Грязезащита - миф или реальность ?

Автор

вопрос по поводу недавней покатушки
https://poehali.net/forum/velo/pokatushki-i-velopohody/15.11.2009-rodnik-juckovskij/

жутко интересно, выдерживает ли каретка XT езду в озере по втулки. Аналогично, педали 540. Аналогично втулки deore/lx/xt.

Ну, педали, втулки, рулевая группа обычно разборные,
а вот с кареткой дело сложнее. Я думаю, самая интересная
часть этой покатушки участников еще только ждет, хотя им
не в первой.

И еще, я себе представляю, с какой силой звезда 22 тянет цепь
под ногой, например, Аспиранта - не просто же так он переключился на 22 :) - наверное, раз 10 сильнее, чем тянет звезда 54 под ногой среднестат. шоссера

не удивительно, что звезды и цепи меняются "как перчатки" - шимано и срам дружно одобряют, кампаньоло нервно курит в сторонке. |-)_)

Цитата сообщения от вв отправленного 16 Ноя, 2009 в 12:24

жутко интересно, выдерживает ли каретка XT езду в озере по втулки. Аналогично, педали 540. Аналогично втулки deore/lx/xt.

вопрос в том что значит " выдерживает" ?
когда летом я с Никитой поездил в брод на одной из покатушек (втулка задняя была 475-я) то весь оставшися путь до дома она издавала всяческие нехорошие звуки, но после переборки все стало нормально

в сабжевой покатушке ктулхи у мну ХТ, каретка SLX
никаких последствий!
поездив в Птичи выше втулок и смыв глину, по дороге домой не было НИКАКИХ намеков на изменения работы частей велосипеда
ЗЫ: попала ли во втулкти/каретку вода? думаю нет, если я и ошибаюсь то вода высохнет/испариться и все будет норм

Цитата сообщения от вв отправленного 16 Ноя, 2009 в 12:34

И еще, я себе представляю, с какой силой звезда 22 тянет цепь
под ногой, например, Аспиранта - не просто же так он переключился на 22 :) - наверное, раз 10 сильнее, чем тянет звезда 54 под ногой среднестат. шоссера

я всегда думал по другому, что на звезде 22 никогда не создашь такое усилие как на 54,
передаточное отношение как никак
)
Автор
Цитата сообщения от as3\, 14rant отправленного 16 Ноя, 2009 в 12:36

ЗЫ: попала ли во втулкти/каретку вода? думаю нет, если я и ошибаюсь то вода высохнет/испариться и все будет норм

вопрос в том что значит " выдерживает" ?

Именно, попала ли вода. Потому что если попала, то с ней попала и глина - очень мелкие, но твердые частицы. Вода изменяет (губит) свойства большинства смазок. Твердые частицы - они и в африке частицы.

Изменений в ощущениях может и быть, но начнутся медленные процессы. Через нек время окажется, что смазка потемнела и окислилась :) а шарики черные.

Именно неразборность шатунной группы и каретки напрягает.
А разборные каретки УГ - - пробовано прошлой зимой - квадрат не точный, шатуны все отваливались и отваливались, пока не поставил стальные, хорошо поставил, снять потом стоило жизни съемнику.

Цитата сообщения от as3\, 14rant отправленного 16 Ноя, 2009 в 12:40
я всегда думал по другому, что на звезде 22 никогда не создашь такое усилие как на 54,
передаточное отношение как никак
)

Упираешься передним колесом в стену, становишься на шатун в положении 3 часа - и вуаля! Тоже самое на горке. То же самое в грязи.
Передаточное отношение - по рычагам тоже.

Удалённый пользователь

Ну судя по фоткам на шоссерах там не было никого. И если велик позволяет ехать, то почему бы и нет ? А покупать вел и запчасти для того, что бы ощущать "обладание" дорогих игрушей и не катать на них, то нафиг они нужны ? Ну убьётся втулка-каретка...да и фиг с ней.

Цитата сообщения от вв отправленного 16 Ноя, 2009 в 12:45

Именно, попала ли вода. Потому что если попала, то с ней попала и глина - очень мелкие, но твердые частицы.
Твердые частицы - они и в африке частицы.

это точно, и не замететить (даже на слух) глину в подшипниках это надо постараться

Вода изменяет (губит) свойства большинства смазок.
Изменений в ощущениях может и быть, но начнутся медленные процессы. Через нек время окажется, что смазка потемнела и окислилась :) а шарики черные.

я и не ориентруюся на вечную смазку и на работающие годами подшипники,
периодического ТО требуют компоненты любого уровня
и это нормально
если я через 5 тыщ км разбиру втулку и увижу темную смазку и черные шарики я не рассторюсь, но вот если после того поля втулка заклинит и не захочет ехать то я буду не доволен

Автор
Цитата сообщения от отправленного 16 Ноя, 2009 в 12:56

Ну судя по фоткам на шоссерах там не было никого.

Компоненты без грязезащиты бывают не только на шоссерах.
На велах, даже если переклюки деор, втулки часто асера, RM30 RM40 задняя - не редкость, там вообще резинок нет.
Далеко ходить не надо - каретки truvativ не отличаются хорошей грязезащитой.

Я не обсуждаю, нужно ездить в грязь или нет. Кто хочет - ездит.
Я спрашиваю, нужно ли перебирать все подшипники после заезда
по втулки в глину или в озеро.

Ну убьётся втулка-каретка...да и фиг с ней.

Согласен, но с той поправкой, что у вопроса есть цена во времени и в деньгах, и на такие вещи правильно идти осознанно - тогда настоящий кайф! ;D

никаких негативных моментов в поведении вела после таких поездок не замечал.

2аспирант: нагрузка (сила натяжения) на цепь при звезде 22 спереди больше, чем при 52 ;)

Цитата сообщения от sascha отправленного 16 Ноя, 2009 в 13:06

нагрузка (сила натяжения) на цепь при звезде 22 спереди больше, чем при 52 ;)

да я на бумажке прикинул так и есть :) при прочих равных

Цитата сообщения от отправленного 16 Ноя, 2009 в 12:56

А покупать вел и запчасти для того, что бы ощущать "обладание" дорогих игрушей и не катать на них, то нафиг они нужны ?

Термин "катать" каждый понимает по своему, кому-то влезть в грязь по втулки - самое лучшее катание, а кому-то невозможность объехать лужу по сухому - ошибка в выборе маршрута.
Если получаешь удовольствие, то для себя можно оправдать убивание самых дорогих компонентов, а если в процессе в голове только мысли "зачем я сюда полез?", то и с целыми втулками как-то не интересно.

Автор
Цитата сообщения от as3\, 14rant отправленного 16 Ноя, 2009 в 13:11

да я на бумажке прикинул так и есть :)

фрихабу тоже достается ;) + немного глины

Пока вы рассуждаете было - не было, могло - не могло - расскажу реальный опыт.
Все, что ниже, ~500+ км совсем разных покрытий и погодных условий, с совершенно разным кол-вом воды.
Втулки деор (точно не помню цифры), каретка ЛХ.
Передняя: воды и следов не было. Но перебрал на новую смазку, дабы устранить результаты притирки железок т.к. втулка с новья.

Задняя: с левой стороны все чисто, с правой (где фрихаб) вода. НО. В этом виновата кривая конструкция защиты правого подшипника и кривые руки сборщика/разборщика. Та самая единственная штампованная металлическая шайба , что закрывает шарики (та, что ты, Глеб, спрашивал у меня). Плюс кривой съемник кассеты, глубину вставки которого ничто не ограничивает и он упирается в эту шайбу, кооторая в несильный натяг сидит внутри барабана. Шайба сдвигается ближе к шарикам и вообще попадает на остсрые грани гайки, стягивающей фрихаб. У меня почти насквозь протерло таким образом шайбу. У Глеба, как я понял, тоже :)
Суть, что защита работает, когда эта деталь совмещена с еще одной шайбой на конусе, внутри которой у меня резинка. Получается довольно плотная преграда.
Покачто приколхозил, посмотрим через полтыщи что там, работает ли костылль.

Фрихаб: Внутри тоже лишь следы утирки железок, вся смазка чёрная. Но и куда там воде лезть? Там одна смазка внутри. Навскидку отличие барабана с деора от аливии и RM-30 - защитная резинка на корпусе. С торца, что к втулке прилегает. В остальном отличий не заметил. Св-ва металлов на глаз не определяю :)

Каретка:До интегрированной ЛХ была обычная шимана квадрат. Прошла 15 тыщ не доставив ни одной проблемы (вынимание и матюки с родной келлисовской рамы не в счет :))
ЛХ при разборке после пройденных ~500+км находилась в точно такомже состоянии, как я ее и ставил. В целом там конструкция вполне простая. Я думаю, что изнутри вода попасть не может, а извне может попасть только со стороны шатунов. Но защита не самая УГ с виду... При разборке все защитные фигни просто вынимаются для доступа к подшипнику. При энтузиазме и некотором геморе можно его вымыть. Ну или заменить, имея выжимку и зажимку :)
Но покачто, вроде, это самое менее подверженное опасности место, как мне кажется.

Рулевая: Довольно хлипкая защита. Снизу - так вообще по-сути отсутствует. Или у меня недоукмплектованный экземпляр (Aheadset) или так и надо.. :) В общем, она всегда в говнах :( Но я знаю, что чашки из рамы вынимаются с полувыперда, поэтому если ляснет - заменю более нормальной.
Изнутри рамы вода может просто попасть в рулевой стакан. А там прямиком подшипнички. Можно попробовать отверстия заткнуть изнутри рулевой трубы :)

Педали: Не знаю как топталки переживают отличные от сухих условия, но 520. Три раза разбирал за 10+тыщ (круглогодичного использования). Тоже только регулировал конуса. В первый раз полностью чистил т.к. сильно грязно было после притирки новых железок. Внутрях тоже одна смазка, как вода может попасть?

Задний переклюк: Деор 511 кажется. Как старый ЛХ, в общем. Ставил после Чернявки, когда у меня все поразваливалось напрочь :) Т.е. до сего дня у него пробег где-то 4, 5-5+ тыщ. Ролики почти дуба дали. Верхний, что с металлической втулкой, съел ось на которой крепится :) Пришлось заменить осью от нижнего. Который наоборот пострадал от нее - отверстие в ролике стало на пару мм больше динаметром :) Экспериментально внедрил в него радиальный подшипник. Путем расточки отверстия еще больше и посадки подшипника внатяг. Отличный теперь ход :) Зубы на обоих роликах не сильно съеты т.к. катаются три цепи по кругу. И они еще не сильно растянуты.

А я просто не задумываюсь об этом ... Раз в год меняется ходовая (средняя звезда, 3 цепи и кассета), каретка, и байк как новый.

К конце сезона, в ХТR каретке появился небольшой люфт, после пробега в 7.5 тыр я считаю это нормой, если учитывать что пробег был не по освальту.
Педальки 540 разобрал толко 1 раз больше чем за 10 месяцев для подтяжки конусов, так как начали люфтить, смазку не заменял

Про фтулки ничего не скажу, так как не шимано ... но скажу токо одно ... всем бы такую грязезащиту и ресурс подшипов как у 240s втулок. За три сезона, или 4, включая один подомной, ни малейшего намека на люфты !