в хорошем велосипеде оправдывает его покупку (к моему "Стелсу" не относится). |-))
- Виды с КП... почти тайга, куды ни глянь.
- Воду выпил, не доехав до вечерней стоянки! А-я-яй, нехорошо!
- Крупань. Люди меняются, а сосны всё те же. #)
- Ужин! Юре - спасибо! Было весело.

IMG_0155_2_2.jpg

День отъезда. Вечер. В Гомеле ливень. Нет никаких надежд на его скорое окончание. Своим ходом ехать не рискнул, не хотелось тащить в вагон мокрый велосипед и рюкзак, пугать народ.
Попросил товарища подвезти к вокзалу на авто. Быстренько загрузились, приехали на вокзал и… дождь внезапно закончился. С помощью друзей быстро загрузился. Были опасения, влезет ли мой новый велосипед (найнер), на багажную полку плацкартного вагона. По слухам, на багажную полку вагонов нового образца не влезает. Вагон был старого типа, вел влез без проблем, со снятым передним колесом и повернутым рулем.
Кстати, незадолго до этого, мои товарищи тоже ехали на поезде, и у них возникли проблемы с перевозкой велосипедов. Пришлось оплачивать провоз, оформлять багажную квитанцию. Основываясь на их опыте, я тоже оплатил, но решил провести небольшой эксперимент,- при посадке квитанцию не предъявил. Все обошлось без всяких вопросов. По прибытию в Полоцк, узнал в кассе, нужно ли оплачивать перевозку, сказали - не нужно, все как раньше. Видимо имели место «перегибы на местах».
Собрал вел, сфоткался возле журавлей, стал ждать остальных.