Туризм и спорт в Беларуси. Свободный сайт для планирования событий спортивной и туристической тематики. Здесь те, кто гоняет во всю мощь.
Начало обсуждения каталога отчетов - в теме "Почему перестали писать отчеты о походах"
https://poehali.net/forum/turizm/tur-boltalka/pochemu-perestali-pisat-otchety-o-pohodah/#forum_message-424899
Shoorick
andy t - спасибо за подробно описанные замечания и предложения . Я вот тоже задумывалась о систематизации отчетов на поехали..
Думается , что на поехали, пока еще реально систематизировать отчеты по предложенному варианту. Я не совсем шарю в движке форума
и не знаю реально ли это сделать. Но я за систематизацию и готова участвовать в этом процессе.Если мне сообщат как именно нужно делать.
Еще как-то Shoorik предлагал реанимировать отчеты имеющиеся в наличии в написанном виде в РТСС у Максименко В.П. - тоже хорошая мысль - трудоемкий процесс, но если собрать команду людей и каждый бы реанимировал (набрал текст и отсканил бы материалы) то это бы не потерялось и сохранилось бы для истории..
Какие мысли и предложения?
Если речь о форуме, то форма "банк отчетов" может быть только одна (далеко не самая удобная) - сообщение, закрепленное в голове раздела про отчеты (можно три (или сколько угодно) равноценных сообщения, отдельно для вело, пешки, воды, что бы не сбивалось всё в кучу). По идее вот оно:
https://poehali.net/forum/administrativnyj/otstojnik-nelikvidnyh-tem/otchety-poisk-sozdanie-i-perenos/
Но как я понял, там ничего не работает, суть сообщения сводится к некоторым подсказкам в размещении отчетов. Такое тоже надо.
Как выстроить содержание этих сообщений - тоже вопрос. Можно построить классификацию по дате похода, можно - по маршруту. По мне логичнее по маршруту ("Водные маршруты" пошли этим путем, создав простую гениальную вещь - карту маршрутов). Т.е. например для воды: подраздел: "Бассейн Нёмана": река Ислочь. И ссылки на все известные отчеты по Ислочи разных годов. Собирать нужно именно все возможные ссылки, а не только то, что лежит на этом форуме.
Содержание подразделов сообщений можно продумать, на первое время даже удастся набросать более менее приличное количество ссылок. Но кажется, это разговор другой темы обсуждений. Вопрос заданный здесь звучит по другому.
Вот как просто и удобно сделано на Велопитере:
Отчеты о велопоходах по России и бывшим союзным республикам
Отчеты о велопоходах по зарубежным странам
Мне вообще кажется, что именно хаотичное положение дел с систематизацией отчетов - причина заданного вопроса Lilu в первом сообщении темы. Ведь даже то, что пишется несмотря и вопреки шести причинам от Lyaksej (имеющих место в жизни по отдельности или вместе взятые) увидеть одним списком невозможно - а значит, нет целостной картины происходящего. Ведь многие пишут только в своих ЖЖ (не разбрасываясь ссылками), кто то выкладывает материалы на мини-сайтах турклубов, которые в списках поисковиков можно найти где-нибудь по втором-третьем десятке (если повезет)...
Что бы ситуацию предотвратить, нужно (моё мнение):
1. Создать в разделе "Отчеты" на этом форуме несколько закрепленных вверху раздела тем. Например, начать можно с трех: "Веломаршруты", "Водные маршруты", "Горный туризм, альпинизм, спелеология".
2. Выработать стратегию заполнения темы (идти от времени похода или от маршрута? На первое время выгоднее от времени). Выработать подразделы темы. Пример - выше по ссылке на форум ВелоПитера, нормально, региональная разбивка.
3. Назначить из актива форума (предполагается, что он/они сами назначаться, само собой) человека/людей, которые бы занялись поиском, систематизацией, размещением ссылок на отчеты в теме.
4. Работа на перспективу. Поиск, оцифровка, размещение на сайте или форуме отчетов турклубов разных лет написания. Отслеживание новых отчетов в сети, добавление их в список.
Понятно, размещать ссылки в "базу" нужно не все. Два главных критерия:
А) Отчеты белорусов (по любой территории мира)
Б) Отчеты иностранцев только по маршрутам в пределах РБ.
вынесу на обсуждение администрации портала, если одобрят то можно начать работу. Хотелось бы услышать ответ других туристов ПОЧЕМУ НЕ ПИШУТСЯ ОТЧЕТЫ?
вынесу на обсуждение администрации портала, если одобрят то можно начать работу. Хотелось бы услышать ответ других туристов ПОЧЕМУ НЕ ПИШУТСЯ ОТЧЕТЫ?
Да по-моему Lyaksej вполне исчерпывающе перечислил эти причины. Я, например, "антибаянист". Когда о каком-то объекте, местности, реке уже есть 2-3 отчета (не только на "Поехали"), добавить, кажется, уже и нечего. Хотя, чем больше отчетов перед походом прочитаешь, тем более полное представление о маршруте имеешь...
Насчет "банка отчетов": идея хорошая. В рамках форума его можно создать только в описанном andy t формате. Систематизировать по уровням:
-вид похода (вело, пеший, водный);
-регион (например, для водных: бассейны Двины, Днепра, Немана, Припяти - для Беларуси; Карелия, запад Европейской части России, Вологодско-Архангельский регион, северная Украина и т.д. - для зарубежья);
-река;
-дата похода.
Со сканированием материалов могу оказать посильную помощь. Слабенький сканер есть дома, помощнее - могу использовать на одной из организаций.
andy_t:
По идее, именно "Поехали!" (не как форум, а как сайт) должен быть таким сборником
Всё верно. Когда-то здесь, причем с самого начала, был информационный раздел info.poehali.net.
Он состоял из подразделов "походы | карты | литература | линки". Конкретно по походам была упомянутая возможность фильтрации и сортировки, как по датам, так и по регионам.
Можно посмотреть на "internet archive": http://web.archive.org/web/20100329123858/http://info.poehali.net/
Сообщения вводились как на форуме, но сама их организация была специфической именно для отчетов.
Недостаток был в том, что по традициям web 1.0 отчеты в базу заносил редактор. Потом редакторы устали, от дел отошли, и эта система подвисла и уже не обновлялась.
Владельцы сайта решили сконцентрировать свои усилия на poehali.org, в котором была придумана своя система для управления событиями (в частности, походами) и публикации информации о них (в частности, отчетов). Система эта уже была расчитана на самопубликацию, то есть web 2.0. Идея достаточно известная, и давно насущная, но реализаций ее существует немного (см. например http://marshruty.ru). К сожалению, разработка и доработка этого org тянулась с 2005 и до... сих пор, как минимум. По разным причинам новый сайт популярным пока не стал.
Поиграться с "событиями" можно тут: http://poehali.org/events
Это, скажем так, официальная точка зрения владельцев "Поехали" на развитие своего сайта.
Отчеты планируется держать именно на poehali.org, каких-то альтернативных решений в рамках "Поехали" не будет.
(Для прояснения: я как один из администраторов, и другие модераторы, здесь решают далеко не всё).
Создать в разделе "Отчеты" на этом форуме несколько закрепленных вверху раздела тем.
Для начала можно сделать хотя бы путеводитель по отчетам, внесенных в раздел "Отчеты".
Там их не так много, всего 17 страниц. Думаю, раздел станет более читаемым.
Если кто-нибудь займется, прикрепим тему сверху.
Кстати, согласен, что форумный формат публикации отчетов - это костыли. Однако вы, любители radikal.ru:), делаете еще более недальновидное решение. Размещение фотографий на внешних фотохостингах - рискованная вещь. Мало того, что просмотр увеличенной фотографии сопровождается обильной рекламой (в последнее время там еще и танки по экрану ездят, и музыка играет:). К тому же он работает не всегда стабильно. А самое главное - через несколько лет велик шанс получить только огрызок текста без иллюстраций. Недавно зашел в одну из старых тем на этом форуме, прошелся по ссылкам на отчеты. Те отчеты, которые выкладывались целиком на форуме, так тут и остались. А несколько старых, лежащих на персональных сайтах, так и поисчезали вместе с теми сайтами. Еще хороший пример: заходишь на торренты (rutracker.org), а там в шапке принято иллюстрировать тему картинками, хранимыми на внешних фотохостингах. Так вот, хороший процент тем уже нормально не отображается, из-за того, что часть этих хостингов уже прекратила своё существование. Итого получаем в проблеме "отчеты" еще больше хаоса.
Про "Радикал" согласен, потому в последнее время стараюсь основную массу фото загрузить не через него.
Создание "базы отчетов" на форуме - способ не зависеть от администрации проекта при желании масс, не совпадающих с желанием администрации. Начать можно и систематизации того, что лежит на этом форуме - по всё равно работа сведется к расстановке ссылок на темы.
То, что ПОЕХАЛИ не жмотится на аттачи - несомненно, огромный плюс.
Люди потому и используют внешние сайты для отчетов и внешние хостинги для фотографий, что форумный формат (1 сообщение - 1 фотка, причем в реальном размере) - крайне неудобный. И понятно, что чем дольше будет дозревать поехали.орг, тем больше материалов потеряется. Для себя я нашел выход, просто сохраняя интересные отчеты, также как статьи, книги и прочее.
В этом плане создание такого списка поможет "инвентаризировать" имеющиеся материалы и восстановить их в случае утери (связавшись с владельцем или с тем, у кого есть копия.
Ну, а вопрос "зачем"...
Я воспринимаю отчеты не как общественную нагрузку (обязаловки-то нет), а как некий банк информации. Пример с той же Ключегорской ГЭС: ситуация изменилась, когда - неизвестно, информацию теперь надо собирать по крупицам. Хотя, думаю, каждый год на эту реку ходило как минимум несколько групп. Если бы от них остались отчеты, то картина исчезновения водохранилища была бы более полной.
Мне, например, интересно прослеживать изменения в местности, которые произошли за последние десятилетия, а для этого опять же нужны старые отчеты.
И это не говоря уже о том, что не все хотят идти в неизвестность, желая знать о состоянии маршрута и основных препятствиях на нем.
А уход в коммерческие форматы... Да, не все же уйдут туда.
Я тоже сохраняю интересные отчеты у себя.
Насчет удобства картинок на фотохостингах - не уверен. Мне к примеру, очень неудобно видеть кучу маленьких картинок, и каждый раз нажимать на каждой, чтобы разглядеть детали. А если еще там танк ездит... А если хочется сохранить себе такой отчет... Уходит много нажатий кнопок.
Форумный формат публикации - костыли, но его хотя бы проще читать, и проще сохранять. Вопросы траффика сейчас вовсе не актуальны, страница, забитая картинками 800x600, показывается без особых нервов даже в телефоне.
Ну и вопрос сохранности иллюстраций. Если какой-нибудь picasа, panoramio или livejournal с большой вероятностью
будут жить годами, то насчет сайтов типа radikal.ru никаких гарантий нет.
А я вот не просто сохраняю :) Не могу читать серьёзные тексты с экрана, по форумной привычке глаза туда-сюда скачут, пробегают по диагонали, и к тому же и так целый день за компом... Посему раньше самые интересные отчёты выдирал в ворд, наскоро форматировал и распечатывал, а теперь книжку электронную купил. Делаю страничку 85х120 мм без полей и перегоняю в pdf. Вечером можно спокойно наслаждаться.
Когда много крупных фото - или их выкидываю, или просто такой отчёт не забираю в "переделку".
Конечно, не только и не столько ради отчётов эл. книжкой пользуюсь. Помимо необъятных библиотек текстов, есть, к примеру, замечательные статьи на тех же "Элементах", причём обработке существенно помогает кнопочка "Распечатать".
В форумах же такой кнопочки нету, всё по кускам выдирать приходится.
Насчет удобства картинок на фотохостингах - не уверен. Мне к примеру, очень неудобно видеть кучу маленьких картинок, и каждый раз нажимать на каждой, чтобы разглядеть детали. А если еще там танк ездит... А если хочется сохранить себе такой отчет... Уходит много нажатий кнопок.
Хм, мне наоборот такие отчеты читать удобней: каждый абзац текста иллюстрируют несколько фоток (разные объекты, ракурсы и т.п.), я же могу просматривать с увеличением не все фотки , а только те, которые заинтересовали по превью. Информация воспринимается быстрее и цельнее. А в форумном формате получаем отчет-простыню на 10-20 экранов, где пару строк текста разрываются несколькими фото 800 на 600 каждая. Читать не удобно.
Единственный плюс - да, удобство сохранения. Но я сохраняю далеко не все отчеты, да и необязательно сохранять абсолютно все фотоматериалы, можно только самое интересное.
Насчет радикала.ру - согласен, после того, как там появилась всплывающая реклама, им пользоваться невозможно.
Хинт как сохранять отчеты. Ставите себе pdf-принтер и печатаете на него страницу с отчетом, на выходе получается файл pdf.
Плюсы - удобно хранить и читать
Минусы - пропадает интерактивность (увеличение фото по клику и т.д.)
Ну и по теме топика - отчет это в первую очередь впечатление участника о походе. Чем реже ходишь, тем ярче впечатления и больше отчетов, чем чаще - тем больше походы превращаются в обычную жизнь и соответственно уменьшается количество отчетов.
Технический отчет о маршруте это совсем другой вид творчества, который в основном пишут для галочки при защите похода. Если никто его писать не заставляет, то обычно ограничиваются парой слов о наиболее сложных/интересных местах маршрута, а остальное пишут только если кто-нибудь спросит.
pdf еще не так хорош, когда 1) ищешь ключевое слово по сохраненным на винчестере отчетам; 2) хочешь достать отдельную картинку, поразглядывать ее и т.д.
Еще есть варианты сохранения в chm. Тоже лучше, чем просто складывать html со всеми файлами. Минусы такие же, как у pdf.
Degen1103, в форуме как раз есть кнопочка "печатать".
По поводу "банка информации". Вопрос на самом деле непростой, давно над ним размышляю. Этот банк должен быть удобным как использования в интернете, так и для локального использования (у себя на компьютере, или на переносном устройстве). Возможно, wiki частично решает проблему. См. к примеру базу мест/рек на whitewater.ru: http://www.whitewater.ru/wiki/index.php/Заглавная_страница
По поводу отчетов с preview картинками. Вот мне зачастую хочется посмотреть всё. Особенно если иллюстрации достойные, или место интересное. И вот это дерганье "вперед на картинку - назад к отчету" несколько утомляет. Также не очень удобно, когда сначала идет громадный кусок текста, а потом отдельно иллюстрации. Такой текст сложнее переваривается.
По сути, всё давно придумано до нас: см. иллюстрированные журналы, там тексты разрежаются картинками, присутствуют различные врезки, столбики, послесловия и проч. Если думать про оформление на компьютере, то по мне идеальный текст такой, который при прочтении скроллируется колесиком мышки. И всё, больше никаких телодвижений.
Компромиссом мог бы быть такой вариант: картинки изначально показываются не очень большими, а при наведении курсора увеличиваются. Или сверху на сайте есть некий ползунок, которым регулируешь размер иллюстраций. Посмотрите также ради интереса вариант на "Морском каякинге" (я там, кстати, тоже модератор): http://sea-kayak.ru/reports Кнопки "свернуть"/"развернуть". Мне не очень нравится, но тоже решение.